Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.2. Современные технологии информирования





Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)

ОКСИОН - Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, таких как крупные торговые центры, центральные площади городов, аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, городские рынки, стадионы и т.д.). Система представляет собой совокупность технических средств обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации.

В комплексное решение ОКСИОН входят такие объекты, как:

- информационные центры (управляющий элемент системы);

- терминальные комплексы (на основе уличных светодиодных экранов (ПУОН - пункты уличного информирования и оповещения населения), так и на основе полноцветных видеопанелей и устройств с бегущей строкой (ПИОН - пункты информирования и оповещения населения в общественных зданиях);

- мобильные комплексы информирования и оповещения населения

- стационарные и поворотные камеры видеонаблюдения,

- датчики радиационного и химического контроля,

- системы звукового информирования населения.

Задачи ОКСИОН:

- оповещение населения в условиях различных ЧС,

- мониторинг безопасности и правопорядка в местах массового скопления людей,

- информационная поддержка мероприятий учебного характера при подготовке населения в области гражданской обороны,

- мониторинг безопасности окружающей среды, в частности контроль за радиационной и химической обстановкой.

ОКСИОН представляет собой совокупность Федерального, межрегиональных, региональных и муниципальных (городских) информационных центров, осуществляющих управление различными типами оконечных устройств.

В структуре ОКСИОН по отношению к Федеральному информационному центру нижестоящие информационные центры имеют подчиненное положение. Региональные и межрегиональные информационные центры имеют право принимать на себя управление терминальными комплексами, а так же осуществлять планирование информационных операций информационных центров нижестоящих уровней. МРИЦ могут передавать управление терминальными комплексами своей зоны ответственности федеральному информационному центру.

Управление ОКСИОН реализуется по следующему принципу:

· на муниципальном уровне – МИЦ – в административных границах городов (муниципальных образований).

· на региональном уровне – РИЦ – в границах субъекта Российской Федерации;

· на межрегиональном уровне – МРИЦ – в границах федерального округа;

· на федеральном уровне – Федеральный информационный центр, функции которого выполняет ГУ «ИЦ ОКСИОН»;

 

 

http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-obscherossiyskoy-kompleksnoy-sistemy-informirovaniya-i-opovescheniya-naseleniya-v-mestah-massovogo-prebyvaniya - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ (ОКСИОН)

 

Структура ОКСИОН: информационные центры федерального и регионального (местного) уровней; подсистема связи и передачи данных; подсистема массового информирования; подсистема сбора информации

 

ОКСИОН обеспечивает работу в следующих режимах:

1. Повседневный режим работы

Ресурсы ОКСИОН используются для осуществления плановой передачи профилактической информации в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, с применением современных технологий представления информации.

2. Режим повышенной готовности

Функционирование ОКСИОН направлено на оперативное информирование населения о необходимых действиях в сложившейся обстановке с целью минимизации возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и/или техногенного характера, а также террористических акций. В режиме повышенной готовности проводится усиление контроля за состоянием окружающей среды и обстановки с помощью соответствующих подсистем ОКСИОН.

3. Режим чрезвычайной ситуации

Аналогично режиму повышенной готовности, функционирование ОКСИОН в режиме чрезвычайной ситуации направлено на оперативное информирование населения о действиях, необходимых для минимизации ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и/или техногенного характера, а так же террористических акций. В данном режиме обеспечивается непрерывный контроль за состоянием окружающей среды и обстановки.

На стадии ликвидации чрезвычайной ситуации ОКСИОН решает задачи информирования населения в ходе его социальной реабилитации, обеспечения морально-психологической поддержки, ослабления и снятия посткризисных осложнений, а также предоставления необходимой информации о местах расположения центров и служб социально-психологической реабилитации, медицинской помощи, первичного жизнеобеспечения, "горячим линиям" и адресным пунктам поиска близких и родственников и т.п.

Для обеспечения заданной совокупности функциональных возможностей и решения поставленных задач, в состав ОКСИОН включены следующие структурные элементы:

· информационные центры различного уровня;

· терминальные комплексы, такие как:

- пункты уличного информирования и оповещения населения (ПУОН);

- пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН);

- мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН);

· распределенные автоматизированные подсистемы:

- Подсистема массового информирования (ПМИ):

Основной задачей ПМИ является информирование и оповещение населения по инициативе МЧС России и муниципальных органов в местах массового пребывания людей с помощью средств отображения информации, а также электронных средств массовой информации.

- Подсистема наблюдения и сбора информации (ПСИ):

Обеспечивает решение следующих задач:

1. профилактический мониторинг прилегающей территории в местах размещения ТК;

2. предупреждение о несанкционированных действиях в отношении оборудования;

3. архивирования видеоинформации;

4. контроль качества и состава информации, отображаемой средствами ПМИ.

- Подсистема связи и передачи данных (ПСПД):

ПСПД должна обеспечить информационный обмен между информационным центром и терминальными комплексами ОКСИОН.

ПСПД должна обеспечить обмен информацией с взаимодействующими организациями, средствами, комплексами и системами.

ПСПД должна обеспечивать необходимый уровень надёжности, защиты информации, пропускной способности, при минимально возможных затратах.

Управление ПСПД должно производиться из Центра управления, территориально совмещённого с ИЦ ОКСИОН.

Структурные элементы ПСПД:

- ЛВС элементов ОКСИОН;

- виртуальная частная сеть (ВЧС);

- подсистема мониторинга ПСПД;

- мобильный сегмент ПСПД.

ЛВС элементов ОКСИОН должны обеспечивать совместную работу следующего оборудования:

- управляющих компьютеров технических средств отображения информации;

- активного и пассивного сетевого оборудования.

 

ВЧС должна объединять информационные подсистемы ОКСИОН, функционирующие в информационных центрах и на терминальных комплексах, в единое информационное пространство. Основная функция ВЧС - организация обмена данными между информационным центром и терминальными комплексами. ВЧС должна обеспечивать передачу двух типов трафика:

- трафик, не критичный к задержке передачи пакетов и ее вариации, — низкоприоритетный;

- трафик (аудио и видео), критичный к задержке передачи пакетов и ее вариации, — с высоким приоритетом.

- Подсистема информационной безопасности (ПИБ):

Основные задачи ПИБ:

- Обеспечение информационной безопасности ресурсов посредством внедрения комплекса организационных мер и программно-технических средств на объектах ОКСИОН;

- Конфиденциальность, целостность и подлинность информации, передаваемой по каналам связи между следующими объектами ОКСИОН: ИЦ-ИЦ; ИЦ-ТК; ИЦ-АС других ведомств и организаций;

- Обнаружение атаки (вторжения, несанкционированного доступа) по известным сигнатурам в сетевом трафике и системных событиях компонентов ОКСИОН;

- Защиту от воздействия компьютерных вирусов на информационные ресурсы ОКСИОН.

- Подсистема охранно-пожарной сигнализации (ПС)

- Подсистема радиационного и химического контроля (ПРХК):

Датчики радиационного и химического контроля

- контроль радиационной обстановки в местах массового пребывания людей;

- контроль параметров химического состояния атмосферы в местах массового пребывания людей;

- формирование аварийных сигналов и информации о состоянии радиационной обстановки и химического состава атмосферы в местах массового пребывания людей;

- выдачи аварийных сигналов и информации о состоянии радиационной обстановки и химического состава атмосферы в местах массового пребывания людей в информационные центры по принадлежности.

- Подсистема звукового сопровождения и информирования (ПЗСИ):

Основные задачи ПЗСИ:

- Обеспечение звукового сопровождения трансляции информационных материалов на терминальных комплексах (ПУОН, ПИОН)

- Привлечение внимания населения при демонстрации текстовых и графических сообщений.

 

 

 

- Подсистема часофикации (ПЧ):

Предназначена для формирования единой синхронизированной сети точного времени.

- Геоинформационная подсистема (ГИП)

- Подсистема контроля и управления ОКСИОН (ПКУ)

Осуществляет:

- Учет объектов ОКСИОН в специализированном каталоге;

- Мониторинг объектов ПСПД;

- Управление конфигурацией подсистем и объектов ОКСИОН;

- Организация иерархической структуры объектов ОКСИОН.

ПКУ разворачивается только в информационных центрах

- Подсистема электронной цифровой подписи (ЭЦП)

· другие средства информирования и оповещения населения.

 

Составляющая Подсистемы информационной безопасности

Удостоверяющий центр ОКСИОН

 

Удостоверяющий центр ОКСИОН с модернизированном программным комплексом Подсистемы Массового Информирования (ПМИ) для работы с Электронной Цифровой подписью (ЭЦП) (Региональные информационные центры в гг. Санкт-Петербург, Мурманск, а также 60 терминальных комплексов.

 

 

Пункты уличного информирования и оповещения населения

 

Пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей

 

 

Мобильные комплексы информирования и оповещения населения

 

В период с 2006 по 2012 год на территории Российской Федерации был осуществлен вывод более 1200 внеочередных трансляций и текстовых сообщений на 595 терминальных комплексах ОКСИОН в 38 городах Российской Федерации по тематике происшедших чрезвычайных ситуаций.

Федеральный информационный центр (Государственное учреждение «Информационный центр общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей») обладает максимальным рангом. Он наделен наиболее широкими полномочиями по администрированию всей системы, имеет наиболее широкие функциональные возможности, наиболее развитую инфраструктуру и конфигурацию программно-технических средств, а также потенциал подсистем и количество управляемых им терминальных комплексов.

ФИЦ координирует деятельность системы ОКСИОН, обеспечивает взаимодействие между информационными центрами доведение сигналов (распоряжений) и информации до подчиненных ему информационных центров.

В ФИЦ оборудовано помещение, позволяющее осуществлять прямую трансляцию диктора на терминальные комплексы в любой точке страны.

В повседневном режиме дежурная смена обеспечивает отражение обучающей и другой профилактической информации на терминальных комплексах, осуществляет мониторинг прилегающих к терминальным комплексам территорий.

Информационные центры являются одними из основных элементов системы управления различными типами оконечных устройств.

С возникновением (угрозой возникновения) кризисной ситуации информационные центры осуществляют управление терминальными комплексами, входящими в зону их ответственности, для трансляции оперативных информационных материалов.

В случае введения на какой либо из территорий режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации информационные центры ОКСИОН на этой территории осуществляют вывод оперативных информационных материалов территориального органа МЧС России.

Кроме того, информационными центрами в зоне их ответственности может осуществляться мониторинг проведения мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и тушений пожаров.

Терминальный комплекс предназначен для сбора оперативной информации об обстановке на прилегающей территории (в здании), её анализа и передачи в информационный центр, а также транслирования сигналов и команд предупреждения и оповещения на прилегающую территорию (в здании).

Терминальный комплекс может быть стационарным и мобильным.

Каждый терминальный комплекс представляет собой автоматизированную систему, которая включает в себя:

- выделенный сервер (основа терминала; обеспечивает управление его элементами, передачу информации с датчиков и камер в свой информационный центр, а также приём команд и сигналов из информационного центра);

- датчики уровня радиации;

- приборы химического контроля;

- видеокамеры;

- точки трансляции:

- наружные (уличного информирования и оповещения) светодиодные экраны;

- внутренние (информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей) навесные плазменные (жидкокристаллические) панели;

- устройства типа «бегущая строка»;

- аудиосистемы оповещения.

 

http://docs.cntd.ru/document/917028980 - Об утверждении Концепции создания в Республике Татарстан республиканской и муниципальных подсистем Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей

 

Литература: [4] 66-69, 268-281.

 

Тема 2.3. Порядок использования технических средств информации в местах массового пребывания людей.

 

Классификация технических средств информации для подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также оперативного информирования и своевременного оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций

 

 

Системы оповещения организаций (объектовые)создаются на объектах, в организациях с одномоментным нахождением людей (включаяперсонал) более 50 человек, а также социально важных и объектах жизнеобеспечениянаселения вне зависимости от одномоментного нахождения людей.

Совершенствование и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению ОСО осуществляется собственником объекта или лицом, уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом.

Основной задачей ОСО является доведение сигналов и информации оповещения до руководства и персонала объекта. При этой следует исходить из того, что организации, создающие системы оповещения:

• поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию;

• предоставляют в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС;

• оповещают сотрудников и посетителей организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, информируют о приемах и способах защиты от них;

• разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования персонала и посетителей;

• организуют их запись на электронные носители информации;

• предоставляют органам управления ГОЧС города участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

• осуществляют распространение информации о ЧС путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции СМИ, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами и имуществом.

В системе оповещения объекта желательно иметь:

• электросиренное оповещение;

• диспетчерскую и директорскую громкоговорящую связь;

• каналы оповещения технологического и административно-хозяйственного направления;

• ретрансляцию сигнала опасности.

Помимо создания систем оповещения площадного характера на территориях и объектах, не менее важная задача — организовать оповещение на территории отдельного здания (гостиница, торговый или спортивный комплекс, учебное заведение и т. п.). Это особенно важно на случай возникновения пожаров.

Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:

• подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;

• трансляцией текстов о необходимости и путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;

• трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;

• размещением и включением эвакуационных освещения и знаков безопасности на путях эвакуации;

• дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов;

• связью пожарного поста диспетчерской с зонами пожарного оповещения здания.

В любой точке объекта, где требуется оповещать людей уровень громкости, формируемый оповещателем, должен быть выше уровня шума.

Если здания, сооружения или строения разделяются на зоны оповещения, то разрабатывается очередность оповещения граждан, находящихся в различных помещениях объекта.

В зданиях и сооружениях с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к категории маломобильных (инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, лица с недостатком зрения и дефектами слуха, а также лица преклонного возраста и временно нетрудоспособные), должно обеспечиваться своевременное получение доступной и качественной информации о возгорании, включающей дублированную световую, звуковую и визуальную сигнализацию, подключенную к системе оповещения людей о пожаре.

Для объектов с малым пребыванием людей (одновременно не более 50 чел.) в дополнение к схематическому плану эвакуации при пожаре разрабатывается инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной эвакуации людей в случае пожара, по которой должны проводиться тренировки всех задействованных работников.

Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта оповещения и действий — в дневное и в ночное время.

Date: 2015-07-24; view: 1362; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию