Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В заключение хочу поблагодарить моего терпеливого читателя, что он добрался до конца книги





 

В заключение хочу поблагодарить моего терпеливого читателя, что он добрался до конца книги! Очень хочется, чтоб она послужила возвращению гусельной традиции в наши дома и на наши праздники. Напоследок, хочу пожелать всем читателям сделать или купить себе русские крыловидные гусли, и научиться на них играть по‑русски. Уверяю вас, это не особенно трудно. И если кому из читателей это удастся, то он об этом ни когда не пожалеет! А я буду уверен, что два года отведённые на написание этой книги не были потрачены напрасно.

 

С уважением, Базлов Григорий.

Тверь, 2011 год, 11 декабря.

 

Технический редактор А.В. Жильцов

Подписано в печать 27.03.2012. Формат 60x84 1/16.

Усл. печ. л. 12,5. Тираж 30 экз. Заказ №148.

Тверской государственный университет

Редакционно‑издательское управление

Адрес: 170100, г. Тверь, ул. Желябова, 33.

Тел. РИУ: (4822) 35‑60‑63

 


[1]Материалы первой всероссийской конференции ведической культуры арьев‑индославов. Петербург. 2009.

 

[2]Махабхарата. Адипарва. М.; Л.: Изд‑во АН СССР, 1950. Кн. 1. С. 5.

 

[3]Ригведа. Книга Х. гимн 7. М.: Худ. литература, 1984. С. 187–188.

 

[4]«Гусль» (гусли) в смысле «струны» происходит, очевидно, от старославянского «гYctu» («гудеть»). Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн.

 

[5]Иван Бездольный. Русская народная сказка.

 

[6]Гусли‑самогуды: сказка №238 // Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. М.: Наука, 1984–1985 (Лит. памятники). Т. 2. С. 205–207.

 

[7]Поморская сказка. Троеструнные гусли.

 

[8]Рыбникова П.Н. т. I. М., 1862, С. 324.

 

[9]Тураев Б. Бог Тор. Лейпциг, 1898. C. 159.

 

[10]Гильфердинг. Онежские былины. C. 250.

 

[11]Рыбников. Песни. I, 136, 144, II, 31. Гильфердинг. Онежские былины 45, 214, 356, 498, 1058, 1096 и др.

 

[12]Материалы первой всероссийской конференции ведической культуры арьев‑индославов. Петербург. 2009.

 

[13]Песня записана фольклористами у казаков Станицы Берёзовской Волгоградской области.

 

[14]Фамицын А.С. Гусли. СПб.,1890. С. 65.

 

[15]Мехнецов А.М. Русские гусли и гусельная игра. СПб., 2006. Анатолий Михайлович Мехнецов (1936–2008) – выдающийся русский этномузыколог, заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов, кандидат искусствоведения, профессор и заведующий кафедрой этномузыкологии Санкт‑Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского‑Корсакова, президент организации «Российский фольклорный союз», действительный член Петровской академии наук и искусств, член Всемирного президиума Международной организации по народному творчеству (IOFA) при ЮНЕСКО.

 

[16]Одонтология (от др. – греч. odus, родительный падеж odontos – зуб и …логия) – наука, изучающая строение, вариации и эволюцию зубочелюстной системы.

 

[17]Ларионов В.Е. Скифская Русь. Таинственные истоки славянской расы. М.: Эксмо: Яуза, 2011. С. 305.

 

[18]Там же. С. 305.

 

[19]Väinämöinen – Главный герой Калевалы. Демиург, певец, игрок на кантеле.

 

[20]Элиас Лённрот. Калевала. Петрозаводск. «КАРЕЛИЯ». 2001. С. 575.

 

[21]Venäjä – эпический топоним, соотносимый со славянскими соседями прибалто‑финнов. Происходит, как считают исследователи от названия славянского племени венеды.

 

[22]Финское – «Venäläinen» (русский), «Veneman», «Venäjä» (Русь); эстонское – «Venelane» (русский), «Venemaa», «Vene» (Русь); карельское – «Veneä» (Русь).

 

[23]Наиболее ранние известия о славянах под именем венедов, или венетов, восходит к концу I–II в. н. э. и принадлежат римским и греческим писателям – Плинию Старшему, Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию. По мнению этих авторов, венеды жили вдоль Балтийского побережья между Штетинским заливом (оксывская культура), куда впадает Одра, и Данцингским заливом, куда впадает Висла; по Висле от ее верховьев в Карпатских горах и до побережья Балтийского моря. Этот ареал в I–II в. н. э. занимали зарубинецкая и пшеворская культуры.

 

[24]Евсеев В.Я. Эпоним венедов в карело‑финских рунах // Ученые записки ЛГУ (Серия востоковедческих наук). 1947. Вып. 2, №105. С. 178.

 

[25]Происхождение скандинавов и их богов – асов с побережья Каспийского моря пытался доказать тур Хейердал и довольно успешно. Исследования были прерваны смертью учёного.

 

[26]Генетическое родство по мужской линии высших каст Северной Индии, численностью около 100 миллионов человек, и восточных славян, на сегодняшний день считается генетиками совершенно доказанным. Доказательство сделано через сравнение мужской У‑хромосомы, маркер (R1a). Все носители этой гаплогруппы имеют одного общего предка мужчину.

 

[27]Здесь и далее отрывки из эпоса «Калевала» приведены в переводе Эйно Киуру и Армаса Мишина.

 

[28]Англосаксонский писатель Алкуин, живший во времена Карла Великого, писал в своем письме (датируемое 790 г.): «Но в прошедшем году король с войском устремился на славян (Sclavos), которых мы называем вионудами (Vionudos)…» Monumenta Alcuiniana // Bibliotheca rerum Germanicarum. Berolini, 1873. P. 166–167.; Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1995. Т. II. (VII–IX вв.). С. 462.

 

[29]Серяков М.Л. «Голубиная книга» – священное сказание русского народа. М.: Алетейа, 2001. С. 67.

 

[30]Из сборника Кирши Данилова.

 

[31]Голубиная книга: русские народные духовные стихи XI–XIX вв. / сост., вступит, статья, примеч. Л.Ф. Солощенко, Ю.С. Прокошина. М.: Московский рабочий, 1991.

 

[32]Элиас Лённрот. Калевала. ПЕТРОЗАВОДСК. «КАРЕЛИЯ». 2001. Песнь четвёртая. Перевод Эйно Киуру и Армаса Мишина. С. 40.

 

[33]Серяков М.Л. «Голубиная книга» – священное сказание русского народа.

 

[34]Из сборника А.В. Оксенова.

 

[35]Александр Гильфердинг: Когда Европа была нашей: история балтийских славян. М.: Эксмо: Алгоритм, 2010. С. 187.

 

[36]Беломорские старины и духовные стихи. Собрание А.В. Маркова. СПб., 2002. С. 227.

 

[37]Лю́тичи (вильцы, велеты) – союз западнославянских племён. Один из племенных союзов полабских славян – исконного славянского населения современной северной, северо‑западной и восточной Германии. Название происходит от слова «лютый», что так же значит – «волк». Помимо лютичей, в состав полабских славян входили племенные союзы бодричей (ободритов, рарогов или ререков) и лужичане (лужицкие сербы, мильчане или просто сербы). Сами лютичи состояли из доленчан, ратарей, хижан, черезпенян, доленчан, гавелян и спревян.

 

[38]История вильцев‑лютичей. С сайта: http://www.litvania.name/index.html

 

[39]Гильфердинг А.Ф. Когда Европа была нашей: история балтийских славян. М.: Эксмо: Алгоритм, 2010. С. 187.

 

[40]Там же. C. 183.

 

[41]Из сборника Кирши Данилова.

 

[42]Гильфердинг А.Ф. Указ. соч. С. 158.

 

[43]Элиас Лённрот. Калевала / пер. Э. Киуру, А. Мишина. Петрозаводск: «КАРЕЛИЯ». 2001. С. 461.

 

[44]Эпони́м (др. – греч. ἐπώνῠμος – букв. давший имя, лат. heros eponimus) – божество, реальный или легендарный человек или герой, в честь которого получил своё имя какой‑либо географический объект (город, река, гора,) народ или племя.

 

[45]Иоакимовская летопись \\ Василий Татищев. История Российская: в 3 т. / М.: АСТ. 2003 г.

Новгородские летописи, ПСРЛ. Т. III СПб, 1841 г.

Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л.: Изд‑во Академии Наук СССР, 1950. 659 с // «Ізборник». Історія України IX–XVIII

 

[46]Иоакимовская летопись.

 

[47]Книга о славяно‑русском народе, о великих князьях русских и ростовских, «отколе корень их произыде на Руси от Нояпраотца до великаго князя Рюрика», в пересказе А. Артынова. 1842

 

[48]Иафе́т – в Пятикнижии один из трёх сыновей патриарха Ноя, спасшийся вместе с ним от Потопа, и, следовательно, один из родоначальников человечества. Иафет считается прародителем европейцев и вообще белой расы.

 

[49]Ма́ну – титул, которым в текстах индуизма называют прародителя человеческого рода. Ману – это также первый царь, правивший землёй и единственный человек, спасшийся от всемирного потопа. Ману обладают великим благочестием и мудростью.

 

[50]Координаты: между 56°34’16 и 59°4’28 с. ш. Фигура губернии – довольно правильный прямоугольник с наибольшей длиной 246 вёрст (262 км) и шириной 198 вёрст (211 км). Границы: с севера – Эстляндская губерния, с востока – Чудское озеро и пролив, соединяющий его с Псковским, Псковская и Витебская губерния, с юга – Курляндская губерния, с запада – Рижский залив. Длина западной границы (морского берега) 280 вёрст (299 км). Пространство Лифляндской губернии (по Стрельбицкому) 41325,4 квадратных вёрст (47030,87 км2)

 

[51]Автор выражает искреннюю признательность Евгению Нефёдову за консультацию по поводу использования образа грифона в геральдике балтийских славян.

 

[52]Базлов Г.Н. Где лежит «Голубиная книга»? М., 2006.

 

[53]Экспедиционные материалы автора. Запись 1992 год. Москва, с. Коломенское.

 

[54]Егорий Храбрый. Режиссер: Сергей Меринов. Авторы сценария: А. Пронькина, Н. Румянцева, С. Пронькина. 2009.

 

[55]Крюкова Аграфена Матвеевна (28.6(10.7).1855, деревня Чаваньга, ныне Архангельской области, – 27.4.1921, деревня Верхняя ныне Приморского района Архангельской области), русская народная сказительница. От неё был записан А.В. Марковым обширный эпический репертуар (64 текста былин, баллад, исторических песен и духовных стихов).

 

[56]Запись Крюковой А.М. №24.

 

[57]Егорий Храбрый: («Когда туры, олени по горам оне пошли…») // Беломорские старины и духовные стихи: собрание А.В. Маркова / РАН. Ин‑т рус. лит. (Пушкин. Дом). СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 655–657. (Памятники русского фольклора).

 

[58]Там же.

 

[59]Всеволод Меркулов. Древнее русское предание ожившее в сказках Пушкина.

 

[60]По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре: сказка №285 // Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. М.: Наука, 1984–1985. (Лит. памятники). Т. 2. С. 301–303.

 

[61]Солнечная династия – одна из самых известных династий в истории ведических ариев, вместе с Лунной династией считаются старейшими. От Ману родилось много сыновей. От его сына Икшваку родились цари Солнечного рода, который правили на востоке. Один из сыновей Сомы, Будха, женился на Иле (можно назвать её дочерью Ману), и родился у них сын Пуруравас, самый первый царь Лунного рода, которые владели странами Запада.

 

[62]Гельмольд (нем. Helmold von Bosau) 1120, Гослар – 1177, Бозау – священник, один из наиболее известных историков XII столетия. Написал Славянскую хронику («Chronicon Slavorum»), в которой, опираясь преимущественно на устные рассказы, дал ценные сведения о Балтийских славянах.

 

[63]Гильфердинг А.Ф. Когда Европа была нашей: история балтийских славян. С. 89–90.

 

[64]Саксон Грамматик. Деяния данов. (лат. Gesta Danorum).

 

[65]По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре: сказка №284 // Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. М.: Наука, 1984–1985. (Лит. памятники). Т. 2. С. 298–301.

 

[66]Там же.

 

[67]Русская народная сказка. По колено ноги в золоте.

 

[68]Сравните: Словене произошли от Словена, руссы от Русса, чехи от Чеха, хорваты от Хорива, кривичи от Кривее и т. д.

 

[69]По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре. Т. 2. С. 301–303.

 

[70]Меркулов В.И. Откуда родом варяжские гости? М., 2005. C. 104.

 

[71]Там же. С. 99.

 

[72]Русская народная сказка. По колено ноги в золоте.

 

[73]По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре. Т. 2. С. 298–301.

 

[74]Лехиты (польск. Lechici) – собирательный термин для ряда западнославянских народов. К лехитам относят поляков, кашубов, полабов и словинцев, говорящих на лехитских языках. Этническое имя «лехиты» традиционно связывалось с именем мифического прародителя – Леха.

 

[75]Инструмент кобза – бандура подробно описан известным украинским композитором и собирателем народных песен Н.В. Лисенко в реферате «Характеристика музыкальных особенностей малороссийских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаем», помещенном в брошюре «Кобзарь Остап Вересай, его музыка, и исполняемые им народные песни» (Киев. 1874).

 

[76]Сузы – один из самых древних городов мира, основанный по оценкам около 4000 до н. э. В V веке до Р.Х. – богатая столица Сузианы, резиденция первоначально эламских, затем персидских царей (Ахеменидов).

 

[77]Мехнецов А.М. Русские гусли и гусельная игра. СПб. 2006. С. 14.

 

[78]Былина Садко в этой статье цитируется по сборнику: Русь – земля богатырей. Москва: «НОВЬ», 1998. Т. 2. C. 74.

 

[79]Царевна‑лягушка. // Русские народные сказки. М., 1988. С. 212.

 

[80]Стратиграфия Пскова (археологические данные к проблеме происхождения города) // КСИА. Вып. 160. М., 1980. С. 7–8), в Городке на Ловати около 30% Горюнова В.М. О западных связях «Городка» на Ловати (по керамическим материалам) // Проблемы археологии и этнографии. Вып. 1. Л., 1977. С. 53, примеч. 2; ее же. О раннекруговой керамике на Северо‑Западе Руси // Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья. Л., 1982. С. 42. Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977. С. 119. Смирнова Г.П. О трех группах новгородской керамики X – начала XI в. // КСИА. Вып. 139. М., 1974. С. 20. Белецкий С.В. Биконические сосуды Труворова городища // СА. 1976. С. 328–329. Станкевич В.Я. Керамика нижнего горизонта Старой Ладоги. По материалам раскопок 1947 г. // СА. Т. XIV. М.; Л., 1950. С. 190–191, 195–196. Носов Е.Н. Поселение у волховских порогов // КСИА. Вып. 146. М., 1976. С. 76–81. Белецкий С.В. Раскопки в Псковском кремле в 1972–1974 гг. // КСИА. Вып. 155. М., 1978. С. 57–63; его же. Изборск+ С. 113. Седов В.В. Лепная керамика Изборского городища // КСИА. Вып. 155. С. 63–67; его же. Восточные славяне в VI–XIII вв. С. 64. Носов Е.Н. Волховский водный путь и поселения конца I тысячелетия н. э. // КСИА. Вып. 164. М., 1981. С. 22–23. Седов В.В. Лепная керамика Изборского городища. Раскопки древнего Пскова в 1964 году // Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам работы Государственного Эрмитажа за 1964 год. Л., 1965. С. 29; его же. Древний Псков по материалам археологических раскопок экспедиции Государственного Эрмитажа // Сообщения Государственного ордена Ленина Эрмитажа. Вып. XXIX. Л., 1968. С. 7. Седов В.В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. Материалы и исследования по археологии СССР. М., 1970. С. 71–72. Янин В.Л., Алешковский М.Х. Происхождение Новгорода. (К постановке проблемы) // История СССР. 1971. 2. С. 50–51.

Это лишь малая часть библиографических ссылок на эту тему. Автор выражает искреннюю признательность Нефедову Евгению и Сергею Прямчуку за источниковедческую помощь и консультации по истории генезиса южно‑балтийских славянских племен, новгородских словен и кривичей.

 

[81]Деяния священников Гамбургской церкви. Адам Бременский, средневековый северогерманский хронист, каноник и схоластик. Adam von Bremen; умер после 1081 года.

 

[82]Славя́нская хро́ника – важный исторический источник, описывающий дохристианскую и раннюю христианскую эпоху в жизни полабских славян. Автор – немецкий священник и миссионер XII века Гельмольд фон Бозау. Хроника является продолжением сочинения Адама Бременского.

 

[83]Гильфердинг А.Ф. Когда Европа была нашей: история балтийских славян. С. 157.

 

[84]Здесь и далее эта былина о Садке цит. по: Русь – земля богатырей. М.: «НОВЬ», 1998. Т. 2.

 

[85]Калевала. Петрозаводск: «КАРЕЛИЯ». 2001. С. 576.

 

[86]Валдай, возвышенность в северо‑западной части Русской равнины, в пределах Ленинградской, Новгородской, Тверской, Псковской, Смоленской областей, протяжённостью более 600 км. С В.В. берут начало реки: Волга, Западная Двина, Днепр, Ловать, Мста, Сясь, Молога и др.

 

[87]Сокровище русского фольклора. Былины. М.: «Современник». 1991. С. 498.

 

[88]Сближает нашу былину с античным преданием так же то, что аргонавты по дороге за золотым руном застигнутые бурей, по совету участвующего в походе Орфея, причаливают к знаменитому острову Самофракия. Там они принимают посвящение в мистерии кабиров. Санкониафон и финикийцы сообщают, что восемь братьев – Кабиров, почитаемые иногда за богов, были сыновьями Садука. Модель самофракийских мистерий схожа со сценарием былинных приключений новгородского Садка.

 

[89]Сокровища русского фольклора. Былины. М.: «Современник» 1991. С. 382.

 

[90]Дюк Степанович // Былины: Сборник. Л.: Сов. писатель, 1986.

 

[91]Там же.

 

[92]Гали́ндский язык (галиндийский (почти «галицийский». Г.Б.) – язык западно‑балтийского племени галиндов. Видимо является наречием прусского языка. Был распространён на юге Пруссии, в области Галиндия (Galindia, Galindin, Galinda), которая находилась на северо‑востоке современной Польши. Земля галиндов простирались от верховьев реки Лына до озера Снярдвы. В течение XIII века был вытеснен польским и немецким языками. Представлен ономастикой и топонимией.

Галиндский язык связывают с голядским языком на востоке и многочисленной топонимикой с элементом galind‑ от Португалии до Подмосковья.

Впервые этноним «галинды» встречается у Геродота в V веке до н. э. – Γελωνου, затем у Птолемея во II веке – Γαλίνδαι. Позднее Galindite в «Хронике» у Петра Дусбургского в 1326 году. Название связано, видимо, или с обозначением окраины, края, конца, пограничья (литов. gãlas ‛конец’, латыш. gàls и т. п.), или с гидронимами типа Galinde – приток Нарева, Galanten (Galland и пр.) – озеро. Название «галинды», по‑видимому, охватывало ряд этнолингвистических групп в пределах внешнего балтийского пояса.

Обращает на себя внимание разница в локализации галиндов (голяди) в разных источниках: Птолемей помещает их вместе с судинами к востоку от венетов, гитонов и финнов, между венетами и аланами (иранским племенем); Дусбург говорит о Галиндии как о десятой части среди других частей, на которые делится земля Пруссии; она локализуется в южной части Пруссии, к югу от Барты и западу от Судовии (области ятвягов), на границе с мазурами.

Территория, на которой базируется этнонимический элемент *Gal‑ (непосредственно или в топономастике), огромна, что объясняется ранней экспансией галиндов к югу, юго‑западу и далее к западу, сделавшей их имя известным в Европе начиная с римского времени (ср. один из титулов императора Волусиана, середина III в., на монетах – Γαλίνδιχος ‛галиндский’). Отражение имени галиндов видят в названии области Golanda, через которую проходили лангобарды в своем движении на юг («История лангобардов» Павла Диакона) и которую ищут в районе польско‑белорусского пограничья.

 

[93]Лев Прозоров. Варяжская Русь. М.: Яуза: ЭКСМО, 2010. С. 123.

 

[94]Прозоров Л. Варяжская Русь. М., Яуза: ЭКСМО, 2010. С. 125.

 

[95]Гильфердинг А.Ф. (1831–1872) – российский славяновед, фольклорист, член корреспондент Петербургской академии наук.

 

[96]Дюк Степанович. Онежская былина, записанная А.Ф. Гильфердингом от кижского сказителя Абрама Евтихеева Чукова, по прозвищу Бутылка. Цит. по: Русь – земля богатырей. М.: «НОВЬ». 1998. Т. 2. С. 65.

 

[97]Там же. С. 71.

 

[98]Там же. С. 72.

 

[99]Carl Schuchhardt. ARKONA, RETRA, VINETA. Berlin. 1926.

 

[100]Гильфердинг А.Ф. Когда Европа была нашей. История балтийских славян. С. 51.

 

[101]Русь – земля богатырей. С. 73.

 

[102]Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. М., 1897; его же: Экскурсы в область русского эпоса.

 

[103]Халанский М. Великорусские былины киевского цикла. Варшава, 1885. С. 148; Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. С. 211; Веселовский А.Н. Южнорусские былины: сб. ОРЯС. СПб., 1881. Т. 22, №2. С. 77–78.

 

[104]Из собрания песен П.Н. Рыбникова. М., 1862. Т. 1. С. 318.

 

[105]Милюков П.Н. Что такое море Вирянское и город Леденец? // Юбилейный сборник в честь В.Ф. Миллера. М., 1900. С. 315.

 

[106]Вилинбахов В.Б. Былина о Соловье Будимировиче в свете географической терминологии.

 

[107]Там же.

 

[108]Нефедов Е. http://swinow.livejournal.com/1652.html

 

[109]То есть «бурые», с бурым мехом, а не рыжие, как в средней полосе.

 

[110]Текст публикуется по изданию: Сборник Кирши Данилова. Серия «Литературные памятники». М., 1977. №1.

 

[111]Соловей Будимирович // Былины: сборник. Л.: Сов. писатель, 1986. С. 226–232 (Б‑ка поэта. Большая серия).

 

[112]Вилинбахов В.Б., Энговатов Н.В. Где была Индия русских былин // Славянский фольклор и историческая действительность. М., 1965. С. 99–109.

 

[113]Гильфердинг А.Ф. Когда Европа была нашей: история балтийских славян С. 187.

 

[114]Там же. С. 188.

 

[115]Вилинбахов В.Б. Былина о Соловье Будимировиче в свете географической терминологии.

 

[116]Pòmòrzé – историческая область, выходящая на южное побережье Балтийского моря, примерно соответствующая нескольким северным воеводствам Польши – польск. Pomorze; и прибалтийским землям Германии – нем. и швед. Pommern, идентифицируемым на русском языке как Померания.

 

[117]Соловей Будимирович. С. 226–232.

 

[118]Там же.

 

[119]Там же.

 

[120]Рыбникова П.Н. М., 1862. Т. 1. С. 324.

 

[121]Гильфердинг А.Ф. Онежские былины. СПб., 1873. С. 370.

 

[122]Поветкин В.И. Слово о музыкальной археологии России.

 

[123]Рыбникова П.Н. С. 132.

 

[124]Например, былины о Садке и о Дюке Степановиче.

 

[125]Мехнецов А.М. Русские гусли и гусельная игра. СПб., 2006. С. 4.

 

[126]Барды (от кельтского bardos, восходит к праиндоевропейскому *gwerh – провозглашать, петь) – певцы, музыканты и поэты у кельтских народов, одна из категорий друидов. Друи́ды (галльское druidae, древнеирландское druí, мн.ч. druid) – жрецы и поэты у кельтских народов, организованные в виде обособленной карпорации.

Эриль – древние скандинавские поэты, владевшие искусством составления и применения рун и сакральных словоформ.

 

[127]Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1910. Т. 3. С. 196.

 

[128]Романов Е.Р. Белорусский сборник, 4:10. Киев; Витебск; Могилев; Вильна, 1886–1912. Вып. 1–9.

 

[129]Базлов Г.Н. Где лежит Голубиная книга. М., 2006. С. 49.

 

[130]Иван Бездольный. Русская народная сказка.

 

[131]Элементы литературного языка в «Слове…» соседствуют с народными чертами древнерусского языка. Из‑за частой переписки «Слова…» в дошедшем до нас списке утрачены некоторые первоначальные черты. Произведение окрасилось особенностями новгородско‑псковского говора (шизым, вечи, лучи, русици, дивицею и пр.). Тем не менее многие исследователи видят в особенностях языка «Слова…» его южно‑русское происхождение, возможно даже киевское. Такие мнения возникли также из‑за того, что автор восторженно относится к великому князю киевскому Святославу, из подчеркнутой любви к Киеву. Поэт также очень хорошо был знаком с природой южно‑русских степей. Южно‑русской версии происхождения «Слова…», в частности, придерживался академик Б.А. Рыбаков.

 

[132]Народная традиционная культура Псковской области. СПб.; Псков, 2002. Т. 1. С. 638.

 

[133]Там же. C. 457.

 

[134]Цит. по варианту из сборника П.В. Киреевского.

 

[135]Былина Садко. Русь – земля богатырей. М.: «НОВЬ», 1998. С. 75.

 

[136]Стих о Голубиной книге. Из сборника А.В. Оксенова.

 

[137]Песня записана в станице Берёзовской Волгоградской области.

 

[138]Патриа́рх (от греч. Πατριάρχης; образовано от πατήρ – отец и άρχή – господство, начало, власть) Мужчина, глава семьи, властительный предок, прародитель, а также член правящего класса или правительства в обществе, контролируемом мужчинами почтенного возраста.

 

[139]Песня с запада Тверской области. Имеет множество вариантов.

 

[140]Фамицын А.С. Скоморохи на Руси. СПб., 1889. С. 55.

 

[141]Там же. С. 57.

 

[142]Данилов К. Древ. Росс. Стих 85. Рыбников. Песни. II, 101, 111.

 

[143]Василий Буслаев и мужики новгородские. Былины. Сокровища русского фольклора. М.: «СОВРЕМЕННИК», 1991. С. 530–531.

 

[144]Материалы, собранные в Архангельской губернии летом 1901 года А.В. Марковым, А.Л. Масловым и Б.А. Богословским. // Труды Музыкально‑этнографичесской комиссии, состоящей при Этнографическом отделе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии). М., 1905. Т. 1; 1911. Т. 2, №11.

 

[145]Трофи́м Григо́рьевич Ряби́нин (Трофи́м Григо́рьевич Ря́бов) (1791–1885) – сказитель былин, крестьянин деревни Середки Петрозаводского уезда. Родоначальник целой династии былинных сказителей Рябининых.

 

[146]Налучье – элемент вооружения рус. воина до 18 в., футляр из кожи или бархата для ношения лука, пристегивалось с лев. стороны к сабельному поясу.

 

[147]Былины. Сокровища русского фольклора. C. 500.

 

[148]Дхарма – санскр., dharma IAST, «закон», «правило», «правда» – индийский философский термин, который используется для обозначения морального долга, обязанностей человека или, в более общем значении – пути благочестия.

 

[149]Безклубый Л.П. Носитель традиции украинской борьбы Спас, автор статьи о Спасе под псевдонимом – Без Л.П. Интерес моей мысли // Техника молодёжи. 1989. №2.

 

[150]Серяков М.Л. Голубиная книга. Священное сказание русского народа. С. 85.

 

[151]«Поучение Зарубчего чернеца Георгия». (Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках И.И. Срезневского. СПб., 1866–1881. Т. I–VII. С. 56–57 (Вып. 1); Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914. С. 188.)

 

[152]Синайская псалтырь – глаголическая старославянская рукопись. Датируется XI веком, является древнейшим славянским списком Псалтыри. Содержит 209 листов пергамена: 177 из них были обнаружены в монастыре св. Екатерины на горе Синай архимандритом Порфирием (Успенским), там же и хранятся поныне (шифр MS 38); в 1975 году в том же монастыре при ремонте было найдено еще 32 листа (хранятся под шифром MS 2/N).

 

[153]Средзневский И.М. Словарь древнерусского языка. М., 1989. Т. 1, ч. 1. С. 610.

 

[154]Музыкальная эстетика России XI–XVIII вв. М., 1973. С. 71.

 

[155]Иноков Каллиста и Игнатия Ксанфопулов наставления безмолвствующим, в сотне глав.

 

[156]Виса. Рёгнвальд Кали, или Кали сын Коля (сер. XII в.) – ярл Оркнейских островов. Перевод С.В. Петрова.

 

[157]В древнюю эпоху термин *a/ārịa – (арий/арья) был основным надплеменным этнонимом, обозначавшим у индоиранских народов совокупность племён, с которыми они ощущали родство и непосредственную этническую связь. Широко применялся термин также и в лингвистическом смысле: арийский язык – родной язык индоиранцев.

 

[158]Терпандр – греческий поэт и музыкант 7 в. до н. э. Происхождением из Антиссы (остров Лесбос). Глава школы кифаредов, мастер торжественной и хоровой музыки. Особенно славился песнями в честь богов, исполняемых под аккомпанемент кифары. Жил в Спарте где одержал победу на общественных играх 676–673 до н. э.

 

[159]Серяков М.Л. Голубиная книга. Священное сказание русского народа. C. 85.

 

[160]Вопреки принятой сейчас в науке традиции употреблять в таких случаях термин «индоевропейцы», термин «арии» или «арийцы» всё же корректнее с научной точки зрения. Арии – это самоназвание племён подаривших миру индоевропейские языки. В принятом сейчас в науке словосочетании совершенно не понятно, кто такие «европейцы» (албанцы, турки, финны?), и кто такие «индо» (дравидийские народы Индостана?). Условное обозначение «индоевропейцы» нелепо, подобно тому, как если бы древних англо‑саксов, исходя из позднего распространения по планете английского языка стали бы называть, например: «американо‑австралийцами».

 

[161]Например Уильям Ф. Уоррен. Найденный рай на Северном полюсе. Бостон. 1885; Выдающийся индийский исследователь Тилак Б.Г.: Арктическая родина в Ведах. М.: Фаир‑Пресс. 2001. Выдающийся русский индолог, доктор исторических наук. Н.Р. Гусева: Русские сквозь тысячелетия, Москва 1998. Кандидат исторических наук, этнолог‑искусствовед С.В. Жарникова. Золотая нить, Вологда.

 

[162]Анатолий Алексеевич Клёсов (род. 1946). На протяжении 12 лет – профессор биохимии Гарвардского университета (Центр биохимии, биофизики и медицины Гарвардской медицинской школы.

 

[163]Анатолий Клёсов. Хинди‑руси бхай‑бхай. С точки зрения ДНК генеалогии, или откуда есть пошли славяне. Независимый альманах «Лебедь». №531, 10 июня 2007 г.

 

[164]Псковские гусли. Народные наигрыши. Иван Михайлов, гусли / сост., авт. аннотации А. М. Мехнецов. М22‑46261‑008.

 

[165]Владимир Иванович Поветкин (26 февраля 1943 – 10 октября 2010) – известный реставратор, руководитель новгородского «Центра музыкальных древностей».

 

[166]Сидор Михайлович Михайлов, 1904–1985. Жил в деревне Авдоши Красногородского р‑на Пск. обл. Снимался в документальном фильме «Живые струны».

 

[167]Гуляй‑город, ежегодный традиционный всероссийский сбор людей занимающихся изучением русской мужской воинской традиции.

 

[168]Императив (от латинского imperativus – повелительный), требование, приказ, закон. Повеление, безусловное требование (книжн.). В данном контексте, настойчиво, неизменно повторяющаяся музыкальная фраза.

 

[169]Сету (сето, псковская чудь) – небольшой финно‑угорский народ, проживающий в Печорском районе Псковской области и прилегающих районах Эстонии (уезды Вырумаа и Пылвамаа). Имеет традицию игры на гуслях.

 

[170]Духовный стих о Голубиной книге.

 

[171]Там же.

 

[172]Иван Афанасиевич Овчинников – знаменитый современный поэт и литератор, фольклорист. Стилистическая концепция его литературных работ зиждется на убеждении, что и поэзия и проза должны быть близки к русскому разговорному языку, возможно дальше от канцелярщины, псевдоучёности и «литературщины». Чтобы от слов не веяло казённой, молевой пылью. То есть, ровно наоборот, чем я тут в сноске, в первом предложении об этом пишу (Примечание автора – Г.Б.).

 

Date: 2015-07-22; view: 400; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию