Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Солженицын и действительность

Дмитрий Панин

Солженицын и действительность

 

Панин Дмитрий

Солженицын и действительность

 

Димитрий Панин

Солженицын и действительность

Париж, 1975.

КНИГИ ТОГО ЖЕ АВТОРА:

На русском языке:

Записки Сологдина, Франкфурт/М. 1973.

Вселенная глазами современного человека /в печати/

На французском языке:

Memoires de Sologdine, Flammarion, Paris,1975.

Le Monde oscillatoire, Regain, Monte-Carlo,1974. /Эту книгу можно заказать только у автора:

D.Panine, 5 allee du Bosquet, 92310 Sevres, France 40 FF и почтовые расходы по пересылке/

Quel chemin choisir /Готовится к печати/

На немецком языке:

Revolution in der UdSSR?, Schweizerisches Ost-Institut, Bern, 1974.

ВСТУПЛЕНИЕ

В 1973 году к моменту выхода по-русски моих "Записок Сологдина"* Солженицын находился ещё в вотчине "вождей"** СССР, и я счёл своим долгом во вступлении к этому изданию написать следующее: "С Александром Солженицыным мы находились в дружеских отношениях с 1947 по 1952 годы. По выходе из заключения виделись редко и расходились во взглядах". Солженицын был в стане врага, я в свободном мире. Поэтому двадцать страниц в моей книге, посвящённых Солженицыну, я заполнил только лучшим, что в те годы о нём можно было сказать. На странице 516 того же издания я специально подчеркнул ещё раз: "Наша четырёхлетняя жизнь под общим кровом, в теснейшем общении, окончилась. Дороги наши разошлись, по выходе на волю мы встречались редко и нерегулярно: я обиделся за искажение образа Сологдина, и чёрная кошка пробегала между нами."

* Франкфурт-на-Майне. 1973.

Я послужил прототипом для Сологдина в романе "В круге первом" Солженицына, поэтому решил от имени моего литературного двойника обратиться в моих "Записках" к читателю.

** Так Солженицын называет руководителей советского режима в "Письме вождям".

Действительность была несколько иной. Мои встречи и разговоры с Солженицыным после нашей реабилитации проходили на уровне сурового братства сталинских лагерей. Для меня он оставался бывшим заключённым. Я отдавал должное его литературному таланту, но с жёсткой прямолинейностью указывал на его ошибки. Правда, я всегда щадил его самолюбие и делал это только с глазу на глаз. По мере роста своей славы он становился всё нетерпимее к критике, но это не мешало мне продолжать ту же линию поведения. Я не всегда был прав: например, советовал ему печатать свои произведения на Западе под псевдонимом, как это сделал никому в ту пору неизвестный Андрей Синявский. Я не предугадал отзвук и влияние лагерной тематики, которая благодаря Солженицыну прорвалась в советскую литературу.

Критические замечания Солженицына к моим работам я принял с благодарностью.

По приезде в 1972 году на Запад я всеми силами защищал Солженицына, так как помнил, что он за железным занавесом и не может пока говорить в полную силу. Во время многочисленных лекций, встреч, бесед, в интервью, я отстаивал его позицию борца, всячески выделял его хорошие качества. Когда солдат воюет, о его недостатках говорить не принято.

Теперь он в полной безопасности, в зените славы, окружён почётом и уважением; он сам защитит свои убеждения.

Сразу после приезда Солженицына в 1974 году на Запад я написал ему несколько писем и ответил на его письма, так как считал себя обязанным его предупредить. Но мой долг также защитить истину и людей от опасности вредных ошибочных предложений, доктрин, теорий, от кого бы они ни исходили.

Солженицын остаётся для меня одним из больших современных писателей. Я чту его десятилетнее единоборство с режимом и считаю "Архипелаг ГУЛАГ" подлинным свидетель-ством о преступлениях Ленина и его последователей, грозным предупреждением Западу. "Нобелевская лекция по литературе 1970 года" вызывает восхищение. Солженицын в ней рассматривает знакомую ему сферу литературы и искусства и преисполнен скромности и сочувствия к людям, когда касается остальных вопросов, в которых не считает себя экспертом. В этом был залог успеха лекции и её влияние на людей различных слоёв общества.

Публицистика Солженицына, которую я подвергаю критике в этой книге, занимает ничтожный объём в его творчестве и не умаляет значения этого большого писателя.

Глава 1. "ПИСЬМО ВОЖДЯМ СОВЕТСКОГО СОЮЗА"*

1. "Хрущёвское чудо"

"Мои предложения были выдвинуты, разумеется, с весьма малой надеждой, однако же не нулевой. Основание для надежды подаёт, хотя бы "хрущёвское чудо" 1955-1956 годов - непредсказанное невероятное чудо роспуска миллионов заключённых, соединённое с оборванными начатками человеческого законодательства... Этот порыв деятельности Хрущёва перехлестнул необходимые ему политические шаги, был несомненным сердечным движением... " /6/.

Солженицын, видимо, недопонимает причин событий, на которые ссылается. В действительности, с 1952 по 1955 годы, по лагерям прокатилась волна восстаний. Во многих местах** шли настоящие сражения, власти пустили в ход танки. Режим не мог больше заставить работать 15 миллионов заключённых, около каждого лагеря следовало держать дивизию солдат; даже Сталин не мог себе позволить такую роскошь. Именно поэтому население Архипелага сократилось к 1957 году примерно в 10 раз. С 1917 по 1957 годы в государстве "рабочих и крестьян" жилищное строительство велось только для класса партийных бюрократов и высшей прослойки угнетателей. Появление на воле 13 миллионов вчерашних заключённых потребовало решить вопрос об их пенсиях и расселении.

* ИМКА - пресс, Париж, 1974. Страницы указаны после цитат в скобках.

** Экибастуз, Норильск, Джезказган, Чибию, Оркутан, и другие.

Одновременно в своей борьбе за власть Хрущёв был вынужден пойти на частичное разоблачение Сталина. Каждый шаг Хрущёва зависел от разных обстоятельств; в первую очередь, от грозного давления миллионов после смерти Сталина на "вождей". В личной борьбе за власть Хрущёв обязан был считаться с требованиями класса партийных бюрократов. Таким образом, весь агитационный шум о либерализме Хрущёва построен на обмане.

"Несомненное сердечное движение" Хрущёва вылилось в яростные гонения на религию. Именно в его правление было закрыто более 10 000 церквей и почти все монастыри. Церковь была взорвана изнутри введением "двадцаток": двадцать светских представителей назначались отныне государством для управления приходом.

"Сердечный" Хрущёв повелел вырезать всех коров, принадлежащих населению в пригородах. В колхозах и совхозах он резко сократил индивидуальные пастбища, а тем самым заготовки сена на зиму и вынудил колхозников тоже резать скот, который теперь нечем было кормить. По велению сердца он катастрофически сократил приусадебные участки колхозников и замучил их бессмысленными посадками кукурузы. Правда, народ не остался в долгу и окрестил его "кукурузником".

Преступления Хрущёва перед народом на этом не остановились. Он наложил огромную контрибуцию на колхозы, обязав их оплатить стоимость сельскохозяйственных машин в машинно-тракторных станциях. Авантюрой было призвать к освоению целинных земель в Казахстане, вместо того, чтобы прежде всего использовать пустующую под боком землю. Хрущёв прекратил выплату по займам и, уничтожив саму надежду на погашение облигаций, ограбил население на астрономическую сумму. Это он провёл тяжёлую для населения денежную реформу, вызвавшую резкое повышение цен на предметы первой необходимости. Начавшееся народное возмущение в Новочеркасске, Темир-Тау, Караганде, Якутске и других городах было потоплено в крови.

Закон Хрущёва о "тунеядцах" позволил устроить расправу над неугодными режиму людьми свободных профессий - писателями, поэтами, художниками, не принятыми в официальные ассоциации: их выселяли из городов в особые лагеря.

По указу Хрущёва государство отобрало множество домов у частных застройщиков, требуя у них задним числом квитанции на использованные строительные материалы.

Народные деньги щедро пошли на содержание 108 совнархозов, удвоенное число областных комитетов партии и политотделов. Миллиарды выбрасывались на организацию международных авантюр на Кубе, в Индонезии, в Китае...

Законы против заключённых Хрущёва были гораздо хуже сталинских. Статья 77-1 дала права лагерному начальству производить расстрелы заключённых за такие преступления, как, например, надпись на лбу /"раб Хрущёва", "раб КПСС"/ и за избиение доносчиков, которым были даны невиданные права. Режим голода, холода, истязаний в тюрьмах был узаконен Хрущёвым. Именно он ввёл массовое насильственное помещение несогласных с режимом в психиатрические застенки.

Новатор Хрущёв активно поддерживал чудовищное невежество Лысенко, изгнавшего генетику из биологии, и одновременно этот "вождь" решил закрыть Академию Наук.

Вот почему народ ненавидит Хрущёва никак не меньше, чем Сталина. На Западе не случайно распространяется мнение о либеральной эре Хрущёва, который покончил со сталинизмом.

Но искусственно создаваемые заблуждения западных людей не простительны тому, кто испытал на себе советский режим.

2. Челобитная

Солженицын напоминает челобитчика, который обращается к злому барину с крайне неприятной просьбой и при этом обнадёживает себя и своих близких, что, авось, "кривая вывезет", и властелин спьяну решит в его пользу.

На Руси ценили ходоков, коль скоро они старались для сельского мира и действовали с его согласия и решения, но были равнодушны и насмешливы к челобитчикам, старавшимся для себя и защищающим чуждые и ненужные односельчанам вопросы.

В СССР челобитная переменила своё название на индивидуальное заявление. Это наиболее удобная форма взаимоотношений населения с режимом угнетения. Коллективные заявления преследуются режимом, тогда как заявления одиночек способствуют разъединению людей, внушают смутные надежды, уводят от активной борьбы.

В сталинские времена простительно было писание заявлений семьями заключённых "отцу народов" со смутной надеждой на освобождение своих родных. В среде заключённых такое занятие порицалось и высмеивалось. К письму Солженицына следует относиться как к индивидуальному заявлению, учитывая все его последствия.

Признавая воображаемый феномен Хрущёвского чуда, Солженицын считает, что "запретить себе допущение, что нечто подобное может и повториться, значит полностью захлопнуть надежду на мирную эволюцию нашей страны" /6/.

Любая эволюция достижима только в ходе борьбы, часто ожесточённой. Под увеличитель-ным стеклом исследователя история великих и малых реформ всегда обнаруживает борьбу и столкновение противоположных интересов. Ставка на чудо, исходящее от лидеров класса советских партийных бюрократов, не заслуживает внимания. Классу партийных бюрократов нужно любой ценой удержать власть в своих руках, а не отказываться от привилегий во имя интересов народа.

3. Война между Китаем и СССР

Солженицын считает, что "первая причина нависающей войны, причина гораздо более острая, главная и безвыходная - идеологическая" /15/ и даёт следующую рекомендацию вождям: "Отдайте им /то есть китайцам -ДП/ эту идеологию. " /16/ Рекомендация довольно странная, ибо лидеры Пекина имеют уже в своём распоряжении идеологию марксизма - ленинизма. Руководители Китая будут только рады, если Кремль перестанет исповедывать марксистскую идеологию, что позволит им окончательно заклеймить буржуями советских реформистов-предателей. Таким образом отказ Кремля от идеологии не ослабит, а усилит давление Пекина на режим Кремля и укрепит китайское влияние в коммунистических партиях остальных стран.

"И 60 миллионов наших соотечественников дадут себя убить за то, что именно на 533 странице ленинского тома написана заветная истина, а не на 355-ой, как утверждает наш противник?" /15/, спрашивает Солженицын.

Ошибка думать, что война разгорится из-за теоретических разногласий. И для Кремля и для Пекина идеология - удобный метод угнетения и обмана народов, оправдание террора и агрессии. Кремль и Пекин находятся в ссоре не из-за разного понимания 533-ей и 355-ой страниц. Кремль хочет хозяйничать в Китае, как он это делает в странах-саттелитах. Пекин в свою очередь не прочь похозяйничать в СССР. Будь коммунистическая Чехословакия так же сильна, как Китай, ради своей независимости она восстала бы против Кремля, несмотря на одинаковую с ним идеологию. Ссора Пекина и Кремля - это борьба каждого из них за господство. Открыто или в душе руководители Китая и СССР одинаково смеются над "передовым учением". Как только им будет удобно, они без советов Солженицына для виду припрячут передовую идеологию и выставят национальные знамена, с тем, чтобы в нужный момент снова её вытащить, и отнюдь не потому, что в неё верят, а потому что она оправдывает их режим, их власть.

"Динамичное давление миллиардного Китая на до сих пор не освоенные наши сибирские земли"... /15/ по мнению Солженицына - вторая причина войны между Китаем и СССР. Эта мысль уже была высказана Амальриком, вероятно под влиянием Орвелла. С бОльшим основанием можно предположить, что движение китайцев произойдёт в сторону южных морей и океанов: в почти не заселённые и слабовооружённые Австралию и Новую Зеландию, равно как на Филиппины, в Индонезию, Индию, Индокитай, Африку, Южную Америку. Зачем китайцам стремиться захватить Сибирь, где 55% территории под вечной мерзлотой? 3ачем им лезть через границы, которые охраняет вооружённая до зубов армия, и вторгаться в страну, располагающую мощным атомным оружием? Довод о том, что Сибирь пустая, а Индия или Филиппины густо заселены не убедителен для класса партийных бюрократов. Они освоили в массовых масштабах технику превращения населённых областей в пустыни.

В свою очередь, Кремль сам не ввяжется в войну с Китаем. Он будет терпеливо плести свои сети и ждать изменения политической обстановки в Китае, с тем, чтобы поладить с ним или подчинить его себе без крупного кровопролития, а воспользовавшись внутренней смутой.

При современном состоянии западного мира гораздо вероятнее оккупация Европы советскими танками. Пока что препятствием служит атомный щит США. Война на Ближнем Востоке под видом арабско-израильских столкновений тоже гораздо более эффективна для Кремля. Она позволила бы СССР завладеть Суэцким каналом и всей арабской, а затем иранской нефтью. На сегодня заслоном служит независимый Израиль. Возможен также захват под разными предлогами африканских и южноамериканских стран.

Давно уже пришло время сделать окончательный вывод: государства с коммунистическим режимом будут всегда стремиться подчинить себе остальные страны всего мира. Такова основа их существования. Главная задача: устранить от власти класс партийных бюрократов во всех тоталитарных странах. Идеология неотъемлема от класса. Класс партийных бюрократов пришёл с ней к власти, и идеология исчезнет только с ним.

Опасность вторжения красных китайцев в СССР возможна лишь в случае, если болезненно затянется замена класса партийных бюрократов подлинными представителями народа. Перспектива единой империалистической державы на территории КНР и СССР означала бы всеобщее порабощение. Поэтому можно надеяться, что у США, объединённой Европы, Японии, будущего правительства России, а также у других стран хватит решимости заявить совместный ультиматум. Ради спасения своих детей свободный мир, я надеюсь, не пойдёт на самоубийство и без войны освободит человечество от кошмара тоталитаризма, а многострадальный китайский народ от безысходного рабства.

4. Игра в товарищи

"И это письмо я пишу в предположении, что такой же преимущественной заботе подчинены и вы, что вы не чужды своему происхождению, отцам, дедам, прадедам и родным просторам, что вы - не безнациональны"* /7/.

"Я думаю даже и вы не способны взять на себя такую ужасную ответственность!" /14/**

"Национальным руководителям России... опираться на патриотизм"... /38/... "наше русское!" /39/

"Если вы всем сердцем принадлежите к нему /к народу - ДП/ - для вас и колебаний не должно быть!" /49/

Я читал эти заклинания Солженицына и твердо был уверен, что его ирония в отношении руководите-лей Кремля будет раскрыта им самим. Я - ждал разоблачения этой шутки, написанной по правилам игры, придуманной при деятельном участии Солженицына в нашем маленьком микробратстве на каторге. В те времена /1947 - 1952/ среди заключённых ещё попадались правоверные марксисты и корчившие из себя прямых сталинистов. Разговаривать с ними было опасно, так как большинство несло службу доносчиков. Коротая время, мы задавали такому марксисту с невинным видом каверзные вопросы, заранее расставляя силки. Нам легко было одержать победу над ложными догмами и лозунгами марксизма-ленинизма.

В настоящее время почти треть человечества, с Брежневым во главе, ежедневно в разных вариантах, включающих также официальные выступления, занимается подобной игрой. Игроки произносят механически заученные фразы, в которые давно не верят.

Я был убеждён, что Солженицын тоже играет, говоря о "Хрущёвском чуде" и взывая к совести "вождей". Я настолько верил в это, что опубликовал даже рецензию*** в поддержку замысла Солженицы-на, построенного, как я думал, по канонам нашей лагерной игры. Поэтому в моём отзыве я защищал то немногое из "Письма вождям", что можно отстаивать, и тщетно ждал его продолжения. Но не дождался. Итак, с игрой и шутками покончено.

* На стр. 49 Солженицын напоминает ещё раз: "... вы не чужды отцам, дедам и русским просторам".

** За людей, которые погибнут в идеологической войне /"Разрывается сердце: - представить, как наша молодежь и весь лучший средний возраст пошагает и поколесит погибать в войне" /14/.

*** "По поводу "Письма вождям Советского Союза" Солженицына", " Русская мысль", Париж, 1974, № 2999.

Недопустима сама мысль о способности "вождей" принять во внимание интересы народа. Класс партийных или государственных капиталистов, которых Солженицын величает вождями, возник в СССР в октябре 1917 года. В его руках сосредоточено всё богатство страны. Поэтому население лишено частной собственности, инициативы, свободы, демократии. Поддерживать такое положение возможно лишь путём непрерывного террора и обмана. Задача класса: любой ценой удержаться у власти. Этому стремлению подчинены все его действия. Для "вождей" порабощённое население - источник дешёвой рабочей силы и дохода.

Любая диктатура и деспотия могут быть уподоблены пирамиде, в которой угнетение распространяется сверху вниз. Моральный уровень угнетателей и угнетаемых легче понять, если представить мысленно пирамиду, опрокинутой вершиной на довольно большую глубину океана. Вершина попадет в слой, где смогут жить только глубоководные чудовища, последующие этажи пирамиды погрузятся в слои для глубоководных рыб, основание пирамиды коснется поверхности океана с нормальными рыбами.

На вершине и прилегающих этажах пирамиды царит абсолютный аморализм. Он несколько ослабевает в следующих этажах, но достаточно силён у основания пирамиды в результате идеологической обработки угнетаемых. Рыба, которую стремительно переместят в глубокие слои, будет раздавлена напором воды. Нормальный человек тоже не может попасть в верхние этажи пирамиды и там прижиться, а если чудом туда попадёт, то будет немедленно изгнан и уничтожен. Но такое чудо произойти не сможет, так как честного человека отсекут на уровне районного комитета партии. Поэтому непонятно обращение Солженицына к "вождям", прошедшим столь строгий и специфический отбор.

5. Защита прогресса

а/. Страшен регресс, а не прогресс.

По мнению Солженицына "весь "бесконечный прогресс" оказался безумным напряжённым нерассчитанным рывком человечества в тупик. Жадная цивилизация "вечного прогресса" захлебнулась и находится при конце". /19/

Критиковать прогресс легко, сделать в него ценный вклад очень трудно. Прежде, чем начать отрицать прогресс или ставить его под сомнение, полезно вспомнить о тех, кому сегодня не хватает пищи, одежды, кто подвергается тяжёлой эксплуатации, кто живёт в трущобах, в гиблых местах..., и о тех, кто под коммунистическим режимом только мечтает о свободе, кому не позволяют думать, как он хочет, кого истребляют как насекомых...*

* Ленин называл "вредными насекомыми" представителей различных слоев населения.

Современный прогресс свободного мира захватил не более трети человечества. На остальные 2/3 населения он оказывает посильное влияние, но далеко не в требуемом объеме. Чтобы захлебнуться, надо тонуть, а корабль прогресса плывёт. При этом он загружен всего на 1/3 своих возможностей, и впереди огромная гладь необходимых достижений. О тупике говорить не приходится. Современный прогресс стран свободного мира себя не исчерпал, но, наоборот, только начал одаривать мир своими благами. Но наш корабль легко может напороться на мины, разбрасываемые на его пути тоталитарными режимами.

Естественно, не следует закрывать глаза на односторонность прогресса. Научный, технический, производственный прогресс передовых стран свободного мира идёт в ущерб их духовному развитию. Но это не основание для того, чтобы проклинать существующий прогресс. Напротив, необходимо изыскивать возможности и средства, которые позволят с помощью этой главной оси в жизни народа достичь гармони-ческого развития. Над решением этой проблемы долгие годы работают мыслители. Прогресс - результат идей, которые движут миром, хотя их развитие, конечно, проходит скачкообразно и сопровождается срывами и провалами. Только неуважением Солженицына к творческой мысли можно объяснить поспешное осуждение прогресса.

Когда подвергают критике прогресс, не следует забывать также о силах регресса в нашем мире, которые в настоящий момент представлены коммунистическими режимами. Иначе оценка прогресса дана без учёта сложившейся обстановки.

б/. Кому обновление, а кого на слом.

"И не конвергенция ждет нас с западным миром, но полное обновление и перестройка и Запада, и Востока, потому что оба в тупике". /19/

Мертворожденная идея конвергенции, как необходимого экономического и политического слияния систем свободного мира и тоталитарных режимов, исходила из непонимания их природы. Тоталитарные режимы способны существовать только, когда население держат в узде непрерывного террора. Своеобразное слияние систем обязательно произойдёт, но только после устранения тоталитаризма в этих странах. Многим подсоветским людям, в том числе и Солженицыну, это было ясно ещё в 1968 году, когда они узнали о "конвергенции" из самиздатской рукописи А. Сахарова,* которая имела хождение в диссидентских кругах.

В наши дни терминология Киплинга** претерпела изменение: 3апад стал называться свободным миром, Восток - третьим миром и странами с тоталитарным режимом.*** Как пишет Солженицын, они - в тупике и, следовательно, должны искать из него выход. Тоталитарные режимы давно нашли такой выход: порабощение всего мира. Свободный мир апатично защищает свою свободу. Поэтому всё человечество может быть загнано в тупик - в планетарный концентрационный лагерь.

* А. Д. Сахаров. "Размышление о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе". Позднее издано на Западе /Напр.: "Сахаров в борьбе за мир", Франкфурт /М. 1973./

** "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места им не сойти"...

*** Численность населения третьего мира и восточных стран с тоталитарным режимом примерно одинакова.

"Полное обновление и перестройка" Запада и Востока требуют разъяснений. СССР - пример коммунистического режима с полным провалом экономики. Огромные пахотные площади не обеспечивают население хлебом и десятки миллионов тонн зерна закупаются за границей; после 47 лет индустриализации вывозится одно сырье; уровень технологии и ряда наук* катастрофи-чески отстал от передовых стран Запада, Японии, США. Крестьяне превращены в крепостных, рабочие лишены права на забастовки. При полном отсутствии демократии и гражданских свобод тюрьмы, лагеря, психбольницы набиты несогласными с режимом. Поэтому непродуманно со стороны Солженицына понимать системы Запада и Востока как одинаково ущербные. Тоталита-рные режимы пойдут на слом и будут заменены правительствами из подлинных представителей народа. Страны свободного мира действительно находятся в состоянии непрерывного обновления и перестройки, так как это свойственно нормальному развитию общества.

* Кроме военных областей, обеспечивающих средства массового уничтожения.

в/. Компьютер - усовершенствованный арифмометр.

"Экономический рост не только не нужен, но губителен". "Должна осуществляться не "экономика постоянного развития", но экономика постоянного уровня, стабильная." "Надо ставить задачу не увеличения народных богатств, а лишь сохранения их. Надо срочно отказаться от современной технологии гигантизма..." /19/

В настоящий момент на земном шаре на 600-700 миллионов обеспеченных приходится ещё 2500 миллионов, которые еле сводят концы с концами, недоедают, голодают. Как можно при таком положении одобрять задачу только сохранения народных богатств? Как можно согласиться с утверждением, что "экономический рост не только не нужен, но губителен"? Только стремительный рост продовольствия, изделий и материалов, необходимых для существования, накормит голодающих и обеспечит неимущих. Но это возможно при огромной работе мыслителей, учёных, инженеров, руководителей предприятий... Им предстоит решить ряд первостепенных задач, например:

- усовершенствовать гражданское мироустройство;

- преодолеть рак и заболевания сосудов, сердца, психики;

- разработать и внедрить промышленное оборудование, предохраняющее природу от загрязнений;

- ограничить рождаемость, но найти способы предотвращения беременности без ущерба для здоровья женщины;

- добиться широкого использования атомной энергии в мирных целях;

- разработать экономически выгодные и безвредные двигатели на водородном топливе /или другом топливе/;

- оросить пустыни и земли засушливых районов;

- опреснить морскую воду;

- использовать ископаемые богатства морского и океанского дна;

- развить промыслы по добыванию продовольственных запасов из океанов;

- освоить труднообживаемые земли;

- создать биологические удобрения на основе деятельности бактерий;

- продолжить разработку органического и биологического синтеза новых соединений.

Эти и подобные задачи выполнимы только при полном развитии всех отраслей науки и техники. Задержка или остановка работ в любой ведущей области способны сорвать движение общества вперёд. Искусственное торможение всех исследований смертельно. Такой ценой можно прекратить современный прогресс и экономический рост. Тогда Солженицын сможет убедиться, что означает возможность "ставить задачу не увеличения народных богатств, а лишь сохранения их."

Можно сказать заранее, к чему это сможет привести. Учитывая национальный и расовый эгоизм, демографический взрыв продолжит стремительный рост населения. В условиях искусственно задержанного прогресса возросшая численность населения ускорит его обнищание; недоедание и голод в известных точках земного шара сменятся голодной смертью и сопутствующим ей людоедством. Бегство из таких районов будет способствовать созданию городов-муравейников, которых как раз хочет избежать Солженицын.

В области транспорта сохранение народных богатств закрепит господствующее положение автомобилей, тепловозов, теплоходов, работающих на нефти. Для промышленных и бытовых целей будут по-прежнему использовать обычные виды энергии. В итоге запасы нефти, угля, торфа, леса будут неминуемо исчерпаны. Но при малом объеме поисков или их остановке не будут созданы высоко экономические и безвредные двигатели на водородном топливе; безграничные запасы атомной энергии останутся также неосвоенными.

Непрерывный рост населения потребует, конечно, роста промышленности и тотального использования всех земель; следовательно, приведёт к ещё большему отравлению и уничтожению природы. За одно поколение с ней будет покончено.

К счастью, подобные попытки прекратить прогресс были бы неминуемо сметены революционным путём. Прогресс необходим во всех областях одновременно, и отказ от него - смерть. Ограничение экономического роста, уменьшение народного богатства - путь к вырождению и гибели населения.

В подтверждение своей мысли о том, что Запад и Восток в тупике, Селженицын приводит выводы, к которым пришли Общество Тейяр де Шардена и Римского клуба.

Выводы Римского клуба, к которым так благосклонно относится Солженицын, сделаны учёными на основании компьютерных расчётов. Последние три года до моего отъезда из СССР /до 1972 года/ я как инженер занимался расчётами на ЭЦВМ* в области строительной механики. С тех пор священный трепет перед компьютерами сменился у меня чувством большой благодарности к творцам могучего расчётного оружия. Компьютеры работают по тщательно разработанным программам. Срок составления программы от нескольких месяцев до нескольких лет и зависит от количества вводимых в нее факторов. Результаты полученных решений зависят тоже от этих факторов и исходных условий. Например, в строительной механике ошибка в закреплении опорных стержней при расчёте рамы может привести к многократному изменению величины напряжения в каждом стержне. Если учёные Римского клуба построили программу на сегодняшнем уровне техники и технологии производства, то полученный ответ был дан без учёта всех изменений и усовершенствований, которые не только в течение десятилетий, но ежедневно трансформируют этот уровень. Вероятно, те же или другие учёные внесут изменения в свою программу или разработают её заново, что неизбежно повлияет на ответ компьютера. Человек не может угнаться за количественными показателями машины, но машина всегда отстанет от человека в быстроте смены в его сознании предположений, моделей, гипотез. Кроме того, самые "умные" машины далёкого будущего окажутся всегда лишёнными бесценного человеческого свойства - интуиции. Поэтому человеку проще разрешить социальную проблему с гигантским количеством неизвестных и скрытых возможностей, а прогнозы машин могут иметь пока лишь относительную ценность.

Рано Солженицыну ударять в набат: к громадному количеству информации приходится относиться с большой вдумчивостью и осторожностью.

* Электронно-цифровые вычислительные машины.

г/. "Общество независимых".

Современное производство приводит меня как инженера в восхищение: я люблю его бешеный темп и слаженный ритм. Но решение отвлечённых проблем требует уединения для размышлений. Поэтому я всегда стремился жить ближе к природе, где возможно общение со спокойными, неторопливыми людьми. Многие селяне не променяют привычные для них условия жизни на иные и не стремятся стать горожанами.

В свете этого мне всегда казалось, что индустриальный путь развития по модели стран Западного мира не подойдёт для Индии и для большинства других народов Азии и Африки. Эти народы должны иметь свой путь, который отвечает их традициям, национальному характеру и складу души.

В моих поисках будущих форм социальной жизни* я разработал две разные схемы. Одну - для передовых промышленных стран свободного мира /"Общество изобилия или Настоящий коммунизм"/, другую - для большинства стран третьего мира и аграрных стран Запада /"Общество независимых"/.

* "Осциллирующий мир" /рукопись/, ч. 1. Французское издание: "Le Monde oscillatoire". Regain, Monaco, I974. с. 63-95; 169-200, /В дальнейшем, страницы этой работы даны по французскому изданию/

Схема общества независимых* представляется мне следующим образом:

В каждой стране существуют три сектора: энергии, независимый, духа.

Сектор энергии развивается, благодаря конкуренции и направляющему воздействию Палаты регулирования. Его задачи:

- снабжать общество дешевой электроэнергией;

- производить строительные материалы /сталь, чугун, цветные металлы, цемент, стекло, кирпич, черепицу и т. д. / и вырабатывать химические соединения и фабрикаты /ткань, бумагу, заменители, химикалии/;

- вести механизированное строительство дорог; выпускать транспортные машины /электровозы, вагоны, электрогрузовики, теплоходы/;

- производить оборудование для заводов; выпускать различные небольшие удобные машины - орудия, применимые в кустарных мастерских сектора независимых.

Все электростанции и коммуникации принадлежат сектору энергии. Каждая станция обслуживает свой округ. Электроэнергия идёт на производственные, транспортные, бытовые нужды. Сектор энергии комплектуется из талантливых предпринимателей, инженеров, учёных технические областей, рабочих. Социальная структура сектора энергии, вероятно, будет тяготеть к структуре Настоящего коммунизма.**

* "Осциллирующий мир", с. 87-94.

** Там же, с. 63-86.

Основное население большинства стран входит в сектор независимых. Его хозяйственный уклад определяется:

- кустарным производством,

- фермерскими работами,

- торговлей,

- извозом с большим удельным весом конно-тяги;

- книгопечатанием, врачеванием, юриспруденцией, богословием, литературой и искусством.

В кустарных мастерских изготавливаются все необходимые для жизни изделия. Кустарные мастерские, как правило, принадлежат отдельным семьям, которые там работают. Привлечение посторонней рабочей силы, например, из осиротевших семей, допустимо только в пределах электроэнергии, отведённой на каждую семью. Небольшие машины-орудия со специальными разнообразными приспособлениями обеспечивают широкий ассортимент изделий. Палата регулирования следит за распределением электроэнергии по отраслям.

Каждая семья имеет возможность на льготных условиях создать небольшое предприятие любого типа. Трёх-пятичасовая ежедневная работа в таком предприятии обеспечивает семью всем необходимым и оставляет возможность сбережений, которые идут, в частности, на получение образования. В спокойной обстановке будет протекать работа по совершенствованию ума, души, воли, тела, которая подготовит к переходу в сектор духа. Условия для научных, философских и богословских изысканий обеспечены. Сельские и городские труженики будут в одинаковом экономическом положении. Те из них, кто имеют коммерческие склонности будут довольствоваться скромной прибылью. Жизнь по-прежнему будет наполнена борьбой, но она примет всё более благородные формы. Бедные и богатые останутся, но большинство будет хорошо обеспечено. Те, кто стремятся только к богатству смогут уйти в сектор энергии и там завоевать положение, соразмерно своим усилиям. Человек в секторе независимых перестаёт быть исполнителем детерминированных предначертаний. Прогресс техники не вызовет ломки традиций и обычаев и будет ограничен этическим контролем.

Сектор духа состоит из людей доброй воли. Он обеспечивает этический контроль, то есть следит, чтобы независимые не превратились в зависимых.

Научно-технический прогресс зависит от усилий сектора энергии. Сектор духа оказывает благотворное воздействие на общество, которое может теперь работать, главным образом, для удовлетворения своих довольно широких потребностей и затрачивать на это минимальное количество времени и энергии.

В предлагаемом обществе может осуществиться "экономика постоянного уровня", о кото-рой говорит Солженицын. Однако, главное для общества независимых не только "экономика постоянного уровня", а динамическое равновесие его секторов и быстрая перестройка производства в зависимости от спроса потребителей. Тогда начнётся прогресс в развитии подлинных ценностей.

"Ставить сразу стабильную экономику" /24/ невозможно, и напрасно Солженицын рекомендует "вождям" осваивать русский Северо-Восток "в принципах стабильной, непрогрессирующей экономики". /24/ Если, не дай Бог, "вождям" удалось бы завладеть всем миром, они не долго ломали бы голову, чтобы обеспечить единую экономику постоянного уровня: ныне действующая в СССР экономическая система была бы доведена до своего логического завершения: судорожные усилия класса партийных бюрократов, вынужденных подхлёстывать развитие науки и техники в СССР из боязни слишком отстать от свободного мира, прекратились бы; прогресс сменился бы отупляющим застоем, и возникло бы царство наружного всеобщего порядка и устойчивости. Только в этом случае "вожди" последовали бы совету Солженицына.

Солженицыну нравится призыв Римского клуба "срочно отказаться от современной технологии гигантизма". Современная технология существует, как в крупных производственных предприятиях, так и в мелких. Предельные размеры производственных объединений давно уже установлены и определяются достаточно высоким качеством их управления. Покончить с "гигантизмом" в СССР равносильно устранению невиданной ранее концентрации всех богатств страны и производительных сил в руках правящего класса. Иначе говоря, это означает уничтожение системы сверхмонополистического государственного капитализма в СССР. Нетрудно предугадать ответ лидеров класса на такой призыв.

д/. Не хлебом единым...

"Совместно все пять вышеназванных факторов* решить оптимально, при нынешней ставке на "прогресс" невозможно... А чтобы человечество спасти технология должна быть перестроена к стабильной в ближайшие 20 - 30 лет, для этого перестройка должна начаться немедленно, сейчас. " /21/

Солженицын даёт крайне поспешно указание на основе всё тех же исследований Римского клуба, которые безусловно продолжаются и должны порадовать мир иными более светлыми результатами.

В перспективе будущей атомной войны или порабощения человечества при победе тоталитарных режимов озабоченность Солженицына маловероятной гибелью человечества через 40-50 лет вызывает чувство недоумения.

* "Население, природные ресурсы, сельскохозяйственное производство, промышленность, и загрязнение среды". /20/

6. "Надежда и отстойник" Солженицына.

"И в том - русская надежда на выигрыш времени и выигрыш спасения... мы можем заново строить не безумную пожирающую цивилизацию "прогресса", нет безболезненно ставить сразу стабильную экономику и соответственно её требованиям и принципам селить там впервые людей." /24/

"Но не предстоит нашему народу жить в Космосе, а Сибирь и Север - наша надежда и отстойник наш." /25/

У преобразователей жизни россиян - тяга к Северу. Ленин создал Соловецкие, Карельские, Архангельские и другие концентрационные лагеря. Сталин - лагеря Ухты, Котласа, Печоры, Воркуты, Норильска, Колымы... Этого мало. Снова надо осваивать те же гиблые места или немногим лучшие! А сколько пустующих земель в центральных и восточных областях Европейской части СССР. Стоит проехать по относительно новой железной дороге Уфа-Челябинск и взору предстанет бескрайний ландшафт с редкими бедными деревушками и пустыми пастбищами. Та же картина на старейшей линии Москва-Ленинград: ближе на Север мелькают болота, пустоши, чахлые деревья...

Режим партийных бюрократов довёл тружеников земли до отвращения к ней, до крайне низкого уровня её обработки на колхозных и совхозных просторах. Вряд ли выходом будет бросить исконные земли, не по своему желанию, а, как обычно, по предписанию начальства, лишь потому что Солженицын, который мыслит категориями класса партийных бюрократов /"ставить экономику соответственно её требованиям", "селить там впервые людей"/, благословляет переброску масс по воле "вождей", если они согласятся реализовать его предложения.

В 1953-56 годы Солженицын и я были в ссылке; он - в Южном Казахстане, я - в Северном. В эти годы шло "освоение целины" Хрущёвым /осваивались засушливые области, ранее служившие, главным образом, для разведения скота/. После смерти Сталина земля гудела от восстаний в лагерях и невозможно было переселить народы привычным способом, то есть перегнать новые этапы конвоируемых ссыльных. В этот лучший для простых людей период Советской власти переселенцами оказались выпущенные на волю уголовники, пьяницы, незначительное число поверивших посулам мобилизации столичных комсомольцев и сбитые с толку бедствовавшие горемыки из совхозов и колхозов, например, гиблых мест Белоруссии, которые думали, что тем самым избавятся от крепостной зависимости и надоевших болот. Я надеюсь, что Солженицын не забыл разбой, резню, игру в карты, пьянство, которые продолжались пока не были проиграны и пропиты Хрущёвские подъемные /по 500 рублей* на человека/. После этого уголовники "смотались" в более обжитые места, и их примеру последовали все, кто только сумел. Только наиболее смирная часть пришельцев осталась привязанной к новой земле ограничениями паспортного режима. Целина осваивалась ссыльными, главным образом, немцами, чеченами, ингушами, крымскими татарами, украинцами, белоруссами, русскими и переселенцами-хлеборобами, которые оказались обманутыми. Таков был итог самого лучшего обращения режима с подвластным ему населением.

* На старые деньги им было выдано по 5000 рублей /До денежной реформы Хрущёва/.

Солженицын, конечно, не мыслит, что переселение на Северо-Восток будет походить на выселение Сталиным крестьян в годы коллективизации и на выселение целых народов во время войны. Я уверен, что Солженицын хотел бы возобновить вольный переезд в Сибирь не уголовников и городской шпаны, а настоящих крестьян, по примеру переселения, начатого Столыпиным до первой мировой войны. Но для того, чтобы переселение прошло хорошо, надо устранить причины, которые запрещают людям жить согласно их воле и естественным традиционным представлениям. Режим держится у власти только методами, которым незримо, но крайне эффективно сопротивляется население. Предложение Солженицына, принятое режимом класса партийных бюрократов к исполнению, обернётся новым насилием над населением и его ответной глухой борьбой. Природа режима препятствует человеческим переговорам с ним.

Солженицын считает себя реалистом, а заодно и гуманистом. Но что делать народу, который продолжают мучить и изводить? Терпеть? На поверку может оказаться, что Солженицын:

- не реалист, поскольку верит в чудо, не понимая природы лидеров класса партийных бюрократов и их цели;

- не гуманист, поскольку рассматривает живых людей, которых можно "селить там /на "Северо-восточных земных просторах" - ДП/ впервые" как бездушные вещи. Все, кто прошёл через ГУЛАГ знают, как режим партийных бюрократов "селит", да ещё "впервые". Гуманист не имеет права ничего навязывать людям, а может только выдвигать предложения, которые должны быть реализованы с доброго согласия;

- не мыслитель, поскольку бессознательно использовал в своих призывах методы, известные стране со времен Ленина.

Мне представляется совершенно недопустимым разговаривать с "вождями" через голову народа. Почему Солженицын считает, что народ хочет ехать на Северо-Восток кормить своей кровью комаров, тонуть в болотах, болеть цынгой, осваивать своими боками страшные места, откуда эти барские замашки принимать решение за людей?

Мы намучились, многое поняли, кое-чему научились. Следует не забывать, что

- большинство людей устало. Крестьянам хочется похозяйничать на исконных землях без совхозов и колхозов, то есть без начальников и гонки.

- Народу нужна свобода и демократические порядки. Тогда найдутся желающие перебраться, но не на Северо-Восток, а в ранее обжитые места Северо-Европейской части СССР и Сибири. Там возможно разводить холмогорских и вологодских коров, огороды, лекарственные травы, заниматься охотой, рыбной ловлей, пчеловодством. И сделают это люди, когда будут свободны, без указок свыше.

- Загнать людей в зону вечной мерзлоты удастся только насильно. Из 16 лет заключения я провёл только 3 года за полярным кругом на Воркуте, где познакомился с тундрой, морозами при высокой влажности воздуха, непрерывными ветрами, частыми буранами, полярной ночью... Я был в числе заключённых, которые рыли бульвар в городе Воркута, по приказу самодура начальника Воркутлага генерала Мальцева; мы натыкались на вековые глыбы льда, так как даже летом земля оттаивала только на 50-60 сантиметров. Поэтому я не представляю, какое там можно "ставить" сельское хозяйство, кроме разведения оленей и строительства теплиц. Колоссальные затраты на преодоление всех трудностей Севера возможны только при дружных усилиях богатых народов, когда появится действительная необходимость.

- О желательности "отстойника", о котором так хлопочет Солженицын, прежде всего надо спросить у народа и положиться на его здравый смысл. После освобождения страны от ига, подлинные представители народа сумеют подготовить условия освоения годных земель, сравнимые с теми, которые Столыпин предоставлял переселенцам. Но пока нет свободы и нового Столыпина, затея с северо-восточным "отстойником", который, по предложению Солженицына, класс партийных бюрократов должен заполнить послушным населением, сведётся к расширению империи ГУЛАГ. Освоение целины под вечной мерзлотой привело бы, в частности, к прокладке новых железных дорог, которые отличались бы от сталинских числом трупов под каждой шпалой.

В годы сталинских чисток появилась особая порода рационализаторов, которые предлагали улучшение некоторых процессов производства. Но на вопрос, как это осуществить, "изобретатель" отвечал: "Пусть думают инженеры". В то жуткое время таким инициаторам "изобретений" нельзя было перечить, чтобы не попасть во вредители.

В других условиях каждый, кто выступает с предложением, должен знать пути его осуществления.

7. "Отстойник" в тундре.

Во мне теплилась надежда, что Солженицын включил тундру в Северо-Восток по территориальному признаку, но не думает о её заселении всерьез, но вот я дошёл до следующей фразы:

"По переписи всех народностей Севера - 128 тысяч, они редкой цепочкой разбросаны по огромным пространствам, освоением Севера мы нисколько их не тесним". /27/

Автор безответственного предложения о равноправном заселении тундры ни в ней, ни на Севере нашей страны не жил и не осваивал их своими руками. В 1945 году на Воркуте я был поражён ростом белокурых голубоглазых учеников-ремесленников: он не превышал 150 сантиметров. Эти русские дети чудом уцелели во время массового уничтожения крестьян в 1929-33 годы и выросли на выселках в Заполярье. Долгие полярные сумерки, усиленная радиация, ветры, морозы, отсутствие зелени сделали своё дело.

8. Люди дороже газа.

"...предлагаем им в расплату забирать бесценное наше сокровище сибирский природный газ..." /26/

Бесценным сокровищем следует назвать измученных россиян, а не природный газ. Пора начать думать прежде всего о людях и жалеть их, а не никому доселе неведомый сибирский газ. После устранения класса партийных бюрократов останутся одни дыры. Людей надо будет накормить, одеть, вылечить, успокоить, а для этого мы будем продавать газ, нефть, отдавать на концессию предприятия. Мы будем жалеть людей, потом природу и в последнюю очередь материальные ценности, которые при таком подходе будут быстро восполняться.

9. Забравшись на печь, дух не спасают.

"Нам надо излечить свои раны, спасти своё национальное тело и свой национальный дух". /27/

"Я не счёл бы нравственным советовать политику обособленного спасения среди всеобщих затруднений, если бы народ наш в XX веке не пострадал бы, я думаю, больше всех народов мира". /26/

Напрасно Солженицын так думает. Потери наши огромны, но у китайцев они наверняка ещё больше и за меньшее число лет. Литовцы, латыши, эстонцы, западные украинцы пострадали не меньше русских, равно как и народы, высланные Сталиным с родных мест. Все россияне /то есть все народы России/ понесли страшные потери, и у нас - русских - нет в связи с этим никакого морального преимущества перед другими народами. Кроме того, во имя справедливости мы обязаны выполнить сполна свой долг:

- Освободить собранные нашими предками воедино в Российскую Империю народности, которые оказались в кабале в результате катастрофы 1917 года. Её главные виновники мы -русские - как ведущий народ России.

- Освободить не только себя, но и народы-сателлиты, которых поработили нашими руками.

- Помочь силам освобождения Китая, Кореи, Вьетнама. Не на "отстойник", а на освобожде-ние должны быть направлены наши помыслы и усилия. Только это поможет нам спасти свой национальный дух.

Когда из-за нас продолжают угнетать, мучить и убивать людей, ходить спокойно к обедне - не лучший способ залечивать душевные раны.

10. Пора кончать с "центрами".

"Итак, наш выход один: чем быстрей, тем спасительнее - перенести центр государственного внимания и центр национальной деятельности /центр расселения, центр поисков молодежи/ с далёких континентов, и даже из Европы, и даже с юга нашей страны - на её Северо-восток". /28/ /Подчёркнуто мною - ДП/.

Четыре раза в одной фразе Солженицын употребил слово "центр". Тем, кто не освободился от давления марксистской идеологии, нет жизни без бюрократических центров, от которых народу тошно. Столыпин проводил свою реформу без административных методов принуждения и действовал на основе заинтересованности крестьян. Он раздавал не вечную мерзлоту, а прекрасные земли и ссуды, освобождал на какое-то число лет от налога.

Солженицын забыл о ненависти народа к бюрократии, административному вмешательству во все поры жизни и не выражает поэтому его чаяния, желания, настроения, волю к освобождению от общих и местных сатрапов.

Я поражен остатками неких "центров" в мышлении Солженицына, которые породили в его писаниях штампы сталинских времен. Вероятно, в подсознание Солженицына оттеснилось то, что было навязано грубой силой его поколению в молодости. Мне, как и многим другим известно, что Солженицын ненавидит сталинизм во всех его проявлениях. Однако, на тех, кто не знаком с особенностями формирования Солженицына, все его архаичные центры, на которые он возлагает надежды, производят странное впечатление.

Особенно смешно звучит: "центр поисков молодежи". В данном случае Солженицын прав: без усиленных поисков, мобилизации, единогласных решений, принятых на собраниях, о переселении в "добровольно-обязательном порядке" желающих не сыщешь.

Самоуправством оборачивается общий замысел Солженицына: перегнать население с добрых земель и из тепла в страшные гиблые места. Невольно вспоминаются выходки Хрущёва, над которыми вдосталь потешалось население.

А что, если турки поймут это новое переселение народов, как приглашение занять южные земли? Всё может статься, когда "центры" решительно перенесут на Северо-Восток.

11. "Жить стало лучше, жить стало веселее"... /Сталин/

"...наконец, стали ей /колхозной деревне - ДП/ возвращать ценности, стали вполне соразмерно платить - но поздно."

"...отказаться от принудительных колхозов, оставить только добровольные".

"На пространствах Северо-Востока ставить /с большими затратами, конечно/ такое сельское хозяйство, которое будет кормить своим естественным экономическим ходом, а не наплывами агитаторов и мобилизованных горожан". /29/

Оптимизм Солженицына облечён в казённые фразы, которые вполне могут быть напечатаны на страницах "Правды". Реакция подсоветского читателя соответственно та же, что при чтении этой коммунистической газеты. Когда слышишь "стали соразмерно платить", то немедленно возникают вопросы: откуда известно? с чем соразмерно? почему в таком случае один неурожайный год приводит к экономическому краху? сколько рублей колхозник в среднем получил на руки? и т. п. Оценка оплаты колхозников отвечала бы действительности, а не газетным фразам, если Солженицын написал бы своё утверждение на основе сотни их свидетельств, сделанных на уровне правдивости, с которой, в своё время, заключённые доверяли ему рассказы о пережитом.

Солженицын правильно призывает отказаться от принудительных колхозов и одновременно допускает существование добровольных колхозов. Колхоз добровольным быть не может. Добровольными могут быть объединения крестьян в виде кооперативов, артелей, товариществ по совместной обработке земли. Из числа тружеников-земледельцев нельзя найти сторонников колхозов, за исключением их паразитирующих начальников. Для меня непостижимо, как об этом мог забыть Солженицын?

На Северо-Востоке Солженицын предлагает "ставить" продуктивное сельское хозяйство. Столыпинские крестьяне-переселенцы имели скот, лошадей, сбрую, плуги, бороны, сеялки, веялки... запас урожая, утварь, одежду, порой сбережения, а также сноровку, опыт, силу, желание, умение. Крестьяне того времени были самой здоровой и плодотворной частью населения; слово "нервы" им было незнакомо. Эти настоящие крестьяне, да ещё с немалой помощью государства, "ставили" хуторское хозяйство.

Наши обобранные и умученные колхозники и совхозники по сравнению с ними нищие и больные. Новая деревня быть может за 5-6 лет достигнет уровня деревни времен НЭП'а /1925-1926 годы/, если после долгожданного освобождения крестьяне поделят между собой землю, скот и образуют на первых порах союзы по совместному использованию машин, которыми располагают машинно-тракторные станции.

Но Солженицын не делает ставку на самоосвобождение народа, а обращается к "вождям". В этом случае рекомендации Солженицына могут быть реализованы либо столь знакомыми нам методами ГУЛАГ, либо вереницей чудес, нисходящих от тех, кто уже "осчастливил" ими народ. Первая возможность хорошо известна Солженицыну, коль скоро он автор "Архипелага ГУЛАГ", от второй - волосы дыбом становятся.

Для нашей страны "Письмо" Солженицына предложение не реалиста, а фантазёра. Солженицыну хотелось бы, чтобы класс партийных бюрократов разрешил колхозникам переезд в "отстойник", и они по собственной воле туда направились. Но откуда у них может взяться такое желание, когда шансы на гибель огромны, а на успех - нулевые? Страшно подумать о голых, босых крестьянах, которые практически без денег, быть может лишь с грошами в виде подъёмных правительства, будут трудиться на новом месте в мороз и пургу. Не будет ли это повторением их истребления во времена коллективизации?

Если допустить, что "партия и правительство", чтобы "помочь" Солженицыну вынесут предложение об оставлении колхозов в силе во всех обжитых местах и разрешат "ставить" единоличные, то есть, нормальные хозяйства в необжитых местах Северо-Востока, конечно, ближе на юг, то и тогда, после всего, что пережила страна, такое предложение вызвало бы недоумение со стороны масс и было бы расценено как очередная ловушка: кредит доверия исчерпан, и мало кто захочет через пяток лет быть зачисленным в "кулаки" и уничтоженным. Такое предложение могло бы иметь некоторый успех только в 20-е годы, когда коварство и лживость режима для простых людей ещё не стали полностью очевидными и можно ещё было найти охотников из молодых, отважных, сильных.

Хотя на Западе думают, что режим Кремля всегда против частной инициативы, бывают исключения. Абсолютно беспринципный режим придерживается иного мнения, когда речь идёт, например, о добывании золота: он разрешает индивидуальные его поиски старателями и снабжает их группы оборудованием. Но только отчаянные сорви-головы из бывших уголовников отваживаются на исключительно трудные поиски, которые оправдывают себя только в случае крупной находки, когда есть возможность дать "на лапу" /взятку/. Иначе, если ничего не удалось найти, могут сгноить в тюрьме по подозрению в укрывательстве золотого самородка. Я знал одного из таких старателей. Он кое-как свёл концы с концами, после того, как проработал один сезон, и считал себя счастливчиком оттого что сумел выкрутиться. Если уж режим допускает поблажки, то ради золота, а не ради какой-то деревенщины, которая в новых условиях будет тянуть с государства, ничего не давая взамен.

Солженицын должен признать, что прогнившая система может идти только на слом и на весь мир заявить о необходимости устранения режима революционным путём. В противном случае, он оказывается соглашателем с режимом за счёт коренных интересов народа и без полномочий от него. Нельзя до бесконечности распоряжаться людьми как пешками, и Солженицын может вообразить, сколько насмешек и проклятий в микробратствах* СССР вызвало чтение его "Письма".

* Я называю так естественно образовавшиеся группки из членов семьи, друзей, товарищей, коллег, которые скреплены взаимным доверием.

12. Кого нам предлагают спасать?

"...но сколько могут - обманывают /а то и воруют/, служебные часы тратят на личные дела... все стараются получить денег больше, а работать меньше, - и с таковым народным настроением, какими же сроками можно располагать для спасения страны?" /30/

Оплачивать работу соответственно её квалификации режим не собирается: в принуждении люди должны жить от получки к получке, и если не впроголодь, то в вечных недостачах. Естественно их отношение к труду, которое почему-то возмущает Солженицына, вместо того, чтобы вызвать у него сочувствие.

Для угнетённого подсоветского человека существуют два чётких понятия: режим и народ. Между ними идёт непрерывная, в большинстве случаев скрытая война. Первый существует за счёт второго и для этого держит народ в порабощении. Понятия "страна", "отечество" в нашей стране стали гораздо более смутными и в них не всегда вкладывают правильный смысл. Но одно несомненно, что режим партийных бюрократов угнетает население, а отечество и страна принадлежат народу, а не поработителям.

В очередной раз Солженицын вносит путаницу. Если бы он подразумевал под страной народ, то не жаловался бы на его поведение по отношению к режиму. В представлении Солженицына страна в условиях режима - нормальное единство государства и подвластного населения. В результате этой ошибки, простительной западному туристу, появилось "Письмо вождям Советского Союза". Для Солженицына такая ошибка оборачивается трагедией: он заботится о спасении народа, страны, но сам того не желая хлопочет о спасении режима.

Спасать народ, а с ним и страну надо на другой манер, прежде всего устранив класс партийных бюрократов от власти, и наиболее реальное средство - проведение революции умов.*

* Революция умов, которая необходима народу в СССР, не имеет ничего общего с программами свершения революции в СССР, предложенными эмигрантскими организациями /например, солидаристами НТС/. Мой план проведения "революции умов" изложен в "Осциллирующем мире" /с. 128-168/.

13. Пьяный бюджет.

"Пока водка - важная статья государственного дохода, ничего не изменится, так и будем ради барыша прожигать народную внутренность." /30/

Солженицын обращается к глухонемым, но на этот раз он хочет лишить "вождей" огромного дохода от государственной торговли водкой. По его собственным данным 50-70% от торгового оборота в деревенской местности, где он был в ссылке, падало на долю водки.

Советский пьяница вследствие качества водки и её заменителей к 40-45 годам превращается в развалину, и им легко управлять. Поэтому пьянство удобно "вождям". Введение чего-либо сходного с сухим законом наверняка ускорило бы революцию в стране против режима, который Солженицын не считает нужным устранить насильственным путём.

14. Обратная пропорция.

"Физическое и народное духовное здоровье народа должно стать целью и всего этого движения и каждого его этапа и каждой его стороны". /30/

Класс партийных бюрократов интересуется физическим здоровьем населения, когда ему нужно иметь миллионов пять здоровых граждан для военной службы и уменьшить оплату по бюллетеням.* От рабочих не требуется проявление силы на большинстве важных участков производства, которые механизированы. На других работах используются категории населения, от которых режим стремится избавиться. Для класса только лучше, если работник умрёт, не дотянув до пенсии, и её не придётся выплачивать. Духовное здоровье народа - смерть режима. С помощью массового организованного безбожия, марксистской пропаганды, пьянства и т. п. режим стремится лишить население этого вида здоровья.

Сначала в стране должно быть человекообразное правительство, а затем ему можно делать человеческие предложения.

* Частичное возмещение зарплаты во время болезни.

15. Дверь к самоедам.

"Построение более чем половины государства на новом свежем месте позволяет не повторить губительных ошибок XX века - с промышленностью, с дорогами, с городами." /30/

Если бы невозможная задача, которую предлагает осуществить Солженицын, оказалась действительно необходимой, вследствие каких-либо стратегических планов или неведомых чудовищных потрясений, то время, необходимое на построение нового огромного государства в условиях Северо-Востока при отказе от городов, дорог, промышленности, современной технологии /тесно связанной с техническим прогрессом/, исчислялось бы сотней лет. Неужели "реалист" Солженицын полагает, что режим партийных бюрократов будет существовать так долго, и планета успеет превратиться в концентрационный лагерь, в котором оставшиеся в живых роботы, освоят Северо-Восток по приказу ещё более свирепого, чем при Сталине ГУЛАГа.

Бeдныe россияне! То Пётр Первый за уши тянул их в Европу, "прорубая" туда окно,* то Солженицын предлагает им открыть дверь к самоедам.

Но новаторство такого рода за счёт народа выработало в подсоветских людях стойкое недоверие к благодетелям человечества.

* "В Европу прорубил окно... " /Пушкин. "Медный всадник"/.

16. Не выплеснуть бы с водой ребенка.

"...отказаться от многих видов промышленного производства с ядовитыми отходами". /31/

Отказываться от промышленности не следует - её надо освободить от вредных отходов с помощью технического прогресса. Эта трудоёмкая задача уже начинает осуществляться, правда пока ещё медленно.

17. "Мы" Солженицына.

"Больше никто на Земле нам не угрожает, никто на нас не нападёт. Мы вооружены.." /31/

В двадцатые годы в СССР великолепный писатель Замятин сумел понять главное в адской бесчеловечной сущности режима. Он не был посажен в лагерь, если побывал в тюрьме, то очень недолго, но осмыслил прошлое, показал настоящее и предсказал будущее в своём гениальном произведении "Мы". Я думаю, что Орвелл написал "1984 год" под его влиянием.

Для тех лет собирательное "мы" имело смысл, ибо передавало изумление перед тем, что натворили, ужас происходящего, страх за последствия. Но по меньшей мере странно после почти шестидесятилетней деятельности режима объединять его, себя и население в словах "мы", "нас", "нам".

Усилия тех из нас, кто в силу сложившихся обстоятельств оказался на Западе, должны быть направлены хотя бы на то, чтобы открыть свободному миру глаза на фальшивые обороты речи, которыми режим хочет внушить представление о "нерушимом единстве партии, правительства и народа".

18. "Он пугает, а мне не страшно".

Эта фраза Льва Толстого о придуманных ужасах в рассказах русского писателя Л. Андреева вспомнилась мне, когда я прочел у Солженицына, что "Технологическая гибель - не меньшая опасность, чем война"


<== предыдущая | следующая ==>
 | При взрыве

Date: 2015-07-23; view: 276; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию