Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура древней Индии





 

Индия занимает часть Азиатского материка и огромный полуостров на юге Азии – Индостан, омываемый водами Индийского океана и Аравийского моря. С севера с северо-востока Индия отделена от остальной части Азии хребтами Гималайских гор. Древнейшая в южной Азии цивилизация называется Индской, т. к. возникла она в районе реки Инд в Северо-Западной Индии в 23 в. до н. э. и просуществовала до 18 в. до н. э. Открытие культуры долины Инд произошло сравнительно недавно – в 20-е годы XX века английскими археологами. Памятники этой цивилизации найдены более чем в 200 пунктах Северо-Западной Индии и на территории современного Пакистана.

При раскопках холма «Мохенджо-Даро» («холм мертвых») был открыт загадочный город примерно III-II тыс. до н. э. Археологов поразили совершенство и цивилизованность устройства города. Прямые улицы шириной до 10 м., пересекавшиеся под прямым углом и делившие город на большие кварталы. Дома строили 2-х этажными, кирпичными. Внутри кварталов улицы были узкими. Чтобы повозкам было легче передвигаться, углы домов делали закругленными. В домах имелись специальные ванные комнаты для омовений. Была городская баня с бассейном. Возможно любовь к чистоте была связана с религиозными воззрениями жителей города, и омовения имели ритуальный характер. Под домами и улицами была настоящая система канализации. Были проложены керамические трубы диаметром от 60 см до 2 м.

Следом за Мохенджо-Даро раскопали другой крупный город - Харапп. По его названию вся археологическая культура той эпохи была названа хараппской. Найденные здесь керамические сосуды расписаны растительным орнаментом. В отличие от Египта для Индской цивилизации совсем не характерна монументальная скульптура. Скульптура была каменная или бронзовая, небольших размеров. Найдено более двух тысяч печатей. С обратной стороны печати есть отверстия для шнурка. Печати носили и в качестве амулетов, и также для подтверждения собственнических прав владельца. Изображения на печатях часто отражают мифологические сюжеты.

У Индской цивилизации была письменность примерно 400 знаков, но она до сих пор не расшифрована. О религии этой цивилизации почти ничего не известно. Храмов здесь не найдено. В большом количестве встречаются фигурки богини-матери и быка. Это свидетельствует о типичном для той эпохи культе плодородия и о распространении тотемистических представлений. Существует несколько версий гибели этой цивилизации. Однако гибель цивилизации – понятие относительное. Кто-то все равно выжил.

После гибели Индской цивилизации с северо-запада в Индию проникли индоевропейские племена арии («благородные»). Они были кочевниками-скотоводами. Отличались от коренных жителей светлым цветом кожи, говорили и писали на языке, близком к европейским языкам – санскрите. В результате ассимиляции с коренным населением создавалась единая культура. Сегодня санскрит считается древнеиндийским языком. Арии принесли с собой своё священное писание – Веды. Так начался новый период в истории и культуре Древней Индии – «ведийский период» (конец II – первая половина I тыс. до н. э.)

В I-м тыс. до н. э. культ в ведической религии усложнился. Служители культа (жрецы) назывались брахманами. Появляется новая религия – брахманизм.

В 6 в. до н. э. на территории Индии появляется буддизм, который затем стал распространяться за пределы Индии и, стал первой мировой религией. Известны три вида статуй Будды: Будда сидящий; Будда стоящий; Будда спящий или умирающий. В настоящее время к древним статуям совершается паломничество. Буддизм был господствующей религией в Индии до 2 в. н. э. Во времена господства буддийской религии в Индии кастового строя не было. Затем буддизм вытеснила другая религия – индуизм. Индуизм – это национальная религия Индии, которая сохраняет свои ведущие позиции до сих пор. С появлением индуизма появился кастовый строй, который официально отменен в 1955 году. Строятся индуистские храмы. По форме они напоминают готический стиль архитектуры средневековой Европы. Стала развиваться скульптура. Священные животные в индуизме: слон, корова, обезьяна, змея.

Подлинного подъема и расцвета индийская культура и наука достигла в IV-III вв. до н.э. при династии Маурьев. При них была объединена почти вся территория современного Индостана за исключением крайних областей Южной Индии.

Наука. В этот период индийскими учеными была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных арабскими). Были известны извлечения квадратного и кубического корней, арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры. Была развита астрономия. Календарь состоял из 12 месяцев по 30 дней. Каждые пять лет добавлялся 13-й месяц. Знали о шарообразности земли и предполагали ее вращение вокруг своей оси. Знания химии позволяли изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи. Было создано алфавитное письмо из 50-ти знаков. Была развита медицина. Были изобретены шахматы. Образцы народной мудрости содержат индийские сказки, басни.

Интересны индийская керамика, ювелирные украшения. Произведениями искусства являются монеты с изображениями правителей и надписями на различных языках. Современная геральдика Индии уходит своими корнями в глубокую древность. На государственном гербе современной Индии «трехглавый лев». Это изображение знаменитой львиной капители древнеиндийского царя Ашоки (III в. до н. э.).

До сих пор в Западной Индии сохранились пещерные буддийские монастыри, высеченные в скалах. Их площадь примерно 500 м2. Здесь же сохранились и памятники индийской живописи.

В средние века Индия была под мусульманским владычеством. Ислам и индуизм мирно уживались. В исламе запрещено изображать животных, птиц и людей. Для новых правителей началось строительство мавзолеев – усыпальниц. Несмотря на это, индийские ремесленники-мастера, оформляя гробницы, вплетали в цветочный орнамент птиц, животных.

Живопись и скульптура. Скульптурное и живописное искусство в Древней Индии достигло такой высоты, что существовал ряд специальных руководств по правилам их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. В частности, выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми.

Наиболее известным памятником древнеиндийской религиозной живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты, которая представляет разнообразные моменты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, а также изображения дворцовой тематики. Эти рисунки прекрасно сохранились благодаря тому, что индийцы хорошо знали секреты стойких красок и умели готовить долго сохраняющийся грунт.

Была развита миниатюрная живопись. С XV в. в индийской архитектуре стал применяться белый мрамор. Тончайшая гравировка по мрамору напоминала работу по слоновой кости. Величайшим в мировой архитектуре является Тадж Махал – гробница (XVII в.). Это своеобразный памятник любви, воздвигнутый по велению Шах Джахана для рано умершей любимой жены Мумтаз.

В отличие от великих цивилизаций Ближнего Востока индийская цивилизация, как и китайская, продолжала существовать и развиваться и после окончания периода древности.

 

 

22. Культурное наследие Древнего Китая

 

Древнекитайская цивилизация возникла на рубеже III-II тыс. до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ и просуществовала до 220 г. н. э.(крушение империи Хань). Население Китая в глубокой древности было весьма пёстрым по своему этническому составу: китайские племена, манчжуро-тунгузские, тюркские, монгольские, сино-тибетские и др.

До середины I тыс. до н. э. Древний Китай развивался в отрыве от других цивилизаций.

В письменных памятниках китайской древности присутствует идея китаецентризма. Даже древние китайские государства назывались: «Срединные царства». Китайцы отождествляли свою страну с «Поднебесной», а китайского императора – властелином всех людей. В этом древние китайцы не были исключением. В Европе, например, греки считали всех, кроме эллинов, варварами.

Традиционно китайские историки говорят об извечном и абсолютном превосходстве китайской культуры над культурой соседних народов.

 

Периодизация истории и культуры Древнего Китая:

1. разложение первобытно-общинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (18-12 вв. до н. э.). Государство Шан-Инь.

2. Древний Китай 11-3 вв. до н. э. Государство Чжоу. С 5 по 3 в. до н. э. была эпоха «борющихся царств».

3. Первое централизованное государство в Китае – империя Цинь 3 в. до н. э. (221-207 гг. до н.э.)

4. Империя Хань 3в. до н. э. – 3 в. н. э. (207г до н. э. – 220 г. н. э.)

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную. Китайская культура, в отличие от индийской, более прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни. У китайцев на первом месте деньги. Китайцы считают, что в следующей жизни они будут жить также богато, как и в этой. Поэтому китайцы трудолюбивы, стремятся разбогатеть. Велика роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний.

1. Среди ранних городов-государств исключительное место занимает раскопанный в районе г.Аньяна «Великий город Шан» с водопроводом в аристократическом квартале. Это было ранне-рабовладельческое государство Шан-Инь. Три важнейших достижения присущи эпохе Шан-Инь: строительство городов, применение бронзы и появление письменности. Образцы иньской письменности расшифрованы. Они представлены гадательными текстами на костях животных и панцирях черепах. Для письма использовались также деревянные планки. Правитель иньцев носил титул «ван». Интерес представляют иньские погребения. Найдены крупные гробницы правителей и их ближайших родственников. В центральной погребальной камере площадью 400-500 м2 и глубиной 10 м помещался внешний гроб, в котором был заключен еще один – внутренний. В гробницу клали бронзовые ритуальные сосуды, украшения из золота и яшмы, оружие, музыкальные инструменты и др.

В XI в. до н. э. государство Шан-Инь было завоевано чжоусцами из государства Чжоу (северо-западный Китай). Чжоусцы быстро переняли у иньцев технику бронзового производства, письменность. В Чжоу был двуединый культ верховного божества Неба и сына Неба.

2. Примерно с 6 в. до н. э. появляются древнекитайские мифы. Они подразделяются на несколько групп:

1. космогонические мифы (природа возникла из состояния первоначального хаоса. Хаос делят на два первоэлемента – ян (мужское начало) и инь (темное начало). Из них возникли неодушевленные вещи и живые существа.

2. мифы о стихийных бедствиях и героях, спасших от них людей. Два основных бедствия: наводнение и засуха.

3. мифы о древнейших героях. Многие герои изображались в виде полулюдей-полуживотных.

4. мифы о первопредках.

Эпоха Чжоу – «Борющихся царств» считается классической в истории культуры Древнего Китая. Ускоряется развитие научных знаний. Эта эпоха считается золотым веком китайской философии. В этот период складываются основные философские течения – конфуцианство, даосизм.

3. В III в. до н. э. усиливается царство Цинь. Путем многолетних войн и завоеваний оно подчинило себе все остальные царства и создало единую Циньскую империю. В 221 г. до н. э. император Цинь Шихуанди осуществлял реформы, направленные на укрепление и объединение страны. Во всей стране вводились единые меры веса, длины, единое начертание иероглифов, единая денежная система с золотыми и медными монетами. Это способствовало развитию торговых связей. Цинь заботился о строительстве оборонительных сооружений. Для защиты страны от набегов кочевников – гуннов – он приказал соединить в одно целое все укрепления, начатые еще в 4 в. до н. э. Так начинает создаваться Великая китайская стена. Во времена империи Цинь протяженность стены достигла 700 км. Великая Китайская стена строилась более 1000 лет. Ее протяженность 4 тыс.км, а с ответвлениями – более 6 тыс. км. На постройку китайской стены сгонялись земледельцы, ремесленники и рабы. Некоторые бежали, поднимали восстания. Во время восстания был свергнут Цинь Ши Хуан и вождь повстанцев Лю Бан стал правителем. С него начинается династия Хань (207 г. до н.э.).

4. Во времена империи Хань была развита торговля. Появился Великий шелковый путь, связывающий Китай со многими странами Запада. Из Китая вывозили шелк, ковры, железо, фарфор, пряности и др. Восстания ослабили рабовладельческий строй в Китае. В 220 г. н. э. империя Хань пала. Китай был расчленен на три царства.

В древности в Китае возникла письменность в виде иероглифов (18 тысяч). Была развита наука. Был изобретен прибор, отмечавший землетрясения. В 28 г. до н. э. китайские астрономы открыли пятна на солнце. Был создан небесный глобус с описанием более 2500 звезд, разработана теория о безграничности Вселенной во времени и пространстве. Ханьские математики использовали десятичные дроби, отрицательные числа. Китайцы научились изготовлять бумагу, а до этого писали на шелке. В медицине был развит метод иглоукалывания.

Изобразительное искусство Китая относится к древнейшим в мире. Керамические сосуды, блюда, амфоры, чаши украшались сложными геометрическими узорами, знаками-символами с изображением животных. В ханьскую эпоху строились дворцы. Китайская архитектура отличается национальным своеобразием. Крыши зданий имеют характерный изящный изгиб. Была развита портретная живопись. В целом, в китайском искусстве традиционными остаются пейзажи: горы и реки, цветы и птицы. Картины и их отдельные детали, как правило, имеют собственное толкование. Так, часто изображаемая на полотнах сосна, символизирует стойкость и долголетие, ива – женственность, скромность, утонченность и слабость, орхидея – простоту и благородство, бамбук – душевную чистоту. Многие императоры поощряли развитие литературы и искусства, приближали ко двору лучших поэтов, писателей и ученых.

Китай – страна древней музыкальной культуры. Уже в 1 в до н. э. В Китае было известно более 80 музыкальных инструментов.

Одним из древнейших видов зрелищного искусства, история которого в Китае насчитывает около двух тысячелетий, была акробатика.

Культура Древнего Китая почти без изменений просуществовала до XVII века н. э.

Религия. Характер самой ранней религиозной системы в Китае остается неясным и является предметом споров. Крестьяне обожествляли силы природы. А у высших китайских слоев менталитет был другой. Не было:

- ни культа полубожественных героев;

- ни идеи спасения в загробном мире;

- ни идеи молитвы во имя избавления от грехов.

Не было церковной организации, жрецов, догматов. В некотором смысле можно сказать, что древнекитайской религии не существовало вообще. Эквивалентом отсутствующей официальной религии стали аристократическая этика и ритуальная церемония. Высшим сакральным авторитетом для аристократии было всемогущее, но недоступное Небо. Ритуально-этическая связь с Небом осуществлялась императором (ваном).Император был сыном Неба и также являлся высшим носителем дэ – добродетели и благодати. Небо – высший судья. Он также вручает мандат на управление Поднебесной. Свою страну Китайцы называли Поднебесной, а вана - ее владыкой.

В середине I-го тыс. до н. э., в Древнем Китае появились конфуцианство и даосизм. Сначала это были философские школы, а во 2 веке н. э. превратились в религию.

Конфуцианство регулирует социальные отношения с помощью культа предков. Уважение к своим предкам подразумевает и уважение к существующему социальному порядку. Развита социальная, ритуализированная этика. Она сформировала облик традиционной китайской культуры. Раннее конфуцианство говорило об изначальной доброте человеческой природы.

В древнекитайской цивилизации был культ образованности и грамотности. Одним из важнейших требований к государственным служащим был высокий уровень образования. Для продвижения по службе чиновнику приходилось сдавать экзамены по произведениям Конфуция (до 20-х гг. ХХ века).

Даосизм сыграл ключевую роль в эстетизации и поэтизации природы. Только сейчас человечество стало осознавать актуальность экологического мышления, которым проникнута вся даосская философия. Многие принципы даосизма создали философскую основу известных китайских единоборств, включая у-шу.

Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур других народов. Культура Древнего Китая заложила основу дальнейшего культурно-исторического развития китайской цивилизации и оказала глубокое влияние на культуру всего дальневосточного региона.

 

 

Date: 2015-07-24; view: 386; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию