Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обострение социально-экономической ситуации в странеРаздел Индии на Индийский Союз и Пакистан нанес огромный экономический ущерб обеим странам. Вся единая экономическая система, включая ирригационные сооружения, транспортную сеть, оказалась разорванной. Возникли новые вопросы, связанные с нерешенностью проблем миллионов беженцев. Индийский Союз испытывал нехватку продовольствия, а также сырья для ведущей текстильной промышленности. «К Пакистану отошли сельскохозяйственные районы, дававшие 40% сбора хлопка, 85% джута, 40% пшеницы»1. Вооруженный конфликт 1947-1948 годах, за которым последовала торговая война между Индией и Пакистаном в 1949-1950 годах, нанес удар по сложившимся еще в колониальный период межрайонным хозяйственным связям. Перед Индией встала задача создания собственной хлопковой и джутовой базы, в то время как перед Пакистаном - собственной текстильной промышленности. Нормализация торговых отношений между Индией и Пакистаном затруднялась также нерешенностью ряда других экономических вопросов, включая урегулирование проблемы имущества беженцев, взаимных финансовых претензий, раздела валютных резервов. Разорванными оказались единая ирригационная система и транспортная сеть: долгое время связь с Ассамом поддерживалась в основном по воздуху. В условиях сокращения снабжения текстильной промышленности сырьем, узости рынка сбыта фабрики либо закрывались, либо переходили на неполную рабочую неделю. От нехватки сырья и трудностей сбыта особенно страдало мелкое производство, ручное прядение и ткачество. К осени 1949 года объем производства в основных отраслях промышленности составлял лишь 60-70% уровня, достигнутого в период второй 1.Антонова К. А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии / К. А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. – М.: Мысль,1979. – с.488 мировой войны. Депрессивное состояние промышленного производства определялось не только затруднениями на рынках сырья и готовых изделий, но и изношенностью капитального оборудования. Сокращение производства обостряло проблему занятости. В некоторых районах безработица среди промышленных и мануфактурных рабочих достигла угрожающих размеров. «Например, в Восточном Пенджабе численность промышленных рабочих в 1946/47 – 1947/48 хозяйственных годах сократилась на 1/3. Положение на рынке труда усугубилось наплывом беженцев, численность которых составила свыше 7 млн. человек. Нехватка промышленных товаров широкого потребления сочеталась с продовольственным дефицитом: в первые годы после достижения независимости сельскохозяйственное производство составляло 90% довоенного уровня»1. Возможности варирования для индийской буржуазии на экономическом фронте крайне ограничивались господствующим положением, которое занимал иностранный, в основном английский, капитал в важнейших отраслях экономики. «Согласно первой переписи иностранных капиталовложений в Индии, проведенной по данным на июнь 1948 года, было установлено, что они составляли общую сумму 3,2 млрд. рупий, из которых на Англию приходилось 72%. Под иностранным контролем находилось 97% всех капиталовложений в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, 93% - в резиновой, 90% - в узкоколейных железных дорогах, спичечном производстве, 89% - в джутовой промышленности, 86% - в чайно-плантационном хозяйстве, 73% - в горнодобывающей промышленности. Иностранные монополии получали ежегодно в среднем 1,2-1,5 млрд. долл. прибыли на вложенный капитал»2. 1.Антонова К. А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии / К. А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. – М.: Мысль, 1979. – с.490 2. Антонова К. А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии / К. А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. – М.: Мысль, 1979. – с.491 Постепенно были значительно расширены посевы под джутом и хлопчатником. Начались новые ирригационные работы. Для освоения целинных земель в 1947 году была создана государственная тракторная организация. Однако с гораздо меньшим успехом была проведена кампания по увеличению производства продовольствия. Продовольственный дефицит не уменьшался, в 1947-1950 годах Индия ввезла свыше 10 млн. т зерна. Несмотря на принятые меры, душевое потребление основных продовольственных товаров продолжало сокращаться. В 1948 году в городах было введено рационирование важнейших продовольственных товаров. Разгул спекуляции продовольствием и предметами первой необходимости тяжело сказался на бюджетах семей рабочих, ремесленников, мелких и средних служащих, низших прослоек предпринимателей. В то же время путем спекулятивных сделок создавались громадные состояния - усилился процесс первоначального накопления. Известная стабилизация к 1949 году экономического положения в стране стимулировала перевод денежных накоплений имущих классов в промышленное предпринимательство. Несмотря на продолжавшееся сокращение текстильного производства, наметился рост продукции в некоторых отраслях тяжелой промышленности, что было связано с оживлением гражданского и промышленного строительства. Началось обновление подвижного состава на железных дорогах и станочного парка на фабрично-заводских предприятиях путем довольно значительного увеличения ввоза капитального оборудования. Импорт машин в первые годы независимости в большой степени покрывался средствами из образовавшихся в период войны стерлинговых авуаров Индии, составлявших в 1947 году общую сумму в 15 млрд. рупий. По «англо-индийскому финансовому соглашению, подписанному в июле 1948 года, 5 млрд. рупии списывалось на уплату за военное имущество, пенсии английским чиновникам и другие, а оставшиеся 10 млрд. обеспечили для английской промышленности рынок сбыта капитального оборудования»1, которое шло на модернизацию и расширение промышленных мощностей Индии. Англо-индийское соглашение на какое-то время усилило влияние английских монополий на ход экономического развития страны, однако не предотвратило проникновения в Индию конкурирующих монополий, а также не препятствовало укреплению национальной буржуазии. Индийская буржуазия, слабая в финансовом и особенно в техническом отношении, создавала новые отрасли производства в основном на базе соглашений с иностранным капиталом в форме смешанных компаний. За первые три года независимости было создано 88 смешанных компаний - в автосборочном, тракторосборочном, велосипедном и других производствах. Правительство стимулировало частное предпринимательство, введя покровительственные таможенные тарифы, известные ограничения в деятельности иностранного частного капитала. «Для финансирования промышленного строительства в 1948 году была создана государственная промышленно-финансовая корпорация с капиталом 100 млн. рупий»2. Наиболее полно принципы экономической политики правительства доминиона Индийский Союз были изложены в «Декларации о промышленной политике»3, оглашенной Джавахарлалом Неру в Учредительном собрании в апреле 1948 года. В этом программном документе был зафиксирован курс на развитие так называемой смешанной экономики путем резервирования за государством определенных сфер предпринимательства. Монополией государства объявлялись производство вооружений и атомной энергии, а также 1.Колыхалова Г.П. Индия и Англия: проблемы экон. и полит. отношений после 1947 г. / Г. П. Колыхалова.— М.: Наука, 1966. – с.55 2.Колыхалова Г.П. Индия и Англия: проблемы экон. и полит. отношений после 1947 г. / Г. П. Колыхалова.— М.: Наука, 1966. – с.55 3. Антонова К. А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии / К. А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. – М.: Мысль, 1979. – с.493
железные дороги. В группе отраслей тяжелой промышленности, включая черную металлургию, угольную и нефтяную промышленность, а также самолетостроение и некоторые другие виды машиностроения, государство резервировало за собой исключительное право на создание новых предприятий. Наконец, объектом государственного регулирования и планирования были объявлены еще 17 важнейших отраслей тяжелой и легкой промышленности. «Курс на государственный капитализм проявился и в национализации 1 июля 1948 года Резервного банка Индии, и в принятии в 1949 году Закона о банках, усилившего правительственный контроль за деятельностью частных акционерных банков. На государственный сектор, образованный на базе бывшей собственности колониального правительства, в 1948 году приходилось лишь 6% всего промышленного производства. Как бы ни были ограничены первые госкапиталистические мероприятия правительства Неру, его экономическая политика радикально отличалась от политики колониальных властей»3. Таким образом, принятые в 1948, а затем в 1956 опубликованные правительственные декларации, определяли политику государства в области промышленного строительства. Основные отрасли тяжёлой и энергетической промышленности объявлялись исключительной или преимущественной сферой государственного предпринимательства. Национализированные в связи с этим транспорт, средства связи, два крупнейших банка, страховые компании, а также предприятия металлургической, металлообрабатывающей, энергетической, химической и других отраслей промышленности, гидроэнергетические и оросительные системы, строительство которых развернулось с середине 50-х 1.Колыхалова Г.П. Индия и Англия: проблемы экон. и полит. отношений после 1947 г. / Г. П. Колыхалова.— М.: Наука, 1966. – с.55 2. Антонова К. А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии / К. А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. – М.: Мысль, 1979. – с.493 3.Антонова К. А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии / К. А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. – М.: Мысль, 1979. – с.493 годах составили основу государственного сектора. Одновременно государство оказывало финансовую и организационную поддержку частному предпринимательству. Наиболее полным выражением государственно-капиталистической политики стали пятилетние планы экономического развития, определяющие развитие государственного сектора и способствующие индустриализации Индии. Определяя место пятилетних планов в борьбе за общественный прогресс в Индии, Джавахарлал Неру подчеркивал: «Пятилетние планы часть той войны, которую Индия ведет против нищеты и невежества»1. Колониальная структура индийской экономики, засилье иностранного капитала определили и место Индии в системе международного разделения труда. По-прежнему Индия представляла аграрно-сырьевой придаток развитых капиталистических стран, прежде всего Англии: «в 1946/47 годах 60% всей стоимости импорта составили продовольственные и промышленные товары широкого потребления, а 52% экспорта - сырье и продовольствие»2. Раздел страны в целом обострил противоречия экономического развития Индии, определявшиеся колониальной структурой ее народного хозяйства. Впервые годы после достижения независимости Индия по-прежнему представляла отсталую аграрную страну, в экономической структуре которой господствовали докапиталистические уклады. По данным о национальном доходе на 1948/49 г., на сельское хозяйство приходилось 48,1%, кустарное и ремесленное производство - 11,5 и фабрично-заводскую промышленность - 8,3%. Господство феодальных пережитков в системе землевладения и землепользовании, средневековый уровень технической оснащенности сельского хозяйства 1. Володин А. Г., Шаститко П. М. «Пусть не обманет надежда!..» жизнь и борьба Джавахарлала Неру / А. Г. Володин, П. М. Шаститко.— М.: Политиздат, 1990. – с.272 2. Антонова К. А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии / К. А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. – М.: Мысль, 1979. – с.491 обусловили один из самых низких в мире уровней производительности труда. На одном из последних мест в мире находилась Индия и по уровню национального дохода на душу населения, составлявшего в 1948 года 246 рупий. Это было в 10 раз меньше, чем в Англии, и в 20 раз меньше, чем в США. В то время как экономическая мощь индийской национальной буржуазии, в особенности её монополистической верхушки, возросла, материальное положение трудящихся масс улучшилось весьма незначительно по сравнению с колониальным периодом. Основным внутренним источником финансирования планов экономического развития было всё возрастающее прямое и косвенное налогообложение. Перед молодым индийским государством встала грандиозная задача преодоления вековой отсталости и создания многоотраслевой современной экономики. Помимо экономического развития Индии после провозглашения политической независимости важнейшим условием являлась достижения социального прогресса страны. Ухудшившиеся в 1947 – 1949 гг. условия жизни широкого слоя населения Индии создали предпосылки роста социальной напряженности в стране. Большое влияние на организованное рабочее и крестьянское движение 1948 – 1949 гг. оказали решения II съезда Компартии Индии, проходившего в Бомбее в конце февраля – начале марта 1948 года. На съезде указывалось, что «основная задача революционных сил состояла в создании демократического фронта, программа которого включала проведение глубоких социальных преобразований, в том числе ликвидацию помещичьего землевладения без компенсаций, национализацию английских предприятий и основы отраслей промышленности и банков, введение минимума заработной платы и 8-часового рабочего дня, установления рабочего контроля на предприятиях, упразднение княжеств и административное переустройство на национальной основе, провозглашение права на самоопределение всех национальностей Индии, запрещение кастовой и прочей дискриминации и т.д.»1. Съезд осудил расчленение Индии и потребовал полного разрыва с британской империей. Правительство Неру характеризовалось как пришедшее в лагерь империализма Новое руководство партии, избранное на съезде фактически взяло курс на свержение правительства Конгресса путем восстания. Левый уклон в деятельности КПИ нанес урон коммунистическому движению в стране. Начались репрессии против коммунистов и активистов массовых организаций. На репрессии против компартии и профсоюзов пролетариат Индии ответил митингами и забастовками протеста. Важнейшим результатом борьбы рабочего класса стало принятие в 1948-1949 гг., составивших основу законодательства о труде в независимой Индии: «о минимуме заработной платы, социальном страховании, 8-часовом рабочем дне, государственном арбитраже, закон о трудовых конфликтах и др.»1. Наряду с борьбой рабочих в 1947 – 1949 гг. в отдельных районах страны развернулись массовые выступления различных слоев крестьянства. Наиболее активно выступали группы низших прослоек крестьян-арендаторов, выступавших за снижение арендной платы, перевод ее из натуральной в денежную форму, упрочнение права наследственной аренды. Важное место в выступлениях крестьян-арендаторов занимала проблема сгона арендаторов с земли богатыми крестьянами.
1.Антонова К. А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии / К. А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. – М.: Мысль, 1979 – с.495 2. Антонова К. А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии / К. А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. – М.: Мысль, 1979. – с.496
Более широкие слои индийского крестьянства выступали за демократизацию и осуществление законопроектов об отмене системы заминдари. Наивысшего размаха крестьянская борьба достигла в Телингане, где продолжалось, начавшееся еще в 1946 году, крестьянское восстание. В районах восстания были созданы народные панчаяты – органы власти, осуществлявшие аграрную реформу, ограничив крупное помещичье землевладение и перераспределив отчужденные земли среди малоземельных крестьян. В 1949 году части регулярной индийской армии, брошенные на подавление восстания, вступили в Хайдарабад. Восстание переросло в партизанскую войну, длившуюся до 1951 года. От движения отошла крестьянская верхушка, удовлетворенная проведенными, в 1949 – 1950 гг. аграрными реформами. Борьба крестьянства вынудила правительства штатов поторопится с разработкой и проведением аграрных реформ. «Земельные реформы были абсолютно необходимы, – писал Неру, – и мы стремились к этому и работали для этого на протяжении жизни целых поколений. Мы должны их эффективно провести, преодолевая помехи и препятствия. Если кто-либо станет на пути этих преобразований, мы будем вынуждены убрать их с нашего пути. Другого выхода нет, ибо миллионы людей ждут и ждали этого многие десятилетия»1. Одним из главных направлений аграрных реформ в начальный период независимости стало устранение феодально-иерархического землевладения, которое до принятия первых аграрных законов охватывало 57% частновладельческих земель в Британской Индии и много меньше в княжествах. Несмотря на все трудности и издержки, проведение аграрных реформ несколько
1. Юрлов Ф. Н., Юрлова Е. С. История Индии. XX век. / Ф. Н. Юрлов, Е. С. Юрлова – М.: Институт востоковедения РАН, 2010. – с. 322. улучшило положение основной массы крестьянства и в определенной мере создало благоприятные условия для капиталистических преобразований в аграрной сфере. Таким образом, после достижения независимости перед правительством Индии встал вопрос о решении проблемы социально-экономической ситуации в стране. В первые годы независимости усилия правительства в экономической области были в основном направлены на преодоление последствий раздела страны. Индустриализация оказывала положительное влияние на ситуацию в сельском хозяйстве. Проведение аграрных реформ (хотя и ограниченных по своим масштабам и социально-экономической значимости) также способствовало капиталистическим преобразованиям в аграрной сфере.
Заключение И так, новый этап в истории Индии начался с того, что после достижения независимости в 1947 году, она выбрала демократическую форму государственного и общественного устройства. Вступила на путь преобразования и модернизации внутренней и внешней политики страны. Основной внешнеполитической проблемой для Индии стали её отношения с Пакистаном. Раздел бывшей Британской колонии на Индию и Пакистан по религиозному признаку в обстановке крайнего обострения религиозно-общинной розни, нерешенность, по мнению Пакистана, вопроса о принадлежности княжества Кашмир, стал причиной крупных кровопролитных столкновений между индусами и мусульманами. В результате, которых был убит один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии М.К. Ганди. До настоящего времени конфликтный потенциал между Индией и Пакистаном по кашмирскому вопросу не исчерпан. В ходе изучения данной темы стало очевидно, что для постколониальной Индии важнейшей задачей в области развития социальной политики явилась необходимость создания условий для нормальной жизни огромных масс населения, значительная часть которого находилась за гранью нищеты. Сейчас в стране действует тысячи неправительственных, общественных и частных организаций, связанных с жизненными интересами разных слоев и групп населения. Все они - и каждая в отдельности - способствуют формированию общественно-политического климата в стране. Рубежным событием, определившим дальнейшее развитие страны, стало принятие конституция Индии. Конституция запрещает дискриминацию по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения, отменяет принцип неприкасаемости. Она гарантирует право собственности - ни один человек не может быть лишен имущества иначе, как по закону. Можно сделать вывод что, введение в действие конституции предшествовало укрепление единства и территориальной целостности Индии. Правительству удалось преодолеть феодальную раздробленность страны почти на 600 княжеств, которые вошли в состав индийского государства, что способствовало росту политического авторитета Индии. Важной частью всего процесса экономического развития Индии стало планирование. Государственный капитализм – главный рычаг подъема экономики в конце 40-х – 60-е годы. Пятилетние планы экономического развития страны были нацелены на ускоренную индустриализацию страны. Анализируя ситуацию можно сделать вывод о том, что индустриализация оказывала положительное влияние на ситуацию в сельском хозяйстве и в стране в целом. Проведение аграрных реформ так же способствовало капиталистическим преобразованиям в аграрной сфере. Так как основной вектор аграрных реформ был направлен на удовлетворение интересов среднего и зажиточного крестьянства, против крупного помещичьего землевладения. Южно-азиатский субконтинент является местом, где сталкиваются интересы ведущих стран мира. Место Индии в системе международных отношений изменилось после того, как в 1974 году она впервые произвела ядерные испытания, а в 1998 создала свою ядерную бомбу и перешагнула ядерный порог. Современная Индия оказалась в числе государств, существенно влияющих на мировую геополитику.
ЛИТЕРАТУРА 1. Антонова К. А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии / К. А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. – М.: Мысль, 1979. – 608 с. 2. Брагинский И.С. Индия и Пакистан. - М., Вост. лит. 1959 3. Володин А. Г., Шаститко П. М. «Пусть не обманет надежда!..» жизнь и борьба Джавахарлала Неру / А. Г. Володин, П. М. Шаститко.— М.: Политиздат, 1990.— 351 с 4. Ганди М. К. Моя жизнь: Пер.с англ. — М.: Наука, 1969.— 612с. 5. Гафурова Б.Г., Зубкова Л. И. Хрестоматия по новейшей истории в 3 тт. Т-3 (1945 – 1960). Документы и материалы. 6. Гопал, С. Джавахарлал Неру: биография: В 3-х т. / С. Гопал; [пер. с англ.]; общ. ред. П. В. Куцобина.— М.: Прогресс, 1989. – 448с. 7. Индия: страна и ее регионы. Под ред. Е. Ю. Ваниной. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. 8. Кашин В. Пандит Джавахарлал Неру / В.Кашин // Азия и Африка сегодня. — 2005. - № 6. — С. 46-50. 9. Клюев Б. Три уровня политики // Азия и Африка сегодня. - 1999.-№ 12.- С.25-29. 10. Колыхалова Г.П. Индия и Англия: проблемы экон. и полит. отношений после 1947 г. / Г. П. Колыхалова.— М.: Наука, 1966.— 287 с. 11. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф. В.В.Маклаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003. – 819 с. 12. Куценков, А. На рубеже веков // Азия и Африка сегодня. — 1999.-№ 12.-.4-12. 13. Куцобин П. В. Современная Индия: расстановка классовых и полит. сил / П. В. Куцобин.— М.: Политиздат, 1963.— 127 с. 14. Куцобин, П. Васильевич. Аджой Гхош и коммунистическое движение в Индии / П.В. Куцобин.— М.: Мысль, 1985 – 248с. 15. Куцобин, Петр Васильевич. Современная Индия: расстановка классовых и полит. сил / П. В. Куцобин.— М.: Политиздат, 1963.— 127 с. 16. Москаленко, В. Пакистан и Индия:две страны,один конфликт // Азия и Африка сегодня. — 2001.-№1. — С.47-52. 17. Неру Дж. Автобиография / Д. Неру.— М.: Изд-во иностр. лит., 1955.— 656 с. 18. Неру Дж. Внешняя политика Индии: избр. речи и выступления: 1946-1964 / Д. Неру; авт. предисл. Н. Смирнов.— М.: Прогресс, 1965.— 352 с 19. Неру Дж. Открытие Индии / Д. Неру. – М.: Изд-во иностр. лит., 1955 20. Новейшая история Индии / А. М. Дьяков; под ред. В. В. Балабушевича, А. М. Дьякова.— М.: Изд-во вост. лит., 1959 – 758 с. 21. Плешова, М. Конституционный процесс вчера и сегодня // Азия и Африка сегодня. — 1999.-№ 12. - С.20-24. 22. Чичеров А.И. Джавахарлал Неру и независимая Индия: очерки обществ. развития страны в 50 - 70-е гг. / А. И. Чичеров.— М.: Наука, 1990.— 263 с. 23. Юрлов Ф. Н., Юрлова Е. С. История Индии. XX век. / Ф. Н. Юрлов, Е. С. Юрлова – М.: Институт востоковедения РАН, 2010. – 920 с. 24. Юрлов, Ф. Индийский национальный конгресс - во власти оппозиции / Ф.Юрлов // Азия и Африка сегодня. — 2004.-№2.-С.32-40. — (Окончание. Начало:№1). 25. Юрлов, Ф. Индия: опыт реформ и модернизации / Ф. Юрлов // Азия и Африка сегодня. — М., 2006. — № 5. — С. 2-7. 26. Юрлова, Е. Президент Индии К.Р.Нараянан // Азия и Африка сегодня. — 2001.-№4. — С.47-52.
|