Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Управление банковской конкуренцией
События 2-й половины 1998 г. — начала 1999 г., известные как «кризис 17 августа», почти полностью парализовали деятельность большинства банков и ясно показали, что банковская система нуждается в глубоком и всестороннем реформировании. Определенно можно утверждать следующее: банковская деятельность в стране остро нуждается в более сильном и научно обоснованном управлении (регулировании), включая усиление или создание таких условий, которые обеспечат в банковской сфере нормальную конкуренцию за клиента — потребителя банковских продуктов (услуг) и его деньги. Цивилизованная конкуренция за клиента — это индикатор здоровья, эффективности и самой банковской системы, свидетельство правильного ее функционирования и огромного потенциала прогрессивного развития. Однако эффективная социально-ориентированная рыночная экономика сама по себе не возникает. Такой ее надо делать. Другими словами, процесс становления и последующего развития рыночной экономики и такой ее неотъемлемой части, как двухуровневая банковская система, должен сознательно, на базе хорошо продуманной концепции и адекватно реализующих ее программ планомерно направляться обществом (органами государства и объединениями самих-участников рыночных отношений), регулироваться и контролироваться исходя из критериев, принятых в концепции и программах (планах) Нельзя сказать, что российская банковская система не регулируется. Государственное регулирование российской банковской системы осуществляют Центральный банк (Банк России), а также в определенных аспектах Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), Министерство финансов и другие органы исполнительной власти Федерации. Но если судить по результатам, то очевидно, что регулируется банковская система в целом неудовлетворительно, так как нет оснований 10-летний опыт строительства российской банковской системы считать удачными
Во-первых, губительно воздействие на банковское дело разрушительных процессов, протекавших в реальном секторе экономики в течение последнего десятилетия, в том числе и реальном секторе, который практически никем и никак не регулировался, (если не считать за такое регулирование фискальные устремления государства). На этом фоне регулирующие усилия Банка России и отчасти ФКЦБ выглядели примером поразительной активности, которая, казалось, никому в России не нужна и уже в силу этого не могла быть эффективной. Во-вторых, регулирование, столь активно проводившееся Банком России, не имело концептуального стержня (что, впрочем, не являлось отличительной особенностью банковской сферы) и потому было обречено на неудачу. Составной частью государственной ответственности за здоровье банковской системы и правильные принципы деятельности банков является регулирование процессов и факторов, влияющих на условия, содержание и последствия осуществления конкурентных отношений на рынках, где действуют банки и иные кредитные организации. Такое регулирование как практическая задача имеет две тесно взаимосвязанные стороны: созидательную и профилактическую. Суть первой — целенаправленное формирование позитивных условий, обеспечивающих развитие добросовестной экономической конкуренции между участниками рынка банковских услуг, второй — пресечение или максимально возможное ограничение процессов и явлений, препятствующих или ограничивающих эффективную конкуренцию на данном рынке (подавление недобросовестной конкуренции, антиконкурентных действий, монопольных тенденций) Указанная двуединая задача государства по сути своей может решаться только соединенными и грамотно скоординированными усилиями различных ведомств. Как известно, функции проведения общегосударственной политики в области конкуренции (т. н. антимонопольной политики) на макро- и микроэкономических уровнях и соответствующего регулирования.рынка, в том числе рынка финансовых услуг в целом и рынка банковских услуг в частности, закреплены за специальным федеральным органом исполнительной власти — Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), до 1998 г. — Государственный комитет (ГАК России). При этом МАП координирует свои действия с Банком России, ФКЦБ, Министерством финансов и другими органами исполнительной власти. Отсутствие до последнего времени специального антимонопольного законодательства в отношении финансовой сферы, в том числе банковского сектора, не позволяло федеральному антимонопольному органу и его территориальным подразделениям системно и эффективно выполнять функции, в том числе межведомственные, по защите конкуренции па финансовых рынках. В то же время Центральный банк страны, насколько можно судить по практике его работы, каких-либо ясно обозначенных задач в области конкуренции между банками перед собой не ставил. Наоборот, своей политикой в отношении например средних и малых банков. Банк России определенно ухудшал условия добросовестной конкуренции в «подопечной» ему сфере. Последствия этой ситуации известны. В течение ряда лет происходило неконтролируемое сокращение количества банков, причем далеко не всегда объективно безнадежных, потеря многими банками капитала, платежеспособности и ликвидности. Это приводило, в частности, к перманентным стихийным переделам финансового рынка, усилению централизации и концентрации капитала как в финансовых центрах страны, так и в регионах, к фактической его монополизации (олигополизации) отдельными банками или банковскими группами, что негативно влияло на состояние конкуренции в данной сфере. Вслед за нерегулируемой концентрацией банковского капитала шла спекулятивная скупка предприятий реальною сектора экономики, что в свою очередь стимулировало передел собственности антиконкурентными способами. Следует учесть и такой аспект проблемы. Потеря большинством отечественных банков финансовой устойчивости и благоприятных видов па будущее сделало их легко уязвимыми для экспансии иностранных финансовых организаций. Активизировались действия иностранных кредитных и иных организаций на рынке финансовых услуг. Особый интерес проявился, в частности, к приобретению крупных портфелей активов и пассивов проблемных банков (в рамках программы реструктуризации финансовых организаций и их задолженности). При этом существующие ограничения па проникновение иностранного капитала па российский рынок не препятствие для массовой экспансии иностранных финансовых институтов. Как показывает зарубежный опыт, последствия такой экспансии для стран с переходной экономикой плачевны: национальная банковская система, не успев еще окрепнуть, частично или даже полностью теряет свою независимость. И хотя определенная позитивная антимонопольная работа вэти годы проводилась, онаносила ограниченный характер, сводилась в основном к контролю за отдельными параметрами функционирования коммерческих банков. При отсутствии специального закона о защите конкуренции па рынке финансовых услуг (а следовательно, при законодательно неопределенной сфере компетенции и уровне полномочий МАП в отношении кредитных и связанных с ними организаций) антимонопольный контроль в данной сфере рассматривался, с одной стороны, как подсистема финансового контроля, направленного на обеспечение экономической безопасности и устойчивости функционирования отдельных субъектов финансового рынка, а с другой, -как система мер, предупреждающих или устраняющих причины, ведущие к ограничению конкуренции на финансовых рынках. Результаты соответствующей надзорной деятельности МЛП в определенной мере отражены в предлагаемой книге. Была ли эффективной надзорная деятельность МАП? По крупному счету — нет. И не из-за непроработанности конкретных механизмов принятия и реализации необходимых решений, несовершенства организации взаимодействия между ведомствами. Дело в том, что контрольная деятельность федерального антимонопольного органа протекала в рамках т. н. уведомительного порядка. Это означает, что МАП, обнаружив нарушениеантимонопольных правил, предъявляемых к банкам и их участникам, или потенциальные опасности для конкуренции, должен был уведомить об этом Банк России, направив в его адрес свои заключения по конкретным ходатайствам банков о согласовании тех или иных действий. Но Банк России, получив такое уведомление и действуя строго в пределах законодательно закрепленных за ним функций, был вправе, рассмотрев соответствующую информацию или проведя дополнительное наблюдение, принять в отношении соответствующего банка мотивированное решение, но также оставить уведомление без последствий. В итоге многие результаты антимонопольного контроля, выявленные МАП и требовавшие вмешательства, оставались невостребованными Банком России. Теперь принят новый Закон «О защите конкуренции па рынке финансовых услуг», распространяющийся и на кредитные организации. Тем самым МАП впервые получает правовую возможность реализовать конституционные принципы защиты конкуренции в банковской сфере на всем экономическом пространстве Федерации, начал, качественно новый этап своей деятельности. И какой море будем использована эта возможностьпокажет время. Ясно, что сделать это будет очень непросто в том числе и потому, что проблема конкуренции и монополизма в российском банковском секторе отечественной наукой досих пор полностьюигнорировалась.
|