Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIX век





Историческая наука в своеобразной социополитической и духовной ситуации в Европе в начале XIX века. Великая Французская революция и историческая наука: причины видимого краха просветительских идей и причины их продолжающегося влияния. Рост консервативных настроений в обществе и степень их влияния на развитие исторической науки. Торжество идеалистическо-романтической традиции в различных сферах европейской культуры: появление исторического романа как самостоятельного литературного жанра; значение творчества В. Скотта в формировании нового отношения к истории; романтизм в музыке, поэзии, живописи. Деятельность Я. Гримма и В. Гримма по собиранию памятников народной культуры и истории немецкого права. Идея «народного духа». Контуры просветительской и романтической парадигмы истории. Необходимость разграничения понятий «историческая наука» и «философско-историческая трактовка истории».

Причины роста интереса к средневековью. Становление медиевистики как науки и превращение ее в ведущую область исторического знания. Возникновение национальных историографий. Обновление представлений о содержании исторического процесса. Причины обращения к источникам и значение их в процессе превращения истории в науку. Начало публикации источников: «Monumenta Germaniae historica», «Неизданные документы, относящиеся к истории Франции». Значение дешифровки клинописи и иероглифической древнеегипетской письменности для обновления исторической науки в целом. Становление археологии как науки. Филологическая критика античных текстов Б. Нибуром. Превращение источниковедения в самостоятельный вид научного знания. Становление востоковедения как науки. Проблема целостности научного гуманитарного знания.

Обновление гносеологии исторического познания в начале ХIХ века. Проблема взаимоотношения рационализма и идеализма в познании истории. Релятивизм как принцип научного познания. Идеи И. Канта как источник философского релятивизма. Идеи В. Гумбольдта о сущности и способах познания всемирной истории. Эстетика И.В. Гёте и Ф. Шиллера. Рождение проблемы эмоционального познания истории. Идея «переживания» истории.

Обновление видения истории и способов историописания в творчестве Т. Карлейля (1795–1881). Теория «героев и толпы». Проблема оценки творчества Т. Карлейля как профессионального историка. Причины популярности идей Карлейля в европейской науке и общественном сознании ХIХ в. Роль романтической традиции в развитии проблем познания истории.

Становление школ и направлений в историографии как свидетельство процесса превращения истории в науку. Углубление представлений о предмете исторического исследования как необходимая предпосылка появления новых направлений исторического исследования. Различные варианты трактовки понятия «направления исторической науки»: гносеологическая трактовка, общественно-политическая, историографическая. Причины появления различных научных школ в рамках одного научного направления. Научная судьба различных школ и направлений в исторической науке. «Историческая школа права» в немецкой исторической науке (Г. Гуго, К.-Ф. Савиньи, К.-Ф. Эйхгорн). «Нарративная школа» в немецкой исторической науке (Ф. Рис, Г. Луден, Ф. фон Раумер, Г. Лео). «Живописующая школа» во Франции.

Л. фон Ранке (1795–1886) и значение его творчества в развитии историописания. Невозможность объяснения истории исторической науки с позиций «распределения» историков на школы и направления. Выдающиеся историки как самостоятельные фигуры в истории исторической науки. Понимание Ранке содержания исторического процесса. Новые подходы в трактовке проблемы природы исторического знания: историк и его эпоха, проблема объективности и субъективности в историческом познании. Выделение роли источника, начало классификации источников. Семинары Ранке. «Век Ранке».

Причины сохранения просветительской традиции историописания в послереволюционной Франции. Влияние потребностей общественного сознания на сохранение и обновление традиции историописания. Историческая публицистика и научное историописание. Творчество Сисмонди как яркий пример синтеза просветительской и постпросветительской традиции в историописании.

Необходимость обращения к национальной истории. Создание «Школы хартий». Начало издания «Библиотеки «Школы хартий». Французская медиевистика между рационалистической и романтической традицией. Причины интереса к проблеме перехода от античности к феодализму. О. Тьерри (1795–1856) и становление социальной истории во французской историографии. Ф. Гизо (1787–1874) и его роль в развитии французской и мировой историографии. Становление профессиональной историографии – Ж. Мишле (1798–1874) и Ф. Минье (1796–1784).

Научная и организаторская деятельность Г. Моно (1844–1912). Начало издания научного исторического журнала. Роль научных журналов в превращении исторической науки в единый мировой историографический процесс. Начало профессиональной подготовки историков в учебных заведениях Франции.

А. д` Токвиль (1805–1859) и его концепция Французской революции. Работа «Старый порядок и революция». Причины, превратившие идеи Токвиля в важнейший фактор кризиса просветительского подхода к истории.

Угасание просветительской традиции в Германии и Англии в первой половине ХIХ века. Необходимость переосмысления роли просветительской традиции в европейской исторической науке. Т.Б. Маколей (1800–1859).Причины успеха труда Маколея «История Англии от вступления на престол Якова II» и других работ историка. Место творческого наследия Маколея в истории исторической науки. Проблема соотнесенности политических и научных позиций историка. Дж. Бр. О` Брайен (1803–1864) как историк Французской революции и как политик. Дж. Рассел. «Очерки истории английского правительства и конституции».

Гейдельбергская школа историков как пример сохранения просветительской традиции в Германии. Г. Гервинус. Ф.-Х. Шлоссер. В. Циммерман. Проблема роли и места источника в исследовании и трактовке истории.

Позитивизм и его роль в обновлении процесса изучения истории. Критика основ традиционной метафизики в творчестве О. Конта (1798–1857). Новые представления о природе научного знания и его предназначении. Происхождение термина «позитивизм». Утверждение идеи безграничности научного познания и его ограничение рамками позитивизма. Критика философско-исторического подхода к истории. Место социологии в системе наук с позиций позитивизма. Социологический подход к истории. Позитивистский и социологический подходы в их взаимоотношении.

Обновление историописания в рамках позитивистского видения научного знания: расширение географических, хронологических и качественных характеристик исторического процесса. Работа У. Джонса и Г. Коулбрука по собиранию, прочтению и переводу памятников древней и средневековой Индии. Возникновение востоковедения как науки. Становление специальных исторических дисциплин и самостоятельных наук, сформировавшихся на почве истории: социологии, политологии, политической экономии, демографии, исторической хронологии, нумизматики, геральдики, дипломатики, палеографии и др. Предпосылки дальнейшего роста числа наук, положительные и негативные стороны этого процесса.

Историческое познание с позиций позитивизма. Место истории среди других наук с позиций позитивизма. Превращение проблемы объективности и достоверности научного знания в центральную проблему историописания – важнейшее условие перехода историописания на уровень научного знания. Возвышение роли источника в историческом исследовании как главного условия достоверности. История и естествознание с позиций позитивизма.

Достижения позитивизма во французской исторической науке. Причины роста популярности позитивистских идей в исторической науке второй половины ХIХ в. Взгляды Г. Моно на задачи и способы историописания как пример синтеза просветительского и позитивистского подходов к истории. Новые возможности в изучении традиционной для французской историографии романо-германской проблемы происхождения феодализма. Творчество Н.Д. Фюстель д`Куланжа (1830–1889) в области изучения поздней античности и раннего средневековья: расширение источниковой базы; критический анализ предшественников; идея синтезного пути формирования феодализма. Трактовка феодализма как политико-правовой системы. Идея аграрного переворота. Политика и наука в творчестве Фюстель д` Куланжа. Развитие идей Фюстель `д Куланжа в творчестве Ж.Ж. Флакка (1846–1918): расширение понятия «исторический источник», углубление трактовки социальных связей эпохи феодализма.

Изучение экономической истории средневековья в творчестве Ж. Авенеля и А. Сэ. Достижения и проблемы «экономизма» в исторической науке.

Обновление подходов к изучению истории в творчестве И. Тэна (1828–1893). Область научных интересов И. Тэна и место истории в его творчестве. Причины признания профессиональными историками его труда «Происхождение современной Франции». Психологизация истории с позиций позитивизма.

Основные достижения немецкой позитивистской исторической науки. Причины утверждения позитивистского подхода к истории в немецкой исторической науке. Ранкеанская традиция в ее взаимоотношении с позитивизмом. Распространение системы семинаров в университетах Германии. Взгляды Г. Маурера (1790–1872) на задачи историописания и возможность соотнесения их с позитивистским подходом к истории. Общинная теория Маурера. Проблема взаимоотношения общины и власти, общины и вотчины. Изучение общины с позиций аграрной истории и истории права. Проблема консерватизма политического и консерватизма научного в изучении истории исторической науки.

Г. Вайц (1813–1886) и обновление ранкеанской традиции в немецкой медиевистике. «История германских государственных учреждений». Развитие методов исторического доказательства. О. Гирке (1841–1921). Периодизация истории общины. Идея континуитета в истории.

Возникновение исторической политической экономии. В. Гильдебранд (1812–1878). Периодизация истории народного хозяйства. Расширение экономической проблематики в немецкой исторической науке. Г. Шмоллер (1838–1917). Постановка проблемы формирования капитализма в Германии.

Классическая вотчинная теория. Возможности сопоставления общинной и вотчинной теории. К.-Т. Инама-Штернегг (1843–1908). Расширение источниковой базы. Постановка проблемы соподчинения общины и виллы в эпоху раннего средневеквовья. Соподчинение виллы и вотчины. Значение вотчинной теории в изучении экономической истории Германии. К. Бюхер (1847–1930): изучение вотчины и новая периодизация истории хозяйства в Германии. Развитие вотчинной теории в творчестве К. Лампрехта (1856–1915). Дальнейшее расширение источниковой базы. Проблема места общины в немецкой истории. Проблема взаимоотношения вотчины и города. Проблема многообразия форм вотчины.

Проблема взаимоотношения истории и политики в немецкой исторической науке ХIХ в. Малогерманская и великогерманская школы в немецкой исторической науке. Г. Зибель (1817–1895). Начало издания журнала «Historische Zeitschrift». Трактовка политической истории средневекового немецкого государства. Полемика Г. Зибеля и Ю. Фиккера по вопросу о происхождении немецкого государства. И.Г. Дройзен (1808–1884) как историк эллинизма и как историк немецкого государства.

Новые тенденции в изучении истории культуры. Я. Буркхардт (1818–1897) как историк античной культуры и культуры эпохи Возрождения. Возможности соотнесения взглядов Я. Буркхардта с позитивистским направлением в историографии.

Английская историческая наука эпохи позитивизма. Английская историческая наука как часть мирового историографического знания. Создание Public record office – главного публичного архива страны. Начало публикации источников. Селденское общество («Selden Society») и общества имени Кемдена («Camden Society»). Начало издания журнала «English Historical Review». Организация семинаров в Оксфорде и Кембридже. Роль английской науки в развитии позитивизма как теоретического фундамента научного знания. Дж. Стюарт Милль и Г. Спенсер. Философия утилитаризма И. Бентама.

Творчество Г.Т. Бокля (1861–1862) как пример синтеза просветительского и позитивистского подходов к истории. Идея цивилизации всемирной и цивилизации европейской. Идея прогресса и идея научности историописания в их взаимоотношении.

Обновление подходов в анализе и трактовке политической истории в творчестве Э. Фримена (1823–1892). Политика и наука во взглядах Э. Фримена. Новое в анализе раннего средневековья.

Английский вариант романо-германской проблемы. Ф. Пэлгрев (1788–1861) и начало изучения английского средневекового права и государства. Проблема кельтского наследия, англо-саксонского обновления и нормандского завоевания в трактовке Ф. Пэлгрева. Германизм Дж. Кембла (1807–1857). У. Стеббс (1825–1901). «Конституционная история Англии». Трактовка У. Стеббсом позитивизма как научного направления. Публикация источников.

Возникновение экономических теорий в английской науке. Д. Рикардо и теория трудовой стоимости. Т. Тук. «История цен и денежного обращения». Возникновение экономической истории как нового направления английской и мировой исторической науки. Т. Роджерс (1823–1890) как один из основоположников экономической интерпретации истории. Манориальная теория. Т. Роджерс как историк средневековй городской и сельской экономики. «История сельского хозяйства и цен в Англии». У. Дж. Эшли (1860–1927) и создание экономической теории исторического процесса. Экономическая история города. Идея аграрной революции в становлении капитализма. Проблема роли теории в анализе исторического процесса с позитивистских позиций.

Всемирная история с позиций позитивизма. К. Маркс (1818–1883) как историк становления капитализма и как теоретик исторического процесса. У. Кеннингем (1849–1919). «Западная цивилизация с экономической точки зрения». Идея сопряженности экономической и социальной истории.

Социальная история в английской позитивистской исторической науке. Ф. Сибом (1833–1912). «Английская сельская община». Критика концепции Маурера. Идея континуитета в истории Англии. Ф. Сибом как историк манора и общины. Социальная история в творчестве А. Стопфорд-Грин (1847–1929). Анализ городского строя XIII –XIV вв.

Изучение европейской истории в российской исторической науке. Создание Академии наук и первых университетов в России. Их роль в становлении научного знания. Начало преподавания зарубежной истории в России. Т.Н. Грановский (1813–1855). Особенности восприятия немецкой и французской историографической традиции. Т.Н. Грановский как преподаватель всеобщей истории и общественный деятель. Научное творчество Т.Н. Грановского. П.Н. Кудрявцев (1816–1858). Преподавание и научная деятельность. Превращение медиевистики в ведущую область исторического знания в отечественной исторической науке.

Проблемы преподавания и научного исследования зарубежной истории в университетах России. С.В. Ешевский (1829–1865). «Аполинарий Сидоний. Эпизод из литературной и политической истории Галлии V века». Социальная история позднего Рима в творчестве С.В Ешевского. В.В. Бауэр (1833–1884). Трактовка проблемы перехода от античности к средневековью. Трактовка Реформации.

Зарождение позитивистского направления в российской исторической науке. Н.А. Осокин (1849–1895). Исследование экономической и религиозной истории Италии и южной Франции. Ф.Я. Фортинский (1846–1902). Исследование роли славянских городов в истории Ганзы. Проблема оценки политических и научных позиций ученого в их соотнесенности. М.Н. Петров (1826–1897) как историк Реформации и крестьянской войны в Германии. Начало изучения зарубежной исторической науки как самостоятельного объекта исследования.

Рост уровня подготовки специалистов по проблемам всеобщей истории в университетах России. Общественная и педагогическая деятельность М.М. Стасюлевича (1826–1911). И.В. Лучицкий (1845–1918). Исследования по истории религиозной жизни Франции и истории средневекового французского крестьянства. Постановка проблемы задач и способов историописания. Позитивизм и его критика во взглядах И.В. Лучицкого. В.И. Герье (1837–1919). Исторические взгляды В.И. Герье в их соотнесенности с позитивизмом и неокантианством. Начало изучения католичества как феномена европейской истории. «Школа Герье».

М. М. Ковалевский (1851–1916) как самостоятельная фигура европейской исторической науки. Проблемы всеобщей истории в творчестве М.М. Ковалевского. Изучение истории права. Изучение истории общины. Значение труда «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» в развитии европейской исторической науки.

П.Г. Виноградов (1854–1916). Формирование сферы научных интересов. Работа в российских университетах и в Оксфорде. Исследование манора и общины. Критика концепции Ф. Сибома. Метод юридического анализа. Проблема национального своеобразия российской исторической науки.

 

Библиографический список,

Date: 2015-07-23; view: 462; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию