Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий





2-я ступень возникновение великих культур древности (цивилизация Египта, Двуречья, Индии, Китая). Именно в великих культурах древности (или в орбите их влияния) в «осевое время» формируется духовная основа человечества. Причем происходит это независимо друг от друга в трех различных местах: в Европе, Индии и Китае. В этот период появляются великие учителя человечества - Сократ в Греции, Будда в Индии и Конфуций в Китае.

Следующие этапы связаны со средневековьем и новым временем - веком науки и техники. Рождается современная европейская культура, формируется сегодняшний мир (Америка, Европа, Россия, Индия, Китай, Передняя Азия и другие регионы земного шара), который с XVI в., фактически стал единым миром, «единой сферой общения».

Следующий период, как полагал К. Ясперс, связан с единением культур. Мировая же история только начинается.

Картина целостности культуры приводит к мысли о том, что мы едины, в истории своей культуры мы имеем общие корни с другими культурами, у нас одна общекультурная почва, нам нечего делить.

Мысли о единстве общей культуры человечества высказывали также многие русские ученые и философы: В. Вернадский, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, Н. Федоров, писатель М. Пришви.

7. выделение культур по месту и времени их возникновения:

· восточные культуры (древность, средневековье, новое время),

· западноевропейская (древность, средневековье, новое время),

· африканские культуры (древность, средневековье, новое время)

Восточные культуры – одни из самых древних на земле, это колыбель цивилизации. Шумерская, вавилонская, аккадская культуры, цивилизации Древнего Китая, Японии, Индии создали уникальные ценности, удивительные культурные системы. Типическими чертами восточных культур считаются их повышенный традиционализм, медленные темпы развития; наличие неклассического рабства; долгое сохранение прочных внутриобщинных связей и норм жизни; наличие деспотических форм правления, особая роль крупных рек в их становлении и развитии, отсутствие проблемы «отцов и детей».

Западная культура представлена наиболее ярко античной цивилизацией, современной европейской цивилизацией. США, Канада, Австралия, Новая Зеландия. Они не являются самостоятельными цивилизациями, хотя и относятся сюда же. Обобщенное понятие – Западная цивилизация. Западная культура связана с постоянными изменениями в жизни человека. Опыт старшего поколения быстро устаревает и отвергается молодыми. Существует проблема «отцов и детей». НТП позволил западному обществу резко вырваться вперед из остального мира и появились явления, представляющие угрозу перерождению западной цивилизации (человек превращается в придаток машины; производство массового оружия). Еще Шпенглер говорил о гибели европейской гуманистической культуры под напором технократизма. У западной цивилизации пропала душа.

Спор о совместимости или несовместимости западной и восточной культур возник давно и продолжается сегодня.

Р. Киплинг указывал: «Запад есть Запад. Восток есть Восток... И они никогда не сойдутся». Примерно такого же взгляда придерживался К. Юнг. Он считал, что характерные для Востока и Запада типы мышления настолько различны, что сближение между ними не только невозможно, но и нежелательно. Вл. Соловьев, напротив, исходил из того, что в будущем Восток и Запад сольются в единую мировую цивилизацию. Нет национальной математики или электроники, они универсальны. В этом плане Япония мало чем отличается от Европы.

16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.

 

Мир культуры творится человеком. Каков человек – такова и культура, которую он создает. Но справедливо и обратное: определенный тип культуры производит определенный тип человека. Культура приобщает человека к социуму, к его ценностям, нормам и идеалам. Культура формирует цель и смысл бытия человека и развивает его собственную сущность. В культуре формируется и раскрывается духовный мир человека (способности, потребности, мировоззрение, знания, умения, социальные чувства). Поэтому культура выступает как мера реализации и развития сущности человека в процессе его социальной деятельности, как «мера человека». Любая вещь человека имеет культурное содержание. По творениям людей в данную эпоху мы судим о ее культуре.

Эволюция человека создала предпосылки для развития культуры. Но и эволюция культуры связана с развитием человека.Человек не рождается культурным существом. Культурные нормы, как и прочие, культурные явления, усваиваются человеком в процессе развития, в рамках взаимодействия с другими людьми. Этот процесс в общественных науках называют при помощи термина «инкультурация».

Инкультурация - это процесс усвоения отдельным человеком культурных норм и ценностей, а также обычаев и традиций, языка. Это процесс формирования личности. В процессе инкультурации человек усваивает культурные ценности, которые разделяются его окружением.

Термин «инкультурация» по своему смыслу близок к термину «социализация».

Социализация - процесс передачи социокультурного опыта от одного поколения к другому. Это культурное наследование.

Социализация – это приобщение человека к принятым в данной культуре и обществе системам ценностей и норм. Социализация, предполагает внутреннее согласие человека принять общепринятые нормы. Это непрерывный процесс овладения культурой и индивидуализация личности.

Насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Например, «дети джунглей» не прошли процесс инкультурации и социализации, т.е. им никто не передал социокультурный опыт, их никто из людей не учил, не воспитывал, и они не усвоили язык, нормы, ценности, традиции какого-нибудь общества. Они были полностью лишены общения с другими людьми и выросли среди животных. Дети, лишенные в раннем детстве человеческого общества, никогда не становятся людьми.

Основные формы инкультурации - научение и воспитание. Усвоение культуры происходит путем научения. Культура создается, и культуре обучаются. Поскольку она не может быть приобретена биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению.

Процесс инкультурации начинается в самом раннем детстве и прекращается только в старости, то есть охватывает всю жизнь человека.

Date: 2015-07-24; view: 355; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию