Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетентности школьников





Классификация общеучебных умений должна отвечать следующим требованиям: соблюдать общие логические правила построения классификации; создаваться с учетом последних достижений педагогики, психологии; учитывать требования современных учебных программ базовых и профильных курсов; содержать конкретные операционально представленные формулировки умений; включать определение необходимых понятий и алгоритмов реализации умений.

Педагоги должны использовать единые подходы к классификации, составу общеучебных умений и методикам их формирования. Исходя из этого, обеспечение целостного выполнения единых требований может принять форму разработки и реализации дидактического комплекса.

Дидактический комлекс может состоять из следующих частей:

- методика для изучения уровня сформированности общеучебных умений;

- программы общеучебных умений с методическими указаниями;

- программно-методические нормы формирования и развития общеучебных умений; нормы оценок общеучебных умений.

Классификация общеучебных умений проведена следующим образом:

1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимся.

2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач

3. Учебно-логические общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач

4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.

Классификации, разработанные более десяти лет назад. Трактовка учебно-познавательной деятельности как самоуправляемой деятельности учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных реальных познавательных проблем, сопровождающейся овладением необходимыми для ее разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации, определила состав и структуру программы общеучебных умений. Они объединены в три группы: учебно-управленческие, учебно-информационные и учебно-логические умения.

1. Учебно-управленческие умения.

2. Учебно-информационные умения. (Умения работать с письменными текстами. Умения работать с устными текстами. Умения работать с реальными объектами как источниками информации).

3. Учебно-логические умения. (Анализ и синтез. Сравнение. Обобщение и классификация. Определение понятий. Доказательство и опровержение. Определение и решение проблем).

Cовременные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться.

Помочь ученику в овладении соответствующими умениями и навыками, полная реализация его возможностей – ключевая задача школьного образования.

Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на формирование универсальных общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Таким образом, речь идет о том, чтобы научить учащихся оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс. А это значит учащихся необходимо научить:

• основам организации собственной учебной деятельности;

• способам поиска, переработки и представления информации;

• приемам и методам умственного труда;

• основам коммуникативных умений.

Учителям важно не только осмыслить, но и учесть в практике преподавания требования к подготовке учащихся, на которых в стандарте второго поколения акцентируется особое внимание.

В повседневной работе при организации учебной деятельности на уроке учитель всегда определяет для себя те общеучебные и специальные (предметные) умения и навыки, которые необходимо развивать у учащихся.

При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:

- ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения;

- тренировка в применении этого умения;

- проверка владения этим умением всеми учащимися и корректировка, при необходимости, выполнения данного умения отдельными учениками.

Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.

В современных условиях необходимо включать учащихся в процесс непрерывного образования, самостоятельного добывания знаний, где общеучебные умения являются “инструментом” овладения любого учебного материала.

Любые умения формируются в систематической деятельности, причем начинается это формирование с объяснения сущности любого умения. Трудно себе представить, как сформировался бы навык счета или письма, если бы такая работа не имела бы четкой последовательности в отработке отдельных компонентов. Именно это и происходит в отношении развития общеучебныхумений. Они выносятся из основного русла учебной деятельности, несмотря на то, что вся она построена на них.

Таков порядок существующей системы образования “сверху” к формированию общеучебных умений, преподаватели “в одиночку” пытаются исправить положение дел, используя материал своего предмета. Одной из важнейших задач которого и является систематическое формирование и развитие общеучебных навыков и умений

Умения должны выступать в качестве предмета обучения, и для этого необходимо специально выделять время в рамках всех учебных дисциплин. В связи с тем, что сформированностьобщеучебных умений – это результат усилий всего педагогического коллектива, настоятельно требуется координация взаимодействия всех преподавателей.

Date: 2015-07-22; view: 892; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию