Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Упоминание Перуна в фольклоре





 

Определённые сведения о Перуне можно почерпнуть и из фольклора славянских народов. В календарной ритуальной традиции фольклоре южных славян встречается такой персонаж, как Пеперуда (Додола), которая напрямую связывается с Перуном. Девочка, олицетворявшая Пеперуду, участвовала в летних ритуалах вызова дождя. Упоминается она и в ритуальных песнях, исполнявшихся по этому поводу. В фольклоре восточных славян имя Пеперуды забылось, однако в детских закличках по поводу дождя имеется идентичный с нею образ «сироты», способной вызвать дождь, открыв ключиком ворота (подобный сюжет есть и в додольских песнях).

Интересные данные о Перуне обнаруживаются и в восточнославянском фольклоре. В частности, в белорусских сказках имеется сюжет о преследовании чёрта Громовержцем. Перун (или его «заместитель») пытается убить чёрта молнией, а тот по очерёдности прячется в человеке, животных, дереве, камне, и наконец уходит в воду («там тебе и место» — говорит Перун). В данном сюжете отражены представления восточных славян о том, что нечисть большую часть года живёт в воде, а на суше прибывает лишь с Ивана Купалы до Ильина дня. Именно поэтому купаться в природных водоёмах разрешается лишь в этот период, и именно поэтому в это время бывает так много гроз — это Перун/Илья-пророк отстреливает молниями нечисть, разгуливающую на суше. В Ильин день нечисть возвращается в реки, делая их опасными для купания.

У южных и восточных славян повсеместно в фольклоре и мифологических представлениях Перун заменился христианскими святыми или образом Бога. Воинские черты Перуна во многои перешли Георгию Победоносцу и отчасти Борису и Глебу. В народном же сознании образ Перуна весьма полно и органично заменился Ильёй-пророком. Способствовали этому и отдельные черты этого святого, роднящие его с образом Громовержца — например, колесница как транспортное средство, связь с небом и огнём.


Заключение

 

Говоря о той роли, которую этот бог играл в жизни древних славян, в первую очередь, стоит упомянуть о том, что именно Перун являлся покровителем князя и княжеской дружины. Как бог-громовержец Перун выступал аллегорией несокрушимой силы Света, неизменно одерживающей верх над многочисленными, но духовно слабыми силами Тьмы.

Вместе с тем очевиден символизм Перуна, как бога грома и молнии. Как минимум этимология его имени говорит именно об этом. Имя Перун происходит от праславянского «perunъ», что означает «разить, ударять». В этом имени великолепно сплавлены две основные функции Перуна – бога-громовержца, управителя небесными молниями, и бога-воина, неистового борца за честь своего народа.

В качестве небольшого заключения хотелось бы сказать, что, изучая данную тему, и отыскивая новые, интересные факты о религии восточных славян, о боге-громовержце Перуне, описывая обряды, становились все более понятными и некоторые современные церковные праздники (например: масленица, Ильин день..). Православие, в той форме, в которой оно существует в России, является теперь своеобразным религиозным синтезом языческих верований и традиций с одной стороны, а с другой – христианством, которое приняла Русь тысячу лет назад. В этом и заключается подлинное отличие духовного мира русского человека, впитавшего в себя, пусть бессознательно, через старинные сказания и былины, то, что существовало очень давно, но было вытеснено христианством.


Используемая литература

 

1. Гаврилов Д. А. Боги славян. Язычество. Традиция / Д. А. Гаврилов, А. Е. Наговицын. - М.: Рефл-Бук, 2002. – 464с.

2. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси / В. П. Даркевич, С. А. Плетнёва. – М.: Наука, 1987. – 783с.

3. Токарев С. А. Мифы народов мира. Энциклопедия / С. А. Токарев. – М.: Дрофа, 2008. – 719 с.

4. Карпов А. В. Язычество, христианство, двоеверие. Религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI веках / А. В. Карпов. – Спб.: Алетейя, 2008. – 186с.

5. Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси / А. Н. Сахаров. – М.: Мысль, 1980. – 383 с.

6. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования / Трубачев О.Н. - М.: Наука, 2003. – 489 с.

7. Клейн. Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества / Л.С. Клейн. - Спб.: Евразия, 2004, 480 с.

 


[1] Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования / Трубачев О.Н. - М.: Наука, 2003. – 489 с.

[2] Токарев С. А. Мифы народов мира. Энциклопедия / С. А. Токарев. – М.: Дрофа, 2008. – 719 с.

[3] Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси / В. П. Даркевич, С. А. Плетнёва. – М.: Наука, 1987. – 783с.

[4] Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси / А. Н. Сахаров. – М.: Мысль, 1980. – 383 с.

Date: 2015-07-24; view: 554; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию