Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В каждой из областей исследования культуру определяют по-своему





Поэтому существует несколько самостоятельных подходов к рассмотрению феномена культуры:

1. Антропологический подход Антропология –наука о происхождении и эволюции человека. Антропосоциогенез – процесс совместного зарождения и развития человека и общества. Выделяют: · физическую антропологию, · философскую антропологию, · социальную антропологию, · культурную антропологию, · психологическую антропологию т.д. Антропологический подход к культуре разработан следующими учеными, зарубежными и российскими этнографами, этнологами (история этнографии) и антропологами: Д.Н. Анучин, К. Клакхон, А.Л. Кребер, К. Леви-Строс, Б. Малиновский, Н.Н. Миклухо-Маклай, Л. Морган, Э.Б. Тайлор и др. Антрополог изучает все аспекты той или иной территории: биологические особенности человека, язык, технику, социальное устройство, приспособляемость к окружающей среде. Первоначально объектом анализа социальной и культурной антропологиибыли изолированные племена и отдельные деревни, сегодня – это современные промышленные предприятия, отдельные учреждения, школы, вузы, больницы и т. п. Основным объектом и предметом остается область повседневных взаимодействий в рамках жизненного мира человека. Антропологический подход к исследованию культуры отличается целостностью анализа социокультурных явлений. В региональных исследованиях антрополог изучает все аспекты той или иной территории: биологические особенности человека, язык, технику, социальное устройство, приспособляемость к окружающей среде. При этом антрополог не отрицает значения специализированных исследований, проводимых социальными психологами, экономистами, юристами, политологами.
2. Философский подход Философский подход стремится к рациональному объяснению всего бытия. Философия выступает теоретическим выражением человеческих ценностей и человеческого отношения к миру.
3. Аксиологический – ценностный подход Аксиология – это наука о ценностях. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданнъх человечеством. Ценности – это осознанные, социально значимые для духовного и физического развития людей явления и процессы. Культура содержит: · ценности-идеалы, нормы и стандарты поведения, которые регулируют поступки и отношение людей друг к другу, к обществу, природе. Нормы – это правила поведения людей в обществе. · материальные вещи, которые производят люди. Культура воплощает в себе все самое ценное, все самое важное с точки зрения сообщества людей - то, что они хотели бы поддержать и сохранить для будущих поколений.
4. Деятельностный подход; системный подход Человек активно преобразует мир, поэтому деятельность – основная характеристика человеческой жизни, всей истории человечества. В результате деятельности людей создается материальная и духовная культура. Культура – процесс творческой деятельности человека.
5. Функциональный подход; личностно-атрибутивный подход Культура – характеристика самого человека. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии. Физические и духовные качества человека, его отношение к миру – это есть культура человека. Поступки, выбор человека говорят о его внутренней и внешней культуре.
6. Семиотический (символический) или знаковый подход Семиотика - наука о знаках. Культура представляет собой совокупность знаков и знаковых систем, символов, текстов, которые используются людьми во взаимодействиях друг с другом, при осмыслении природы и в практической деятельности. Знаковые системы: - язык, при помощи которого мы общаемся и передаем информацию; -мифы; - фольклорные и литературные произведения, - картины, - фильмы, - религиозные ритуалы и т.д. Они несут огромную информацию о мире и о том, как он устроен, сообщают о том, как должны себя вести члены общества, что хорошо, а что плохо, что считается правильным, а что неправильным. Именно поэтому говорят, что культура - это небиологическая знаковая система.
7. Технологический подход Культура представляет определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни, который зависит от технико-экономических показателей развития общества, его энерговооруженности, технологии и других параметров. Рассматривают культуру с точки зрения развития техники и технологий.

 

3. Структурные элементы и функции культуры.

 

Культура – это сложная многоуровневая система. Культура имеет очень сложное строение.

1. Выделяют две основные формы существования культуры: предметную и личностную. Предметная форма – внешняя форма. Это предметы, продукты труда, готовые результаты человеческой деятельности. Личностная форма - это форма живых человеческих потребностей, знаний людей. Это развитие самого человека, его творческих сил, способностей.

Источником развития культуры является деятельность каждого нового поколения. Эта деятельность осуществляется в каждый конкретный исторический период на базе того, что было создано до него более ранними поколениями и обязательно включает в себя наследование, освоение и переработку прошлого опыта. Существует культурная преемственность между поколениями.

Развитие культуры – это единство освоения предшествующей культуры и создания новых культурных ценностей. В ходе освоения предметная форма культуры переходит в личностную, становится внутренним достоянием человека. А в процессе творческой деятельности культура из личностной формы переходит в предметную, когда человек реализует свои способности, знания в новых результатах деятельности. Таким образом, личностная и предметная формы культуры диалектически взаимосвязаны между собой. Осваивая накопленный опыт, человек может внести свой собственный вклад в культурный слой.

2. Основными сферами человеческой деятельности является материальное и духовное производство. В связи с этим разделяют материальную и духовную культуру.

Материальная культура – это средства производства, средства потребления; культура труда; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу; физическая культура и т.д.

Синоним материальной культуры – «искусственная среда».

Материальная культура помогает дать правильное представление о культуре народа, уровне его развития в различные эпохи. Помогает узнать, что потреблял человек, насколько были развиты его потребности и т.д.

Но в процессе жизни люди производят не только средства производства, но и свое сознание. Таким образом, существует и духовная культура.

Духовная культура - это познавательная и интеллектуальная культура. Это производство общественного сознания в его различных формах (мировоззрение, мораль, правовое сознание, эстетическое сознание и др.). Это процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картины, скульптур, научных открытий, религиозных учений.

Духовная культура обладает рядом особенностей по сравнению с культурой материальной. Это деятельность по преимуществу умственная, хотя может включать в себя и работу с материалами (скульптор).

Духовная культура относительно самостоятельна. В различные периоды она либо опережает развитие экономики, т.е. материальной культуры, либо отстает.

3. Культуру подразделяют по ее носителю. В зависимости от этого выделяют мировую и национальную культуры.

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур.

Национальная культура – это синтез культур различных классов, социальных слоев и групп общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляется как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности ведения хозяйства, традиции труда и производства и т.д.) сферах жизни и деятельности.

4. Культура социальных общностей, субкультура. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, социальных, профессиональных и др.), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами. Выделяют субкультуру классовую, городскую, сельскую, профессиональную, молодежную, пожилых людей, национальных меньшинств и т.д.

5. Доминирующая культура и контркультура. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит название контркультуры.

6. Элитарная, народная и массовая культура.

Таким образом, структура культуры является сложным, многогранным образованием.

Культура выполняет в обществе большое количество функций, которые зависят от ее конкретно-исторического содержания. В современной научной литературе существует множество классификаций этих функций. Основные функции культуры:

- гуманистическая (человеко-творческая);

- трансляции (передачи) социального опыта. Культуру считают социальной памятью человечества;

- познавательная (гносеологическая);

- нормативная (регулятивная) функция. Она связана с регулированием различных сторон деятельности людей. Эта функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право;

- семиотическая (знаковая) функция. Культура представляет собой определенную знаковую систему. Без изучения знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Собственными знаковыми системами (языками) располагают: музыка, живопись, театр, математика, физика, химия, биология;

- ценностная (аксиологическая) функция. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.

 

Date: 2015-07-24; view: 514; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию