Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. 1. Текст(от лат. Textus – ткань, сплетение, соединение) – это ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по





1. Текст(от лат. textus – ткань, сплетение, соединение) – это ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств: высказываний, сложных синтаксических целых, фрагментов, разделов и т.д.; порядка предложений, порядка слов в предложениях, интонации, особых графических средств – подчеркивание, шрифтовые выделения, пунктуация (для письменных текстов).

2. Основнымисвойствами научного текста считаются связность, цельность и логичность.

Научной речи свойственно именно «подчеркнутая логичность» - одна из главных её черт. Весь строй речи направлен на то, чтобы выразить логику изложения. Этому служат специальные языковые и речевые средства и в лексике, и в синтаксисе предложения, и в структуре текста.

Цельность (целостность) текста проявляется на уровне содержания (единство темы), функции (стилистическое единство) и формы (структурное единство). Целостность текста определяется наличием границ текста (начала и конца), завершенностью и связностью, которая проявляется в том, что все компоненты текста взаимосвязаны между собой.

Связность текста проявляется в объединении таких его аспектов, как содержание, оценка содержания, композиция содержания, а также связь предложений, абзацев.

При построении текста следует подбирать предложения с точки зрения целого высказывания, поскольку предложения вне высказывания не является коммуникативной единицей, так как не обладает смысловой полноценностью.

3. Средства организации научного текста

Смысловые отношения между частями информации. Средства организации связного текста
Установление тождества, близости субъекта действия или места действия он, этот, тот, такой, таков…; здесь, тут, там, туда, сюда, всюду, выше, ниже.
Причинно-следственные и условно-уступительные отношения между частями информации и, но; поэтому, отсюда, оттуда, тем самым, в результате; следовательно, значит, стало быть, в силу этого, ввиду этого, вследствие этого, в зависимости от того, благодаря этому, в связи с этим, в таком случае, в этом случае.
Присоединение и соединение частей информации и, также, при этом, вместе с тем; кроме того, сверх того, более того; кстати, между прочим.
Сопоставление и противопоставление частей информации и (все-таки), же; с одной стороны, наоборот, напротив, но, однако, а; не только, но и; зато, иначе, по иному так, точно так, совершенно так, так же; точно так, как; таким образом, таким путем, аналогично, следующим образом, тогда как, в противоположность этому.
Обобщение, вывод, итог предыдущей информации таким образом, итак, короче, короче говоря, вообще, словом, вообще говоря, следовательно, из этого.
Порядок перечисления информации во-первых, во-вторых, в третьих…, наконец.
Пояснение – иллюстрация, уточнение, выделение частного случая например; так, например; именно, только, даже, лишь, ведь, особенно, другими словами, иначе говоря, в частности, причем.
Оценка степени достоверности информации разумеется, конечно, безусловно, очевидно, действительно, в самом деле, видимо, несомненно.
Начало рассуждения, предстоящее действие, одновременность, повторяемость действия, завершение действия. в начале, сначала, прежде всего, в первую очередь; сейчас, теперь, предварительно, одновременно, в то же время, наряду с, только что, уже, ранее; опять, еще раз, снова, вновь, затем, позже, позднее, впоследствии, в дальнейшем, в последующем, впредь, в заключение, далее.
Связь с предыдущей и последующей информацией Как указывалось, как было показано, как указано выше, как упомянуто, как отмечалось, сообразно этому, соответственно этому, в соответствии с этим; последний, предыдущий, предшествующий, данный, искомый, соответствующий, вышеописанный, вышеуказанный, вышеприведенный, вышеупомянутый, выведенный, доказанный, заданный, заключенный, изложенный, найденный, описанный, определенный, построенный, приведенный, рассмотренный, сделанный, сформулированный, указанный, упомянутый, установленный, следующий, последующий, дальнейший, приводимый, разыскиваемый, рассматриваемый, требуемый, анализируемый, изучаемый.
Введение обобщающей информации Рассмотрим следующие случаи…, приведем пример…, продолжим рассмотрение…, выясним соотношение.

4. Тематическое единство текста.Оно выражаетсяв том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи (с темой высказывания) и с коммуникативной установкой (пишущего) – с задачей и основной мыслью высказывания.Обозначение темы нередко содержится в начальных предложениях.Тематическое единство текста находит выражение в заголовке.

5. Заголовок – один из существенных признаков текста, который связан с другим – завершенность текста, его концовка.

Заголовок (название) научного текста – это информативная единица, он отражает тему данного текста и должен соответствовать его содержанию. В зависимости от типовой структуры научных текстов (тексты о предметах, тексты о процессах, тексты о свойствах, тексты о связях и отношениях, тексты о человеке и его деятельности) можно выделить несколько типов заголовков:

о предметах, например: Экологический паспорт предприятия. Радиоактивные отходы Казахстана;

о процессах, например: Действие биотических факторов в популяциях. Круговорот воды;

о свойствах, например: Свойства почвы, важные для плодородия;.

о связях и отношениях, например: Экологическое воспитание и образование;

о человеке и его деятельности, например: Управление природопользованием.

6. Для научного сочинения характерна стройная композиция. В каждом тексте выделяется структурно-смысловые компоненты (части): заголовок, введение, основная часть, заключение.

Введение (вводная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается выбор темы исследования, описываются методы, используемые в процессе исследования, формулируется цель работы.

При формулировании цели можно использовать такие стереотипы:

Цель работы -…раскрыть специфику;…выявить закономерности (выявление закономерностей);..создать типологию (создать типологии);.. объяснить явление;... описать функции;…разрабатывать модель (разработка моделей);…охарактеризовать систему; …обобщить факты;…систематизировать элементы (систематизация элементов).

Основная часть текста монографии (курсовой, дипломной работы) делится на главы в соответствии с задачами работы. В небольшой по объему статье части не выделяются, но каждая новая мысль оформляется в новый абзац.

Заключениеимеет форму выводов, соответствующих этапам исследования, либо форму краткого резюме.

7.Научный текст может быть сжато представлен в виде логической схемы:

Логическая схема научного текста Комментарий к схеме
 
 
 

 

Основной тезис – это утверждение, которое требует обоснования. Он включает в себя предмет речи (о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (что говорится об этом предмете). Аргументы – это основания тезиса; доказательства. Иллюстрации – примеры, подтверждающие теоретические положения. Вывод содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.

8. В тексте в зависимости от его величины можно выделить взаимообусловленные части - главы, разделы, сложное синтаксическое целое.

В письменной речи части текста выделяются графически. В устной речи они могут обозначаться более или менее значительными по длительности паузами. Каждая из названных частей (фрагментов текста), обладающая своей особой темой сохраняет смысловую самостоятельность и законченность при извлечении из текста. Минимальным текстом является сложное синтаксическое целое.

9. В организации текста важную роль играют наиболее часто используемые два способа связи, которые определяются как цепная и параллельная. Цепная связь - структурное сцепление предложений: непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем.

Основными средствами связи выступают лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.

Виды цепной связи

Примеры взаимосвязи предложений Способы связи
Каждый природный комплекс представляет собой уникальную экосистему. Для сравнения и описания экосистем необходимо их классифицировать и выделить определенные типы экосистем. Лексический повтор (Экосистему - экосистем)
Фотоавторы (растения и некоторые бактерии) используют в качестве источника энергии солнечный свет, а в качестве питательного материала - неорганические вещества, в основном углекислый газ и воду. В процессе жизнедеятельности в присутствии света они синтезируют органические вещества –углеводы и сахара (СНО)+О. Местоименная замена (неорганические вещества -они)
Автотрофные организмы способны создавать органические вещества из неорганических, используя энергию Солнца или энергию, освобождающуюся при химических реакциях. К ним относятся растения- единственные живые вещества, связывающие жизнь с космосом (продуценты). Синонимическая связь Автотрофные организмы-растения

Цепная связь – наиболее распространенный способ соединения предложений в тексте.

При параллельной связи структурная соотнесенность предложений выражается в их параллельном отношении, т.е. предложения не развиваются одно из другого, а каждое построено по типу предшествующего. Основные средства выражения параллельной связи – одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видовременная соотнесенность сказуемых, н апример: Осуществляется замена аналогового оборудования на цифровое. Развиваются услуги пользования сетью Интернет. В данных предложениях наблюдается параллелизм синтаксических конструкций.

Для связи предложений в тексте также используются лексические и морфологические средства, а также союзы, частицы, слова и словосочетания, выступающие в роли вводных, а также слова, приближающиеся к союзам (типа - прежде всего, сейчас, затем,поэтому, тогда, при этом и т.д.), прилагательные и причастия (типа – предыдущий, предшествующий, следующий, указанный, приведенный, описанный, данный, последний и т. д.), последние характерны для научной речи.

Третий вид связи между самостоятельными предложениями - присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению.

Основная литература

7 [80-89]; 8 [140-141, 224-225]; 10 [22-28]; 13 [77-84]; 14 [217-218, 220].

Дополнительная литература

17 [21-25, 30-40]; 26 [7-11].

Контрольные вопросы

1. Что такое текст? Как производится анализ научного текста?

2. Какие структурно-смысловые компоненты выделяются в тексте?

3. Какие можно выделить типы заголовков?

4. Какие виды и способы связи предложений в тексте вам известны (цепная, параллельная)?

5. В виде какой схемы может быть представлен научный текст?

Date: 2015-07-22; view: 1940; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию