Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Испанский национальный характер





 

Реконкиста, Контрреформация и Конкиста повлияли на формирование испанского национального характера и психологию испанцев, на их ценностный мир и нравственные ориентиры.

Многие деятели культуры предпринимали попытки осмыслить и реконструировать черты загадочного испанского национального характера. Так, И.Кант в «Антропологии» отмечал «благородную национальную гордость», о чем свидетельствуют испанская grandezza и велеречивость в самом обычном разговоре; в Испании «даже крестьянин проникнут сознанием собственного достоинства по отношению к начальству, которому он и по закону повинуется».[3]

Дух свободы способствовал развитию у испанцев представления о человеческом достоинстве, самоуважении, т.н. «персонализм» и индивидуализм, которые были оборотной стороной глубокого психологического коммунитаризма испанского общества. На это обратил вниманеи немецкий философ В.Шубарт. «Личностный идеал испанца покоится на христианской основе и не отменяет мысль о братстве», писал он, - испанец «любит личную свободу из-за вечности, а не из-за земных приобретений. Он ищет самоисцеления, а не самовозвышения». Душу испанца сформировала Кастилья с призрачностью ее ландшафта, увлекающего за пределы горизонта и приближающего к сверхъестественному миру. Это придает жизни сакральный оттенок. «В таком ландшафте, который своим простором расширяет взор и душу, как в русских степях, только и мог вырасти человек вселенского чувства, а культура, которую он сформировал, может быть только культурой конца. Ее приметы проступают в испанце тем ярче, когда он, как и русский, без оглядки доверяется духу своего ландшафта»,- заключает Шубарт[4].

Со времен Реконкисты приверженность средневековым идеалам стала в Испании своего рода национальной традицией. Как отмечал В.Зомбарт, рыцарски-религиозный идеал наложил свою печать и на внутреннюю, и на колониальную политику Испании, при этом «феодализм и фанатизм сплелись в такое жизнепонимание, которому, в конце концов, в трезвом мире не осталось больше места».

Неотъемлемой частью национального характера стало следование принципу чести, в котором, по мнению испанского философа Х.А.Мараваля, выражено единство Церкви, Монархии, Благородства, связанных с солидарностью в многовековой освободительной борьбе.

Национальный характер проявляется и в отношении к смерти. Как писал знаменитый поэт испанского «серебряного века» Ф.Гарсиа Лорка, «в других странах смерть- это конец. Она приходит и занавес падает. В Испании иначе. В Испании он поднимается. В Испании, как нигде, до конца жив только мертвый - и вид его ранит как лезвие бритвы. Шутить со смертью и молча вглядываться в нее - для испанцев обыденно» (Ф.Г.Лорка. Самая нечаянная радость. М., 1987, с. 45). Жизнь для испанца- это постоянное противоборство со смертью, противление слепой судьбе.

М. де Унамуно отмечал присущее испанцам «трагическое чувство жизни». С ним соглашается другой испанский философ, Х.Мариас, когда пишет: «Испания понимала, что жизнь - это миссия, и поэтому она… избегала утилитаризма, приводящего обычно к рассмотрению человека как вещи… Испанец воспринимал жизнь как неустойчивость и не считал достижение успеха оправданием жизни, поэтому он проживал жизнь как приключение и чувствовал симпатию к побежденным»[5].

Следует отметить и такую черту испанской ментальности как противоречивость испанского религиозного духа. Эта черта была порождена борьбой двух тенденций- мистицизма как созерцательного познания божественной реальности в вещах и формализма римской ортодоксии, направленного на социальное обустройство человека в реальном, а не воображаемом мире.

Зомбарт обратил внимание и на другие черты испанского национального характера, а именно, на религиозную экзальтированность, порожденную тысячелетней войной с исламом («испанцы жили и творили в идее католического культа»), на пренебрежение хозяйственными делами («к трудолюбию и наживе путем прилежного труда они не питали никакой склонности»). Об «отвержении социального и экономического в пользу человеческого, восхвалении «быть» перед «обладать» как черте испанского национального характера писал и современный философ Абельян Х.Л. Сказанное поясняет, почему национальным героем Испании стал «наименее капиталистический тип во всей истории» - странствующий рыцарь Дон Кихот.

Date: 2015-07-24; view: 686; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию