Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Банковской отрасли
Экономическая конкуренция за клиентуру — существенный признак рыночной экономики. В условиях конкуренции для финансовых организаций особое значение приобретает обеспечение конкурентоспособности, прибыльности и престижности. Конкуренция требует маневренностинарынке, гибкости вобеспечении потребительской стоимости и определении цены. Традиционный анализрыночного соперничества финансовых организаций основан нарассмотрении двух факторов: явные цены и удобства пользователя. Использование явных цен в ходе конкуренции за клиентов пресекается потолками процентных ставок, и клиентов можно привлечь только дополнительными удобствами — открывая новые филиалы и увеличивая часы обслуживания. Однако неустойчивость процентных ставок, банковские кризисы, множество банкротств и мошенничество недобросовестных участников подрывают доверие к финансовой системе в целом. Поэтому уместно ввести третье измерение конкуренции — доверие клиентов и вкладчиков. Можно выделить три аспекта современной конкуренции в сфере финансовых услуг, совершенствованиекоторых позволяет добиваться преимуществ на рынке: 1) явные цепы: 2) удобства для клиентов; 3) доверие публики. Поскольку три этих фактора существенно влияют на спрос и условия предоставления финансовыхуслуг, ихможно рассматривать как косвенные услуги, предоставляемые совместно финансовыми организациями и органами регулирования. Важными тенденциями развития кредитного рынка являются либерализация, увеличение конкуренции и повышение гибкости ценовой политики. 13 дополнение к новым услугам банки предлагают клиентам и новую кредитную политику, характеризующуюся разнообразием видов заимствования по структуре, срокам и определению цены. При рассмотрении системы ценообразования на банковские продуктыи услуги очевидна ее (системы) специфичность, связанная с особенностями объектов установления цены. На финансовом рынке используются общепринятые стратегии ценообразования, хотя и с некоторыми модификациями. Вес эти стратегии можно разделим, натри группы: дифференцированное, конкурентное и ассортиментное ценообразование. Используя стратегии дифференцированного ценообразования, современные коммерческие банки один и тот же продукт реализуют различным группам потребителей по разным ценам. Цепа может меняться как в зависимости от сегмента рынка (например, индивидуальные и корпоративные заемщики; клиенты, различающиеся уровнем кредитоспособности; кредиты, обеспеченные и не обеспеченные залогом; вклады «пенсионный» и «студенческий» и т. п.), так и во времени. При конкурентном ценообразовании финансовые организации устанавливают цены в зависимости от своего положения на рынке. Так, при попытке проникновения или захвата рынка применяются заниженные цены. Кроме того, с учетом ориентации на сложившуюся конкурентную ситуацию может быть использована стратегия ценовых сигналов. Конкуренция проявляется и в географических стратегиях банковского ценообразования, когда тарифы банковских услуг в разных регионах различаются в зависимости от степени развития местной финансовой сферы, возможностей проникновения на рынок других банков, а также получения потребителями услуг извне. В ассортиментных стратегиях банков используется взаимозависимость цен на различные виды услуг. Так, приобретение определенного пакета услуг кредитной организации может обойтись клиенту дешевле, чем их раздельная покупка. Возможно предоставление банком дешевых или даже бесплатных продуктов и услуг, если в результате этого клиенту прийдётся воспользоваться и другими услугами банка, оплата которых возместит ему упущенную прибыль или убытки вначале. Наиболее значимой с точки зрения ценообразовании ставкой является ставка краткосрочного кредита для наиболее кредитоспособных корпоративных заемщиков, так называемая «прайм рэйт». Обычно это самая низкая ставка краткосрочного кредита, так как риск неплатежа по таким кредитам минимален. В отличие от других кредитных ставок «прайм рэйт» стабильна и менее чутко реагирует на изменение рыночной конъюнктуры (за исключением инфляционного фактора). Одна из причин подобного положения — банковская деятельность достаточно жестко регулируется как государством, так и наиболее крупными коммерческими банками, играющими роль ценовых лидеров1. Это лидерство проявляется в возможности установления «прайм рэйт» без опасения, чтоболее мелкие банки-конкуренты, используя пониженные ставки, привлекут к себе клиентов. Такиебанки снижают «иранм-рэш», если это соответствует их собственным целям или если все конкуренты предпримут снижение цен на свои услуги. Другая причина в том, что «прайм рэйт» не всегда является реальная ставка, а может служить лишь для справочных целей. Даже применяя «прайм-рэйт», банки могут требовать от клиентов страховые беспроцентные депозиты для гарантированиявозврата кредитов и погашения реальных процентныхставок, уплачиваемых клиентами. Существуют и иные способы фактического отклонения ставок кредитования от «прайм рэйт». Набор различных видов финансовых услуг и соответственно их стоимость не являются неизменными по времени, а приспосабливаются к изменениям кредитныхпотребностей, экономических условий и общей финансовой ситуации. Изменение предложения кредитов и услуг может быть вызвано как внутренней, так и внешней динамикой конкурентной среды. Рассмотрим функции доверия и удобства. Чтобы клиенты могли относиться к финансовым организациям с доверием, им нужен легко осуществимый и не требующий больших издержек доступ к надежной информации, в особенности к данным о величине чистых активов и об изменчивости доходов.
Важное значение имеет система правительственных гарантий — фактор «внешних гарантий», страхование депозитов, резервированние средств. Обязательное страхование банковских депозитов в большинстве промышленно развитых стран служит надежнойзащитой от системных банковских кризисов. Если рынок высоко оценивает правительственные гарантии, они могут перевесить все остальные отрицательные характеристики. Кроме этого, для повышения информированности, стабильности, открытости и доверия к финансовым организациям законодательство устанавливает обязательность публикаций основных показателей финансово- хозяйственной деятельности эмитентов ценных бумаг и кредитных учреждений, а также их аудиторский контроль. Однако и сами финансовые организации заинтересованы в создании и поддержании собственного имиджа стабильности, качества обслуживания, открытости для клиентов. Поэтому в условиях обострения конкуренции банки ведут целенаправленную пропаганду среди существующих и потенциальных клиентов, информируя их через средства массовой информации о принадлежности к крупным ФПГ, успешно развивающимся приватизированным предприятиям, об участии в залоговых и инвестиционных аукционах, наличии гласных и негласных соглашений с органами власти, управления и первыми должностными лицами государства, рекламируя свои благотворительные
программы, что само по себе создает вокруг финансовой организации атмосферу и публичные гарантии стабильности и активного развития. Рынок финансовых услуг вотношении удобстване отличается от любого другого рынка. Регулирование в форме ограничений видов и места деятельности отталкивает клиентов от организаций, являющихся объектом ограничений. При отсутствии внешних ограничений размах деятельности фирмы п география ее рынка определяется только величиной собственного капитала. Если эти условия даны, то значимыми аргументами функции удобства оказываются качество продуктов и услуг и их цена. Модель удобства для клиента может быть представлена в следующей форме: Удобство ==/ (география рынка, спектр услуг и продуктов, издержки, качество)', где география рынка обозначает совокупность территорий, на которых организация осуществляет деятельность, спектр продуктов и услуг - предлагаемые клиентам организации продукты и услуги, издержки — средние издержки доступа к предоставляемым удобствам, качество — скорость предоставления услуги их надежность. С расширением территории, повышением качества и спектра предоставляемых услуг привлекательность организации для клиента растет. Динамика изменений российского рынка показывает, что конкурентные преимущества приобретают финансовые структуры, которые, гибко используя вышеперечисленные направления конкуренции, имеют хорошие связи с крупными промышленными предприятиями либо с весомыми государственными деятелями, а также с руководителями привлекательных регионов. В предприятиях, с которыми связаны отношениями собственности банки, сосредоточена подавляющая часть промышленного потенциала страны. Перестановки в банковской системе зависят уже не столько от самих банков, сколько от сдвигов в реальном секторе экономики. Будет продолжаться приватизация народною хозяйства страны — усилятся позиции банков, связанных с добывающими отраслями; будет развиваться перерабатывающая промышленность — окрепнут банки — участники соответствующих ФПГ. Кроме того, гипертрофированно важным фактором для процветания банка в российских условиях оказывается его влияние в политических кругах. Именно активность крупных банков способствует сокращению числа финансовых организаций посредством слияний и преобразований малых банков в филиалы крупных. Однако эти процессы сопровождаются обострением конкурентной борьбы и приводят к тому, что степень конкуренции напрямую зависит от величины активов — чем больше банк, тем выше его притязания и вероятность того, что его интересы столкнутся с интересами конкурентов. Региональных банков становится меньше, а филиалы центральных банков начинают усиливать свои позиции в регионах. Столичные банки заключают различные соглашения с региональными администрациями об обслуживании инвестиционных проектов, кредитовании социальных программ и др. Объективно они имеют гораздо большие возможности, чем местные кредитные учреждения. Таким образом, чем больше банк, тем шире круг его клиентов и региональный охват, а следовательно, и возможность привлекать новые ресурсы и расти дальше, вытесняя конкурентов. С другой стороны, средние и малые банки продолжают играть немаловажную роль в экономике некоторых регионов России и способны оказывать существенное влияние на хозяйственную жизнь страны в целом. Небольшие банки (а их 95% от общего числа) выступают основой экономики страны, особенно в отдаленных ее регионах, куда не распространяется влияние крупных кредитных учреждений. Крупные банки имеют сегодня около 500 филиалов (без учета филиалов Сбербанка), а административных районов в России —около двух тысяч. Поэтому именно малые и средние байки могут и должны заполнить пустующие ниши, стать финансовой опорой развития малок» предпринимательства в провинциях. Анализ ориентации на обслуживание фирм и населения показывает, что малые и средние банки в среднем гораздо более демократичные, готовые к работе с любыми категориями клиентов, включая мелких вкладчиков. Если по 100 крупнейшим банкам отношение объема среднемесячных депозитов к числу сотрудников равно 2,046 млрд. руб. (по данным 1998 г.), то для 150 средних и малых банков этот коэффициент почти втрое ниже— 0,754 млрд. руб. Это значит, что каждый сотрудник небольшого банка обслуживаем большее число клиентов, средний остаток на счетах которых меньше, и относится к ним внимательнее. Так что обслуживаться в небольшом банке — разумеется, если его руководство уделяет квалификации сотрудников должное внимание —приятнее. Главное — следить за его финансовыми показателями, чтобы комфорт в общении с персоналом банка дополнялся еще и чувством уверенности в надежности его самого. Активность малых и средних банков в работе с мелкими вкладчиками и населением делает весьма актуальным вопрос об их надежности, ибо в отличие от большинствапромышленно развитых стран мира у нас пока не действует система обязательного гарантирования банковских депозитов. В банковском деле масштаб деятельности играет очень важную роль в обеспечении финансовой устойчивости предприятия. Стоит отметить достаточно высокий уровень открытости итогов деятельности средних и малых банков, что свидетельствует об их уверенности в своих рыночных позициях. Выживанию средних и малых банков способствуют организуемые ими формы межбанковского сотрудничества и объединения. Так, посредством расчетно- дилингового центра Ассоциации развития межбанковского сотрудничества банки получают доступ к кредитным ресурсам по выгодным ставкам и не несут финансовых потерь, связанных с небольшими объемами продаваемых (или покупаемых) средств.
|