Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 1. Начальные (доклассические) экономические представленияСтр 1 из 15Следующая ⇒ Лекционный комплекс «EСОN 302 История экономических учений»
5В050700 – Менеджмент
Алматы, 2013 г. Конспект лекционных занятий.
Раздел 1. Начальные (доклассические) экономические представления Становление экономической мысли совпадает со становлением человеческого общества. Но сегодня можно узнать только о тех экономических идеях, которые нашли отражение в письменных источниках. Таким образом, начало изучения экономических взглядов совпадает с возникновением первых цивилизаций: Древний Восток, Древняя Греция и Древний Рим. Общей чертой всех древних экономических источников является их синкретизм, т. е. недифференцированность экономической мысли от политико- правовой, религиозной и философской мысли в целом, поэтому как первые экономические, так и правовые, религиозные, философские и т. п. идеи имеют одни и те же литературные источники. Основное отличие воззрений древних цивилизаций лежит в русле рассматриваемой проблематики, последняя в свою очередь обусловлена особенностями экономического развития этих цивилизаций. Так, для Древнего Востока (Месопотамия, Египет, Индия, Китай) ха-рактерна централистически-этатическая направленность (от фр. etat – государство), где в центре исследования находится проблема централизованного управления государством, а основное внимание уделяется общим принципам его руководства. Экономическую мысль Древней Греции отличает этическая направленность, т. е. выяснение того, справедливы или нет сложившиеся отношения. Экономическая мысль Древней Греции несет в себе зачатки целого ряда экономических проблем, которые была призвана разрешать экономическая наука всех последующих лет, вплоть до наших дней. Здесь есть идеи, предвосхитившие физиократов о главенстве сельского хозяйства в структуре экономики (Ксенофонт, Платон); положение о разделении труда (Ксе-нофонт), значение которого заново открыл А. Смит; был поставлен вопрос об основе и уровне цены (Платон, Аристотель), ценности и полезности (Аристотель); о богатстве и его источниках (Ксенофонт, Аристотель). Особо следует подчеркнуть роль Аристотеля, взгляды которого отличает стремление постичь суть изучаемых экономических явлений, что фактически закладывает основы экономического анализа. То, что было сделано в экономике Древним Римом, – это отражение экономических идей в области права. Законы Римского права, провозглашавшие частную собственность как естественное правовое и необходимое отношение, проистекающее из самой природы, положили начало многовековой дискуссии, которая продолжается и сейчас между теми, кто является сторонником частной собственности и теми, кто считает, что права частной собственности должны быть ограниченны в интересах государства или отдельной группы лиц. На становление экономических представлений древности существенное влияние оказала религия и особая роль здесь принадлежит христианству, которое сформировало отрицательное отношение к богатству и к труду как источнику богатства. Экономические идеи средневековья в Европе не были значительными, как незначительно было развитие экономических, рыночных отношений, специфический характер которых определяли цеховые организации, гильдии или, выражаясь современным языком, монополии. И хотя экономические вопросы волновали некоторых средневековых мыслителей в постановке экономических проблем и понимании сути они не поднялись даже до уровня передовых мыслителей древности. Так, в решении традиционного экономического вопроса о цене наиболее прогрессивный мыслитель средневековья, богослов Ф. Аквинский придерживался того мнения, что цена должна быть "справедливой", т. е. разной в зависимости от сословной принадлежности продавца. Средневековый Восток испытывал на себе влияние ислама, согласно которому экономика, как и любая другая сфера жизни, должна быть строго регламентирована согласно Корану: уплата налогов и их использование, запрет ростовщичества, контроль над торговлей за строгим соблюдением мер и весов; наличие же имущественного неравенства и денег объяснялось божественным происхождением. Светский мыслитель средневекового Востока Ибн Хальдун, автор теории общественного прогресса (социальной физики), считал, что в истории общества есть два периода, отличающиеся друг от друга способом добычи средств существования. В вопросе о цене он придерживался мнения, что она зависит от функционального назначения продукта и количества населения. В период позднего средневековья становятся актуальными идеи Платона об идеальном государственном устройстве, отвечающем представлениям аскетической морали и этическим идеалам христианской справедли-вости, появляются социальные утопии Т. Мора, Т.Кампанеллы, Ж. Бодена. В XVI и XVII вв. в жизни общества стали преобладать реальные интересы, потеснившие религиозную и морально-этическую предубежденность раннего средневековья в вопросах денег, богатства и торговли. На религию стали смотреть либо как на препятствие, которое надо сломить, либо как на простое орудие, способствующее развитию рыночных отношений.
Поэтому в этот период появляются экономические воззрения, свободные от религиозно-этических наслоений, и формируется первое самостоятельное направление экономической мысли, пропитанное утилитарными потребностями политики, получившее название "меркантилизм". Меркантилизм как система практической политики в виде протекцио-низма адресован государству. Отождествление денег с богатством предпо-лагало первоначально непосредственное регулирование денежных потоков (ранний меркантилизм), а затем уже поддержку национальной промышленности посредством регулирования вывоза и ввоза товаров за границу с помощью пошлин, тарифов, квот, установления номинальной цены денег и, тем самым, обеспечения положительного торгового баланса (поздний меркантилизм). Но часть религиозных деятелей, возмущенная разложением церкви и видящая в ней препятствие на пути развития рыночных отношений, стремилась реформировать христианско-католическое учение. Немецкий священник М. Лютер, а затем швейцарец Ж. Кальвин предложили новое ре-лигиозное учение – протестантство, в котором был сакрализован (освящен) повседневный труд, а прибыль, любой финансовый или материальный успех стал рассматриваться как благоволение свыше. Уже в начале ХХ в. немецкий социолог и историк М. Вебер в работе "Протестантская этика и дух капитализма" показал, что протестантство разрешило проблему этики и рациональности и тем самым сделало законным не только рынок, но и капитализм с его механизмом накопления богатства не в ущерб другим, а к их пользе. В Древней и средневековой Руси сохранившиеся источники показывают, что в этот период нашли отражение две противоречивые проблемы: распространение христианства с его идеей равенства и аскетизма и становление крепостного права, законодательно закрепляющего экономическое и социальное неравенство. Идеи меркантилизма в России были как привнесены из Европы (А. Ордын-Нащокин, Ю. Крижанич, М. Ломоносов), так и сформулированы независимо и самостоятельно крестьянином-самоучкой И. Посошковым. Политика меркантилизма начала активно проводиться Петром I.
|