Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ортодонтия. Задачи ортодонтииСтр 1 из 4Следующая ⇒ ИП №6 от 14 июня 2007 г.
Карагандинский государственный медицинский университет Кафедра стоматологии детского возраста
ЛЕКЦИЯ Тема: «Предмет и задачи ортодонтии. Организация работы ортодонтического отделения. Оборудование и инструментарий ортодонтического отделения. Правила асептики. Организация работы врача-ортодонта»
Дисциплина: PSDVO4304 Пропедевтика стоматологии детского возраста и ортодонтия
Специальность: 5В 130200 «Стоматология»
Курс: 4
Время (продолжительность): 1 час
Караганда 2014 г. Утверждена на заседании кафедры «____»___________2014г. Протокол № Зав.кафедрой, доцент__________С.Т.Тулеутаева Тема: «Предмет и задачи ортодонтии. Организация работы ортодонтического отделения. Оборудование и инструментарий ортодонтического отделения. Правила асептики. Организация работы врача-ортодонта»
Цель: ознакомить студентов со структурой и задачами ортодонтии
План лекции:
3. Современное оснащение ортодонтического отделения 4. Оснащение лаборатории
Ортодонтия. Задачи ортодонтии. Проблема оказания ортодонтической помощи детям, подросткам и взрослым остается актуальной, поскольку зубочелюстные аномалии имеют значительное распространение. В связи с расширением представлений о взаимосвязи аномалий прикуса с общими нарушениями в организме требуется качественно новый подход к организации ортодонтической помощи в нашей стране. В настоящее время наметилось 6 основных направлений её развития с учетом возраста лиц, нуждающихся в лечении, и специфики врачебных мероприятий: -профилактическая ортодонтия среди организованных детских коллективов -специализированное лечение детей в условиях укрупненных ортодонтических отделений или кабинетов -ортодонтическое лечение подростков и допризывников -ортодонтическое лечение взрослых -ортодонтическое лечение и зубочелюстное протезирование больных с врожденными несращениями в челюстно-лицевой области в системе их комплексного лечения -ортодонтическое лечение в условиях стационара как предварительный и заключительный этапы после хирургического устранения зубочелюстно-лицевых аномалий. Методы ортодонтической диагностики: -рентгенокинематографический -голографический -электро-вычислительные машины -рентгенологический - методы экпресс-диагностики, расшифровки телерентгенограмм лицевого скелета с применением специальных устройств и телерентгеномера Ортодонтия относительно молодой раздел стоматологии, но за последние десятилетия она стала стремительно развиваться, что связано со значительной распространённостью зубочелюстных аномалий, устранение которых является профилактикой как местных, так и общих нарушений организма в связи с существующей связью заболеваний полости рта с состоянием желудочно-кишечного тракта (поражение органов в 33,6% случаев), заболеваниями эндокринной (в 22,3%) и мочевыделительной (в 10,0%) систем, нарушениями минерального обмена, факторами питания. Многие авторы указывают на то, что аномалии зубочелюстной системы, как формирующиеся в детском возрасте, так и приобретённые, приводят к нарушению основных ее функций, среди которых необходимо выделить следующие: функции носового дыхания, глотания, жевания, речи. Повышается процент заболеваний тканей пародонта, возрастает кариозное поражение зубов, появляются дисфункции височно-нижнечелюстных суставов. Неправильное положение зубов или аномалия окклюзии является серьёзной помехой благоприятному психоэмоциональному развитию и социальному общению личности. Так, примерно 17,0% школьников признаются, что терпят насмешки сверстников относительно своих зубов. Это служит препятствием в социальной жизни людей, особенно молодежи, ограничивает выбор профессии. В связи с этим, тема улучшения организации и качества ортодонтического приёма наиболее актуальна в настоящее время. Как считает Л. С. Персии, назрела необходимость в целенаправленной подготовке и повышении профессионализма врачей-ортодонтов. По его же мнению на сегодняшний день не все ортодонтические отделения и клиники оказывают ортодонтическую помощь в полном объёме из-за их недостаточной организации. Ортодонтия, равно как и другие стоматологические специальности, является ресурсоемкой отраслью в здравоохранении. Отечественные и зарубежные производители постоянно предлагают новое оборудование, инструментарий, медикаменты и материалы для ортодонтического лечения. Однако нормы их расхода утверждались последний раз в 1984 году, а требования к оснащению ортодонтических кабинетов, изложенные в рекомендациях для лицензионно-аккредитационных комиссий не соотносятся с объёмом оказываемой помощи. Научная новизна работы - впервые, на основании анкетирования, проведён анализ состояния ортодонтической помощи населению, выявлено какими методами диагностики и технологиями лечения владеют врачи-ортодонты в различных регионах. Впервые представлены данные об оснащённости лечебно-профилактических учреждений различной организационно-правовой основы и форм собственности, оказывающих ортодонтические услуги населению. Впервые разработан Классификатор услуг, работ и технологий и составлен Табель оснащения рабочего места врача для оказания амбулаторно-поликлинической помощи при виде деятельности по специальности ортодонтия. Впервые проведено ранжирование лечебно-профилактических учреждений, разработаны и предоставлены Практическая значимость работы - разработанные практические рекомендации для лицензирующих органов, создание Классификатора услуг, работ и технологий, Табеля оснащения рабочего места врача-ортодонта, ранжирования учреждений в завис имости от объёма оказываемой помощи поднимут эффективность ортодонтического лечения. Эти сведения могут быть полезны как для администрации, организаторов-главных врачей, стоматологических ассоциаций, так и для врачей-ортодонтов.
Ортодонтия является специализированным видом стоматологической помощи. В государственной системе здравоохранения нашей страны она ориентирована преимущественно на детское население. В частности должность врача-ортодонта присутствует в штатном расписании только детских стоматологических поликлиник или отделений. Расчет количества ставок врачей-ортодонтов также основан на количестве детского населения. Совершенствование методов лечения, широкое распространение современных несъемных ортодонтических аппаратов (брекет-систем), позволяющих достигать хороших результатов при лечении взрослых пациентов, приводит к оттоку специалистов из государственного сектора стоматологии в негосударственный и с детского приема на взрослый. Учитывая все вышеизложенное, а также неуклонный и неизбежный рост распространенности зубочелюстных аномалий, очевидно, что потребность в данном виде помощи и дальше будет непрерывно возрастать. Это требует пересмотра принципов организации ортодонтической помощи, в первую очередь детскому населению. Изменение норматива расчета необходимого количества врачей-ортодонтов произошло на фоне роста распространенности зубочелюстных аномалий у детей и подростков и потребности в ортодонтическом лечении. По данным проф. Кузьминой Э. М. в настоящее время распространенность зубочелюстных аномалий составляет 63%. При этом в лечении нуждаются 54% детей школьного возраста. На одного врача-ортодонта приходится 3,6 тыс. детей, которым показано аппаратурное ортодонтическое лечение. На сегодняшний день учет работы врача-ортодонта осуществляется в УЕТ. Комплексное первичное обследование ребенка у ортодонта помимо осмотра должно включать специальные и дополнительные методы, что занимает больше времени и оценивается в 5 УЕТ. Годовой ресурс врача-ортодонта около 5000 УЕТ. Несложно подсчитать, что детальное обследование может пройти только каждый третий из нуждающихся в лечении. На собственно лечебную помощь времени опять не хватает. Даже если не обращать внимания на тот факт, что выделение дополнительных ставок не поддерживается финансово, планировать увеличение количества ортодонтов в соответствии с нуждаемостью нецелесообразно. Потребность в данном виде стоматологической помощи растет быстрее. Другой путь обеспечения детей ортодонтической помощью – развитие профилактики зубочелюстных аномалий, которой, к сожалению, уделяется мало внимания. Так, например, при разработке программ профилактики стоматологических заболеваний в нее в первую очередь включают мероприятия по профилактике кариеса и его осложнений, затем – заболеваний пародонта и почти никогда – зубочелюстных аномалий. Такая последовательность соответствует распространенности различных видов стоматологической патологии у взрослого населения и не учитывает эпидемиологию у детей. По данным Виноградовой Т. Ф. у детей в возрасте трех лет по распространенности на первом месте – зубочелюстные аномалии, на втором – кариес. Около 90% детей в этом возрасте имеют отклонения в формировании прикуса, как морфологические, так и функциональные, причем в аппаратурном ортодонтическом лечении нуждаются 12%, остальным необходимы профилактические мероприятия (нормализация функций дыхания, сосания/ жевания, глотания и речи; устранение вредных привычек, нормализация положения ребенка во время сна и т. п.). В отличие от профилактики кариеса и заболеваний пародонта, большинство мер профилактики зубочелюстных аномалий может быть реализовано только в домашних условиях, основная нагрузка по их выполнению и ответственность за достижение результата ложится на родителей ребенка. По сути, речь идет о создании благоприятных условий для формирования зубочелюстной системы, устранению факторов риска развития патологии. Учитывая, что большинство родителей не обладают специальными знаниями, врачу для организации такой работы хотя бы с одним ребенком приходится проводить подробную беседу поочередно с двумя-тремя взрослыми членами его семьи. Суммарно это занимает больше одного часа времени, но не находит отражения в документах, учитывающих работу врача и, соответственно, не оплачивается.
|