Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История, опыт





 

Образовательные программы по технологи «Равный обучает равного» основаны на том утверждении, что, как правило группа сверстников обладает огромной силой воз- действия. Практика показывает, что именно она является одним из мощных негативных факторов воздействия на молодежь. Но, когда эта сила умело управляется педаго- гическим опытом, то ее можно заставить работать на благо. Ведь каждый член любой группы сверстников обладает как сильными, так и слабыми сторонами. Если педагог действительно хочет использовать сильную сторону для продуктивной работы, для это необходимо хорошо знать


интересы молодых людей, их мотивацию, а также социаль- ные жизненные навыки. Программы обучения молодого человека в своей среде как раз и стремятся к тому, чтобы отдать должное важности этого источника влияния на мо- лодежь и направить его в нужное русло.

В русском языке английский термин «peer eduсation»

имеет несколько переводов «Равный обучает Равного» или

«Сверстник обучает Сверстника». Нет необходимости пол- ностью калькировать перевод этого словосочетания и только благодаря ему дать четкое определение термина

«peer eduсation». Ведь понятие «peer» имеет два значения:

«свой» по интересам (равный, ровня) и соотечественник. Так как возраст в системе «peer eduсation» не всегда яв-

ляется обязательным условием, наиболее полно передает смысл термина именно понятие «равный обучает равного». Первоначальное значение слова «eduсation» идет от слов

«извлекать», «вытягивать», именно поэтому мотивацион- ная установка участников процесса «Я расскажу» или «Вы ответите на этот вопрос сами» важна для этой технологии.

«Peer eduсation» — это алгоритм, последовательность социального действия подростка, которая меняет поведе- ние. Для педагогов, которые работают по этой программе нужно учитывать три фактора: как, где и когда применять

этот алгоритм.

Сам термин «peer» используется уже более 150 лет. Ос- новное его преимущество состоит в том, что процесс «peer

eduсation» предлагает человеку несколько вариантов вы- бора и дает право самостоятельно принять решение. Не смотря на свой возраст, только в 90-х годах ХХ века по-

явилось огромное количество публикаций о «peer eduсa- tion». Даже высказывались опасения, что термин будет затеоретезирован, а сам процесс уйдет в сферу научных

подходов и научных публикаций. В Англии, например, на оценку действенности «peer eduсation» был выделен один миллион фунтов стерлингов.

История термина «Равный обучает Равного» происхо- дит из Англии, хотя считается, что англичане только за- фиксировали этот термин. Первый случай применения

«peer eduсation» относится к XIX веку. В английской обра- зовательной системе того времени учителя работали с клас- сами по 100—150 человек, поэтому возникла необходи-


мость подготовки себе помощников, то есть по современ- ным понятиям — молодых тренеров. Однако после введе- ния обязательного образования, использование этой техно- логии стало неактуальным и даже непопулярным.

Вторая волна использования термина «peer eduсation» относится к 40—50-м годам ХХ века. В американской системе образования стало модным консультирование в среде сверстников. Однако в Западной Европе эта система не была поддержана.

Параллельно развиваются термины «peer helping» (по- мощь сверстников), «peer сonsultations» (консультация

сверстников), «peer teaсhing» (обучение сверстников),

«peer сollaborating» (сотрудничество сверстников), «peer tutors» (наставничество сверстников).

С угрозой распространения ВИЧ/СПИДа «peer eduсa- tion»все больше развивается в сфере общественного здо-

ровья. Как правило, это касается изменения поведения (помочь взять на себя ответственность за свое здоровье и его сохранение). В 1988 г. В Лос-Анджелесе начала работать

Программа равного образования (Peer Eduсation Program, сокращенно PEP). Ее целями были обучение молодых лю- дей в области профилактики ВИЧ-инфекции и подготовка из их числа интструкторов-добровольцев для передачи

соответствующей информации сверстникам. С этого мо- мента принцип «Равный обучает Равного» постепенно при- обретает популярность.

Схема использования принципа очень проста: вначале юноши и девушки получают достоверную информацию о СПИДе и развивают умения, необходимые для эффектив-

ной ее передачи. В дальнейшем они разрабатывают сов- местные профилактические занятия и проводят их со свои- ми сверстниками в учебных заведениях, молодежных орга-

низациях, или просто делятся этой информацией с друзья- ми и знакомыми.

Система «Равный обучает равного» помогает в двух ас-

пектах человеческой жизни. Во-первых, люди, получая знания и умения, задумываются об аспектах, влияющих на их поведение. Во-вторых, сам процесс воздействует на поведение человека, так как передаются мысли и чувства человека из твоего круга. В отчете ЮНФПА (Фонд ООН по народонаселению) «О состоянии народонаселения мира за


2003 год» высоко оценена роль метода «Сверстник обучает сверстника» как «инструмента обучения молодых людей безопасному и ответственному образу жизни».

Сам процесс образования в своей среде базируется на

«трех китах»: умения, знания и личностное развитие. Пе- редавая знания и умения своим сверстникам, тренеры раз- виваются сами и способствуют развитию своих обучаемых. В итоге модель «Равного образования» приобретает цик- личность, т. е. тренеры не просто транслируют знания и умения, но и получают новые знания, умения и опыт у сво- их обучаемых.

Можно говорить о преимуществах технологии обучения в своей среде:

• по мере взросления активизируется взаимовлияние мо- лодых людей, увеличивается количество времени, про-

водимого старшеклассниками среди ровесников. При- нятые в этом кругу нормы и ценности часто становятся для них значимее тех, что существуют у старшего по- коления. Поэтому по многим вопросам юноши и де- вушки в большей степени доверяют информации, по- лученной именно от сверстников;

• использование принципа «Сверстник обучает сверстни- ка» позволяет упорядочить процесс получении и ус-

воения информации, которая отличается особой досто- верностью. Кроме того, молодые люди общаются друг с другом на «одном языке», что делает информацию до- ступной и принимаемой;

• несмотря на нехватку образования и опыта общения для работы в качестве «обычных» преподавателей, мо-

лодые люди, вовлеченные в работу в рамках программ обучения в своей среде, в отношениях коммуникации со сверстниками превосходят взрослых преподавателей;

• молодому человеку легче понять потребности современ- ной молодежи, как происходит формирование лично-

сти, образа жизни и стереотипов поведения своих свер- стников; он понимает чувства и эмоции, лежащие в ос- нове их внешних поведенческих проявлений;

• молодым тренерам более понятны интересы, стремле- ния и страхи сверстников, они говорят на одном языке

с ними, и, что очень важно, в совершенстве владеют языком образного и невербального общения, который


может выступать в качестве очень важного средства обучения;

• хорошо структурированная программа обучения в своей среде может стать мощным орудием социального раз- вития молодежи, кроме того, практически любая ситуа-

ция может быть использована в учебных целях;

• принцип «Сверстник облучает сверстника» как допол- нение к традиционным формам образования.

• в программах, основанных на данном принципе, ис- пользуются групповая форма работы и интерактивные

методы обучения. Каждый может высказать свою точ- ку зрения, задавать вопросы, обсуждать значимые проблемы. Происходит не только распространение ин- формации по определенной теме, но и взаимное обога- щение опытом, выработка новых моделей поведения. В то же время молодые люди развивают навыки пло- дотворного социального взаимодействия.

Процесс обучения в своей среде может занимать от од- ной недели до нескольких лет. Не надо бояться длитель- ности этого процесса, так как это время, затраченное на

обучение в среде сверстников, окупится сторицей. Однако

не следует искусственно растягивать программу. Иногда двух-трехдневный семинар может дать гораздо больше, чем годичная программа.

При подборе группы важно учитывать следующие мо- менты:

• наиболее успешны те участники, которые сами изъяви- ли желание работать в программе;

• необходимо учитывать психологическую характери- стику участника. Часто подросток, внешне кажущий-

ся сильным и уверенным, не всегда может стать хоро- шим тренером (возможно, он просто хороший актер, но не желает хорошо усваивать необходимый материал для проведения тренингов);

• работать надо не только с теми, кого отобрали в группу, но и с теми, кто этот отбор не прошел, т. е. иметь резерв;

• вовлекать новых людей в работу.

Программы занятий в системе «равного обучения»

должны быть как обязательными, так и гибкими (возмож- ность изменить программу в зависимости от ситуации).


Знания, умения и личностное развитие должны использо- ваться единовременно на всех этапах процесса.

Не менее важно для тренера наличие хотя бы знаний о проблеме, по которой он собирается проводить занятия. Не

представляя конечного результата, невозможно логично и правильно выстроить программу занятий.

Еще один аспект, который необходимо учитывать, при-

ступая к обучению в своей среде: тренеру необходимо по- стоянно расти и совершенствоваться, анализировать, не отстали ли знания от знаний участников, понимает и при- нимает ли тебя группа.

«Peer eduсation», как любой образовательный процесс, имеет как свои преимущества, так и свой риск. Одним из

важных достоинств «peer eduсation» является активное участие молодых людей в решении собственных проблем.

Одним из минусов является опасность, что молодые лю-

ди станут думать так же, как взрослые. А «peer eduсation» не должно забирать у молодых их молодость и непосредст- венность.

 

Почему «Обучение сверстников сверстниками»

Date: 2015-07-24; view: 363; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию