Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация работы специалистов служб психолого-педагогического сопровождения с детьми, пострадавшими от насилия и жестокого обращения





 

Психологическая помощь детям и подросткам, пережившим насилия и жестокость, должна быть направлена на возможно полное устранение их последствий и принятие мер по прекращению насильственных действий [14].

Эта работа включает меры профилактического, диагностического и коррекционно-терапевтического характера. Выделяют ряд особенностей такого рода помощи:

· Полное признание основных прав детей и подростков: на жизнь, личную неприкосновенность, защиту и достойное существование;

· Анонимность и конфиденциальность, повышающие вероятность обращения жертв насилия за помощью.

Для оказания эффективной помощи пострадавшему нужна полная и всеобъемлющая информация о нем и обстоятельствах его жизни.

Цель психологической помощи жертве насилия состоит в уменьшении отрицательного влияния пережитой им травмы на его дальнейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении, облегчение реабилитации в обществе.

Исходя из этих целей, психолог решает следующие тактические задачи:

· Оценивает уровень психического здоровья жертвы насилия и определяет показания к другим видам помощи;

· Изучает индивидуально-психологические особенности ребенка с целью более адекватного их использования для решения возникших проблем;

· Мобилизует скрытые психологические ресурсы ребенка, обеспечивающие самостоятельное решение проблем;

· Осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социальной дезадаптации;

· Выявляет основные направления дальнейшего развития личности;

· Привлекает других членов семьи, родственников, сверстников, доверенных и референтных лиц к оказанию психологической поддержки пострадавшему ребенку.

Психодиагностическая работа. Проводя психодиагностику, психолог выбирает методы исследования в зависимости от конкретной ситуации, особенностей ребенка, вида насилия и т.д. Наиболее информативными являются следующие методики:

1. Психодиагностический опросник А.Е. Личко для определения типа акцентуаций характера и наличия психопатических проявлений;

2. Цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния жертвы, ее потребностей, страхов, уровня стресса и других индивидуальных характеристик;

3. Шкала уровня субъективного контроля Д. Роттера для исследования типа поведения и характера локализации ответственности;

4. Рисуночные тесты «Дом-дерево-человек», «Кинетический рисунок семьи», «Несуществующее животное», методика неоконченных предложений для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и эго-состояний жертвы насилия.

Таблица 1

Диагностические признаки жестокого обращения

 

Особенности поведения ребенка   Особенности поведения взрослых
Психическое (эмоциональное) насилие: Задержка физического и умственного развития Нервные тики, энурез Печальный вид, подавленное настроение Различные психосоматические заболевания Беспокойство и тревожность, агрессивность Нарушения сна, аппетита Неумение общаться, неуспешность в учении Склонность к уединению, суициду Низкая самооценка Пренебрежение нуждами ребенка: Утомленный, сонный вид, опухшие веки Санитарно-гигиеническая запущенность Низкая масса тела, задержка роста и физического развития Стремление привлечь к себе внимание любой ценой Многократная госпитализация Повторные повреждения, травмы Кражи пищи, делинквентность Неизбирательность в контактах Мастурбация Регрессивное поведение Трудности общения и обучения Агрессивность и импульсивность   Нежелание утешить ребенка Оскорбление, брань, обвинение, унижение ребенка Критичное отношение к ребенку Негативная характеристика ребенка Отождествление ребенка с ненавистными людьми Перекладывание ответственности на ребенка Открытая демонстрация нелюбви, ненависти к ребенку   Психические заболевания родителей Критические состояния Умственная отсталость Наличие жестокости и насилия в родительской семье Недостаточный самоконтроль и импульсивность, агрессивность Нежеланный ребенок Неполноценный ребенок «Трудный» ребенок Сходство с нелюбимым родственником Нарушения в поведении ребенка Социально-экономические проблемы семьи Конфликтность семьи

 

После выявления случая насилия над ребенком и диагностики проводится психологическое консультирование. Показания к психологическому консультированию являются: самостоятельное обращение ребенка или подростка; их направление родителями, опекунами, педагогами или представителями других организаций; приглашение пострадавшего самим психологом.

Первый вариант является наиболее предпочтительным в связи с наличием осознаваемой проблемы и мотивации. В других случаях требуется дополнительная предварительная работа по снятию тревоги, беспокойства, страха и связанных с ними психологических защит.

Основным методом психологического консультирования является интервью. С помощью специальных вопросов и заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности личности жертвы насилия, психолог продвигается во взаимодействии с клиентом от достижения принятия личности консультанта и ситуации интервью к сбору информации о возможных альтернативных путях и способах решения проблемы [8].

Во время интервью психолог может использовать методы, содействующие активности, смене чувств и переживаний, демонстрирующие жертве насилия безусловное принятие ее личности, безоценочное отношение. Эти результаты достигаются через различные варианты слушания клиента (Т. Гордон):

· Пассивное слушание (тишина): мощное невербальное средство, позволяющее ребенку почувствовать внимание к его личности и проблемам;

· Реакция подтверждения, признания услышанного: осуществляется с помощью вербальных реплик и невербальных приемов (кивание головой, наклон вперед, улыбка, нахмуривание бровей и др.);

· «Открывание дверей»: специальные вопросы или замечания, позволяющие ребенку быть более открытым, поощряющие его высказывания;

· Активное слушание: с помощью перефразирования услышанного психолог уточняет свои гипотезы и декодирует информацию клиента;

· «Отражение чувств»: метод передачи сопереживания и понимания (К.Роджерс). при его использовании психолог становится своеобразным зеркалом чувств ребенка, помогает ему их осознать и вербализировать; тем самым он содействует их эмоциональному отреагированию;

· Обучение сублимации: выражение чувств в безопасной, социально-приемлемой и потенциально-творческой форме;

· Интерпретация: основа психологических методов воздействия, в результате которых ребенок или подросток получает новое видение ситуации на основе теории и личного опыта психолога. Человек открывает для себя альтернативное видение реальности, отличающееся от картины, которую он сам себе представлял;

· Директива: психолог ясно показывает консультируемому, какое действие считает для него желанным, и предполагает, что ребенок выполнит его указания;

· Самораскрытие: психолог делится личным опытом и переживаниями, показывает, что способен разделить нынешние чувства собеседника. Высказывания психолога построены на «Я-предложениях»;

· Обратная связь: психолог дает возможность человеку понять, как (каким) его воспринимают со стороны, дает конкретные данные для позитивного или уравновешенного самовосприятия. Метод имеет особое значение для подростков в связи с наличием у них многочисленных проблем и комплексов, усугубляемых комплексом жертвы насилия;

· Логическая последовательность: психолог объясняет ребенку последствия мышления и поведения: «Если будешь…, то будет…». Метод дает возможность для рефлексии своих действий и переживаний, способствует развитию рефлексивного поведения и принятия самостоятельных решений;

· Пересказ: повторение сущности ситуации клиента и его мыслей психологом, которое активизирует обсуждение проблемы и улучшает ее понимание обеими сторонами;

· Резюме: используется в конце консультативной беседы для суммирования суждений клиента и выводов психолога. Метод способствует прояснению результатов беседы и помогает перенести их в реальную жизнь.

В работе с подростками, пострадавшими от насилия, целесообразно использовать «телефон доверия» как одну из наиболее адекватных форм психологической помощи. Она обеспечивает анонимность, искренность, снимает страх унижения и различных санкций, дает возможность подростку прервать контакт, если он нежелателен.

«Телефон доверия» предоставляет возможность использовать волонтеров-подростков, хорошо знающих подростковую субкультуру и специально подготовленных к этой работе. Роль таких консультантов состоит в помощи подростку в идентификации проблемы, вербализации негативных эмоций, определении источников угрозы, установлении здоровых сохранных сторон личности потерпевшего, выявление круга лиц, которые могли бы его поддержать в критической ситуации [15].

В психокоррекционной работе с данной категорией детей используется психотерапия.

Психотерапевтическая помощь строится с учетом следующих обстоятельств:

1. Особенностей личности и психического состояния ребенка или подростка;

2. Вида перенесенного насилия и способности ребенка осознать его сущность;

3. Глубины и тяжести переживаний факта насилия;

4. Психологических последствий:

· Закрепления личностных форм реагирования на насилие и предрасположенности к виктимизации;

· Формирования на основе неотреагированного психотравматического опыта устойчивых невротических состояний, депрессий, психосоматических заболеваний, нарушений социальной адаптации, сложностей вступления в брак и т.д.;

· Отклоняющегося и делинквентного поведения.

Учитывая перечисленные выше обстоятельства, психотерапевтическую помощь можно проводить в следующих направлениях:

Ребенок и подросток – жертвы насилия (индивидуальная и групповая психотерапия);

Семья и близкое окружение жертвы насилия (семейная и групповая психотерапия);

Школьный коллектив и группа сверстников (групповая психотерапия);

Педколлективы, общественные организации, правоохранительные органы (психопрофилактика).

Индивидуальная психотерапия проводится с детьми и подростками, находящимися в кризисном состоянии. Ее основными задачами являются: преодоление отчужденности, нейтрализация аффективного состояния через создание атмосферы принятия, доверия, безопасности, а также путем привлечения ресурсных состояний через использование гипносуггестивных методов. На первом этапе могут применяться рациональная психотерапия, методы эриксоновского гипноза, гештальтерапия [6].

После установления доверия, воссоздания значительного личностного ресурса возможен переход ко второму этапу. Его задача состоит в выявлении основного психологического конфликта и отреагировании травматических переживаний.

Отреагирование через осознание проблемы происходит у подростков с высоким уровнем самосознания и рефлексии. Для детей чаще используется психодраматическое проигрывание травматических ситуаций через арттерапию, телесно-ориентированные техники, игровую терапию.

После отреагирования травматического опыта или позитивной переориентации основной проблемы у клиента высвобождается достаточно сил, которые следует направить на поднятие самооценки, формирование доверия к себе, уверенности в своих силах и конструирование новых способов поведения и решения конфликтов, выработки активности в борьбе со злом.

Острое кризисное состояние может длиться от одного до двух месяцев. В этот период жертвы насилия особо нуждаются в психотерапевтической помощи. В групповых формах поддержка нужна в более поздние периоды.

На третьем этапе применяются терапия творческим самовыражением, сказкотерапия, ролевые игры, трансактный анализ и групповая психотерапия.

Групповая психотерапия детей и подростков показана в случаях, когда контакт установлен и пострадавший способен говорить о волнующих его темах. Это может произойти после индивидуальной психотерапии или «телефона доверия», когда снимается аффективная симптоматика.

Обычно группа формируется из подростков, имеющих аналогичные проблемы. Именно в такой группе они могут обрести понимание и сочувствие, ощутить себя в своей среде, рассказать о своих переживаниях, услышать опыт других, попробовать новые модели поведения, не боясь осуждения. В группе вырабатываются новые способы адаптации, саморегуляции и самоконтроля, появляются новые отношения. Группа оказывает психологическую поддержку и может дать толчок к изменению самооценки, повышению уверенности в себе.

Группа может быть постоянно действующей, открытой или закрытой. По содержанию это может быть:

· Психодинамическая группа, целью которой является создание атмосферы поддержки и доверия, осознание и отреагирование собственных проблем, делающих подростков жертвами насилия; формирование новых способов поведения в ситуациях насилия; сопротивление злу; повышение самооценки и раскрытие творческого потенциала;

· Группа ролевого тренинга, направленного на отработку ролевых ситуаций в общении со взрослыми и сверстниками, осознание своей роли (жертвы) с возможностями ее изменения

· Группа тренинга общения, направленного на формирование конструктивного общения, партнерских способов решения жизненных ситуаций, способов социально-психологической адаптации в различных условиях;

· Группа телесно-ориентированной терапии, имеющей целью снятие телесных зажимов и отреагирование травматического опыта через тело;

· Группа терапии творческим самовыражением (рисунок, лепка, танец), направленной на раскрытие внутреннего потенциала и отреагирование травматического опыта через творчество;

· Группы игровой психотерапии, в которых ребенок может разрешить свои сложные личностные проблемы и преодолеть аффективные состояния.

Семейная психотерапия показана в тех случаях, когда необходимо помочь семье справиться с кризисным состоянием, или при коррекции семейных отношений, если близкое окружение является источником насилия. Целью семейной психотерапии является помощь семье в осознании насильственных способов воздействия на ребенка и попытка формирования иных, более конструктивных способов взаимодействия. Необходимо научить родителей любить детей такими, какие они есть. В любом случае семейная терапия проводится с участием ребенка.

Психопрофилактикой насилия может служить работа психолога с родителями и педагогами по осознанию источников жестокости и жестокого обращения с детьми и подростками [13]. Необходимо разъяснять их опасность и повышать ответственность за любого рода антигуманные и насильственные действия по отношению к растущей личности. Следует знакомить участников образовательного процесса с правами жертв насилия и способами предупреждения виктимного поведения.

Профилактическую задачу решает и специальная работа по коррекции агрессивного поведения детей и подростков, которые, как правило, сами являются жертвами насилия. Будучи жертвами насилия в каких-то сферах микросреды, они становятся насильниками в школе, участвуют в криминогенных группах, совершают насильственные и противоправные действия.

Важное место в профилактике насилия занимает деятельность по предупреждению ситуаций насилия. Следует обучать детей и подростков безопасному поведению, усиливать возможности их самозащиты, снимать комплексы неполноценности как основу виктимного поведения [10]. В работе по психопрофилактике насилия над детьми, большая роль отводится работе с родителями. В рекомендациях по обеспечению безопасности детей, родителям необходимо предложить ряд правил поведения с детьми.

Будьте честны с вашими детьми. Говорите с ними честно, простыми и понятными им словами.

Попробуйте понять чувства ребенка как можно лучше. Поговорите с ним о своих и его чувствах.

Не позволяйте вашему гневу отражаться на отношениях с ребенком. Контролируйте свои чувства, свои реакции.

Родители, подумайте, какие отношения у Вас сейчас с вашим ребенком и какие бы отношения Вы хотели выстроить с ним:

· Я плохой, ты хороший;

· Я плохой, ты плохой;

· Я хороший, ты плохой;

· Я хороший, ты хороший.

Родители, обратите внимание на следующие моменты, когда Вы общаетесь с ребенком:

· Как вы сидите или стоите;

· Каково Ваше положение головы, рук;

· Каковы Ваши жесты (есть ли в них угроза);

· Каково Ваше дыхание;

· Каков Ваш голос, темп речи и тембр;

· Какова Ваша мимика – выражение лица.

Проанализировав эти данные, Вы сможете понять, что видит, слышит и чувствует ребенок, который вступает с Вами в контакт.

Поддерживать свой контакт с ребенком Вы можете через:

· Вербальный (словесный) контакт – через подбадривание, похвалу, выражение поддержки, частое упоминание имени ребенка, выражение словами согласия и одобрения.

Невербальный (несловесный) контакт – через контакт глаз, выражение лица, позу тела, тон и громкость голоса, использование паузы. Выражение лица должно являть собой доброжелательное внимание. Выражение спокойствия и уверенности на лице родителей оказывает психологическое воздействие, приносит терапевтический эффект. Тон голоса должен быть доброжелательным, соответствовать тому, что говорится. Приглушенный голос в большей мере способствует возникновению у собеседника ощущения доверительности. Наличие пауз в беседе создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего.

 

 

Date: 2015-07-24; view: 543; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию