Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интервью бывают нескольких типов





Самый простой – информативное интервью. В этом случае респондент интересует журналиста только как носитель информации.

В лиде к такому типу интервью говориться о том, что респондент уполномочен давать комментарии по определенному вопросу, что он владеет информацией. При этом роль самого журналиста сводится к минимуму - зафиксировать сведения и изложить их.

Вторым типом является экспертное интервью. Здесь респондент интересует журналиста как профессионал, аналитик, способный дать экспертную оценку событию или ситуации. В лиде должны быть подчеркнуты все регалии респондента.

Еще один тип – проблемное интервью. В данном случае важен не столько итог, сколько процесс размышления респондента, выяснение проблемы. В проблемном интервью предъявляются особые требования и к журналисту и к респонденту. Респондент выступает не как носитель какой-то информации, а как оригинально мыслящий человек.

При этом роль журналиста в разговоре значительно возрастает. Он должен провоцировать респондента на высказывание его взглядов, мнений и идей.

В таком интервью можно задавать провокационные вопросы и ссылаться на мнения людей, которые оппонируют точке зрения респондента. То есть проблемное интервью представляет из себя своеобразное противоборство двух позиций: журналиста и респондента.

Четверым типом интервью является портретное интервью. Предметом здесь выступает личность респондента, которая раскрывается через его оценки, мнения, профессиональный анализ. В некотором смысле этот тип интервью представляет из себя некий синтез всех предыдущих типов.

Для портретного интервью важно не то, что говорит респондент, а то как он это говорит и обстановка. При написании таких материалов часто используются авторские вставки.

Можно выделить три разновидности портретного интервью:

Ø Интервью-знакомство – раскрывает особенности личности;

Ø Звездное интервью – интервью с известными людьми, как правило, описывает их имидж;

Ø Интервью с антигероем – разоблачение респондента.

Аналитические жанры – это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования.

По сравнению с информационными жанрами аналитические шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли и исследованию жизненно важных явлений.

Авторы аналитических материалов массовой информации стремятся обобщить факты, чтобы выяснить все аспекты проблемы. Аналитические жанры различаются по предмету познания, отображению объекта, конкретному назначению, по широте освещения действительности, по масштабу выводов и обобщений, по характеру литературно-стилистических и выразительно-изобразительных средств.

К аналитическим жанрам массовой информации относятся:

корреспонденция, статья, комментарий, колонка, обозрение, рецензия, обзор печати и другие. Каждый из перечисленных жанров имеет свою специфику и особенности отображения предмета. Корреспонденция анализирует группу фактов, объединенных одной проблемой.

Это делается с помощью описания фактов, их анализа и соответствующих выводов. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы, четкий адрес. Статья в отличие от корреспонденции представляет из себя это обобщение и анализ фактов и явлений.

Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.

В настоящее время обозреватели российских СМИ находятся в ином положении: единой партии не существует. Сегодня печать обозревает радио – и телепрограммы, а телевидение и радио рассказывают о газетах и журналах. При этом идеологическая платформа, на которую опирается журналист, может быть самой разной.

Существует три вида обзоров массовой информации:

1. Обзор-презентациямассовой информации призван познакомить аудиторию либо с новыми изданиями, появившимися на рынке недавно, либо с материалами хорошо известных читателю газет. Такие обзоры чаще всего публикуются в прессе, пользующейся наибольшим спросом у населения. Такие обзоры преследуют одну из двух целей: показать характер нового издания, его достоинства и недостатки или познакомить аудиторию с наиболее интересными публикациями в разных изданиях.

2. Тематический обзормассовой информации предназначен для освещения определенной темы: деятельность Президента, законы и проекты Правительства, результаты выборов, кандальные происшествия и преступления.

Эти явления становятся центральными в обзорах. Привлекая публикации из различных изданий, теле- и радио-программ, журналист с их помощью стремится представить аудитории полную картину события, познакомить ее с разными оценками, мнениями по отношению к данному событию

Этот вид обзора содержит в себе черты аналитической публикации в более полной мере, чем обзор-презентация.

3. Безадресный обзор массовой информации, как и тематический, рассматривает одну или несколько актуальных тем, обсуждаемых прессой.

Однако он имеет одну отличительную черту – отсутствие ссылок на конкретные обозреваемые издания, радио и телепередачи.

Для автора важно проследить как СМИ в целом обсуждают ту или иную тему, какие оценки выносят. При этом автор может анализировать как сами проблемы, обсуждаемы в СМИ, так и особенности освещения этих проблем.

Безадресный обзор освобождает журналиста от возможных упреков со сторону конкретных СМИ в искажении их позиции. При этом автор может рассматривать наиболее глобальные проблемы и высказываться по ним в нужном ключе. Аудитория в свою очередь в праве относится к безадресному обзору, как к личному мнению автора, которое не обязательно принимать во внимание.

Жанр корреспонденции массовой информации известен с конца ХIХ века. По своей сути аналитическая корреспонденция близка таким жанрам как репортаж, отчет и информационная корреспонденция. Однако она имеет и свои отличительные черты.

Аналитическая корреспонденция, как и перечисленные

информационные жанры, содержит в себе сообщение о событии или явлении. Но это сообщение не является самоцелью. Оно лишь дает представление о событии, предваряющее истолкование. Именно истолкование отличает данный жанр от информационных.

Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, ценности, прогнозирование его развития. Это роднит корреспонденцию с комментарием. Однако и здесь есть свои отличия. Так корреспонденция рассказывает о происшествии с места события, опираясь на мнения участников события и мнение самого журналиста.

Комментарий всегда публикуется по следам уже известного аудитории события, а истолкование основывается на мнениях и предположениях авторитетных людей, экспертов.

Аналитическая корреспонденция отличается и от статьи, предметом которой чаще всего выступают не отдельные факты, а закономерные причинно-следственные отношения.

В аналитической корреспонденции речь идет о каком-то одно событии. Оно всесторонне обсуждается, выявляются его качества, ему выносится оценка. Прогнозируется его развитие, указываются его причины.

Центральным предметом аналитической корреспонденции является один значительный факт, все остальные детали и примеры служат вспомогательным материалом для его всестороннего освещения.

Художественно-публицистические жанры – когда конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка.

Особенностью художественно-публицистических жанров массовой информации являются повышенные требования к языку, художественная образность, эмоциональная насыщенность текста и глубина авторского обобщения действительности.

К художественно-публицистическим жанрам массовой информации относятся: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, легенда, эпиграф, эпитафия, анекдот, шутка, игра и житейская история.

Очерк – самый распространенный художественно-публицистический жанр, но с точки зрения подготовки наиболее трудоемкий. В этом жанре сочетаются репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало. В ходе их применения создается или преимущественно-художественная или преимущественно-теоретическая концепция отображаемого предмета.

Преобладание в ходе подготовки очерка того или иного метода зависит от цели и предмета исследования. Если предметом исследования выступает какая-то проблемная ситуация, то целесообразным для ее исследования будет теоретический метод. Если же предметом журналистского произведения стала личность, то более подходящим для выявления ее характера будет художественный метод.

Цель очерка – дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (событийный, путевой).

Предметом портретного очерка выступает личность. Суть публикации в этом случае заключается в том, чтобы дать аудитории определенное представление о герое выступления. При этом журналист в первую очередь должен показать, каким ценностям служит этот герой, в чем он видит смысл своего существования.

Характер героя дается, как правило, в нетривиальной ситуации. Поэтому

для автора очень важно обнаружить в жизни героя неординарные ситуации, трудности. Именно в таких ситуациях можно обнаружить конкретные проявления характера героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых качеств.

Портретный очерк возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон, то есть в результате выявления характера героя. При этом необходимо уделять внимание духовной и нравственной стороне личности героя, его оригинальности и необычности.

В проблемных очерках предметом отображения выступает некая проблемная ситуация. Именно за ходом ее развития и следит в своем материале очеркист. По своей логической конструкции проблемный очерк схож со статьей. Как и в статье, в проблемном очерке журналист выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается определить ее дальнейшее развитие и выявить пути решения.

В то же время очерк имеет и свои отличия: в данном жанре развитие проблемной ситуации никогда не представляется в чистом виде, то есть в виде статистических закономерностей или обобщенных суждений и выводов. Это свойственно статье. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть конкретные люди с их достоинствами и недостатками.

Проблема в очерке чаще всего проявляется через конфликт, через столкновение интересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, автор может добраться до сути проблемы.

При этом наблюдение за развитием проблемы в очерке обычно сопровождается всевозможными переживаниями как со стороны героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть происходящего, журналист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступления от темы. Это еще одно характерное свойство очерка.

Путевой очерк относится к наиболее ранним формам текстов журналистики. Из всех очерковых форм путевой очерк в наибольшей мере претендует на авантюрность сюжета.

Поскольку путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми в ходе путешествия автора, то и сюжет очерка отражает в себе последовательность этих событий.

Путевой очерк – это не простое перечисление всего увиденного. Журналист должен выбрать самые интересные происшествия, встречи. Что именно считать интересным зависит от замысла. Замысел возникает и формируется заранее, но может изменяться в ходе сбора материала. Именно на замысел или основную идею будущего произведения должны работать все собранные автором в ходе творческой командировки факты.

Путевые очерки могут преследовать самые разные цели – описание отношения властей к какой-то проблеме в разных странах или городах, основные виду досуга в разных частя страны. В результате реализации таких целей могут появляться самые разные по содержанию путевые очерки.

В любом случае журналист должен использовать преимущества данного жанра. Так перемещение во времени и пространстве уже само по себе придает очерку динамическую форму и позволяет читателю почувствовать все прелести и невзгоды путешествия, стать соучастником событий.

Фельетон известен с XVIII века. В советской журналистике фельетон занимал важное место. Сегодня этот жанр практически исчез со страниц газет и журналов. Это связано с его особенностями.

Фельетон – это средство осмеяния какого-то зла. В качестве зла могут выступать власти, деньги, олигархи. Поэтому фельетон можно определить как литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения.

Основная сложность написания фельетона – подготовка, то есть поиск необходимого факта. Этот факт должен обязательно содержать в гипертрофированном виде черты, достойные осмеяния. Если фельетон строится не одном факте, то типичное выступает как определенная закономерность, связывающая ряд отдельных фактов.

Факты в свою очередь выступают как опорные точки типизации, то есть создания сатирического образа определенного жизненного явления, которое представляется как ущербное. Для фельетона также обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония и насмешка.

Памфлет – это сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и унижение того героя, который представляется автору носителем опасного общественного зла. Другими словами, памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социальнополитическое обличение.

Как и фельетон, жанр памфлета известен с давних времен. Его основателем считается древнегреческий баснописец Эзоп. Сегодня этот жанр не пользуется большой популярностью у журналистов и носит в основном политический характер.

Основными особенностями памфлета, позволяющими ему быть острым сатирическим произведение, являются художественно-публицистические методы – гротеск, гипербола, ирония и сарказм.

 

Вопросы:

1. В чем заключается своеобразие журналистского творчества?

2. Опишите структуру творческого акта журналиста.

3. Какую помощь журналисту может оказать Интернет?

4. Какие технические средства используются в журналистском творчестве сегодня?

5. Чем характеризуются журналистские тексты?

6. Дайте общую характеристику информационных жанров журналистики?

7. Каковы особенности написания заметки?

8. Какую роль в СМИ выполняют аналитические жанры?

9. Охарактеризуйте типы статей.

10. Назовите особенности художественно-публицистических жанров журналистики.

11. Какие бывают очерки?

12. В чем заключается планирование работы служб, работающих в информационной сфере?

13. Какое определение массовой информации в современном мире вы можете дать?

14. Как проходит специфика сбора, хранения, обработки и использования массовой информации в журналистском творчестве?

15. Как проходит организация работы информационно-аналитических центров, информационных служб, маркетинговых, рекламных, PR-служб?

Date: 2015-07-24; view: 1030; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию