Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды подготовительных упражнений1. Упражнения для обучения речевому слуху: • прослушайте и повторите несколько пар слов: law — low saw — so • определите на слух рифмующиеся слова, отметьте их цифрами, например: sport — pot — part; — port (1,4) • прослушайте пары предложений, поставьте в графическом ключе (на карточке) «+», если предложения одинаковые, и «-», если они разные; прочитайте вслух текст с фонетическими пометами и др. 2. Упражнения для обучения вероятностному прогнозированию: • прослушайте ряд прилагательных (глаголов), назовите существительные, которые с ними чаще всего употребляются; • назовите значения слов, образованных из известных вам элементов, например: thankful, thankless (thank) to reread (read) • прослушайте ряд речевых формул, назовите (на родном или иностранном языке) ситуации, в которых они могут употребляться; • прослушайте с фонограммы (в предъявлении учителя) текст, заполните пропуски в графическом варианте того же текста и др. 3. Упражнения для развития кратковременной и словесно-логической памяти: • прослушайте ряд изолированных слов, запомните и воспроизведите из них те, которые относятся к одной теме; • прослушайте две-три короткие фразы, соедините их в одно предложение; • прослушайте и повторите за диктором (учителем) фразы, длина которых превышает объем кратковременной памяти (7 ± 2), т. е. состоит из десяти и более слов; • прослушайте фразу, добавьте к ней еще одну, связанную по смыслу и др. 4. Упражнения в распознавании на слух реалий и аббревиатур: • прослушайте фразы, содержащие реалии; переведите их (запишите реалии в процессе восприятия); • прослушайте текст, содержащий реалии; сгруппируйте понятые вами реалии (имена собственные, географические названия, названия учреждений и т.д.). Проверьте себя по графическому ключу; • прослушайте фразы, содержащие географические названия, сходные по звучанию (например: Brazil — Brasilia). Объясните разницу на иностранном (или родном) языке. 5. Упражнения в развитии словообразовательной и контекстуальной догадки: • прослушайте ряд глаголов, образуйте от них существительные с суффиксом – er, например: to listen — listener и т.д. • прослушайте сложные и производные слова, образованные из известных вам словообразовательных аффиксов (или слов), переведите их (или поясните их употребление в предложении); • определите значение интернациональных слов по контексту и их звуковой форме; • определите значение незнакомых слов с помощью дефиниций (описания) на иностранном языке; • просмотрите ключевые слова и назовите тему, которой посвящен аудиотекст. Затем прослушайте аудиотекст и проверьте правильность своего ответа. II. Подсистема речевых (коммуникативных) упражнений способствует выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях приближающихся к естественному речевому общению без опор, подсказок и предварительного ознакомления с ситуацией или темой. Эти упражнения учат: • определять наиболее информативные части сообщения; • устранять проблемы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста; • соотносить содержание с ситуацией общения; • членить аудиотекст на смысловые части и определять основную мысль в каждой из них; • объединять разрозненные смысловые куски в целый текст; • использовать ориентиры восприятия (паузы, ударение, интонацию, риторические вопросы, повторы, клише и др.) для создания установки на выполнение определенной деятельности с речевым сообщением; • приспосабливаться к индивидуальным особенностям говорящего и к различной скорости предъявления (в темпе от ниже среднего до выше среднего темпа); • соотносить паралингвистические явления с ситуацией общения; • понимать элементы субъективной информации, выраженной эмоционально-оценочными словами и предложениями; • удерживать в памяти фактический материал аудиотекста (цифровые данные, хронологические даты, имена собственные, географические названия и т.д.); • совмещать в процессе восприятия мнемическую и логико-смысловую деятельность (фиксацию опорных слов, составление плана, тезисов и др.); • различать воздействующую/прагматическую функцию речевых сообщений. Учитывая необходимость управления формированием речевых умений, а также важность взаимодействия аудирования и говорения в подсистеме речевых упражнений (РУ), целесообразно выделить следующие группы:
1. Упражнения для частично управляемого обучения аудированию: • ознакомьтесь с картиной/серией рисунков, прослушайте текст, описывающий данную ситуацию. Выберите в процессе слушания одно из предложений для названия картины/серии рисунков; • ознакомьтесь с планом центра города Лондона (Берлина, Парижа), прослушайте описание этого центра. Перескажите содержание текста на иностранном языке, опираясь на план, а также на реалии и имена собственные, написанные на доске; • прослушайте текст, опираясь на ключевые слова/план. Распределите слова/пункты плана в последовательности, отражающей содержание текста; • прослушайте текст, познакомьтесь затем с 2 – 3 заголовками. Выберите наиболее подходящий, прокомментируйте его, дополните подзаголовками; • прослушайте сообщение, определите тип текста (например, диалог, описание, интервью и т.д.) и основную тему; • ответьте на вопросы, знакомящие с большим контекстом; • прослушайте текст и заполните таблицу, касающуюся сходства и различия в культуре двух стран; • прослушайте текст, опираясь на серию рисунков, продолжите диалог/описание, согласуя его с заключительным рисунком; • прослушайте начало диалога, расширьте и дополните заключительную реплику одного из партнеров; • прослушайте часть диалога, продолжите его в парной работе с одним из учащихся; • прослушайте монологический текст-описание, дайте развернутые ответы на вопросы, имеющиеся в ключе/написанные на доске и т. п. 2. Упражнения для неуправляемого обучения аудированию: • прослушайте текст в фонозаписи, разделите его на смысловые части и озаглавьте их/ составьте план; • прослушайте фрагмент кинофильма/ радиоигры, проиграйте эту сценку; • прослушайте фрагмент диалогической речи, перескажите содержание разговора в форме монолога; • прослушайте текст, охарактеризуйте ситуацию общения; • прослушайте сообщение учащихся по заранее заданной теме, прокомментируйте высказывания, дополните их новыми сведениями; • прослушайте описание ситуации/совершаемого поступка. Изобразите воспринятое в схеме/на рисунке и др. 3. Упражнения для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой на слух информации: • прослушайте текст, составьте аннотацию/тезисы; • прослушайте текст, постарайтесь заполнить весь фактический, в том числе цифровой, материал. Сгруппируйте его по степени важности, дайте обоснование своего решения; • сопоставьте прослушанный аудиотекст с графическим текстом, посвященным аналогичной теме. Сравните содержание по сходству/ различию, дайте аргументированную оценку; • оцените прослушанный текст с точки зрения того, что было интересно/ неинтересно, ново/ не ново; • укажите, где можно использовать данные, содержащиеся в прослушанном тексте; • прослушайте текст, обсудите ряд проблемных вопросов по затронутой теме; • прослушайте текст, составьте рецензию на него, используя следующий план: тема сообщения, действующие лица, краткое содержание, основная идея, оценка прослушанного и др. При построении системы упражнений для аудирования следует учитывать: 1) взаимодействие аудирования и говорения как двух форм устного общения. 2) взаимодействие подготовительных и речевых упражнений, их дозировка и последовательность выполнения зависит от языковой подготовки учащихся и их речевого опыта, в частности, в области восприятия на слух; 3) постепенное увеличение трудностей, что позволит гарантировать посильность выполнения упражнений на разных этапах обучения.
|