Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологическое воспитание в повседневной жизни. Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы в целом еще недостаточно устойчивы





Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы в целом еще недостаточно устойчивы, а прак­тические, трудовые умения только начинают формироваться, воспитателю необходимо систематически и целенаправленно зна­комить дошкольников с природой в уголке природы, на участке детского сада.

Повышению системности в работе будет способствовать уста­новление тесной связи между занятиями и другими формами работы (наблюдения и труд в уголке природы, на огороде, в цветнике, игра с природными материалами). В повседневной жизни следует целенаправленно и систематически накапливать чувственный и практический опыт, упражнять детей в приме­нении полученных знаний и умений, стимулировать и поддер­живать проявление интереса к окружающему миру, гуманных чувств и поведения.

 

Осень

Работа в уголке природы. Начиная с осени воспитателю необходимо знакомить детей с растениями и животными в дет­ском саду. Важно пополнить уголок природы теми обитателями, которые будут предметом специально организованных наблюде­ний. Так, можно выкопать цветущие грунтовые растения клумб и одновременно сделать красивый букет из срезанных цветов. Воспитатель, поместив цветы в уголок природы, обращает вни­мание детей на состояние тех и других в первые дни, любуется ими, предлагает понюхать, рассмотреть цветы. Вместе с детьми педагог заботится о них (наливает воду в вазу, меняет ее, поли­вает выкопанные растения). Все вместе обсуждают, что нужно растениям.

В последующие дни педагог сравнивает состояние растений, отмечает скорое увядание растений в вазе, устанавливает его признаки и причину — отсутствие корней и земли.

В уголок природы могут быть помещены дары осени — овощи, фрукты, ягоды. Детей учат различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть. Воспитатель может определить их одним словом — плоды, рассказать детям об их назначении в жизни растений, показать семена некоторых из них. Важно сообщить детям, что растения вырастают из семян. Собранные на участке семена можно поместить в уголок природы.

Овощи и фрукты используются в дидактических играх и упражнениях типа «Узнай по вкусу», «Узнай по запаху», Чу­десный мешочек», «Чей плод?» и т.д.

Постоянные обитатели уголка природы также требуют вни­мания и заботы осенью. Вместе с воспитателем дети осматривают растения, определяют, как они себя чувствуют, вспоминают названия. Необходимо обращать внимание детей на потребности растений, учить замечать по внешнему виду, когда им нужна помощь (полив, перестановка в светлое место), осуществлять ее правильно. При этом следует знакомить детей с основными функциями частей растения: корень держит и кормит растение, листья улавливают свет, стебель передает пищу из земли другим частям растения.

Осенью следует принести новых рыбок, отличающихся по внешним признакам и повадкам от тех, что уже живут в аквариуме группы, поместить в уголок природы зверька (морскую свинку или хомячка), организовать наблюдение за ними.

В ходе наблюдений воспитатель должен научить детей оце­нивать действия объектов как проявление их жизни, понимать, что они живые. Содержанием наблюдений могут стать выде­ление сходства и различия животных, своеобразие их поведе­ния, удовлетворение некоторых потребностей, интересные по­вадки. Необходимо учить детей устанавливать несложную, на­глядно представленную связь между особенностями внешнего строения и поведения животного (строение рта и характер пищи, способ ее добывания; строение конечностей и способ передвижения и т. д.), некоторую доступную непосредственному восприятию связь со средой обитания (особенности конечностей, повадки и т. д.).

Важно познакомить детей с потребностями животных в пище, тепле, месте обитания. Это поможет воспитателю научить до­школьников ухаживать за животными, повысить их ответствен­ность за жизнь животных.

Наблюдения, труд и игры на участке детского сада. В первую половину осени, когда погода еще относительно теплая, воспитатель организует с детьми наблюдения за явлениями не­живой природы: деятельностью солнца (количество тепла и све­та), характером осадков, ветра, длительностью дня. В результате систематической работы у детей складывается представление о ясной и пасмурной погоде, ее характерных особенностях. Детей следует научить отыскивать причины некоторых явлений при­роды, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошел дождь — появились лужи; холодно — лужи долго не высыхают; солнца нет — пасмурно, темно; дует ветер — по небу быстро двигаются облака, и т. д.

Необходимо, чтобы наблюдения за явлениями неживой при­роды были связаны с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах воспитателю следует показывать детям, что неживая природа — среда, в которой существуют растения и животные.

Так, на прогулках по участку детского сада можно обращать внимание не только на особенности внешнего вида тех или иных растений, но и на способ существования всех растений — прикрепленность к земле. Для этого рекомендуется в целевых про­гулках использовать осенние посадки деревьев для уточнения представлений детей о подземной части растений — корне.

Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, важно обратить внимание детей на условия, в которых проис­ходят эти явления (солнце светит и греет меньше; земля стано­вится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры и т.д.).

Интересны наблюдения за разными животными. Их поведе­ние становится иным: одни исчезают, готовясь к холодной зиме; другие приближаются к жилью человека, изменяют свой внеш­ний вид. Наблюдения за линькой кошек, собак помогают сфор­мировать верное представление о смене одной «шубки» на дру­гую, избежать неправильного толкования этих явлений детьми.

Воспитатель углубляет знания детей о причинах, вызываю­щих изменения во внешнем виде и поведении животных. Он сообщает детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (на­секомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изме­няют свой облик и поведение. Воспитатель вызывает у детей желание помочь птицам, организует их подкормку, сбор семян, пробуждает сочувствие, сострадание.

Осенью воспитатель может провести ряд прогулок за пределы участка детского сада с разными целями. В силу конкретности мышления дети 5-го года жизни часто думают, что наблюдаемые осенние явления характерны только для их участка. Поэтому полезно посмотреть, что происходит за соседним домом, в пар­нике, по другую сторону улицы, у водоема и т. д.

Можно использовать такие прогулки, чтобы познакомить детей с трудом взрослых, характерным для осени: обратить внимание на перевозку по улицам овощей, работу овощных и фруктовых палаток, уборку осенней листвы, перекопку земли под кустарниками и т. д.

Во время прогулок на участке детского сада необходимо организовать разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами. Их цели могут быть различными: научить различать деревья, кусты, травянистые растения («Раз, два, три — к кустику беги!», «Где чей дом?»); узнавать растения по листьям, плодам, семенам («Чей лист?», «Детки на ветке», «Найди такой же»).

 

Зима

Работа в уголке природы. В зимний период года, когда возможности общения детей с природой ограничены в силу погодных условий, уголок природы в группе оказывается важным средством осуществления содержательной работы с дошкольниками. Знания о природе, умения, полученные осенью, расширяются и углубляются. Воспитатель показывает детям, что комнатные растения и животные уголка природы чувствуют себя так же хорошо, как летом. Растения остались зелеными, некоторые из них цветут; животные подвижны, ведут активный образ жизни. Дети совместно с воспитателем устанавливают причины этих явлений (в комнате тепло, светло, животных регулярно кормят, растения поливают, поворачивают к свету). Таким образом, условия жизни растений, животных соответст­вуют их потребностям. Дети активно участвуют в этом: под руководством взрослого дошкольники регулярно моют растения, клетки животных, кормят птиц, рыб, морскую свинку, наблю­дают за их состоянием.

Зимой можно целенаправленно выявлять признаки живого у конкретных растений и животных. Воспитатель объясняет, как они питаются, дышат, какие движения осуществляют. Со­общает детям, что растения дышат всеми частями — листьями, стеблем, корнями. Устанавливает связь между потребностями растений в воздухе, удалением пыли с листьев и рыхлением почвы.

Учитывая, что зимой недостаточно зеленого корма для жи­вотных, можно вместе с детьми выращивать овес, другую зелень. Педагог обращает внимание детей на то, как охотно едят такой корм животные, вызывает у ребят удовлетворение от того, что хорошо позаботились о своих питомцах.

В конце января, в феврале можно высадить в землю лук, вырастить его. Показать детям движение листьев по направле­нию к свету, объяснить это явление. В конце зимы педагог предлагает детям выяснить, живые ли растения на улице. Для проверки предположений, сделанных ребятами, проводит опыт по проращиванию срезанных веток, определяет проявление их жизни — набухание почек, появление листьев. Следует зарисо­вать происходящие изменения, поместить рисунок в уголок природы. Сравнивая состояние растений в групповой комнате и на улице, определить причины его различия.

Наблюдения, труд и игры на участке детского сада. Зимние явления в природе представляют богатый и интересный для наблюдения материал. Наблюдение за снегом, игры с ним могут быть организованы воспитателем на каждой прогулке. Детей необходимо познакомить со свойствами снега, провести неслож­ные опыты на улице и в группе. Полезно наблюдать за движе­ниями снега в тихую погоду, при сильном ветре, дать опреде­ления этим явлениям — снегопад, пурга, вьюга, научить их различать.

Вместе с воспитателем дети устанавливают, что произошло с растениями зимой, живые ли они, почему не растут, не зеленеют. Для этого нужно определить состояние земли под снегом (замер­зла, твердая), воды (превратилась в лед), сделать вывод о том, что растениям зимой не хватает тепла, пищи, воды, света. Воспитатель сообщает детям, что ветви растений зимой очень хрупкие, легко ломаются. Для оказания помощи растениям он предлагает аккуратно стряхнуть снег с веток, окопать снегом деревья и кусты, чтобы они не погибли. С этой целью органи­зует труд.

В тихую погоду хорошо провести целевую прогулку в сквер, парк, полюбоваться зимним пейзажем. Можно показать детям почки, плотно сомкнувшие свои чешуйки, объяснить, что весной из них появятся листья.

Зимой продолжается подкормка птиц. Воспитатель учит де­тей различать птиц по внешнему виду, издаваемым звукам, характерным повадкам, объясняет, почему не все из них улетели в теплые края. Полезно уточнить представления детей о среде обитания птиц (в воздухе, на земле), о конкретных местах их нахождения (вороны располагаются на толстых ветвях деревьев, воробьи — на ветвях кустов, голуби — на карнизах жилищ и т. д.), о способах передвижения, о питании, о поведении в мороз. Нужно вызвать у детей желание помогать птицам зимой, регу­лярно подкармливать их.

 

Весна

Работа в уголке природы. Продолжая начатую осенью и зимой работу в уголке природы, воспитатель особое внимание обращает на ознакомление детей с процессами оживления в природе, явлениями роста, развития, размножения растений и животных. Для этого необходимо произвести посадки растений (фасоли, овса и т. д.) и организовать длительные наблюдения за ними, уход. В ходе таких наблюдений у дошкольников должны сложиться конкретные представления о росте и развитии растений: отдельных ярких стадиях, их последовательности. Вычленяя те или иные признаки происходящих изменений, воспитатель вместе с детьми зарисовывает их на отдельных карточках, помещает эти рисунки в уголок природы, устанавливая в последовательности, отражающей рост. Каждое последующее наблюдение проводится в сравнении с последней карточкой, в результате выявляются признаки развития растения.

Наблюдаемый процесс необходимо сопоставлять с условиями жизни растений весной: появление большого количества солнеч­ных дней, увеличение длительности светлой части суток. Важно подчеркнуть необходимость более обильного полива посадок ком­натных растений, обсудить с детьми изменения в способах ухода за ними.

Воспитатель организует наблюдения за животными уголка природы: они становятся более подвижны, активны, у некоторых появляются детеныши. Можно показать детям мальков гуппи, сравнить их со взрослой рыбкой по внешнему виду и поведению; понаблюдать за сидящей на гнезде канарейкой, рассказать, что она согревает своим теплом яйца, из которых вылупятся птенцы. Важно научить детей правильно вести себя возле птички, чтобы не спугнуть ее, иначе птенцы погибнут.

Наблюдения, труд и игры на участке детского сада. Весенние изменения в природе вызывают радостные переживания детей, активное познавательное отношение ко всему происходящему вокруг. Воспитатель организует наблюдения, игры на участке.

Наблюдения за изменениями в неживой природе помогут воспитателю объяснить детям многие интересные проявления жизнедеятельности живых организмов. Поэтому важно устано­вить те факторы среды, которые определяют пробуждение жизни растений и животных: повышение температуры воздуха, увели­чение длительности дня, таяние снега, появление большого ко­личества воды, согревание земли и т. д. Перепад ночных и дневных температур позволяет воспитателю еще раз уточнить представления детей о свойствах воды, снега, льда, их переходах из одного состояния в другое. Можно организовать игры детей с сосульками, мокрым снегом, ручейками. Воспитатель предла­гает детям потрогать талую воду. Ребята убеждаются, что она еще холодная, поэтому растения не растут.

Во второй половине апреля жизнь растений, насекомых, птиц активизируется. Содержанием наблюдений может стать появле­ние набухших почек, первых листочков, травы, первоцветов. Следует поискать с детьми причины этих явлений в окружающей их неживой природе. Воспитатель помогает соотнести условия с теми потребностями растений, о которых дошкольники уже знают: потребности в свете, тепле, влаге. Он предлагает детям убрать старые листья, взрыхлить землю, оградить молодое рас­тение и т.д., объясняет необходимость такой работы.

Наблюдая за насекомыми, можно обратить внимание детей на то место, где они наиболее часто бывают, на способы их передви­жения, особенности внешнего строения, отметить яркую окраску некоторых из них. Надо научить детей различать жуков, бабочек, мух, познакомить с правилами обращения с насекомыми.

Следует обратить внимание детей на поведение птиц весной: их хлопоты по устройству гнезда, выращиванию потомства. Воспитатель помогает детям установить связь этого явления с потеплением и наличием пищи для птиц. Интересны наблюдения за кошками, собаками, греющимися на солнышке. Воспитатель сообщает детям, что они чувствуют тепло, радуются ему.

 

Лето

Работа в уголке природы. Летом дети больше находятся на воздухе. Воспитатель напоминает им, что растения и животные уголка природы нуждаются в заботе и внимании. Совместно с детьми он уточняет способы ухода за обитателями уголка при­роды летом, приучает выполнять несложные трудовые поруче­ния: полить растения, удалить с листьев пыль; покормить жи­вотных зеленым кормом, вынести на участок морскую свинку, хомяка, пообщаться с ними, покормить травой.

Летом уголок природы может пополняться временными оби­тателями, за которыми дети вместе с воспитателем ведут наблю­дения. Большей частью это мелкие животные: улитка (прудо­вик, катушка), гладыш, плавунец, личинки стрекозы, лягушки и т. д. Наблюдения за ними интересны, привлекают детей, вос­питывают любознательность, пытливость. Большинство из этих животных должны быть выпущены на волю. Катушку можно оставить в аквариуме на зиму для дальнейших наблюдений.

Наблюдения, труд и игры на участке детского сада. Большой интерес детей 4—5 лет вызывают летние явления неживой природы. В процессе наблюдений, игр, практических действий дошкольники знакомятся со свойствами природных материалов — песка, глины, воды, камня. Закрепляются представления о со­стоянии погоды летом (тепло, светит солнце), ярких летних явлениях (гроза, небо, затянутое тучами, радуга и т. д.). Воспитатель должен учить детей видеть и устанавливать связь одних явлений с другими: например, во время грозы дует сильный порывистый ветер, растения гнутся, качаются, дождь бывает сильный, но скоропроходящий, животные прячутся; после грозы воздух чистый, появляются лужи и т. д.

Летом предметом внимания детей может быть рост и раз­витие растений. Дошкольникам этого возраста еще трудно проследить достаточно длительный цикл развития растений. Поэтому, высадив семена цветущих растений в землю, воспи­татель организует кратковременные наблюдения за изменения­ми во внешнем виде растений (появление листочков, бутона, превращение бутона в цветок, а цветка в плод и т.д.). В ходе наблюдений воспитатель побуждает детей отыскивать не толь­ко новое в растущем растении, но и те признаки, которые остались неизменными (форма листьев, характер стебля, цвет бутона и т. д.). Это помогает детям устанавливать связь между наблюдаемыми стадиями. Ребята понимают, что растет одно и то же растение. В такие наблюдения можно включать игро­вые задания: «Кто первый увидит?», «Кто быстрее найдет?», «Какой цветок вырастет из этого бутона — белый или крас­ный?» и т.д. Наблюдаемые изменения растений необходимо связывать с условиями, в которых они растут (усиление тепла, обилие света, влаги).

С детьми средней группы на грядке следует высадить семена огородных растений, кустики клубники. Воспитатель подводит детей к выводу о том, почему растения высаживаются в специ­ально приготовленное место — на клумбу, грядку. Для этого он предлагает сравнить землю на дорожке и на грядке. Используя обследовательские действия (надавить, сделать пальцем углуб­ление и т. д.), дети устанавливают, что на дорожке земля плотно утоптана — корешкам и росткам трудно в ней пробиваться, а на грядке земля мягкая, рыхлая — посевам в ней удобно расти.

В течение лета дети ухаживают за огородом и цветником: поливают растения, рыхлят землю, пропалывают от сорняков. При этом воспитатель сообщает о назначении различных видов ухода. Дети наблюдают за состоянием растений после полива и после дождя, до и после рыхления почвы, устанавливают связь между состоянием растения и условиями, в которых оно нахо­дится, уходом за ним. В процессе выращивания растений ма­лыши начинают понимать, что ходить надо только по дорожкам, нельзя затаптывать клумбы и грядки, бегать по ним и т. д.

Лето — время интересных прогулок. Их необходимо исполь­зовать для уточнения уже имеющихся у детей представлений о природе, расширения и углубления знаний о ней, формирования правильного поведения в природе.

Целевые прогулки на луг позволяют познакомить детей с луговыми растениями и животными, их жизнью летом, полю­боваться красотой и простором луга. Воспитатель просит детей назвать знакомые растения (колокольчик, луговой василек, ро­машка). Рассматривая вместе с ними новые растения — одуван­чик, гвоздику, побуждает детей сравнивать их по окраске, форме и величине цветка, по запаху. Педагог проводит дидактические игры с луговыми травами, читает стихи о них.

Во время целевых прогулок на поляну воспитатель с под­группами детей может понаблюдать за ее обитателями — бабоч­ками (лимонница, капустница, махаон, крапивница), жуками (бронзовка, божья коровка), кузнечиками, пчелами. Надо уточ­нять и обогащать представления детей о насекомых, учить уз­навать по характерным признакам внешнего вида бабочку-капустницу и муравья. Следует научить ребят сравнивать насеко­мых по особенностям строения (наличие и отсутствие крыльев), характеру передвижения (ползает, порхает), месту обитания (в воздухе, на земле), способу защиты от врагов. Надо дать знание о том, что насекомые живые: они двигаются, питаются, приспо­сабливаются к защите от врагов. Воспитывать бережное отно­шение к насекомым.

При повторных целевых прогулках на поляну, луг воспита­тель продолжает знакомить детей с луговыми растениями и животными; учит узнавать и правильно называть 2—3 луговых растения, различать их по характеру стебля, цветку, форме и расположению листьев, узнавать и различать насекомых по внешнему виду, поведению; учит устанавливать связи между особенностями строения конечностей животных и способом пере­движения, между потребностями в питании и местом обитания.

Интересны летние экскурсии к водоему. Воспитатель расска­зывает детям о том, что в нем живут разные животные (лягушки, жуки-плавунцы, личинки насекомых), растут растения (стрелолист, кувшинка), учит узнавать и различать их. При этом надо учить детей наблюдать за животными водоема, устанавливать связь между их поведением и условиями среды. Это может послужить основой для развития интереса к самостоятельным наблюдениям в природе.

Конкретизируя представления детей об обитателях водоема, следует провести наблюдение за лягушкой. Воспитатель обра­щает внимание детей на внешний вид животного, особенности передвижения, питания, рассказывает о месте обитания лягуш­ки, показывает способы приспособления к окружающей среде. (При этом полезно предложить детям установить связи между строением конечностей лягушки и способом ее передвижения в воде и на суше, между окраской кожного покрова и средой.) Воспитатель сообщает детям о пользе, приносимой лягушкой, учит использовать при наблюдении слова: перепонки, влажная кожа, приспособилась. Такие наблюдения способствуют воспи­танию интереса и бережного отношения к лягушкам.

С детьми 4—5 лет следует также организовать прогулку в лес. При этом надо формировать конкретное представление о лесе как месте жизни разных растений и животных. Воспита­тель учит детей различать деревья (осина, береза, ель, сосна), 2—3 вида кустов, мох, съедобный и несъедобный гриб (мухомор); показывает некоторые конкретные проявления жизни растений и животных в лесу: питание, передвижение. Учит пользоваться словами, обозначающими названия растений, животных. Воспи­тывать умение вести себя в лесу, не мешать его обитателям — важная задача таких прогулок.

Ценным пособием для знакомства детей с природой может стать календарь природы. В средней группе он должен быть несложным по представленному материалу, ярким. С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспита­телем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено увиденное.

Изменчивую погоду сезона также необходимо фиксировать. Это можно сделать, пользуясь игрушкой-пособием «Какая се­годня погода?».

На плотном куске картона с укрепленной в центре подвижной стрелкой помещаются или вкладываются в Прозрачные карманы изображения различных, но типичных для определенного сезона состояний погоды. Если сделать картинки сменными, можно использовать календарь в течение всего года. Соединив игрушку-пособие с планшетом для детских рисунков, уже в средней группе можно создать уголок наблюдений за природой и погодой сезона. Ведение таких календарей приучает детей к вниманию, развивает умения наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.

Все формы работы с детьми педагог использует для воспита­ния бережного отношения к природе. Он показывает, как пра­вильно сорвать цветок, не повредив корень, ограничивает коли­чество растений для букета, венка, не позволяет выбрасывать сорванные растения, ловить и уничтожать мелких животных.

Вопросы и задания. 1. Определите условия, необходимые для формирования природоведческих знаний, умений и навыков в средней группе детского сада. 2. Каково место и значение работы воспитателя в повседневной жизни по экологическому воспитанию детей 5-го года жизни? 3. Каким требованиям должен соответствовать уголок природы в средней группе? Проведите анализ уголка при­роды в детском саду, дайте педагогические рекоменда­ции к его улучшению. 4. Разработайте систему дидакти­ческих игр по ознакомлению детей с растениями участка детского сада, проведите их на практике, определите эф­фективность этой работы с детьми. 5. Подберите приемы работы, направленные на воспитание гуманного отноше­ния к природе.

 

Date: 2015-07-24; view: 509; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию