Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналы второй четверти 19 века

С развитием детской периодики приходил опыт, закладывались и развивались традиции. Журналы стали более разнообразны по тематике, учитывали интересы разных возрастов и аудиторий. Говоря современным языком, и в детской периодике стали появляться нишевые издания и издания, направленные на разную (пусть и детскую) целевую аудиторию.

Стали выходить «Детский драматический вестник» (выходил в С.-Петербурге в 1829-1830 г. еженедельно, издавал А.Ф. Смирдин. Публиковались оригинальные и переводные пьесы; журнал иллюстрированный), «Детская музыкальная библиотека», «Журнал для чтения воспитанниками военно-учебных заведений», «Новая детская библиотека» (Б.Федоров, см. выше) и другие.

К сотрудничеству во многих журналах привлекались известные ученые, писатели, общественные деятели. Особый интерес в этом отношении представляла «Библиотека для воспитания» (1843–1846) Дмитрия Александровича Валуева и продолжившая её в 1847–1849 годах «Новая библиотека для воспитания» П.Г. Редкина.

Валуев (историк, литератор) – один из видных представителей славянофильской школы (1820-1845), входил в кружок Киреевского, Хомякова, бр. Аксаковых и др., занимался изучением истории русского народа (сборник «Симбирский сборник»).

Знакомство с детской писательницей Анной Петровной Зонтаг («Повести для детей», рассказ «Блестящий червячок», «Волшебные сказки», «Подарок детям» и др.) побудило его к изданию «Библиотеки для воспитания». Издавался журнал при участии многих профессоровМосковского университета и других ученых и литераторов: ученые Ф.И. Буслаев, Т.Н. Грановский, М.Н. Погодин, П.Г. Редкин и другие; писатели и поэты: В.Ф. Одоевский, К.К. Павлова, А.С. Хомяков и другие. Основные материалы журнала посвящены истории Российского государства, памятникам прошлого, истории и быту славянских народов.

Д.А. Валуев считал, что главное в детском издании – «добротность статей», и исключал наличие в нём иллюстраций и развлекательного отдела. Детскую литературу того времени редакция не признавала, считала, что детям нужно давать произведения лучших «взрослых» авторов: «Для детского уха, которое еще не может отличать и оценивать относительные достоинства языка по его эпохам, полезнее навык к современному стиху пушкинской школы» [Цит.по: Сетин 1990: 187]. В журнале печатались стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Е.А. Баратынского и других поэтов, помещались произведения народной поэзии. Впервые в России в «Библиотеке для воспитания» были опубликованы сказки Гауфа, Гофмана, произведения А. Шамиссо, Ч. Диккенса и других зарубежных писателей.

В 1847 г. редактором журнала стал правовед, историк философии и педагогики, профессор Московского и Петербургского университетов Петр Григорьевич Редкин. Журнал под его редакторством выходит в Москве с 1847 (9 кн.) и 1849 (кн. 10-я) под названием «Новая библиотеки для воспитания». Пропагандируя идею популяризации науки, в журнале печатались в основном научно-популярные произведения для детей среднего и старшего возраста. Основное место в журнале занимали статьи по физике, механике, астрономии, русской истории («О луне», статья астронома А. Драшусова, «О машинах» Астахова, «О барометре» Лапшина, «Атлантический океан») – Редкин сохранил традиции журнала и привлекал в журнала талантливых ученых, писателей, переводчиков. В нескольких номерах печаталась работа историка С. Соловьева «Русская летопись для первоначального чтения» – переложение для детей «Повести временных лет», статьи Иванова «Песнь о походе Игоря Святославича» и «Послание Даниила Заточника» – переложения «Слова о полку Игореве» и «Моления Даниила Заточника». В журнале опубликованы переводы сказок Андерсена (впервые «Соловей» и «Гадкий утенок»), пересказы «Илиады» и «Одиссеи». «Новая библиотека для воспитания» Редкина заложила основы серьёзного научного просветительства детской аудитории [1].

Во многих учебных библиотеках того времени можно было увидеть журнал «Семейные вечера», издаваемый М. Ростовской. Он состоял из двух частей: для младших детей от 9 до 14 лет и для старших. Журнал печатал сказки, игры, рассказы и повести русских и зарубежных авторов, очерки о замечательных людях, об искусстве, исторические очерки. Близкими к «Семейным вечерам» были журналы «Задушевное слово» и «Игрушечка».

4. Журналы «Звездочка» и «Лучи»

На протяжении многих лет были популярны журналы «Звёздочка» (1842–1863, с 1845 – два выпуска для младшего и старшего возраста) и «Лучи» (1850–1860) – журналы предназначались для девочек. Александру Осиповну Ишимову, издателя журналов, называют первым профессиональным детским писателем и журналистом. Её книга «История России в рассказах для детей» выдержала пять изданий при жизни автора и продолжает переиздаваться сейчас. Свой долг А.О. Ишимова видела в воспитании в детях христианской добродетели, безукоризненной преданности престолу, любви к отечеству. Н.А. Добролюбов в обзоре детских изданий за 1959 год определил направление журналов Ишимовой как «религиозно-нравственное и патриотическое» [Добролюбов 1983: 333].

«Звездочка»

Ишимова считала детский журнал хорошим «подспорьем» в самосовершенствовании детей. Поэтому в 1842 г. она предприняла попытку издания журнала для детей «Звездочка». С первым журналом «Звёздочка» тесно сотрудничали крупнейший учёный-лингвист Я.К. Грот – автор познавательных очерков для детей, и П.А. Плетнёв – профессор, литератор, редактор журнала «Современник» после гибели А.С. Пушкина. Именно Плетнёв подготовил программу журнала, которая предопределила его структуру. В первые годы «Звёздочка» состояла из двух отделений: для девочек старшего (10–14 лет) и младшего (до 10 лет) возрастов. Внутри журнала деления на рубрики не было, при том, что публикуемый материал был тематически и жанрово многообразен. В журнале большое внимание уделялось Закону Божьему, печатались переводные и оригинальные повести, рассказы, путешествия, помещались стихи на четырёх языках. Издательница рассчитывала на домашнее чтение всех детей семьи, но в таком виде журнал не получил поддержки читателей.

В 1850 году начал выходить журнал «Лучи» для старших девочек, воспитанниц институтов благородных девиц; читатели «Звёздочки» – девочки младшего возраста. В обоих изданиях появилась чёткая внутренняя рубрикация, материал стал располагаться по отделам. В отделе «Словесность» печатались повести, рассказы, стихи. Отдел «Науки» знакомил читателей с историей и древним бытом, естествознанием и языкознанием. В «Новых книгах» давались сведения о выходе полезных книг и их оценка. В отделе «Смесь» небольшие статьи, в том числе поучительные истории из жизни детей [2]. Таким образом А.О. Ишимова осуществляла гармоничное развитие эмоционального и рационального начал в ребёнке, что считала необходимым условием для воспитания и образования. Ишимова придавала повествованию различные формы: беседа с читателем, беседа детей с матерью, переписка детей, «Дорожный журнал», старалась приблизить язык своих произведений к разговорной речи.


<== предыдущая | следующая ==>
Структура приемника с согласованными фильтрами | Особенности ООП НОО и требования к ее реализации

Date: 2015-07-24; view: 986; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию