Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Найден Ноев ковчег. 8 page. Эра хиджры у мусульман, как считается, была введена при халифе Омаре около середины VII в





Эра хиджры у мусульман, как считается, была введена при халифе Омаре около середины VII в. В XX веке внезапно обнаружили египетский папирус с датировкой 22 годом хиджры («644/645» г. н. э.) и надгробную надпись с датой 31 г. хиджры («652/653» г. н. э.). То есть сохранились датировки по хиджре более поздние, чем датировки по РХ! При этом письменная фиксация первых сур Корана – начало XIV в. (По Н. Морозову – в «1318» г. По предположению В. Поляковского – в «1321» г., при согласовании календарей, поскольку начало лунного и солнечного календарей практически совпадало именно в этом году.)

 

Леонардо да Винчи прямо пишет в дневнике в начале XVI в., что Мухаммед молился… Юпитеру, то есть поначалу был язычником. Затем, согласно хронике Дж. Виллани, изданной в том же XVI в., Мухаммед примкнул к одной из христианских сект и только потом с помощью некоего монаха‑отступника Сергия Грозия организовал собственное церковное дело. Примерно то же пишет и историк XVI в. Михалон Литвин.

И в Коране есть прямое упоминание Евангелия (сура 57:27): «Потом Мы отправили по следам из Наших посланников и отправили вслед 'Йсу, сына Марйам, и даровали ему Евангелие, и вложили в сердца тех, кто последовали за ним, кротость и милосердие, и монашество они изобрели». Иными словами, апостолы (= последовавшие за Ним) в Коране отмечены, а их «Деяния» – нет. Фрагменты протоевангелий и апокрифов есть, а канонических Евангелий нет.

По традиционной истории монашеские ордены возникли не ранее рубежа XI–XII вв. (иоанниты, цистерцианцы, тамплиеры и т. д. Вся история бенедиктинцев, орден которых считается существующим с VI в., до XII в. фантомна, структура ордена определена только в «1128» г.). По сути, до XII в. не было и понятия «орден» как структура. (Само слово «орден» означает «порядок», так же, как и слово «орда». Это не неорганизованная толпа.)

Далее в той же суре Корана: «Мы им его не предписывали, если не для снискания благоволения Господа. Но они не соблюли его должным соблюдением». О ком здесь речь? Цитируемая сура Корана называется «железо». Единственный монашеский орден, который был официально ликвидирован до середины XIV в. – орден тамплиеров (т. е. хранителей Храма) в «1312» г. (фактически – в «1307» г.): за отказ подчиняться и королям, и папе римскому. Именно под контролем богатейшего ордена тамплиеров (по традиционной версии основан в «1118» г.), имевшего отделения («братства») по всей Ойкумене, было все металлургическое и оружейное производство. Храм Соломона, рядом с которым располагался штаб тамплиеров – это нынешняя мечеть Омара. Того самого, при котором, как традиционно считается, введена хиджра.

Мы видим, что непосредственно за уничтожением тамплиеров в «XIV» веке в традиционной историографии следует и появление исламской вульгаты (прообраза Корана) при султане Османе, и принятие ислама в Орде при хане Узбеке («1317» г.). И непосредственно за этим же следует «Авиньонское пленение пап» («1309–1377» гг.) со всеми папами‑антипапами, многопапством‑неразберихой – вплоть до реального появления папской кафедры в Риме в «1377» г., причем не в Ватикане, ибо его еще нет, а в Латера‑не! (Между тем Петрарка прямо называл это пленение не «авиньонским», а вавилонским…)

Параллельно разражается и вселенская борьба за власть с сильным религиозным оттенком‑тут и уничтожение Ка‑петингов, и приход к власти Османов в Турции, и восстание зилотов в Греции, и Столетняя война, и восстание Уота Тай‑лера в Англии, и «чомпи» в Италии, и битвы на Куликовом и Косовом полях и т. д. И все это происходит на фоне вселенской же чумы. Естественно, в таких условиях принятие единой сквозной хронологической шкалы и согласование календарей в XIV веке было затруднено.

В связи с этим любопытна легендарная история «Кола ди Риенцо» – Никола ди Лоренцо Кабрини, выступившего сначала против одного из пап и возглавившего восстание «по‑поланов» – в «1347» г., то есть в разгар чумы(!), а затем от имени другого папы, причем в «1354» г. его приветствовали в Риме как победителя и тут же… казнили. Заметим, что «Николай» – это по‑гречески и есть «победитель народов», так что, возможно, легендарные «николаиты», обличаемые в Евангелии, это и есть на деле последователи «народного трибуна Никола»… Добавим еще, что Петрарка в своих сонетах №№ 3 и 78 говорит о 6 апреля «1327» г. как о дате Распятия.

Характерно, один и тот же промежуток времени – 430 лет – указан в Ветхом Завете как время «египетского плена» до Исхода Моисея (Исх. 12,36), а в Новом Завете (Гал. 2,12) – уже как время от Исхода Моисея до Христа. Не исключено, что между Моисеем и Мессией‑Христом еще особой разницы не было, а приведенная цифра просто отражает продолжительность истории, реально известной к середине «XIV» века. В Коране говорится о том, что Иисус по матери был племянником ее братьев Моисея и Аарона, то есть их разделяло одно поколение. А тестя Моисея, священника «мадиамитов», то есть «средиземских», звали Иофор (Исх. 3.2), то есть по‑гречески «Богоносец». Примерно в это время и начинается размежевание признавших и непризнавших «приход мессии».

И только примерно к «1430» г. происходит ряд событий, консолидирующих общество. Во‑первых, права пап были ограничены собором после бурного правления Иоанна XXIII («1410–1415»), правда, с «1958» г. РКЦ его папой больше не считает.

Во‑вторых, РКЦ расправилась с «гуситской ересью» (заметим, что теперь уже РПЦ не находит никаких идеологических различий между протестантским учением Гуса и православием).

В‑третьих, султан Мехмет (I, Мохаммед) наконец‑таки разделался со своим братцем‑соперником Мусой («1413» г.), чем фактически положил начало строительству Османской империи.

В Китае коронован великий и могучий император Чжоу Ди, уничтоживший власть «монголов», который собрал на свою коронацию, согласно китайским хроникам, всех заслуживших его внимание (от персидского шаха до эскимосов) … кроме захолустных королей Англии, Франции, Испании и Португалии, римского папы и византийского императора…

Вслед за этим состоялись не менее представительные собрания сильных мира сего: с одной стороны, на Востоке Европы – в Тракае, на юбилее Витовта‑Александра, с другой стороны, на Западе – на свадьбе Филиппа Доброго и Изабеллы Португальской, где было объявлено об учреждении Ордена Золотого Руна (на плювиале Ордена вышиты портреты всех его кавалеров – владык от Японии до Гибралтара).

Апогей временной консолидации – Ферраро‑Флорен‑тийские вселенские переговоры (с «1431» г.) и создание унии («1439» г.). На Западе это стало реальной основой для выработки единого сквозного летосчисления и начала построения традиционной истории. Только в это время латинское понятие Anno Domini окончательно вобрало в себя идею хилиазма. И вместо «от наступления Господней тысячелетней эры» появилось «года от воплощения Господня тысяча… такого‑то». Так идея хилиазма породила более чем тысячелетний простор для написания истории.

На Востоке же остался в ходу лунный календарь, в котором за точку отсчета было принято бегство Мухаммеда из Мекки в Медину – аналог ветхозаветного исхода «правоверных».

Термина «юлианский календарь» до XVI в. просто не было. «Византийский» счет, как и прочие попытки летосчисления «от Сотворения Мира», продолжали конкурировать с «новыми эрами» (от РХ и хиджры): «византийский» счет продержался в России до «1700» г., «эшеровский» иудейский календарь существовал в Англии наряду с христианским до середины XVIII века. Согласование «византийского» счета с христианским календарем (который Коперник в «1601» г. называл еще «эрой Дионисия»!) произошло даже позже григорианской реформы – примерно к «1620» г., поскольку только тогда была принята нынешняя разность лет от Сотворения Мира до РХ – 5508 лет, а не 5500, как было до этого.

Унифицированный «юлианов цикл», предложенный в XVI в. И. Скалигером и названный им в честь своего отца (Юлия Цезаря Бордони, основоположника классицизма), представляет собой произведение продолжительности лунного цикла (19 лет) на продолжительность солнечного цикла (28 лет) и на длительность индикта (15 лет) 7980=19x28x15 лет. Этот цикл начинается за 706 лет до Сотворения Мира, не закончен он и сейчас. Но этот искусственный прием позволил выстроить каркас традиционной хронологии путем компромисса между интересами церковной и светской власти, боровшихся за верховенство еще и весь XVII век.

Восстановление реальных событий ранее «XVII» в. и продление непрерывной хронологии вглубь представляет собой весьма непростую задачу. Но частичная реконструкция все же представляется возможной, если принять «1260» катастрофический год как реперную точку.

12 циклов‑поколений‑индиктов, отсчитанные от нее назад, дают «время Страстей господних» «1260» – 12x15=1260 – 180 = 1080 г. Как ни рассчитывай отсюда «РХ», оно не могло прийтись ни на «0», ни на «1000» год, потому‑то и нет ни «первого миллениума», ни документов с датами «от РХ» вокруг этой точки до предполагаемого рождения прототипа Спасителя около реального «1050» года, а фантомные документы с более ранними датировками «от РХ» отсутствуют более чем за сто лет до этого.

Теперь самое время вспомнить о «синусоиде Жабинского». AM. Жабинский («Другая история искусства», М., Вече, 2001) убедительно показал, что изобразительное искусство развивалось непрерывно с «IX» по «XVII» век, с единственным сбоем – как раз в «XIII» веке, а «древнее» искусство – это результат фантомного хронологического отражения средневековья в прошлое. «Стартовый» уровень этой «синусоиды» – это как раз традиционный «IX» век. Протяженность основополагающего восходящего полупериода «синусоиды» – с «IX» по «XVII» вв. По «византийскому» излому «синусоиды» «IX–XI» века дублируют как раз реальные «XIII–XV» века (остальные ветви – «египетская», «римская», «индийско‑китайская», «старовавилонская» – производные от этих двух ключевых позиций). Иными словами, вся «древняя» история нашей цивилизации, отраженная в изобразительном искусстве, насчитывает до середины традиционного «XIII» века всего 300–400 лет.

В этот же период укладывается и история письменности: по уравнению темпа цивилизации: иероглифическое письмо – это рубеж «IX–X» вв. (по интервалу цивилизационного события – «900» г. ± 100 лет), буквенное письмо – конец «XI» в. (по интервалу цивилизационного события «1080» г. ± 80 лет). Иными словами, письменных источников нашей цивилизации ранее «IX» века просто нет.

В реальной истории нашей техногенной цивилизации (эпохи Техногена) может быть в первом приближении рассмотрено два этапа: «докатастрофический», примерно с традиционного «IX» века по середину традиционного «XIII», и «послекатастрофический» – со второй половины традиционного «XIII» века и до настоящего времени.

Таким образом, ниже «IX» века говорить об эпохе Техногена просто не приходится. Любая цивилизация до этого могла быть только «натурально‑хозяйственной». Собственно, это мы и видим на примере аборигенов Южной Америки, Африки, Австралии, Океании и Крайнего Севера.

Рубеж «IX» века можно предположительно связать с «дардановым потопом», то есть прорывом пролива Дарданеллы и затоплением впадин Мраморного и Черного морей. Это коррелирует с выводами работы гидробиолога В.В. Полищука об изменении флоры, фауны и отложений Черного моря. На основании анализа резкой смены характера осадочных отложений Полищук сделал вывод, что уровень Черного моря до этой катастрофической волны был примерно на 12 м ниже, чем сейчас, затем вода поднялась на 80 – 100 м и стояла так примерно 20 лет, после чего уровень воды стал понижаться до современного. В соответствии с традиционной хронологией это событие было датировано VIII–VII веками до н. э. (В.В. Полищук. О значительном поздне‑голоценовом подъеме уровня Черного моря и происхождении северных элементов в его фауне. Гидробиологический журнал. Т. XX, № 4, 1984; В.В. Полищук. О бореальных элементах фауны черноморского бассейна. Гидробиологический журнал. Т. 14, № 4, 1978). Некоторые археологические данные также подтверждают эту гипотезу (М.И. Артамонов. Роль климатических изменений VIII–VII веков до н. э. в переселении киммерийцев и скифов в Азию и возвращение их в степи Восточной Европы в VI веке до н. э., в книге: «Этнография народов СССР. Л., Наука, 1971, стр. 45–60). Датировки в этих работах, естественно, традиционные и не абсолютны. С учетом же «синусоиды Жабинского», по которой «‑VIII» в. = «XI» в., а «‑VII» в. = «X» в., «дарданов потоп» может быть отнесен к «I X» веку.

Предложенная концепция позволяет несколько иначе интерпретировать и результаты математико‑статистических работ А.Т. Фоменко, приведшие к построению им «Глобальной хронологической карты» (ГХК). Традиционная история по Фоменко до «XIII» в. сложена из комбинации 6 основных элементов, дублированных со сдвигами 330–360, 1000–1050 и 1750– 800 лет. Один из основных элементов ГХК (Т) принципиально отличается от остальных тем, что он отмечает «склейки» других. В свете рассмотренной концепции это не война, а катастрофа‑«1260».

Все три хронологических сдвига, обнаруженные Фоменко, не астрологические, что подтверждает вывод, сделанный АБ. Веревкиным, о том, что «астрологические» сдвиги не имеют реального прототипа. Сдвиг на (330)‑360 лет отображает реальную продолжительность «докатастрофического Техногена»: «900» – «1260» гг. Сдвиг на 1000 – (1050) лет – это порождение «хилиастической» концепции, окончательно принятой в «XV» веке («Уния‑1439»). Сдвиг на 1750–1900 лет – это сумма хилиастического сдвига и основного восходящего полупериода «синусоиды» Жабинского (шкала «Скалигера‑Петавиуса»).

Арабские цифры и возможность сложных расчетов появились на рубеже «XII–XIII» вв. (Фибоначчи, «1180–1240»). Сами же расчеты сквозного времени начались только после катастрофы: не ранее «XIV» века. Никаких датировок «от Сотворения Мира», «от РХ», «от хиджры» до этого быть не могло. Выйти за пределы продолжительности реального «докатастрофического» этапа развития нашей цивилизации (примерно 360 лет) при сопоставлении различных недатированных хроник без дополнительных ухищрений («хилии») было просто невозможно. Это и вынудило хронистов того времени к принятию хилиастической концепции.

По‑видимому, первой попыткой создания сквозной конструкции с учетом добавленного «тысячелетия» стала «эра Диоклетиана», подкрепленная сменой идеологии с языческой на монотеистическую (в традиционной истории смена Диоклетиан/Константин, реальный прототип этой смены – на рубеже традиционных «XI–XII» вв.). И буква «i», стоящая перед последующими цифрами с обозначением года, вполне могла означать сначала сокращение от «initio» (т. е. начало), позже – сокращение от Iesus, а с «XVI» в. – просто «I», то есть хилиастическую «тысячу лет».

«Третья хилия – эра Св. Духа», то есть 12 поколений от катастрофы – "1260", истекла как раз в «1440» г. И переход Западной Европы на датировки от РХ с включением тысячелетия произошел в «1400–1440» гг., причем вызван он был исключительно политическими причинами. Это ознаменовало новый этап создания традиционной хронологии, получившей сильнейшее средство утверждения идеологии: распространение ее в виде печатных произведений. Внедрение мусульманской «эры хиджры» произошло еще позже, скорее всего, при Сулеймане (I, «Кануни»).

Этот этап закончился примерно в «1520» г. с образованием новой западной «католической» империи Карла V и с приходом к власти Сулеймана (I), объединившего, по сути, всю восточную часть прежней империи. После этого начинается интенсивный процесс образования национальных государств и написания их собственной истории. Это и потребовало создания сквозной универсальной хронологической шкалы, которая сложилась к середине «XVII» века.

Далее историография редактировала все источники в соответствии с уже установленным хронологическим каркасом. Естественно, при этом историографы и вымарывали несоответствовавшее, и сочиняли недостававшее, и неоднократно переписывали заново сочиненное предшественниками. При этом реальные события как «докатастрофического», так и «послекатастрофического» этапов либо вычеркивались, либо отправлялись в далекое прошлое. Главное, что сделала традиционная историография к «XVIII» веку при создании универсальной сквозной хронологической шкалы:

1) постаралась полностью стереть из памяти человечества катастрофу – 1260», отгородив ее «Великой Чумой», благо эпидемии вспыхивали неоднократно;

2) скрыла отсутствие какой‑либо хронологической информации о нашей цивилизации до традиционного «IX» века. При этом всемирный потоп был отнесен в очень отдаленные времена и стал совершенно легендарным.

Страх перед Богом был поставлен выше страха перед природными явлениями. А сквозная хронология обеспечивала как легитимизацию власть предержащих как «помазанных Богом», так и «историческую древность» этой самой власти.

Реальная же последовательность религиозных событий эпохи Техногена может выглядеть примерно так:

1) «языческое время»: рубеж «IX–X» – середина «XIII» вв. Оно включает условный «языческий период Вселенской Империи» – то есть освоение Ойкумены и установление отношений между группами людей, освоившими как одну и ту же, так и смежные территории, зарождение идеи «Бога» как высшего третейского судьи‑примерно с середины «XI» века;

2) «монотеизм»: после катастрофы‑» 1260» г. Это появление «моисеевцев», «апостоликов», «мелхитов‑правоверных‑православных» – то есть раннехристианских сект, зарождение мусульманства – начало «XIV» в., «римско‑католическая церковь – конец «XIV» в., борьба за господствующую религию в Империи – условно до «1453 г., религиозное размежевание и раскол Империи, образование «национально религиозных» государств – конец «XV» – начало «XVII» в.

 

При этом «протестанство» – это движение против присвоения клерикалами верховной власти. С этой точки зрения, взятие Мехметом (II) Царьграда – это победа именно «протестантства», мусульмане в то время были обычной сектой. Веротерпимость в восточной части Империи полностью сохранялась до середины «XVIII» в., несмотря на введение шариата в «1630» г., а в Сибири и на Дальнем Востоке сохраняется до сих пор. Характерно, что понятие «еврей» в Новом Свете впервые появилось только после чисток инквизиции со второй волной эмиграции в конце «XVI» – начале «XVII» вв. (поскольку «не христиане» не имели права эмигрировать в Америку как свободные люди), а, например, за Волгой – только в «1634» г. с первыми переселенцами из Польши‑Литвы, то есть после образования «Филаретовской РПЦ» в«1627»г.

Катастрофа – «1260» положила начало быстрому научно‑техническому прогрессу нашей цивилизации. Максимум, на который могла удлинить вообще нашу историю эта катастрофа, нарушив непрерывную цель цивилизационных событий – около 250 лет сверх того промежутка примерно в 7500 лет, который приведен в предыдущей главе. Это, кстати, совпадает с гляциологическими данными о еще более мощной глобальной «кислотной» катастрофе около 7800 лет назад.

И не случайно, что цивилизационное развитие Америки, оторванной от общения со Старым Светом примерно на 200–250 лет и «вновь открывавшейся» европейцам только в «XV–XVI» вв., оставалось, по сути, аграрным. И не случайно, что западноевропейские средневековые гиганты мысли – отцы цивилизации типа Альберта Великого, Бонавентуры, Роджера Бэкона, Фомы Аквинского в традиционной истории появляются сразу же после катастрофы. Наступает, по классическим представлениям Г. Вейса, «Новое время» в истории цивилизации.

 

В это же время и начинается хронология (Х‑1), по которой до сих пор живет человечество.

 

МОНЕТНЫЙ ДВОР ИСТОРИИ

Оставим глупости соседям, говаривал один мальчик…

Нельзя сделать полноценную монету в два‑три удара молота. Аверс, реверс и гарт делают сразу, одним усилием пресса.

Есть великолепный документальный фильм о работе Филадельфийского монетного двора, США Он крутится на «НТВ‑плюс».

Так вот, чтобы отчеканить самую популярную монету в четверть доллара (квотер) из сплава «медь+никель+марганец», нужно усилие пресса в 65 тонн! Для чеканки золотого доллара усилие пресса –130 тонн! Из выплавленного золота ничего отчеканить нельзя: рассыпается в порошок. Золотые слитки нужно вальцевать, десятки раз прокатывая слитки.

А мы можем прочитать в серьезных книгах, что италики в 90–66 гг. до н. э. чеканили монету с надписью по ребру «Италия»! На аверсе профиль сестры Ромы – Италии. На реверсе групповой портрет с тонкими деталями.

Как италики это делали? Да никак! Это позднейшее прикладное искусство. По данным историков, древнейшая монета – асс из фунта меди отливалась. Остальные, считается, чеканились…

Но когда? Ответ: когда появились мощные прессы.

А уж такая лирика, как латунный сестерций Августа, не должна иметь места!

Нумизматика (наука о монетах) занимается исследованием одной из основных материальных составляющих истории цивилизации – памятников денежного обращения. Основоположником нумизматики считается австриец И.И. Эккель (1737–1798), выпустивший в конце XVIII в. восьмитомный труд «Doctrina numorum veterum» («Наука о древних монетах», Вена, 1792–1798 гг.). До этого коллекционеры старых монет назывались весьма примечательно: медалисты (Британская Энциклопедия, 1771 г.). Это прямо указывает на то, что монеты (особенно отчеканенные без указания номинала и даты выпуска) воспринимались именно как медали. Этимологически само слово монета, фр. monnaie (откуда и англ. money «деньги»), связано с понятиями память, помнить, ср. также англ. mint «монетный двор, чеканить монету, выдумывать = мнить». Характерно, что становление нумизматики как науки произошло не сразу после введения в конце XVI в. общепринятой до настоящего времени хронологии, а на двести лет позже: только после имперского раздела мира в результате окончательной ликвидации Орды.

 

 

Нимфа, покровительница Сиракуз, Аретуса. В волосах лист сильфия, растения Африки. Надписи: «Сиракоси‑он» (Сиракузы), Эвайнет (имя художника). Декадрахма 405–367 гг.

 

Нумизматика была призвана документально подтверждать традиционную историю. Вот типичный пример датировки «древних монет»: «Датируются денарии легко по портретам и именам императоров или других лиц. На единственной монете Адриана есть надпись с датой: «в 874 г. по основании города установлены зрелища». Эта монета отчеканена в 120 г. н. э. по случаю установления в цирке игр в память основания Рима» (М.М. Максимов. Очерк о серебре. М., «Недра», 1981, далее МММ I, стр. 29).

Это единственная известная нам монета, а вернее, медаль Адриана несет на себе информацию, аналогичную, например, следующей: «В честь 800‑летия г. Москвы» (медаль Сталина), или «В честь 850‑летия г. Москвы» («медаль Лужкова»), или содержащуюся на памятных монетах, посвященных современным Олимпийским Играм. Разница между ними и монетой Адриана, однако, заключается в том, что на современных памятных монетах и медалях есть и другая дата, привязывающая некоторое памятное событие к современному летосчислению. Нынешняя же традиционная датировка монеты Адриана произведена на основе сложных заключений, базирующихся на других, причем средневековых источниках.

С точки зрения нумизматики монета Адриана безусловно представляет собой предмет, характеризующий некоторую материальную культуру, однако с точки зрения хронологии она, как и все монеты, датированные ранее XIII в., вероятнее всего, представляет собой артефакт. Ниже будет показано, почему это так.

 

1. ТЕХНИКА, ИНСТРУМЕНТАРИИ: КАК ПОДКОВАТЬ БЛОХУ

 

Основатель Тарента Фалант на дельфине со щитом и копьем. Статер 380–345 гг.

 

Как указано выше, монета Адриана отчеканена из серебра. Следовательно, технология ее изготовления‑чеканка, то есть получение отпечатка штемпеля на заготовке путем ручной выколотки. Штемпель для чеканки по серебру вполне может быть бронзовым, поскольку твердость бронзы примерно в три раза выше, чем чистого серебра. Однако изготовление самого штемпеля представляет собой гораздо более сложную задачу, требующую определенного набора инструментов.

Вот как описывает процесс чеканки в XIV–XV вв. н. э. один из крупнейших отечественных ученых в области нумизматики Н.Ф. Котляр (Кладоискательство и нумизматика. Киев, «Наукова думка», 1974, далее НФК, стр. 69): «Уже по памятникам средневекового изобразительного искусства можно в общем представить процесс чеканки. Применялись два штемпеля цилиндрической или конической формы: нижний, неподвижно закрепленный в деревянной колодке, и верхний, который во время работы держал мастер. Изображения штемпелей одновременно отпечатывались на помещенном между ними монетном кружке вследствие удара молотком по головке верхнего штемпеля. Сами штемпели обычно изготовлялись на монетном дворе, хотя были собственностью монетного сеньора, а не монетного мастера.

Каждый штемпель изготовляли вручную. Для этого употребляли набор пунсонов – железных стержней, на закаленных рабочих концах которых выпукло вырезаны буквы или детали букв и изображений. (Пунсон, правильнее пуансон – от фр. poingon, «пробойник»). Пунсоны в определенных ком‑бинациях последовательно забивали в железную болванку‑заготовку штемпеля, создавая в ней обратное изображение будущей монеты. Для соединения в один рисунок отдельных пунсонов, а также для исправления дефектов штемпеля применялся резец». Там же, на стр. 67–68: «Заготовка кружков из листов была одной из особенностей монетного производства. В нумизматической литературе прежде господствовало мнение, будто монетные кружки вырезали ножницами из листов металла. Основывается оно на упомянутых средневековых изображениях, а также на том, что на многих средневековых монетах видны следы резки на краях.

 

 

Примечания. * При всех изменениях в весе монеты как в Греции, так и в Риме сохранялась пропорция по отношению к весовым величинам мины и таланта:

1 мина = 100 драхм = 600 оболов = 100 денариев = 400 сестерциев = 10000 (с 217 г. до н. э. – 16000) ассов;

1 талант = 60 мин = 6000 драхм = 3600 оболов = 6000 денариев = 24000 сестерциев = 10000 (с 217 г. до н. э. – 96000) ассов.

** Римский денарий соответствовал греческой драхме, поэтому греческие авторы обычно и в рассказах о римской истории заменяют денарий словом «драхма».

 

 

 

Легко представить себе, каких физических усилий требовало бы превращение листа металла в массу кружков с помощью ножниц. Вот несложный подсчет. На Львовском монетном дворе в основе монетной стопы лежала гривна серебра весом около 198 г. В 1389–1399 гг. здесь выпускались монеты из практически чистого серебра весом 0,96 г каждая. Следовательно, из листа, в который под молотком монетного мастера превращалась гривна, должно было выйти около 200 кружков, даже с учетом того, что часть металла шла в обрезки! Но недаром, вероятно, на средневековых рисунках ножницы изображены очень большими, а на фреске в храме Св. Барбары в Кутней Горе (Чехия) ножницы настолько велики, что мастер, работая ими, вынужден налегать на рычаги всем телом. Как поверить, что метровыми ножницами (наподобие современных, которыми режут жесть) можно было быстро и ловко вырезать металлический кружок – а в то время монеты имели преимущественно размер 10–15 мм; вряд ли удалось бы таким способом достигнуть даже приблизительно одинакового размера кружков.

 

 

 

Внимательно изучив монеты X–XV веков, нумизматы пришли к выводу, что даже в начале этого периода монеты изготовлялись с помощью специального штампа, который автор этих строк (то есть Н.Ф. Котляр) назвал вырубкой. Представим себе трубу с острыми краями; ударом молотка по ее верхушке из листа серебра вырубали кружки, подобно тому, как современная хозяйка формочкой вырезает коржики из слоя тонко раскатанного теста. Правда, для того, чтобы получить кружок из нашего «теста», нужны были острая вырубка и сильный удар молотка. Такая несложная механизация сильно ускорила трудоемкий процесс создания монетных заготовок.

А как же быть с ножницами? Неужели художники XV в., которые сами могли видеть чеканку монет, ошиблись? Нет, ножницы действительно употреблялись, но для обрезки тех монет, которые по весу заметно превосходили стандарт. Еще раз посмотрим на гравюру и увидим, что мастер с ножницами сидит над грудой уже готовых кружков, выбирает нестандартные и срезает с них излишки металла (курсив наш)».

Из приведенной пространной цитаты видно, что для средневековой ручной чеканки монет был необходим определенный набор железных закаленных инструментов, в том числе цилиндрического и конического сечения, трубообразная вырубка (наподобие современного пробойника для стен – шлямбура), резец, ножницы, штемпель (то есть собственно чекан) и т. п.

И Британская Энциклопедия (Encyclopaedia Britannica, v. 2, «Coinage», p. 218, 1771) описывает практически аналогичный процесс чеканки, существовавший в Англии до 1694 г., с той только разницей, что на монетном дворе в Тауэре вырубались квадратные заготовки монет, утлы которых затем обрезались ножницами (то есть трубообразного инструмента – вырубки – у них не было). Характерно, что слово, обозначающее такую монетную заготовку‑planchet – впервые отмечено в английском языке в 1611(!) году.

Date: 2015-07-25; view: 404; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию