Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание используемых в исследовании методик. Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» разработан А





МЛО «Адаптивность».

Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» разработан А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным (1993). Предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности.

Результаты тестирования по МЛО могут быть интерпретированы от простейших суждений («годен — не годен») до подробной личностной характеристики.

Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» состоит из 165 вопросов и имеет 4-е структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объёма и характера.

• Шкалы 1-го уровня являются самостоятельными и соответствуют базовым шкалам СМИЛ (MMPI), позволяют получить типологические характеристики личности, определить акцентуации характера.

• Шкалы 2-го уровня соответствуют шкалам опросника ДАН («Дезадаптационные нарушения»), предназначенного для выявления дезадаптационных нарушений преимущественно астенических и психотических реакций и состояний.

• Шкалы 3-го уровня: поведенческая регуляция (ПР}, коммуникативный потенциал (КП) и моральная нормативность (МН).

• Шкала 4-го уровня — личностный адаптационный потенциал (ЛАП).

 

 

Теоретической основой теста является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека. Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и др. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также можно определить некоторый «интервал» отношений человека к тому или иному явлению, касающихся, прежде всего категорий общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых моральных норм. Степень соответствие этому «интервалу» психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал (ЛАП), являющейся важнейшей интегративной характеристикой психического развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив поведенческую регуляцию, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.

Поведенческая регуляция (ПР) — это понятие характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я-концепции» и др. Система регуляции — это сложное, иерархическое образование, а интеграция всех её уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал — КП) является следующей составляющей личностного адаптационного потенциала (ЛАП). Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности.

Моральная нормативность (МН) обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм проведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

 

Игровые методики:

-Divided Attention (Разделённое внимание)

Методика заключается в предъявлении двух различных фигур разной формы и разных цветов за короткий промежуток времени. От испытуемого требуется следить за фигурами и отвечать да или нет на поставленную задачу (задачи заключаются в определении являются ли эти фигуры одного цвета или одной формы). Методика ориентирована на оценку скорости внимания испытуемых.

-Target Tracker (Отслеживание целей)

Методика заключается в отслеживании первых предъявлённых стимулов не обращая внимание на другие стимулы, предъявляющиеся позже. Стимулом является определённое количество шаров плавающих по экрану. От испытуемого требуется следить только за первыми предъявляемыми стимулами, не обращая внимание на возникающие позже. После остановки испытуемого просят показать где находятся первичные стимулы. Методика ориентирована на оценку объёма внимания испытуемых.

-Hawk Eye (Соколиный глаз)

Методика заключается в быстром предъявлении 10 птиц одна из которых отличается от 9 остальных. Испытуемому требуется запомнить местоположения отличающейся птицы и указать на него. Методика ориентирована на зрительную память и скорость восприятия.

-Visual Sweeps (Зрительные движение/изменение)

Методика заключается в предъявлении небольшого квадрата разделённого полосами, эти полосы быстро двигаются либо от центра либо к нему. Стимулы предъявляются дважды и могут отличатся. От испытуемого требуется определить в какую сторону двигались полосы в каждом стимуле. Методика рассчитана на определение скорости обработки визуальной информации.

-Memory Grid (Сеть Памяти)

Методика заключается в предъявлении нескольких квадратов с записанными звуками на них, звуки воспроизводятся при нажатии на квадрат. Испытуемого требуется найти одинаковые звуки записанные на квадратах и объединить их. Методика ориентирована на звуковую память.

-Sound Sweeps (Звуковое движение/изменение)

Методика заключается в предъявлении звукового стимула меняющего свою тональность на более высокую или более низкую. Стимулы предъявляется дважды и могут отличатся. От испытуемого требуется определить на какую тональность поменялись стимулы. Методика рассчитана на определение скорости звукового восприятия.

-Scene Crasher (Испорченный момент)

Методика заключается в предъявлении определённого количества стимулов в определённых местах на короткий промежуток времени, после этого стимулы пропадают на определённый промежуток времени, затем заново появляются, но появляется один дополнительный стимул не появляющийся ранее. От испытуемого требуется найти новый стимул. Методика ориентирована на объём памяти.

-Eye for Detail (Взгляд на детали)

Методика заключается в быстром предъявлении 3 стимулов, 2 из этих стимулов идентичны. От испытуемого требуется найти эти 2 идентичных стимула и объединить. Методика рассчитана на определение скорости визуальной обработки и визуальной памяти.

АНКЕТА САМООЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ (АСС)

Методика разработана в ВМедА им. С.М. Кирова (1989) коллективом авторов под руководством лауреата Государственной премии, профессора А.Л. Зюбана. Методика АСС направлена на оценку субъективного самочувствия и наличия соматических жалоб.

Обследование проводится с помощью специальных регистрационных бланков. Респонденту предлагается 7 пар полярных утверждений, характеризующих особенности функционального состояния. Он должен по специальной шкале оценить выраженность каждого из них. Кроме того, методика включает перечень из 19 основных жалоб, которые позволяют получить подробную информацию об особенностях состояния здоровья и спланировать мероприятия коррекции. Конструкция теста позволяет использовать его многократно в течение суток.

Обработка результатов.

Подсчитывается сумма баллов выбранных на бланке цифр. При этом:

+3 соответствует 7 баллам;

+2 соответствует 6 баллам;

+1 соответствует 5 баллам;

0 соответствует 4 баллам;

-1 соответствует 3 баллам;

-2 соответствует 2 баллам;

-3 соответствует 1 баллу.

Сумма «сырых» значений субъективного самочувствия переводится в 10-бальную шкалу нормального распределения (стены).

Интерпретация результатов.

Показатель АСС в 7 стенов и более при отсутствии (или наличии единичных) жалоб указывает на хорошее субъективное самочувствие.

Снижение показателя АСС до 4 стенов в сочетании с жалобами на состояние здоровья свидетельствует об удовлетворительном субъективном самочувствие. В данном случае целесообразно принять методы психологической коррекции.

Снижение показателя АСС до 1 стена в сочетании с большим количеством жалоб на состояние здоровья отражает неудовлетворительное функциональное состояние организма.

Данная методика позволяет оценивать субъективное восприятия своего состояния пациента в любой период времени. Для этого в инструкции следует указать, что состояние оценивается на данный момент, или за последние три месяца.

Тесты для оценки сенсомоторных реакций (ПЗМР, СЗМР)

Простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР) используется для исследования уровня активации центральной нервной системы, сложная зрительно-моторная реакция (СЗМР) - для исследования операторской работоспособности, стрессоустойчивости. При проведении тестов ПЗМР и СЗМР испытуемому на экране монитора предъявляются стимулы, в первом случае одного цвета, во втором – двух разных цветов. В тесте ПЗМР при появлении сигнала требуется как можно быстрее нажать на кнопку. СЗМР реализована в двух вариантах – реакция различения (кнопка нажимается только на стимулы одного цвета) и реакция выбора (каждому цвету соответствует своя кнопка).

Методика Субъективной оценки времени.

Методика заключается в субъективной оценки времени пациентом. Испытуемого просят сказать когда пройдёт минута, не смотря на часы и не считая время.

 

 

Date: 2015-07-24; view: 1343; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию