Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научные революции





Чтобы прояснить суть научной революции, вспомним историю становления геоцентрической системы мира. У ее истоков стоит древнегреческий философ VI века до н.э. Анаксимандр, разработал ее в IV веке до н.э. Аристотель, а математически обосновал в I веке Клавдий Птолемей.

Является ли построение этой системы революционным? Разумеется, поскольку для ее создания требуется богатейшее воображение. Действительно, что видит человек, наблюдающий звездное небо? Полусферу, ограниченную горизонтом. Она была дополнена до полной небесной сферы. Соответственно и Земля стала представляться не плоской, а шарообразной. Пришлось признать, что на противоположной стороне Земли живут антиподы. Следовало принять, что все наблюдения неба являются равноправными.

Таким образом, построение геоцентрической системы мира было первой естественнонаучной революцией. Она качественно преобразовала астрономию и физику.

Интересно, что доказательство шарообразности Земли появилось лишь в эпоху великих географических открытий XV и XVI веков, когда господство геоцентрической системы мира близилось к концу.

Вторая глобальная естественнонаучная революция представляла собой переход от геоцентрической системы мира к гелиоцентрической и к учению о множестве миров. Действительно, геоцентрическая система представляла собой, по существу, только учение о Солнце и ближайших планетах, доступных непосредственному наблюдению человека. Гелиоцентрическая система была учением о бесконечном звездном мире, который пребывает в гармонии благодаря силам всемирного тяготения. Начало второй естественнонаучной революции положил Николай Коперник, который в центр мира поставил Солнце, а Землю считал рядовой планетой. Джордано Бруно расширил мир до бесконечных просторов. Иоганн Кеплер и Галилео Галилей начали, а Исаак Ньютон завершил создание классической механики. В последующие десятилетия здание классической науки было построено.

Третья глобальная естественнонаучная революция была вызвана появлением двух фундаментальных современных физических теорий – теории относительности, детища Альберта Эйнштейна и еще трех выдающихся ученых, и квантовой механики, созданной плеядой великих физиков.

Наступление четвертой глобальной естественнонаучной революции ожидают ученые всего мира. Они предполагают, что ее важнейшим научным обобщением будет создание единой теории строения материи, которая опишет четыре известных фундаментальных взаимодействия: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое, ‒ единой системой уравнений.

Выделяют три основные особенности естественнонаучной революции.

1. Крушение и отказ от неверных идей, ранее господствовавших в науке. Так, гелиоцентрическая система мира отбросила ошибочные представления о центральном положении Земли во Вселенной.

2. Значительное расширение знаний о природе, исследование новых областей, ранее недоступных познанию. Так, появление специальной теории относительности было связано с исследованием природы электромагнитных явлений. Эта особенность естественнонаучной революции связана с созданием новых инструментов и приборов.

3. Естественнонаучную революцию вызывает не открытие новых явлений, а принципиально новые теоретические объяснения этих явлений. Революция означает коренной пересмотр принципов, законов, понятий в фундаментальных научных теориях.

Американский философ Томас Кун (1922 – 1996) ввел понятие парадигмы[88].

Парадигма – теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

Например, в XVII, XVIII и XIX веках классическая механика считалась совершенной наукой, образцом для подражания, парадигмой. Многие ученые и в наше время считают ее идеалом научной теории.

Естественнонаучная революция связана со сменой парадигмы.

Естественнонаучные революции можно разделить на следующие типы.

1. Глобальные революции. Они охватывают все естествознание в целом, порождают новые представления о мире, новый стиль мышления.

2. Локальные революции. Они преобразовывают основы отдельных фундаментальных наук, но не всего естествознания в целом. Например, таковой является революция в биологии, совершенная Чарльзом Дарвином.

У естественнонаучных революций есть важная закономерность. Новые теории, рожденные научной революцией, могут полностью не опровергать прежде существующие, а сохранять их некоторые положения. В этом проявляется так называемый принцип соответствия.

Принцип соответствия. Новая научная теория в частных случаях дает те же следствия, что и старая, хорошо проверенная теория.

Например, синтетическая теория эволюции не опровергает теорию Дарвина, но дополняет и развивает ее.

Одна из фундаментальных современных идей ‒ идея глобального эволюционизма, т.е. общего для всего мира: и для живой и неживой материи, и для социального мира.

Идея развития в естествознании Нового времени появилась благодаря немецкому философу Иммануилу Канту (1724 – 1804), который предложил первую гипотезу естественного происхождения Солнечной системы. Впоследствии идея эволюции проникла и в биологию благодаря Жану Батисту Ламарку и Чарльзу Дарвину.

Однако во второй половине XIX и в течение бóльшей части XX века ученые считали, что только живой мир способен к самоорганизации, а в неживой природе самопроизвольные процессы протекают только в направлении возрастания беспорядка. Однако в последней трети XX века родилась новая наука – синергетика. Она показала, что при определенных условиях самоорганизация возможна и в неживых системах.

В настоящее время многие ученые рассматривают глобальный эволюционизм как некий фундамент, на котором должна строиться естественнонаучная картина мира.

Важнейшие положения темы № 16 «Тенденции развития

научного познания»

Человечество в познании природы прошло три стадии и в настоящее время вступает в четвертую. На первой стадии представления были целостные. Первоначальное знание древних людей еще не было разделено на философию, мифологию, религию, науку. Такое знание называется синкретическим, т.е. нерасчлененным. Постепенно из него выделяется мифология, из мифологии ‒ религия и философия.

С XV века, с появлением экспериментальных методов исследования, начинается второй этап познания природы ‒ аналитический. Из целостного знания выделяются частные знания. Это позволяет сосредоточить внимание исследователей на конкретных научных проблемах, что приводит к появлению важнейших естественных наук: астрономии, физики, химии, биологии и других.

Третья стадия познания природы – синтетическая, объединительная. На протяжении XIX – XX веков наука стала воссоздавать целостную картину природы, объединять детально изученные фрагменты бытия в единое целое.

В настоящее время мир вступил в четвертую, интегрально-дифференциальную стадию познания природы. Мы являемся свидетелями рождения единой науки о природе. Генеральной тенденцией, магистральным направлением современной науки является рождение универсальных теорий, которые стремятся все богатство природных явлений объяснить на основании нескольких общетеоретических принципов.

Построение геоцентрической системы мира было первой естественнонаучной революцией. Она качественно преобразовала астрономию и физику. Вторая глобальная естественнонаучная революция представляла собой переход от геоцентрической системы мира к гелиоцентрической и к учению о множестве миров. Третья глобальная естественнонаучная революция была вызвана появлением двух фундаментальных современных физических теорий – теории относительности и квантовой механики. Философы, ученые предполагают, что важнейшим научным обобщением четвертой глобальной естественнонаучной революции будет создание единой теории строения материи, которая опишет четыре известных фундаментальных взаимодействия: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое, ‒ единой системой уравнений.

Естественнонаучную революцию вызывает не открытие новых явлений, а принципиально новые теоретические объяснения этих явлений. Революция означает коренной пересмотр принципов, законов, понятий в фундаментальных научных теориях.

Парадигма – теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

Естественнонаучная революция связана со сменой парадигмы.

Новые теории, рожденные научной революцией, могут полностью не опровергать прежде существующие, а сохранять их некоторые положения. В этом проявляется так называемый принцип соответствия.

Принцип соответствия. Новая научная теория в частных случаях дает те же следствия, что и старая, хорошо проверенная теория.

Одна из фундаментальных современных идей ‒ идея глобального эволюционизма, т.е. общего для всего мира: и для живой и неживой материи, и для социального мира. В настоящее время многие ученые рассматривают глобальный эволюционизм как некий фундамент, на котором должна строиться естественнонаучная картина мира.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое знание называется синкретическим?

2. В какую историческую эпоху человечество обладало синкретическим знанием? Ответ поясните.

3. Что такое натуральная философия? Приведите пример натурфилософской системы.

4. В чем заключалась ограниченность натуральной философии?

5. Какова роль натуральной философии в познании природы?

6. Какова роль аналитической стадии познания природы?

7. Приведите примеры дифференциации естественных наук.

8. Приведите примеры объединения научных теорий.

9. Охарактеризуйте интегрально-дифференциальную стадию познания природы.

10. Покажите, что переход от непосредственных наблюдений небесной полусферы к геоцентрической системе мира был революционным.

11. Охарактеризуйте переход от геоцентрической системы мира к гелиоцентрической и к учению о множестве миров.

12. Какие фундаментальные физические теории вызвали переход к третьей глобальной научной революции?

13. Какое важнейшее научное обобщение приведет, по мнению многих ученых, к четвертой глобальной естественнонаучной революции?

14. Назовите основные особенности естественнонаучной революции.

15. Что такое парадигма? Приведите пример.

16. Какие выделяют типы естественнонаучных революций?

17. Сформулируйте принцип соответствия. Приведите пример.

18. Что такое глобальный эволюционизм?

 

 


Date: 2015-07-24; view: 1689; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию