Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Природной средойСтр 1 из 3Следующая ⇒ ЛЕКЦИЯ 17 Тема лекции. Применение энергосберегающих технологий на транспорте как способ защиты окружающей среды и общества
План лекции: 1. Взаимодействие транспортно-дорожного комплекса с окружающей природной средой 2. Системы, обеспечивающие топливную экономичность, снижение дымности и токсичности транспортных двигателей внутреннего сгорания 3. Обеспечение экологической безопасности моторного топлива, контроль его качества при испытаниях и реализации
Взаимодействие транспортно-дорожного комплекса с окружающей природной средой
Транспорт имеет прямое отношение ко всем аспектам проблемы охраны окружающей среды. Многомиллионный парк автомобилей, локомотивов, судов и самолетов, крупные и мелкие транспортные предприятия (заводы, заправочные станции, депо, станции, вокзалы, сортировочные узлы, морские и речные порты, аэродромы, аэропорты, топливные и материальные базы, стационарные и теплоэнергетические установки, каменные, песчаные и гравийные карьеры и многие другие объекты) непосредственно воздействуют на биосферу, равно как и строящиеся автомобильные и железные дороги, трубопроводы, аэропорты и пр. Нельзя исключить из транспортной сферы объекты машиностроения, нефтехимической промышленности, промышленности строительных материалов и целого ряда других отраслей экономики, связанных с транспортом. В то же время транспортно-дорожный комплекс (ТДК) является сложной социологической системой, поскольку в его состав входят отдельные люди и коллективы, непосредственно занятые в этой сфере, а также фактически все население планеты, пользующееся услугами транспорта. В городах неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры являются также троллейбусы, трамваи, метрополитен и электропоезда, энергию для которых обеспечивают тепловые электростанции, выбрасывающие в окружающую среду токсичные и канцерогенные вещества. Транспортно-дорожный комплекс взаимодействует с окружающей средой, характеризующейся определенными ландшафтно-климатическими и биологическими факторами, а также конкретными параметрами архитектурно-планировочной структуры в населенных пунктах и фоновым загрязнением окружающей среды, типичными для рассматриваемой (выделяемой) экологической системы или техносферы в регионе. Методика оценки взаимодействия ТДК с окружающей средой должна учитывать возможно большее число доминирующих факторов и в то же время быть реальной, т.е. основываться на доступной или легко прогнозируемой фактической информации, позволяющей объективно установить опасность (степень риска) антропогенного воздействия ТДК на окружающую среду и здоровье населения в зависимости от параметров этого воздействия, прежде всего от численности парка автотранспорта в регионе, его типажа, технического состояния и режимов эксплуатации. В этой связи информацию о взаимодействии ТДК с окружающей средой, как правило, разделяют на три группы. К первой относятся данные: • о геолого-геоморфологических, ландшафтных и климатических особенностях территории размещения ТДК; • степени загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод и почвы, акустическом режиме, электромагнитных полях и радиационной обстановке; • состоянии флоры и фауны. Наличие такой информации и параметров ТДК позволяет рассчитать антропогенное загрязнение среды. Вторая группа данных включает в себя градостроительные характеристики (планировка и застройка городов). Третья группа данных — это параметры объектов ТДК: • виды дорог; • состав и объемы (интенсивность) движения транспортных средств; • эффективность применяемых природоохранных технологий и т.д. Обязательными при рассмотрении условий взаимодействия ТДК с окружающей средой являются и социальные факторы: • социально-экономические и демографические особенности территории, на которой размещаются объекты ТДК, а именно: численность и состав населения, характер распределения трудовых ресурсов и степень их использования (занятость населения); • здоровье населения, рабочих и служащих на сопредельных с объектами ТДК промышленных предприятиях в зоне влияния (переноса) вредных загрязнителей ТДК. В настоящее время внедрение новых природоохранных технологий на автомобильном транспорте регулируется стандартами, которые устанавливают предельно допустимые концентрации (ПДК) выбросов вредных веществ, и сопровождается организацией контроля за их соблюдением при производстве и эксплуатации автомобилей, а также проведением соответствующих мероприятий на автотранспортных предприятиях.
Таблица 1
Значения удельных предельно допустимых выбросов вредных веществ (норм) с отработавшими газами легковых автомобилей с бензиновыми двигателями, г/км
В Российской Федерации принята система природоохранных стандартов отраслевого и государственного значения, действие которых распространяется на сферу производства двигателей и автомобилей и их эксплуатацию. В табл. 1 - 6 приведены нормы выбросов вредных веществ с ОГ автомобильных двигателей для стран ЕЭС. Нормы ЕВРО-2 (см. табл. 1 - 4) введены в действие в Российской Федерации с 01.07.2002 (ГОСТ Р 41.83-99). В отношении табл. 3 и 4 отметим, что к автофургонам отнесены автомобили общей массой до 3,5 т. Автотранспорт косвенно контролируется системой стандартов качества атмосферного воздуха, почвы и водоемов при анализе выбросов предприятий на соответствие ПДК и введение в действие новых нормативов.
Таблица 2
Значения удельных предельно допустимых выбросов вредных веществ (норм) с отработавшими газами легковых автомобилей
Таблица 3
Значения удельных предельно допустимых выбросов вредных веществ (норм) с отработавшими газами автофургонов с бензиновыми двигателями, г/км
Таблица 4
Значения удельных предельно допустимых выбросов вредных веществ (норм) с отработавшими газами автофургонов с дизелями, г/км
Таблица 5 Значения удельных предельно допустимых выбросов вредных веществ (норм) с отработавшими газами для больших автобусов и грузовых автомобилей, г/(кВт×ч)
* ESC - испытательный цикл с постоянной нагрузкой на двигатель (13-ступенчатый цикл по ГОСТ Р 41.49 - 99); ETC - испытательный цикл с переменной нагрузкой на двигатель. ** Углеводороды, за исключением метана. *** Метан (только для двигателей, работающих на природном газе).
Таблица 6
Допустимые значения удельных выбросов вредных веществ с отработавшими газами легковых автомобилей, при которых аппаратура бортовой диагностики сигнализирует о неисправности транспортного средства в условиях эксплуатации, г/км
Примечание. Б — автомобили с бензиновым двигателем, Д — автомобили с дизелем.
Под экологической безопасностью автотранспортного средства понимают совокупность свойств, характеризующих способность АТС минимизировать уровень вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, в том числе за счет экономии материальных и энергетических ресурсов на всех стадиях его жизненного цикла: • при добыче (получении) сырья; • переработке сырья и получении конструкционных материалов, топлива и энергии; • изготовлении узлов и деталей, сборке; • эксплуатации автомобиля (в том числе ремонте); • разборке и утилизации автомобиля, захоронении отходов. Понятие экологической безопасности АТС включает в себя следующие составляющие: • безопасность перевозочного процесса; • отсутствие вредного воздействия на окружающую среду; • комфортабельность транспорта; • сохранение природных ресурсов; • эффективность транспорта. Рассмотрим более подробно меры, принятие которых обеспечивает ресурсосберегающую эксплуатацию и экологическую безопасность транспортных энергетических установок.
|