Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подглазурным методом

КУРСОВАЯ РАБОТА

РОСПИСЬ СЕРИИ ДЕКОРАТИВНЫХ ПЛАСТИН

ПОДГЛАЗУРНЫМ МЕТОДОМ

 

 

Работу выполнила _____________________ Василенко М.Н.

Художественно-графический факультет, 3курс 3 группа.

Специальность 050602.65 Изобразительное искусство

Научный руководитель доцент__________________ Якушина Т.И.

 

 

Краснодар 2015

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1 История возникновения керамики……………………………………………5

1.1 Виды керамики………………………………………………………14

2 Курсовая работа…………………………………………………………….17

2.1 Выбор тематики………………………………………………………17

2.2. Эскизирование……………………………………………………….17

2.3. Выбор материала……………………………………………………18

2.4. Формирование изделия…………………………………………….21

2.5. Обжиг………………………………………………………………….23

2.6. Подглазурная роспись………………………………………………24

2.7. Глазурование…………………………………………………………25

Заключение………………………………………………………………………27

Список использованных источников…………………………………………28

Приложение……………………………………………………………………..29

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы. Данная тема актуальна, потому что есть возможность решения определенной творческой практической задачи на основе полученных в исследовании данных для разработки и выполнения серии декоративных пластин, расписанных подглазурной росписью.

Научная новизна. Решение новой творческой задачи, новые разработки, расширяющие существующие границы знаний в технике подглазурной живописи. При этом существуют гипотеза, прогноз и исследования, образующие ядро исследования и обладающие признаками новизны и оригинальности в подглазурной росписи.

Уровень разработки темы в научной литературе. С точки зрения теоретических подходов, используемых в работе, востребованными представляются базовые концепции системного подхода и системного анализа изложенные в книге Л.Ф Акуновой и З.С. Приблуды «Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий».

Цели и задачи работы.

Цель выполнения данной работы состоит в более тщательном исследовании и освоении подглазурной живописной росписи.

Задача состоит в том, чтобы подробно изучить технологию выполнения подглазурной росписи.

Объект и предмет исследования в моей курсовой работе. Объектом исследования данной работы является изучение техники подглазурной росписи, которая уникальна и индивидуальна. Сложность изучения заключается в том, что роспись проявляет свой истинный цвет после глазурного обжига и исправить ничего уже нельзя. Предметом же в курсовой работе является роспись декоративных пластин.

Методы исследования. Методологической основой исследования в данной курсовой работе послужил диалектический метод научного познания техники итехнологии подглазурной росписи и системный подход при ее выполнении. В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как изучение аналогов росписи, методов и технологии росписи известных керамистов.

 

 

1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КЕРАМИКИ

 

Керамика (греч. keramike ‒ гончарное искусство, от kéramos ‒ глина)

изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и др. неорганических соединений. Керамика получила широкое распространение во всех областях жизни ‒ в быту (различная посуда), строительстве (Кирпич, Черепица, трубы, плитки, Изразцы, скульптурные детали), в технике, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в скульптуре и прикладном искусстве. Основными технологическими видами керамики являются терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор. В лучших своих образцах керамика отражает высокие достижения искусства всех времён и народов.

Керамическое производство относится к числу наиболее древних на земле. Наличие легкодоступного материала ‒ глины ‒ обусловило раннее и практически повсеместное развитие керамического ремесла.

Археологические раскопки, проводимые на территории многих стран

Европы, Азии, Африки, Америки, дают обширный материал для изучения этой интереснейшей области творческой деятельности человека.

Керамическое мастерство зародилось на самой заре человеческой истории, в период первобытнообщинного строя. Появившись, как свидетельствуют археологические данные, еще в эпоху мезолита 15‒12 тыс. лет тому назад, оно уже в эпоху неолита (нового каменного века) получило развитой характер.

Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористым черепком, круглым или коническим дном (придававшим устойчивость при установке в землю). Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины (способом налепа). В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись толченые раковины и измельченный гранит.

Крупные сосуды использовались для приготовления пищи, более мелкие служили очевидно для еды.

Изделия каменного века обжигались сначала на кострах (вероятная температура обжига 800‒900°С), позднее появились специальные обжигательные печи.

По многочисленным отпечаткам пальцев было установлено, что древнейшие керамические сосуды изготовлялись женщинами.

В период позднего неолита и энеолита (медного века) 4‒2 тыс. до н. э. ‒ формы сосудов (кувшинов, мисок, чаш) становятся более разнообразными; появляются небольшие, условно решенные скульптуры людей и животных. Большая часть сосудов имеет уже плоское дно, что указывает на распространение плоского стола и плоского печного пода, т. е. на преобладание оседлого образа жизни.

Тогда же керамические изделия начинают украшать орнаментом. Можно проследить развитие орнамента от простейших, выдавленных штампиком и острием узоров так называемого ямочно-гребенчатого типа, покрывавших в различных комбинациях всю наружную поверхность сосудов, до гораздо более разнообразных и художественно выразительных росписей, состоявших из ритмически чередовавшихся спиралевидных завитков, концентрических кругов, волнообразных линий, сетчатых и шахматных рисунков и т. д. Узоры часто были многоцветными, использовались сочетания красных, белых, черных и других красок.

Иногда наряду с геометрическими формами давались очень условные изображения людей и животных.

Археологические и этнографические исследования показывают, что первобытные орнаменты наделялись магическим значением; в основе их лежала условно-схематическая передача явлений природы (так, например, зигзагообразные линии и серповидные знаки на древних китайских сосудах культуры Яншао обозначали молнии и луну, были знаки солнца, воды и т. д.). Постепенно, по мере ослабления магических представлений, первоначальный смысл орнаментальных форм забывался, и они все больше превращались в декоративные мотивы.

Подобные расписные изделия (так называемая крашеная керамика) были найдены на обширной территории, включающей ряд Балканских земель и

юго-западные районы нашей страны (трипольская культура), Средиземноморье, Ближний Восток, Среднюю Азию, Китай.

В каждом из этих районов гончарство имело свои местные, локальные особенности.

Ярким примером керамического мастерства той поры являются сосуды и небольшие скульптурки, относящиеся к трипольской культуре. Триполь-ские мастерицы умели отмучивать глину, изделия искусно лепились от руки, без гончарного круга, который появился позднее. Известны свыше 20 видов керамики, изготовлявшейся из местных глин; выделяются сосуды из тонкой розоватой массы ‒ кувшины с узким горлом, глубокие миски, двойные сосуды, напоминающие по форме бинокль, ‒ расписанные чаще всего белой, черной и красной красками из тонкотертых, естественно окрашенных глин.

В орнаменте преобладают мотивы круга и спирали, которые, возможно, обозначали солнце, почитавшееся как источник жизненных благ. В варьировании этих простейших мотивов проявляется большая изобретательность и высокое мастерство.

В трипольских поселениях найдено также много небольших скульптур весьма характерного облика ‒ с распушенными волосами, горбатым носом, условно переданными формами и пропорциями; на некоторых из них сохранились следы раскраски красной охрой. Скорей всего это ‒ изображение древнейшего женского божества ‒ матери-родоначальницы.

Интересна и своеобразна керамика и многих других районов той поры. Сосуды из Передней Азии, так называемого периода Обейда, например, вылепленные из тонкой, желтовато-зеленой глины, украшались очень изящными росписями коричневато-красного цвета, великолепно сочетавшимися с формой и конструкцией вещи (известный сосуд из Суз с орнаментальным изображением животных).

Таким образом, уже в первобытный период керамические изделия достигали большой художественной выразительности.

Важно отметить, что начальная стадия развития орнамента в мировом искусстве связана в первую очередь именно с керамикой. В узорах, покрывавших керамические сосуды нового каменного и медного веков, прослеживалось построение гармонической, ритмически упорядоченной композиции и вместе с тем возникала особая область художественной деятельности ‒ прикладное искусство.

Следующий этап развития керамического производства относится к периоду сложения рабовладельческих государств на Древнем Востоке.

Важнейшим фактором совершенствования керамического мастерства явилось изобретение гончарного круга (IV тыс. до н. э.), применение которого резко повысило производительность труда и улучшило качество изделий. Гончарным делом стали заниматься мужчины.

Посуда, сделанная на гончарном круге, появляется в различных местах в разное время, но только там, где уже выделились ремесленники.

Выдающимся достижением керамистов Древнего Востока было также изобретение цветных глазурей. Описание способа приготовления фриттованных глазурей содержится на глиняных табличках с клинописным текстом, обнаруженных в библиотеке ассирийского царя Ассурбанипала в Ниневии (VII в. до н. э.).

Широко известна в первую очередь архитектурная поливная керамика Ассирии, Вавилона, Древнего Ирана. Особенного совершенства достигли иранские глазурованные панно с рельефными многоцветными изображения и, украшавшие стены дворцов и храмов. Самым прославленным является фриз из дворца в Сузах с фигурами «бессмертных» царской гвардии ‒ торжественно шествующих воинов в роскошных узорных одеяниях, которые должны были по представлению древних персов охранять царя в случае измены живой охраны.

Очень выразительными были и глазурованные изображения львов и фантастических животных, занимавшие почетное место в украшении дворцовых покоев.

Яркие сочетания голубых, изумрудно-зеленых, желтых, темно-лиловых глазурей создавали великолепный декоративный эффект.

Особое место в истории керамики занимает керамика античной Греции. Ее расцвету предшествовало развитие гончарного дела на острове Крит, одного из ведущих центров Эгейской культуры. До нас дошли критские сосуды разных периодов, расписной декор их очень разнообразен. Чаще всего роспись отличал живой динамичный ритм, свободная плавность рисунка.

К числу наиболее известных и совершенных относятся вазы стиля «камарес» (так называется пещера, где они были найдены), с изящными округлыми формами, покрытые черным лаком (разновидность флюсного ангоба), по которому белой и красной красками нанесены крупные, очень своеобразные узоры из звездчатых форм, вихревых розеток, листьев и лепестков, вписанных в мягко круглящиеся овалы (около 1800 г. до н. э.).

Известна и ваза так называемого морского стиля из Гурнии (середина II тыс. до н. э.), форма которой несколько расплывчатая, текучая, подчиненная росписи, изображающей большого осьминога, словно охватившего все тулово своими гибкими щупальцами; вокруг него ‒ водоросли и кораллы. Образ морской стихий дается зеленоватыми тонами фона росписи. В полисах Древней Греции керамика становится одним из главных видов художественного ремесла. Своего расцвета она достигает в VI‒V вв. до н. э.

Изделия греческих мастеров вывозились далеко за пределы Греции и оказывали всюду большое влияние на местную продукцию. Ведущее место среди греческой керамики занимало производство различных сосудов. Знаменитые греческие вазы не были предметом роскоши; многочисленная армия гончаров выполняла их из простой глины, для росписи использовался только лак.

Но при всей ограниченности применяемых материалов (греки не знали ни прозрачных глазурей, ни цветных эмалей), расписные вазы превращались в подлинные произведения искусства. В чернофигурных композициях роспись делалась черным лаком по не закрашенному фону, в краснофигурных ‒ темный лак, напротив, покрывал фон, оставляя изображение не закрашенным (его красноватый цвет — это естественный цвет глиняного черепка).

В зависимости от назначения были разработаны разные типы сосудов. Кратер имел широкое горло, он предназначался для смешивания вина с водой; килик ‒ плоская чаша с двумя ручками ‒ из него пили вино; стройный, небольшой, вытянутый кверху лекиф с одной ручкой предназначался для хранения масла при погребальных церемониях.

Наиболее прославилась своими на редкость гармоничными и благородными пропорциями стройная амфора ‒ ваза с двумя высокими ручками, предназначавшаяся для хранения масла и вина.

Каждый тип вазы отвечал ее назначению, отражал жизненную потребность. При этом формы и декор были хорошо продуманы с учетом пластических свойств самого материала, глины.

Масса для изготовления греческих ваз, поначалу бурая и грубая, впоследствии становится более тонкой, твердой и чистой, красного или желтоватого цветов. Техника формовки доходила порой до виртуозности. Неповторимо своеобразны и сами росписи. Ни в какой другой период не достигало прикладное искусство такого удивительного сочетания одухотворенной жизненности и декоративности.

Гуманистическое мировоззрение древних эллинов, основанное на глубоком интересе к земному миру, к реальному человеку, нашло свое яркое выражение и в вазописи.

Художники вазописцы с большой свободой и наблюдательностью воспроизводили самые различные сцены из реальной жизни и мифологии, с уважением показывали труд ремесленников (мастерскую гончара, скульптора и др.). Человеческие фигуры занимали в композициях основное место, в живых и конкретных образах подчеркивалась красота и значительность земного человека.

Эти жизненно естественные изображения были неразрывно связаны с формой вещи, подчеркивали ее архитектурную красоту. Издали же они производили впечатления красивых, ритмично построенных композиций с плавно изгибающимися линиями и силуэтами. Росписи дополнялись орнаментальными мотивами, среди которых преобладали пальметта и меандр.

Широкой известностью издавна пользовались небольшие терракотовые скульптурки, встречающиеся при раскопках почти во всех древнегреческих городах и представляющие собой интереснейшие образцы малой пластики. Главным центром их производства была Танагра. Излюбленным мотивом являлось изображение молодой гречанки, исполненное тонкой поэтичности. Особой грациозностью отличались фигурки юных танцовщиц.

Большая часть фигурок лепилась в формах, после чего разделывалась от руки. Такой метод изготовления позволял варьировать сходные решения. При доработке вручную изменения касались наклона или поворота головы, движения рук, деталей прически и одежды и т. д.

Не редко одежда окрашивалась в голубые, розовые или белые цвета, волосы ‒ в красный или коричневый, лицо и обнаженные части фигуры были нежно-телесного цвета.

Высокого развития достигла керамика в Китае. Расписные изделия, своеобразные треножные сосуды делались еще в III тыс. до н. э. в эпоху Яншао.

Во II‒I тыс. до н. э. встречается глазурованная посуда и отдельные изделия из высококачественной белой глины ‒ каолина.

В III‒V вв. н. э. появляются первые фарфоровидные изделия, а в VI‒VII вв. в эпоху Тан осваивается производство настоящего фарфора. Китайская керамика отличается особенным разнообразием, богатством и самобытностью форм и художественных решений. Изготовлялись чаши, кувшины, вазы, фляги, блюда, коробочки для румян, курительницы, чайники и многие другие изделия, украшавшиеся различными поливами, рельефными и расписными узорами.

Большую известность получили близкие к фарфору изделия, покрытые серовато-зеленой глазурью разных оттенков, получившие в Европе название «селадон», исключительной живостью отличались небольшие скульптурки людей и животных, изготовлявшиеся начиная с I тыс. н. э. и часто обнаруживаемые в погребениях. Но мировую известность получил в первую очередь китайский фарфор, отличавшийся особенно высоким качеством самой керамической массы; белизной, тонкостью, просвечиваемостью и прочностью черепка, чистым звоном.

Необходимо отметить, что используемые для изготовления китайского фарфора местные природные материалы ‒ фарфоровый камень и каолин, содержат исключительно малое количество красящих примесей (оксидов железа), чем и обусловливается высокое качество фарфора.

Другим условием получения высококачественных фарфоровых изделий является исключительно высокая техника керамического производства, зародившаяся в Китае в очень давние времена. Китайским мастерам принадлежит первенство в создании рецептуры красок для росписи фарфора. Очень эффектны китайские глазури по фарфору ‒ «кракле» с тонким паутинообразным узором, цветная красная глазурь «бычья кровь» и др.

Белый глазурованный фарфор с XIV‒XV вв. расписывался подглазурной синей краской ‒ кобальтом, во второй половине XV в. появилась многоцветная роспись. В XVII‒XVIII вв. широко распространилась надглазурная роспись красками и легкоплавкими цветными глазурями (так называемыми эмалями) ярких сочных тонов («розовое семейство», «зеленое семейство»).

Удивительной живостью отличались росписи, изображавшие пейзажи, фигуры людей, животных, птиц, цветущие растения, скалы, причем декор на редкость органично соединялся с формой.

Китайские мастера держали в тайне секрет своего производства, за его разглашение полагалось строгое наказание, вплоть до смертной казни.

В эпоху средних веков особенно значительным было развитие керамики в странах Арабского Халифата, Средней Азии, Персии.

Наибольшей известности достигли изготовлявшиеся в этих районах вазы, кувшины, блюда и ряд других изделий, а также архитектурные плитки, покрытые многоцветными глазурями и люстром.

Мусульманская религия (ислам) запрещала использовать в быту посуду из драгоценных металлов и тем самым невольно оказала положительное влияние на работу керамистов. После долгих поисков мастерам удалось изготовить специальные керамические покрытия ‒ люстры, наносившиеся на глазурованную поверхность изделий и придававшие ей после обжига своеобразный металлический радужный блеск с перламутровым, золотистым отливом.

Наибольшего расцвета производство этих изделий (так называемой испано-мавританской керамики) достигло в XIV‒XV вв. в Испании, ранее завоеванной арабами (маврами). Это ‒ сосуды различных форм, а также люстровые изразцы, украшавшие наряду с разноцветным мрамором и раскрашенным алебастром своды и стены мусульманских дворцов,

В связи с ограничениями, установленными исламом в изображении живых существ и особенно человека, керамика украшалась главным образом орнаментальной росписью.

Орнамент мусульманских стран, считавшийся «музыкой для глаз», отличался удивительным богатством художественных форм. Здесь сложилось замечательное искусство узора, родился такой новый орнаментальный мотив, как «арабеска», состоящий из сложных переплетений и пересечений условных растительных и геометрических форм с богато и тонко разработанными деталями, нередко включавших надписи арабскими буквами.

Альгамбрские вазы, изготовленные скорей всего в крупном центре керамического производства ‒ Малаге, относятся ко второй половине XIV в. К числу наиболее совершенных принадлежит ваза Фортуни, хранящаяся в Государственном Эрмитаже в Ленинграде.

При больших размерах ваза отличается исключительным изяществом традиционной формы, выработанной в течение долгого времени. Ваза имеет яйцевидный корпус и стройную высокую шейку, по сторонам которой поднимаются плоские ручки. Своеобразна роспись: исполненная по светло-желтому фону узор состоит из нескольких фризов и медальонов, в которых преобладают растительные мотивы и узорные надписи. Зеленоватый с нежным перламутровым оттенком люстр придает вазе изысканную благородную красочность, ощущение драгоценности.

Художественная завершенность формы и украшения альгамбрских ваз свидетельствуют о том, что в средневековой мавританской Испании керамическое искусство достигло необычайного расцвета. В XV в. широкую известность приобрела знаменитая валенсийская керамика, колорит которой построен на контрасте крупных звучных темно-синих пятен узора и люстра, переливающегося всеми оттенками золота.

В Европу испано-мавританская керамика перевозилась по Средиземному морю через остров Майорку. Предполагают, что от названия этого острова и происходит слово «майолика».

В Западной Европе, после упадка в период средних веков, когда из посуды преобладали печные горшки, а для строительства керамика практически не применялась, возрождение керамического производства начинается с XV в. в Италии.

В эпоху итальянского Ренессанса (XV‒XVI вв.) наряду с общим расцветом искусства высокого подъема достигает и художественная керамика. Ввоз испано-мавританских изделий в XV в. содействовал развитию местного керамического производства в городах Фаэнца, Сиена, Урбино и др., где изготовлялись различные расписные изделия ‒ вазы, блюда, тарелки с изображением пейзажей, портретов, сюжетных композиций в орнаментальном обрамлении, т. е. сюжетная роспись, впервые после античности, стала господствующим видом декорирования изделий.

При этом яркая декоративность росписей сочеталась с большой жизненностью и характерной для всего изобразительного искусства Возрождения спокойной величавостью.

Произведения итальянских мастеров отличались композиционным совершенством и цветовой гармонией, точностью и ясностью рисунка. Изделия расписывались по слою необожженной эмали. Краска при этом глубоко впитывалась в эмалевое покрытие и поэтому никакие исправления не допускались. От живописца требовалась необыкновенная точность и тщательность в работе. Итальянскую майолику иногда называют «фаянсом», предположительно от названия города Фаэнца ‒ одного из центров керамического производства.

Получила развитие и архитектурная декоративная майолика, ‒ цветные керамические вставки украшали общественные сооружения, дворцы и храмы. Впервые применили эту технику к рельефу и объемной пластике мастера из флорентийского семейства дела Роббиа (XV‒XVI вв.). Широко известны рельеф «Мадонна с младенцем» Луки дела Роббиа и медальоны Андреа дела Роббиа с изображением спеленатых младенцев на фасаде Воспитательного дома во Флоренции. Лука дела Роббиа впервые в Европе применил для монументальных керамических изделий белую оловянную эмаль.

Итальянская майолика оказала заметное влияние на развитие майолики в других европейских странах, в первую очередь Германии и Франции.

Параллельно с майоликой с XVI в. начинают выделывать фаянс. Первое европейское фаянсовое производство появилось во французском городке Сен-Поршер. Здесь изготовлялись оригинальные сосуды с росписью и лепниной (фаянсы Сен-Поршера), по тонкости черепка приближавшиеся к прославленной древнегреческой терракоте,

Близкими к фаянсу были произведения французского мастера Бернара Палисси ‒ рельефно-расписные глазурованные блюда и вазы с изображением животных и растений.

Не будучи профессиональным скульптором, он выполнял гипсовые слепки с натуральных животных или растений, а потом гипсовую форму заполнял глиной. Из полученных точных отпечатков натуры он создавал в разнообразных вариантах свои композиции, располагая их на поверхности блюд овальной или круглой формы. После сушки и обжига Палисси покрывал изделия глазурями, например яшмовыми, состав которых изобрел сам. После вторичного (политого) обжига получались красочные изделия с высоким рельефом, покрытые зеленоватой, коричневатой, лиловой глазурями.

В XVII в. большой известностью пользовался дельфтский фаянс (Голландия). Плитки, вазы, блюда украшались как многоцветным декором, так и синей подглазурной росписью. Изображались в подражание китайскому фарфору цветущие кусты, фантастические птицы, морские пейзажи, жанровые сценки.

В художественных решениях с подчеркнутой нарядностью форм, сочностью и богатством орнаментики, отразился распространенный тогда стиль барокко.

В XVIII в. талантливый английский керамист Дж. Веджвуд усовершенствовал технологию фаянса, прочно ввел в практику разнообразные приемы декорирования. В Государственном Эрмитаже хранится сервиз, выполненный по заказу Екатерины II в 1774 г. Сервиз состоит более чем из 900 предметов, на которых коричневым тоном по фону «цвета сливок» сделаны рисунки, воспроизводящие достопримечательные места Англии ‒ замки, красивые поместья.

В ряде Европейских стран получило развитие производство керамических изделий с плотным спекшимся черепком ‒ «каменный товар». В Германии в конце XV‒XVI вв. Получило широкое распространение изготовление печных изразцов, кружек, ваз с рельефным узором, покрытых соляной глазурью.

Особого совершенства этот вид керамики достиг в XVIII в. в Англии на предприятии того же Веджвуда.

Изделия из каменных масс отличались исключительной прочностью и тонкостью обработки. Цветные каменные массы ‒ базальтовая и особенно яшмовая ‒ широко использовались для изготовления разнообразных изделий в связи с распространением моды на античные мотивы. Это были копии античных ваз, рельефов, чаще же создавались более свободные подражания.

В английских тонко каменных изделиях ‒ сервизах, туалетных приборах, плакетках для мебели, камеях из масс черного, синего, голубого и зеленого тонов, украшенных белыми рельефными фигурами, которые воспроизводили различные античные мотивы, воплощены с наибольшей наглядностью поиски изящной простоты и ясной гармонии форм.

В течение многих лет в Европе пытались разгадать секрет изготовления фарфора. Впервые китайский фарфор привез в Европу известный путешественник Марко Поло в конце XIII в., а в XV‒XVI вв. большое количество фарфоровых изделий стали завозить в европейские страны венецианские и португальские купцы.

По своим свойствам ‒ белизне, просвечиваемости, твердости, богатству красок ‒ фарфор значительно превосходил все известные европейцам керамические изделия. Фарфор ценился очень дорого и был предметом роскоши; иметь фарфоровые изделия мечтали короли, князья, герцоги и их придворные. Керамисты Франции и Англии, не находя разгадки «китайского секрета», создали поначалу свои разновидности фарфоровидной керамики ‒ мягкий фарфор и костяной фарфор.

Настоящий «твердый» фарфор был получен в начале XVIII в. в Германии. В саксонском городе Мейсене против главного здания Мейсенского фарфорового завода стоит памятник Иоганну Бетгеру с именем, которого связано овладение секретом и технологией изготовления фарфора. Однако история изобретения фарфора до настоящего времени не выяснена до конца и вызывает много толков.

Саксонский король Август заключил Бетгера в тюрьму и поставил перед ним задачу овладеть тайной получения золота.

Естественно, все опыты оказывались безрезультатными и Бетгера ожидала печальная участь окончить жизнь на виселице или эшафоте, но судьба свела его с ученым Чирнхаузом, который длительное время занимался экспериментами по получению фарфора.

И вот в 1709 г. были изготовлены первые образцы фарфоровых изделий. Сам Чирнхауз не дожил до этого дня, он умер в 1708 г.

Секрет изготовления фарфора тщательно сохранялся, фарфоровое производство было размещено в верхних этажах королевского замка Альбрехтсбург, выйти из мастерских можно было только через личные покои короля. Бетгер находился на положении самого настоящего узника и умер в 1719 г., так и не получив свободы.

Фарфор мейсенской мануфактуры отличался высоким техническим уровнем, ассортимент изделий был довольно разнообразен; выпускались чайные и столовые сервизы, кружки, вазы, подсвечники, скульптура.

В декорировании фарфора середины XVIII в. отразились черты стиля рококо с присущими ему узорностью, легкостью, прихотливостью очертаний и асимметричностью композиций. Изделия расписывались подглазурными и надглазурными красками (цветы, «китайские сцены» и др.), декорировались золотом, дополнялись скульптурными изображениями цветов, птиц.

Глазурованная и расписная скульптура отличалась тончайшей моделировкой фигур и тщательной проработкой деталей. Выпускались также целые скульптурные группы, объединенные единым сюжетом.

К концу XVIII в. фарфоровое производство было освоено во многих европейских странах и фарфор как художественный материал повсеместно оттеснил другие виды керамики. К этому времени в фарфоре проявились черты классицизма с его культом предельно четких форм и декора. Глазурованная скульптура с росписью вытесняется скульптурой из неглазурованного «бисквитного» фарфора. Причем особенно славятся французские изделия Севрской мануфактуры.

В XIX в. художественное качество фарфора постепенно снижается, что было связано с общим упадком художественной промышленности, особенно сильно проявившимся во второй половине века.

 

1.1 Виды керамики

 

Гончарные изделия можно разделить на две группы: неглазурованная и глазурованная керамика.

Неглазурованная керамика: терракота и гончарная керамика, ‒ наиболее древние из всех видов керамики.

Терракота ‒ «обожженная земля» ‒ керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура, черепица, изразцы, игрушки, облицовочные плитки и архитектурные детали.

Гончарная керамика требует дополнительной обработки. Для придания ей водонепроницаемости ее заглаживают перед обжигом любым гладким предметом (лощат), уплотняя наружный слой глины до появления своеобразного блеска. Морение заключается в длительной выдержке глиняных изделий в дыму, медленно остывающей печи. Очень древний способ обработки ‒ «запарка2, или «обварка» ‒ вынутое из печи изделие опускают в воду с мукой. При этом на его поверхности образуются красивые подпалины, посуда становится водонепроницаемой. В настоящее время гончарная керамика получила очень широкое распространение. Из нее делают горшки, чашки, кувшины и другие предметы домашнего обихода. И ценятся они не меньше, чем фарфоровые, стеклянные

Глазурованная (или поливная) керамика: майолика, фаянс, фарфор, шамот.

Керамику покрывают слоем глазури, эмали и вторично обжигают. Благодаря глазури изделия становятся водонепроницаемыми. Также глазурь позволила изделия декорировать: матовая, бархатистая поверхность чередуется с наплывами блестящей глазури. Под глазурью хорошо смотрится роспись ангобами (окрашенными в разные цвета жидкими глинами). Ангобирование ‒ старинный вид обработки глиняных поверхностей, однако, до настоящего времени находит широкое применение.

Майолика ‒ ближайшая родственница гончарной керамики. Это слово произошло от названия средиземноморского острова Мальорка, где зародился этот вид керамики. Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными глазурями ‒ эмалями. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.

Фаянс (от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс) ‒ керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Основа его ‒ белая глина. Фаянсовый кувшин легко отличить от майоликового, стоит только обратить внимание на донышко: у гончарной керамики выступы на нем ‒ темные, а у фаянсовой ‒ белые. То, что отличает фаянс от майолики, сближает его с фарфором, но фаянс не обладает белизной и прозрачностью фарфора, его черепок порист и менее прочен. Изделия фаянса имеют толстые, непрозрачные стенки мягких, обтекаемых форм.

Фарфор отличается от других подобных декоративных материалов высокими параметрами прочности, устойчивости к химическому и температурному воздействию.

В зависимости от долевого состава глины и сопутствующих веществ, фарфор может условно быть разделен на две категории: мягкий и твердый. Главное отличие этих категорий не в твердости состава, как можно было бы подумать, а в поведении под воздействием высоких температур. Кроме того, в мягком фарфоре больше разнообразных веществ, которые придают ему дополнительные качества – например, просвечиваемость. Мягкий фарфор чаще используют при изготовлении декоративных керамических предметов, а твердый – для посуды и в технике. Разновидность мягкого фарфора – костяной фарфор. Кроме всего прочего, в его состав входит костяная зола, богатая кальцием, придает изделиям из такого фарфора дополнительную прочность, белизну и просвечиваемость.

Если при изготовлении фарфора его не покрывают ничем, и он остается матовым, его называют «бисквитом», хотя гораздо чаще можно встретить фарфор, на который нанесен слой глазури. При росписи фарфора используют две технологии – подглазурная роспись и надглазурная роспись.Надглазурная роспись смотрится более ярко за счет широкой гаммы доступных красок. К краскам при росписи фарфора довольно часто добавляют оксиды различных металлов, в том числе благородных (золото, платина).

Сегодня фарфоровые статуэтки, посуда, куклы, другие элементы декора интерьера ценятся не меньше, чем несколько столетий назад. Это по-прежнему красивый и утонченный материал, который может стать настоящим украшением дома и радовать его посетителей на протяжении многих лет.

И фарфор, и фаянс отличаются ценой, составом и технологией производства. Чтобы не спутать благородный фарфор с практичным фаянсом, нужно знать следующие отличия.

В составе фарфора меньше глины и больше разнообразных добавок: полевого шпата, кварцита, каолина. Эти добавки придают фарфору белизну, стекловидность, устойчивость к высоким температурам и меньшую пористость в сравнении с фаянсом.

Отличить фарфор от фаянса несложно. Посмотрите посуду на свет – тонкостенный фарфор должен просвечивать. Он тонкий и полупрозрачный, тогда как фаянс совсем не пропускает свет и обычно покрывается глазурью.
Если нужно определить из какого материала сделана статуэтка, переверните ее и рассмотрите донышко. У фарфора дно не покрыто глазурью. Это связано с технологией обжига – при производстве фарфора используются более высокие температуры, чем при производстве фаянса. Для того чтобы фарфор не прилип к подставке, глазурь счищают перед вторым этапом обжига.
При выборе посуды обратите внимание на ободок на донышке. У фаянса он отличается от глазури самой посуды и бывает или светло-серым или бежевым. Если ободок белый, то, скорее всего это фарфор.

Шамот (от фр. chamotte) представляет собой керамический бой, замешанный на глине. Шамот имеет грубозернистый состав, глазурь на его поверхности растекается пятнами, не покрывая ее полностью, что придает изделию из шамота особую оригинальность. Он очень ценится художниками, которые ввели его в область декоративно-прикладного искусства.

Шамот разновидность морозоустойчивой керамики, обожжённая при температуре 1250ᴼ С. Изделия из шамотной глины могут оставаться на зиму в Вашем саду, они не боятся морозов и перепадов температур. Но важно, чтобы на изделие не попала влага, для этого его необходимо укрыть полиэтиленовой плёнкой перед первыми заморозками.

Из шамотной керамики изготавливают светильники садовые и интерьерные, основания для фонтанов, вазоны и кратеры, горшки с поддонами, кашпо, фигуры животных, вазы и амфоры.

 

 

2 КУРСОВАЯ РАБОТА

 

2.1 Выбор темы курсовой работы

 

Тема моей курсовой работы – серия декоративных анималистических декоративных пластин «Подворье». Выбрана именно эта тема потому, что тема животных в декоре была всегда близка мне. Изображение животных на керамических изделиях, как я считаю, является интересным декоративным дополнением в кухонном интерьере. В наше время становится более модным использование в оформление интерьера изделиями ручной работы. Керамика – один из наиболее распространенных материалов декоративно-прикладного искусства.

Итак, определившись с темой работы, приступают к процессу поиска решений. Какой материал использовать, каким способом формовки выполнять работу, как расписывать керамическое изделие и в каком виде его представить (рисунок 1. 2).

 

2.2 Эскизирование

 

Эскиз – это обязательная часть любой работы. Когда художник ищет композиционное решение жанровой картины, отвечающее его творческому замыслу, он использует различные графи­ческие и живописные средства. Работу над эскизами часто начинают с ка­рандашных и акварельных набросков. Такие наброски иногда очень скупые в изобразительных средствах, являются результатом выражения первого образного представления.

Каждая жанровая фигурная композиция должна иметь свое решение, свой строй, который отличает ее от других композиций, а потому нельзя вести работу на одном композиционном приеме, используя положения, по­зы и группировки фигур, уже встречающиеся в других работах. Сюжетное распределение фигур в композиции должно полностью зависеть от того жизненного сюжета, который выбран. Сюжет помогает опреде­лить и формат эскиза, и особенности композиции, и выбор тех предметов изображения, которые нужно сделать более крупными, отведя им главное место. Все то, что играет второстепенную, вспомогательную роль, придется «увести» на второй план, погасить в тоне и цвете.

В полном соответствии с выбранным сюжетом используются и различ­ные приемы освещения, возможности тональной и цветовой насыщенности в изображении фигур персонажей и, конечно, определяется общий ко­лорит. На базе моих художественных данных, я начала разработку эскизов (рисунок 2).

 

2.3 Выбор материала

 

Для каждой работы требуется определенная разновидность глины. Я выбрала фаянс. Под названием фаянса в керамике принято обозначать глиняные изделия из белой или цветной массы с пористым (проницаемым жидкостями) черепком, который в изломе представляет шероховатый землистый вид и покрыт всегда глазурью, или поливой. Обширный отдел изделий с черепком, проницаемым жидкостями, существенно отличается от отдела изделий с непроницаемым черепком, к которому относится фарфор, имеющий спекшийся стекловидный излом, просвечивающий при проходящем свете.

2.4 Формирование изделия

 

Выбрав для работы фаянс, я приступила к формованию изделия способом литья.

Литье изделий в пористых формах (шликерное литье) ‒ один из старейших способов формования фарфоровых и фаянсовых изделий. Методом литья формуются суповые вазы, овальные и прямоугольные блюда, салатники, кувшины, а также разнообразные изделия художественно-декоративной керамики ‒ вазы, статуэтки, скульптурные группы и др.

При разливе шликера по формам (сливной способ) необходимо следить за тем, чтобы его струя не била в стенку формы, не захватывала воздух и шликер равномерно заполнял форму без вспенивания. Это достигается при помощи специального наконечника ‒ литейного конуса, прикрепленного к резиновому шликеропроводу. Конус сконструирован таким образом, что имеющийся в шликере воздух может частично удаляться при выходе шликера.

Позле разлива шликера ждем 30 минут медленно подливая шликер в пологие части изделия. Затем резким движением сливаем оставшийся шликер и оставляем форму для просушки (выпаривания лишней воды) заранее отделяя лишний фаянс с бортов.

Когда блюдо отходит от бортов, его вытаскивают и начинают работать над нужной пластикой изделия, если имеются так называемые «пузыри» воздуха, их нужно проколоть и залепить фаянсом для предотвращения трещин на изделии. После чего тарелку необходимо разгладить и нанести необходимый рельеф, задуманный ранее на эскизах. Затем положить на тряпку для просушки. Когда изделие высохнет аккуратно зачистить и поставить в обжиг.

 

2.5 Обжиг изделия

 

Изделия тонкой керамики хозяйственно-бытового назначения обычно обжигают двукратно. В производстве фарфора по обычной технологии первый (утильный) обжиг неглазурованных изделий осуществляют при 900‒1000° С для предварительной дегидратации глинистых минералов, разложения карбонатов, сульфидов, сульфатов и других примесей, имеющихся в сырье, придания полуфабрикату необходимой пористости ‒ по водопоглощению 18‒22%, повышения предела прочности при сжатии до 12—13 МПа, обеспечивающей его сохранность при последующих технологических операциях и устойчивость против размывания при глазуровании. Второй обжиг (политой) при 1350‒1410° С предназначен для окончания процессов, начатых при первом обжиге по формированию структуры черепка изделий, закрепления глазури и подглазурного декора.

В технологии полуфарфоровых изделий по схеме для производства фаянса первый обжиг при 1250‒1280° С является основным, формирующим черепок изделия, второй при 980‒1050° С служит для закрепления глазури.
В производстве фаянсовых изделий первый обжиг при 1180‒1280° C является основным, а второй обжиг при температурах 1020‒1050° С производится для закрепления глазури и подглазурного декора.

 

2.6 Подглазурная роспись

 

Подглазурная роспись более устойчива, так как слой глазури защищает рисунок. Линии рисунка мягкие и не образуют выпуклости на поверхности изделия.

Основная особенность подглазурной росписи состоит в том, что краска наносится на поверхность изделия до того, как на него будет нанесена глазурь. Расписываться может изделие прошедшее предварительный обжиг или просто подсушеное. В первом случае ‒ роспись по утилю, во втором ‒ роспись по сырому материалу. После нанесения краски на сырой материал его обжигают, затем покрывают глазурью и подвергают обжигу вторично.

Обычно подглазурная роспись производится при помощи водных растворов солей тяжелых металлов, которые могут иметь разнообразные оттенки ‒ голубой, розовый, серый и т.д. Эффект от их использования во многом зависит от того, была ли предварительно обработана поверхность. При росписи по сырому материалу при условии нанесения глазури на еще не высохшую краску рисунок получается очень красивым и более нежным, его контуры оказываются не совсем четкими и немного расплываются, что создает очень интересный эффект. При росписи по утилю такого эффекта добиться невозможно, нежность тона исчезает, рисунок получается более четким. Тот же эффект четкости рисунка возникает тогда, когда глазурь наносят на уже высохшую краску.

Нужно отметить, что соли тяжелых металлов не обладают ярким цветом, что должно затруднять работу. Чтобы облегчить ее, в соли добавляют анилиновые красители соответствующих цветов. Благодаря этому приему процесс нанесения рисунка облегчается, так как работник может видеть то, что он получит в результате. Этот прием основан на том, что в процессе обжига соли тяжелых металлов приобретают характерный для них цвет, тогда как анилиновые красители выгорают.

Рисунок наносят на поверхность изделия либо по карандашному контуру, либо сразу кистью, без предварительной разметки. В отличие от надглазурного способа, подглазурная роспись требует от работника гораздо большей точности, так как допущенную ошибку исправить практически невозможно. При этом после обжига на поверхности изделия все равно останутся пятна, а, следовательно, успешность исправления ‒ это в первую очередь умение сделать пятно незаметным. Лучше использовать кисти, которые вбирают в себя большое количество краски, так как подглазурные краски впитываются в необработанную поверхность сильнее, чем надглазурные, из-за чего их расход на выполнение того же самого рисунка оказывается больше.

Еще один способ росписи ‒ роспись по сырой глазури. Этот способ не следует путать с росписью по сырой глазури, проводимой с использованием надглазурных красок. Особенность предлагаемого способа как раз в том и состоит, что он предполагает применение подглазурных красок.

Краски при росписи подглазурными красками по мокрой глазури наносить нужно больше, чтобы рисунок получился достаточно ярким, нанося на поверхность изделия несколько слоев краски. При выполнении данного вида росписи иногда используют более насыщенный раствор солей металлов. Готовить его можно с использованием воды, температура которой выше, чем при приготовлении обычного раствора ‒ благодаря этому вода растворяет больше солей металлов. Но нужно учитывать, что по мере того, как вода остывает, краска начинает постепенно осаживаться в виде кристалликов, которые при попадании на изделие могут испортить его вид. Поэтому лучше наносить краску обычной концентрации несколько раз, чем использовать раствор с более высокой концентрацией.

Делая роспись сначала нужно нарисовать рисунок с эскиза на тарелке. Затем смесь пигментов вместе с глицерином наносится на неглазурованное изделие, которое после росписи покрывают глазурью и обжигают в печи. Эти краски, будучи защищенными слоем глазури, являются очень долговечными.

До проведения обжига на декорируемом изделии можно сделать все необходимые исправления.

2.7 Глазурование

 

Глазурь представляет собой водную суспензию тонкоизмельченного и нерастворимого в воде порошка.

Если готовая глазурная суспензия хранилась долгое время, то она может подсохнуть, загустеть, скомковаться или расслоиться, т.е. стать неоднородной. Поэтому почти всегда перед началом работы ее надо тщательно перемешать, отобрать необходимую для глазурования порцию и поместить в ступку, растереть пестиком, добавить, если нужно, воду и пропустить через тонкое сито. Последние порции суспензии надо пропускать с помощью кисти или толстой резинки, чтобы не изменить состав глазури. После такой подготовки в суспензии не должно ощущаться крупинок.

Не проверенную в обжиге глазурь целесообразно сначала опробовать на малом количестве материала, произвести пробные обжиги на небольших изделиях или на утильном бое.

О правильности толщины слоя глазури можно судить с известной достоверностью, если на утильный черепок перед глазурованием нанести карандашные пометки, которые должны быть едва-едва видны после покрытия их глазурной суспензией, графит сгорит во время обжига. Если глазуруют по подглазурному декору, то после нанесения глазури он также должен быть едва виден.

Следует помнить, что пыль, грязь и жир (места, захватанные руками) на черепке препятствуют хорошему приставанию (адгезии) к нему глазури. Поэтому перед глазурованием изделия необходимо всегда очищать, обдувая их сжатым воздухом или обметая кистью, и протирать влажной отжатой губкой. Увлажненный утильный черепок не так энергично втягивает воду глазурной суспензии. В противном случае, например при глазуровании кистью, мазок слишком быстро обезвоживается и кисть «присасывается» к поверхности, затрудняя равномерное продвижение руки вдоль глазуруемых мест.

После нанесения глазури на изделие, его ставят в обжиг.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Керамические изделия в наше время пользуются популярностью, в разных видах интерьера. Они гармонично вписываются в любой стиль. Ручная работа, кропотливость, и собственный взгляд художника, вместе создают прекрасные и неповторимые вещи.

По итогам выполненной мной работы я могу сделать вывод, что это очень интересный, сложный и кропотливый процесс. Керамика не терпит ошибок, и если знать теорию и правильно применять ее на практике, то можно добиться нужного результата.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. http://artorbita.ru/rospis_keramiki/podglazurnaya_rospis_2.html

2. http://www.ceramicportal.ru/articles/podglazurnye_nadglazurnye_techniky_dekorirovanya.htm

3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/91049/%D0%A4%D0%90%D0%AF%D0%9D%D0%A1

4. http://www.stroitelstvo-new.ru/keramika/farfor-faience/glazing.shtml

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Закон электромагнитной индукции | Ладья света

Date: 2015-07-24; view: 1266; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию