Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бытие и сознание. Диалектика бытия





 

  1. Сознание, его происхождение и сущность.

Главным вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о включенности человека, который обладает сознанием, в мир, о тех возможностях, которые придает сознание инди­виду, и о той ответственности, которую оно накладывает на человека.

Проблема сознания, ее разрешение затрагивает прежде всего исходные мировоззренческо-методологические принципы отношений к классической философской дилемме тела и души что яв­ляется определяющим и что чему предшествует Поэтому разграничение материального и духовного, физического и психического (ментального) имеет принципиальное значение не только для самой философии, но и для наук, что изучают феномен сознания Это позволяет понять, что ключевым значением для раскрытия действительной природы соз­нания и сущности идеального является диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии. Вместе с тем диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии форму­лирует довольно жесткое требование: абсолютное противопоставление материи и сознания за его границами научно необоснованно. Между материей и сознанием диалектическая "тождественность" и "отличие" Между ними существует как причинно-результативная, так и простран­ственно-временная связь. Сознание неразрывно связано с материей, по­скольку оно существует только как свойство высокоорганизованной ма­терии, как функция мозга человека. По своему происхождению сознание есть функция материального, а по своему качеству существенно отлича­ется от него.

Сознание такое же реальное, как и материя, но его реальность субъективная. Субъектом и носителем сознания является только чело­век.

Отсюда и такая специфическая черта сознания, как его предметность и практическая направленность. Она проявляется в том, что содержание сознания по своему качеству является идеальным. Если материя как объективная реальность имеет свое собственное содер­жание, которое существует в виде конкретных материальных образова­ний и систем, то формы бытия сознания и его содержания существенно различаются: сознание субъективно по форме и объективно по содержанию.

Поэтому "дух", сознание всегда "обременены материей" и вне своего материального воплощения не существуют. Эта "материя" созна­ния выступает в данном случае в виде двигательных пластов воздуха, звуков, в виде языка, языковой деятельности. Благодаря этому, содержа­ние сознания, его идеальная сущность, которая объективируется в слове, его знаковых формах, включается в систему общественных знаний, в структуру духовной культуры общества, приобретает качество какой-то данной индивидуальной "объективной реальности". Кроме того, содер­жание сознания фиксируется в идеальных системах разного иерархиче­ского ранга - чувственные данные, абстрактные понятия, художествен­ные образы, духовные ценности, материальные продукты (предметы) человеческой деятельности, нормы культуры, языка, мышления и т.д. Содержание сознания может быть сохранено, передано, не "потеряется", потому что сознание, выступая как субъективная реальность, реализует себя не только в форме индивидуального сознания Важнейшей формой бытия сознания является внеиндивидуальное общественное сознание - социальная "память" общества. Она зафиксирована в материальной и духовной культуре, литературных текстах, хрониках, пословицах и по­говорках, повседневных жизненных представлениях, морально-этичес­ких нормах и др. Эти формы существования сознания, его "идеального" качества тесно связаны, переплетены, способны как бы переливаться одна в другую, взаимообогащаться и изменяться.

Таким образом, важными характеристиками или существенными свойствами сознания являются субъективность и идеальность.

Сознание есть специфически человеческая форма идеального воспроизведения объективного мира. Тем самым человек получает возможность не только определять свое отношение к миру, свое место в нем, духовно его осваивать, но и прогнозировать и организовывать свою деятельность. Именно благодаря сознанию человек творит, создает мир собственной духовной сущности, предметно-вещественный мир "второй природы", изменяет и приспосабливает его к своим потребностям и интересам' идеалам и целям. Отсюда большая роль тех или других соци­ально-ценностных установок, морально-этических ценностей, теорети­ческих предсказаний, гипотез, суждений, которые господствуют в обще­ственном сознании, норм и суеверий в повседневно-жизненном отраже­нии мира.

  1. Отражательно-информационная и социальная природа сознания.

 

Сознание как духовный процесс определения отношений челове­ка к миру, как способ осознания им бытия, реальности, как форма его жизнедеятельности может быть понято через выявление абсолютной противоположности его существенных свойств - субъективности (иде­альности) и материальности. Между сознанием и материей существует и что-то общее, кроме реальности их бытия. Именно это и позволяет понять и раскрыть глубинную сущность и природу свойств сознания, определяет относительность противоположности сознания и материи.

Безусловно, сознание и все формы проявления его идеальной сущности (представления, взгляды, мысли, идеи, суждения, теории и т д.) не име­ют самостоятельного физического, материально-вещественного сущест­вования. Однако это положение и предостерегает от прямолинейного понимания специфической природы сознания, его абсолютной и отно­сительной противоположности материи. Разграничение материальною как первичного и сознания (духовного) как вторичного позволяет дать научно обоснованное объяснение их связи, взаимодействия. Таким "мо­стиком" связи выступает отражение.

Отражение есть способность материальных систем (тел) из­меняться под воздействием других систем (тел), возобновлять в своих изменениях особенности объектов, которые воздействуют на них, сохранять "следы" взаимодействия с ними. Отражающее так или иначе воспроизводит отражаемое, и сведения об этом выступают в форме информации, которая является содержанием отражения

Отражение как атрибутивное свойство материального дает неоди­наковые результаты. Это зависит от своеобразия форм движения материи, системно-структурной организации материальных объектов. Поскольку отражение есть всеобщее свойство материального, постольку информа­ционные процессы имеют место и в неорганической природе, и в мире животных и растений, и в обществе.

Человек развивает и реализует себя не как чисто природную силу, которая непосредственно природой детерминируется, а как социальное явление. Поэтому, включая в себя биологическую жизнедеятельность, человеческая жизнедеятельность существенно отличается от последней

Деятельность человека имеет активно-преобразующий, сис­тематический, целесообразный и мотивационно-организованЛый характер. Она становится непрерывным процессом обновления и пре­образования изучаемых человеком явлений и предметов природы Про­цесс совместной трудовой деятельности потребовал и новых социальных связей, и новых средств передачи накопленного индивидуального или коллективного опыта

Переработка информации для получения конкретной программы обеспечения новых отношений людей между собой и с окружающим миром приводит к возникновению специфического интеллектуального свойства - сознания.

Носителем сознания всегда выступает человек как отдельно взятый конкретный индивид, субъект. Но его бытие есть бытие общественного человека. В акт сознания всегда включены определенные общественные нормы и ценности.

Содержание сознания, формы его бытия, уровни и виды прояв­ления, элементы и структура, состояние, функционирование и направ­ленность развития являются общественно-историческим продуктом, закономерно связанным со способом жизни человека, общества, с поло­жением, которое индивид занимает в данной социально-культурной среде Сознание связано с материальными процессами мозга, обусловлено его деятельностью, которая подчиняется таким же объективным законам, что и окружающий мир.

  1. Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание

Содержание связей сознания человека с функционированием моз­га помогает найти научные подходы к раскрытию творческих функций сознательной деятельности.

К творческим функциям сознания можно отнести: 1) ожидание; 2) выработка плана действий; 3) управление действиями, направленными на решение определенной задачи; 4) предвидение будущего (прогнозирование); 5) формирование гипо­тез, догадок, суждений; 6) способность человека к активно-преобра­зующей деятельности. Их исследование свидетельствует, что в психи­ке человека рядом с сознанием существует неосознанное (подсознание) К первому виду относят все приспособительные реакции, которые име­ют очень личное, индивидуальное назначение, в том числе оттенки эмо­ций и их внешнее проявлений, автоматизированные навыки.

К бессознательному виду деятельности мозга можно отнести творческое "озарение", интуицию, формирование совершенно новых, а чаще парадоксальных задач, вопросов, гипотез, решений, точек зрения

Вне языка мышление как способность оперировать знания­ми, осмысливать их содержание (значение) не может ни формиро­ваться, ни функционировать. Слово встает перед нами как общее, а вещь всегда единична. В материальной (знаковой) форме слов и их свя­зи (предложениях, фразах, отдельных суждениях, понятиях) фиксиру­ется, активизируется накопленный опыт взаимодействия с предметным миром, опыт человеческих средств отношений, осуществляется нахожде­ние причинно-результативных и пространственно-временных взаимоот­ношений. Понятийное, абстрактное мышление отчуждается от реального существования вещей, "надстраивается" над чувственно-практическим опытом человека, организуя его. Иначе говоря, "...язык, - как отмечал Гегель, - делает людей способными постигать вещи как всеобщие, спо­собными достигать сознания своей собственной всеобщности, способ­ными высказывать свое "Я".

Особая роль в интеллектуальном механизме переработки инфор­мации, получении знаний принадлежит эмоциям и воле. Эмоции – это результат оценки самим же организмом своих отношений с окружаю­щим. Они подчеркнуто субъективны, очень "предвзято" оценивают про­исходящее и доводят эту оценку до организма на языке переживаний и поэтому выполняют самые простые и жизненно важные функции, явля­ясь своеобразным "предмышлением". Эмоции же не только активизи­руют мыслительные процессы, как осознанные, так и неосознанные Они входят в их структуру и выполняют в некотором отношении эври­стическую роль.

Непосредственным продолжением механизма эмоций выступают волевые процессы. Воля- это способ связи избирательно-ориентиро­ванной деятельности психики и практического поведения (действий, по­ступков) человека, индивида. Она есть важнейший составной элемент сознания. Предметно-преобразующая деятельность людей в процессе соци­альной эволюции выработала способность человеческой психики созда­вать идеальные модели осуществляемого, осуществлять мысленный от­ход за границы непосредственно воспринимаемого. Интеллектуальным механизмом этого является представление - создание разных типов мо­дельных конструкций в самом сознании путем сложной аналитико-синтетической деятельности.

Важнейшей функцией сознания является оценка явлений действи­тельности, в том числе и того, что осуществляется самим человеком (самооценка), представителями общественно-социальных групп и ин­ститутов власти, обществом в целом, результатов исторической жизни людей. Оценка является формой отношения человека к действительно­сти, к тому, что происходит или возможно. Она относительно самостоя­тельна и автономна, поскольку предпосылкой, критерием оценки высту­пают сам субъект, его потребности, интересы, цели, нормы, идеалы Оценочная функция сознания опирается на определенный уровень куль­туры субъекта, его способности отличать рационально-объективную оценку от оценок, которые даются сиюминутно, основываются на эмо­циях, чувствах, склонностях, политической конъюнктуре, настроении и просто самочувствии индивида. Эта функция сознания зависит от воспи­тания и обучения, образования, уровня общей и профессиональной культуры.

Самосознание - неотъемлемая сторона сущности развитого че­ловека. Оно присуще не только индивиду, но и обществу, классу, соци­альной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своих об­щих интересов, формулируют свои ценности, нормативы поведения и их критерии, переживают, страдают, сражаются за достижение своих идеа­лов. Уровень самосознания неодинаков и различен в разные периоды ста­новления и развития индивида и группы, класса и нации, общества и лич­ности. Постоянно изменяются условия жизнедеятельности, обогащается опыт, совершенствуются знания и поэтому самосознание относительно.

Иначе говоря, все познается и оценивается в сравнении, в сопоставлении одного с другим, и все имеет свою меру. Сознание и самосознание диа­лектически взаимодействуют. Знание окружающего мира и самого себя, активно-действенные отношения к этому знанию как бы сливаются в единое целое, определяя целостность или мозаичность мировоззрения.

 

Date: 2015-07-24; view: 545; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию