Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Песни Невинности





 

 

Вступление

 

Первое стихотворение цикла вводит читателя в мир идей и образов

"Песен Невинности": в нем появляются Дитя и Агнец, символизирующие Христа,

"Библейская пастораль" - идиллический пейзаж, наводящий на мысль о Вечности,

и Поэт, которого Господь, предстающий в образе младенца, благословляет на

труд. Блейк также формулирует здесь свою концепцию создания стиха: музыка -

слово - записанный текст. Заметим, что уже здесь дитя и смеется и плачет, то

есть Блейк с самого начала вводит две темы "Песен Невинности": блаженство в

Вечности и страдания на земле.

 

Пастух

 

Защита и защищенность - основная тема этого стихотворения, тема,

центральная для всего цикла. Здесь как нельзя лучше прослеживается "второй

план", столь важный для правильной интерпретации поэзии Блейка: пастырь -

хранитель стада - является за- щитником своих овец, и, зная, что он близко,

овцы чувствуют себя в безопасности. Точно так же Бог является небесным

Пастырем земной паствы, которая "знает" своего Пастыря, то есть верует в

него и ощущает его защиту (ср. Иоанн, 10: 14: "Я есмь пастырь добрый; и знаю

Моих, и Мои знают Меня").

 

Звонкий луг

 

В этом стихотворении Блейк пользуется своим излюбленным приемом:

описывая привычную, земную реальность, он трактует ее в широком философском

смысле и тем самым вкладывает в нее новое внутреннее содержание. В

стихотворении прослежен цикл жизни от "рассвета" до "заката" - от рождения

до смерти, и его персонажи (дети и старенький Джон) олицетворяют два

противоположных полюса жизни - сразу после прихода из Вечности и перед

возвращением в нее. (Ср. у Сведенборга: "Старея, человек сбрасывает плотскую

оболочку и снова становится как младенец, но младенец, наделенный мудростью,

и одновременно как ангел, ибо ангелы - это дети, которым дарована высшая

мудрость".)

Луг (англ. Green) - это обязательная в каждой английской деревне

площадка для сборищ, праздников и детских игр. В "Песнях Невинности" он

становится также прообразом Рая, небесной идиллии. Заметим, что действие

многих стихотворений цикла происходит именно на лугу. Не случайно появляется

и зеленый дуб, в "Песнях Невинности" - символ истинной веры и божественной

защиты.

 

Агнец

 

Стихотворение, построенное как диалог (в котором, разумеется,

ребенок говорит и за себя, и за ягненка), поражает четкостью и

выразительностью композиции: строки, повторяющиеся рефреном в начале и в

конце, показывают, как мысль ребенка движется от восприятия земной

действительности к пониманию Бога. Вновь, как и везде в "Песнях Невинности",

подчеркивается тесная связь земного и божественного.

Следует отметить, что ответ на вопрос "кем ты создан?" дан здесь

впрямую и не вызывает сомнений: агнец создан Богом, как и дитя, при этом и

тот и другой суть образы Бога на земле.

Это - одно из самых известных стихотворений Блейка.

 

Черный мальчик

 

Социальный пафос, направленный против расового неравенства, -

немаловажный, но далеко не главный смысловой пласт этого стихотворения, хотя

Блейк, вслед за Сведенборгом, отстаивал равенство пред Богом всех рас и

религий. (Ср.: "...Язычник может обрести спасение, как и христианин: Небо

существует в человеке, и всем, кто носит Небо в себе, дорога туда открыта".)

Блейк утверждает, что земные страдания всегда влекут за собой воздаяние на

Небе и только через них возможен путь в Вечность. Черный мальчик чувствует

себя обделенным из-за цвета своей кожи, но вместе с тем именно она позволяет

ему привыкнуть к лучам Любви Господней и стать после смерти небесным вожатым

английскому мальчику, облаченному в "белые одежды", но не прошедшему через

страдания на земле. В этой жизни равенство невозможно, но в Вечности черный

мальчик "как равный" встанет рядом с английским ребенком и даже окажется его

покровителем и заступником перед Богом; таким образом, черный мальчик

символизирует Христа, страданием искупившего грехи людей и указавшего им

путь на Небо.

 

Цветок

 

Это, пожалуй, одно из самых "темных" стихотворений цикла, по поводу

которого существуют самые разноречивые мнения. Нам наиболее убедительной

представляется трактовка стихотворения как образного описания акта зачатия и

зарождения новой жизни. Цветок - распространенный образ, обозначающий

женское начало, ждет соединения со стремительным Воробышком (своеобразный,

но достаточно отчетливый фаллический символ). Во второй строфе Малиновка,

олицетворяющая душу только что зачатого ребенка, рыдает, ибо отныне

заключена в телесную оболочку и обречена пройти через все муки и страдания

земной жизни.

Принятый в такой трактовке "Цветок" оказывается непосредственно

связанным со стихотворением "Дитя- Радость". Это подчеркивает и общая

композиция сопровождающих их рисунков.

 

Маленький трубочист

 

Библейская основа этого стихотворения достаточно прозрачна: когда

душа, пройдя через все страдания земной жизни, восстанет из "черного гроба"

плоти, ей будет даровано вечное блаженство - при условии, что душа останется

чистой в замаранном грязью теле. Возникает эдесь и еще одна тема, очень

важная для "Песен Невинности": Добро, Терпимость, Мир, Любовь - наш долг но

отношению к ближнему, то, что составляет "божественное соответствие" в

человеке, а посему старший трубочист, переносящий тяготы жизни с покорностью

Христа, - такой же Ангел-хранитель маленького Тома, как и Господь -

Хранитель трубочиста.

Грядущая радость в идиллической Вечности отнюдь не отменяет

милосердия на земле. Последняя строчка, в своей прямолинейности звучащая

некоторым диссонансом по отношению к лирическому строю "Песен Невинности",

подчеркивает библейскую дидактику стихотворения, однако у Блейка смысл ее

шире прямого назидания: "трудящийся честно" - это не только маленький

трубочист, но и всякий, кто исполняет на земле свой долг - прежде всего долг

любви к ближнему.

 

Заблудившийся сын

Обретенный сын

 

Эти два парных стихотворения допускают разнообразные, хотя и не

противоречащие друг другу трактовки. Нам представляется наиболее

убедительным следующее толкование: Блейк в аллегорической форме описывает

путь от сомнений к обретению веры, от ложной идеи к истинному Богу.

"Видение" таким образом становится символом духовных метаний и заблуждений,

а его утрата означает возвращение к истинному Отцу (Богу) и к истинной

Матери (Церкви, которая на этом этапе еще воспринимается Блейком как

прибежище истинной веры и жилище Бога на земле). Следует отметить важный

контраст символов стихотворения: "видение" бесплотно, обманчиво, как

болотный огонек, тогда как Господь, который возвращает ребенка матери,

облечен в человеческий образ (в соответствии со сведенборгианскими

представлениями).

 

Веселая песня

 

Самое раннее из стихотворений цикла, впервые оно появилось еще в

"Поэтических набросках". По замечанию Гирша, это скорее идиллическая, чем

библейская пастораль, и интересна она не столько сама по себе, сколько как

свидетельство становления Блейка-поэта. Известно, что Блейк любил напевать

ее на им же придуманный мотив - многие "Песни Невинности" имели музыкальную

основу, но Блейк не владел нотной грамотой, поэтому мелодии его до нас не

дошли.

 

Колыбельная

 

Идея идентичности человека и Бога, столь важная для "Песен

Невинности", очень отчетливо звучит в этом стихотворении: мать поет над

младенцем, спящим в колыбели, отождествляя его с младенцем Христом при этом

она, как и Христос, охраняет от напастей своего ребенка, а Бог охраняет ее

саму. Бог оберегает дитя, и в этом отождествляется с матерью, но вместе с

тем он сам заключен в образе младенца - так замыкается круг образов этого

стихотворения.

Здесь, как и в большинстве стихотворений "Песен Невинности", Христос

предстает не в образе страдающего человека, а в образе безмятежно спящего

дитяти. Радость в "Колыбельной" сочетается с печалью, "улыбки" - со

"вздохами", но общая ее тональность скорее светлая, чем трагичная; в конце

концов духовная благодать побеждает страдания и тяготы земной жизни, которые

заставляют мать оплакивать жребий младенца, Христа - жребий ее и всех людей.

 

Святой Образ

 

В этом стихотворении, центральном для "Песен Невинности", в наиболее

отчетливой форме предстает основная идея цикла: природа человека

божественна. Человек и Бог - одно. Любя человека, мы любим и 5ога, в Боге же

любим его человечность. Здесь прямо названы основные, фундаментальные

добродетели мира "Песен Невинности"; Добро, Терпимость, Мир, Любовь,

одинаково важные как для жизни земной, так и небесной. Эти добродетели в

"совершенной" своей форме существуют на небесах, а в "отраженном" виде

(согласно "учению о соответствиях") даны людям, и люди, носящие в себе

Святой Образ, должны делиться ими друг с другом. Истинный христианин - тот,

кто исповедует Добро, Терпимость, Мир, Любовь, и в этом смысле нет различия

между нациями и религиями (ср. у Сведенборга: "Человеку, исповедующему

любовь к ближнему, путь на Небо открыт, независимо от его земной религии -

вера познается не религией. Любой человек, ведущий жизнь нравственную и

духовную, заключает в себе Небо").

 

Святой Четверг

 

Темой для этого стихотворения послужила ежегодная лондонская

церемония: в Святой Четверг (День Вознесения) детей из сиротских приютов

приводили в собор Св.Павла, чтобы они могли возблагодарить Бога за

милосердие и доброту. Под пером Блейка эта сцена приобретает более широкий

смысл: дети - Агнцы, воплощение Невинности - входят в собор под надзором

своих наставников-бидлей, то есть земных хранителей, но внутри, пред ликом

Божьим, роли меняются - дети становятся олицетворением Христа, то есть

небесного Хранителя, и стихотворение превращается в гимн Господнему

милосердию.

 

Ночь

 

Это стихотворение легко прочитывается с точки зрения системного

подхода, то есть в рамках всего цикла, ибо в нем использованы все те же

образы. Кроме того, здесь впервые возникает тема смерти; речь идет не

столько о жестокости человека, сколько о жестокости природы, против которой

бессильны даже ангелы - они могут лишь "рыданьями помочь". Однако

стихотворение скорее печально, чем трагично: смерть - это лишь переход в

иной, более совершенный мир, где не будет ни слез, ни жестокости (ср.Исаия,

II: 6: "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе

с козленком; и теленок, и молодой лев, и вод будут вместе, и малое дитя

будет водить их").

 

Весна

 

В этом стихотворении также нетрудно разглядеть второй план,

"перенесение" действия: с одной стороны, это просто песня радости по поводу

пробуждения природы, с другой - первые две строки недвусмысленно указывают

на то, что речь идет о трубах Страшного Суда, Апокалипсисе и последующем

воскресении, то есть стихотворение пророчески рисует картину Вечности,

которую дано узреть тем, кто пребывает в состоянии Невинности. Следует

помнить, что для Блейка "Невинность" не равнозначна "неведению", напротив,

это состояние предполагает высшее, "пророческое" видение и способность

Духовным взором постигать явления, скрытые от простого глаза, возможность

усматривать в земных событиях их истинный, божественный смысл. Символика

стихотворения достаточно прозрачна: Агнец символизирует Бога, приход Весны -

начало новой жизни.

 

Песня няни

 

Детское знание и знание, обретенное с возрастом, - основная тема

этого стихотворения. Няня уговаривает детей уйти с веселого луга, зная, что

вечер (и дня, и жизни) несет с собой темноту и холод, но дети - как и овцы,

и птички - ведают лишь одно: день еще не угас и можно продолжать игру. Няне

известно, что день сменяется вечером, а расцвет - старостью, но дети,

обладающие "мудростью ангелов", веруют лишь в Радость, ибо эту веру они

принесли из Вечности; и няня подчиняется, ибо детское интуитивное,

дарованное Богом знание вернее, чем опыт, приобретенный человеком на земле.

 

Дитя-Радость

 

Сюжет этого стихотворения прост: мать дает имя своему новорожденному

младенцу (момент зачатия которого, согласно нашей трактовке, описан выше, в

"Цветке"). Задавая новорожденной дочери вопросы и отвечая на них, мать

выбирает имя: Радость (Joy - Радость - довольно распространенное английское

женское имя). Следует, однако, помнить и об ином смысле, который привносится

в стихотворение в рамках образной системы цикла: дитя только что явилось из

Вечности и еще не утратило "божественного видения" и Радости как следствия и

атрибута своей Невинности. Нарекая дочь Радостью, мать одновременно желает,

чтобы жизнь девочки была светлой и безоблачной, и запечатлевает в имени

отголосок божественной благодати, которую принес с собой на землю

новорожденный младенец.

 

Сон

 

Снова в полную силу звучит тема божественной защиты,

распространяющейся на всех и каждого: Ангел охраняет сон спящего. Муравей

думает о своих детях, оставленных без защиты. Жук и Светлячок берут под свою

опеку и защиту заблудившегося Муравья. В системе символов "Песен Невинности"

все эти хранители являются образами одного Защитника - Бога.

Интересно, что в ранних редакциях "Песен" Блейк перенес это

стихотворение в "Песни Опыта" - возможно, основанием для этого послужило то,

что в нем воспевается божественность природы, реальной жизни, рисуется

картина мира, не соотнесенного с Вечностью. Однако, по всей видимости,

впоследствии Блейк счел идею божественной защиты более важной и вернул "Сон"

в первый цикл.

 

О скорби ближнего

 

Заключительное стихотворение цикла вбирает в себя все темы и символы

"Песен Невинности": человек идентифицируется с Богом, поскольку и тот и

другой несут Добро, Терпимость, Мир, Любовь, и тот и другой являются

хранителями: мы жалеем ближнего, поскольку Бог жалеет нас.

Заметим, что в этом стихотворении тема страданий и печали доминирует

над темой радости, блаженства, любви. Блейк поставил "О скорби ближнего" в

финале цикла, чтобы сделать более плавным переход к суровому, полному

скорбей миру "Песен Опыта".

 

 

Date: 2015-07-24; view: 256; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию