Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предпосылки анализа поведения потребителя. Направление подготовки080100.68 ЭкономикаСтр 1 из 10Следующая ⇒ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ» САРАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
МИКРОЭКОНОМИКА (ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ) КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКЦИЙ
Направление подготовки080100.68 Экономика Магистерская программа Экономика организации
Лекция №1 (2 часа)
Тема: Предпочтения и выбор потребителя ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Предпосылки анализа поведения потребителя 2. Функция полезности 3. Бюджетное ограничение потребителя. Оптимум потребителя
Предпосылки анализа поведения потребителя Теория поведения потребителя рассматривается в курсе микроэкономики продвинутого уровня как основа теории рыночного спроса. При анализе поведения потребителя, предъявляющего спрос на то или иное материальное благо, следует прежде всего выделить те принципы, которыми он руководствуется при этом выборе. В теории обычно исходят из того, что потребитель, приобретая товары, руководствуется принципом рациональности. Но каков критерий рационального поведения потребителя? Да и можно ли вообще говорить о существовании какого-то единственного критерия подобной рациональности? Очевидно, нет. Так, например, в качестве такового можно взять критерий "затраты - выгоды". Согласно этому критерию рациональное поведение потребителя - это такое поведение, при котором выгоды от действий потребителя превышают связанные с ними издержки. В учебной литературе по микроэкономике обычно опираются на другой критерий рациональности, а именно " выборе лучшего из достигнутого ". Это значит, что потребитель, руководствуясь своими субъективными предпочтениями, выбирает тот товарный набор в рамках своего бюджета, который приносит ему наибольшее удовлетворение, или, другими словами, наибольшую полезность. В этой связи выделяют так называемые аксиомы потребительского выбора, которые призваны объяснить предпочтения рационального потребителя. 1. Аксиома сравнимости, согласно которой, если дан некий набор товаров А, то любой другой набор товаров, например набор В, может быть либо лучше набора А, либо хуже набора А, либо равноценен ему. 2. Аксиома транзитивности (переходности), согласно которой для любых трёх наборов товаров А, В, С, если набор А более предпочтителен для потребителя, чем набор В, а набор В более предпочтителен, чем набор С, то набор товаров А будет всегда более предпочтителен для потребителя, чем набор С. 3. Аксиома рефлексивности, согласно которой каждый набор товаров по меньшей мере не хуже себя самого. Отсюда следует, что каждый набор товаров А принадлежит по меньшей мере одному множеству безразличия - тому, которое содержит как минимум сам набор А. 4. Аксиома ненасыщения (чем больше, тем лучше), согласно которой из двух наборов А и В первый предпочитается второму, если в наборе А содержится по крайней мере одного из товаров больше, чем в В, а другого - не меньше, чем в В. 5. Аксиома непрерывности, согласно которой множество безразличия - это непрерывные кривые. Это означает, что для того, чтобы потребитель оставался на данной кривой безразличия, любое уменьшение количества одного товара в наборе должно всегда сопровождаться определённым увеличением другого товара. Пропорция, в которой потребитель, стремящийся остаться на данной кривой безразличия, готов обменять товар, количество которого откладывается на вертикальной оси, на товар, количество которого откладывается на горизонтальной оси, характеризуется понятием предельной нормы замещения. 6. Аксиома строгой выпуклости множеств безразличия к началу координат, согласно которой лежащие на кривой безразличия различные наборы товаров одинаковы хороши для потребителя. При выполнении все шести аксиом предпочтения потребителя отображаются картой непрерывных, непересекающихся и строго выпуклых к началу координат кривых безразличия с отрицательным наклоном, на которой более предпочитаемые наборы товаров помещены на более высокие кривые безразличия. 2. Функция полезности Предпочтения потребителя могут быть описаны с помощью функции полезности. Для двух товаров подобная функция имеет вид U= U (X,Y). Функция полезности показывает соотношение между объёмами потребляемых товаров и уровнем полезности, достигаемом при этом потреблении. При кардиналистском (количественном) подходе исходят из гипотезы о возможности количественного подсчёта полезности. [Ведущими теоретиками кардиналистской теории полезности были представителями австрийской школы политической экономии, такие как: Карл Менгер (1840–1921), Ойген (Eugen) Бём-Баверк (1851–1914), Фридрих Визер (1851–1926). Практически одновременно с австрийским вариантом теории предельной полезности появляется её английский вариантом, основоположником которого был Уильям Стэнли Джевонс (1835–1882), и вариант лозаннской школы, основоположником которой был Леон Вальрас (1836– 1910)]. Для измерения полезности была введена условная единица, которую называют утилия или ютилия (U − англ. utility – полезность). Обычно выделяют общую и предельную полезность. [Термин предельная польза, предельная полезность (нем. – Grenznutzen) впервые употребил Ф. Визер]. Общая полезность (ТU − англ. total utility) – это совокупная величина полезного эффекта, получаемого от потребления данного количества товара. Предельная полезность (MU − англ. marginal utility) – это изменение общей полезности вследствие потребления дополнительной единицы данного товара. Значение предельной полезности определяется формулой: MU = где TU − изменение общей полезности, Q − изменение количества товара. Зависимость между общей и предельной полезностью можно выразить математически, используя понятие «производная». Предельная полезность есть производная функции общей полезности. Это значит, что: MU = f ′(TU). Предельная полезность принципиально отличается от средней полезности. Средняя полезность (AU - англ. average utility) – это полезность единицы товара. Значение средней полезности определяется формулой: AU = , где Q – количество товара. Покажем соотношение между общей, средней и предельной полезностью с помощью примера. Пусть функция общей полезности некоего товара имеет вид: TU = 162 (где Q - это количество запаса данного товара равное 9 единицам). Тогда, TU = 162 486 утилей. AU = = 486: 9 = 54 утили. MU = f ′(TU) = (162 × )′ = 162: 2 = 162: 2 27 утилей. Между предельной полезностью и количеством потребляемого товара существует взаимосвязь, которую теоретики маржинализма формулируют как закон убывающей предельной полезности. Согласно этому закону полезность каждой последующей единицы потребленного товара уменьшается. Полезность товара зависит в первую очередь от запасов данного вида товара, от его редкости. Отсюда следует, что чем больше имеется товаров данного вида, тем меньше его предельная полезность, и наоборот. Изменение предельной полезности ведёт к изменению цены товара и, следовательно, к изменению меновых пропорций между ними. Наиболее слабым звеном теории предельной полезности в её кардиналистском варианте была невозможность измерить полезность и однозначно оценить её для разных людей. В XX веке благодаря главным образом работам итальянца Вильфредо Парето (1848–1923), а затем англичанина Джона Хикса (1904–1989) появился другой вариант теории предельной полезности, получивший название ординалистский (порядковый). Согласно ординалистскому подходу для определения цен товаров нет никакой необходимости обязательно измерять их полезности. Вполне достаточно, чтобы потребитель мог качественно оценивать товары и ранжировать (расположить) их в зависимости от большей или меньшей полезности.
|