Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1 . Основные сведения о Земле





Под редакцией Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой

Издание 2-е, переработанное и дополненное

 

 

Допущено Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для педагогических училищ

Санкт-Петербург

ИЗДАТЕЛЬСТВО «АКЦИДЕНТ

ББК 74.100.5

М63

 

Авторы:

Л.А. Каменева, Н. Н. Кондратьева,

Л. М. Маневцова, Е. Ф. Теретьева.

 

Рецензент:

старший преподаватель кафедры

дошкольного воспитания ЛОИУУ

М. Н. Попова

 

 

Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических учи­лищ по специальности "Дошкольное образование"/ Л. А.Каме­нева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой, - СПб.: АКЦИДЕНТ,

1998. - 319 с.: ил.- Изд.2-е, переработанное и дополненное.

ISBN 5-88375-051-6

В пособии в соответствии с программой учебного курса рассматрива­ются общие основы природоведения, а также задачи, содержание, методы и формы организации природоведческой работы в детском саду. Особое внимание уделено вопросам охраны природы, экологическому воспитанию подрастающего поколения.

В первом издании пособие вышло под названием " Методика ознаком­ления детей с природой в детском саду".

ISBN 5-88375-051-6 ББК 74.100.5

 

Каменева Л, А., Кондратьева Н. Н.,

Маневцова Л. М., Терентьева Е. Ф., 1992

С изменениями. Колл. авт., 1998

Оформление, Изд-во «Акцидент», 1998

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В современном мире проблемы окружающей среды (экологи­ческие проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущ­ной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологичес­кого образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколе­ния - школьников и дошкольников.

Настоящее пособие предназначено для студентов дошколь­ных педагогических училищ - будущих воспитателей. Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.

Предлагаемое пособие является вторым, переработанным и дополненным изданием книги «Методика ознакомления детей с природой в детском саду», выпущенной издательством "Просвещение" в 1992 году.

Настоящее издание пособия подготовлено с позиций современных взглядов на проблему экологического образования детей дошкольного возраста, что определило и новое название книги "Мир природы и ребенок". В книге нашли отражение результаты научных исследований в области дошкольного природоведения и экологического воспитания детей, проведенных авторами под руководством к, п. н. П. Г. Саморуковой, апробированные в дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга, Новгорода, Мурман­ска, Нижнего Новгорода, Вологды, Иркутска, Комсомольска-на- Амуре, Нальчика и др. городов России.

Существенно переработаны параграфы: «Содержание и зада­чи экологического воспитания детей», «Планирование работы», «Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста», «Праздники и досуги» и др.

Учебное пособие дополнено приложением, содержащим при­мерный план диагностики педагогического процесса в дошколь­ном образовательном учреждении, конспекты типовых занятий и экскурсий, сценарий представления на экологическую тему.

 

Раздел 1

 

ОСНОВЫ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

 

Глава 1. Основные сведения о Земле

 

§ 1. Земля как планета

 

Планета Земля наряду с другими планетами, кометами, ас­тероидами, метеоритным веществом входит в состав Солнечной системы, которая в свою очередь является частью громадной звездной системы — Галактики. Солнечную систему образуют девять больших планет со спутниками и единственная звезда - Солнце, около которой обращаются все тела системы.

Солнце — это раскаленный газовый шар. Температура на его поверхности 6000 °С, а в центре — до 20 миллионов градусов. Солнце — источник света, тепла и жизни в Солнечной системе.

Вследствие притяжения Солнца, на различных расстояниях от него обращаются шарообразные тела, светящиеся отраженным солнечным светом. Это — планеты. Они различны по величине. Ближайшие к Солнцу планеты — Меркурий, Венера, Земля и Марс— относительно невелики, остальные — Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон — гораздо больше по своим размерам.

Форма Земли. Долгое время люди считали Землю плоским телом. Однако учение о шарообразности Земли возникло еще до нашей эры. А первые доказательства того, что Земля имеет форму шара, принадлежат древнегреческому ученому Аристотелю. В дальнейшем доказательств шарообразности нашей планеты становилось все больше. Сегодня, если взглянуть на фотографии Земли, сделанные космонавтами или спутниками с больших высот, не возникает сомнения в том, что она имеет форму шара. Градусные измерения и геодезические съемки показали, что Земля не идеальный шар: земной шар сплюснут с полюсов.

Шарообразность Земли обусловливает закономерное умень­шение угла падения солнечных лучей на ее поверхность в на­правлении от экватора к полюсам, поэтому прогревание поверх­ности уменьшается в этом же направлении. В зависимости от этого земной шар делят условно на пояса: жаркий (по обе стороны экватора), два холодных (вокруг полюсов) и два уме­ренных (между ними). Форма Земли определяет также зональ­ность природы на земной поверхности (климат, почва, расти­тельность, животный мир).

Движения Земли. Земля совершает несколько видов движе­ний, главные из которых — суточное вращение вокруг своей оси и годовое обращение вокруг Солнца.

Вращаясь с запада на восток, Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа. Земная ось — это воображаемая прямая линия, проходящая через Северный и Южный полюса. Мы не замечаем вращения Земли, так как все, что находится на ней, тоже вращается.

Следствием вращения Земли вокруг своей оси является смена дня и ночи: когда на освещенной половине Земли бывает день, на неосвещенной — ночь. Эта смена происходит довольно быстро, что очень важно для развития жизни на Земле.

Вращаясь вокруг своей оси, Земля движется в то же время вокруг Солнца со скоростью 30 км/с и совершает полный оборот за 365 дней 6 часов 9 минут 9 секунд. Это время называется годом. Земля в течение года проходит громадный путь (орби­ту), представляющий собой замкнутую кривую в форме эллипса (овала). Земная ось в процессе годичного движения остается в неизменном положении: она наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5°. Вследствие этого северное и южное полушария получают неодинаковое количество света и тепла — от этого и происходит смена времен года. Солнечные лучи в течение года по-разному освещают северное и южное полушария, меня­ется высота солнца над горизонтом, а в связи с этим и нагревание земной поверхности, а также продолжительность дня и ночи. 21 марта и 23 сентября солнечные лучи падают отвесно на район экватора. К северу и югу от экватора угол их падения уменьшается, теневая линия проходит через полюсы, поэтому на всех широтах день равен ночи. 22 июня в полдень солнце стоит в зените над Северным тропиком — этот день (день летнего солнце­стояния) в северном полушарии является самым длинным в году.

22 декабря солнце в полдень находится в зените над Южным тропиком (день зимнего солнцестояния). Этот день в нашем северном полушарии является самым коротким в году, а солнце занимает самое низкое положение над горизонтом. Дни летнего и зимнего солнцестояния являются астрономическими сроками наступления лета и зимы.

Космос (Вселенная) оказывает большое воздействие на нашу планету. Земля получает от Солнца лучистую энергию — источ­ник тепла и основной двигатель всех земных процессов. Земля в силу всемирного тяготения воздействует на небесные тела и одновременно испытывает на себе влияние других небесных тел Солнечной системы.

Вопрос и задание. 1. С чем связана смена времен года? 2. Определите сроки наступления разных сезонов в вашей местности.

 

Date: 2015-07-24; view: 1020; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию