Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перцептивная сегрегация





Перцептивная сегрегация представляет собой разбиение некоторой группы объектов на отдельные объекты, или выделение в группе объектов отдельных ее составляющих. Начальной стадией перцептивной сегрегации является выделение фигуры из фона. В привычных ситуациях мы не обращаем на это внимания, но первое, что нужно сделать при восприятии некоторой зрительной информации, это решить, что считать фигурой, а что фоном. Если на столе лежит книга, мы, не задумываясь, скажем, что это книга и что лежит она на столе. В этом случае у нас нет проблем с выделением фигуры из фона. Существуют некоторые особенности зрительной стимуляции, которые сами по себе помогают перцептивной системе отличить фигуру от фона: фон обычно (хотя и не всегда) включает в себя фигуру, он содержит меньше деталей и отличительных особенностей по сравнению с фигурой.

Однако объяснять процесс выделения фигуры из фона только особенностями стимуляции было бы неправильно. Это можно наглядно продемонстрировать на примере восприятия двойственных изображений, или изображений с взаимообратимыми фигурой и фоном (рис. 3.7).

Когда мы смотрим на это изображение, нам попеременно видятся то ваза, то два человеческих профиля; в каждый момент что-нибудь одно. Такого рода ловушки заставляют задуматься о том, за счет чего в нормальных условиях существования мы последовательно и достаточно устойчиво принимаем один объект за фигуру, а другой за фон? Исследования показывают [Weisstein, Wong, 1986], что восприятие объекта как фигуры связано с относительно более детальным анализом информации по сравнению с восприятием объекта как фона. Проще говоря, фигура — это то, на что мы в данный момент обращаем преимущественное внимание.

Рис. 3.7. Взаимообратимые фигура и фон: профили или ваза.


 

Выше мы говорили о том, что в принципе существуют некоторые особенности стимуляции, которые настраивают субъект на восприятие одного объекта как фона, а другого — как фигуры. Однако влияние самого субъекта зачастую оказывается настолько сильным, что выделение фигуры из фона может соответствовать особенностям стимуляции с точностью до наоборот. Представьте себе, что у вас есть добрый, подвижный и веселый молодой пес. Вы вышли с ним погулять довольно поздно вечером, спустили его с поводка, он забежал за угол дома и там скрылся. Вдруг оттуда раздался истошный женский крик. Вы бросаетесь за угол и видите такую картину: ваш пес, на огромной скорости бежавший к женщине, встает на задние лапы и пытается лизнуть ее в лицо, после второго истошного крика пес в испуге, скуля, отскакивает в сторону.

Кто должен быть в этой картине фигурой, исходя из особенностей стимуляции, зрительного поля и т. п.? Пес, конечно. Почему? Потому что он ближе (т. е. в буквальном смысле на фоне женщины), меньше и, кроме того, лучше виден в свете фонаря. А что для вас в данной ситуации будет фигурой? Женщина. Почему? Потому что вас интересует ее поведение. Поведение вашего пса вам известно. А на женщину вы обращаете пристальное внимание: ведь так неудобно получилось — человека испугали.

Date: 2015-07-24; view: 413; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию