Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи Программы СЭР-2020





МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь

Методические рекомендации
по разработке Программы социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы

 

Минск, 2015

Методические рекомендации по разработке Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы предназначены для министерств и других республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также заинтересованных организаций-соисполнителей в целях обеспечения единства методологии разработки разделов и подразделов программы, соблюдения общих методических подходов к обоснованию прогнозных индикаторов, исходя из единых параметров внешних условий и денежно-кредитной политики, а также для взаимоувязки намеченных к реализации госпрограмм с лимитами и объемами финансовых ресурсов в рамках господдержки.

Настоящие Методические рекомендации подготовлены под общим руководством Первого заместителя министра экономики А.М. Заборовского.

Ответственные разработчики:

от Минэкономики – Мелешкин Д.В., начальник Главного управления макроэкономического анализа и прогнозирования;

от НИЭИ Министерства экономики – Червяков А.В., директор НИЭИ Минэкономики.

В подготовке Методических рекомендаций принимали участие руководители соответствующих структурных подразделений Минэкономики Республики Беларусь и НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь.

 


Оглавление

1 Общие положения 5

2 Цели и задачи Программы СЭР-2020 6

3 Содержание и структура Программы СЭР-2020 7

4 Основные методологические подходы к разработке Программы-2020 11

5. Новые подходы к формированию госпрограмм и их финансированию 14

5.1 Общие методологические подходы 14

5.2 Требования к содержанию предложений по финансированию за счет бюджетных средств и льготных кредитных ресурсов 16

6. Исходные параметры для прогнозирования и заполнения табличных форм 18

6.1 Исходные внешние условия социально-экономического развития 18

6.2 Исходные внутренние условия социально-экономического развития 19

7. Требования к содержанию разделов Программы-2020 21

8. Требования к структуре аналитической записки по разделам 33

9. Исходные требования к расчетам затрат и тарифов (цен) в сферах естественных монополий 35

10. Порядок организации разработки Программы-2020 36

11 Информационное обеспечение 37

12 Форма и порядок представления материалов 38

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Состав межведомственной рабочей группы для разработки проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы 39

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Цель и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы 41

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 – МАКЕТЫ ТАБЛИЧНЫХ ФОРМ 42

Приложение 3.1 Показатели развития человеческого потенциала 42

Приложение 3.2 Прогнозные параметры и индикаторы развития производственного сектора экономики 45

Таблица 3.2.1 – Развитие сферы производства – промышленность (по кругу подведомственных организаций) 45

Таблица 3.2.2 – Показатели финансово-хозяйственной деятельности по организациям, определяющим развитие отдельных видов экономической деятельности и регионов Республики Беларусь 47

Таблица 3.2.3 – Развитие сферы производства – промышленность (по курируемым видам деятельности) 48

Таблица 3.2.4 – Перечень курируемых видов деятельности в промышленности 50

Таблица 3.2.5 – Производство по важнейшим видам продукции 51

Таблица 3.2.6 – Перечень важнейших видов промышленной продукции 52

Таблица 3.2.7 – Производительность труда по валовой добавленной стоимости 54

Таблица 3.2.8 - Топливный баланс 56

Таблица 3.2.9 - Баланс энергоносителей 60

Таблица 3.2.10 – Развитие сферы производства – Сельское, лесное и рыбное хозяйство 62

Таблица 3.2.11 – Развитие сферы производства – Строительство 63

Приложение 3.3 Показатели развития основных видов деятельности сферы услуг 65

Таблица 3.3.1 – Показатели развития основных видов деятельности сферы услуг 65

Таблица 3.3.2 – Развитие жилищно-коммунального хозяйства 72

Таблица 3.3.3 – Перечень наукоемких видов деятельности в сфере услуг 73

Приложение 3.4 Показатели инновационного развития экономики и инновационные проекты 74

Таблица 3.4.1 - Показатели инновационного развития экономики 74

Таблица 3.4.2 – Инновационные проекты, планируемые к реализации в 2016–2020 годах 75

Приложение 3.5 Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования 76

Приложение 3.6 Показатели регионального развития 78

Таблица 3.6.1 – Развитие экономики областей и г. Минска 78

Таблица 3.6.2 – Развитие административных районов 82

Таблица 3.6.3 – Перспективы развития областей и г.Минска на основе использования конкурентных преимуществ 83

Приложение 3.7 Показатели природно-ресурсного потенциала и охраны окружающей среды 84

Приложение 3.8 Показатели внешней торговли 86

Таблица 3.8.1 – Внешняя торговля товарами и услугами (министерства, концерны) 86

Таблица 3.8.2 – Внешняя торговля товарами и услугами (облисполкомы, Мингорисполком) 88

Таблица 3.8.3 – Экспорт товаров и услуг по основным рынкам (министерства, концерны) 90

Таблица 3.8.4 – Экспорт товаров и услуг по основным рынкам (облисполкомы, Мингорисполком) 91

Приложение 3.9 Матрица источников финансирования программ 92

Таблица 3.9.1 - Матрица источников финансирования программ в целом 92

Таблица 3.9.2 - Матрица источников финансирования программ по годам с учетом направленности на реализацию приоритета 93

Таблица 3.9.3 – Ресурсное обеспечение по годам программ (мероприятий), направленных на общегосударственные цели 94

таблица 3.9.4 - Финансирование приоритета «Рост и диверсификация экспорта товаров и услуг, обеспечение сбалансированности внешней торговли» в рамках Указа №534 95

Приложение 3.10 Наиболее значимые эффективные инвестиционные проекты, планируемые к реализации в 2016–2020 годах 96

Приложение 3.11 Показатели развития организаций жилищно-коммунального хозяйства 97

Таблица 3.11 - Прогноз изменения затрат и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению в 2016-2020 годах 97

Приложение 3.12 Показатели развития транспортных организаций 99

Таблица 3.12.1- Прогноз изменения доходов, затрат и тарифов на городские перевозки пассажиров (автомобильные и горэлектротранспорт) в регулярном сообщении 2016-2020 годах 99

Таблица 3.12.2- Прогноз изменения доходов, затрат и тарифов на перевозки пассажиров пригородным автомобильным транспортом в регулярном сообщении в 2016-2020 годах 101

Приложение 3.13 Показатели развития энергоснабжающих организаций 103

Таблица 3.13.1– Показатели финансово-хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций ГПО «Белэнерго» 103

Таблица – 3.13.2 - Финансовые обязательства 106

Таблица 3.13.3 - Баланс электрической и тепловой энергии 107

Приложение 3.14 Показатели развития газоснабжающих организаций 111

Таблица 3.14.1 – Показатели финансово-хозяйственной деятельности газоснабжающих организаций ГПО «Белтопгаз» 111

Таблица 3.14.2 - Финансовые обязательства 114

Таблица 3.14.3 - Баланс природного и сжиженного газа 115

Приложение 3.15 Первоочередные меры (кроме инвестиционных проектов) по достижению целевых параметров социально-экономического развития 116

Приложение 3.16 Перечень нормативных правовых документов, планируемых к разработке для реализации проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. 117

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Проекты нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы формирования, финансирования и реализации государственных программ, а также оказания государственной поддержки 118

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Ответственные за подготовку разделов Программы-2020 135


Общие положения

 

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы (далее Программа-2020) разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», Основными положениями организации государственного прогнозирования в Республике Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 августа 1998 г. №1321).

Для разработки Программы-2020 создана межведомственная рабочая группа (постановление Совета Министров Республики Беларусь от
12 января 2015 г. №14) в составе согласно приложению 1.

Разработка Программы-2020 осуществляется Министерством экономики Республики Беларусь во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, иными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом, Национальным банком, НАН Беларуси, а также специализированными научно-исследовательскими институтами.

Функции головной организации по подготовке Программы-2020, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25 ноября 2010 г. № 605, осуществляет НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь.

Программа -2020 должна предусматривать реализацию целей и задач, поставленных в Посланиях Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию, Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (далее - НСУР-2030), Концепции национальной безопасности Республики Беларусь и других программных документов.

В Программе-2020 на основе анализа развития национальной экономики в 2011–2015 годах, оценки воздействия внешних условий и имеющихся внутренних резервов для экономического роста должны быть определены цели, задачи и приоритеты развития страны в 2016-2020 годах, обоснованы основные направления и индикаторы социально-экономического развития, меры и механизмы их реализации, в том числе в разрезе видов экономической деятельности, экономик областей и г. Минска. Предлагаемые меры экономической политики должны быть нацелены на повышение уровня и качества жизни населения и взаимоувязаны с решением проблем сохранения и улучшения окружающей природной среды.

Методические рекомендации выступают в качестве инструментария для обеспечения методологического единства при подготовке министерствами и другими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом, иными разработчиками предложений к соответствующим разделам Программы-2020.

Цели и задачи Программы СЭР-2020

В предстоящем пятилетии предстоит создать необходимые условия и предпосылки для выхода страны на траекторию, определенную Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. Предстоит конкретизировать применительно к предстоящему пятилетию целевые ориентиры НСУР-2030. Исходя из поставленных задач следует обосновать направления динамичного развития национальной экономики в предстоящем пятилетии, а также разработать инструментарии их реализации, обеспечивающие в конечном итоге рост благосостояния белорусского народа.

Цель и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы приняты за основу Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протокол заседания от 10.03.2015 г. №5).

Главная цель развития страны - повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, активизации рыночных институтов и инновационного развития.

В основу критериев выбора приоритетов социально-экономического развития в предстоящем пятилетии положен принцип преемственности и их нацеленности на решение проблем и задач, которые не удалось реализовать в предыдущие годы, и с учетом концентрации сил и ресурсов на создании экономического базиса для инновационного развития обеспечить повышение благосостояния белорусских граждан.

Советом Министров Республики Беларусь в целом одобрены следующие приоритеты:

· развитие человеческого потенциала как важнейшего фактора и движущей силы формирования инновационной экономики;

· создание новых рабочих мест и повышение производительности существующих, перемещение и перераспределение трудовых, материальных и финансовых ресурсов в новые и перспективные сектора экономики;

· сбалансированное региональное развитие, создание новых центров экономического роста в регионах на основе их конкурентных преимуществ;

· развитие конкуренции, инвестиционной и инновационной активности, информатизация экономики;

· рост и диверсификация экспорта товаров и услуг, обеспечение сбалансированности внешней торговли.

Главная цель разработки Программы-2020 – с учетом принятых цели и приоритетов развития страны на предстоящее пятилетие определить задачи и направления социально-экономического развития, обосновать комплекс мер и механизмов их реализации, необходимые финансовые ресурсы.

При разработке Программы- 2020 акцент должен быть сделан на решение следующих задач:

– повышение уровня жизни населения на базе совершенствования системы образования и здравоохранения, социальной инфраструктуры, формирование условий и предпосылок для перехода к экономике знаний;

– трансформация отраслевой структуры экономики, направленная на формирование высокотехнологичного сектора и ускоренное развитие наукоемких видов услуг, дальнейшую модернизацию и повышение эффективности традиционных производств;

– создание конкурентной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение инвестиций в экономику;

– повышение эффективности и качества государственного управления;

– достижение динамичного развития научной сферы и усиление ее интеграции с производством, расширение присутствия Беларуси на мировом рынке интеллектуальных продуктов, наукоемких товаров и услуг;

– переход к сбалансированному территориальному развитию экономики путем формирования региональных центров роста;

– расширение и укрепление интеграционных и внешнеэкономических связей Беларуси, включая дальнейшее развитие интеграции в рамках ЕАЭС.

Решение этих задач позволит создать необходимые условия для формирования инновационной экономики – экономики знаний, наукоемкой, ресурсосберегающей и экологобезопасной, конкурентоспособной на мировом рынке, обеспечивающей динамичное приближение уровня жизни белорусских граждан к передовым странам мира.

Содержание и структура Программы СЭР-2020

В Программе СЭР-2020 должны быть отражены следующие вопросы.

1. О ценка итогов выполнения Программы социально-экономического развития на 2011-2015 годы с выделением ключевых проблем;

В разделе "Современное состояние экономики и уровень жизни
белорусских граждан" будет проведен краткий анализ итогов выполнения основных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы с указанием уровня их достижения и причин в случае невыполнения, дана оценка параметров экономической безопасности. Будут выявлены факторы, препятствующие эффективному развитию страны, кратко оценены результаты проведенных реформ и институциональных преобразований, принятых мер государственной политики с позиции их воздействия на социально-экономическое развитие страны с учетом поступивших аналитических материалов от органов государственного управления.

Кроме того, будут отражены достигнутые успехи Беларуси, включая улучшение позиций Беларуси в мировых рейтингах по индексу человеческого развития, Doing Business, Глобальном индексе инноваций и др.

В качестве самостоятельного подраздела следует выделить "Проблемы экономического роста", где будут отражены существующие проблемы и ограничения экономического роста, на преодоление которых должна быть направлена государственная политика в предстоящем пятилетии.

2. Внешние и внутренние условия социально-экономического развития

В Программе СЭР-2020 будут обозначены внешние и внутренние условия социально-экономического развития страны в среднесрочной перспективе.

Внешние условия. Рассматриваются два возможных варианта внешних условий развития белорусской экономики: благоприятный и неблагоприятный. Они учитывают решения, принятые Российской Федерацией по «налоговому маневру», и различаются по динамике темпов экономического роста основных торговых партнеров Беларуси, параметрам цен на сырьевые ресурсы (нефть и природный газ), обменному курсу евро и российского рубля к доллару США.

Исходные параметры внешних условий приведены в разделе 6.1 настоящих Методических рекомендаций.

Дополнительными источниками экономического роста должны стать меры по притоку в страну ПИИ и развитию производственной кооперации в рамках ЕАЭС.

Внутренние условия. Внутренняя политика государства должна быть ориентирована на повышение эффективности использования финансовых ресурсов на основе совершенствования системы их распределения в экономике и активное использование рыночных институтов; снижение затрат на производство продукции, прежде всего материалоемкости; улучшение институциональной среды и повышение вклада в экономику малого и среднего предпринимательства, создание новых высокопроизводительных рабочих мест.

На развитие экономики в предстоящем пятилетии будут также влиять параметры курсовой политики, динамика уровня инфляции и индексов цен производителей промышленной и сельскохозяйственной продукции, в строительстве.

Исходные параметры этих показателей приведены в разделе 6.2 настоящих Методических рекомендаций.

Главное условие сбалансированного развития – обеспечение устойчивости платежного баланса и бюджетной системы, существенное снижение инфляции.

3 Цель, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на 2016-2020 годы (приложение 2).

4. Определение направлений социально-экономического развития исходя из поставленных задач и приоритетов, что предполагает:

– обоснование целей, задач и конкретных механизмов по повышению уровня и качества жизни населения (стимулирование рождаемости и укрепление здоровья; повышение эффективности использования трудового потенциала; снижение уровня малообеспеченности; рост интеллектуального и физического потенциала человека; создание комфортных условий для жизнедеятельности);

– определение основных направлений трансформации отраслевой структуры экономики и формирования высокотехнологичного сектора, включая создание новых наукоемких производств, разработку мер по максимальному использованию потенциала традиционного производства, ускоренному развитию сферы услуг;

– обоснование задач и направлений развития видов экономической деятельности, разработку комплекса мер по повышению их конкурентоспособности и достижению поставленных целей и задач;

– определение приоритетов социально-экономического развития областей и г. Минска, механизмов реализации региональной политики с предложениями по формированию территориальных центров опережающего роста и комплекса мер по обеспечению выравнивания уровня доходов населения;

– разработку необходимых макроэкономических условий и механизмов для обеспечения устойчивого экономического роста (формирование конкурентной среды; активизация инновационной и инвестиционной деятельности; совершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, ценовой и антимонопольной политики; развитие фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям; повышение деловой и предпринимательской активности и др.);

– направления диверсификации товарной и географической структуры экспорта товаров и услуг и комплекс мер по обеспечению сбалансированности внешней торговли;

– основные направления международного сотрудничества, необходимые меры для активизации интеграционных связей в рамках ЕАЭС;

– обоснование задач и направлений рационального природопользования и охраны окружающей среды, мер и механизмов их достижения.

5. Прогноз основных индикаторов социально-экономического развития в 2016-2020 годах по двум сценарным вариантам (при благоприятных и неблагоприятных внешних условиях), включая макропоказатели, основные индикаторы развития регионов, видов экономической деятельности, курируемых соответствующими министерствам и концернами, в том числе по кругу подведомственных им организаций, показатели изменения структуры госсобственности, параметры экономической безопасности.

6. Прогноз потребности в инвестиционных ресурсах для реализации намеченных целей и задач с указанием объемов и источников их финансирования, включая планируемые к реализации государственные, отраслевые и территориальные программы и наиболее значимые инвестиционные и инновационные проекты.

7. Формирование нормативных правовых и организационных условий для успешной реализации Программы-2020.

С учетом сказанного предлагается примерная структура
Программы -2020.

Примерная структура Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы

ВВЕДЕНИЕ

1 Современное состояние экономики и уровень жизни
белорусских граждан

1.1 Ожидаемые результаты реализации Программы социально-экономического развития в 2011-2015 годах

1.2 Проблемы экономического роста

Date: 2015-07-24; view: 1280; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию