Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Относительные величины, их виды и способы выражения





Относительная величина – это статистический показатель, полученный путем сопоставления или деления двух абсолютных величин.

Относительные статистические показатели делятся на следующие виды:

- планового задания;

- выполнение плана;

- динамики;

- структуры;

- координации;

- интенсивности;

- сравнения.

Относительная величина планового задания характеризует напряженность плановых заданий и определяется по формуле:

 


где – величина показателя, установленная по плану;

- величина показателя, фактически достигнутая в базовом

периоде.

 

Относительная величина выполнения плана характеризует степень выполнения плана и определяется по формуле:

 


где - величина показателя, фактически достигнутая в отчетном

(текущем периоде).

 

Относительная величина динамики оценивает относительное изменение (рост или снижение) показателя в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом и определяется по формуле:

 

 

 

Между относительными величинами существует взаимосвязь, которую можно представить следующей формулой:

 

(3.4)

 

Пример 1. Имеются следующие данные об объеме выпускаемой продукции предприятия.

 

Таблица 3.1

Наименование показателей Фактический выпуск в 2009 г. Плановый выпуск в 2010 г. Фактический выпуск в 2010 г.
Объем продукции, млн. руб. 218,2 228,3 239,1

 

Решение:

 

 

Планом было предусмотрено увеличение объема продукции по сравнению с предыдущим годом на 4,6%.

 

 

План по объему продукции был перевыполнен на 4,2%.

 

 

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. объем продукции увеличилась на 9,5%.

 

Пример 2. В отчетном году по сравнению с прошлым годом доходы предприятия увеличились на 12,3%, планом отчетного года было предусмотрено увеличение дохода на 5,4%. Определить степень выполнения плана.

 

Решение:

 

План был перевыполнен на 6,5%.

 

Относительная величина структуры (доля, удельный вес) характеризует состав, структуру явления и определяется по формуле:

 

 

Пример 3. Имеются данные о внешнеторговом обороте фирмы.

 

Таблица 3.2

Показатели Величина показателей
Оборот по экспорту, млн. руб. Оборот по импорту, млн. руб. 160,2 270,4
Итого 430,6

 

Удельный вес экспорта в общем обороте:


 

Удельный вес импорта:

 

 

Наибольший удельный вес в общем обороте фирмы занимает импорт.

 

Относительная величина координации – характеризует соотношение частей совокупности между собой и показывает, сколько единиц одной части совокупности приходится на единицу другой части совокупности. За базу сравнения берется признак, имеющий наибольшее значение.

 

Пример 4. Имеются данные о распределении работников предприятия по полу:

Мужчины – 320 чел.;

Женщины – 440 чел.

 

Решение: Относительная величина координации:

 

 

На 100 женщин приходится 73 мужчины.

Относительная величина интенсивности характеризует распространение изучаемого явления в определенной среде и определяется в результате сопоставления двух разноименных, но взаимосвязанных статистических показателей.

В отрасли связи рассчитываются такие показатели как: телефонная плотность и душевой уровень потребления определенной услуги. Это и есть относительные величины интенсивности.

Телефонная плотность показывает, сколько телефонных аппаратов приходится на 100 жителей. Душевой уровень потребления определенной услуги (междугородних телефонных разговоров, телеграмм, письменной корреспонденции) определяется как количество услуг данного вида на душу населения.

Относительная величина сравнения представляет собой соотношение одноименных показателей за один и тот же период времени, относящихся к различным объектам или территориям.

 

Пример 5. Численность работников предприятия А составляет 1300 человек, а предприятия Б – 920 человек.

 

 

Численность работников предприятия А выше, чем на предприятии Б в 1,4 раза.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Какова роль относительных величин в статистике?

2. Как классифицируются относительные величины по их познавательному значению?

3. Какая существует взаимосвязь между относительными величинами?

4. В каких единицах измерения исчисляются относительные величины?

5. В каких целях используются относительные величины структуры и координации? Какая между ними разница?

6. При исчислении каких показателей в отрасли связи используются относительные величины интенсивности?

 


Тест для самопроверки к теме 3 «Абсолютные и относительные величины»

 

1. Выбрать правильную формулу, показывающую взаимосвязь между относительными величинами:

2. В чем измеряется относительная величина сравнения:

1. в процентах

2. в коэффициентах

3. в промилях

4. в разах

 

3. Индекс планового задания равен 104%. Это означает:

1. план перевыполнен на 4%

2. планом предусмотрено увеличение показателя по сравнению с прошлым годом на 4%

3. показатель увеличился по сравнению с прошлым годом на 4%

 

 


Date: 2015-07-24; view: 890; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию