Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерпретации





международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)

 

Номер Наименование на русском языке
SIC 7 Введение евро
SIC 10 Государственная помощь - отсутствие непосредственной связи с операционной деятельностью
SIC 12 Консолидация - организация специального назначения
SIC 13 Совместно контролируемые организации – неденежные вклады со стороны предпринимателей
SIC 15 Операционная аренда - стимулы
SIC 21 Налоги на прибыль - возмещение переоцененной стоимости активов, не подлежащих амортизации
SIC 25 Налоги на прибыль - изменения налогового статуса компании или ее акционеров
SIC 27 Оценка существа операций, облеченных в юридическую форму аренды
SIC 29 Раскрытие информации - концессионные соглашения на предоставление услуг
SIC 31 Выручка - бартерные операции, включающие рекламные услуги
SIC 32 Нематериальные активы - затраты на Интернет-сайт
IFRIC 1 Изменения в обязательствах по демонтажу и ликвидации основных средств, восстановлению природных ресурсов и иных аналогичных обязательствах
IFRIC 2 Доли участия в кооперативных предприятиях и аналогичные финансовые инст-рументы
IFRIC 4 Определение наличия в соглашении признаков договора аренды
IFRIC 5 Права на доли, возникающие в связи с фондами вывода объектов из эксплуата-ции, восстановления и экологической реабилитации
IFRIC 6 Обязательства, возникающие в связи с участием в специализированном рынке - рынке отходов электрического и электронного оборудования
IFRIC 7 Применение подхода, требующего пересчета статей финансовой отчетности в соответствии с IAS 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»
IFRIC 8 Сфера применения IFRS 2 «Выплаты на основе долевых инструментов»
IFRIC 9 Повторная оценка встроенных производных инструментов
IFRIC 10 Промежуточная финансовая отчетность и обесценение
IFRIC 11 Операции с акциями группы и казначейскими акциями
IFRIC 12 Концессионные соглашения по предоставление услуг
IFRIC 13 Программы лояльности клиентов
IFRIC 14 IAS 19 - Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь
IFRIC 15 Договоры на строительство объектов недвижимости
IFRIC 16 Хеджирование чистой инвестиции в зарубежную деятельность
IFRIC 17 Распределение акционерам в неденежной форме
IFRIC 18 Передача активов от клиентов

 

Авторские права на Международные стандарты финансовой отчет-ности, Предварительные проекты и другие публикации КМСФО во всех странах и на всех языках принадлежат КМСФО. Утвержденным текстом Международного стандарта финансовой отчетности является текст, опубли-кованный КМСФО на английском языке.

Официальные переводы Международных стандартов финансовой отчетности имеются на немецком, польском, русском, китайском, чешском, финском, японском, македонском, румынском, словацком, словенском, украинском и испанском языках. КМСФО рассматривает вопросы подго-товки официальных переводов на другие языки.

Международные бухгалтерские организации. В процессе стандар-тизации и унификации бухгалтерского учета главную роль играет именно КМСФО, хотя существуют и другие организации, занимающиеся этой же проблематикой:

· Европейская федерация бухгалтеров-экспертов (ЕФБЭ);

· Межамериканская ассоциация бухгалтеров (МАБ);

· Международная федерация бухгалтеров (МФБ);

· Межправительственная рабочая группа по международным стандартам в области учета и отчетности при ООН;

· Комиссия по транснациональным корпорациям ООН.

 

1.4. Процесс перехода России на МСФО

 

Современная ситуация в российской экономике характеризуется, с одной стороны, все большей потребностью предприятий в инвестиционных ресурсах, а с другой - формированием в России института инвесторов, основной потребностью которых является получение достоверной информации о предприятиях с целью анализа и выбора объектов инвестиций. Аналогичные потребности возникают и у иностранных инвесторов, интерес которых к России в последнее время значительно возрос.

Для того чтобы соответствующий инвестиционный потенциал был реализован в полной мере, требуется глобальная перестройка всей системы подготовки и предоставления финансовой информации о российских предприятиях, что свидетельствует о необходимости реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности в России.

Основными требованиями к отчетности организаций на современном этапе становятся достоверность и полезность содержащейся в ней информации для принятия экономических решений пользователями. Базой, на основе которой может быть сформирована такая отчетность, признаны международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

В сложившейся ситуации были возможны три варианта решений:

Во-первых, разрешить российским предприятиям составлять финансовую отчетность только по методике МСФО. В 1998 г. Министерство финансов РФ разрешило крупным предприятиям, планирующим выход на мировой фондовый рынок, представлять сводную финансовую отчетность консолидированной группы организаций в полном соответствии с МСФО и не составлять ее по российским стандартам и правилам. Этот подход четко сформулирован Международным центром по реформе системы бухгалтерского учета в вынесенном на широкое обсуждение проекте «Рекомендации по реформе бухгалтерского учета». В действительности же, в связи с невозможностью получить от подразделений, входящих в консолидированную группу, развернутую информацию по международной методике, эти предприятия по-прежнему учитывают все текущие операции и готовят свои отчеты по нормам российской системы, а уже потом привлекают иностранных аудиторов, которые осуществляют трансформацию отчетности и затем заверяют ее.

Во-вторых, использовать методы перевода российской отчетности в формат МСФО:

· конверсия (параллельный учет): внедрение на предприятиях системы параллельного учета, основанной на использовании различных программных продуктов. Такие системы предлагают одновременно вести два равноправных журнала хозяйственных операций, каждый из которых учитывает хозяйственную деятельность по своему плану счетов, в соответствии со своим стандартом и в своей базовой валюте;

· трансформация финансовой отчетности - это проведение анализа финансовой отчетности, принятой российским предприятием, и внесение корректировок, необходимых для подготовки полного комплекта финансовой отчетности предприятия, соответствующей МСФО. Поскольку для этого используются промежуточные данные, а не первичная информация бухгалтерских проводок, разрывается связь между причиной (первичными документами) и следствием (отчетностью). Поэтому этот метод отличается более высокой погрешностью.

В-третьих, усовершенствовать национальные стандарты и инструменты бухгалтерского учета до такой степени, чтобы они могли обеспечить необходимый уровень прозрачности российской финансовой отчетности. Достижение этого и является одной из главных задач реформирования системы бухгалтерского учета в России.

Официальной датой начала ориентирования российской системы учета на международные стандарты можно считать 26 декабря 1997 г., когда Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров была одобрена Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России.

В развитие Концепции постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №283 утверждена «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности». При этом применение МСФО является не целью, а скорее средством преоб-разований, в результате которых недостатки российской системы должны быть последовательно устранены в соответствии с требованиями рынка.

Задачи реформы системы бухгалтерского учета в России:

· сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечи-вающих полезной информацией пользователей, в первую очередь - инвесторов;

· обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с ос-новными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

· оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

В рамках Программы уже выполнен официальный перевод на русский язык действующих международных стандартов, разработаны и введены в действие национальные стандарты (ПБУ 1/20), приближенные к между-народным критериям, утвержден Министерством финансов РФ новый «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности органи-заций» и Инструкции по его применению (Приказ от 31 октября 2000 г. №94н), курс МСФО включен в обязательную образовательную программу в вузах России.

Начиная с 1 января 2004 г. все банки России обязаны составлять отчет-ность по МСФО. К 2005 г. на МСФО должны перейти открытые акционер-ные общества, котирующие свои акции на фондовой бирже, а к 2007-2010 гг. - все остальные компании. 1 июля 2004 г. приказом Министра финансов РФ одобрена «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу», в соответствии с которой «суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса».


Тема 2. ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ

С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ

 

 

2.1. Цель и основные пользователи финансовой отчетности

 

Цель финансовой отчетности. Цель финансовой отчетности сфор-мулирована в специальном документе «Принципы подготовки и составления финансовой отчетности». Данный документ не является стандартом, не заменяет стандарты, не содержит требований и рекомендаций для приме-нения в бухгалтерском учете при подготовке и составлении финансовой отчетности. Этот документ раскрывает общие подходы КМСФО к содер-жанию МСФО, помогает составителям и пользователям финансовой отчет-ности правильно интерпретировать отдельные положения МСФО и учиты-вать хозяйственные операции, не нашедшие отражения в МСФО.

Цель финансовой отчетности состоит в предоставлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансо-вом положении компании. Финансовая отчетность также показывает резуль-таты деятельности руководства компании или ответственность руководства за вверенные ресурсы. Эта информация нужна широкому кругу пользова-телей при принятии экономических решений, к этим решениям могут относиться, например, такие, как решение о сохранении или продаже инвес-тиций в компанию или решение о переназначении или смещении руководи-телей.

Финансовая отчетность не в состоянии полностью удовлетворить по-требности любых пользователей, но МСФО требуют, чтобы отчеты были более информативными, содержали дополнительную необходимую информа-цию, удовлетворяющую максимум потребностей ее пользователей.

Для принятия пользователями финансовой отчетности экономических решений необходимы оценка способности компании создавать денежные средства и их эквиваленты, а также своевременность и стабильность их создания. Эта способность может определять, например, способность компа-нии платить своим работникам, поставщикам, обеспечивать выплаты процен-тов, погашать займы и осуществлять распределение прибыли среди своих владельцев. Пользователи лучше могут оценить эту способность компании создавать денежные средства и их эквиваленты, если они располагают информацией, сфокусированной на финансовом положении, результатах деятельности и изменениях финансового положения компании.

Финансовое положение компании зависит от имеющихся у нее эконо-мических ресурсов, ее финансовой структуры, ее ликвидности и платеже-способности, а также ее способности адаптироваться к изменениям окружа-ющей среды. Информация об экономических ресурсах компании и ее способ-ности в прошлом преобразовывать эти ресурсы полезна для прогнозирования ее способности создавать денежные средства и их эквиваленты в будущем. Информация о финансовой структуре нужна для прогнозирования будущих потребностей в заемных средствах и того, как будущие прибыли и денежные потоки будут распределяться между теми, кто имеет долю в компании. Эта информация также полезна для оценки того, насколько успешной будет компания в получении финансирования в дальнейшем.

Информация о ликвидности и платежеспособности необходима для прогнозирования способности компании выполнить в срок свои финансовые обязательства. Ликвидностью называется наличие денег в ближайшем будущем после вычета финансовых обязательств за период. Платеже-способность - это наличие денег в более длительном промежутке времени для своевременного выполнения финансовых обязательств по мере наступ-ления их сроков. Информация о финансовом положении главным образом содержится в бухгалтерском балансе.

Информация о результатах деятельности компании, в частности о ее прибыльности, требуется для оценки потенциальных изменений в экономи-ческих ресурсах, которые она вероятно будет контролировать в будущем. В связи с этим большое значение имеет информация об изменчивости резуль-татов. Информация о результатах деятельности компании полезна для прогнозирования ее способности создавать потоки денежных средств за счет имеющейся ресурсной базы. Она также важна для формирования суждения об эффективности, с которой компания могла бы использовать дополни-тельные ресурсы. Информация о результатах деятельности компании приво-дится в основном в отчете о прибылях и убытках.

Информация относительно изменений в финансовом положении компа-нии полезна для оценки инвестиционной, финансовой и операционной деятельности в течение отчетного периода. Эта информация обеспечивает пользователям основу для оценки способности компании создавать денеж-ные средства и их эквиваленты и потребностей компании в использовании этих потоков денежных средств. При построении отчета об изменениях финансового положения под фондами могут пониматься разные категории, а именно: все финансовые ресурсы, оборотный капитал, ликвидные активы или денежные средства. Информация об изменениях финансового положения показывается с помощью отчета о движении денежных средств.

Составные части финансовой отчетности взаимосвязаны, потому что они отражают разные аспекты одних и тех же операций и событий. Хотя каждая форма отчетности представляет информацию, отличающуюся от других, ни одна из них не замыкается на одном предмете и не дает всей информации, необходимой для конкретных нужд пользователей. Например, отчет о прибылях и убытках не дает полной картины деятельности компании без баланса и отчета об изменениях финансового положения.

Финансовая отчетность также содержит примечания, дополнительные материалы и другую информацию. Например, она может содержать допол-нительную информацию о статьях баланса и отчета о прибылях и убытках, важную для удовлетворения нужд пользователя. Она может раскрывать риски и неопределенности, влияющие на компанию, и любые ресурсы и обязательства, не отраженные в балансе.

Пользователи финансовой отчетности. К пользователям финансовой отчетности МСФО относят инвесторов, работников, кредиторов, поставщи-ков, покупателей, правительство, общественность.

Области, в которых пользователям требуется информация для приня-тия решений, включают следующие проблемы:

· принятие решений о сохранении, увеличении или продаже своих инвестиций;

· утверждение прежнего или смена руководства;

· предоставление кредитов компании;

· перспективы развития торговли с компанией.

Кроме учредителей, инвесторов и кредиторов, пользователями учетной информации также являются:

· служащие (заинтересованные в гарантиях занятости, возмож-ностях роста карьеры и т.д.);

· поставщики (заинтересованные в кредитоспособности предприя-тия, но значительно менее заинтересованные в его прибыльности, если толь-ко предприятие не является их постоянным клиентом, когда имеет значение непрерывная покупательная способность);

· постоянные клиенты (заинтересованные в постоянном стиму-лировании деятельности, особенно если отношения строятся на долго-срочной основе);

· правительственные и государственные учреждения (которые за-интересованы в налоговых поступлениях, а что касается более крупных компаний - в информации для экономического прогнозирования);

· общественность (которая может ознакомиться с вкладом пред-приятия в местную экономику, включая перспективу занятости).

 

1.2. Базовые принципы и качественные характеристики информации в соответствии с МСФО

 

Базовые принципы составления финансовой отчетности. Помимо целей, концептуальные основы МСФО определяют общие принципы составления финансовой отчетности, правила признания и оценки отдельных элементов финансовой отчетности. Общие принципы международных стандартов были приняты Правлением в апреле 1989 г. и их можно разделить на две группы: базовые принципы и качественные характеристики инфор-мации.

Международные стандарты финансовой отчетности основаны на двух основных допущениях (базовых принципах), таких как:

· Принцип начисления (accrual basis). Принцип начисления озна-чает, что хозяйственные операции отражаются в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств. Таким образом, опе-рации будут учитываться в том отчетном периоде, в котором они возникли. Данный принцип дает возможность получить объективную информацию о будущих обязательствах и будущих поступлениях денежных средств, т.е. позволяет прогнозировать будущие результаты деятельности предприятия. Возможное неполучение части объявленных к получению денежных средств может корректироваться своевременным начислением резерва на сомни-тельные долги за счет уменьшения финансовых результатов отчетного периода.

· Принцип непрерывности деятельности (going concern). Принцип непрерывности деятельности предполагает, что у предприятия нет ни намерений, ни необходимости прекращать или существенно сокращать хо-зяйственно-финансовую деятельность в обозримом будущем. Все стандарты бухгалтерского учета исходят из этого предположения, поэтому при воз-никновении потребности в сокращении деятельности или необхо-димости ее ликвидации бухгалтерская отчетность составляется по другим правилам. Допущение непрерывности деятельности не противоречит учету изме-нившихся со временем условий хозяйствования, например стоимости ресурсов, обязательств и капитала, налогового законодательства или иных законов государства.

 

Рис.2.1. Требования к качеству финансовой информации в соответствии с МСФО

 

Качественные характеристики информации. Для того чтобы информация могла использоваться на международном уровне, она должна отвечать следующим качественным характеристикам, которые согласно МСФО являются атрибутами, делающими представляемую в финансовой отчетности информацию полезной для пользователей:

· Понятность (understandability) информации. Понятность инфор-мации означает, что она доступна для понимания пользователям, облада-ющим достаточными знаниями в области бухгалтерского учета. Необходимо, чтобы форма представления отчетов, заголовки документов и рубрик, наименование показателей и понятий, принятые ссылки, классификации и группировки четко отражали их содержание, исключали возможность двусмысленного толкования, но и не содержали излишних деталей. При переводе финансовой отчетности на иностранные языки необходимо обеспечить ясность и точность ее изложения для пользователей стран, в которые эта отчетность направляется.

· Уместность или значимость (relevance) информации. Умест-ность или значимость (relevance) информации характеризуется ее способ-ностью повлиять на оценку ситуации и экономические решения пользо-вателей, принимаемые сейчас или в будущем, оценивать прошлое, пред-видеть будущее. Информация является уместной, если она увеличивает определенность прогноза или подтверждает сделанный прогноз. Таким образом, уместность является качественной характеристикой финансовой отчетности, которая способствует осуществлению следующих функций информации: прогнозной (позволяющей оценить развитие предприятия в будущем) и подтверждающей прогнозы, сделанные в прошлом. Прогнозная и подтверждающая функции информации взаимосвязаны. Например, инфор-мация о современном уровне и структуре имеющихся активов представляет ценность для пользователей, когда они стараются предсказать способность компании воспользоваться благоприятными возможностями и правильно отреагировать на неблагоприятную ситуацию. Эта же информация играет подтверждающую роль в отношении прошлых прогнозов, например, касающихся возможной структурной организации компании, или результата запланированных операций. Отчетная информация может оказаться уместной только в том случае, когда составители отчетности хорошо понимают запросы и потребности пользователей. На уместность информации серьезное влияние оказывают ее характер и существенность. В некоторых случаях одного характера информации достаточно для того, чтобы определить ее уместность. Например, сообщение о новом сегменте может повлиять на оценку рисков и возможностей, имеющихся у компании, независимо от существенности результатов, достигнутых новым сегментом в отчетном периоде. В других случаях важное значение имеет как характер, так и существенность, например, размеры имеющихся основных видов запасов, соответствующих данной компании.

· Существенность информации (materiality). Существенность ин-формации. Информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могли бы повлиять на экономическое решение пользователей, принятое на основании финансовой отчетности. Существенность того или иного элемента бухгалтерской отчетности определяется не только его количественной величиной, но и той ролью, которую он играет в информационном отношении, оказывая влияние на принимаемые решения. Существенность зависит от размера объекта или ошибки, оцениваемых в конкретных условиях пропуска или искажения. Таким образом, существенность, скорее, показывает порог или точку отсчета, и не является основной качественной характеристикой, которой должна обладать информация для того, чтобы быть полезной;

· Надежность (reliability) информации. Надежность информации определяется ее достоверностью, гарантирующей пользователям отсутствие существенных ошибок и искажений, а также полноту отражения всех существенных показателей. На достоверность информации, представленной в бухгалтерской отчетности, оказывают влияние правдивость представления информации, преобладание сущности над формой, нейтральность, осмотрительность, полнота.

· Правдивость представления (faithful representation). Для того чтобы быть надежной, информация должна правдиво представлять операции и прочие события, что от нее обоснованно ожидается. Правдивость предполагает также отсутствие существенных ошибок и отклонений в финансовой отчетности. Большая часть финансовой информации подвержена некоторому риску быть не настолько правдивой, как предполагается, что является не результатом преднамеренных действий, а следствием различий в оценках, методах учета, трудностей в идентификации и измерении отдельных операций. Поэтому в приложении к отчетности следует предусматривать точное указание методов учета, а также критериев признания и оценки, других характерных особенностей учетной политики с тем, чтобы пользователи могли правильно понимать назначение представляемой им информации.

· Преобладание сущности над формой (substance over form). При отражении хозяйственных операций и событий следует учитывать прежде всего их сущность и экономическую реальностью, а не только их юридическую форму. Сущность операций и других событий не всегда отвечает тому, что следует из их юридической или установленной формы.

· Нейтральность (neutrality) информации. Нейтральность информации означает независимость представления финансовой информации от интересов каких-либо групп пользователей. Финансовая отчетность не будет нейтральной, если самой подготовкой или представлением информации она оказывает влияние на принятие решения или формирование суждения с целью достижения запланированного результата.

· Осмотрительность (prudence). Осмотрительность - это введение определенной степени осторожности в процесс формирования суждений, необходимых в производстве расчетов, требуемых в условиях неопределенности, т.е. чтобы активы или доходы не были завышены, а обязательства или расходы - занижены. Таким образом, когда трудно определить стоимость активов и доходов, выбирают наименьшую оценку из возможных, по обязательствам и расходам - наибольшую. Соблюдение принципа осмотрительности не позволяет, к примеру, создавать скрытые резервы и чрезмерные запасы.

· Полнота (completeness). Чтобы быть надежной, информация в финансовой отчетности должна быть полной с учетом существенности и затрат на нее. Пропуск может сделать информацию ложной или дезориентирующей, а следовательно, ненадежной и несовершенной с точки зрения ее уместности.

· Сопоставимость (comparability) информации. Сопоставимость информации должна обеспечивать сравнимость данных финансовой отчетности предприятия с предшествующими периодами, чтобы определить тенденции в его финансовом положении и результатах деятельности, а также за один период времени у разных предприятий, чтобы оценить их относительное финансовое положение и результативность работы. Для обеспечения сопоставимости аналогичных операции должны отражаться по единой методике, которую следует применять последовательно на протяжении существования компании, а также согласованным образом для различных компаний.

На практике часто необходимо найти оптимальное сочетание качественных характеристик, исходя из потребностей пользователей и приоритетов самих предприятий. Относительная важность характеристик определяется на основании профессиональной оценки специалистов.

Ограничения в использовании МСФО. Раскрывая принципы и качественные характеристики МСФО, определяют и ограничения в их использовании.

· Критерий своевременности (timeliness). Критерий своевременности связан с необходимостью сочетания надежности и уместности информации. С одной стороны, для соответствия требованию уместности необходимо полностью собрать информацию по всем имеюшимся фактам хозяйственной деятельности. С другой - получение полной и надежной информации может привести к задержке при предоставлении финансовой отчетности и, соответственно, повлиять на уместность информации. Поэтому рекомендуется найти оптимальное сочетание между этими двумя требованиями.

· Соотношение (баланс) между выгодами и затратами (balance between benefit and cost). Соотношение (баланс) между выгодами и затратами означает, что выгоды от информации не должны превышать затраты на ее получение, причем процесс соотнесения выгод и затрат требует профессиональной оценки.

· Соотношение (баланс) между качественными характеристи-ками (balance between qualitative characteristics). Соотношение (баланс) между качественными характеристиками должно быть предметом профессиональной оценки бухгалтера и подчиняться задаче удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

Определение относительной важности характеристик в каждом конкретном случае является профессиональным суждением.

Профессиональное суждение - это обоснованное мнение профессионального бухгалтера в отношении способов квалификации и раскрытия достоверной информации о финансовом состоянии, финансовых результатах организации и их изменении. Профессиональное суждение необходимо при:

· выборе способов бухгалтерского учета, вариантность которых предусмотрена стандартами;

· разработке способов бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в стандартах;

· применении особенностей способов бухгалтерского учета, исходя из специфики условий хозяйствования: отраслевой принадлежности, структуры, размеров;

· разработке способов бухгалтерского учета, иных, чем способы, установленные стандартами, но которые позволяют предприятию более достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты;

· принятии решения о раскрытии конкретной учетной политики руководство компании должно учитывать, будет ли раскрытие помогать пользователям в понимании способа отражения операций и событий в отчетных финансовых результатах деятельности и финансового положения.

 

2.3. Элементы финансовой отчетности

 

Элементы финансовой отчетности - это экономические категории, которые связаны с предоставлением информации о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности. Элементами финансовой отчетности являются:

· активы, обязательства и капитал - характеризуют финансовое положение компании;

· доходы и расходы - характеризуют финансовые результаты деятельности компании.

Активы. Активы - это средства или ресурсы, контролируемые предприятием и являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод. Активы отражаются в балансе при условии, что существует вероятность получения будущих экономических выгод и стоимость активов может быть надежно измерена.

Будущая экономическая выгода, воплощенная в активе. Будущая экономическая выгода, воплощенная в активе, - это потенциал, вкладываемый прямо или косвенно в приток денежных средств или их эквивалентов. Будущие экономические выгоды от использования активов могут возникать в тех случаях, когда актив:

· используется обособленно или в сочетании с другим активом для производства товаров и услуг, которые предназначены для реализации;

· обменивается на другие активы;

· используется для погашения обязательств;

· распределяется между собственниками.

При определении актива право собственности на него не является основным. Так, например, арендованный объект является активом, если организация будет контролировать выгоды от его использования.

Обязательства. Обязательства - это существующая на отчетную дату задолженность, погашение которой приведет к оттоку ресурсов предприятия. Обязательства отражаются в балансе, только когда существует вероятность будущего оттока ресурсов, воплощающих экономические выгоды, в результате погашения существующего обязательства, и величина такого погашения может быть надежно измерена. Погашение обязательств может осуществляться различными способами: выплатой денежных средств; передачей других активов; предоставлением услуг; заменой одного обязательства другим; переводом обязательства в капитал; снятием требования со стороны кредитора.

Необходимо провести различие между текущим и будущим обязательствами. Решение руководства компании приобрести активы в будущем периоде само по себе не ведет к возникновению текущего обязательства. Обычно обязательство возникает тогда, когда актив доставлен или когда компания заключает не подлежащий отмене договор на его приобретение. В последнем случае необратимый характер договора означает, что экономические последствия невыполнения обязательства, например, наличие значительного штрафа, практически не оставляют компании возможности избежать оттока ресурсов к другой стороне.

Капитал. Капитал - это оставшаяся доля активов предприятия после вычета всех обязательств, т.е. капитал представляет собой вложения собственников и накопленную прибыль.

Капитал может функционировать в таких формах, как: акционерный капитал; дополнительный оплаченный и неоплаченный капитал; резервы; чистая (нераспределенная) прибыль. Такая классификация может быть полезна для пользователей, так как она является показателем способности предприятия использовать свой капитал. При этом, размер капитала зависит от переоценки активов и обязательств. Поэтому доходы и расходы, возникающие в результате переоценки, не включаются в понятие доходов и расходов, а отражаются как корректировки, необходимые для поддержания капитала, или резервы переоценки.

Доходы. Доходы - это увеличение экономических выгод предприятия за отчетный период, что приводит к расширению активов и уменьшению обязательств, результатом чего является рост собственного капитала (исключая вклады собственников в уставный капитал).

Доход включает выручку, полученную в результате основной и неосновной деятельности предприятия (прочий доход). Прочие доходы включают, например, доходы, возникающие от реализации основных средств. Определение дохода также включает нереализованные доходы, например, доход, возникающий от переоценки рыночных ценных бумаг или от увеличения балансовой стоимости долгосрочных активов. При признании таких доходов в отчетах о прибылях и убытках они обычно представляются отдельно, так как информация о них полезна для принятия экономических решений.

Расходы. Расходы - это сокращение экономических выгод, которое выражается в уменьшении или потере стоимости активов или увеличении обязательств, приводящих к уменьшению собственного капитала (исключая изъятия собственников из уставного капитала). Определение расходов включает убытки, а также расходы, возникающие в процессе обычной деятельности компании. Убытки включают в себя, например, потери, возникшие в результате стихийных бедствий, таких как пожар и наводнение, а также от реализации основных средств. Определение расходов включает также нереализованные убытки, к которым относятся убытки, возникающие в результате увеличения курса обмена валюты в отношении кредитов компаний в данной валюте. При признании убытков в отчете о прибылях и убытках они обычно показываются отдельно, потому что информация о них полезна для принятия экономических решений.

При отражении расходов действует правило соответствия (matching concept) - расходы признаются в отчетном периоде, только если они привели к доходам данного периода.

На основании соотнесения доходов и расходов определяется показатель прибыли организации. Таким образом, все элементы финансовой отчетности связаны между собой понятием экономической выгоды, конечной формой которой является финансовый результат деятельности - прибыль или убыток.

Объект, подходящий под определение элемента финансовой отчетности, должен признаваться, если соответствует следующим критериям: существует вероятность того, что любая экономическая выгода, ассоциируемая с ним, будет получена или утрачена компанией; объект имеет стоимость или оценку, которая может быть надежно измерена. При оценке соответствия объекта этим условиям и, таким образом, возможности его признания в финансовой отчетности, необходимо учитывать принцип существенности.

Взаимосвязь между элементами означает, что объект, отвечающий определению и условиям признания для конкретного элемента, например актива, автоматически требует признания другого элемента, например дохода или обязательства.

2.4. Оценка элементов финансовой отчетности

в соответствии с МСФО

 

Количественное измерение активов, обязательств и других элементов отчетности осуществляется в денежном выражении. Международный стандарт предусматривает использование нескольких методов оценки в разной комбинации.

Первоначальная стоимость (historical cost): для активов - это стоимость их приобретения, а для обязательств - сумма, полученная в обмен на обязательство. Первоначальная стоимость выражается в фактических ценах в момент совершения сделки.

Текущая или восстановительная стоимость (current cost): для активов - это средства, которые необходимо заплатить, если они приобретаются в настоящий момент, для обязательств - сумма, которую нужно заплатить для погашения обязательства в настоящий момент.

Реализационная или ликвидационная стоимость (realizable or settlement value): для активов - это сумма денежных средств, которые можно получить в результате их ликвидации или продажи, а для обязательств - это стоимость их погашения при нормальных условиях функционирования предприятия.

Приведенная стоимость (present value): для активов - это дисконтированная стоимость будущих чистых притоков денежных средств в условиях нормального функционирования предприятия, для обязательств - дисконтированная стоимость будущих оттоков денежных средств при погашении обязательств в условиях нормального функционирования предприятия.

Также могут использоваться следующие варианты оценки: справедливая стоимость, рыночная стоимость, стоимость реализации (погашения), или чистая продажная цена.

Справедливая стоимость – это сумма денежных средств, достаточная для приобретения актива или исполнения обязательств при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку, независимыми друг от друга сторонами.

Рыночная стоимость - сумма денежных средств, которая может быть получена при продаже или должна быть уплачена при приобретении финансового инструмента или другого актива.

Стоимость реализации (погашения), или чистая продажная цена - это сумма, которая может быть получена от продажи актива при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими ее осуществить сторонами за вычетом затрат на выбытие, т.е. торговых издержек.


Тема 3. СОСТАВ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ

 

3.1. Структура финансовой отчетности

 

Порядок представления и состав финансовой отчетности определен в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности».

Установленная структура отчетности и форма представления информации достаточно гибки и позволяют применять их компаниям разных видов деятельности, а также для составления сводной отчетности. Каждый отчет должен содержать название отчитывающегося субъекта, указание на то, составлен ли он по результатам деятельности отдельной компании или группы компаний, отчетную дату или отчетный период, валюту, в которой составлен баланс, и формат представления числовых данных (тыс. долл. США, млн долл. США).

Отчетным периодом для финансовой отчетности в соответствии с МСФО признается календарный год. Начало отчетного периода может быть определено с первого числа любого месяца года. Внутригодовая отчетность по кварталам и месяцам, любым другим интервалам считается промежуточной и представляется пользователям по решению руководства организации или по другим объяснимым причинам. МСФО не запрещает установление отчетного периода продолжительнее либо короче календарного года в связи с изменением отчетной даты. В примечаниях к финансовой отчетности обязательно нужно указать причину изменения продолжительности отчетного периода и предупредить пользователей о том, что сравнительные суммы предшествующих отчетных периодов не сопоставимы с отчетными данными последнего отчетного периода.

Для удовлетворения информационных потребностей пользователей данные об активах, обязательствах, капитале, прибылях и убытках, движении денежных средств компании должны быть представлены в виде:

· бухгалтерского баланса (balance sheet);

· отчета о прибылях и убытках (income statement);

· отчета о движении капитала (statement of changes in equity или statement of recognized gains and losses);

· отчета о движении денежных средств (cash flow statement);

· описания учетной политики;

· пояснения к отчетности (accounting policies and explanatory notes).

Помимо финансовой отчетности компании рекомендовано представлять пользователям аналитические материалы о финансовых результатах и финансовом положении компании. В частности:

· основные факторы, определяющие результаты деятельности, включая изменение условий хозяйствования, а также инвестиционную стратегию и политику в отношении дивидендов;

· основные источники и стратегия финансирования, управления рисками;

· преимущества и ресурсы компании, стоимость которых не отражена в финансовой отчетности.

Промежуточная финансовая отчетность в соответствии с МСФО 34 «Промежуточная финансовая отчетность» содержит набор финансовых отчетов за период более короткий, чем полный отчетный год данной организации.

Примечания к годовой финансовой отчетности не повторяются и не обновляются в промежуточной отчетности, которая должна содержать примечания по тем событиям и изменениям, которые произошли после отчетной даты и раскрывают результаты деятельности компании в новом отчетном году.

Составление промежуточной финансовой отчетности не является обязательным в соответствии с МСФО, хотя компаниям, ценные бумаги которых свободно обращаются на фондовом рынке, рекомендуется представлять промежуточную отчетность хотя бы за первую половину года.

Состав промежуточной финансовой отчетности может быть меньшего объема, чем годовая отчетность. Компания может представлять в промежуточной отчетности меньший объем информации, чем это требуют МСФО.

Сжатый формат отчетности в соответствии с МСФО предполагает, что в отчет включаются каждый из заголовков и промежуточных статей, которые были включены в последнюю годовую финансовую отчетность. Дополнительные статьи включаются в случаях, когда их отсутствие может привести к заблуждению пользователей при принятии экономических решений.

Представление и классификация статей в отчетах должны сохраняться от одного периода к следующему за исключением редких, строго оговоренных случаев. Каждая существенная статья должна представляться отдельно, несущественные суммы должны объединяться с суммами аналогичного характера или назначения.

Активы и обязательства не должны взаимозачитываться, за исключением случаев, когда это требуется или разрешается конкретным стандартом. Статьи доходов и расходов должны взаимозачитываться только тогда, когда международный стандарт требует или разрешает это или когда прибыли и убытки, а также сопутствующие расходы, возникающие в результате аналогичных операций или событий, не являются существенными (например, поправки по сомнительным долгам к дебиторской задолженности).

Для всех числовых данных в отчетах должна приводиться сравнительная информация предшествующего периода.

 

3.2. Бухгалтерский баланс

 

Бухгалтерский баланс представляет информацию о финансовом положении компании на определенный момент времени. Он включает следующие элементы: активы; обязательства; капитал.

Основное балансовое уравнение в соответствии с МСФО выглядит следующим образом:

 

А = О + К

 

где: А - активы;

О - обязательства;

К - капитал.

Это уравнение формирует горизонтальную форму баланса. Левая часть уравнения показывает активы, правая - источники их формирования (собственные средства, заемные средства, собственный капитал).

Вертикальная форма баланса, которая обычно интересует инвесторов, так как именно они заинтересованы в приросте капитала, определяется уравнением:

 

А - О = К

 

Компания самостоятельно определяет необходимость разделения активов и обязательств на текущие и долгосрочные.

Актив должен классифицироваться как краткосрочный, когда:

· его предполагается реализовать или держать для продажи или использования в нормальных условиях операционного цикла компании;

· он содержится главным образом в коммерческих целях или в течение короткого срока, и его предполагается реализовать в течение двенадцати месяцев с отчетной даты;

· он является активом в виде денежных средств или их эквивалентов, не имеющих ограничений на их использование.

Все прочие активы должны классифицироваться как долгосрочные.

Обязательство должно классифицироваться как краткосрочное, когда его предполагается погасить в нормальных условиях операционного цикла компании либо когда оно подлежит погашению в течение двенадцати месяцев с отчетной даты. Все прочие обязательства должны классифицироваться как долгосрочные. Однако вне зависимости от выбранного варианта для каждого вида активов и обязательств необходимо выделить суммы, ожидаемые к получению или подлежащие уплате в течение более 12 месяцев после отчетной даты. Это обеспечивает возможность оценить ликвидность компании.

В международной практике последовательность отражения активов и обязательств в балансе может быть представлена двумя способами:

· в порядке убывания срока использования активов и срока погашения обязательств (т.е. долгосрочные активы в первую очередь);

· в порядке убывания ликвидности (т.е. краткосрочные активы в первую очередь).

Наиболее распространенным в международной практике является второй вариант (порядок убывания ликвидности).

МСФО 1 не предписывает какую-то определенную форму представления информации в балансе, а устанавливает минимум информации, подлежащей включению в баланс. Таким образом, любая форма представления информации (в том числе в соответствии с US GAAP) может быть использована для составления отчетности по МСФО. Вместе с тем в приложении к стандарту предложена примерная форма баланса.

Баланс должен включать, как минимум, следующие статьи:

· основные средства;

· нематериальные активы;

· финансовые активы (исключая денежные средства, дебиторскую задолженность, инвестиции, учтенные методом долевого участия);

· материально-производственные запасы;

· дебиторская задолженность;

· денежные средства и их эквиваленты;

· кредиторская задолженность;

· налоговые активы и обязательства (в соответствии с МСФО 12 «Налоги на прибыль»);

· резервы под обесценение;

· долгосрочные обязательства;

· доля меньшинства;

· капитал и резервы.

При принятии решения относительно раскрытия дополнительной информации в балансе необходимо исходить из различий в назначении, содержании, степени ликвидности, уровне существенности отдельных видов активов, а также природе, сумме и сроках погашения отдельных видов обязательств.

Компания должна привести в самом балансе или в приложении к нему более подробную разбивку статей баланса по видам активов и обязательств, в том числе выделяя расчеты с головной компанией, дочерними и ассоциированными компаниями, а также с другими связанными сторонами. Разбивка статей баланса определяется требованиями МСФО в отношении отдельных элементов отчетности и зависит от размера, содержания и значения конкретных статей.

Кроме того, в балансе или в приложении к нему должны быть раскрыты:

· для каждого класса эмитированных акций - количество разрешенных к выпуску акций; количество выпущенных и полностью оплаченных акций; количество выпущенных и не полностью оплаченных акций; номинальная стоимость акций (или указание на то, что номинальная стоимость не определена); движение акций, находящихся в обращении, за отчетный период; права и ограничения, связанные с каждым классом акций, включая ограничение на выплату дивидендов и возврат капитала; акции, выкупленные компанией, а также находящиеся в собственности дочерних и ассоциированных компаний; акции, зарезервированные в качестве обеспечения опционов и контрактов на продажу, включая условия и суммы; для каждого вида резервов - цели создания, описание механизма создания и использования резерва;

· сумма предложенных, но формально не утвержденных дивидендов;

· накопленная сумма дивидендов по привилегированным акциям, не отраженная в балансе.

 

3.3. Отчет о прибылях и убытках

 

Отчет о прибылях и убытках отражает доход компании и затраты, произведенные для его получения в течение отчетного периода.

Отчет о прибылях и убытках должен включать, как минимум, такие статьи, как:

· выручка;

· прибыль от основной деятельности;

· расходы по финансированию;

· доля прибыли ассоциированных компаний и совместных предприятий, учитываемых методом долевого участия;

· налоги;

· прибыль или убыток от деятельности компании;

· финансовый результат чрезвычайных обстоятельств;

· доля меньшинства;

· чистая прибыль или убыток.

Дополнительная информация должна включаться в отчет о прибылях и убытках либо в соответствии с требованиями других стандартов, либо для обеспечения достоверного раскрытия информации. В отчете о прибылях и убытках и в примечаниях к нему необходимо давать аналитическую характеристику доходов и расходов.

МСФО не устанавливают никакой обязательной формы отчета о прибылях и убытках. Однако стандарты предусматривают две формы представления расходов: по характеру затрат или по функциям затрат (метод себестоимости продаж).

По характеру затрат (затратный вариант отчета) расходы объединяются в соответствии с их характером (материальные расходы, заработная плата, амортизация, расходы на персонал, расходы на социальные нужды, прочие эксплуатационные расходы), при этом вводится статья «Изменения в запасах готовой продукции и незавершенного производства». Данный способ применим для небольших компаний, где нет необходимости в распределении расходов в соответствии с их функциональной классификацией.

По функциям затрат (операционный вариант отчета) расходы классифицируются в соответствии с их функцией. При этом выделяют себестоимость продаж, расходы по реализации и общие и административные расходы, процентные выплаты, налог на прибыль, незапланированные расходы. Считается, что этот способ обеспечивает представление более уместной информации, хотя и несет некоторую долю субъективности при разбивке затрат по видам деятельности.

Однако, в силу того, что информация о характере затрат полезна компании для прогнозирования будущих потоков денежных средств, функциональная классификация расходов (метод функций затрат) требует дополнительного раскрытия (амортизация, расходы на оплату труда).

 

3.4. Отчет о движении денежных средств

 

Специальный стандарт МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств» посвящен отчету о движении денежных средств. Этот отчет представляет информацию для оценки способности компании создавать денежные средства и их эквиваленты и ее потребности в потреблении денежных средств. Данные отчета о движении денежных средств позволяют сопоставлять основные показатели деятельности различных компаний, так как здесь устраняется влияние применения альтернативных методов учета для различных операций и событий.

Денежные эквиваленты представляют собой краткосрочные, высоколиквидные инвестиции.

Отчет о движении денежных средств отражает потоки денежных средств и их эквивалентов за период, классифицируя их по операционной, инвестиционной или финансовой деятельности.

Операционная деятельность - основная, приносящая доход деятельность компании и прочая деятельность, кроме инвестиционной и финансовой.

Инвестиционная деятельность - приобретение и реализация долгосрочных активов и других инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам.

Финансовая деятельность - деятельность, которая приводит к изменениям в размере и составе собственного капитала и заемных средств компании.

Основные этапы составления отчета о движении денежных средств:

· Первый этап. Определение чистого прироста / уменьшения денежных средств - разница между денежными средствами на начало и на конец года.

· Второй этап. Определение чистых денежных средств от операционной деятельности прямым или косвенным методом.

Прямой метод составления отчета о движении денежных средств предполагает включение в него сведений о валовых поступлениях и выплатах, связанных с основной деятельностью. Сведения, необходимые для применения прямого метода, можно получить: из учетных записей компании; путем корректировки продаж, себестоимости продаж и других статей отчета о прибыли и убытках с учетом изменений в течение периода в запасах и операционной кредиторской и дебиторской задолженности. других неденежных статей, а также прочих статей, ведущих к возникновению инвестиционных или финансовых денежных потоков.

Косвенный метод составления отчета о движении денежных средств предполагает корректировку показателя чистой прибыли (убытка) до налогообложения с учетом результатов неденежных операций, любых отсроченных и начисленных поступлений и выплат по операционной деятельности, относящихся к прошлым или будущим периодам, а также статей доходов и расходов, связанных с инвестиционной или финансовой деятельностью.

МСФО поощряют использование прямого метода, потому что он обеспечивает информацию, необходимую для оценки будущих потоков денежных средств, которую не дает использование косвенного метода.

· Третий этап. На третьем этапе определяются чистые денежные средства от инвестиционной и финансовой деятельности, главным образом на основании изменений статей сравнительного бухгалтерского баланса, относящихся к долгосрочным активам и обязательствам, а та кж е исходя из другой информации.

 

3.5. Отчет о движении капитала

 

В отчете о движении капитала компания детально раскрывает прибыли и убытки, отнесенные не на счет финансовых результатов отчетного года, а на счета резервов. Среди таких прибылей и убытков, например, суммы переоценки основных средств, курсовые разницы от переоценки иностранных инвестиций, кумулятивный результат изменений учетной политики.

Форма представления данного отчета содержит отдельную информацию по каждому элементу акционерного капитала и резервов (например, акционерный капитал, дополнительная эмиссия, резерв по переоценке ценностей, резерв по курсовым разницам) и строки с возможным перечнем их изменений (например, изменения в учетной политике, изменения, возникающие в результате переоценки основных средств и инвестиций, другие изменения, не отраженные в отчете о прибылях и убытках). Отдельной строкой показываются данные о чистой прибыли за отчетный период, которая является составной частью собственного капитала и формирует итоговые данные о капитале компании.

Кроме этого, в самом отчете или в приложении к нему отражаются:

· операции с собственниками по участию в капитале и распределению прибыли;

· сальдо нераспределенной прибыли или убытка на начало года и на отчетную дату, а также движение нераспределенной прибыли за отчетный период;

· движение в течение отчетного периода для каждого класса капитала, добавочного капитала и каждого резерва (сумма каждого отдельно взятого изменения должна быть указана отдельно).

Основная идея отчета о движении капитала состоит в последовательной корректировке остатка капитала за предыдущий отчетный период (за исключением последствий изменений в учетной политике) путем вычитания начисленных дивидендов и результата переоценки инвестиций и прибавления результата переоценки основных средств, чистой прибыли за отчетный период и дополнительной эмиссии, что дает в итоге величину капитала компании на конец отчетного периода.

 

3.5. Приложения (примечания) к отчетности

 

Приложения к отчетности предназначены для объяснения и детального анализа статей описанных отчетов. Сами отчеты должны содержать данные в максимально обобщенном виде, а приложения раскрывают информацию, не отраженную в основных формах отчетности.

В приложениях необходимо показать основные методические подходы к подготовке финансовой отчетности и раскрыть применяемую учетную политику, а также дополнительную информацию, которая: требуется в соответствии с отдельными МСФО; по мнению составителя, интересна для пользователей и повышает достоверность представляемой отчетности.

Приложения к отчетности должны содержать:

· описание учетной политики, принятой компанией в отношении основных операций и фактов хозяйственной жизни (в частности, применяемые способы оценки статей баланса), необходимое для правильного понимания финансовой отчетности;

· информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с МСФО, но которая не представлена в основных формах отчетности (например, раскрытие условных обязательств, или событий, произошедших после отчетной даты);

· дополнительную информацию по статьям основных отчетов, необходимую для достоверного представления финансового положения и результатов деятельности;

· страну регистрации, зарегистрированный адрес компании или место основной деятельности, если последнее отличается от зарегистрированного адреса (эти сведения приводятся, когда они не включены в общий документ, в составе которого публикуется отчетность);

· описание основных видов деятельности компании (приводится в том случае, если не включена в общий документ, в составе которого публикуется финансовая отчетность);

· название непосредственной материнской (головной) компании и головной компании всей группы (данная информация приводится, если она не включена в общий документ, публикуемый вместе с отчетностью);

· количество рабочих и служащих по состоянию на отчетную дату и в среднем за период (если эти данные не включены в общий документ, публикуемый вместе с отчетностью).

Приложения должны быть упорядочены и каждая статья финансовой отчетности должна иметь ссылку на соответствующее приложение. МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» предлагает следующую последовательность представления информации в приложениях:

· заявление о соответствии МСФО;

· учетная политика в отношении основных фактов хозяйственной жизни;

· расшифровка и анализ статей основных отчетов;

· дополнительные данные, включая условные обязательства и другую финансовую и нефинансовую информацию.

 

3.7. Учетная политика предприятия

 

Учетная политика - это конкретные принципы, основы, условия и правила, принятые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности.

При решении вопроса относительно раскрытия учетной политики для отдельных статей необходимо учитывать, будет ли это способствовать пониманию пользователем способов отражения фактов хозяйственной жизни в финансовой отчетности. Предполагается, что раскрытие следующих положений учетной политики может представлять интерес для пользователей:

· порядок отражения выручки от продаж;

· принципы составления сводной отчетности;

· порядок амортизации материальных и нематериальных активов, а также их отражения в отчетности;

· порядок капитализации процентов и других расходов по финансированию;

· порядок учета деятельности по строительным контрактам;

· порядок учета инвестиций в материальные ценности;

· порядок учета финансовых инструментов и инвестиций;

· порядок учета операций аренды;

· порядок учета НИОКР;

· порядок учета материально-производственных запасов;

· порядок расчета отложенных налогов;

· порядок расчета резервов под обесценение;

· порядок учета расчетов с персоналом;

· порядок учета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, и операций хеджирования;

· определение географических и производственных сегментов, способ распределения затрат между отдельными сегментами;

· определение денежных средств и их эквивалентов;

· учет инфляции;

· порядок учета государственных субсидий.

Вместе с тем раскрытие учетной политики не ограничивается лишь названными положениями. В зависимости от характера деятельности компании необходимо раскрытие учетной политики в отношении тех или иных специфических операций. Кроме того, обязательно раскрытие применяемой учетной политики в отношении тех операций, для которых в настоящий момент не разработаны правила учета. Вначале в описании учетной политики отражается факт соответствия (несоответствия) МСФО.

 

Date: 2015-07-24; view: 449; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию