Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественный мифологизм лирики Ю Кузнецова





Поэзия Юрия Кузнецова ннасыщенна фольклоризмом и мифологизмом. Главная задача Ю.Кузнецова восстановить богатейший поэтический мир наших предков, которые жили среди знаков,древних символов, создавали притчи,заговоры и заклинания.

Из всего прочитанного можно сделать вывод,что Кузнецов уделяет предпочтение сказовым жанрам, например:

1) Сказания ("Сказание о Сергии Радонежском")

2) Былина ("Былина о строке")

3) Баллада ("Баллада об ушедшем", "Баллада о старшем брате")

Поэт в своих текстах ни раз обращается к героям былинного эпоса (Соловей- Разбойник, Илья Муромец, Святогор), присутствуют сказочные образы (Змей - Горыныч, Иванушка-дурачок, спящая царевна, царевна лягушка).

Кузнецов не отстраняется и от таких жанров, как плач, лирическая песня,заклинание. Очень много в его лирике обращений: " Скажи мне о русская даль..." ("Русская мысль"), " Рыдай и плачь, о Русская земля!" ("Захоронение в Кремлевской стене"), "Спой, родная, мне что-нибудь прежнее"

Часто встречаются эпитеты взятые из фольклорных песен и сказок: темный лес, белый свет,добрый молодец, буйная голова,широкое поле. А что самое интересно,эпитеты Ю.Кузнецова строятся по типу фольклорных, например со словом "железный" (железный путь,железные мысли,железное столетье), словосочетания эти, чаще всего носят отрицательный в некоторой степени негативный характер, переплетаются со злом (ворон с железным клювом, змея с железной чешуёй)

Часть творчества составляют пословицы и поговорки ("На воре шапка горит"), фразеологизмы ("куда глаза глядят", " в чем мать родила", "трын-трава", " считать ворон", " ни свет ни заря", "горе луковое", "ни царя в голове"), фольклорные числительные(три " Три дня, три года,тридцать лет судьбы",семь " Семь небес никого не спасут" (" Новое небо")), тавтологические повторы (путь-дорога, грусть-тоска)

На мой взгляд, поэзия Кузнецова - это поэзия символов. "Я не долго увлекался метафорой и круто повернул к многозначному символу, - пишет поэт. - С его помощью я стал строить свою поэтическую вселенную..." "...Их губина открылась мне внезапно. Видимо, я шел к ним давно и напрямик. Мои юношеские стихи метафоричны. Но метафора очень скоро перестала меня удовлетворять. Это произошло, когда мне было 25-26 лет. Для поэта это начало зрелости. В то время я изучал и конспектировал труды Афанасьева... и вспоминал свои детские впечатления и ощущения."

Как это непорадоксально, самая масштабная символика у Кузнецова народная, построенная на контрастах. Можно сказать славянская мифология передает свои тайны Кузнецовской символеке. Синтезацию двух миров можно продемонстрировать на примере мирового дерева у славян. В функции дерева у славян выступает Вырий, райское дерево,береза,дуб, сосна,рябина, яблоня. К дереву приурочены животные: к ветвям и вершине - птицы (сокол, соловей, птицы мифологического характера), а также солнце и луна, к стволу - пчелы, к корням (змеи,бобры и тд.)Таким образом создаются три царства: небо,земля и чистилище, а также горизонтальная структура(север, юг,запад,восток),жизнь смерть. Мир - это вечное противопоставление: жизнь-смерть, живая-мертвая вода, день-ночь,юг-север,весна-зима,огонь-влага и тд.

Кузнецов добавляет к этой схеме свои оппозиции: отец-мать, мать-сын,отец-сын, а также оппозиции христианского происхождения: добро-зло, Бог-дьявол. Теперь мы можем наглядно представить себе поэтический мир символов Ю.Кузнецова.

Символика

1) Символ "Небо" - центральный образ в поэтической дисциплине Ю.Кузнецова:" Прошу у отчизны не хлеба, А воли и ясного неба" ("Бывает у русского в жизни")небо для лирического героя это священное и чистое место,где живет Бог, ангелы и архангелы,наблюдающие за жизненным путем каждого человека. Именно от небесной рати зависят действия людей, намотавшись по жизни, в конце героя ждет великий покой,как например в стихотворении "Тайна славян"

2)Символ "звезда" она определяет судьбу,участь лирического героя в стихотворении "Четыреста"

Весна ночной миндаль зажгла,

Суля душе звезду,

Девице - страсть и зеркала,

А юноше - судьбу.

Но не только судьба находится во власти звезды, также она определяет талант,удачу, счастье. Но ярче и сильнее всех горит звезда,олицетворяющая Бога. "...Вечный бой идет Бога с дьяволом...И звезда горит ясным пламенем После вечности мира сущего"(" Былина о строке")

3) Солнце у Юрия Кузнецова не просто гигантская звезда,а источник жизни всего живого на земле,особенно человека. Оно залог счастья и красоты, некое "Солнце благодати". Можно набраться смелости и предположить,что страшнее,чем заход солнца нет ничего на свете:"Как смутны леса на закате!" ("Имя "), а восход пробуждает все на земле,дает надежду на новый день или даже жизнь: "Воздух полон богов на рассвете..." ("Бой в сетях")

4) В отличее от солца, луна вбрала в себя темное начало, а порой даже смерти:"Светит луна среди белого дня. Умер другой, а хоронят меня" ("Другой"). Луна напрямик связа с царством мертвых

Открыли дверь, и от луны

Мороз прошел по коже,

Когда седая пыль войны

Легла на вдовье ложе.

("Сапоги")

Луна,словно дьявол, порабощается чистое и невинное существо, не дает ему шанса на выбор, и тот не сопротивляясь, присягает ей на верность.

...Свет померк. В небесах ослеплённых

Вместо солнца возникло пятно,

От него отвернулся подсолнух.

Поле пусто, сомненье темно...

...Мёртвым светом его охватило,

Он уже не внимал ничему.

Только видел ночное светило,

Присягая на верность ему.

("Черный подсолнух")

Даже в Осетинской мифологии луна выступает антиподом Солнца,хотя в некоторых мифах они предстают как брат и сестра.

Славяне опасались лунного света. В стихотворении "Испытание зеркалом" сам дьявол открывает лирическому герою тайну своего зеркального обмана: " Вместо солнца ты видишь луну..."

5) В поэзии Кузнецова затрагивается извечная борьба между светом и тенью. В этом он полностью отдаётся традициям славянской мифологии. Тьма - это "царство теней" ("Сидень"), свет - счастье, истина,добро,красота и откровение.

Когда подымает руки -

Мир озаряет свет.

Когда опускает руки -

мира и света нет.

("Пустынник")

6) Стихия огонь, одна из самых символичных и противоречивых по смыслу. С одной стороны огонь - это смерть

Гнилушка во мгле озарила

Его удалую ладонь.

– Откуда, гнилая?

– От мира,

–Ответил неверный огонь.

("Гнилушка на ладони")

а с другой - творческое начало,свет:

По праву сторону махнул

Он белым рукавом.

Из вышины огонь дохнул

И грянул белый гром.

По леву сторону махнул

Он черным рукавом -

Из глубины огонь дохнул

И грянул черный гром.

("Четыреста")

7) Другое стихийное явление - ветер. Ветры не только дышат на землю теплым веянием весны, принося с собой благодатные дожди; они несут на своих крыльях и град и снега, возбуждают и зимние вьюги и метели.

Чувствуется везде негативный образ ветра, он повсюду разносит тоску,смерть,горе, беду: "То ли ворон накликал беду, то ли ветром её насквозило...", порой ветер навивает тоску "А ветер гудит и тоску нагоняет... ("Завижу ли облако в небе высоком...), "Ветер ночами под деревом воздух визжит" ("Осенний космос")

8) Снег в поэзии Кузнецова символизирует чистоту,непорочность, тишину и покой (излюбленный эпитет к этому слову "вечный" ("Вечный снег", "Наливаются кровью моей вечный снег и следы на вершинах"(" На краю"), Снег настолько легкий и прозрачный, что способен проходить сквозь людей "Снег идет сквозь людей и сквозь снег" ("Снег")

9) Земля в его поэзии, как и в славянской мифологии,тесно связана с понятиями "страна", "Родина", "род": " В окне земля российская мелькает..." ("Водолей") В широком понятии земля - это место духовной битвы: "Я знаю землю,где впотьмах....", " Я пил из черепа отца...." Перед человеком всегда стоит выбор пути: один путь - кривой: " Смотрим прямо, а едем в объезд" (Откровение обывателя), а другой требует от нас подвига во имя истины: "Он пошел в направленье полета,По серебристому следу судьбы." ("Атомная сказка"), часто герой оказвается на распутье историческом:"Пройдя по улице Буденного,Я вышел к площади Махно" ("Родное") и духовном - там где спорят "правда с кривдой". Также на родину стремяться и все птицы и животные ("Журавль на родимую землю летит")

10) Горы и холмы в русском фольклоре обозначают препятствие на жизненном пути,кручину, неволю и даже смерть:"Ты не стой, гора, на моем пути. Добру молодцу далеко идти" (гора как препятствие), "Сокрыты святые обеты Земным и небесным холмом" (гора-неволя в стихотворении "Знамя с Куликова"), "Полна долина под горой Слезами и костьми" (Сапун-гора, в битве за которую погиб отец (стихотворение "Четыреста"))

11) Камень в кузнецовской лирике - Камень Алатырь, который находится на острове, окруженном со всех сторон водой. Он был священным ещё у язычников, затем перешел в фольклор ("В море-океане, на острове Буяне"), и наконец - в поэзию Ю. Кузнецова:

И снился мне кондовый сон России,

Что мы живем на острове одни.

12)К символике земных пространств примыкают и авторские символы поэта. Их всего два: "даль" и "дыра". Значение образа-символа "даль" раскрывается в смысловой рифме "даль-печаль": "Скажи мне, о русская даль, Откуда в тебе начинается Такая родная печаль?.." ("Русская мысль"); или:

Я вынес пути и печали,

Чтоб поздние дети смогли

Латать им великие дали

И дыры российской земли.

("Знамя с Куликова")

Даль у Кузнецова - не дорога: "Даль через дорогу перешла." ("Распутье"), и дыра - не захолустье, хотя "был город детства моего - дыра..." (стихотворение "Водолей" - исключение). Дыра у поэта - разновидность пустоты, пролома, прорехи, отверстия, трубы (сравните: "дело - труба" - гибель, конец). Отсюда вытекает и значение этого образа-символа: горе, печаль, смерть. Поэтому и "ухают дыры от ран..." ("Сказание о Сергии Радонежском"), поэтому и приходится латать "дыры российской земли", распятой, как и весь мир, на кресте:

На закате грусти не грусти -

Ни княжны, ни коня вороного.

И свистит не синица в горсти,

А дыра от гвоздя мирового.

- Уж такой мы народ, - говорю, -

Что свистят наши крестные муки...

Эй, бутылку и дверь на каюк,

Да поставить небесные звуки!

("Только выйду на берег крутой...")

13) Образы-символы мира животных у Кузнецова традиционны.

Змея связывается со злом, с кознями злого духа, с оборотничеством ("Змеиные травы", " Число", "Поступок", поэма "Змеи на маяке"). И в христианстве змей-искуситель считется образом дьявола.

Конь в славянской традиции - одно из наиболее мифологизированных священных животных. Конь - атрибут высших языческих богов (и христианских святых) и одновременно хтоническое существо, связанное с культом плодородия и смертью, загробным миром, проводник на "тот свет". Соответственно конь наделялся способностью предвещать судьбу...

Странный же образ рыбы-птицы: "Рыба-птица садится на крест И кричит в необъятных просторах." ("Откровение обывателя") навеян, вероятно, Паскалем: "Люди, не сдерживающие данного ими слова, без веры, без чести, без правды, с двойными сердцами, двойными языками, люди, подобные, как сказали бы раньше, сказочным амфибиям, занимающим срединное место где-то между рыбами и птицами..."

Ворон и в славянской мифологии, и в русском, и в мировом фольклоре, и в христианстве - вестник зла и смерти. Ворон - в народных представлениях не читстые и зловещие птицы. Стражи между миром живых и мертвых. Ворон-волк у поэта - воплощение нечистой силы, чужак, инородец ("Сказание о Сергии Радонежском"), и вороньё, соответственно, зловеще кружит "над русскою славой" ("Поединок"), " То ли ворон накликал беду, то ли ветром её насквозило" ("Дуб") Кстати, птицы у Кузнецова - носители исключительно отрицательных качеств, предвестники несчастья и гибели.

Птица по небу летает,

Поперек хвоста мертвец.

Что увидит, то сметает,

Звать её: всему конец.

Странным может показаться и кузнецовский образ яйца-родины в стихотворении "Я скатаю родину в яйцо...", если забыть о славянских мифологических представлениях: Яйцо, как метафора солнца и молнии, принимается в мифологии за символ весеннего возрождения природы, за источник ее творческих сил. Когда холодное дыхание зимы налагает на небо и землю печать смерти и разрушения, в этом яйце таится зародыш будущей жизни, и с приходом весны из него созидается новый мир

14) Символика цвета не выходит у Ю. Кузнецова за общепринятые фольклорные рамки. Белый цвет символизирует чистоту (белый халат, белый гром, белое патье, белое царское тело, белый голубь, белая церковь и т.д.), черный - печаль, смерть (черный гром, темный лес, черные мессы), красный и золотой - красоту (красное солнце, красное лето; золотая гора, золотая рыбка, золотой век, золотая стрела Аполлона и т.п.), голубой - чистоту и святость (голубые небеса, голубой свод и т.д.), зеленый - молодость: "Был город детства моего - дыра, Дыра зеленая и голубая." ("Водолей").

15) В тематическом комплексе "Человек" наиболее многочисленны в лирике Кузнецова те образы-символы, которые входят в группу "духовная деятельность, этические категории, моральные своиства". Главный образ-символ в его поэзии Кузнецова - душа .Для него она - и внутренний психический мир человека: "О, как душа страдает!.."; "Душа смеялась беззаботно..." ("Я знаю землю, где впотьмах...", "Память", "Цветы" и др.), и - бессмертное нематериальное начало: "Два раза в год душа его томится..."; "Того, кто душу погубил По мировым углам." ("Триптих", "Завет"). Программным в этом отношении является стихотворение "Прощание духа":

Ни делом, ни словом, ни мыслью

Тебе не подняться вовек

Над этой землею и высью...

Ты ниже земли, человек!

Прощай! Стороной оборотной

Заветная светит звезда.

Душа улетает бесплотной

Сквозь двадцать сетей навсегда.

Да, все поколения живы.

Но знаешь, названый собрат,

Какие грядущие взрывы

Уже за Сатурном гремят?

Причем Кузнецов четко отделяет разум от души: "Чистый разум и душа твоя." ("Пузыри").

Дух умершего человека в лирике Кузнецова представлен и его тенью - это соответствует уже не только славянским мифологическим представлениям (тень как привидение), но и мифологии мировой: "Вместилищем души у многих народов считается также тень, отбрасываемая человеком, его отражение в воде ии в зеркале..."

Призрак бродит в стихотворениях "Четыреста", "Связь", "Память", "Вечный снег", "Тайна славян", "Семейная вечеря": "Неполная смерть поднимает из праха истлевшие кости..." Его тень мелькает в стихах "Сидень", "Повернувшись на Запад спиной...", "Муха", "Бой в сетях", "Голоса":

Заговорили голоса из бездны,

Затрепетала полоса теней.

- Не поминай убийц. Они известны.

Открой нам имя родины своей.

17) Сон для него - "кондовый сон России", сон её тела и души, околдованной действием злых сил. В мировой и славянской мифологии души во время сна путешествуют во времени и пространстве. Душа лирического героя Кузнецова "летает" в стихотворениях "Простота милосердия", "Петрарка", "Тайна славян" и др. Об этом сообщают уже начальные их строки: "На темном склоне медлю, засыпая..."

Страшные сны снятся его матери ("Сапоги"), пастуху ("Вечный снег"), поэту ("Нос"). Однако колдовство неизбежно теряет свою силу, и не только в волшебных сказках...

Как мы смели уже заметить Юрий Кузнецов чувствует силу не только славянской мифологии, но и мифологии разных народов мира.

Заключение

В литературных статьях критиков,говорилось о творческом кризисе у поэта. Но Юрий Кузнецов никогда не шел в ногу со временем,у него и так хорошо развито понятие мифосознание. В его стихах собираются нити язычества,христианства, советской идеологии. Каждый раз,когда ты погружаешься в мир стихотворений Юрия Кузнецова,будто попадаешь в сказку или в былину. Становишься свидетелем чудесных, порой замысловатых сюжетов. Ищешь что-то свое давно потерянное, корни, славянские корни. Начинаешь воспринимать мир по-другому, появляется ценность у народу и что не мало важно к языку. Порой нам кажется, что миф всего лишь выдуманная сказка, и за ней ничего не стоит. Думая так, мы глубоко ошибаемся. За этим спрятана мудрость и понимание, не только себя, но и окружающих нас явлений природы. В стихотворениях мы ищем ту гармонию с миром, которую забыли много веков назад. Юрий Кузнецов сохранил для будущего поколения крупицы знаний и зашифровал их в поэтические строки, а наша задача разгадать все это!

Список литературы

1) Стихотворения/ Юрий Кузнецов. - М.:Эксмо, 2011.- 480с. - (Всемирная библиотека поэзии)

2) Стихотворения и поэмы.Том 5. 1992-2003. - М.: Литературная Россия, 2013.- 720с

3)Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трех томах. – М.: Современный писатель, 1995.

4)С. Г. Лазутин Поэтика русского фольклора Учеб. пособие для студентов филологических специальностей [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://infoliolib.info/philol/lazutin/index.html, свободный. — Загл. с экрана.

5) УДК 398.221 (470.65) ЛУНА В ФОЛЬКЛОРЕ ОСЕТИН Таказов Ф. М. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.science-education.ru/pdf/2013/2/312.pdf, свободный. - Загл. с экрана.

Date: 2015-07-25; view: 1867; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию