Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек в экстремальных условиях





В процессе эволюции у человека выработались приспособления к определенным условиям гравитации, магнитного поля, излучений, климата (освещенности, влажности и др.), высоты над уровнем моря. Попадая в экстремальные условия, человек может адаптироваться к ним до определенных пределов. Закон оптимума применим также к виду Ноmо sарiens.

Экстремальные условия — крайние, опасные условия среды, к ко­торым организм не имеет должных адаптации.Так, отклонения от давления, характерного для уровня моря, из­менения парциального давления газов, участвующих в дыхании, высо­кий или низкий уровень солнечной радиации, отсутствие гравитации вызывают развитие ряда адаптивных признаков. В условиях невесомо­сти организм человека приспосабливается к отсутствию гравитации, гидростатического давления крови.

Длительность пребывания в космосе зависит от возможности адаптации к невесомости.

Для человека, как и для каждого вида живых существ, характер­ны адаптации к определенным оптимальным условиям.

Стресс и адаптации. В течение сравнительно короткого отрезка своей истории человечество прошло через периоды рабства, крепост­ного права, мировых войн, но при этом не деградировало, продемонст­рировав высокую эффективность адаптации к экстремальным ситуа­циям. Конечно, цена такой адаптации неоправданно высока, но факты неизбежно приводят к заключению, что организм обладает достаточно эффективными механизмами, которые ограничивают стресс-реакцию и предупреждают повреждения организма.

Адаптация включает две цепи явлений: увеличения функции сис­темы и стресс-реакции.

Чрезмерная стресс-реакция может способствовать возникнове­нию тяжелых неинфекционных заболеваний, которые современная медицина еще не умеет предотвращать.

Стрессовые, условия ~ все условия жизни людей, вызывающие отрицательные эмоции и определенное напряжение некоторых или всех систем органов человека (страх, холод, голод, скученность, не­уверенность в своем будущем и т.д.).

Отрицательные реакции - нарушения уравновешенных физиоло­гических или психологических процессов, приводящие к физическим пли психическим заболеваниям.

Адаптация человека к стрессовым ситуациям - процесс, в ре­зультате которого организм постепенно приобретает отсутствующую ранее устойчивость к определенным факторам среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее не совместимых с жиз­нью, и решать задачи, ранее неразрешимые.

Стресс-реакция - открытая канадским биологом Г.Селье реак­ция, обозначенная им как «общий адаптивный синдром», не просто мобилизует ресурсы и вещества организма, но и обеспечивает направ­ленную их передачу на решение новой жизненно важной задачи, вы­двинутой средой.

Адаптивные приспособления человеческого организма разнооб­разны и достаточно велики. Так, человеческие сообщества успешно выживают в различных областях с температурой от —51 до +38 °С (Верхоянск и алжирский Судан). Многие исследователи считают кри­тической для человека температуру между +28 и +29,5 °С.

Вопросный план: Назывной план: Тезисный план:
1. Какие условия называют экстре-мальными? 1. Экстремальные условия. 1. Условия среды, к которым организм не имеет должных адаптаций.
2. Обладает ли организм механизми, ограничивающими стресс-реакцую? 2. Стресс и адаптации. 2. Организм обладает механизмами, которые ограничивают стресс-реакцию и предупреждают повреждения организма.
3. Чему может способствовать чрезмерная стресс-реакция? 3. Стресс-реакция. 3. Возникновению тяжёлых неинфекционных заболеваний может способствовать чрезмерная стресс-реакция
4. Что создает стрессовые условия? 4. Стрессовые условия. 4. Условия жизни людей, вызывающие отрицательные эмоции и определенное напряжение некоторых или всех систем органов человека.
5. Когда появляется адаптация человека к стрессовым ситуация? 5. Адаптация человека. 5. Постепенное приобретение организмом устойчивости к определенным факторам среды.
6. На что направлена стресс-реакция? 6. Стресс-реакция. 6. Стресс-реакция мобилизует ресурсы и вещества организма.

План-схема

Экстремальные условия

 

Стресс и адаптация   Стрессовые условия   Стресс-реакция

Задание 2. Прочитайте текст.

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание, по Н.Ф. Реймерсу (1992 г.), достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения.

Впервые общество по охране природы в Казахстане было органи­зовано в 1958 г. под названием «Друзья лесов и садов», которое в 1962 г. преобразовано в «Общество по охране природы Республики Казах­стан». 16 июня 1962 г. был издан Указ «Об охране природы Казахста­на». 18 июня 1991 г. - вышел Закон «Об охране окружающей природ­ной среды в Казахской ССР». В 1991 г. в Республике образован Госу­дарственный комитет по экологии и использованию природных ресур­сов. В 1997 г. вышел новый Закон «Об охране окружающей среды». В 1991 г. выпускаются газеты «Атамекен» на казахском языке, «Экокурьер» на русском языке, с 2000 г. газета «Табигат».

Основные цели экологического воспитания в современных усло­виях, провозглашенные в самых различных манифестациях, кодексах, сводах и т.д., могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, поняты и признаны всеми:

- Всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек ответственен за все живое;

- Природа - была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Основой взаимоотношения с природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;

- Чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;

- Призрак экологического кризиса стал грозной явью; оказы­вает на природную среду недопустимое по масштабам дестабилизи­рующее воздействие;

- Если все оставить гак, как есть (или слегка модернизиро­вать), то «уже скоро - спустя всего лишь 20 - 50 лет, Земля ответит одуревшему человечеству неотразимым ударом за уничтожение»;

- Сложившийся в массовом сознании в течении многих лег ан­тропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира - эксцентрическим;

- люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно к отказу от перепотребления (для развитых стран), от установки на многодет­ную семью (для развивающих стран) и от экологической безответ­ственности и вседозволенности.

Экологическое воспитание должно базироваться на осознании того, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Успех в решении глобальной экологической проблемы за­висит от переоценки ценностей и смены «приоритетов», а также в планировании численности населения, неустанной практической рабо­те по реализации направлений охраны окружающей природной среды. Однако одного только экологического мышления при решении приро­доохранных работ будет мало, если оно не опирается на прочную эко­номическую основу. Т.е. при осуществлении концепции экологически устойчивого развития, экология должна развиваться наряду с эконо­микой с людьми, у которых сформировано экологическое сознание.

Высшей стадией экологизации сознания является экологическая культура, под которой понимают весь комплекс навыков бытия в кон­такте с окружающей природной средой. Все большое число ученых и специалистов склоняются к мнению, что преодоление экологического кризиса на основе экологической культуры - совместном гармониче­ском развитии природы и человека, отношении к природе не только как к материальной, но и как к духовной ценности. Российские уче­ные В.И. Данилов-Данильян и К.С.Лосев (1996 г.) утверждают, что человеку надо думать не об управлении эволюцией, а об управлении самим собой - т.е. следованию законам Природы. Человек должен осознавать свою роль в биосфере как один из видов, который, как и все остальные, обязан подчиняться законам развития биосферы.

Мировое сообщество не может существовать без экологической культуры, поскольку без нее трудно рассчитывать на выживание чело­вечества в условиях экологического кризиса. Именно поэтому одним из ведущих международных проектов ООН в области культуры, науки и образования является программа «Экологическая культура». Прави­ла «не повреди» и думать «глобально, действовать локально» обяза­тельны для всех людей (Реймерс, 1992 г.). Во имя жизни на земле че­ловечеству предстоит возродить, сберечь и развивать все основные ценности экологической культуры.

В настоящее время Республика Казахстан участвует в междуна­родных проектах по охране окружающей природной среды. С 1995 г. Казахстан подписал межгосударственные соглашения с США, Израи­лем, Грузией, Киргизией, Узбекистаном; участвует в региональной комплексной программе бассейна Аральского и Каспийского морей при поддержке Всемирного Банка, ПРООН, ЮНЕП; проектах при со­действии ТАСИС; «Сточные воды Казахстана», «Питьевая вода», На­циональном плане действий по охране окружающей среды для устой­чивого развития. Выполняются научные исследования и экологиче­ский мониторинг всех регионов Казахстана, успешно внедряется ин­формационно-просветительская деятельность, экологическое образо­вание и воспитание, общественное экологическое движение.

2.1. Определите тему текста и выделите в нём элементы композиционной структуры.

2.2. Ознакомьтесь со сложным планом текста. Проанализируйте его.

2.3. Трансформируйте предложенный вам сложный план в назывной и вопросный план:.

Сложный план: Назывной план: Вопросный план:
1. История экологического воспитания в Казахстане. 2. Постулаты экологического воспитания: а) ответственность человека за все живое; б) основа взаимоотношения с природой; в) разнообразие биосферы; г) призрак экологического кризиса; д) новое видение мира; е) радикальное изменение системы ценностей и поведения; 3. База экологического воспитания. 4. Экологическая культура. II. Основные цели экологического воспитания. III. Участие РК в международных проектах по охране окружающей среды. I. Экологическое воспитание.    

Задание 3. Прочитайте текст и сформулируйте основную мысль текста. Составьте сложный план и тезисы текста.

Экологическое планирование - это расчет по принципу составле­ния межотраслевого баланса потенциально возможного изъятия (или иной эксплуатации) природных ресурсов или территорий без заметно­го нарушения существующего экологического равновесия и без нане­сения ущерба одной хозяйственной отраслью другим в случае совме­стного использования ими естественных благ. В основе экологическо­го планирования лежит определение вариантов возможного использо­вания природных благ (природных ресурсов и условий) путем сопос­тавления природных предпосылок развития хозяйства и его ограниче­ний на данной территории для каждого вида хозяйственной деятельно­сти (промышленный, транспортный, рекреационный, сельскохозяйст­венный и др.).

Основные принципы экологического планирования заключаются в следующем:

1. Плановое использование отдельных ресурсов не должно пре­вышать возможностей воспроизводства возобновимых ресурсов ре­гиона в том же количестве и качестве (например, годичного прироста древесины в случае использования лесных ресурсов).

2. Эксплуатация отдельного ресурса не должна приводить к зна­чительному уменьшению количества и ухудшению качества других ресурсов, взаимосвязанных с первым (например, изменение стока под влиянием вырубки, рекреационных свойств местности и т.п.). С точки зрения пользователей ресурсов необходимо согласование хозяйствен­ных интересов (антимонопольные требования).

3. Общая антропогенная нагрузка на ресурсы не должна превы­шать предела устойчивости природной среды (восстановительных способностей), таким образом общая ресурсная эффективность регио­на не должна снижаться.

4. Должна быть обоснована целесообразность в соотношении краткосрочных и потенциальных выгод использования ресурсов региона (например, увеличение доли пашни в сельскохозяйственных угодьях может дать кратковременный эффект, последствия ко­торого приведут к снижению урожайности, усилению эрозии почвы, что в конечном итоге приведет к значительному экономиче­скому ущербу и долговременному нарушению экологического равно­весия в регионе).

5. Формы природопользования наряду с отражением социально-экономических потребностей общества должны учитывать природную специфику региона, что обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие в условиях имеющихся экологических огра­ничений.

Экологическое планирование основано на точном учете природно-ресурсного потенциала и слагается из следующих этапов:

- инвентаризация естественных ресурсов;

- моделирование природно-ресурсного потенциала региона;

- территориально-экологическое планирование;

- социально-экономические оценки и расчеты.

Таким образом, экологическое планирование - это этап в разви­тии взаимоотношений Природы и Общества, который сменил период неконтролируемого взаимодействия биосферы и человека.

Date: 2015-07-22; view: 2409; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию