Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа депрессивного состояния





Р. Бэрон и Д. Ричардсон (1997), обобщая результаты ряда исследований, указывают, что если создать условия, при которых люди не будут ощущать взаимосвязи между своим поведением и его результатами, то они могут почувствовать себя бессильными и будут страдать от снижения мотивации и уменьшения количества действий. В дополнение к этому они могут впасть в депрессию со всеми вытекающими последствиями.

Депрессию характеризует нежелание событий, оценка происходя­щего как «бессобытийного», с одной стороны, и нежелание порождать события и влиять на ситуацию — с другой. Субъект не находит смысла в порождении событий, в проявлении активности, теряет веру в целесообразность изменения ситуации.

В настоящее время достаточно распространена предложенная Ароном Беком когнитивная модель депрессии. Бек сформулировал положение о когнитивной триаде депрессии. При депрессии человек систематически неверно оценивает происходящее и прошлый опыт, постепенно составляя представление о себе как о неудачнике, представление о мире как о фрустрирующем и представление о будущем как об унылом и мрачном. В это триаде три негативных мнения: мнение о себе (например, «Я непривлекательный, нежеланный, ничего не стоящий»), негативное мнение о мире (например, «Мир слишком многого требует от меня, и жизнь — череда неудач») и негативные мнения о будущем (например, «Жизнь всегда будет полна страданий и лишений, которые я испытываю сейчас»).

Кроме того, в депрессивном состоянии человек склонен к ошибкам при переработке информации, таким как преувеличение повседневных трудностей и превращение их в подлинные несчастья, чрезмерное обобщение одного-единственного факта отрицательного отношения со стороны других людей, которое приводит к тотальному убеждению: «Никто меня не любит». Именно эти мыслительные негативные схемы и ошибки познания являются причиной депрессии (по Нельсон-Джоунс, 2000).

В ряде исследований было показано, что те, кто находится в депрессии, больше сосредоточены на самих себе, у них легче актуализируются негативные Я-конструкты, они характеризуются склонностью к пессимизму, особенно в отношении себя.

Р. Шульц (Schulz, 1982) проанализировал сведения, собранные в психологии, социологии, биологии и нейрофизиологии, относительно изменений с возрастом эмоциональных реакций человека. С возрастом их интенсивность не снижается, однако после возникновения эмоциональных реакций дольше осуществляется процесс возвращения к фоновому состоянию. Автор отмечает неизученность долгосрочных возрастных изменений эмоциональных реакций. Большая вероятность возникновения негативной эмоциональной реакции по сравнению с позитивной и сниженная способность к контролированию внешней среды с целью возникновения позитивного эмоционального состояния свидетельствуют об увеличении с возрастом негативного эмоционального аффекта. Увеличение количества депрессий при старении косвенно подтверждает этот вывод. Этой тенденции может противостоять возрастание способности предугадывать наступление негативных событий, повышающей устойчивость эмоционального статуса индивида. К жизненным обстоятельствам, увеличивающим риск возникновения депрессивного состояния, относят: детство, прошедшее в явно неблагополучной семье; отсутствие удовлетворяющих человека межличностных отношений; потерю близких людей; потерю работы; общественное отвержение; выход на пенсию; тяжелое заболевание; крушение жизненных планов; утерю идеалов или разрушение веры. Потеря близких людей усиливает свое значение, если умерший вызывает двойственные, противоположные чувства, если осталась психо­логическая зависимость от него и имеется острое чувство вины.

Известно, что депрессивное состояние увеличивает вероятность совершения самоубийства. При его углублении и затягивании склонность к самоубийству особенно усиливается. По статистическим данным одного из американских исследовательских центров, с риском самоубийства связаны: повышенное количество психологических и жизненных трудностей, болезни, религиозные проблемы, неэффективный стиль преодоления трудностей.

Используя методику «Профиль чувств настроения — ПЧН» (Куликов, 2003), мы смогли определить особенности чувственного тона унылого настроения (см. главу 5), которое нередко выступает как фактор, увеличивающий вероятность возникновения депрессивного состояния. В унылом настроении сильны астенические чувства (56,7 в Т-оценках), самые сильные для семи видов настроения — меланхолические чувства (55,6), а гедонические чувства — самые слабые для семи видов настроения (42,4).

Литература

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М., 1991.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – СПб: Питер, 2001.

Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. - 2004 г. — 464 c.

Психогигиена. - http://ru.wikipedia.org/

Айхорн А. Трудный подросток. – М., 2001.

Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения: Метод. рекомендации. – М., 1980.

Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000.

Бурменская Г. В. Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 1990.Консультирование детей в психолого-педагогическом центре / Под ред. Л. С. Алексеевой. М., 1998.

Гиндикин В. Я., Гурьева В. А. Личностная патология. М., 1999.

Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск., 1990.

Ларионов А. В. Наркомания: Мифы. Смысл. Причины. Терапия. – Екатеринбург. – 1997.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М., 1994.

Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М., «Владос» – 2005.

 

Date: 2015-07-24; view: 275; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию