Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика работы по различению на слух ритмов





(на материале двусложных ритмов):

  1. Педагог демонстрирует образец звучания ритма ТАта (например, ударами по барабану), подкрепляет его соответствующим изображением, например рисунком, где ударные слоги — красные круги, безударные — синие; дети воспринимают образец звучания на слухо-зрит основе, в ответ они отхлопывают ритм, одновремен проговаривая его, например ТАта (педагог учит правильно отхлопывать данный ритм и произносить его)1 действие повторяется со вторым ритмом.
  2. Дети различают двусложные ритмы, которые они воспринимают на слухо-зрительной основе (т. е. видя и слушая, как педагог играет на «инструменте» в ответ дошкольники отхлопывают ритм, или отстукивают его пальцем по столу, или воспроизводят дирижированием — движением руки сверху вниз или справа налево, при этом ударение подчеркивается большей амплитудой движения, и одновременно проговаривают ритмы, на пример ТАта, таТА. При этом необходимо следить за тем, чтобы слогосочетания произносились и педагогом, и детьми слитно, а не делились на отдельные слоги.
  3. Педагог предъявляет образец звучания ритмов, котор дети воспринимают на слух. Прежде чем воспроизводить тот или иной ритм, он показывает соответствующее ему графическое изображение, а затем за большим экраном воспроизводит этот ритм, напр, ударами по барабану; в ответ дети воспроизводят ритм либо отхлопыванием, либо отстукиванием, либо дирижированием с одновременным его проговариванием.
  4. Дети различают двусложные ритмы на слух, воспроизводя их отхлопыванием, отстукиванием, дирижированием, игрой на «инструменте» (например, на барабане) с одновременным проговариванием, а в дальнейшем — только проговариванием, например ТАта, таТА. В случае ошибки педагог каждый раз предлагает детям воспринять данный ритм на слухо-зрительной основе, а затем — только на слух.

Ошибка в ответной реакции ребенка при восприятии на слух того или иного ритма может быть вызвана тем, что, правильно восприняв на слух, он не смог адекватно его воспроизвести, так и тем, что он неправильно воспринял тот или иной ритм на слух. В случае ошибки педагог повторяет ритм за экраном и предлагает ребенку выбрать соответствующее графическое изображение ритма. Если ребенок выбрал правильную «картинку ему предлагается воспроизвести данный ритм: отхлопать, отстучать, сыграть на «инструменте» произнести слогосочетания (в зависимости от требования педагога).

ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ РИТМОВ вначале в качестве источника звука использ- ся барабан (по котор производятся несильные удары). В дальнейш @ учатся воспринимать ритмы слогосочетаний типа ТАта, та ТА.

Обучение детей различению на слух слитности, темпа, высоты и ритма звучаний оказывает положительное влияние на формирование их устной речи, в первую очередь ее темпо-ритмической стороны. Дети успешнее овладеют ею при проведении специальных фронтальных за нятий, если обратить внимание на следующее.

Во-первых, знакомство детей с характером звучания (его долготой, или темпом, или ритмом и т. п.) проводится на материале тех сигналов, которые наиболее доступны слуху детей группы. Как только дошк научатся различать на слух долготу (или слитность, или громкость и т. п.) звучания, воспроизводимого на первой игрушке, педагог переходит к работе и на материале слогов, т. е. дети определяют, как произнесено слогосочетание: слитно или неслитно (например, татата или та та та), быстро или медленно (например, татата или та_тата _), в каком ритме (например, ТАтата, таТАта, татаТА). В дальнейшем на занятиях в качестве источника звука используются разные звучащие игрушки и голос, но последнему уделяется главное внимание.

Во-вторых, с первых занятий педагог учит детей и различать на слух звучания, и воспроизводить их. Вначале дошк предлагается

- воспроизводить характер звучания различными движениями с одновремен проговариванием слогов,

- затем игрой на «инструменте» сопровождаемой произнесением слогосочетаний, если это возможно. Первыми используются барабан, бубен, металлофон, а лишь затем дудка, гармошка, свисток, так как воспроизводить звучание на них маленьким детям сложно. Слоги, которые предлагаются детям для произнесения, должны быть доступны им, поэтому лучше использ-ть слогосочетания типа папа- па, татата. Постепенно основным способом воспроизведения характера звучания должно стать произнесение соответствующих слогосочетаний.

В-третьих, по мере овладения детьми умением воспроизводить характер звучания произнесением слогосочетаний, эту работу можно проводить и на материале слов и фраз - учить дошк произносить речевой материал медленно, в нормальном и быстром темпе, голосом разной силы и высоты. для этого использ- ся слова и фразы, звуковым составом которых владеют все дети группы.

Специально учить детей произносить речевой материал неслитно не нужно, так как это может оказать отрицательное влияние на их устную речь.

При работе над ритмами следует широко использовать слова и фразы. Их произнесению может предшествовать воспроизведение слогосочетаний с тем же ритмическим рисунком, например:

Татата---- яблоко, бабушка,

та ТА та — бумага, собака,

татаТА — карандаш, барабан,

ТАтаТАта— мама (кукла, Тоня) дома, папа пишет, мальчик лепит,

таТАтаТА — вода бежит, письмо лежит, петух кричит,

ТАтатаТА ----мальчик стоит, кукла сидит, тётя идет.

таТАТАта— компот (арбуз) вкусный, упал (бежит) мальчик.

 

Такие упражнения широко используются на занятиях речевой ритмикой с первых лет обучения. По мере овладения детьми умением различать ритмы на слух они проводятся и на специальных фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

Работа с ритмами может проводиться в разных формах. Например, на доске написаны слогосочетания ТАта, та ТА, ТАтата, таТАта, татаТА (или ТАтаТАта, таТАтаТА, ТАтатаТА, таТА ТА та), под каждым из них помещена картинка, соответствующая слову или фразе с данным ритмом. Подбираемые слова и фразы должны быть знакомы детям и быть актуальными для общения. При этом звуковой состав должен быть доступен всем детям группы. Педагог предлагает детям послушать ритм, Он произносит за экраном, напри мер, таТА; дети узнают ритм, повторяют, а затем хором вместе с педагогом и по одному проговаривают слово, соответствующее этому ритму.

На последнем году занятий следует учить дошкольников выкладывать ритмы геометрическими формами, например:

ударный слог — красный круг, безударные слоги — синие круги. При этом следует следить за тем, чтобы дети располагали формы слева направо и «читали» их так же. Таким способом дошкольники воспроизводят ритмы, предложенные для различения на слухо-зрительной или слуховой основе. Реб также может самост-но выкладывать ритмы и воспроизводить их отхлопыванием, отстукиванием с произношением слогов. Остальные @ следят за правильностью воспроизведения ритма, видя выложенный «рисунок» и воспринимая его звучание слухо-зрительно или на слух.

Важно приучать дошк контролировать качество своей речи. Научив @ различать на слух слитность, темп, ритм звучаний, сурдопедагог предлагает одному из детей произнести то или иное слово (фразу), напр: мама, у меня карандаш и т. п. Он просит других детей определить, как их товарищ сказал: слитно, быстро, с ударением или неслитно, медленно, без ударения. Сначала нужно учить детей определять характер произнесения слова или фразы на слухо-зрительной основе, а затем — и на слух.

Date: 2015-07-24; view: 1470; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию