Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советское искусство 1917- 1945 годов





Введение

Данная методическая разработка призвана помочь студентам – дипломникам факультета дизайна Волгоградского филиала МГЭИ при подготовке к государственному междисциплинарному выпускному экзамену. Она включает: содержание экзаменационных вопросов по дисциплинам: «История культуры и искусства», «История дизайна, науки и техники», список основной литературы, а также литературы, имеющейся в библиотечном фонде ВФ МГЭИ.

Требования к знаниям, приобретенным при изучении курсов:

· соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к выпускнику специальности «Дизайн»;

· уметь грамотно ориентироваться в основных понятиях и концепциях развития культуры, искусства, дизайна;

· ориентироваться в визуальном материале прослушанного курса;

· знать основные этапы и стилистические направления развития культуры и искусства;

· иметь четкое представление о наиболее значительных памятниках архитектуры, изобразительного искусства, дизайнерских проектах, технических открытиях, имеющих отношение к истории дизайна.

 

 

Содержание вопросов

 

 

1. Культура и искусство первобытного общества.

Современные концепции и различные теории происхождения искусства. Функции искусства. Синкретизм первобытной культуры. Изобразительная деятельность и ее роль в становлении сознания человека древнейшей эпохи. Периодизация культуры первобытного человека Пещерные росписи, петроглифы, мегалитическая архитектура. Первобытная и традиционная культура Нового времени в Африке, Австралии и Евразии; их сходные черты. Первобытные верования (анимизм, тотемизм и др.), ритуалы и их воплощение в памятниках древнейшей цивилизации. Основные памятники палеолита, мезолита, неолита, эпохи бронзы и железа.

2. Культура и искусство Древнего Египта

Мифологическая картина мира и искусство Древнего Египта. Космогонические воззрения. Канонический тип культуры. Эстетические категории. «Книга мертвых». Концепция космоса древних египтян в памятниках архитектуры. Символика архитектурных форм. Элементы канона Заупокойный комплекс в Гизе – наиболее совершенное воплощение религиозных, астрологических, математических, художественных и др. воззрений древних египтян. Архитектурные памятники Среднего и Нового царства. Заупокойные храмы Дейр - эль – Бахри. Карнак и Луксор. Реформы Эхнатона и искусство. Архитектура времени Рамессидов. Скульптура и ее назначение и специфика изобразительного языка древнеегипетского мастера. Основные памятники искусства Древнего Египта, характеризующие этапы развития.

3. Культура и искусство Древней Греции.

Определение понятия «античный мир». Греческая мифология как «почва» и «арсенал» античного искусства. Категории пространства и времени в художественной культуре античности. Основные этапы становления и развития искусства Древней Греции. Эгейское искусство, его значение для древнегреческой культуры. Античный «космос» и храм эпохи греческой классики. Греческий театр. Ансамбль Афинского акрополя как образец эллинского стиля, олицетворение развитой полисной культуры. Раскрытие в образной форме ценности человека как преобразователя окружающего мира, как носителя идей разума и гармонии. Калокагатия и воплощение этого понятия и его эволюция в скульптуре, керамической росписи. Образы прекрасно – доблестного героя и его эволюция в древнегреческом искусстве. Греческая керамика в контексте античной культуры. Великий мастера греческой пластики ранней, высокой и поздней классики. Образование эллинистических держав и главные центры культуры (Пергам, Александрия, Родос, Милеет IV – I вв. до н.э.) Взаимодействие греческой культуры с восточными культурами.

 

 

5. Культура и искусство этрусков и Древнего Рима

Гипотеза о происхождении этрусков Учение этрусков о мироздании, черты сходства с греческими и вавилонскими сказаниями о мире. Заупокойные архитектурные комплексы. Идея регулярной планировки города, инженерные сооружения, культовая скульптура. Значение наследия этрусков для римского искусства.

Хронологические и географические границы Древнего Рима. Социальная структура древнеримского государства и его эволюция. Взаимодействие римской, этрусской, греческой культур: оригинальное и заимствованное. Завоевания римского зодчества. Формирование собственно римских типов сооружений и архитектурных форм, возникновение и развитие портрета в скульптуре. Римское искусство как заключительный этап античной культуры. Наследие античности и его влияние для Европы, средних веков и Нового времени

5 И скусство и культура Западной Европы в средние века

Феодальная система и классовая структура общества. Христианство как идеологическая и нравственная основа художественной культуры и искусства европейского средневековья. Формирование и роль канона. Категории пространства и времени в художественной культуре средневековья. Дороманский период развития западноевропейского искусства V–X веков. Романское искусство, его корни, особенности эволюции. Своеобразие черт романского храма, конструктивно – образное содержание и его развитие. Основные памятники в Италии, Франции, Англии. Готическое искусство Европы, его идеи и содержание. Готический храм – конструкция – образная характеристика – синтез искусств. Скульптура и витраж как элемент художественного целостного храмового зодчества. Основные памятники готики, этапы развития. Книжная миниатюра.

6. Культура и искусство Византия.

Раннехристианское искусство, его социальные корни. Изменение картины мира в период христианизации Европы, ее теоцентрический, канонический, символико – догматический характер. Духовно – нравственный потенциал христианского искусства. Храм как модель мира. Раннехристианская базилика, конструктивные особенности, внутреннее убранство. Формирование крестово – купольной системы. Сложение канона внутреннего убранства храма. Мозаика и фреска. Основные памятники. Византийская икона, ее особенности. Периодизация византийского искусства, особенности каждого из периодов его развития Периоды: сложение византийского искусства (4-5 вв.); правления Юстиниана или (первый расцвета культуры Византии); иконоборческий период, «Македонское Возрождение», эпоха правления Комнинов, «Палеологовский Ренессанс».

 

7. Культура и искусство Древней Руси X-XIV веков.

Истоки культуры. Синтез искусств в христианском храме как модели Вселенной. Воплощение идеи соборности как единства мира в русском храме. Типы русских поселений. Город как модель теоцентрической Вселенной (мирград – детинец – храм – алтарь – престол). Основные этапы развития древнерусского искусства (X – XIV вв.) Архитектура и искусство Киевской Руси, периода феодальной раздробленности, начала объединения земель вокруг Москвы. Феномен иконы. Наиболее значительные памятники русского зодчества, особенности архитектурных и иконописных школ и направлений. Искусство Владимиро- Суздальского княжества, Новгородской феодальной республики. Каменная резьба. Ворота в технике «золотой наводки» в Суздале.

Храмы и другие сооружения: Десятинная церковь в Киеве, Спасо-Преображенский собор в Чернигове,Софийский собор в Киеве, офийский собор в Новгороде, церковьНиколы на Ярославовом дворище, Георгиевский собор, церковь Ивана на Опоках в Новгороде, Георгиевский собор в Старой Ладоге, Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове, собор Спасо-Мирожского монастыря в Пскове, церковь Спасо-Преображения в Переславе-Залесском, церковь Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, Успенский собор во Владимире, церковь Покрова-на-Нерли, Боголюбово, Золотые ворота, Дмитриевский собор во Владимире, Рождественский собор в Суздале, церковь Св. Георгия в Юрьеве-Польском.

Монументальная живопись: мозаики и фрески Софийского собора, собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, фрески Софийского собора в Новгороде, фрески церкви Спаса на Нередице, Рождества Богоматери Антониева монастыря, церковь Николы на Липне в Новгороде, Спасо- Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове, Дмитриевского собора во Владимире.

Иконы: Дмитрий Солунский на троне,Устюжское Благовещение,«Богоматерь Великая Панагия (Оранта), Николай Чудотворец, Петр и Павел, Ангел Златые Власы и др.

8. Культура и искусство Древней Руси XV – XVII веков.

Объединение земель вокруг Москвы. Новые тенденции в культуре. Новгородское и Псковское зодчество. Новгородская и псковская школа живописи (фрески и иконы). Феофан Грек. Мировидение, миропереживание, миропонимание русского человека начала 15 века в искусстве Рублева. «Золотой век» русского средневекового искусства (к. XIV – нач.XVI вв.) Церковное, крепостное и гражданское зодчество. Дионисий и его окружение. «Годуновская» и «Строгановские» школы живописи. Русское искусство XVII века как «перепутье от Руси к России». Смещение центра художественного образа на дольний мир и человека. Новое понимание пространства и времени, света и цвета. Значение Оружейной палаты как художественного центра. С.Ушаков. Парсуны. Библия Пискатора. Значение духовного опыта средневековой Руси для современного человека.

Храмы и другие сооружения: Новгород: церковь Спаса на Ковалеве, Успения на Волотовом поле,Спаса Преображения на Ильине улице, Федора Стратилата, оборонные сооружения; Псков:кремль, Троицкий собор, церковь Успения в Милетове; раннемосковская архитектура: церковь Успения на Городке, Троицкий собор Троице – Сергиевой лавры, Спасо-Преображенский собор Андроникова монастыря; Московский кремль: Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, колокольня «Иван Великий», Грановитая палата; шатровая архитектура: церковь Вознесения в селе Коломенском, «Дивная» церковь в Угличе; Покровский собор (Собор Василия Блаженного), церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове; Теремной дворец в Москве, Коломенские палаты, Ростовский кремль; Кирилло-Белозерский монастырь, Троицкая церковь в Останкине, Сухарева башня в Москве.

Иконы, фрески, миниатюры: Ф.Грек, А. Рублев, Дионисий, П. Чирин, С.Ушаков, фрески ярославских храмов XVII века

9. Культура и искусство эпохи Возрождения

Понятие ренессансного типа культуры. Итальянское и «Северное» Возрождение – проблема соотнесенности и взаимопроникновения художественных концепций. Периодизация и основные художественные центры. Категории пространства и времени в художественной культуре Ренессанса. Главные черты искусства Возрождения – гуманизм, культ античности. Антропоцентизм, героический пафос монументальность образов. Христианское мировоззрение и освоение античного наследия, своеобразие трактовки библейской истории и античной мифологии в произведении мастеров Возрождения. Художественные открытия, стремление к раскрытию всего творческого потенциала художника и его реальный статус. Новые типы архитектурных сооружений и их образное решение. Выделение станкового искусства, иной характер архитектурно – художественной организации среды обитания человека. Пластическая концепция и теория гуманистов и художников эпохи Возрождения и их воздействие на культурные процессы XVII – XVIII вв. Проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое и Позднее Возрождение в Италии. Маньеризм. Венецианская школа живописи. Ренессансное искусство и культура Нидерландов, Германии и Франции. Крупнейшие мастера, школы и направления. Школа Фонтенбло (Франческо Приматиччо, Россо Фьорентино)

Архитекторы: Брунеллески, Альберти, Микелоццо, Браманте, Сангалло Младший, Микеланджело, Виньола, Палладио, Вазари

Живописцы: Италия: Джотто, Дуччо, Мартини, Лоренцетти, Фра Беато Анжелико, Фра Филиппо Липпи, Учелло, Андреа дель Кастаньо ди Бартоло, Антонелло де Мессина, Мазаччо, Пизанелло, Перуджино, Мантенья, Пьеро дела Франческа, Пентуриккьо, Венециано, Боттичелли, Синьорелли, Гирландайо, Дж. Беллини, Карпаччо, Джорджоне, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто; Нидерланды: Ян ванн Эйк, Рогир ванн дер Вейден, Робер Кампен, Петрус Кристус, Гуго ван дер Гус, Ханс Мемлинг, Иероним Босх, Питер Брейгель, Лукас ван Лейден; Германия: Лукас Кранах Старший, Альтдорфер, Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Матис Готхард; Франция:Жан Фуке, Жан Клуэ Старший; Испания: Эль Греко

Скульпторы: Италия:Гиберти, Донателло, Веррокио, Микеланджело, Бенвенуто Челлини; Франция: Жан Гужон

10. Культура и искусство Западной Европы XVII

Социокультурная ситуация, сложившаяся в XVII веке в странах Западной Европы. Буржуазные революции в Голландии и Англии, укрепление абсолютизма во Франции. Государственно – политическое устройство Европы, противоборство католицизма и Реформации. Формирование новой картины мира и подрыв антропоцентризма эпохи Возрождения. Сложение т.н. «больших стилей» - барокко и классицизма. Реализм в искусстве XVII века, выражающий мировосприятие бюргерства или «третьего сословия». Главные художественные центры – Италия (Бернини, Караваджо), Испания (Рибера, Сурбаран, Веласкес), Фландрия (Рубенс, Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс), Франция (графика Калло, классицизм Пуссена, Лоррена, реализм братьев Ленен, Де Латура), Голландии («малые голландцы». «Делфтская школа», Хальс, Рембрандт). Архитектура барокко Италии: Джакомо дела Порто, Д.Виньола, Г. Гварини, Бернини, Модерна, Барромини. Архитектура Франции: Л.Лево, Ф.Мансар, Ж.- А. Мансар, ансамбль Версаля, К. Перро

Образная система барокко и синтез искусств в художественном ансамбле по т.н. принципу субординации. Категории пространства и времени в художественной культуре барокко и классицизма. Классицизм как антитеза барокко. Особенности методов и трактаты художников.

11. Культура и искусство Западной Европы XVIII – первой половины XIX века.

Характер взаимоотношений художественных направлений и стилей (барокко, классицизм, рококо, реализм, просветительский реализм, сентиментализм) и их эволюция. Рококо (Ватто, Фрагонар, Буше) Просвещение и значение его основных идей в развитии западноевропейского искусства. Век Разума и Чувства и характер творческой практики и теории искусства (Дидро, Винкельман, Хогарт, Лессинг, Менгс, Рейнольдс). Шарден, Грез. Театр и изобразительное искусство – своеобразие «диалога». Градостроительные идеи, архитектурные утопии, фантазии и ведуты (Каналетто, Белотто, Гварди) как воплощение просветительских взглядов. Развитие портретного и жанров (Гейнсборо, Рейнольдс). Новаторство Констебла. Тьеполо как график и художник монументально-декоративного искусства. Социокультурная ситуация в Западной Европе первой половины XIX века. Художественные и культурные центры – общеевропейское и национальное. Основные стили и направления и их соотношения. Архитектура Западной Европы конца XVIII – первой половины XIX века. Этапы развития классицизма. Ведущие мастера и характерные строения. Перепланировка Парижа в середине века. Строгий классицизм. Ампир – стиль империи.

Романтизм как тип творчества: разлад между идеалом и действительностью. Основные направления романтических поисков идеала: история, этнография, естественная жизнь поселян, мистический мир, поэтический вымысел, сказка. Изобразительный язык романтиков. Принцип жизненной правды – главная черта реализма, критика социальной действительности. Ф.Гойя – живописец и график. Культура и искусство французского «революционного» классицизма: Давид. Французский романтизм: Жерико, Делакруа. Неоклассицизм Энгра. Особенности немецкого романтизма: Отто Рунге, К.Д.Фридрих, назарейцы. Особенности английского романтизма. Визионеры Фюсли и Блейк. Хогарт – график и живописец. Новаторство Тернера. Прерафаэлиты. Идеи Рескина. У. Моррис и Движение «Искусства и ремесла». Французский реализм. Домье – живописец и график. Курбе, Милле.

Архитекторы: Англия: К. Рэн, Д.Ванброу, Р. Адам, Ч. Бэрри,; Франция: Ж.-А. Габриэль, К.- Н. Леду; Германия: Д. Пёппельман, Г. Бер

Скульпторы: Франция: А-П. Пигаль, Г. Кусту, Ж.- А, Гудон: Германия и Австрия: А. Шлютер, братья Азам, Б. Пермозер

12. Культура и искусство России XVIII века.

Интеграция России в европейский художественный процесс, этапы и последствия этой интеграции. Особенности и периодизация. Искусство Петровской эпохи – формирование нового типа города, развитие национального варианта стиля барокко в архитектуре. «Государственный человек» петровского времени в живописном и скульптурном портрете. Подъем русской художественной культуры в середине века. М.В. Ломоносов и его влияние на развитие культуры. Ведущие мастера архитектуры барокко. Формирование пригородных парковых ансамблей, типы дворцовых строений, принципы композиции и декора, особенности синтеза искусств. Живописный портрет середины века, его репрезентативность, связь с парсуной. Значение искусства крепостных художников для русского искусства. Расцвет просветительских идей в России во второй половине XVIII века, их отражение в системе жанров живописи. Академия Художеств, ее роль в развитии русского искусства. Концепция классицизма в русской архитектуре: ведущие мастера и основные памятники. Скульптура второй половины XVIII века, воплощение патриотических и гражданских идей.

Архитекторы: Ж.-Б. Леблон, Д. Трезини, С.Чевакинский, Д. Утомский, В.В. Растрелли, Ж.-Б. Вален-Деламот, А.Кокоринов, В. Баженов, М. Казаков, И. Старов, Д.Кваренги, А.Ринальди, Ч.Камерон, В.Бренна

Скульпторы: А.Шлютер,И.Зарудный, Б.-К. Растрелли, Ф.Шубин, Ф.Гордеев, Э.М. Фальконе, М.Козловский, Ф.Щедрин, И.Прокофьев, И. Мартос

Живописцы и графики: И.Никитин, А. Матвеев, И-Г.Таннауэр, Л. Каравак, И. Вишняков, А.Антропов, И.Аргунов, Г.-К.Гроот, П.Ротари, А.Зубов, М. Махаев, И.Фирсов,.П. Лосенко, П.Соколов, Ф.Рокотов, Д. Левицкий, Е. Чемесов, М.Шибанов, И.Ерменев, В.Боровиковский.

13. Культура и искусство России первой половины и середины XIX века

Рост национального самосознания, патриотический подъем, связанный с Отечественной войной 1812 года. «Золотой век» русской культуры (литература, музыка, театр). Развитие классицизма в архитектуре, скульптуре первой половине века. Строгий классицизм, ампир, ретроспективизм. Воронихин, Захаров, Тома де Томон, Росси, Д.Жилярди, А.Кавос, В. Стасов, О. Бове, Монферран, К.Тон, А. Брюллов, Н. Бенуа, А.Штакеншнейдер., Л.Кленце, Н. Ефимов. Синтез архитектуры и скульптуры. Скульпторы: В. Демут – Малиновский, С.Пименов, Б.И. Орловский, И.Теребенев, Ф.Тостой, П. Соколов, И.Витали, П.Клодт. Сентиментализм и романтизм в русской живописи. Ф Толстой и Мартос как представители классицизма. К. Брюллов. Декабризм и искусство. Два этапа русского романтизма: «героический» и «трагический». Романтический герой русского портрета. В. Тропинин, О. Кипренский. Формирование представлений о значении народа как о социальном обществе в живописи. Венецианов и его школа. Развитие исторических концепций в творчестве К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни, А.А.Иванова. Развитие реализма.П. Федотов. Пейзажная живопись. С.Щедрин. Рисунки акварели русских мастеров. Книжная иллюстрация.

14. Культура и искусство России второй половиныXIX века.

Русская архитектура второй половины XIX века. Ретроспективизм и эклектика. Демократизация искусства, обличительный характер искусства в конце 1850 – 60 – х гг. В. Перов. Этапы развития критического реализма в живописи. «Бунт 14» в Академии художеств. Цели и задачи Товарищества передвижных художественных выставок. Русская историческая живопись, ее особенности и типология. Образ природы в искусстве второй половины XIX века. Эпический и лирический пейзаж. Эклектика и стилизация в прикладном искусстве. Определяющая роль буржуазного заказчика. Становление науки о народном искусстве. Отношение профессионального искусства к народному творчеству как к высокому нравственно – эстетическому образцу. Искусство рубежа XIX – XX веков в контексте мировой культуры и художественного процесса. Прогресс техники, рост городов и капиталистического производства. Взаимодействие и борьба направлений, течений, стилей в искусстве второй половины XIX века. Общеевропейское начало и национальное в русской архитектуре эпохи модерн. Художественные объединения «Мир искусства», «Союз русских художников». Их роль. Сатирическая графика и книжная иллюстрация

Архитекторы: А. Резанов, К. Быковский, И. Ропет, А, Парланд, Д. Чичагов, Д. Гримм, А. Кракау, А. Горностаев.

Скульпторы: А.Антокольский, М. Микешин, А. Опекушин, М. Чижов, Е. Лансере, И. Гинцбург.

Живописцы: В.Перов, Л. Саломаткин, В. Пукирев, Г. Семирадский, В.Шварц, И.Крамской, Н.Ге, В.Верещагин, И. Прянишников, В.Максимов, А.Корзухин, И.Айвазовский, А.Саврасов, И.Шишкин, А.Куинджи, И.Репин, В.Суриков, В.Васнецов: М.Чюрлёнис

Графики: И. Репин, Н. Степанов, В.Матэ

15. Зарубежная культура и искусство второй половины XIX века

Особенности культуры Западной Европы второй половины XIX века. «Портрет» природы в творчестве мастеров барбизонской школы. Архитектурные стили и художественные тенденции XIX века. Ампир как выражение империи Наполеона, ведущие мастера и характерные строения. Перепланировка Парижа в середине века. Эклектика и историзм, романтическое и рациональное направление в практике и теории архитектуры второй половины века. Появление новых типов общественных сооружений с применением новых материалов и конструкций. Художественная оппозиция импрессионизма для европейского искусства. Постимпрессионизм, сущность живописной системы, усиление аналитического и субъективного начала, стремление к синтезу. Творческое и теоретическое наследие художников XIX века и их значение для формирования языка искусства XX века.

Архитекторы: Франция: Ш.Гарнье. Абади, Эйфель, Э-Ж. Гимар; Австрия: Й. Ольбрих: Бельгия: В. Орта, Ван дер Вельде, О.ван Риссельберг; Испания: А.Гауди; Англия: Д.Пэкстон; Италия: Микелацци

Живописцы и графики: Франция: Э.Мане, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, А. Сислей, К. Писсарро, Г.Моро, Пюви де Шаванн, О. Редон, Ж. Сёра,П. Синьяк, П. Сезанн, П. Гоген, Ван Гог, Т. Лотрек, М. Дени, П.Боннар, Э.Вюйар,Ф. Валлотон; Англия: Д. Уистлер, Бердсли; Швейцария: Ф.Ходлер; Австрия: Г.Климт; Норвегия: Э.Мунк; Бельгия: Дж.Энсор

Скульпторы: Франция:Карпо,Роден, Далу,О. Бартольди

16. Зарубежная культура и искусство конца XIX – начала XX века

Основные тенденции культурного развития Европы на рубеже веков. Кризис традиционной формы культуры. Сартр, Ницше, Ортега – и – Гассет, А.Камю, К. Ясперс, А.Шопенгауэр, З.Фрейд, К.Юнг, А.Бергсон. Возникновение «нефигуративного», абстрактного искусства как крупнейший переворот в эстетике и художественной практике. Проблемка осмысления человека в контексте новой культуры. Кризис искусства модерна на рубеже 1900 – 1910 гг. и влияние идей модерна на развитие мирового искусства. Конструктивизм и функциональность в архитектуре, прикладном искусстве и дизайне. Основные авангардные направления в изобразительном искусстве и творческой практике: фовизм (А. Дерен, М.де Вламинк, Кес ван Донген, А. Марке, А. Матисс), экспрессионизм (К.Шмидт – Ротлуфф, Э.Кирхнер, Э.Нольде, Э.Шиле, О. Кокошка, Ф. Купка, В. Кандинский, А. Явленский, Дж. Энсор, М. Пехштейн); кубизм (Ж.Брак, П. Пикассо, Ж. Метценже), футуризм (Балла, У. Боччони, К. Бранкузи, К. Кара, Л. Руссоло, Д. Северини). Национальная романтика и неоклассика (Р.Кент, Ф.Ходлер, Х.Симберг, А.,Майоль, Бурдель). «Живописный реализм» (А.Цорн, Дж.Беллоуз, У.Сиккерт, А. Марке)

Живописцы и графики: А. Дерен, М.де Вламинк, Кес ван Донген, А. Марке, А. Матисс, К.Шмидт – Ротлуфф, Э.Кирхнер, Э.Нольде, Э.Шиле, О.Кокошка, Ф.Купка, художники «Парижской школы»: А. Модельяни, Х.Сутин, П. Мондриан, К. Брынкуши, Х. Грис, О.Цадкин, М. Шагал; Ф. Марк; Ж.Брак, П. Пикассо, Ж. Метценже; Балла, У. Боччони, К. Бранкузи, К. Кара, Л. Руссоло, Д. Северини; К.Кельвиц, Т.А. Стейнлен, А. Муха.

Архитекторы: П. Беренс, В.Гропиус, О.Перре, Й.Ольбрих, Р.Эстберг, А. Гауди, Ф.Л. Райт, Э.Сааринен, М. Берг

Скульпторы: А. Майоль, Бурдель, К. Менье.

17. Зарубежная культура и искусство 1914 – 1939 годов

XX век – новый этап развития художественной культуры креативно- личностного типа. Общая характеристика особенностей социально – политической обстановки и этапов ее развития. Раскол мирового сообщества на политические системы, принципиально несовместимые друг с другом. Особая жестокость и разрушительность военных конфликтов. Обострение противоречий на религиозной почве. Качественно иной уровень воздействия науки и техники на жизнь человечества. Неоднозначная и противоречивая художественная картина мира как отражение конфликтности и трагической напряженности жизни человечества. Экзистенциализм – питательная среда пост – культуры. Ортега – и – Гассет «Дегуманизация искусства» (1925). Художественность как сущностный творческий принцип. Игровой принцип искусства и эстетический фактор. Индивидуализм как антитеза реалистическому объективизму. Архитектура XX века – последовательное и обоснованное воплощение в искусстве достижений технического прогресса. Формирование городов – гигантов и мегаполисов. Урбанизация культуры. Массовость и элитарность в художественной культуре и искусстве XX века. Градостроительство и социальная архитектура. Л. Корбюзье, Б.У.Моррис, М.де Клерк, Б. Таут. Типология и стили в архитектуре. А. Соваж, Ле Корбюзье, Ф.Л. Райт, А.Арнеберг, М. Поульсон, Э.Ла Падула,О. Пере, Ф.Хёгер, П. Енсен – Клинт, Л. Косту, О.Нимейер, А.Рейди, И. Бринкман, Х. Пёльцинг

Старое и новое в искусстве межвоенных десятилетий. Р. Дюфи, Дж. Моранди, Т. Лемпицкая, Д. Сикейрос, П. Пикассо, А. Матисс, А. Марке. Антивоенная скульптура, графика и живопись. Ф.Мазарель, Г.Грос, К. Кольвиц, Г. Эмзен, В. Леммерт, П. Пикассо. Риджионализм в искусстве США: Г.Вуд, Э.Хоппер, Т.Х.Бентон.

Направления модернизма: дадаизм: М. Дюшан, К.Швиттерс, М.Эрнст, Ж. Арп, М.Рэй, Г. Грос, Ф. Пикабиа; сюрреализм: И.Танги, Р.Магритт, С.Дали, М.Эрнст, П. Дельво, Х.Миро и др.; абстракционизм: Ф.Купка,В.Кандинский, П.Клее, Ф.Леже, Ф.Стелла.; неопластицизм: П.Мондриан, Т.ван Дусбург, Ж.-А. Горин, И. Болотовский; новеченто: М.Сирони, К.Карра, У.Оппи; реди – мейд: Х.Миро, М. Дюшан, М.Оппенхейм, С.Дали, Й.Бойс; пуризм- дальнейшее развитие идей кубизма. «Пластический символ» вместо объекта в художественном произведении. Ф Леже, Ш.Жаннере, Ф.Пикабиа, А.Озанфан.

18. Русская культура и искусство конца XIX - XX веков

Искусство рубежа XIX – XX веков в контексте мировой культуры и художественного процесса. Прогресс техники, рост городов и капиталистического производства. Русская архитектура рубежа веков. Стилизаторство, ретроспективизм и эклектика. Псевдорусский стиль. Русско-византийский стиль. Архитектура модерна. Неоклассицизм. Взаимодействие и борьба направлений, течений, стилей в искусстве рубежа веков. Общеевропейское начало и национальное в русской архитектуре эпохи модерн. Традиции реализма в искусстве и культуре России в XX веке. Своеобразие развития отечественного искусства, обусловленное социокультурным контекстом. Русский художественный авангард накануне революции. Восприятие и развитие русскими художниками новаторского опыта западноевропейской живописи XIX и XX веков, их самостоятельные поиски. Мамонтовский кружок. «Мир искусства», его роль в развитии русской живописи, графики, театрально - декорационного искусства. Развитие русского живописного символизма от М.А.Врубеля, В.Э. Борисова – Мусатова до «Голубой розы». «Союз русских художников», «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень». Кандинский и рождение абстрактного искусства. Футуризм, лучизм, всёчество. Казимир Малевич: заумь и алогизм. Супрематизм.

Развитие русской скульптуры рубежа веков.

Архитекторы: А.И. Гоген, Ф.И. Лидваль, Ф. Шехтель, П.Сюзор,Л. Бенуа, И.Фомин, А.Щусев, В.Щуко, А.Белогруд, И.Жолтовский, М.Перетяткович, А.Таманян, Р.Клейн, П.Алешин

Живописцы и графики: М.Нестеров, А.Рябушкин, К.Коровин, В.Серов, М.Врубель, А.Бенуа, Л.Бакст, К.Сомов, М.Добужинский, Е.Лансере, Б.Кустодиев, М.Врубель, В.Борисов – Мусатов, И.Грабарь, К.Юон, С.Жуковский, З. Серебрякова, Ф.Малявин, С.Малютин, И.Репин, И.Билибин, Н.Рерих, А.Рылов, П.Кузнецов, М.Сарьян, С.Судейкин, Н.Сапунов, А.Лентулов, П.Кончаловский, А.Куприн, Р.Фальк, И. Машков, М.Ларионов, Н.Гончарова, Б.Григорьев, М.Шагал, К.Малевич, В.Кандинский, К. Петров-Водкин, С.Чехонин, Д.Кардовский, Е. Кругликова, А.Остроумова – Лебедева, П.Шиллинговский, В.Фалилеев, А.Кравченко

Скульпторы: П.Трубецкой. С.Волнухин, А.Голубкина, Н.Андреев, А.Матвеев, С.Коненков

Советское искусство 1917- 1945 годов

Искусство России с 1917 до середины 1930 – х годов. Противостояние «левых» художников (авангарда) и сторонников традиционного искусства как черта, определившая характер динамики и драматизма художественных процессов. «Ленинский план монументальной пропаганды» и его роль. Первые революционные памятники. Башня III Интернационала В.Татлина. Агитационно- масоовое искусство первых лет советской власти. Конструктивизм: лабораторный метод. Архитектура 1920 – годов. АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), ОСА (Общество современных архитекторов). Беспредметное искусство в 1920 – е годы. Постсупрематизм Малевича. Организация творческих союзов. «Жар – цвет», «Бытие», «НОЖ» (Новое общество живописцев), «Четыре искусства», ОСТ (Общество станковистов), «Круг художников», ОМХ (Общество московских живописцев), «Маковец» и др. Роль ВХУТЕМАСа –ВХУТЕИНА. АХРР Ассоциация художников революционной России). Традиции реалистической живописи 19 века. Истоки монументально- декоративного искусства СССР (оформление станций метрополитена, стенопись В. Фаворского и Л. Бруни). Альтернатива авангарду. Советская архитектура 1930 – 1950 – х годов. Определение «социалистического реализма» в марксистско – ленинской эстетике. Истоки соцреалима. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» и его роль в дальнейшем развитии советского искусства. Провозглашение соцреализма на Первом съезде советских писателей. Принципы нового творческого метода. «Радужное» жизнеподобие и действительности. Крупные выставки начала 1930 – х годов. Особенности «сталинского реализма». Успехи искусства 1930 – х годов в живописи, скульптуре, графике. Искусство времени Великой Отечественной войны

Архитекторы: братья Веснины, И.Жолтовский, К.Мельников, Э.Лисицкий, И.Голосов, А.Щусев, Л.Руднев, К.и Ю. Яквлевы, Б. Иофан, В.Щуко, А. Душкин, С.Чернышев, В.Гольфрейх и др.

Живописцы: К. Петров-Водкин,Н.Альтман, А.Экстер, М.Матюшин, Л.Попова, А.Крученых, О.Розанова, И.Клюн, И.Пуни, К. Малевич, А. Древин, А. Родченко, П.Филонов, М.Шагал, В.Кандинский, И.Бродский, Г.Ряжский, М.Греков, Е.Чепцов, В.Бакшеев, М.Сарьян, П.Корин, М.Нестеров, А. Тышлер, С. Лучишкин, А.Самохвалов, А.Пахомов, А.Осмеркин, Р.Фальк, И.Машков, А.Куприн, А.Лентулов, Б. Иогансон, А.Дейнека, В. Бялыницкий – Бируля, с.Герасимов, А.Бубнов, Кукрыниксы, А.Пластов, Ю.Пименов,

Графики: Д. Моор,А.Гончаров, В.Чекрыгин, В.Фаворский, В. Денни, В.Лебедев, Б.Ефимов, А. Вахромеев, М. Добужинский, С. Чехонин, И. Нивинский, Д. Митрохин, Д. Шмаринов, Е. Кибрик, Г. И О. Верейские, К. Рудаков, Н.Тырса, Е.Чарушин, В.Конашевич, Е. Лансере и др.

Скульпторы: Н. Андреев,В. Синайский,А. Матвеев, М. Манизер, И. Шадр, С.Коненков, С.Лебедева, В.Мухина, В.Ватагин, Е.Вучетич

20. Общие тенденции развития советского искусства 1945 – 1986 годов

Усилия советских архитекторов и инженеров по восстановлению городов, архитектурных памятников после Великой Отечественной войны. Развитие промышленной архитектуры. Переход к индустриальным методам строительства. Разработка типовых проектов сборных жилых домов. Новые конструктивные системы крупнопанельных домов. Сборные железобетонные конструкции. «Украшательская» архитектура как препятствие новым формам домостроения и объемно- планировочным решениям. Строительство «московских высоток». Постановление партии и правительства «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955).Планы реконструкции Минска, Киева, Сталинграда. Реконструкция Ташкента, Баку, Таллина. Продолжение строительства метрополитена. Особенности архитектуры 1960 – 80-х годов. Положительное и отрицательное в практике строительства и благоустройства городской среды. Комплексные застройки. Проблема новых застроек рядом с историческими центрами. Кремлевский Дворец съездов, Останкинская телебашня, стадион в Лужниках и др.

Искусство первых послевоенных лет. Тенденциозность и «мелкотемье» жанровой живописи. Нападки на искусство «формалистов». Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» и его последствия в искусстве 1946-1953 годов. Новые веяния в советском искусстве после 1953 года: открытие выставок западноевропейского искусства конца 19 - начала 20 века..Первый съезд художников 1957 года и его решения. Новые веяния в советском искусстве конца 1950 – 60 –х годов. Возврат к идеалам революционной эпохи. Историко – революционная тема. Создание мемориалов, посвященных памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны. «Суровый стиль» Его особенности, мастера, программные произведения. Развитие пейзажной, портретной живописи, жанра натюрморта. Творчество А. Пластова, А.Тышлера, П. Корина, Д. Шмаринова, Д. Бисти. «Шестидесятники». Т.Салахов, Д. Жилинский, Т. Яблонская, И.Голицын, Н.Андронов, М.Савицкий, Л. Гудиашвили и др. Начало формирования оппозиции Самиздат, полуофициальные выставки. «Лианозовская группа». Подпольный модернизм 1950 – 60 – х. годов (Ю.Злотников, Ф.Инфантэ, В.Янкилевский. Выявление морально- этической проблематики в творчестве молодых художников 1970 - 80 – х годов. Продолжение традиций «шестидесятников». В.Попков, Д. Жилинский, Н.Андронов и др. Иная манера выражения чувств – от экспрессивной эмоциональности предшественников – к рациональности и иронизму. Неоромантические тенденции. О.Филатчев, В.Дементьев, И.Орлов, О. Лошаков, Е. Романова, А. Ситников, О. Булгакова, Т. Назаренко, Е. Струлев, В. Рожнев, Н. Нестерова, В. Калинин, И.Cтарженецкая. и др. «Деревенская» тема в творчестве художников 1970 – 80 – х годов. Традиции «живописного реализма» начала 20 века. Братья Ткачевы, В. Сидоров и др. Творчество ленинградских художников: Е. Моисеенко, А. Мыльникова, Аникушина. Фотореализм. Концептуализм 1970 – х годов. И.Кабаков, В.Пивоваров, Э.Булатов. Соц – арт. В.Комар, А.Меламид, А.Косолапов, Б.Орлов, Р. Лебедев, Л.Скоков. Развитие советской скульптуры. Развитие камерных форм скульптуры и пространственных композиций. Новый качественный этап в развитии военной темы. О Комов, А. Пологова, Д. Митлянский, А. Бурганов, М. Бердзенишвили, Л. Баранов, Н. Стогова, А. Цигаль, А. Чернов и др. Этапы эволюции монументально- декоративной живописи и их особенности. Две художественно- образные системы. Характер синтеза искусств в разные периоды. Особенности творчества известных мастеров: Б. Тальберга, О. Филатчева, Н. Игнатова, В. Замкова, И. Лавровой и И. Пчельникова, Г. Ващенко, А И И. Васнецовых, А. Кищенко и др. Роль скульптуры в эстетической организации окружающей среды. Объемно – пространственные особенности пластики и их реализация при создании ансамблей. Скульптура и общественные интерьеры. Общие тенденции развития советской монументальной и монументально – декоративной скульптуры. Основные этапы. Наиболее значительные мемориальные ансамбли (Мамаев курган, Курган Славы пол Минском, Монумент Победы в Гори, мемориал в Бресте, мемориал «Жертвам фашизма» в Саласпилсе) Наиболее значительные памятники (О. Комов «А.С. Пушкин»; Ю. Чернов «М. Горький»; Э. Амашукели; Н. Пиросманишвили» и др.).

Date: 2015-07-24; view: 1262; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию