Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 9. Международная товарная политика





 

9.1. Понятие экспортного товара

Экспортным товаром является товар, который создается:

· После глубокого анализа факторов и условий сегмента рынка той страны или группы стран, куда предприятие намерено осуществлять поставки своего товара.

· К экспортным товарам относится товары рыночной новизны Такие товары либо дает возможность потребителям удовлетворять совершенно новые потребности, либо подниматься на новую качественную ступень удовлетворения уже известных потребителей, либо дает возможность большему числу людей, чем ранее, удовлетворять на определенном высоком уровне уже известного потребителя.

Товарные рынки новинок имеют ключевое значение для коммерческого успеха предприятий экспортёров и для формирования его конкурентоспособности фирмы. Каждое предприятие, желающее работать на международном рынке, должно иметь глубоко продуманную и разработанную товарную политику. Отсутствие такой политике ведет к неустойчивости ассортимента товара, подверженному ассортиментному влиянию случайных конкурирующих факторов.

Товарная политика не должна сводиться только к формированию ассортимента продукции. Важнейшими составляющими элементами экспортной товарной политики является:

· тщательный учет внешних и внутренних факторов воздействия на товар;

· разработку стратегического продвижения на внешний рынок и реализации товара;

· юридическое обеспечение экспорта товара;

· формирование цены и стратегия ценообразования.

Ассортиментная товарная политика предприятия в современных условиях требует формирования продуманной сбытовой программы и является главным фактором конкурентоспособности предприятия за рубежом.

В экспортной товарной политике основной проблемой является приспособление товара к разнообразным условиям внешнего рынка и правильное формирование конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность товара на рынке зависит от:

· правильного выбора рынка и наличия на данном рынке спроса и отсутствия конкуренции;

· совокупности факторов присущих самому товару.

Обычно на международном рынке конкурентоспособность товара определяется совокупностью следующих технико-экономических параметров:

· Цены потребления товара, которая равна сумме приобретений продажи товара и эксплуатационных затрат у потребителя в течение срока службы товара.

· Класса продукции, в границах которого определяется конкурентоспособность.

· Нормативные параметры, отражающие соответствие товара стандартам и нормам, определяющим потенциальную чистоту и правовую защищённость изделия на экспортном рынке.

· Эргономические параметры, отражающие уровень «дружественности» товара пользователем.

· Эстетические параметры, характеризуются уровнем дизайна и соответствующие требованиям моды.

· Технические параметры, характеризующие надежность, долговечность, ремонтопригодность изделия, конструктивно-технологические особенности.

· Организационные, к которым относятся сервисные услуги, гарантия, условия финансирования покупки.

 

9.2. Международный жизненный цикл товара (МЖЦТ).

Выделяют две основных формы международного ЖЦТ:

· модель последовательного МЖЦТ;

· модель синхронного МЖЦТ.

 

объем продаж

 

развитые страны

 

развивающиеся страны

 

 

слаборазвитые страны

Время существования товара на рынке

 

Рис. 9.1 Модель последовательного международного жизненного цикла товара[32]

 

 

Модель последовательного МЖЦТ имеет набор следующих стадий:

1) Стадия внедрения: характеризуется выведением новинки на рынок, хотя возможен и незначительный экспорт.

Здесь осуществляется позиционирование на рынке, как уникальный продукт в условиях монопольной конкуренции и предложение товара осуществляется по высокой цене. Производство в этот период мелкосерийное, осуществляемое с недогрузкой мощностей и качество товаров еще не очень высокое.

2) Стадия роста: характеризуется началом дифференциации продукции и появление возможностей создания производства за рубежом (в промышленных развитых странах).

Продажи на этой стадии осуществляются как в стране происхождения, так и за рубежом. Степень конкуренции усиливается, что ведет к снижению цены. Это происходит так же за счет стандартизации продукции и внедрения новых технологий.

3) Стадия зрелости: отличается высокой степенью стандартизации технологии продукции, что способствует снижению издержек в частности за счет использования менее квалифицированной рабочей силы.

К этому времени в стране происхождения продукция входит в стадию спада, но производство и продажи переносятся в развивающиеся страны, растет ценовая конкуренция и стабилизируется спрос.

4) Стадия спада: спад сопряжен в дальнейшем продлении международного ЖЦТ за счет перемещения ее производства и сбыта в слаборазвитые страны.

Данная модель относится к продлению ЖЦТ, но не к ЖЦТ по отношению к одному конкретному товару.

Модель последовательного жизненного цикла соответствует приведенному выше описанию. Современная ситуация такова, что в результате процесса глобализации транснациональные компании стремятся сокращать международный ЖЦТ путем выведения новинки одновременно на несколько зарубежных рынков.

Главным фактором такой стратегии является не уровень экономического развития страны, а стремление обеспечить конкурентные преимущества на мировом рынке и реализовать стратегию технологического прорыва.

Объем продаж

 
 


новинка развитой страны

 
 

 


новинка развивающейся страны

 
 


новинка слаборазвитой страны

 

Время существования товара на рынке

 

 

Рис. 9.2.Модель синхронного международного жизненного цикла товара[33]

 

 

Она характерна для новинок высокотехнологических продуктов, способствует глобальному маркетингу по способу охвата рынка. Синхронный маркетинг помогает избегать пиратства и в отсутствии национального производства аналогичного товара в принимающей стране компания обеспечивает для себя монопольное владение рынком на определенный период времени.

Кроме последовательного и синхронного существует авангардный международный жизненный цикл товара. В данном случае новинка сначала реализуется на внешнем рынке, а затем на внутреннем.

Выделяют ещё один вид МЖЦТ куммулятивную кривую жизненного цикла.

Данная модель может быть применена к товарам рынка в целом, группе товаров, товарному ассортименту.

объем продаж

 

3

1 2

 

 


Время существования товара на рынке

 

 


Рис. 9.3. Куммулятивная кривая международного жизненного цикла товара

 

1 – жизненный цикл товара на одном из разных рынков

2 – жизненный цикл товарной группы и отдельных товаров на региональном рынке

3 – кумулятивный международный жизненный цикл товарной

номенклатуры фирмы

Экспорт товара

 


Внутренний рынок страна А

 

 

Эмпорт капитала

 

9.3. Роль упаковки на мировом рынке

 

При формировании товарной политики в отношении товаров потребительского назначения особое внимание уделяется упаковке и торговой марке, в отношении товаров производственного отношения – их сервисному обслуживанию.

Разработка экспортной упаковки является неотъемлемой частью товарной политики фирмы на внешнем рынке.

Упаковка представляет собой оболочку, в которой помещается товар и предназначается для сохранности груза, его идентификации, выполняет рекламную, информационную и другие функции в зависимости от цели товара и коммуникационной политики. Упаковка включает в себя тару, этикетку, вкладыш и маркировку.

Упаковка выполняет 6 основных функций:

· Вмещение товара и защита его при транспортировке.

· Удобство транспортировки использования.

· Коммуникации – демонстрирует марку, направление, состав и т.д.

· Сегментацию рынка, т.к. упаковка может разрабатываться специально для отдельных сегментов рынка.

· Сотрудничество с каналами сбыта – должно быть полностью адаптирована к требованиям товаропроводящей системы, облегчать обращение, хранение, должна быть прочной и долговечной.

· Планирование новой продукции – некоторые фирмы, изменяя упаковку, представляют товар как новый.

В процессе создания упаковки товара, как формы предохранения, необходимо учитывать:

· Не только климатические условия на рынке страны, но и так же путь следования товара.

· Способ и меры обхождения с товаром.

· Время продвижения товара и нахождения его на складах.

· Размер упаковки (оптовая продажа требует больших упаковок, но в странах с низкими доходами в основном используются индивидуальные штучные упаковки).

· Стоимость упаковки (может быть выше стоимости товара).

· Местные обычаи (например, в отношении цвета упаковки, так как в мусульманских странах белый цвет – цвет траура).

· Опознавание (например, предметы для туристов – фотоаппараты Kodak – пленка для него должна быть узнаваема в любых уголках мира).

· Требования законодательства (например, в Венесуэле упаковка не может быть подарком).

· Образованность (например, в странах, где более низкий уровень образования наибольшую значимость имеет рисунок, а не текст).

· Местные условия, обычаи и требования законодательства.

Упаковка должна включать тару, этикетку, вкладку и маркировку. Этикетка должна быть написана на языке страны потребителя за исключением тех случаев, когда язык играет роль факторов формирования имиджа (например: французская косметика). В ряде случая для сокращения расходов помещают на этикетке обращение к покупателям на нескольких языках, что позволяет продавать товар в различные страны и формировать транснациональный имидж. В некоторых случаях бывает важнее обратное, когда обращение на этикетках направлено только к потребительским чувствам одной страны.

Маркировочная экспортировка товара всегда должна содержать следующие основные данные:

· наименование производителя;

· номер заказа;

· номер упаковочной единицы;

· место и порт назначения;

· указание страны производителя товара;

· точные габариты;

· инструкции по погрузке и выгрузке;

· дополнительные показания по безопасности.

В настоящее время разработана специальная система международных символов для маркировки товаров.

Существуют следующие международные соглашения по маркировке и упаковке:

- ATR – международное соглашение о транспортировке опасных товаров;

- IMPG – международный морской код для опасных грузов;

- IATA – международное соглашение по маркировке опасных грузов, перевозимых воздушным путем.

Огромное влияние на разработку товарной политики за рубежом приходится уделять торговой марке, и большое значение играет охрана торговой марки как внутри страны, так и за ее пределами.

Большинство стран ввели в систему регистрационных торговых марок и охраны как иностранных, так и собственных поставщиков. Иностранный поставщик должен различать 2 системы регистрации:

· в ряде стран для торговой мраки требуется сам факт регистрации, который и обеспечивает охрану приоритетов регистрации;

· в Великобритании и других странах для охраны марки необходимо иметь «приоритет в использовании», т.е. одной регистрации еще недостаточно и необходимо осуществлять некоторое количество продаж внутри страны.

В Мадриде было заключено соглашение по вопросу регистрации товарных марок. Торговая марка, зарегистрированная в одной из стран участниц представляется в центральном бюро для соответственной регистрации во всех других странах членах соглашения. При условии, что она признана пригодной для регистрации и не противоречит правилам регистрации других стран.

Экспортер должен иметь четкие позиции по поводу регистрации и защиты торговой марки. Внешне, кажется, что выгодно регистрировать во всех странах, но это не так. В силу того, что регистрация стоит очень дорого. Наиболее правильно проводить регистрацию марки в тех странах, где собирается компания торговать в ближайшее время.

Относительно других стран следует учитывать следующие факторы:

· потенциал рынка в настоящем и будущем;

· сложность и стоимость регистрации;

· важность установления единой марки для использования во всех странах.

Ощутимую экономию дает единая торговая марка. Это происходит за счет:

· стандартизации затрат и рекламы для иных стран;

· использования международных средств массовой информации.

 

9.5. Сервисная политика за рубежом

 

Сервисная политика за рубежом является неотъемлемой частью стимулированию сбыта и повышения конкурентоспособности компании и проводится она до момента покупки товара.

Одной из сложных проблем оказания сервисных услуг является определение тому, какие элементы сервиса являются неотъемлемой частью самого товара, а какие входят в комплекс после продажного обслуживания.

Набор необходимых и дополнительных элементов сервиса может варьироваться в зависимости от традиции, культуры потребителей, платежеспособности, спроса и других факторов.

В международном маркетинге выделяют 6 видов сервиса, по которым компания должна принять решение(транспортировка и установка, обучение и консультирование персонала-импортера, техническое обслуживание и ремонт, гарантированное обслуживание, переработка и другие услуги).

1. Транспортировка и установка. Они имеют особое значение при продажи на внешний рынок товаров производства технического назначения. Готовность фирмы брать на себя транспортировку товаров облегчает задачу экспортера, у которого может и не быть опыта международных перевозок.

2. Обучение и консультирование персонала-импортера. Особое значение это имеет при продажи инвестиционных товаров, зависимость от квалификации персонала объем услуг варьируется в разных странах от полного обучения в работе с оборудованием до отдельных консультаций по специфическим проблемам.

3. Техническое обслуживание и ремонт. Существуют два варианта:

1. Поиск дистрибьютора или агента с уже организованной системой обслуживания, которая обеспечивает сервис, ремонт и другое.

2. Непосредственное обслуживание путем организации собственной сети сервиса, а при необходимости направление своих специалистов за рубеж или обучение местных кадров.

Важнейшим условие правильной организации после продажного обслуживании является своевременное обеспечение покупателей запасными частями и материалами. Также важным условием является создание ремонтных мастерских и станций технического обслуживания, задачей которых является обеспечение всех видов ремонтов машин, оборудования и профилактики.

4. Гарантийное обслуживание. Оно включает замену, ремонт некачественных частей товара в течение гарантийного периода. Производитель должен принять решение относительно своей деятельности в гарантийный период в зависимости от страны поставки и объемов гарантийного обслуживании, которая в свою очередь завися от квалификации персонала импортеров, климатических особенностей страны и другое.

5. Переработка. В некоторых случаях кампания экспортер берет на себя оказание услуг по переработке вышедших из употребление товаров. Во многих развитых странах переработка устаревшего оборудования предусматривается законом. Поэтому услуги по переработке становится важным фактором конкурентоспособности компании на рынках развитых стран. Переработка включают в себя демонтаж и вывоз оборудования, которых может быть либо реэкспортировано страной экспортеров с целью продажи или уничтожения либо уничтоженные в стране экспортеров. Проблема переработки товаров за рубежом связаны с тем что законодательные требования в разных странах отличаются и постоянно изменяются.

6. Прочие услуги. Гарантия и ремонт не только оборудования, но и запасных частей. Объем дополнительных услуг оказывающих в компании разных стран являются различные, и зависит от особенности покупателей и степени заинтересованности экспортеров в конкурентно внешнем рынке.

В международной практике сервисного обслуживания зарубежных покупателей функционирует несколько систем его организации:

1. Сервисное обслуживание ведется только изготовителем товаров, когда изделие технически сложное, покупателей не много и требуются высококвалифицированные специалисты.

2. Сервисное обслуживание ведется персоналом филиала изготовителя находящегося в стране покупателя. Когда число покупателей большое и товар достаточно широко распространен.

3. Сервисное обслуживание осуществляется специализированной зарубежной службой функционизирующей в стране покупателя.

4. Сервисное обслуживание осуществляет консорциум фирм производителей отдельных видов оборудования, машин, находящиеся в стране генерального поставщика с филиалами в странах покупателя.

5. Сервисное обслуживание осуществляется персоналом зарубежного покупателя, являющиеся производителям другого сложного оборудования.

 

 

9.5.Международные товарные стратегии

 

К основным международным товарным стратегиям относят:

1. Глобальную стратегию стандартизации. Она разрабатывается на основе факторов, делающими одинаковыми, разнообразными локальные рынки. Одинаковыми их делают: глобальные товары, обладающие универсальными свойствами, привлекательные для потребителей разных стран и маркетинговые программы оформляются единственным для всех локальных рынков.

Существует ряд факторов способных использованию стратегии стандартизации:

· рыночные: однородность потребителей наличие крупных и мелких потребителей;

· стоимостные: экономия издержек.

2. Мультинациональную стратегию адаптации.

Данная стратегия основана на разработке отдельных маркетинговых программ для каждого локального рынка. Действует ряд факторов определяющих использование данной стратегии:

1. различия в потребительском поведение, традициях, социальные, культурные и природно-климатические и особенности;

2. рыночные условия, связанные с особенностями организации и правил торговли, уровнем развитии средств коммуникации, доступностью информации и др.

 

 

Список литературы

1.Архипов А.Е. Маркетинг: учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГУЭУ,2007.

2.Армстронг Г, Котлер Ф. Введение в маркетинг. – М.: Вильямс, 2000. – 640с.

3. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2004. - 318с.

 

4.Браверман А.А. маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика / А.А. Браверман. – М.: Экономика: КоМаркт Лтд., 1997. – 639с.

5.Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: учебник для вузов. 3-е изд. СПб: Питер, 2010.

6. Баркан, Д. И. Управление продажами: Учебник / Д. И. Баркан. – Высшая школа менеджмента СПбГУ. – СПб.: издат. дом СГУ, 2010. С. 19.

7. Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управление.- Ростов н-Д.: Феникс, 2009. С.265.

8. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Финпресс, 2003. – 688 с.

10. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия. — М.: Инфра-М,1997. – 534 с.

11. Д’Алессандро Д. Войны брендов / Д. Д’Алессандро. – СПб.: Питер, 2002. – 224с.

12. Дьячков Н.В. Бренд иль не бренд? Вот в чем вопрос… // Наружная реклама России.- 1999.- № 10.- С. 52 – 54.

13. Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2008. – 383 с.

14. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник / А.П.Панкрухин. – 6-е изд., стер. – М.: Изд. «Омега-Л», 2009. – 656 с.

15. Колюжнова Н.Я., Якобсон А.Я. Маркетинг: общий курс.- М.: Омега-Л, 2011.С. 225.

16. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: 9-е междунар.издание / Пер.с англ. под ред. О.Третьяк, Л.Волковой, Ю.Каптуревского. — СПб: Питер, 2005. — Стр.501.

17. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 519с.

18. Мазур И.И., Шапиро В.Д и др. Управление качеством: учеб.псобие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Упр. качеством»/ И.И Мазур, Шапиро В.Д. – 7-е изд. стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010 – 400с.

19. Маркетинг в практике современной фирмы: учебник для бизнес-школ /Н.Н. Павлова. - М.:Норма, 2008.

20. Нагапетьянц Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности.- М.: Вузовский учебник, 2011. С..182.

21. Рудая Е.А. Основы бренд – менеджмента / Е.А. Рудая. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 256с.

22. Рожкова С.В. Методы стимулирования сбыта: учебное пособие / Московский гос. университет эк., стат. и информатики.- М., 2009.- С. 4.

 

23. Трубченко Т.Г. Товароведение и экспертиза товаров: учеб.пособие /Т.Г. Трубченко; Томский полит. ун.-т. – Томск: Изд-во Томскго полит. ун.-та, 2011.

24. Фирсенко С.С. Товарная политика предприятия: учеб. Пособие / С.С. Фирсенко, Е.В. Щербенко; Краснояр. Гос. Торг.-экон. Ин-т. – Красноярск, 2008. – 278 с.

25. Шарков Ф.И. Интегрированные бренд - коммуникации. Бренд в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций / Ф.И. Шарков. – М.: РИП-ХОЛДИНГ, 2004. – 243с.

26. Шумаев, В. А. Методические рекомендации по организации снабженческо-сбытовой деятельности. – М.: Институт микроэкономики, 2009. С. 12

27. Эллвуд Я. 100 приемов эффективного брендинга /Пер. с англ.под.ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2002. – 368с.

 


[1] Фирсенко С.С. Товарная политика предприятия: учеб. Пособие / С.С. Фирсенко, Е.В. Щербенко; Краснояр. Гос. Торг.-экон. Ин-т. – Красноярск, 2008. С.49.

[2] Маркетинг в практике современной фирмы: учебник для бизнес-школ /Н.Н. Павлова. - М.:Норма, 2008. С.114-115.

[3] Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2008. С.67.

[4]
Источник: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: 9-е междунар.издание / Пер.с англ. под ред. О.Третьяк, Л.Волковой, Ю.Каптуревского. — СПб: Питер, 2005. с.501

[5] Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс ДЖ., Вонг В. Основы маркетинга, М.; Спб.: Вильямс, 1998.С.89.

[6] Основы менеджмента и маркетинга: Учеб. Пособие / В.Б.Зубик, А.И.Ильин, Г.Я.Кожекин и др.; Под общ. Ред. Р.С.Седегова. – Мн.: Выш. Шк., 1995. С,156.

[7] Там же С.156.

[8] Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник / А.П.Панкрухин. – 6-е изд., стер. – М.: Изд. «Омега-Л», 2009. С.94.

[9] Архипов А.Е. Маркетинг: учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГУЭУ, 2007. С.45

[10] Там же. С.46.

[11] Архипов А.Е. Маркетинг: учебно-методический комплекс. - Новосибирск: НГУЭУ, 2007. С.49

[12] Трубченко Т.Г. Товароведение и экспертиза товаров: учеб.пособие /Т.Г. Трубченко; Томский полит. ун.-т. – Томск: Изд-во Томскго полит. ун.-та, 2011. С63-67.

[13]. Симонова А.П. Ассортиментная политика / А.П. Симонова – М.: «Юнити», 2001. С.176.

 

[14] Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: учебник для вузов. 3-е изд. СПб: Питер, 2010. С. 243.

[15] Маркетинг в практике современной фирмы: учебник для бизнес-школ /Н.Н. Павлова. - М.:Норма, 2008 С.155-156.

[16]Шумаев, В. А. Методические рекомендации по организации снабженческо-сбытовой деятельности. – М.: Институт микроэкономики, 2009. С. 12

[17] Эллвуд Я. 100 приемов эффективного брендинга /Пер. с англ.под.ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2002. С.32.

 

[18] Эллвуд Я. 100 приемов эффективного брендинга /Пер. с англ.под.ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2002. С.253.

 

[19] Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс. С.57.

[20] Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2004. С.135.

[21] Д’Алессандро Д. Войны брендов / Д. Д’Алессандро. – СПб.: Питер, 2002. С.57.

 

[22] Д’Алессандро Д. Войны брендов / Д. Д’Алессандро. – СПб.: Питер, 2002. С.89.

[23] Дьячков Н.В. Бренд иль не бренд? Вот в чем вопрос… // Наружная реклама России.- 1999.- № 10.- С. 53.

 

[24] Шарков Ф.И. Интегрированные бренд - коммуникации. Бренд в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций / Ф.И. Шарков. – М.: РИП-ХОЛДИНГ, 2004. С.176.

 

[25] Армстронг Г, Котлер Ф. Введение в маркетинг. – М.: Вильямс, 2000. С156-157.

 

[26] Рудая Е.А. Основы бренд – менеджмента / Е.А. Рудая. – М.: Аспект Пресс, 2011. С.176.

 

[27] Рудая Е.А. Основы бренд – менеджмента / Е.А. Рудая. – М.: Аспект Пресс, 2006. С.134.

 

[28] Рудая Е.А. Основы бренд – менеджмента / Е.А. Рудая. – М.: Аспект Пресс, 2006. С177.

 

[29]Рудая Е.А. Основы бренд – менеджмента / Е.А. Рудая. – М.: Аспект Пресс, 2006. С.191.

 

[30] Мазур И.И., Шапиро В.Д и др. Управление качеством: учеб.псобие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Упр. качеством»/ И.И Мазур, Шапиро В.Д. – 7-е изд. стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010. С.14.

 

[31] Мазур И.И., Шапиро В.Д и др. Управление качеством: учеб.псобие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Упр. качеством»/ И.И Мазур, Шапиро В.Д. – 7-е изд. стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010. С.71-72.

 

[32] Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С.340.

[33] Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С.341.

Date: 2015-07-24; view: 776; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию