Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формулируется проблема и круг вопросов





Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формулируется проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы; указываются объект и предмет исследования, формулируется гипотеза. Обязательным элементом введения является указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала.

Введение начинается с раздела, посвященного обоснованию актуальности темы и выявлению степени ее разработанности. Очевидно, что, говоря об актуальности темы исследования, следует иметь в виду значимость ее для решения научных или практических задач, имеющих важное значение именно в данный момент и которые действительно могут быть разрешены. Существует обоснованное мнение о том, что, поскольку главным в исследовании является его результат, актуальностью исследования следует считать актуальность его результата, т.е. понимать актуальность как возможность использования полученного результата для получения некоторых других результатов.

Вторая часть раздела введения, посвященного обоснованию актуальности темы исследования, посвящается выявлению состояния разработанности проблемы с целью установления, какие ее аспекты разработаны, а какие не разработаны (или недостаточно разработаны). Именно выявление неразработанных или недостаточно разработанных аспектов выступает основанием выбора и формулирования темы исследования. Здесь важно обратить внимание на то, что при описании состояния разработанности проблемы необходимо акцентировать внимание на том, какие ее аспекты разработаны теми или иными авторами, а не на том, какими авторами разработаны те или иные аспекты проблемы.

Следует также уточнить основные методологические подходы исследования.

В современных педагогических исследованиях реализуют: системный, комплексный, личностный, деятельностный, полисубъективный (диалогический), природосообразный, культурологический, антропологический подходы, которые и представляют их методологические принципы.

Системный подход – ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта, выявление его сложных связей и взаимодействий, среди которых нужно выделить наиболее существенную, определяющую для данного объекта, как говорят, системообразующую связь (например, системообразующими компонентами учебного процесса могут быть: целеполагание, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся) и результат).

Комплексный подход – ориентирует исследователя на рассмотрение группы явлений в совокупности (например, при изучении темы «система социального воспитания в школе», исследователь учитывает объективные и субъективные условия и факторы, влияющие на эффективность социального воспитания детей в школе, взаимосвязь гражданского, нравственного, трудового, экономического, физического и других типов воспитания, единство и координацию влияний школы, семьи, социума на воспитание детей).

Личностный подход – во-первых, означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Во-вторых, этот подход настоятельно требует от исследователя учета уникальности личности, её интеллектуального и духовного потенциала. В-третьих, в рамках данного подхода исследователь опирается в обучении и воспитании на естественный процесс саморазвития природных задатков и относится к воспитаннику, как субъекту воспитательного взаимодействия.

Деятельностный подход – ориентирует исследователя, во-первых, на анализ структуры учебной, общественно полезной, духовной и других видов деятельности воспитанников, изучению составляющих их: предметное содержание; мотивы, побуждающие субъекта к деятельности; цели, на достижение которых она направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется, и её результаты. Во-вторых, деятельностный подход требует от исследователя специальной работы по выбору и организации деятельности ребёнка, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь предполагает обучение воспитанника сознательному выбору цели и обоснованному планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Природосообразный подход – обеспечивает организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с общими законами развития природы и человека.

Полисубъектный (диалогический) подход - составляет сущность методологии гуманистической педагогики. Применение этого подхода помогает исследователю создать нравственно- психологическое единство субъектов (педагога и учащихся), благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития, взаимообразования и самообразования, взаимовоспитания и самовоспитания.

Культурологический подход помогает исследователю приобщить воспитанников к различным пластам культуры как системы ценностей.

Антропологический подход – предполагает системное использование исследователем данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении учебно-воспитательного процесса.

В практике педагогических исследований осуществляют также такие подходы, как: монографический (обращённый к философской, социологической, психолого-педагогической и другой литературы); праксиметрический (обращённый к сравнительно-сопоставительному анализу по обобщению массового и новаторского педагогического опыта); логический (предусматривает изучение педагогического явления в том состоянии его развития, которого оно достигло на момент исследования); исторический (ориентирует на изучение конкретноисторического генезиса и развития, объекта исследования); сущностный (направлен на выявление устойчивых характеристик, внутренних связей, механизмов и движущих сил изучаемого явления).

Чёткая, конкретная формулировка проблемы позволяет определить результаты исследования, которые станут объектом анализа. Проблема педагогического исследования отражает противоречие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания и незнанием путей, средств и методов их решения. Решение проблемы не содержится в известном знании и не может быть получено путём преобразования имеющейся информации. При постановке проблемы исследования необходимо учитывать, что педагогика ориентируется, прежде всего, на необходимость преодоления недостатков педагогической практики.

Тема исследования отражает часть проблемы, движение от известного к неизвестному, открывает элементы нового не только для исследователя, но и общественно новые знания, актуальные для теории и практики.

Существуют определенные требования к формулировке темы:

• в названии темы желательно отразить проблему, область исследования и ограничения;

• в теме должно быть отражено движение от достигнутого и известного к неизвестному;

• в названии лучше не употреблять слова «проблема» (она не ставится, а решается), «роль» (это актуальность, которая раскрывается в работе), «посредством» (это скорее методы, которые также отражаются в работе);

• в названии темы не используют аббревиатуры;

• в названии желательно избегать союза «и» или запятых, иначе вам придется рассматривать не одну, а две проблемы;

• оптимальным количеством слов в теме является 7-12, т.к. меньшее количество слов указывает на недостаточное количество ограничений или нечеткую формулировку проблемы, а большее – затрудняет восприятие темы.

Определение проблемы и темы тесно связано с выбором объекта и предмета. Под объектом понимаются реальные педагогические явления, системы и процессы, которые содержат противоречие и порождают проблемную ситуацию. Предмет исследования характеризует определённые стороны, свойства объекта, представляющие интерес для исследователя в связи с данной проблемой.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно предмет работы определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Цели и задачи педагогического исследования отражают его конечный результат, который достигается путём решения ряда частных задач.

Задачи исследования должны соответствовать проблеме, предмету и гипотезе исследования, их обычно исследователь выдвигает три–четыре. Чаще всего первая связана с изучением истории и современного состояния проблемы, вторая – с раскрытием структуры, функций, сущности изучаемого, третья – с разработкой условий реализации изучаемых явлений в практике, четвертая – с проведением эксперимента по проверке выдвигаемых гипотез. Конечно, задач может быть и больше и меньше, все зависит от того, какую научную проблему решает ученый. Фактически задачи – это уточнение плана исследования.

Есть и другой подход к формулировке задач, их содержание и количество соответствует содержанию и количеству предположений, составляющих гипотезу.

При формулировке цели и задач исследования целесообразно руководствоваться следующими соображениями.

1. Формулировка цели должна соответствовать ее основному результату (не выходить за его пределы и не сужать его). Соответственно формулировки задач не должны выходить за рамки соответствующих вспомогательных результатов. Цель у исследования одна, а задач, решение которых позволяет реализовать цель, несколько (их число определяется характером, содержанием цели).

2. Формулировки цели и задач исследования должны быть ориентированы на получение определенного результата, что предполагает использование глаголов совершенного вида типа «выявить», «обосновать», «доказать» и т.д.

3. Формулировки цели и задач не должны включать в себя формулировку результата исследования, т.е. того, что может быть известно лишь в результате проведенного исследования. В противном случае работа будет представлять собой не исследование с целью нахождения какого-то истинного знания, а подгонку используемого материала под какое-то положение, уже известное до проведения исследования.

4. В формулировках цели и задач нецелесообразно использовать многозначную терминологию – её использование затрудняет понимание того смысла цели и задач, который вкладывает в них автор исследования.

5. Недопустимо в формулировках цели и задач использовать неопределенные выражения в виде глаголов несовершенного вида (таких, например, как: «проанализировать», «рассмотреть», «показать» и т.д.). Для оценки исследования важно не то, что делал ее автор, а то, что он сделал, т.е. результат: важно не то, что автор что-то анализировал, а важен результат анализа.

6. Формулировки задач должны быть адекватны соответствующим разделам работы. Если сформулирована определенная задача, то в структуре работы должен быть посвященный ей раздел, название которого определяется формулировкой задачи.

Гипотеза – пробное обобщение относительно природы изучаемых явлений, процессов, фактов и возможных путей разрешения проблемы. Гипотеза выступает промежуточным звеном между теорией и исследованием, тем средством, при помощи которого осуществляется движение к новому педагогическому знанию, формируется новое решение проблемы. Гипотезы классифицируются на описательные и объяснительные в зависимости от своих основных функций в исследовании; направленные и ненаправленные; индуктивные и дедуктивные. Гипотезы формируются как отдельные утверждения или как логически связанная система на разных фазах исследования и могут быть подвергнуты проверке эмпирическим или логическим путём.

В формулировке гипотез следует придерживаться следующих подходов:

1. Гипотеза должна быть сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования.

2. Гипотеза должна быть либо обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них или, в случае полной самостоятельности, хотя бы не противоречить им.

3. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы истинность выдвинутого в ней предположения не была очевидна.

Гипотеза в процессе исследования уточняется, дополняется или изменяется.

В научно-методической литературе предлагаются шаблоны формулировок гипотез:

1. Что-то влияет на что-то в том случае, если...

2. Предполагается, что формирование чего-либо становится действенным при каких-либо условиях.

3. Что-то будет успешным, если...

4. Предполагается, что применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо.

Date: 2015-07-24; view: 1741; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию