Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И ритма звучаний





Как и при различении на слух звучащ игрушек или количества звучаний, при определ-ии их длительности (громкости, слитности, темпа, высоты) педагог вначале учит дошкольн различать характер звучания на слухо-зрительной основе, затем дает им послушать длительные и краткие (или громкие и тихие и т. п.) звучания в качестве образца и, наконец, предлагает различать их на слух. При этом каждый раз в случае ошибки @ предлагается воспринять звучание слухо-зрительно, а затем — только на слух.

Особенность проведения данной работы заключается в том, что на начальном этапе обучения различению длительности звучаний (их громкости, темпа и т. п.) педагог наряду со звуковым образцом дает и зрительный эквивалент (важно учитывать возраст детей). Чем младше, тем занимательнее должно быть зрительное подкрепление звучаний. Использ-е различных игрушек делает эти занятия для малышей осмысленными, их ответы мотивированными.

Например, при обучении различению ДЛИТЕЛЬНОСТИ звучаний:

- педагог в момент его воспроиз-я (напр, на дудке) демонстрирует детям, как машинка едет по короткой дорожке: у или, соответственно, по длинной — у (дорожку можно построить из брусков строительн материала или вырезать из бумаги). Детям старше 3 лет можно на доске провести линии: соответственно ___________ или и дополнить их табличками со словами долго, кратко. @ воспринимают звучания на слухо-зрительной основе, демонстрируют действие своими машинками и произносят у или у. Старшие дети свой устный ответ сопровождают краткими или долгими движениями рук вперед;

Педагог производит то длительные, то краткие звуч-я, котор дошк различают слухо-

зрит. В ответ они выбирают нужную дорожку и везут по ней свою машинку, произнося у или у___. Старшие дети могут начертить соответствующие линии на листе бумаги, а затем воспроизводят звучание движением руки (например, длительные — плавным движением руки в сторону, краткие — резким, коротким движением руки в сторону), одновременно произносят соответственно:

па__ или па, у или у, а затем показывают соответствующую табличку — долго или кратко, читая ее с педагогом (как могут);

- педагог предъявляет @ в кач-ве образца длительное и краткое звучаниу;

- показывает соответствующую дорожку, которую можно дополнить табличкой долго или кратко, держит ее перед экраном, за которым на дудке (или другой звучащей игрушке, или голосом) производит длительное или краткое звучание. Дошк воспринимают его на слух и воспроизводят машинкой (движением руки) и голосом (например, па или па), старшие дети затем показывают соответствующую табличку и «читают» ее (как могут);

- педагог воспроизводит то длительные, то краткие звучания, которые дети различают на слух. В ответ они провозят машинку по той или иной дорожке, отображают звучание соответств линией на листе бумаги, движением руки и голосом, а затем показывают соответствующ табличку, «прочитывая» ее.

 

ЗНАКОМСТВО ДОШК С ХАРАКТЕРОМ ЗВУЧАНИЙ (напр, с ГРОМКОСТЬЮ), педагог воспроизводит голосом (на звучащей игрушке) тот или иной звук (например, громкий или тихий) и подчеркивает его особенность соответствующим ему движением. При работе с самыми маленькими детьми, а так же на первых занятиях с трехлетними, эти звучания также можно «опредметить» (громкому звучанию соотв-ет большой мишка, а тихому – маленький). Дети в ответ воспроизводят характер звучания движениями с игрушками, находящимися на их столах, либо показывают картинки, изображающие большие и маленькие объекты, одновременно произнося слоги. Затем педагог задает вопрос: «Как звучало?» — и сам отвечает на него, показывая соответствующую игрушку, картинку, более старшим детям и табличку. В оформлении таблички может быть элемент подсказки:

ГРОМКО или тихо, слитно или неслитно, быстро или МЕДЛЕННО.

При обучении различению на слух характера звучания следует уделить особое внимание способам его воспроизведения детьми. При этом целесообразно использовать различные упражнения из занятий речевой ритмикой (см. разделы, посвященные долготе, слитности, темпу звучания, силе и высоте голоса, ритмическ структуре речи). Если на занятиях речевой ритмикой эти игровые приемы использ-ся для обучения детей умению воспроизводить характер звучаний, то на слуховых занятиях основное внимание уделяется тренировке в различении на слух длительности (темпа и т. п.) звучаний, а также умения передавать характер звучаний не только голо сом, но и игрой на звучащих игрушк.

Дети воспроизводят услышанное звучание соответствующим движением и голосом, напр ПАПАПА или папапа (громкость), папапа или па па па (слитность), папапа или па_па_па_ (темп), и характеризуют его, говорят: громко, тихо, слитно, неслитно, быстро, медленно, высоко, низко и т. п.

Вначале они используют соответствующ таблички, но по мере усвоения данных понятий (т. е. по мере того как дети соотнесут слово со звучанием и запомнят его звукобуквенный состав) таблички убираются.

Обучая детей различению на слух СЛИТНОСТИ И ТЕМПА, педагог должен воспроизв-ть их примерно равное время. В противном случае дети будут ориентироваться не на характер звучания, а на время, в течение котор оно продолжается, напр: мало звучит — слитно (быстро), долго — неслитно (медленно).

Особое внимание следует уделять умению воспроизводить соответствующие звучания не по образцу, данному педагогом, а по словесной инструкции, напр: играй (говори) долго (кратко тихо, громко, быстро, медленно, слитно, неслитно.

С этой целью на фронтальных занятиях по R слухового восприятия и обучению произношению полезно использ- ть «маленького учителя» когда звучания за экраном воспроизводит тот или иной ребенок по словесной инструкции педагога.

При различении на слух долготы, громкости, высоты, темпа и слитности звучаний у @ м.б. ОШИБКИ в ответных реакциях;

А) ребенок не определил характер того или иного звучания на слух;

Б) правильно услышав звучания, не смог адекватно воспроизвести его голосом. Чтобы убедиться в при чине ошибки, ребенка побуждают показать соответствующую игрушку или табличку.

Если б), то педагог повторяет без экрана и помогает реб правильно воспроизвести его движением и голосом.

Если а) - «слуховая ошибка», то звучание предъявляется для слухо-зрительн восприятия (дошк видит свой промах),. а затем повторяется за экраном (слуховой образец).

Работа проводится в определенной последовательности:

вначале дети знакомятся с

долготой (долго — кратко),

слитностью (слитно — неслитно) и темпом (быстро — медленно) звучаний и

лишь затем с громкостью (громко — тихо) и высотой (высоко — низко).

Это обусловлено не только постепенно расширяющимися слуховыми возможностями детей, но и возможностями воспроизведения звучаний.

В процессе занятий дошк учат узнавать на слух и воспроизводить сначала резко противопоставленные звуки (например, громко — тихо), а затем и более близкие по звучанию (например, громко — нормально — тихо, а по возможности и очень тихо — тихо — нормально — громко — очень гром ко и т. п.). Полезно предлагать для восприятия на слух и постепенное изменение характера звучаний, например убыстрение или замедление темпа звучаний, нарастание и снижение силы (высоты) голоса.

Слабослышащих дошкольников на последних годах обучения следует учить различать на слух и воспроизводить одновременно две характеристики звучаний, например громкость и темп: медленно и громко (тихо), быстро и громко (тихо) и т. п.

Как только дети научатся определять количество звучаний в пределах 2—З и различать на слух их долготу и громкость, педагог приступает к работе по различению на слух ритмов.

Дети учатся различать на слух:

- двусложные ритмы типа таТА и ТАта,

- трехсложные ритмы типа ТАтата, таТАта, татаТА,

- дву-, трехсложные ритмы типа таТА, ТАта, ТАтата, таТАта, татаТА,

- повторяющиеся двусложные ритмы типа ТАтаТАта, таТАтаТАтаТА и т. п. (слабослышащим детям пред лагаются и более сложные ритмы типа таТАтатаТА та, таТА ТА та и т. п.)

Date: 2015-07-24; view: 570; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию