Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция духовно-нравственного воспитания В.А.Тишкова, А.Г. Адамовой, А.Г. Хаблиевой ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 В.А. Тишков понятие «концепция духовно-нравственного воспитания» определяет так: Концепция духовно-нравственного воспитания - это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.[2]. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ РФ, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировые сообщества. Адамова А.Г. понятие «духовно-нравственного воспитания» определяет так: Духовно-нравственное воспитание - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение высших духовных ценностей.[1]. Хаблиева А.Г. понятие «духовно-нравственного воспитания» определяет так: В системе образования духовно-нравственное воспитание - целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно-смысловой сферы, посредствам сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.[1]. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с требованиями Закона "Об образовании" (ст. 7 "Федеральные государственные образовательные стандарты", ст. 9 "Образовательные программы"), а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленным Российской академией образования.[2]. Концепция включает обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Законом РФ "Об образовании" (ст.9 п.1) установлено, что "основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего и среднего(полного) общего образования обеспечивают реализацию Федерального государственного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся". Концепция духовно-нравственного развития гражданина России разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ "Об образовании", на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ. Обеспечение духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России - это ключевая задача современной государственной политики РФ. Законопослушность, порядочность, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следование им в личной и общественной жизни. Данное понятие Л.С. Выготский формирует так: Концепция духовно-нравственного воспитания представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.[6]. Духовно-нравственное развитие и воспитание начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляет основу гражданина России, тоесть принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Духовно-нравственная концепция определяет: - Характер современного национального воспитательного цикла - Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи. - Систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможно духовно-нравственное воспитание многонационального народа РФ - Основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Основные принципы организации духовно-нравственного воспитания: -нравственный пример педагога; -социально-педагогическое партнерство; -индивидуально-личностное развитие; -интегративность программ духовно-нравственного воспитания; -социальная востребованность. По мнению Адамовой А.Г. Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности: -индивидуально-личные (жизнь человека, права ребенка, честь, достоинство); -семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, традиции); -национальные (образ жизни, поведение, общение; Родина, святыни страны, родной язык, родная земля, единство нации); -общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле).[1]. По словам ученого Павлова В.И.[2], духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирование ее: -нравственных чувств - совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма; -нравственного облика - терпения, милосердия, кротости; -нравственной позиции - способности к различию добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний; -нравственного поведения - готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли. Таким образом, концепция духовно-нравственного российских школьников разработана в соответствии с требованиями Закона "Об образовании", а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленных Российской академией образования. Одной из основных целей современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Заключение В истории мировой и отечественной педагогики существует большое количество воспитательных концепций, рассмотреть которые не позволяет объем курсовой работы. Однако, опираясь на поставленные цели и задачи, удалось раскрыть сущность современных концепций воспитания как совокупность взглядов, идей, положений на цели, сущность, содержание и способы осуществления воспитательного процесса. Изначально были раскрыты базовые вещи, ее сущность, основные группы воспитательных концепций и их характеристика, а также сущность концепций духовно-нравственного воспитания. На базе полученных знаний были выявлены несомненно важные особенности основных групп современных концепций воспитания, их сходства и различия. Для завершения полной картины курсовой работы, был раскрыт вопрос о современных концепциях воспитания и развития. От их создания до актуализации их применимости в современном обучении школьников. Также был описан вопрос о духовно-нравственных концепциях как о педагогически организованном процессе усвоения и принятия обучающимися базовых научных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Необходимо понимать, что предназначение современных концепций воспитания должно заключаться не только в необходимости успешного образования и воспитания, но и прежде всего в индивидуальном самораскрытии существенных им возможностей ребенка, тоесть возможностей саморазвития.
|