Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпоха Возрождения





ВВЕДЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

В развитии мировой художественной культуры Возрождение является эпохой исключительного значения. Это время - XIII - XVI столетия (в Италии - с конца XIII в., в Испании и Англии - конец XV - начало XVII в.).

 

Основой изменений в сфере культуры явилось новое мировоззрение, обусловленное существенными переменами в жизни многих стран Европы: Италии, Нидерландов, Франции, Германии, Англии. Земное существование было названо единственно реальным, а человек - прекрасным или стремящимся к красоте. Аскетизм был отринут, а провозглашено право человека на наслаждение земными радостями. Складывается совершенно иной взгляд на человека и окружающий мир. Средние века были временем господства религии, утверждавшей ничтожество человека перед лицом Всемогущего бога. Религиозный аскетизм провозглашал земной мир и человека воплощением греха и зла, призывал к непрерывной борьбе со страстями, к покаянию, умерщвлению плоти, терпению и смирению в ожидании перехода в лучший потусторонний мир.

 

Главным в новом - гуманистическом мировоззрении стало необыкновенно высокое представление о человеке. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Утверждалось его высокое предназначение, достоинство и ценность, его безграничные возможности.

 

Идеалом стала гармоническая, сильная, духовно богатая, всесторонне развитая (homo universale - человек универсальный) личность.

 

Свобода - вот самое драгоценное приобретение человека.

 

Образцы нравственного и прекрасного, языческую любовь ко всему земному гуманисты, прежде всего Италии, находили в наследии античности - памятниках искусства, истории, философии. Отсюда и название эпохи - Возрождение (ит. - Ринашименто, фр. - Ренессанс), хотя изучение и увлечение античностью было следствием нового понимания жизни. В области философии новое развитие и наполнение получили античные учения:

стоицизм - (Петрарка),

эпикуреизм - (Валла),

неоплатонизм - (Фичино, Пико делла Мирандолла),

пантеизм - (Николай Кузанский, Парацельс, Кампанелла, Бруно).

 

Согласно пантеистическим воззрениям, законы управляющие миром, есть внутренние закономерности природы. Бог понимался не как внешняя сверхъестественная сила, а отождествлялся с природой.

 

Возрождена была и древнегреческая идея тождества микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (природы).

 

В Мантуе в 1425 г. была основана первая гуманистическая школа (Витторио да Фельтре). Ее название - "Дом радости", этим подчеркивалось стремление придать учению характер удовольствия, а не зубрежки.

 

В 1436 г. Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. Это событие в истории человечества трудно переоценить.

 

В эпоху Возрождения начинается новый этап развития науки. Больших успехов достигают астрономия, география, анатомия, математика:

 

Христофор Колумб в 1492 г. открыл Америку.

 

Васко де Гамма в 1498 г. открыл морской путь в Индию.

 

Америго Веспуччи (1499-1504), Магеллан (1519-1522) и др. мореплаватели доказали шарообразность Земли.

 

Гелиоцентрическая система Николая Коперника (опубл. в 1543 г.) стала научной революцией.

 

Джордано Бруно под влиянием теории Коперника и Николая Кузанского создал учение о бесконечности Вселенной и т.д.

 

Литература в силу своих возможностей наиболее многогранно выразила эту сложную эпоху.

 

В Италии - Данте Алигьери (1265-1321). "Новая жизнь", воспевается чувство Данте к Беатриче, тема любви и смерти звучит по новому: побеждается смерть не страстью, а духовным чувством.

 

"Божественная комедия" - изобразив себя путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю в сопровождении древнеримского поэта Вергилия, Данте дал картину современной ему Италии, выразил свое понимание мира и человека, добра и зла.

 

Истинным гуманистом был Франческо Петрарка (1304-1374) - поэт, мыслитель, ученый, основатель науки (классической филологии). Петрарка преклонялся перед античным миром. Славу в веках Петрарке принесли его стихи к Лауре. 20 лет он воспевал Лауру при жизни и 10 лет оплакивал после смерти, хотя не был даже знаком с нею. Его "Книга песен" стала образцом поэтического самовыражения.

 

Основоположник авантюрной новеллы - Джованни Бокаччо (1313-1375). В "Декамероне", сборнике новелл, развернута широкая картина быта и нравов итальянского общества.

 

Крупнейшие немецкие гуманисты: Себастьян Брант (1494) - "Корабль дураков", Эразм Роттердамский (1509) - "Похвала глупости",Ульрих фон Гуттен (1517) - "Письма темных людей".

 

Франция: Франсуа Рабле (1494-1553) - писатель, врач, разносторонний ученый. Самым известным стал роман "Гаргантюа и Пантагрюэль". Мишель де Монтень (1533-1592) - современники называли его французским Сократом, а его "Опыты" - "катехизисом всех честных людей".

 

Испания: Мигель де Сервантес (1547-1616) - "Дон Кихот".

 

Итак, если у истоков культуры Возрождения стоит могучая фигура гениального Данте, то завершает эпоху Возрождения не менее величественная фигура Уильяма Шекспира (1564-1616).

 

В творчестве Шекспира нашел отражение весь спектр гуманистических идей. От комедии, где действует жизнерадостный, сильный, отважный, смело думающий человек до хроник и "трагедий" - когда осознавалось, что новый мир несет не освобождение, а новые формы порабощения человека. Трагедии Шекспира звучат мужественным призывом к борьбе, хотя борьба и не всегда приносит успех ("Ромео и Джульетта", "Король Лир", "Гамлет").

 

Ренессансный театр начал свой путь значительно позднее, чем литература и изобразительное искусство. Уже были созданы произведения великих поэтов, писателей, художников Ренессанса и Высокого Возрождения, а на городских площадях все еще ставились средневековые мистерии, "чудеса", "фарсы".

 

В середине XVI века в Италии родился первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения - Комедия дель арте (Комедия масок). Спектакли этого театра представляли актерские импровизации, со вставными музыкальными и танцевальными номерами. Из спектакля в спектакль переходили маски-типы: "слуги" - Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Коломбино, глупый и жадный купец Панталоне, фанфарон и трус Капитан, болтун и тупица Доктор и др. Постановки нового театра, полные острой сатиры и юмора, жизнерадостные, гротескные, развлекающие и поучающие, были выражением здравого смысла и насмешливости, они получили широкое распространение и вытеснили религиозные мистерии. Но глубоко понять свою эпоху, выразить ее идеалы и противоречия, комедии масок было не по силам:".

 

Театр - искусство массовое и демократичное. Расцвет театрального искусства наступил в конце XVI - начале XVII вв., но уже не в Италии, а в Испании и Англии.

 

Имелись актерские труппы, бродячие труппы и появились театры типа актерских товариществ (шекспировский "Глобус" в Лондоне) или частные антрепризы. Силу театра составили и площадные старинные зрелища, и эпическое народное творчество, и античные драмы и мифы, и средневековые легенды, и ренессансная поэзия и проза.

 

Ведущими жанрами стали драма и трагедия. На подмостках театра герои постигали зло мира, ополчались против него и гибли. Но оставался жить идеал, мечта. Это составляло пафос театра Возрождения.

 

Музыка в эпоху Возрождения не достигла той масштабности и величия, каких достигли литература и изобразительное искусство.

 

Основа музыкальной культуры - духовная музыка: мессы, мотеты, гимны, псалмы.

 

Возникает потребность в светской музыке. Создавались произведения различных жанров (мадригал, песня, канцона, виланелла), танцевальная музыка (вариации, прелюдии, рондо и др.).

 

В 1503 году Петруччи изобрел нотопечатный станок и записи музыки получили широкое распространение. Музыка звучала повсюду. Появляется мадригальная комедия - одна из предтеч оперы и балета.

 

В XVI в. музыкальных инструментов в обиходе было больше, чем сейчас. Лютня приобрела особое значение. Виртуозом игры на лютне был Винченцо Галилей, отец знаменитого астронома. Орган, клавесин, клавикорд, виола, скрипка, флейта - инструменты XVI века.

 

Возникает само понятие "композитор".

 

Джованни Пьерлуножи да Палестрино (1525-1594, Италия) - крупнейший композитор XVI в. (93 мессы, 326 гимнов, 2 тома светских мадригалов).

 

Орландо Лассо (прим. 1532-1594, Нидерланды) создал более 2 тысяч произведений культового и светского характера.

 

Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории, оперы. Первая в мире опера - "Дафна" Я.Пери, 1594 г.

 

Изобразительное искусство воплощало ренессансное представление об идеале, мечту о прекрасном, гармоничном человеке, веру во всемогущество разума. Однако, делая по существу, смыслом своего творчества человека и окружающий его мир, художники продолжали создавать произведения на традиционные религиозно-мифологические сюжеты. Утверждалась "богоподобность" реального человека.

 

По сравнению со средними веками искусство изменилось коренным образом во всех отношениях. Прежде всего иным стал принцип изображения.

 

Для средневековых икон и фресок* этим принципом была условность: лица, фигуры, здания исполнялись плоскостно, ни объем, ни истинные пропорции фигур, ни глубинные пространства не передавались; использовалась обратная перспектива: более удаленные части и объекты были больше тех, что ближе. Изображение не соответствовало тому, что человек видит в реальности.

 

Для художников Возрождения, влюбленных в человека и земной мир, изобразительным принципом стало подражание природе, жизнеподобие: картина строилась как "окно в мир", как нечто реально увиденное. Преклонение перед красотой мира, и человека, соединялось с их изучением, искусство опиралось на достижения различных наук - да и сами художники нередко были учеными, инженерами (Брунелески, Альберти, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер).

 

Произведения создавались уже не только для храмов, но и для заказчиков (королей, купцов, ремесленников). Творчество стало персональным, художники пользовались известностью, о них писали книги: "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" Джорджо Вазари (1550), "Книга о художниках" Кареля ван Мандера (1604). Сами художники стремились осмыслить и обосновать свою деятельность.

Альберти пишет "Книгу о живописи" и "Десять книг об архитектуре".

Леонардо - "Трактат о живописи" и др.

Дюрер - "Четыре трактата о пропорциях",

Гиберти - "Комментарии",

Пьеро делла Франческа - "О живописной перспективе", "О правильных телах;

Виньола - "Правила пяти архитектурных ордеров",

Палладио - "Четыре книги по архитектуре".

 

Изменилась и структура мира искусства. Рядом с монументальной живописью и скульптурой, которые были связаны с архитектурными сооружениями - получает развитие станковое искусство. Ведущую роль уже играет не архитектура, как в Средние века, а живопись.

 

Складывается система жанров:

религиозно-мифологический;

исторический;

бытовой;

пейзажный;

портрет.

 

Появляется новый вид искусства - гравюра*, и важную роль обретает рисунок.

 

Гравюра - это отпечаток на бумаге изображения, исполненного на деревянной, металлической или каменной поверхности (доске).

 

С одной и той же доски можно получить от нескольких десятков до несколько сотен оттисков, и все они будут оригинальными, авторскими произведениями.

 

Первыми были гравюры на дереве.

 

Гравюра на меди появилась в 1430 г. Меняется взгляд на искусство. Художник сам теперь уподобляется Богу, творит в произведениях мир, где царят человек и красота.

 

Средневековые произведения вызывали мистические ощущения, а ренессансные ценились как художественные явления и главное ощущение при их восприятии - наслаждение.

 

Возрождение в Италии

 

Ренессансная культура сложилась не во всех странах Европы. Она имела разный характер и разные границы во времени. Классической страной Возрождения была Италия. Уже в конце XIII в. появились ростки нового мировоззрения и нового искусства (Проторенессанс - конец XIII-XIV вв.); яркое развитие эта культура получила в XV веке (Раннее Возрождение (кватроченто*) - XV в.) и достигла вершины в начале XVI в. (Высокое Возрождение (чинквеченто*) - (1490 - 1530 гг.).

 

Ренессанс изживает себя в Италии в 30-х гг. XVI в., но в Венеции он продолжается до конца столетия.

 

Почему классическая страна Возрождения - Италия?

 

На Аппенинском полуострове раньше начали складываться экономические отношения.

 

По географическому положению города Италии стали центром международной торговли и банковского дела.

 

Флоренция, Пиза, Сиена, Генуя, Милан, Венеция отличались политическим укладом.

 

Италия представляла ряд независимых областей и городов с республиканской формой правления.

 

В Италии была заново открыта античность: извлекали из хранилищ и земли обломки колонн, прекрасные греческие и римские статуи, барельефы.

 

Первенство среди итальянских городов-государств принадлежало Флоренции, подобно Афинам в Греции. Городом управлял совет из глав различных цехов. В 1289 г. крестьяне были освобождены от крепостной повинности, а в 1293 г. было принято "Установление Справедливости", которое лишало патрициев всех привилегий.

 

Проторенессанс (конец XIII-XIV вв.)

 

Черты нового, истинный перелом, особенно ярко проявились в творчестве Джотто ди Бондоне (1266/76 - 1337 гг.). Лучшее творение Джотто - фрески в капелле дель Арена в Падуе, посвященные жизни Христа, Марии и ее родителей Иоакима и Анны. Джотто впервые совершенно иначе истолковывает события Священного писания. Он изображает жизнь реальных земных людей (фрески "Поцелуй Иуды", "Оплакивание Христа").

 

В 1334 г. на Джотто было возложено руководство строительством Флорентийского Собора Санта Мария дель Фьоре (завершен в XV в.). По его проекту построена знаменитая кампанила (колокольня) собора. Он же выполнил рельефы для стен. Джотто опередил свое время, и многое в его творчестве осталось недоступно современникам.

 

Сиенна - Симоне Мартини (около 1286 - 1344).

 

Канонические сюжеты у Симоне Мартини проникнуты светским духом и ощущением земной красоты. "Благовещение" - очень тонкое и изысканное цветовое решение. С.Мартини был другом и любимым художником Петрарки; поэт посвящал ему сонеты, заказал художнику портрет Лауры.

 

аннее Возрождение (XV в., кватроченто)

 

Кватроченто - это радостный, мощный взлет итальянского искусства.

 

Обилие талантов, высокий уровень художественных произведений поражают. Искусство играло огромную роль в жизни этой эпохи.

 

В ее начале стоят три величайших художника Флоренции:

архитектор Филиппо Брунелески (1377 -1446)

скульптор Донателло (1386 - 1466)

живописец Мазаччо (1401 - 1428)

 

Брунелески: 1419 г. "Дом детского приюта" (Оспедале дельи Инноченти) - сооружение нового стиля. Новые архитектурные принципы, на основе античных, воплотил Брунелески: расчленение пространств на завершенные зоны, упорядоченность построения, использование ордерной системы, способность служить украшением окружающей среды. Славу Брунелески принесло создание грандиозного купола собора Санта Мария дель Фьоре.

 

Диаметр купола 42 м. Брунелески применил новую конструкцию: он сделал купол их 2-х оболочек, скрепленных ребрами. (Константинопольский собор св. Софии - диаметр 30 м). Флорентийский купол знаменовал торжество человеческой воли, умения, смелости.

 

По сравнению со Средневековьем, иным стал внутренний вид соборов.

 

Новым явлением в архитектуре стал городской дворец - палаццо.*

 

Начало расцвета Возрождения в скульптуре связано с творчеством Донателло - (Донато ди Никколо би Бетто Барди), - (1386 - 1466). Он также, как и Брунелески новатор в своей сфере искусства. Он возродил типы произведений, не создававшихся со времен античности: отдельно стоящую круглую скульптуру, обнаженную фигуру, конный памятник, скульптурный портрет.

 

"Юный Давид". Образ Давида был одним из самых привлекательных для людей эпохи Возрождения: простой человек выдвинулся благодаря своей смелости и любви к народу.

 

"Памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе" (предводителю наемных войск Эразмо ди Карми, по прозванию Гаттамелате). Образ сложен, противоречив. Художник раскрывает жестокость, изворотливый ум этого человека, но и передает чувство горечи и какой-то отрешенности.

 

Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди) - (1401 -1428).

 

В живописи Мазаччо принадлежит роль преобразователя, хоть он и прожил всего 27 лет.

 

Главное произведение Мазаччо - росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине, изображающие эпизоды из жизни св. Петра и два библейских сюжета "Грехопадение" и "Изгнание из рая". В этой фреске многое в живописи сделано впервые: анатомически правильно изображены обнаженные тела; с помощью светотени моделирован их объем; фигуры представлены в естественном, свободном движении; выразительные, живые позы; Адам и Ева прекрасны, несмотря на грехопадение.

 

Мазаччо довел до конца завоевание живописью трехмерного пространства.

 

Необычайный расцвет искусства в ХV в. имел много причин. Римские папы, герцоги, банкиры, богатые горожане высоко ценили искусство, любили красоту, роскошь. Они оспаривали друг у друга честь приглашения лучших художников работать у себя.

 

Во Флоренции, где с 1434 года и до конца ХV в. установилось правление династии Медичи, соперничество за власть утихло и перешло в соперничество в роскоши, в обладание шедеврами искусства.

 

Искусство выполняло роль универсального познания, опередив в этом отношении науку и философию. И первым способом изучения было ясное, трезвое видение, постигающее природу вещей.

 

Изображать мир так, как человек его видит, как отражает его зеркало, было исходным принципом ренессансных художников, - принципом, который в то время, был настоящим переворотом, отказом от прежней художественной системы. Знание перспективы, теории пропорций, строения человеческого тела и его движений, умение передать объем на плоскости, а в движениях тела выразить движения души - все это становится условием творчества и потребностью художников.

 

Новое искусство стало наукой и мастерством, которому можно научиться.

 

Свое стремление утверждать силу и красоту человека, любовь ко всему земному художники Возрождения воплощали в основном в произведениях на религиозные сюжеты. Это не было чистой условностью. Просто религиозность стала другой. Дистанция между божественным и земным сократилась, а в искусстве исчезла совсем.

 

Мирской характер с особой силой проявился в изображениях Богоматери.

 

Одним из важнейших завоеваний художников Возрождения стала свобода сочинительства.

 

Пьеро делла Франческа (1416 - 1492). Это был ученый художник. Работал по теории Альберти и математически вымерял перспективу. Он сам создал трактаты - "О живописи" и "О правильных телах". Фрески и картины Пьеро делла Франческа обладают удивительным воздействием. В них царит закономерность и уравновешенность, торжественный ритм и монументальные формы, а его образы полны достоинства, благородства и возвышенного спокойствия.

 

Еще одна особенность работ художника - сдержанный, изысканный колорит чистых тонов, пропитанных воздухом и светом.

 

Сандро Боттичелли (Алессандро ди Мариано Филипепи) - (1444 -1510). "Рождение Венеры" около 1485. Флоренция. Уффици. Одна из самых знаменитых картин Возрождения.

 

Палаццо (дворцы) эпохи Возрождения украшались фресками* (роспись по сырой штукатурке) на различные мифологические сюжеты. Эта картина была написана на холсте - материале, который до появления масляных красок считали подходящим для временных экранов.

 

Боттичелли был любимым художником Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. Картина "Весна" написана в 1477-1478 г.

 

На этой картине возле центральной фигуры Флоры стоят три грации, какими их представлял Боттичелли. Эти же образы появляются в "Триумфе Венеры" (1470) Франческо дель Косса.

 

Портрет в эпоху Возрождения был излюбленным жанром. Он воплощал высокие представления эпохи о человеческой личности. Портрет не был новым жанром, как появившиеся позднее пейзаж, натюрморт, бытовой жанр. Первые портреты были профильные. Они вели свое происхождение от изображений донаторов (заказчиков, дарителей). Донаторы всегда обращены лицом к Богу, следовательно боком к зрителю.

 

Модели ренессансных профильных портретов представлены в скованных позах, с застывшими лицами.

 

Вскоре появился другой тип портрета - лицо в фас или в трех четвертном повороте, позы более свободные, выражения лиц более оживленные. Главными в изображении были не внутренний мир изображаемого, не душевное состояние, а типичные качества человека Возрождения - уверенность в себе, чувство собственного достоинства, самоутверждение, цельность и значительность.

 

Во многих портретах кватроченто* человек изображен на фоне пейзажа, а точнее - на фоне мира. Мир открывающийся бесконечен и прекрасен.

 

 

Высокое Возрождение (1490-е до 1530 гг., чинквеченто)

 

Проторенессанс - примерно 1,5 столетия (конец ХIII -ХIV вв.)

 

Раннее Возрождение - примерно 1 столетие (ХV в.)

 

Высокое Возрождение - менее 4-х десятков лет.

 

Его конец связан с 2 событиями:

 

Разгромом и разграблением Рима в 1527 г. войсками Карла V Габсбурга, императора Германии и короля Испании.

 

Падением последней флорентийской республики в 1530 г. (Правда, творчество Микеланджело продолжалось до 1564 г.), а в Венеции до конца ХVI в. творили великие мастера:

Тициан (1477 или 1485/90 - 1576)

Веронезе (1528 - 1588)

Тинторетто (1519 -1594)

 

В ХIV и ХV вв. Италия была самой передовой страной Западной Европы, в ХVI в. - переживала глубокий кризис политический и экономический, Италия потеряла рынки на Востоке, постоянные междоусобицы. Италия - арена постоянных войн. Она опустошена и разорена.

 

После разгрома Рима Италия оказалась под властью габсбургской монархии.

 

Но прежде чем свершились эти трагические события, Италия пережила период общественного подъема, вызванного борьбой итальянских государств против порабощения и стремлением к объединению страны. В этот период и наступил высший расцвет искусства Возрождения в и Италии - Высокий Ренессанс.

 

Искусство Высокого Возрождения стало выражением всей сложности и масштабности исторического бытия эпохи. На смену поискам, аналитическому исследованию натуры и окружающего мира, пришло синтетическое обобщение, извлекающее из явлений самое их существо, а также уверенное владение всеми приемами и тайнами изображения. Н.А.Дмитриева пишет: "Кватроченто - это анализ, поиски, находки, это свежее, сильное, но часто еще наивное, юношеское мироощущение. Чинквеченто - синтез, итог, умудренная зрелость, сосредоточенность на общем и главном, сменившая разбрасывающуюся любознательность Раннего Ренессанса".

 

В искусстве Высокого Возрождения центральное место безоговорочно занял Человек!

 

Среди художников чинквеченто* (XVI век) Средней и Северной Италии отчетливо возвышаются три вершины:

Леонардо да Винчи - (1452-1519)

Рафаэль (Рафаэло Санти) - (1483-1520)

Микеланджело Буонаротти - (1475-1564)

 

Леонардо да Винчи - самая необыкновенная фигура в истории мировой культуры. Это был "Homo universale" (человек универсальный): умел все и был во всем гениален, к тому же красив, силен, элегантен, обходителен, красноречив.

 

В сфере искусства Леонардо был живописцем, скульптором, рисовальщиком, музыкантом, архитектором, сочинял басни, сонеты, написал "Книгу о живописи".

 

Картин его дошло около 15. Он оставил рисунки машин и механизмов с прообразами экскаватора, токарного станка, самолета, вертолета...

 

В Эрмитаже находятся две картины Леонардо да Винчи: "Мадонна с цветком" (Мадонна Бенуа), 1478 и "Мадонна с младенцем" (Мадонна Литта), 1470-1490.

 

В "Мадонне с цветком" Леонардо уходит от статичности, застылости кватрочентовских композиций. Особенности искусства мастеров кватроченто - интерес к психологическим решениям и пространственному построению, стремление к лаконичности и обобщению.

 

Художники ХV века овладели перспективой.

 

Леонардо овладел пространством.

 

Персонажи его картин уже располагались не на фоне далекой перспективы, а внутри пространства. Не было разрыва между передним и задним планами, персонажи не "наложены" один на другой, между ними чувствуется воздух.

 

Мягкая, с переходами светотень - знаменитое леонардовское "сфумато".

 

"Поклонение волхвов" - не закончена.

 

"Мадонна в гроте" - здесь Микеланджело ввел пирамидальное построение, ставшее классическим.

 

Фреска "Тайная вечеря" - удивляет интеллектуальной силой художника, тем как продумана и разработана композиция произведения. Она написана на торцовой стене трапезной монастыря так, что иллюзорное пространство фрески кажется продолжением реального пространства интерьера. Христос и его ученики как бы сидят в той же трапезной, но на возвышении. Центральное положение Христа подчеркнуто тем, что точка схода перспективы совпадает с его головой. Художник поместил Христа в светлом проеме окна, отдалив простенком от апостолов.

 

Новое, не традиционное решение темы дает Леонардо да Винчи: он впервые изображает конфликт, (сам процесс!) драматического события.

 

Христос сказал апостолам: "Один из вас предаст меня". Иуду обычно выделяли на противоположной стороне (А.Кастаньо, Гирландайо). Леонардо помещает Иуду рядом с любимыми учениками, выделяя лишь падающей тенью на лицо. Самое знаменитое произведение художника и, пожалуй, во всей мировой живописи - "Портрет Моны Лизы", супруги богатого флорентийца Франческо дель Джокондо.

 

К, сожалению, никакое воспроизведение не может передать всего богатства сложных и тонких нюансов оригинала. С "Джокондой" связаны различные легенды, ее похищали, подделывали, "разоблачали".

 

Портрет завораживает и восхищает тем, что в нем, при внешней неподвижности модели передана жизнь души, само ее течение, неуловимо сменяющиеся оттенки мыслей, чувств, ощущений. Леонардо говорил: "Хороший живописец должен писать две главные вещи - человека и представление его души". С "Джокондой" связано зарождение психологического портрета.

 

Рафаэль - (1483 -1520) - гений иного склада. Он не был новатором. Его искусство синтез достижений предшествующих художников.

 

У Рафаэля человек совершенен, мир в гармонии.

 

Образ Мадонны особенно близок искусству Рафаэля. Здесь художник наиболее полно раскрывает свои представления о благородстве, совершенстве человека, о гармонии внешней и внутренней красоты.

 

"Мадонна Конестабиле", "Мадонна в зелени", "Мадонна дель Грандука", "Мадонна с щегленком", "Мадонна садовница", "Мадонна Альба", "Мадонна в кресле", "Сикстинская Мадонна" (1513 -1514), возвращена в 1956 г. - одно из любимых произведений мировой живописи.

 

Святые Сикст и Варвара в благоговении склоняются перед Богоматерью, идущую в облаках. Высокую религиозность художник соединил с высокой человечностью, создав может быть самое глубокое и прекрасное воплощение темы материнства. Одухотворенное лицо Мадонны, то, как она держит младенца, выражают и бесконечную любовь и провидение трагической судьбы сына, сознание ее неизбежности, и скорбную готовность принести его в жертву ради людей.

 

37 лет прожил Рафаэль. Ему была поручена огромная работа - роспись 4-х станц (комнат) в Ватикане (папский дворец).

 

Ватиканские фрески Рафаэля, вместе с Тайной вечерей Леонардо да Винчи и Сикстинским потолком Микеланджело - вершина монументальной живописи Возрождения.

 

Главные фрески станцы - "Диспуты" - (апофеоз теологии), "Афинская школа" - (апофеоз философии) и "Парнас" - (апофеоз искусства) и "Мудрость, Мера и Сила" - (олицетворение главных добродетелей правосудия).

 

Рафаэль был прекрасным рисовальщиком, великолепным портретистом, архитектором, археологом, мечтал восстановить Рим в его прежнем величии.

 

В Эрмитаже было выполнено точное повторение росписей лоджии двора Сан Дамазо (Ватиканский дворец) - Лоджии Рафаэля.

 

Микеланджело Буонарроти (1475 -1564). Превыше всех искусств он ставил скульптуру, хотел быть только скульптором, но волею судьбы стал и живописцем и архитектором, был также рисовальщиком, поэтом, инженером.

 

Прожил долгую (89 лет) и трагическую жизнь. Он боролся за независимость Флоренции, видел унижение Родины, разгром Рима. Человек свободолюбивый, дерзновенный, он вынужден был служить папам. Микеланджело в одной единственной фигуре был "способен воплотить все добро и все зло человечества". Он стремился показать человека таким, каким он должен быть.

 

Таков его Давид.

 

Гигантская фигура олицетворяет безграничную мощь свободного человека. Вазари писал, что статуя Микеланджело: "...отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских".

 

В 1505 г. папа Юлий II призвал Микеланджело в Рим, для создания своей гробницы, 40 лет жизни Микеланджело отдал ей, выполнив три статуи.

 

Роспись потолка Сикстинской капеллы также возложил Юлий II на Микеланджело. На потолке капеллы Микеланджело создал мир титанов.

 

Фреска "Страшный суд" (1508 - 1512) в Ватикане - роспись потолка и алтарной стены Сикстинской капеллы. Роспись потолка свыше 500 кв.м и включает 343 фигуры. Без помощников работал 4 года, лежа на лесах. Площадь "Страшного суда 13,7 х 12,2 м.

 

Художник, который не считал себя живописцем и вначале упорно отказывался от этой работы, создал в результате беспримерное творение. В эпоху Возрождения плафонная живопись носила преимущественно декоративный характер, Микеланджело же изобразил картины сотворения мира и жизни первых людей на земле, эпизоды из Библии. На потолке капеллы он создал мир титанов. Его Бог - вдохновенный творец, создающий Вселенную и человека.

 

Его люди могучи и прекрасны телом и духом; пророки и сивиллы отважны в своем прозрении будущего, обнаженные юноши раскрывают в многообразных проявлениях красоту и пластику человеческого тела.

 

Этот жизнеутверждающий пафос сменяется трагической безысходностью, когда Микеланджело работает над фреской "Страшный суд". Многое изменилось в мире, в судьбе родины - изменилось и мироощущение художника. Суд, изображенный на фреске, действительно страшен: праведники, обступившие Христа, гневны, они требуют возмездия, и Христос властным жестом руки низвергает грешников в ад. В этом сюжете можно видеть крушение ренессансной гордыни - и шире - образ всечеловеческой катастрофы.

 

Последние скульптуры Микеланджело - три "Пьетты" - (Пьетта - оплакивание) - несут образ сломленного страдания человека; от них веет бесконечной усталостью и глубокой скорбью. Им созвучны строки его сонета:

"Надежды нет, и все объемлет мрак,

И ложь царит, а правда прячет око".

 

Капелла Медичи была построена в 1520 - 1525 гг. по проекту Микеланджело как усыпальница членов семьи Медичи. Вместо задуманных четырех надгробий было исполнено два - Лоренцо ("Утро" и "Вечер") и Джулиано ("День" и "Ночь") Медичи. Фигуры, традиционно символизирующие быстротечность времени, Микеланджело наполнил переживаниями, рожденными трагической судьбой своей родины, крушением своих идеалов.

 

В одном искусстве Микеланджело остался верен заветам своих героических лет в архитектуре: во Флоренции он создал капеллу Медичи и интерьер библиотеки Лауренциана (первая публичная библиотека в Европе), в Риме разработал проект перестройки Капитолия и увенчал грандиозным куполом собор св. Петра, главную святыню христианского мира.

 

Собор св. Петра строили около 150 лет (первоначальный проект был создан арх. Д. Браманте). Над собором Микеланджело работал до конца жизни.

 

Собор святого Петра - венец архитектурного гения Микеланджело, где мастер развил идею центричности, автором которой был Д.Браманте. И все же главное творение Микеланджело - зодчего - грандиозный, вознесенный к небу купол над центральной частью храма. Внутри он кажется легким и пронизанным светом, покоряюще прекрасным. Купол собора св. Петра Микеланджело царит над всем вечным городом, над бесчисленными архитектурными памятниками, которыми так богат Рим.

 

Б.Соловьева, анализируя эпоху и творчество Микеланджело, пишет: "В архитектуре эпохи Возрождения много прекрасных творений, однако, этот вид искусства перестал быть ведущим, перестал быть основой синтеза искусств. Архитектура сама начинает подчиняться и даже подражать изобразительным искусствам - живописи, скульптуре, и эти тенденции к концу эпохи нарастали. Стала преобладать забота о красоте фасада; конструктивные элементы использовались в декоративных целях. Нередко случалось, что в интерьерах архитектурные формы - абсиды, купол, карнизы, пилястры,* арки* - изображали на стенах потолке красками.

 

И все-таки именно в живописи был наиболее очевиден закат большой культурной эпохи. У поколения художников, которое сложилось в период захвата Рима, падения флорентийской республики, крушения надежд на объединение страны, феодально-католической реакции, контреформации и инквизиции, вера в силу, разум человека, возможность гармонического развития личности была утрачена или сильно подорвана. Они восхищались и чтили Леонардо, Рафаэля, Микеланджело и считали, что следуют их заветам, но внутренняя опустошенность, отсутствие собственного вдохновляющего идеала рождали только манерное подражание отдельным внешним приемам. Это направление и получило название маньеризм.* Сознание неудовлетворенности, бессилия перед неразрешимыми противоречиями приводило к стремлению отгородиться от жизни. Художники-маньеристы, которые работали, главным образом, при дворах герцогов и королей, следовали в своем творчестве придворно-аристократическим вкусам. Они вдохновлялись не реальным миром человеческих чувств, а стремлением к причудливым формальным эффектам. Их картинам присущи вычурность и манерность, жеманное изящество, стремление поразить необычайной трактовкой сюжета, тесное расположение фигур, их деформации, удлинение, "змеевидные" движения и повороты. Типичным произведением маньеризма является "Мадонна с длинной шеей" Пармиджамино".

 

Date: 2015-07-24; view: 586; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию