Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природной средой





ЛЕКЦИЯ 17

Тема лекции. Применение энергосберегающих технологий на транспорте как способ защиты окружающей среды и общества

 

План лекции: 1. Взаимодействие транспортно-дорожного комплекса с окружающей природной средой

2. Системы, обеспечивающие топливную экономичность, снижение дымности и токсичности транспортных двигателей внутреннего сгорания

3. Обеспечение экологической безопасности моторного топлива, контроль его качества при испытаниях и реализации

 

Взаимодействие транспортно-дорожного комплекса с окружающей

природной средой

 

Транспорт имеет прямое отношение ко всем аспектам про­блемы охраны окружающей среды. Многомиллионный парк ав­томобилей, локомотивов, судов и самолетов, крупные и мелкие транспортные предприятия (заводы, заправочные станции, депо, станции, вокзалы, сортировочные узлы, морские и речные пор­ты, аэродромы, аэропорты, топливные и материальные базы, стационарные и теплоэнергетические установки, каменные, песчаные и гравийные карьеры и многие другие объекты) не­посредственно воздействуют на биосферу, равно как и строящи­еся автомобильные и железные дороги, трубопроводы, аэропор­ты и пр.

Нельзя исключить из транспортной сферы объекты машино­строения, нефтехимической промышленности, промышленно­сти строительных материалов и целого ряда других отраслей экономики, связанных с транспортом.

В то же время транспортно-дорожный комплекс (ТДК) явля­ется сложной социологической системой, поскольку в его состав входят отдельные люди и коллективы, непосредственно занятые в этой сфере, а также фактически все население планеты, поль­зующееся услугами транспорта.

В городах неотъемлемой частью транспортной инфраструк­туры являются также троллейбусы, трамваи, метрополитен и электропоезда, энергию для которых обеспечивают тепловые электростанции, выбрасывающие в окружающую среду токсич­ные и канцерогенные вещества.

Транспортно-дорожный комплекс взаимодействует с окружа­ющей средой, характеризующейся определенными ландшафтно-климатическими и биологическими факторами, а также кон­кретными параметрами архитектурно-планировочной структу­ры в населенных пунктах и фоновым загрязнением окружающей среды, типичными для рассматриваемой (выделяемой) экологи­ческой системы или техносферы в регионе.

Методика оценки взаимодействия ТДК с окружающей средой должна учитывать возможно большее число доминирующих факторов и в то же время быть реальной, т.е. основываться на доступной или легко прогнозируемой фактической информа­ции, позволяющей объективно установить опасность (степень риска) антропогенного воздействия ТДК на окружающую сре­ду и здоровье населения в зависимости от параметров этого воздействия, прежде всего от численности парка автотранспорта в регионе, его типажа, технического состояния и режимов экс­плуатации.

В этой связи информацию о взаимодействии ТДК с окружа­ющей средой, как правило, разделяют на три группы. К пер­вой относятся данные:

• о геолого-геоморфологических, ландшафтных и климати­ческих особенностях территории размещения ТДК;

• степени загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод и почвы, акустическом режиме, электромагнитных полях и радиационной обстановке;

• состоянии флоры и фауны.

Наличие такой информации и параметров ТДК позволяет рассчитать антропогенное загрязнение среды.

Вторая группа данных включает в себя градостроительные характеристики (планировка и застройка городов).

Третья группа данных — это параметры объектов ТДК:

• виды дорог;

• состав и объемы (интенсивность) движения транспортных средств;

• эффективность применяемых природоохранных технологий и т.д.

Обязательными при рассмотрении условий взаимодействия ТДК с окружающей средой являются и социальные факторы:

• социально-экономические и демографические особеннос­ти территории, на которой размещаются объекты ТДК, а имен­но: численность и состав населения, характер распределения трудовых ресурсов и степень их использования (занятость на­селения);

• здоровье населения, рабочих и служащих на сопредельных с объектами ТДК промышленных предприятиях в зоне влияния (переноса) вредных загрязнителей ТДК.

В настоящее время внедрение новых природоохранных тех­нологий на автомобильном транспорте регулируется стандарта­ми, которые устанавливают предельно допустимые концентра­ции (ПДК) выбросов вредных веществ, и сопровождается организацией контроля за их соблюдением при производстве и эксплуатации автомобилей, а также проведением соответствующих мероприятий на автотранспортных предприятиях.

 

Таблица 1

 

Значения удельных предельно допустимых выбросов вредных

веществ (норм) с отработавшими газами легковых автомобилей

с бензиновыми двигателями, г/км

 

Условное Дата введения обозначение в действие СО СnНm NOx норм в странах ЕЭС   ЕВРО-1 01.10.1990 2,7 0,97 (суммарное значение) ЕВРО-2 01.01.1997 2,7 0,34 0,25 ЕВРО-3 01.01.2001 2,3 0,20 0,15 ЕВРО-4 01.01.2006 1,0 0,10 0,08  

 

В Российской Федерации принята система природоохранных стандартов отраслевого и государственного значения, дей­ствие которых распространяется на сферу производства двига­телей и автомобилей и их эксплуатацию.

В табл. 1 - 6 приведены нормы выбросов вредных веществ с ОГ автомобильных двигателей для стран ЕЭС. Нормы ЕВРО-2 (см. табл. 1 - 4) введены в действие в Российской Федерации с 01.07.2002 (ГОСТ Р 41.83-99). В отношении табл. 3 и 4 отметим, что к автофургонам отнесены автомобили общей мас­сой до 3,5 т.

Автотранспорт косвенно контролируется системой стандар­тов качества атмосферного воздуха, почвы и водоемов при ана­лизе выбросов предприятий на соответствие ПДК и введение в действие новых нормативов.

 

 

Таблица 2

 

Значения удельных предельно допустимых выбросов вредных веществ (норм) с отработавшими газами легковых автомобилей

 

Условное Дата введения обозначение в действие СО СnНm + NOx Твёрдые норм в странах ЕЭС частицы   ЕВРО-1 01.10.1990 2,7 0,97 0,14 ЕВРО-2 01.01.1997 1,0 0,70 0,08 ЕВРО-3 01.01.2001 0,64 0,50 0,05 ЕВРО-4 01.01.2006 0,5 0,25 0,025

 

 

Таблица 3

 

Значения удельных предельно допустимых выбросов вредных

веществ (норм) с отработавшими газами автофургонов

с бензиновыми двигателями, г/км

 

Условное Дата введения СО СnНm NOx обозначение в действие норм в странах ЕЭС   Для автомобилей массой 1250...1700 кг ЕВРО-1 01.10.1994 6,36 0,92 0,75 ЕВРО-2 01.10.1998 4,92 0,39 0,2 ЕВРО-3 01.01.2002 4,17 0,25 0,18 ЕВРО-4 01.01.2007 1,81 0,13 0,10 Для автомобилей массой более 1700 кг ЕВРО-1 01.10.1994 8,49 1,14 0,91 ЕВРО-2 01.10.1998 6,15 0,46 0,32 ЕВРО-3 01.01.2002 5,22 0,29 0,21 ЕВРО-4 01.01.2007 2,27 0,16 0,11  

 

Таблица 4

 

Значения удельных предельно допустимых выбросов вредных

веществ (норм) с отработавшими газами автофургонов

с дизелями, г/км

 

Условное Дата введения Твёрдые обозначение в действие СО СnНm NOx частицы норм странах ЕЭС   Для автомобилей массой 1250...1700 кг ЕВРО-1 01.10.1994 5,48 0,280 1,13 0,19 ЕВРО-2 01.10.1998 1,5375 0,238 0,952 0,12 ЕВРО-3 01.01.2002 0,8 0,65(суммарное 0,07 значение) ЕВРО-4 01.01.2007 0,63 0,33 (суммарное 0,04 значение)   Для автомобилей массой более 1700 кг ЕВРО-1 01.10.1994 7,31 0,34 1,37 0,25 ЕВРО-2 01.10.1998 1,845 0,286 1,143 0,17 ЕВРО-3 01.01.2002 0,95 0,78 (суммарное 0,1 значение) ЕВРО-4 01.01.2007 0,74 0,39 (суммарное 0,06 значение)  

 

Таблица 5

Значения удельных предельно допустимых выбросов

вредных веществ (норм) с отработавшими газами для больших

автобусов и грузовых автомобилей, г/(кВт×ч)

 

Условное Тип Дата введения Твёрдые обозначение испы- в действие СО СnНm NOx частицы норм таний* в странах ЕЭС     ЕВРО-0 - 01.10.1990 11,2 2,4 14,4 0,40 ЕВРО-1 - 01.10.1993 4,5 1,1 8,0 0,36 ЕВРО-2 - 01.10.1996 4,0 1,1 7,0 0,15 ЕВРО-3 ESC 01.10.2001 2,1 0,66 5,0 0,10 ETC 5,45 0,78** 1,6*** 5,0 0,16 ЕВРО-4 ESC 01.01.2006 1,5 0,46 3,5 0,02 ETC 4,0 0,55** 1,1*** 3,5 0,03 ЕВРО-5 ESC 01.10.2009 1,5 0,46 2,0 0,02 ЕTC 4,0 0,55** 1,1*** 2,0 0,03  

 

* ESC - испытательный цикл с постоянной нагрузкой на двигатель (13-ступенчатый цикл по ГОСТ Р 41.49 - 99); ETC - испытательный цикл с переменной нагрузкой на двигатель.

** Углеводороды, за исключением метана.

*** Метан (только для двигателей, работающих на природном газе).

 

Таблица 6

 

Допустимые значения удельных выбросов вредных веществ с отработавшими газами легковых автомобилей, при которых аппаратура бортовой диагностики сигнализирует о неисправности транспортного средства в условиях

эксплуатации, г/км

 

Масса СО СnНmх Твердые автомобиля, кг частицы Б Д Б Д Б Д (Д)   Менее 1305 3,2 3,2 0,4 0,4 0,6 1,2 0,18 1305...1760 5,8 4,0 0,5 0,5 0,7 1,6 0,23 Более 1760 7,3 4,8 0,6 0,6 0,8 1,9 0,28  

 

Примечание. Б — автомобили с бензиновым двигателем, Д — автомоби­ли с дизелем.

 

Под экологической безопасностью автотранспортного средства понимают совокупность свойств, характеризующих способность АТС минимизировать уровень вредного воздей­ствия на окружающую среду и здоровье человека, в том числе за счет экономии материальных и энергетических ресурсов на всех стадиях его жизненного цикла:

• при добыче (получении) сырья;

• переработке сырья и получении конструкционных материалов, топлива и энергии;

• изготовлении узлов и деталей, сборке;

• эксплуатации автомобиля (в том числе ремонте);

• разборке и утилизации автомобиля, захоронении отходов. Понятие экологической безопасности АТС включает в себя следующие составляющие:

• безопасность перевозочного процесса;

• отсутствие вредного воздействия на окружающую среду;

• комфортабельность транспорта;

• сохранение природных ресурсов;

• эффективность транспорта.

Рассмотрим более подробно меры, принятие которых обес­печивает ресурсосберегающую эксплуатацию и экологическую безопасность транспортных энергетических установок.

 

Date: 2015-07-24; view: 382; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию