Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моральные нормы как социальные нормы





 

Определяя право как норму (т.е. конституируя его как предмет специальной науки о праве), его тем самым отграничивают от природы, а правоведение от естествознания. Но помимо правовых норм существуют еще и другие регулирующие поведение людей по отношению друг к другу (т.е. тоже социальные) нормы; и потому правоведение не единственная дисциплина, занимающаяся изучением и описанием социальных норм. Эти другие социальные нормы можно объединить под названием "мораль"; изучающую и описывающую их дисциплину можно назвать этикой11.

Поскольку справедливость есть требование морали, то соотношение справедливости и права должно рассматриваться вместе с соотношением морали и права. При этом следует иметь в виду, что мораль часто смешивают, с этикой, так же как право с правоведением, полагая, что этика регулирует человеческое поведение, определяет права и обязанности, т.е. властно (autoritär) устанавливает нормы, в то время как все это относится к морали, а этика может лишь изучать и описывать моральные нормы, установленные властной инстанцией в области морали (moralische Autorität) или сложившиеся на основании обычая. Методологической чистоте правоведения угрожает опасность не только потому, что часто не замечают границу, отделяющую его от естествознания, но и – гораздо больше – потому, что правоведение не отличают (или отличают недостаточно ясно) от этики и, соответственно, не проводят четкого различия между моралью и правом.

Социальный характер морали иногда оспаривают, указывая, что помимо норм, регулирующих поведение человека по отношению к другим, существуют моральные нормы, предписывающие человеку определенное поведение по отношению к себе самому: например, норма, запрещающая самоубийство, или нормы, предписывающие смелость или целомудрие. Но эти нормы обнаруживаются лишь в сознании людей, живущих в обществе. Пусть поведение, которое предписывают человеку эти нормы, непосредственно касается лишь его самого, однако опосредованно также и других членов сообщества. Ведь это поведение становится моральной нормой в сознании членов сообщества лишь в силу своих последствий для сообщества. И даже так называемые обязанности человека по отношению к самому себе суть социальные обязанности. Для уединенно живущего человека они бы не имели смысла.

 

Date: 2015-07-24; view: 332; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию