Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интервью с бахаистским учителем





Занимаясь исследованием истории и богословия бахаизма, я часто брал интервью у авторитетных представителей бахаистского движения. Здесь я приведу запись важнейших отрывков из интервью у одной женщины, хорошо подготовленного и искреннего учителя бахаизма.

 

Вопрос: Верят ли бахаисты в Святую Троицу?

 

Ответ: Если под словом Троица вы подразумеваете христианское понятие о трех личностях - Отце, Сыне и Духе Святом, являющихся вместе Единым Богом, то ответ отрицателен.

 

Мы верим в то, что Бог - одна личность, в соответствии с индуизмом и исламом. Мы не можем принимать мысль о том, что Бог одновременно есть три и один, и считаем, что это противоречит Библии, которую христианство считает своим источником. Довольно много исследователей иудаизма полностью согласны с нами на этот счет, как, впрочем, и Коран.

 

Вопрос: Является ли Иисус Христос единственным проявлением Божества, то есть можно ли Ему верить, когда Он говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14:6).

 

Ответ: Нет, мы верим в то, что Иисус был только одним из девяти проявлений божественного существа и что Он появился в Свою эпоху, чтобы просветить тех, кто жил в то время. Сегодня Баха-Аллах является источником откровения.

 

Иисус был путем, истиной и жизнью для своего времени, но отнюдь не для всех времен.

 

Абдул Баха указывает, что мы должны почитать все главные пророческие голоса, а не один из них. Он сказал:

 

«Христос был пророком для христиан, Моисей для евреев, так почему последователи каждого пророка не могут признавать и почитать других пророков?

 

Абдул Баха также занимал высокое место в бахаистской мысли. Именно он сказал:

 

«Откровение Иисуса было предназначено для его диспенсации - диспенсации Сына, но теперь Он больше не является точкой отсчета для мира. Бахаисты должны отрешиться от всех и всякого прошлого - от хорошего и от плохое - от всего... Теперь все изменилось. Все учения прошлого в прошлом» (Из официальной брошюры бахаизма «Звезда Запада», 31 декабря 1913 г.).

 

Вопрос: Поскольку вы верите, что Иисус говорит только для Своей диспенсации, то как вы объясняете многочисленные места в Новом Завете, где Он и Его ученики утверждают, что Он «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8), что Его слова были основанием и что они «не прейдут»?

 

Ответ: Вы должны понять, что многое в Новом Завете было написано намного позже смерти Иисуса, отсюда следует, что невозможно иметь абсолютную достоверность во всем.

 

Было бы очень естественно для Его учеников так заявлять, но откровения Баха-Аллаха заменяют все подобные утверждения.

 

Вопрос: Воскресение Иисуса Христа из мертвых является истинным основанием христианской веры. Признает ли бахаизм воскресение Тела Его и вознесение на небо и верите ли вы в то, что Он является истинным Первосвященником по чину Мелхиседека, выступающим в качестве Ходатая пред престолом Божиим для всех людей?

 

Ответ: Воскресение Иисуса и Его вознесение на небо могут быть истинными или нет в зависимости от вашей точки зрения. Как я раньше сказала, мы имеем непосредственное отношение к Баха-Аллаху и новой эре или эпохе, и, почитая Иисуса, как и великих пророков других религий, мы не считаем, что бахаистская вера обязательно должна признать все догматы какой-то специфической религии. Мы верим, что Иисус покорил смерть, что Он с победой оставил гробницу, но это сферы духовного царства, и здесь требуется духовное толкование.

 

Вопрос: То есть вы на самом деле не верите в воскресение Тела Иисуса Христа?

 

Ответ: Лично я не верю. Но мы верим в то, что неизбежно наступит воскресение всякой плоти.

 

Вопрос: В богословии иудаизма и христианства большое внимание уделяется жертвенному искуплению за грех. Христианское богословие, в частности, подчеркивает, что Иисус Христос - это Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Так назвал Его Иоанн Креститель, а Новый Завет широко свидетельствует о Его заместительной жертве за грехи мира. Если, как утверждает христианство, «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:2), тогда какую роль играют Абдул Баха или Баха-Аллах? Если Бог открыл Себя окончательно и полностью, как учит Новый Завет, в Иисусе Христе (Кол. 2:9), то зачем же нужны другие Богоявления?

 

Ответ: Видите ли, именно в этом и состоит наша позиция. Бог нe открыл Себя полностью и окончательно ни в одном из Своих великих явлений, но через них вместе взятых, кончая Баха-Аллахом. Христиане могут найти свой духовный покой, веруя в заместительное искупление. В бахаизме же это не нужно. Та эпоха прошла. Новая эпоха духовной зрелости появилась с Баха-Аллахом, и мы обязаны прислушиваться к его словам.

 

Вопрос: Если, как вы говорите, Моисей, Будда, Зороастра, Конфуций, Христос, Магомет, Кришна, Лао и Баха-Аллах являются равными проявлениями божественного разума, то почему же они противоречат друг другу, ведь мы знаем, что Бог не есть Бог неустройства, или, по-вашему, Он является таковым?

 

Ответ: В то время как существуют разногласия между учениями великих пророков, тем не менее, все они придерживались основных нравственных и духовных ценностей. Так что мы можем ожидать единство в этом, и, в свете падшей природы человека, разнообразия форм выражения их в писаниях и доктринах их учеников.

 

Вопрос: Признаете ли вы все священные книги мировых религий, то есть считаете ли вы их равноценными по своему авторитету произведениям Баха-Аллаха?

 

Ответ: Произведения Баха-Аллаха, поскольку они - последние откровения, должны, с точки зрения бахаизма, считаться окончательным авторитетом в делах религий.

 

Вопрос: Иисус Христос учил тому, что спасение от грехов можно получить, только если признать Его Понесшим грехи из 53 главы Книги пророка Исаии. Как вы в бахаизме относитесь к проблеме своих собственных грехов?

 

Ответ: Мы признаем тот факт, что нет совершенных людей, но, практикуя принципы, установленные Баха-Аллахом, и прилагая все усилия через молитву и личную жертву для достижения жизни, соответствующей характеру божественного существа, открытого в нем, мы можем получить вечное спасение, как вы любите называть это.

 

Вопрос: Значит, вы имеете в виду, что вы сотрудничаете с Богом для достижения своего спасения?

 

Ответ: Да, в каком-то смысле, думаю, так можно сказать, хотя в конечном счете Бог должен быть милосерден к нам, иначе никто не избежит Божественного суда.

 

Вопрос: То есть вы верите в грядущий Божий суд и в существование рая и ада?

 

Ответ: Да, бахаистская вера признает Божественный суд, хотя не в том образном виде, в котором представляют его христиане. Мы ничего не знаем о вечном огне, которому будет навсегда предан грешник. Но мы верим в Божий рай, который будет обителью праведных, и в воскресение, и в конечное прочтение всего происходящего.

 

Вопрос: Если рассматривать это в личном плане, не желая вас обидеть, можно ли вас спросить, являетесь ли вы лично в настоящее время хорошим практикующим последователем Баха-Аллаха, и если да, то знаете ли вы сейчас точно, что вам прощены все грехи и что если бы вас призвали этой ночью к престолу Божию, то вас бы сочли достойной Его Царства?

 

Ответ: Я думаю, что ни один человек не может сделать такого рода заявление, ибо никто не совершенен или свят настолько, чтобы заслуживать Божий рай, и те, кто заявляет, что достиг этого высокого положения, по меньшей мере самонадеянны в глазах бахаистской веры. Я не смогла бы сказать это о себе сейчас, но надеюсь, что так будет, когда я умру.

 

Вопрос: Признает ли бахаистская вера личность и Божественность Духа Святого, как Он открылся в Новом Завете?

 

Ответ: Кажется, в вашем Евангелии от Иоанна написано, что Иисус пошлет другого Утешителя, Который пребудет во век. Мы понимаем, что это и есть пришествие Баха-Аллаха, прямое исполнение слов Иисуса.

 

Вопрос: Но ведь многое из вашего богословия заимствовано в исламе, а мусульмане говорили о Магомете по отношению к пророчеству Христа в Ин. 14 то же самое, что и вы о Баха-Аллахе?

 

Ответ: Нет никакого сомнения в том, что мы почитаем Коран как одно из божественных откровений и Магомета как одного из девяти пророков, но ислам исторически преследовал нас, и именно последователи ислама убили Баба и гнали Баха-Аллаха.

 

Что касается заявления мусульман об Иоанна 14, то, по-моему, они действительно так считают.

 

Приведенная выдержка впечатляет намного больше, чем мог бы сделать мой собственный анализ. Слова, исходившие из уст авторитетного представителя бахаизма, яснейшим образом выражают то, что отделяет бахаизм от исторического христианства. Ни один настоящий приверженец Баха-Аллаха, по ее собственному признанию, не может говорить в настоящее время о мире с Богом и радости прощения грехов, принадлежащей только тем, кто возложил свою веру и надежду на благодать и жертву Сына Божия (Ин. 5:26; 6:47; Еф. 2:8-10).

 

Парадоксально, но факт, что главные пророки бахаизма противоречат друг другу, и этого не заметил бахаизм, который в своих поисках экуменического синкретизма предпочитает обойти, а не объяснить существующие громадные противоречия между основными вероисповеданиями.

 

Как и большинство культов, бахаистская вера выискивает в Библии то, что лучше всего способствует продвижению вперед своего богословия независимо от контекста или богословского авторитета. Автор поражался в течение этого интервью тем, что женщина, бахаистский учитель, была последователем бахаизма более пятидесяти лет и, несомненно, уж она-то не могла не знать исторические основания бахаизма. В течение этого интервью, проведенного во время бахаистского собрания в ее доме, нам неоднократно представлялась возможность приводить утверждения Иисуса Христа о Себе, и в результате стало очевидно, что их «богом» является Баха-Аллах. Бахаистский план спасения заключается в вере плюс собственные добрые дела. Их понятие об аде в основе предполагает исправление вместо наказания. Их эсхатология - это смесь ислама, иудаизма и христианства, а их авторитет - сочинения Баха-Аллаха и Абдула Баха.

 

Все из примерно тридцати присутствовавших особенно гордились тем, что они пришли к вере, намного превзошедшей остальные религии, которая великодушно включает в себя находящуюся в этих остальных истину ради приближения новой эры, о которой пророчествовал их лидер.

 

Для них не было рождения Сына от Девы, был только один иранский ученик; не было чудес, было только одиночество в пустыне; не было Спасителя, совершившего искупление, был только измученный умирающий человек; не было воскресшего Спасителя, был только Абдул Баха; не было Духа Святого, было только пророчество о пророке; не было вознесения Первосвященника, были только дела плоти; и не будет Грядущего Царя, а есть только новая эра. В том помещении исполнялись с ужасающей точностью слова Нашего Господа:

 

«Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:8-9).

 

Все существующие в мире бахаистские храмы и все цитаты из священных книг не смогут отменить тот факт, что сердце человеческое лукаво более всего и крайне испорчено. Кто узнает его? Баха-Аллах не смог, и могут ли его ученики сегодня? Прислушаемся к словам Господа нашего:

 

Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас. Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира; потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю... Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его: ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день; ибо Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец, Он дал мне заповедь, что сказать и что говорить; и Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец (Ин. 9:41; 8:23-24, 28; 12:44, 47-50).

 

Заключение

Из обзора бахаизма мы узнали несколько вещей об этом странном культе. Во-первых, мы видим, что хотя бахаизм имеет исламское происхождение, он очень осторожно переоделся в западную терминологию и подражает христианству по своему внешнему виду и обрядам, где только возможно, стараясь быть привлекательным для западного сознания.

 

Во-вторых, бахаизм стремится не впадать в конфликт с главными принципами Евангелия. Таким образом, бахаисты абсолютно не возражают против того, чтобы христиане сохранили свою веру в номинальном смысле, но с условием, что они признают Баха-Аллаха и общие принципы Всемирной бахаистской веры.

 

В-третьих, бахаизм преднамеренно урезает основные догматы христианской веры, либо прямо отрицая их, либо осторожно манипулируя терминологией с тем, чтобы «смягчить» богословский догматизм, характеризующий ортодоксальное христианство.

 

У бахаизма есть очень мало качеств, необходимых для обладания подлинным религиозным превосходством. Честный бахаист свободно подтвердит, что во многих oтношениях их система копировала практику ислама и христианства.

 

Бахаисты без промедления ссылаются на писания любой религии из девяти, которые они считают священными, чтобы защитить учения Баха-Аллаха и Абдула Баха. В этом, действительно, у них есть превосходство. Многие из них хорошо ориентируются в писаниях мировых религий, особенно по части Ветхого, Нового Заветов и Корана. Таким образом, хорошо подготовленный представитель этого культа может привести буквально гамму богословских цитат в виде эклектической мозаики, обосновывая свои главные тезисы о том, что все люди являются частью великого братства, открытого нашей эре Баха-Аллахом.

 

Главные доктрины христианской веры, такие как абсолютный авторитет Библии, учение о Троице, о Божественности Иисуса Христа, о рождении Его от Девы, об искуплении чужой вины, о телесном воскресении и втором пришествии категорически отрицаются бахаизмом. Они твердят, что Христос есть явление Бога, но не «единственное явление» Божественного Существа.

 

У настоящего христианина, несомненно, может быть очень мало общего с бахаистской верой. Для дискуссий или бесед просто нет никаких оснований, раз обе стороны утверждают, что Иисус Христос и Баха-Аллах не одно и то же. Но естественно, существует основание для встречи - Священное Писание. Мы можем встретиться с любым человеком и преподнести ему невыразимый Божий дар в Иисусе Христе, но не может быть никаких оснований для того, чтобы породниться со Всемирной бахаистской верой, являющейся по своей сути антихристианской.

 

В конечном счете, как и во всех случаях с нехристианскими культами, критика бахаизма должна вестись с позиций здравого богословия, с точки зрения Священного Писания. Ни один христианин не сможет опровергнуть извращений Всемирной бахаистской веры, если прежде не узнает об ее существовании и не поймет, где она расходится с библейским учением. Поэтому мы должны быть готовы повстречаться с деятельностью бахаистских учений, разобраться, в чем они противоречат Евангелию, и выдвинуть необходимые аргументы как свидетели Христа.

 


Глава 11 Церковь единения

 

 

Церковь единения была основана священником Сан Мьюнг Муном, корейцем по происхождению, и представляет собой культ, достаточно популярный и пользующийся влиянием в Америке. Отличительными чертами этого культа являются: (1) направленность на образованную молодежь из «среднего класса», (2) работа под псевдонимами или анонимно, особенно когда дело касается вербовки новых приверженцев, (3) стремление облечь восточные религии в «западную» форму, (4) неправильное истолкование Писания с целью убедить людей, что ориентация на культы Востока совместима с христианством и даже что в ней исполняются пророчества Библии. Организациям, подобным Церкви единения, кроме того, свойственно оказывать на своих членов открытое, широкомасштабное и очень сильное психологическое давление, чтобы заставить их хранить верность культу любой ценой. Впрочем, это психологическое давление в большей или меньшей степени присутствует во всех культах, в чем вы получите возможность убедиться. Наиболее хорошо его можно проследить на примере религиозных групп, недавно появившихся в Америке, представители которых - в основном молодежь из семей, не умеющих еще противостоять новому культу.

 

Кришнаиты, трансцендентная медитация, последователи орегонского гуру Раджниша - все эти течения похожи друг на друга, несмотря на свою специфику. В кратком обзоре теории и практики Церкви единения мы постараемся доказать, что она является нехристианским культом как с богословской, так и с практической точки зрения.

 

История появления

 

6 января 1920 года в христианской семье из провинции Пьюнган Бук-до (ныне Северная Корея) родился Йонг Мьюнг Мун («светящаяся луна дракона»). Есть свидетельства, что Мун увлекся спиритизмом еще в юности; он сам сообщает, что в 16-летнем возрасте видел явившегося к нему Иисуса Христа, Который якобы сказал, что Мун изменит этот мир. Содержание Его слов различно в разных источниках. Одни источники утверждают, что Иисус рассказал о «великой миссии», возложенной на Муна, другие - что он создаст царство Божие на земле. Третьи - что он завершит спасение человечества, как это должно произойти во второе пришествие Иисуса. Сам Мун позже заявлял, что он был поставлен на свое служение, кроме Иисуса, еще и Буддой с Мухаммедом. Тем не менее, представления Муна о собственной роли лидера и духовном авторитете, а также основы его учения и практики окончательно сформировались не раньше 40-х годов.

 

Молодой Мун продолжал самостоятельно изучать Библию, учился в Японии, а к 1945 году выдвинул всю систему своих религиозных воззрений. Наиболее полно они отражены в учебнике Церкви единения «Божественный принцип». После II Мировой войны Мун стал членом группы подпольных пятидесятников в Северной Корее, вера которых отличалась некоторым своеобразием:

 

После II Мировой войны, живя в Северной Корее, он вошел в группу, крайне увлекавшуюся мистическими откровениями и ожидавшую близкого прихода нового Мессии. В группе также полагали, что Корея есть библейский Новый Иерусалим, где этот Мессия родится. Элементы всего перечисленного можно найти в богословии преподобного Муна и в его «Божественном принципе».

 

В 1945 году Мун получил откровение, которое положило начало Церкви единения. В своем видении Мун был назван именно тем, кто спасет мир.

 

После девяти лет исканий и борьбы божественная истина сама далась в руки Муна. В тот миг он стал абсолютным победителем неба и земли. Весь духовный миp преклонился перед ним в этот день победы, ибо он не только сам избавился от клеветы сатаны, но и получил право обвинять сатану перед Богом. В тот день сатана полностью капитулировал перед ним, поднявшимся до высоты истинного сына Божия. И благодаря ему оружие победы над сатаной стало доступно всему человечеству.

 

В знак своего духовного величия в 1946 году Мун изменил имя на Сан Мьюнг Мун («светящиеся солнце и луна»).

 

В течение трех последующих лет коммунисты дважды заключали Муна в тюрьму. Его сторонники называли это преследованием за веру, а противники цитировали в ответ официальные судебные протоколы, ясно показывающие, что причинами разногласий Муна с коммунистами были его частнособственнические интересы и двоеженство.

 

Освободившись из заключения, Мун переехал в Пусан (Южная Корея). Там он продолжил свое небывалое служение проповедника, сочетая свои откровения с привычными библейскими терминами, и в 1954 году в Сеуле основал свою церковь. Новая церковь получила название Ассоциация Святого Духа по объединению всемирного христианства и вызвала массу споров с самого момента возникновения. В 1955 году Мун был арестован властями Южной Кореи и обвинен в неуплате налогов и половой распущенности. Хотя обвинения позже были сняты, воспоминания людей, бывших тогда членами церкви, показывают, что они не возникли без причины, ибо в практике организации были часты случаи «очищения» женщин через половую связь со священником Муном. Христианин Джеймс Бьорнстад вспоминает такие признания очевидца:

 

Один из давнишних приверженцев священника Муна сообщил занимательную деталь. Он сказал: «Очень может быть, что сексуальные обряды являлись частью богослужения в новой корейской церкви. Грех пришел к человеку после общения женщины (Евы) с Люцифером, в котором ей передалось его зло, поэтому вполне логично считать, что если женщина, наоборот, вступит в половой акт с совершенным мужчиной, то через это она может получить от него совершенство, которое устранит первородный грех. Затем, как Адам, вступив в отношения с Евой, перенял у нее грех, так и мужчина обретет совершенство, вступив в связь с этой очищенной женщиной.

 

Книга «Божественный принцип», эта «библия» Церкви единения, вышла в свет в 1957 году. Она была написана одним из служителей церкви, но содержит все, чему учил своих приверженцев Мун. Мунисты понимают и толкуют Библию в соответствии с последней редакцией «Божественного принципа». Как и во всех культах, они не принимают Библию такой, как она есть. Она должна быть обязательно «объяснена» нынешнему поколению «пророком Божиим», преподобным Сан Мьюнг Муном.

 

Влияние Муна (а с ним и церкви) в Южной Корее росло во многом благодаря его занятиям светским бизнесом. Его крайняя антикоммунистическая направленность вызывала симпатии южнокорeйского правительства.

 

В 1972 году Мун провозгласил, что его миссионерская работа найдет благословение на американской земле. Бог призвал его принести богословие единения в Америку. Готовясь к этой миссии, Мун собрал громадный миссионерский фонд, состоявший в основном из пожертвований японских сторонников церкви. Деньги были помещены в банк «Чэйз Манхэттсн» (Нью-Йорк) на имя Муна, так как сама церковь не была признана в США до 1976 года. Правительство США сделало запрос об целях и налоговом статусе этого капитала, результатом чего был суд над Муном по обвинению в неуплате налогов в 1983 году. С 20 июля 1984 года Мун отбывал 18-месячное заключение. Но, несмотря на осуждение Муна и его церкви большинством религиозных организаций Соединенных Штатов, нашлись и защитники его учения, ссылавшиеся на Первую поправку к Конституции. Джон Мак-Клафри, бывший главный политический советник Рейгана, так обобщил этот взгляд на осуждение Муна:

 

Кто-то может считать, что правительство разумно поступило, приговорив Муна к заключению. Он непопулярен в религиозных кругах Америки. Он цветной, иностранец, плохо говорящий по-английски. Его богословие резко отличается от традиционного. Кроме того, он ярый антикоммунист и собирается стать вдохновителем Америки на крестовый поход против коммунистической заразы. Его обвиняют в недобросовестности при сборе денег и рекрутировании приверженцев. Правительство не могло выбрать лучшего кандидата для того, чтобы показать а действии свою новую доктрину правительственного надзора над церковью.

 

Но процесс над Муном - не только его личное дело. Вынесенный приговор может стать поводом к серьезным размышлениям для тех, кто защищает свободу религии от произвола правительства. Не забывайте об обратной стороне дела: если Мун сядет в тюрьму - уже не в коммунистической Северной Корее, а в Соединенных Штатах Америки, великом оплоте религиозной свободы, он заберет с собой нечто жизненно важное для всех американских религий.

 

Не надо забывать, как правильно замечает мистер Мак-Клафри, что свобода религиозных убеждений должна быть ревностно хранима, но при этом ее нельзя использовать, чтобы оправдать беззаконие.

 

Истории Церкви единения в Америке, начиная с 1972 года, сопутствовала поразительная неразбериха публичного одобрения и осуждения. Церковь единения хвалили за то, что она сыпала миллионами долларов в пользу местных предприятий, еле сводящих концы с концами. Мун проживает в поместье площадью 25 акров в Ирвингтоне, Нью-Йорк. В поместье Бельведер в Территауне, Нью-Йорк, стоимостью 850 тыс. долларов располагается студгородок семинарии Церкви единения. На деятельность всей организации тратится примерно 15 млн. долларов. Церковь часто покупает обанкротившиеся предприятия в слаборазвитых районах (как, например, рыболовецкие предприятия Луизианы) и превращает их в выгодные, процветающие кампании, используя для этого помощь своих приверженцев, в большинстве случаев добровольную. Тем не менее критики мунистов заявляют, что все эти средства собирают с ничего не подозревающих жертвователей члены секты, «одураченные» Муном, скрывая, что пожертвования пойдут на дело Церкви единения. А те, кто живет и работает вблизи предприятий мунистов, жалуются, что дешевый труд культистов приводит к увеличению местной безработицы.

 

Церковь единения явилась также организатором ряда симпозиумов для ученых, философов и богословов. Сторонники Муна расценивают это как филантропический, экуменический жест, а противники указывают, что Церковь единения скрывает сначала свою роль в мероприятии, чтобы собрать как можно больше участников, а после его завершения публично объявляет о ней. Евангельские христиане, бывавшие на религиозных конференциях или семинарах мунистов, полагают, что мунисты скорее преследуют цель изучить христианский словарь, чтобы использовать его в своей нетрадиционной теологии, чем стараются начать открытый диалог. «Новая Эра» - основная организация мунистов, финансирующая подобные собрания. Цель ее была описана сотрудником Washington Post Мартой Барнетт, опубликовавшей высказывания главного консультанта «Новой Эры» религиозного писателя Ричарда Квебдо:

 

Квебдо сказал, что конференции, которые, как он определил, стоят Церкви единения «несколько миллионов долларов в год», имеют своей целью создать экуменическую почву для теологических дискуссий и бороться с тем, что он назвал «крайне отрицательным отношением» и «мерзостью однообразия» в отзывах прессы о церкви.

 

М. Барнетт замечает, что «критики, однако, рассматривают конференции как расширение деятельности церкви для признания ее законности и установления общественных связей с представителями религиозного и интеллектуального истэблишмента».

 

В 1982 году вышел на экраны злополучный антикоммунистический фильм о II Мировой войне «Инчон», не получивший признания ни у публики, ни у критиков, фильм был одним из самых дорогих когда-либо производившихся, он обошелся в 48 млн. долларов, и почти всю эту сумму выплатила Церковь единения. Антикоммунистическая пропаганда и поиск дешевой популярности не принесли мунистам успеха. Положительных отзывов было мало, зато много было шуму в связи с его постановкой и прокатом (все за счет Церкви единения).

 

И еще один раз, в 1982 году, Церковь единения была у всех на устах, когда в Мэдисон-Сквер-Гарден состоялась массовое венчание: Mун сочетал браком 2075 пар (все из его приверженцев). Кароли Агус писал в Newsday:

 

...Одетая в одинаковые платья армия невест вышла замуж за армию женихов в Мэдисон-Сквер-Гарден. Венчание началось словами: «Невеста, прииди», - и закончилось «фейерверком» из воздушных шаров.

 

Новобрачные видели друг друга впервые. До вступления в брак мунисты разного пола живут отдельно. Они называют друг друга братьями и сестрами. Свадьбе предшествовала помолвка, состоявшаяся 25 и 26 июня в отеле «Нью-Йоркер», принадлежащем Церкви единения. На подбор супругов уходило по паре минут.

 

Церемония не столько способствовала утверждению общественного статуса мунистов, сколько выявила еще с большей отчетливостью нетрадиционность их социальных и культурных устоев и неортодоксальность их богословия. Кое-кто посчитал это очередным примером того, как умело Мун одурманивает головы своих последователей.

 

Рассматривая историю преподобного Муна и его Церкви единения, мы видим, что ее жизнь далека от общепринятой в Америке и резко контрастирует с традиционными христианскими ценностями. Ниже вкратце излагается богословие этого культа, показывающее, как далек он от христианства.

 

Богословие Церкви единения и Библия

 

Бог. «Сущностная позитивность и сущностная нeгативность Бога есть качества Его сущностного характера и сущностной формы... Позитивностью и негативностью Бога мы называем здесь мужское и женское начало соответственно».

 

«Бог либо предполагал полностью явить Свою ценность в Своем Творении, либо Он не создал вообще ничего... Потому человек есть видимая форма Бога, а Бог есть невидимая форма человека. Субъект и объект едины по сути. Бог и человек - одно. Человек есть воплотившийся Бог».

 

В части богословия Церкви единения, касающейся непосредственно Бога, заметно влияние мормонов и спиритизма, познавших расцвет от того внимания, которое и Мун уделяет психосексуальному.

 

Библия категорически утверждает, что человек - далеко не «воплотившийся» Бог, а творение ниже по рангу, чем ангелы (Евр. 2:6-8), отступившее от заповедей, данных Богом.

 

Лишь единожды «Бог полностью явил Свою ценность» - в образе Иисуса Христа (Ин. 1:1, 14, 18). Богословие Муна антитринитарно и неизбежно приводит к отрицанию различий между человеком и Богом.

 

Такие стихи, как 2 Пет. 1:17, в сопоставлении с Тит. 2:13 и Деян. 5:3-4 ясно свидетельствуют в пользу тринитаризма, а Мф. 28:19 провозглашает Троицу устами Самого Иисуса, призывавшего крестить народы «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Еще во II веке христианская церковь начала называть Троицей таинство родственных отношений между Отцом, Христом и Духом Святым.

 

Все культовые структуры, как мы видели, отрицают библейский тринитаризм, являющийся полностью монотеистическим, и тем самым искажают Откровение Бога, рассказавшего о Себе.

 

Иисус Христос. «Сам Принцип не отрицает веры многих христиан в Иисуса как Бога, ибо любой совершенный человек - единое с Богом тело.»

 

«Мы должны понять, что эти слова (Ин. 8:58) не значат, что Иисус был Самим Богом. Иисус на земле не отличался от нас ничем, кроме того, что не имел первородного греха».

 

Даже этих двух цитат из учения Муна вполне достаточно, чтобы разоблачить антибиблейскую сущность его христологии.

 

Господь Иисус в Своей земной жизни был и Богом, и человеком, и показал это много раз, отпуская грехи (Мк. 2:5), воскрешая из мертвых (Ин. 11), изгоняя бесов (Мк. 5:7-13) и убеждая евреев, сомневавшихся в Его святости, что Он и есть Тот вечно Сущий, Который говорил с Моисеем из горящего куста (Исх. 3:14-15, Ин. 8:58).

 

Богословие Церкви единения отрицает также телесное воскресение Иисуса Христа из мертвых, заявляя, будто Он воскрес духом. Но такое богословие превращается в прах в свете разговора Господа с Фомой (Ин. 12) и Его явления апостолам, когда Он предложил им потрогать Свое Тело в качестве доказательства воскресения (Лк. 24:36-39). Ошибка мунистов в таком важном вопросе христианства доказывается и словами Иоанна 2:19-22; 20:28.

 

Спасение. «Мы должны понять, что после распятия на кресте Бог и Иисус потеряли все... В момент распятия все перестало существовать, абсолютного все - израильский народ, иудейская вера, ученики, семья и тем более христианство. Искупления не было, не было спасения, но было положено начало христианству. То есть тогда, на кресте, люди не получили спасения».

 

Вряд ли требуются пространные комментарии к муновскому учению о спасении, если он считает, что Крест ничего не дал. Можно привести массу мест из Писания, утверждающих, что на Голгофе была принесена окончательная жертва, что старый завет с Богом исполнился, а Христос «совершил Собою очищение грехов наших» и стал «умилостивлением за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (Евр. 1:3, 1 Ин. 2:2).

 

В богословии Церкви единения спасение дается не по благодати через вседостаточную жертву Иисуса, а достигается человеческими делами и через учение, откровения и покорность Муну.

 

Более всего предупреждение нашего Господа о лжехристах и лжепророках подходит к случаю с преподобным Муном и всей его церковью, поскольку вопреки их рвению престол истинного Мессии не может быть корейским, ибо Христос сказал, что «спасение от Иудеев» (Ин. 4:

 


Глава 12 Восточные религии, Раджнишизм, Исккон и трансцендентная медитация

 

 

Задача данной книги — дать обзор наиболее значительных культов, существующих сегодня в США. Занимаясь апологетикой (а это период в добрых 30 лет), я встречался с сотнями мелких культов, сменявших друг друга, и имел возможность наблюдать основные тенденции их развития. Очень часто в обществе существует мода на какое-либо религиозное верование. Наиболее ярким в системе культов Америки стало странное увлечение всем восточным. Корни этой «моды» уходят во время, когда на рубеже веков в Чикаго прибыл первый индуистский гуру, однако взрыв интереса к восточному пришелся в американском обществе лишь на 60-е и 70-е годы. Влияние Востока наводнило Запад, рассматриваем мы 60-е годы или 80-е.

 

Последние пятнадцать лет ознаменовались необычайно быстрым ростом религий «нового времени», берущих начало от классической индуистской философии. В сегодняшней Америке буквально сотни больших и маленьких сект, воззрения и обряды которых ориентированы на Восток. В коротком обзоре мы собираемся проследить индуистские корни этих верований и дать характеристику трем наиболее известным из них — раджнишизму, Международному обществу сознания Кришны (кришнаитам) и трансцендентной медитации (ТМ). Вначале мы коснемся истории и особенностей индуизма и дадим общую характеристику раджнишизму, кришнаитам и ТМ.Индуизм

 

Сейчас индуизм уже не тот, каким он был пять тысячелетий назад. Он испытал на себе влияние всех событий религиозной истории Индии за эти тысячелетия. Индуизм — это синтез различных религиозных идей и влияний, когда-либо проникавших в Индию с сотнями различных культурных, социальных и племенных групп. Сам термин «индуизм» неиндийского происхождения. Он от персидского названия реки Инд. Йоги Рамачарака отмечает:

 

Разные индуистские секты, возникавшие вначале как проявления разных религий, на деле считали себя лишь разными сектами и ответвлениями Единой Вечной Индийской Религии, причем каждая секта считала лучшим выразителем и истолкователем этой религии себя.1

 

Священные книги

 

Писания индуизма формировались в течение веков, начало им было положено записью устного предания примерно во второй половине второго тысячелетия до Р. X. Эти писания дошли до нас под названием Веды («мудрость» или «знание»). Заключительная часть Вед называется Упанишады и является синтезом их учения. В основных чертах воззрения Упанишад сводятся к пантеизму, кармическому воздаянию и переселению душ. Вероятно, самая известная часть Вед — индуистский эпос Бхагавад-гита, рассказывающий о правителе-воине по имени Арджуна и его духовном учителе Кришне, который на самом деле был воплощением индуистского бога Вишну. Гита была записана и впоследствии переработана где-то между 200 г. до Р. X. и 200 г. по Р. X.

 

Чтобы показать разноликость и противоречивость индуизма, достаточно сравнить бога Гиты и бога ранней ведической литературы. Бог, описанный в Гите, — это Бог очеловеченный и часто даже напоминающий монотеистического (признается только один Бог, который есть личность и не часть творения). В то же время в ранних Ведах бог представлен определенно пантеистическим (все сущее прекрасно и в некотором смысле божественно) и, пожалуй, даже монистическим (все сущее едино, даже если божественного не существует). Монотеистические идеи Гиты были подхвачены основателем ИСККОНа - Международного общества сознания Кришны, в результате чего кришнаиты проповедуют скорее монотеистический, нежели пантеистический подход к Богу.

 

Современный индуизм

 

Все индуистские секты, которых насчитывается сотни, делятся на три основных течения: (1) абстрактные монисты, подчеркивающие философское единство вселенной в ущерб религиозным и теистическим факторам, (2) вишнуиты, прибегающие к различным видам поклонения богу Вишну как высшему божеству в его разных проявлениях, (3) шиваиты, почитающие бога Шиву как высшее проявление божества. ТМ со своим акцентом на философию относится к монистам, кришнаиты считают, что Кришна, главный бог, имел и второе имя (Вишну), а потому примыкают к вишнуитам. Раджнишизм отличается от предыдущих учений своим агностическим и прагматичным подходом к индуизму. Для него нет никаких запретов в истолковании индуизма, лишь бы выводы не противоречили его установкам, особенно в вопросах морали.

 

Эксперт в мировых религиях профессор Нинан Смарт так говорит о различиях современных индуистских систем:

 

Меня могут спросить: какова же сущность индуизма? Трудный вопрос. Есть индуисты ортодоксальные, отрицающие существование Бога. Есть другие, которые, не отрицая Бога, отводят Ему второстепенную роль производной или иллюзорной формы Абсолюта. Что же общего в индуизме среди такого разнообразия богословских взглядов? Безусловно, учение о перевоплощении человека и вечности души. Образ мира, в котором бессмертный дух внутри человека пребывает вечно через цепь перевоплощений, доминировал в индийском сознании почти три тысячи лет. Кроме того, сложная социальная структура на полуострове в течение долгого времени способствовала формированию подобной религии.2

 

Верования индуизма

 

Бог. Не существует единого индуистского представления о Боге. В индуизме распространены следующие концепции божества: монизм (все сущее из одного вещества), пантеизм (все сущее божественно), панентеизм (Бог в Своем творении подобен душе в теле), анимизм (Бог или боги живут в неживых предметах — в скалах, в деревьях, в животных и т.п.), политеизм (богов много), генотеизм (есть только один из многих существующих богов, и мы ему поклоняемся) и монотеизм (есть только один Бог).

 

Карма и самсара. Одной из основополагающих идей индуистской философии является мысль, что душа вечна и ответственна за свои действия во времени. Понятие кармы связано с ответственностью за содеянный грех, который следует искупить (посредством разных индуистских систем), чтобы избежать колеса самсары — перевоплощения души в другое человеческое тело, переселения ее в тело животного, растения или даже неживого предмета.

 

Спасение. К «спасению» в индуизме ведут три главных пути: карма марга (метод), путь независимых действий, бхакти марга, путь преданных, и джнана марга, путь познания или мистического прозрения. Джнана марга приводит к самореализации человека путем интуитивного осознания или мистического прозрения. Бхакти марга приводит к самореализации через ритуальные жертвы и дисциплину.Бхагван Шри Раджниш (раджнишизм)

 

В условиях необыкновенного внимания со стороны средств массовой информации Бхагван Шри («Господь Бог») Раджниш (род. в 1931) постепенно стал так популярен, как ни один из здравствующих ныне культовых лидеров — за исключением разве Сан Мьюнг Муна. Без всяких сомнений, это самый выдающийся веточный гуру 80-х годов.

 

В интервью журналу Forward Эккарт Флозер, бывший последователь Раджниша, великолепно обрисовал прошлое этого религиозного деятеля:

 

Раджниш Чандра Мохан родился 11 декабря 1931 года в деревне Центральной Индии и был старшим из своих пяти сестер и семи братьев. Детство его омрачилось тем, что отец, невезучий в делах, часто был в разъездах. Отца Раджиишу заменил дед, к которому мальчик был очень привязан. Дедушка умер, когда Раджнишу исполнилось 7 лет. Для него это было очень тяжелым переживанием. С тех пор странным образом его начал привлекать вопрос о том, что такое смерть. В дневнике 1979 года (сейчас опубликованном) он пишет, что ходил за похоронными процессиями, как другие ребята бегали за бродячим цирком.

 

Раджниш старательно учился и в 1957 году получил степень магистра философии. С 1957 по 1966 год он преподавал философию в двух университетах. В 1966 Раджниш отказался от своей преподавательской работы для того, чтобы, как он заявил, сконцентрировать свои помыслы на Боге. Он чувствовал, что его призвание — работать во имя духовного возрождения человечества, необходимого для спасения в грядущей катастрофе, которую он предвидел и которой страшился.

 

Раджниш стал «учителем» и назвал себя Ачарья Раджниш,3 он бродил пешком и ездил на осле по Индии, рассказывая людям, как они могут изменить свой образ жизни и преобразиться, чтобы выжить.

 

Его проповеди не имели большого успеха, и к 1970 году он бы» не более как уставшим, бедным человеком, который, однако, считал, что владеет даром и силой. В Бомбее он решил собрать вокруг себя людей, которых мог бы учить. Постепенно он обрастая учениками, и комната, где он жил, уже не вмещала их. Тогда в 1974 году Раджниш перебрался в Пуну (120 миль к юту or Бомбея), снял там несколько домов и основал свой ашрам (религиозное сообщество, монастырь). Он изменил свое имя, став вместо Ачарьи Бхагваном (что значит «бог»), придумал оранжевые одежды к деревянные четки для послушников — и тем самым положил начало движению, которое мы имеем сегодня.

 

Обритый, бородатый и фотогеничный Раджниш впервые появился на страницах американской прессы в начале 1978 года, когда журнал Time поместил статью о гуру под заголовком ««Господь Бот» с Востока». Журнал сообщил, что этот одаренный гуру выбился вперед среди первых апостолов «Движения человеческих потенциалов», привлекая тысячи паломников к своему ашраму в Пуне. Привлекательность Раджниша основывалась отчасти на тантра-йоге (не чуравшейся нудизма и свободы секса), а отчасти — на широко представленных в его учении элементах популярных «психо-духовных» терапий и методик.

 

В конце 70-х — начале 80-х годов популярность Раджниша продолжала расти в рамках религий «нового времени» (New Age) в Америке, Великобритании, Германии и по существу во всех свободных промышленно развитых странах. Число живущих в ашраме возросло до 10 тысяч, в Пуне находилось не менее 6 тысяч паломников с Запада, а в 21 странах мира было образовано 500 центров раджнишизма, возглавляемых «санньясинами»,4 одетыми в красные и оранжевые одежды и набранными из паломников, возвращающихся в родную страну из Пуны. К 1984 году Раджниш собрал около 350 тысяч последователей, средний возраст которых был 34 года.

 

Изречения Раджниша, число которых пополняется с каждым днем, включены более чем в 350 книг и дневников средней стоимостью от 15 до 22 долларов. Видеозаписи проповедей стоят от 50 до 170 долларов, а звуковые кассеты — по 10 долларов. Все это распространяет «Раджниш Фаундэйшн Интернэшнл», корпорация, ворочающая многими миллионами. Как сказал один из последователей Раджниша в документальном фильме «Ашрам», «организация уже давно поняла, какой силой обладают деньги». Сам Раджниш, число «роллс-ройсов» которого в настоящий момент перевалило за семьдесят, считает, что «духовность - это роскошь и привилегия богатых».5

 

Раджниш объявляет себя бунтовщиком духа, наживаясь на противоречиях, которые он породил сперва в Индии, а сейчас в Америке. Тэл Брук, бывший посвященный известного индийского гуру Сатхья Сай Баба, после посещения Пуны суммировал свои впечатления так:

 

Предмет ужаса и обожания в средствах массовой информации, Раджниш знаменит своими экстравагантными откровениями о сексе. Он создал образ «нового человека», отвергающего все нормы и традиции. Человек, по мнению Раджниша, есть гедонистический бог, не зависящий ни от чего (кроме как от внутреннего голоса Раджниша) и свободный придавать космосу любой облик в зависимости от своего желания. Это господствующий искатель удовольствий, сущий в самом себе, никому ничего не должный. Семья проклята, дети — обуза. Пока «неосанньясин» имеет деньги, Он бешено развлекается. Затем интерес к нему исчезает. Убийства, изнасилования, таинственные исчезновения людей, угрозы, поджоги, взрывы, брошенные дети «ашрамовцев», просящие милостыню на улицах Пуны, наркотики — все это в порядке вещей у дивных гибридов в красном, которые считают себя дерзновенными первооткрывателями нового смысла «любви». Христиане, работающие в психиатрической больнице Пуны, подтвердят все сказанное, не забыв упомянуть о высоком уровне психических расстройств, связанных с тем, что ашрам забрал в свои руки политическую власть и жаловаться на него некому.6

 

Раджниш не раз враждебно высказывался об официальных религиях: «Мы делаем революцию... Я жгу старые писания, крушу традиции... Стреляйте в меня, но я не обращусь в вашу веру».7

 

В начале 1981 года появились сообщения об угрозе для жизни Раджниша. В ашраме ввели строгий режим, всех входящих обыскивали на предмет оружия. Был совершен: поджог магазина, а недалеко от медицинского центра ашрама произошел взрыв... По словам представителей культа, покушение на гуру в феврале заставило администрацию ашрама ускорить процесс (уже начатый прежде) поиска новой штаб-квартиры.

 

Как сообщает уважаемый всеми журнал India Today, «полиция и власти города (Пуны) единодушны во мнении, что инциденты были спровоцированы последователями Раджниша».8 Почему? Журнал объясняет: «Последние две недели расследования показали, что Раджниш Фаундэйшн по уши увязла в неуплаченных налогах, присвоении пожертвований на благотворительные цели, кражах и в уголовных делах на членов секты, расследование которых к моменту ее ухода из города еще не было закончено».9

 

Консульство США в Бомбее дало Раджнишу визу, и 1 июня 1981 он тайно вылетел в Нью-Йорк в сопровождении семнадцати ближайших сподвижников.

 

После того как Раджниш покинул Пуну, его приверженцы распространились по Западу. Сегодняшняя стратегия в Европе — основать «Священные Города». Восьмой выпуск European Newsletter за 1981 год сообщает: «Города санньясинов должны быть основаны в каждой крупной европейской стране. Бхагван считает, что эти города должны быть самоокупаемыми и составлять альтернативу обществу, являясь образцами санньясы».10

 

В Америке же были предприняты усилия создать модель «святого города», управляемого самим «учителем». 10 июля 1981 года центр медитации «Чидвилас Раджниш» в Монклере (Нью-Джерси) приобрел у инвестиционной компании из Амарильо (Техас) ранчо Биг Мадди за 6 млн. долларов (из них наличными 1,5 млн.). Его территория недалеко от Мадраса (штат Орегон) занимает более 100 квадратных миль. Также центру удалось снять в аренду 14.889 акров в том же районе у Американского бюро земельного хозяйства.

 

Вскоре в Биг Мадди собрались две сотни последователей Раджниша из 16 европейских стран, чтобы уже в сентябре восторженно поприветствовать учителя в его новом доме.

 

Еще через некоторое время были преданы гласности намерения построить «первый просвещенный город в Америке» под названием Радж-нишпурам (город Раджниша). 4 ноября 1981 года комиссия графства Васко проголосовала с двойным перевесом голосов за то, чтобы в мае 1982 года провести референдум по вопросу, можно ли считать хозяйство Биг-Мадди городом.

 

Голосуют в подобных случаях лишь местные жители, а в данном случае — последователи Раджниша, и результат предугадать было нетрудно! 154 голоса за появление города Раджнишпурам и ни одного против. С этого времени заголовки газет начали пестреть именами Раджниша, его последователей и «просвещенного города».

 

Работающие 12 часов в день 7 дней в неделю бесплатно (удовлетворяя лишь свои основные потребности) 2.000 членов Международной коммуны Раджниш Нео-санньяс» заслуживают сравнения с муравьями, ибо им удалось наладить впечатляющее производство и достичь значительных результатов. «Раджнишисты получили 81.000 акров каменистой степной, сухой и неплодородной земли и возводят самоокупающийся город с мостовыми, парками, зданиями, дорогами, садами, оранжереями, аэропортом».11

 

С самого начала попытки культа создать рай в орегонской пустыне вызвали ожесточенное сопротивление. Законность возникновения нового города подверглась сомнению по двум причинам: во-первых, был нарушен пункт Конституции о разделении государства и церкви и, во-вторых, решение комиссии графства Васко о референдуме нарушило законы о землепользовании штата. В настоящее время ни одна из проблем не устранена. Решительное наступление на город по любой из этих причин может закончиться даже демонтажем большинства строений.

 

В качестве меры предосторожности на случай решения о демонтаже Раджнишпурама (чтобы показать, что культ имеет влияние среди муниципальных служб и властей), раджнишисты официально заняли близлежащий город, переименовав его из Энтелоупа в Раджниш. Большинство из сорока исконных жителей Энтелоупа, в основном пожилые люди, подверглись постоянному надзору полицейских сил санньясинов, были обложены налогом в пользу секты и были вынуждены лицезреть в городском парке учрежденный городским советом, полным раджнишистов, нудистский пляж. Они предпочли сдаться и выехали из города.

 

Город, однако, рос по мере того, как раджнишисты скупали имевшиеся дома и строили новые.

 

А в это время Американская служба иммиграции (АСИ) «продолжала расследование по подозрению в нарушении иммиграционных законов и соответствующих уголовных норм членами организации Раджниш Фаундэйшн Интернэшнл», — свидетельствует Карл Хаусман, директор портлендского отделения службы.12 От 30 до 40 раджнишистов (включая верхушку) подозревались в фиктивных браках граждан США с зарубежными гражданами. Кстати, ценз оседлости самого Раджниша тоже находится под сомнением, и АСИ надеется доказать, что он получил визу, преувеличив суровость своей болезни.

 

Захват Энтелоупа более всего остального подогрел страхи окружающих городов, чувствующих, что политические амбиции секты на этом не остановятся.

 

Операция «подели жилище с ближним», проведенная Раджнишем осенью 1984 года, состоявшая в том, что 3.500 бездомным позволили поселиться на ранчо, большинством обозревателей была расценена как дерзкая (хотя и бессмысленная) попытка собрать больше избирательных голосов, чтобы достичь политического влияния в графстве Васко.

 

Раджнишисты не обошли вниманием даже национальные выборы в прессе Орегона в ноябре того же года, и средствам массовой информации пришлось успокаивать народ, перепуганный мыслью, что культ хочет прибрать к рукам весь штат.

 

Предчувствия о разгорающейся конфронтации раджнишистов и правительства, подобной Джоунстауну, немало укрепила Шила Сильверман, личный секретарь Раджниша и президент «Раджниш Фаундэйшн Интернэшнл». Его воинственный последователь, слово которого было окончательным в делах земных, она заняла позицию умышленного разжигателя вражды.

 

иммиграционного или других законов. «Я не бросаю слов на ветер, — заявила она, и, как написано в Chronicle, губы ее дрожали от ярости. — Вот посмотрите, что я с вами сделаю, если вы осмелитесь причинить вред мне, Бхагвану или любому из наших людей... Я не тешусь иллюзиями. Мы согласны умереть за свободу человека. Мои люди поддерживают меня на 100%».13

 

Хотя неизвестно, насколько серьезно нужно принимать угрозы Шилы, несомненно, что Раджниш необыкновенно влиял на умы своих последователей. В 1983 году гуру сообщил о своём видении всемирного кризиса:

 

Этот кризис начнется в 1984 году и закончится в 1999. Все виды разрушения будут царствовать на земле в это время — от природных катастроф до самоубийства достижениями науки. Другими словами, наводнения, невиданные со времен Ноя, землетрясения, извержения вулканов и все возможное даст нам природа... Будут войны, ставящие человечество на грань ядерной войны, но его не спасет Ноев ковчег. Раджнишизм — вот Ноев ковчег сознания, уголок спокойствия в центре тайфуна.

 

Я говорю вам: иного выхода [т.е. кроме раджнишизма] нет. Токио, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Бомбей — все эти города погибнут во всемирной катастрофе, которая не ограничится разрушениями местными. Она будет глобальна и неизбежна.

 

Укрыться от нее можно будет лишь в моем учении.14

 

В начале 1984 года Раджниш расширил свое предсказание о грядущей катастрофе, заметив, что в исполнение пророчества Нострадамуса СПИД убьет 2/3 мирового населения.

 

Как видно из приведенной выше цитаты,» Раджниш преподносит себя Спасителем, подобным Иисусу (и даже выше). Ключ к пониманию возложенной на него задачи кроется в этой с минуты на минуту ожидаемой глобальной катастрофе. Он торопится создать «Ноев ковчег сознания» в лице своих последователей, прежде чем человечество уничтожит само себя. Он учит, что «революция в человеческом сознании уже не роскошь, но крайняя необходимость, ибо есть лишь две возможности: самоубийство или качественный скачок сознания к уровню, который Ницше называл Сверхчеловеком».15

 

На вопрос, выживут ли раджнишисты в предсказанной им ядерной катастрофе, «учитель» ответил:

 

...Обезьяны сделали рывок и стали людьми, но не все. Часть их и по сей день обезьяны...

 

Я не скажу, что раджнишисты переживут катастрофу, но я могу сказать с абсолютной уверенностью, что те, кто выживет, будут раджнишистами, а остальные — обезьянами [т.е. людьми, не доросшими до Сверхчеловека] или совершат самоубийство. В конце концов, оставшиеся не имеют значения (курсив мой — У.М.).16

 

Раджниш считает, что он единственный «Бодрствующий» на земле и потому он один способен осуществить этот самый «качественный скачок сознания», чтобы спасти цивилизацию. Таким образом, «вся деятельность Бхагвана направлена на создание условий для этих изменений в сознании».17

 

Раджнишпурам можно считать колоссальным экспериментом над людьми: «просвещенный учитель» пытается выработать условия и духовную энергию («энергию поля Будды», как называет ее Раджниш), необходимые, чтобы дать жизнь cупeppace. Те, кто не смогут или не i захотят войти в нее, «не имеют значения». Имеет значение лишь то, чтобы исполнились духовные надежды, возлагаемые на человечество Бхагваном Шри Раджнишем.

 

А что представляет собой духовность, на которой зиждутся эти надежды? Даже самое беглое знакомство с учением Раджниша дзет понять, что раджнишизм во всех отношениях враждебен христианству. Прочитайте следующие цитаты из его проповедей:

 

Ты можешь быть Христом, так к чему тебе становиться христианином?18

 

Пусть я буду твоей смертью и воскресением.19

 

Грешников не бывает. Даже если ты дошел до самого дна в этой жизни, ты божественен, как прежде, ты не можешь потерять эту божественность Я говорю тебе: спасение не нужно, оно в тебе самом.20

 

Неповиновение не грех, но показатель роста.21

 

Бог это не «он» и не «она». Если ты скажешь, что Бог — «она», я скажу, что это «он», а если ты скажешь, что Бог — «он», я тебе скажу, что это, «она»... Каковы бы ни были твои убеждения, я разрушу их. (курсив мой — У.М)22

 

Если бы у него [Иисуса] была хоть капля ума и сообразительности, он бы туда не пошел [в Иерусалим и на крест]. Но тогда не было нужды объявлять себя Мессией и Сыном Божиим... Мессиями бывают, как правило, безумные. Он был абсолютно уверен, что распятие докажет его правоту, и именно поэтому я вижу в его действиях просто замаскированную попытку самоубийства. Если кто-то и был повинен в его распятии, так только он сам. Он сам на него напрашивался И ни один источник — еврейский или исторический — не подтверждает, что он воскрес Только Новый Завет. Фикция. Не было никакого воскресения (из проповеди Бхагвана Шри Раджниша тридцати ученикам в Раджнишпураме 12 ноября 1984 года).

 

Дьявол соблазнил Еву доводом, будто БОГ хочет, чтобы она осталась невежественной... Он завистлив. И это похоже на правду, ибо Бог евреев очень завистлив Он не хочет, чтобы люди стали равны ему. Он — не любящий отец.. Знание — не грех... Я советую вам есть с дерева познания.. (там же).

 

Для любого, кто серьезно относится к библейскому учению, приведенные цитаты разоблачают раз и навсегда тот дух, который движет Раджнишем и его «религией» (1Тим. 4:1-6, Мф. 24:2,4,5,23-24; 7:15).

 

...Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1 Ин. 4:3).

 

Очевидно, что устами Раджниша вещает та же духовная сила, что говорила устами змея в Едемском саду. Он покорно сдался этой силе. Но тысячи искателей истины, с обожанием поющих Раджнишу: «Я вручаю свое сердце в твои руки»,23 — не замечают этого, и здесь требуются настоятельная молитва христиан Господу.

 

Раджниш и его последователи придают огромное значение эксперименту с Раджнипшурамом, что повело бы к трагедии в случае, если бы вмешалось правительство и ликвидировало их мечту. «Ковчег сознания» Раджниша далек от того, чтобы быть «уголком спокойствия в центре тайфуна», и способен скорее лишь вызвать гнев Господень против людского идолопоклонства (Отк. 16:17-21). Люди, наивно поверившие ему, чтобы возвыситься, вместо этого оказались ввергнутыми в последствия его бунтарства и богохульства.

 

Санньясины и особенно те искатели истины, которые завязли в учении Раджниша, но еще не присягнули ему в верности, должны отвратиться от него, увидев античеловеческий, антихристианский характер его воззрений, и обратить свои взоры к библейскому Иисусу, отличающемуся от Раджниша, как свет от тьмы.

 

Эккарт Флозер — единственный на сей день человек, который открыто выступает против Раджниша после своей встречи с Христом. Впечатляют его собственные признания:

 

В июле, когда я все глубже и глубже погружался в ашрам, со мной произошел необыкновенный случай. В одну из жарких, влажных индийский ночей, Зудящую от комаров, я сидел в своем гостиничном номере и читал книгу книгу Раби Махараджа «Смерть гуру». Вдруг комната озарилась слепящим сиянием, и Он сказал мне громким голосом: «Я хочу, чтобы ты стал Моим учеником». Я сразу понял, что меня позвал Иисус, но совершенно не знал, что делать.

 

Я пошел к Раджнишу и рассказал ему, что со мной случилось. Пока я говорил, я чувствовал какую-то очень теплую энергию или свет, исходящий от меня, и видел, что Раджниш очень раздражен и даже потрясен моим видом. Он лишился дара речи. И в этот момент я увидел, что он не учитель, подобный Иисусу Христу, как заявлял. Именно тогда я решил стать учеником Иисуса.

 

Флозер ушел от Раджниша и посвятил большую часть своего времени помощи людям, желающим избавиться от системы, которая закабаляла его дух и рассудок.

 

Как обратить санньясинов ко Христу24

 

Когда ищешь какую-то точку соприкосновения с санньясинами в попытке сделать их христианами, самая большая трудность в том, что они не хотят думать, не хотят объективно оценить происходящее с ними. Чем далее они заходят в своем движении, тем труднее с ними говорить. Можно ли как-нибудь найти к ним подход, заставить их критически оценить происходящее с ними, понять, что Раджниш делает с ними и им подобными?

 

Отвечает Эккарт Флозер: Я обнаружил, работая с людьми, которые хотели бросить раджнишизм, что на первых порах не помогают никакие аргументы, никакая логика.

 

Наиболее плодотворный подход — это, с моей точки зрения, создание эмоциональной ситуации, помогающей воскресить в памяти годы детства в семье, или ситуация, когда этот человек ощутит нехватку личного со-чувствия (которого он не получит в ашраме), или ситуация, когда кто-то помогает. Я рекомендовал родителям и друзьям усиленно прояв-лять милосердие к людям. Со временем это обычно приводит к выплески-ванию чувств наружу, к эмоциональному взрыву, вспышке прежних ощущений, «прыжку в прошлое».

 

После того как я увижу, что могу разговаривать с ними разумно, я разговариваю, и тогда большинство из них качает головами, как бы говоря: «Это похоже на долгий-долгий сон».

 

То есть надо сначала создать ситуацию, воскрешающую какое-то глубокое чувство, пережитое до вступления в движение, чтобы помочь им вернуться назад и обрести вновь цельность характера. Затем пусть они задают вам вопросы, потому что обычно они спрашивают: «Где я? Что со мной было?» — и многое другое. А потом уже можно рассказать им о Христе.

 

Лучше всего сначала воздержаться от критики действий Раджниша, а углубиться в анализ различий между его учением и учением Иисуса Христа по пунктам и показать, как эти два учения соотносятся с жизнью. Так вы поможете людям собраться с собственными мыслями, не навязывая им веры.

 

То есть вы считаете, что критика Раджниша и прямые выступления против его философии неэффективны?

 

Э.Ф.: Не при первой попытке: надо понять, что Раджниш в самом деле был основой их жизни, а его верования — их системой ценностей. И если вы начнете выбивать опору из под ног, человек испугается, и ни один санньясин не пойдет за вами.

 

Оставьте критику Раджниша и его системы самим людям, покидающим ее, потому что рано или поздно они поймут, что происходит. Если этого критического отношения не появилось у них через 2-3 недели после того, как они покинули движение, начинайте критиковать сами, но все равно не сразу.

 

В чем нуждается человек, вырвавшийся из плена этого культа?

 

Э.Ф.: Очень важно, чтобы он ощутил тепло и твердую поддержку семьи и друзей. Важно, чтобы тот, кто был раньше с Раджнишсм, не просто чувствовал, что семья и друзья его поддерживают и любят, но что они и нуждаются в нем. Ему важно понять: не только ему не хватало кого-то, но и кому-то его не хватало.

 

Другой важный момент, который я обнаружил: одна из причин, почему люди бросают свои семьи и идут к Раджнишу, — стремление их родных и друзей сделать вид, будто все идет прекрасно и ни у кого нет проблем. Родите

Date: 2015-07-24; view: 263; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию