Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Серебристые облака

В Губарев

Серебристые облака

 

 

Губарев В

Серебристые облака

 

Владимир Губарев

СЕРЕБРИСТЫЕ ОБЛАКА

ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ

Легенд о тунгусском метеорите множество. Одна из них появилась недавно: "Главный конструктор космических кораблей Сергей Королев, как стало известно сегодня, был организатором вертолетной экспедиции в район Подкаменной Тунгуски.

А вдруг найдется кусочек космического корабля инопланетчиков? Как бы он пригодился при конструировании советских ракет..."

Странно, ни сам Сергей Павлович, ни его друзья и соратники никогда не вспоминали о поисках этого метеорита. И хотя выдающийся ученый был великим мечтателем, часто рассказывал космонавтам о будущих полетах в космос, о новых кораблях и орбитальных станциях, тем не менее легендами о пришельцах из иных миров не увлекался. Значит, "вертолетной экспедиции" не было?

Наверное, так следовало бы отвечать, если бы... такой экспедиции действительно не было. Но зимой 1960 года она всетаки состоялась.

Королев был мрачен и зол. Вторые сутки пошли после пуска ракеты, а о судьбе контейнера ничего не было известно. Еще несколько минут назад, когда телеметристы пытались доказывать ему, что, к сожалению, "информации мало и она противоречива", он ткнул пальцем в телеграмму и прочитал: "Полет ракеты стал неуправляемым. В связи с этим контейнер с опытным животным упал где-то за Енисеем".

- Скажите спасибо, что народ верит нам, - сказал Королев, - понимает: трудное у нас дело. Но если и дальше так работать, как будем в глаза людям смотреть? А?.. Идите.

Телеметристы молча столпились у двери. Начальник отдела хотел задержаться, что-то сказать, но, заметив, что Эс-Пэ не смотрит на них, а занялся бумагами, решил зайти в другой раз, когда у Главного настроение улучшится.

Королев очень устал за эти дни. Надо было объяснять, оправдываться, доказывать, что в их области техники не так-то легко и гладко работать, как хочется. О причинах отказа аппаратуры он ничего пока сказать не может. Сегодня ему передали телеграмму из Лондона. Корреспондент ТАСС сообщал, что в газетах опубликован протест Общества защиты животных. Видите ли, эти любители собачек очень беспокоятся о Мушке и Пчелке, которых "русские послали на верную гибель" в декабре. Как будто эти леди и джентльмены с сердцем, а он, Королев, жестокий человек: отправляет собачек на тот свет.

Также с Лайкой в пятьдесят седьмом протестовали. Все то же общество в Лондоне.

- Я и перед ними должен оправдываться? - взорвался Королев. - Пускали и будем пускать, чтобы первый человек вернулся. Иного выхода нет.

- Мы понимаем. Однако сам видишь, любая наша неудача вызывает и такую реакцию. Техника техникой, но и о политике не забывай.

- Помню, - насупился Сергей Павлович.

- Разберетесь в причинах аварии, доложите.

Королев понял, что срочный вызов к начальству был связан с этой телеграммой из Лондона. Он ещё больше разозлился:

времени оставалось в обрез, до полуночи приходится сидеть в КБ, а тут по пустякам через весь город ехать... По дороге на "фирму" неожиданно подумал: а вдруг, пока его не было, телеметристам все стало ясно? Сразу же вызвал их. Но они, как и накануне, толклись на месте. Обидно, а ведь причина где-то рядом, найти этот "боб" обязательно надо, и чем быстрее, тем лучше.

Королев вновь, наверное в сотый раз, перечитал: "...стал неуправляемым", словно в этих словах и скрывался тот самый "боб", который они ищут.

- Можно, Сергей Павлович? - в дверях стоял парень невысокого роста, суховатый. Кажется, Королев видел его впервые. Зрительная память у него была неплохая.

- Тебе чего? - хмуро спросил Королев.

- Я долго не решался зайти, а сегодня все-таки надумал...

Впрочем, Королев видел однажды этого инженера, год или два назад, когда принимали новеньких. Да, да, точно, выпусник МАИ. Королев невольно улыбнулся, память действительно не подводила его. Но инженер иначе понял улыбку Главного, стал посмелее. Он прошел к столу и протянул Сергею Павловичу несколько листков.

- Извините, что не перепечатал, - сказал инженер, - не было времени и негде. И карандашом писал...

Королев вновь нахмурился. Любителей изобретать в КБ было немало, не обязательно каждому идти к нему. Особенно в эти дни.

- Как фамилия?

- Олег Макаров. Макаров, - ответил инженер. - Я провел статистический анализ отказов и пришел к выводу, что на определенном этапе "бобы" обязательно появляются. Посмотрите...

Сергей Павлович с трудом разбирал текст. Почерк у парня плохой, но что-то за этими каракулями стояло новое и нужное.

Да, здесь неточно и неверно, и исходные предпосылки надо перепроверить, но истина где-то близко. А может, опять ему кажется? Нет, похоже, парень толковый...

- Сдайте пропуск!

Макаров опешил от неожиданности.

- За что, Сергей Павлович! - наконец выдавил он из себя. - Я хотел, как лучше... Извините, если не так... Я ведь думал...

- Почему не пришли раньше? Откуда в вас, молодом специалисте, столько... Королев запнулся, подыскивая слово, - ханжества, - произнес он и поморщился слово было явно неудачным. - Я вас обязательно уволю, потому что у нас должны работать преданные делу люди.

- Я преданный...

- Преданные иначе поступают, - отрезал Королев. - Есть сомнение - сразу приходят. И не смотрят, главный - не главный. Каждый должен чувствовать себя главным. А ты ждал, пока авария не случится...

- Я не ждал...

- Хорошо, - смягчился Королев. - На первый раз прощаю.

Потом не буду таким мягким. В любое время приходите, ясно?

- Спасибо.

- Сейчас я занят, гостей жду, - сказал Королев, - а по этому делу, - он кивнул на листочки, - ещё встретимся. Хотя причина аварии не в ваших расчетах, это ясно, но рациональное зерно в них есть... И в приемной не глазейте на гостей, они вам не экспонаты для будущего музея космонавтики.

- Хорошо. - Макаров попятился к двери. Он так и не понял, каких гостей ждал Королев и почему на них нельзя смотреть.

На лестничной клетке стоял Гречко.

- От Эс-Пэ? - удивился он.

- Весь мокрый, - пожаловался Макаров.

- Значит, увольнял, - рассмеялся Гречко. - Теперь можешь считать себя настоящим сотрудником КБ. Если Эс-Пэ разгон устраивал или увольнял, значит, толк в тебе видит. Это проверено.

- И тебя тоже?

- Было... - Гречко улыбнулся. - Правда, иначе, чем других. Я ему дорого обошелся... Хочешь посмотреть на кандидатов? - вдруг спросил он. - Сейчас приедут. Мне агентура доложила. Интересно все-таки, кто на наших изделиях летать будет.

Слухи о кандидатах в космонавты расползлись по КБ, и в курилку потихоньку стягивались сотрудники отделов. На лестнице толпилось человек десять.

- Как тебя увольняли? - спросил Макаров.

- О, это знаменитая история, - прокомментировал ктото. - Жора ею гордился. Неужели ещё тебе не рассказывал?

Нет? Странно... Ведь он изобрел единственный в мире, самый дорогой коньяк. Так теперь и называют: "Коньяк по-гречкински".

- Расскажи, расскажи, - послышалось несколько голосов.

- А было так... - Видно, эта история доставляла Гречко удовольствие, и он любил её рассказывать. Причем каждый раз добавлял новые детали, и поэтому слушать тоже любили. - Все-таки понял однажды Королев, что без инженера Гречко ему не обойтись, и прислал за мной персональный самолет в Москву... Правда, я об этом его не просил... Значит, идет очередное заседание перед пуском лунной машины. Эс-Пэ ткнулся в один расчетик, а никто сказать не может. Сами понимаете, Главный спросил, как следует. А ему в ответ: "Его делал инженер Гречко". - "Где он?" - "На предприятии". - "А почему не здесь? - вскипел Эс-Пэ. - Никогда нужных людей на космодроме нет.

К завтрашнему дню доставить!" Естественно, за мной отправили самолет. Ночью подняли с постели, понять, в чем дело, не могу, да и никто не объясняет. А я на Байконуре не был еще.

Не брали. А тут персональный самолет... Почет! Но закон о прописке на Байконуре, где "сухой закон", помню. Полез в буфет, достал бутылку коньячку, я всегда запасливый был.

И в самолет. Лечу один, красота! Прибываю на точку... Нет, говорят, Королев не спрашивал, но сиди и жди - вдруг вспомнит. Жду. Наконец, пуск. Все гладко. Добрались до Луны.

Всеобщее ликование, а Эс-Пэ мной так и не поинтересовался, улетел в Москву. По традиции мы и выпили ту бутылку - получил прописку на космодроме. Сразу же подсчитал, во что она обошлась: аренда самолета, зарплата летчиков и...

- Идут, идут!

Все затихли.

По лестнице поднимались молодые летчики. Увидев толпу, они смутились, замедлили шаг. Наконец, один из них шагнул вперед.

- Здравствуйте, - сказал он, - нам бы хотелось пробраться к вашему начальству. - И улыбнулся.

Инженеры расступились. Старший лейтенант Гагарин шел чуть впереди остальных.

Королев поднялся им навстречу. Пригласил рассаживаться поудобнее. Он понимал, что разговор предстоит трудный, ведь им надо объяснить все без прикрас, так, как случилось. Он не знал, с чего начать.

- Мы напросились к вам. Извините, может, сейчас не время? - начал Гагарин. - Но мы обязательно должны вам, Сергей Павлович, сказать, что прекрасно понимаем, насколько сложная и трудная у вас работа. Однако вы можете на нас рассчитывать: будем тренироваться ещё настойчивей. У нас нет страха, и мы уверены в успехе.

Королев растерялся. Оказывается, они пришли его успокоить. Да и виделся-то он с ними всего несколько раз. Когда предприятие показывали и у медиков. Они верят... Королев молчал, тронутый до глубины души.

- Мы риска не боимся, - сказал другой летчик. Королев вспомнил его фамилию: - Титов.

- И если надо отдать жизнь... - начал Николаев. Его тоже Королев запомнил по первой встрече.

- Да, да, мы готовы на всё, - поддержали Николаева товарищи.

Королеву захотелось расцеловать этих летчиков, сказать им что-то мягкое, нежное, отцовское.

- Нет, этого не будет, - начал он, - мы сделаем все, чтобы этого никогда не было. Жизнь ваша принадлежит вам, и она должна быть долгой. Очень долгой... Беда, конечно, авария с третьим кораблем-спутником, но мы обязательно найдем причину, найдем! Кто-то из вас полетит первым, но только после того, как мы отработаем все этапы, всю аппаратуру. Два пуска без замечаний, без единого, и только после этого человек. Не раньше. Риск до минимума, хотя, вы сами понимаете, всего предусмотреть невозможно. Поэтому вам надо тренироваться.

А времени очень мало остается. Сейчас декабрь, - Королев почему-то посмотрел на часы, - думаю, к весне управимся, но обязательно в шестьдесят первом году...

Сергей Павлович ничего не сказал будущим космонавтам о новой неудаче. Да и что он мог им рассказать? Что?

Он вновь нахмурился, и летчики, заметив изменившееся настроение конструктора, начали торопливо прощаться.

Королев не знал, что как раз в эти минуты метеоролог Мангулов услышал голос неизвестного передатчика.

- Перекусим? - Комаров выжидающе смотрел на Палло. - Не везти же этот ящик в Москву?

Арвид Палло кивнул. Ребята быстро вскрыли НЗ, и на столе появились консервы, хрустящие московские хлебцы, спички - все, что было так тщательно упаковано в ящик, который именовался "неприкосновенным запасом" и вместе с кожаным чемоданом, где лежали инструменты, всегда был под рукой. Группа поиска, которой руководил Арвид Владимирович Палло, фактически завершила свою работу, так и не покинув этого полевого аэродрома, где стояли их Ил-14 и два вертолета.

Утром они были готовы вылететь каждую секунду. Летчик прогревал моторы "Ила", а приказа все не было. Прошло уже расчетно.е время приземления контейнера, потом ещё два часа, и вот уже спустились на аэродром короткие декабрьские сумерки, а Палло сидел рядом с летчиком и ждал приказа, который теперь, как он уже догадался, не придет.

На прошлой работе было иначе. "Взяли парашют на спуске", - докладывал потом Палло и очень гордился этой фразой, но никто уже не требовал подробностей, так как через час контейнер с Белкой и Стрелкой был отправлен в Москву.

Эвакуацию корабля закончили в тот же день настолько быстро и четко, что даже не очень щедрый на похвалу Королев и тот не удержался, сказал: "Спасибо. Хорошо поработали..."

- Значит, вечная ей память, - сказал Комаров. - Жаль, конечно, собачку, но она свой долг выполнила.

Палло промолчал. Комаров... Он был "чужаком", не из их КБ. Его прикрепили к группе перед самым выездом. На контейнере ракеты стояла система их "фирмы", Комаров как будто один из её конструкторов, но о своей работе рассказывал мало, а Палло не очень интересовался. Если человек молчит, значит, и расспрашивать не надо, не положено.

Палло стало грустно. Жаль все-таки эту собачку. Королев огорчится. В последние месяцы он видел Главного мельком, хотя и считался одним из его друзей. Конечно, до настоящей дружбы было далеко, Королев не из тех, кто перешагивает грань между начальником и подчиненным, но симпатизировал он Палло ясно. И пожалуй, лишь они вдвоем знали истинную причину этой симпатии.

Познакомились в тридцать восьмом, когда работали в РНИИ. Королев в одном отделе, Палло в другом. Изредка виделись, перебрасывались двумя-тремя фразами. Королев, в отличие от многих, запомнился: внешность у него была довольно необычная. Из глыбы камня вытесан - это из-за короткой шеи так казалось. И говорил резко, короткими фразами, словно боясь, что его не поймут. А потом они встретились через шесть лет. Столкнулись в коридоре лицом к лицу.

"Здравствуйте, Сергей Павлович, - Палло протянул руку, - рад вас видеть. Очень рад".

Королев удивленно поднял глаза, посмотрел пристально, наконец, улыбнулся. Палло заметил, что Сергей Павлович постарел, осунулся.

"Спасибо вам, Арвид Владимирович, - ответил Королев и, увидев недоуменный взгляд Палло, добавил: - Я читал отчет об испытаниях. Не забыли написать, что это моя конструкция".

Палло удивился, что Королев помнит его имя и отчество.

Ну, а что касается записи об испытаниях, он и не мог иначе, потому что действительно разработку конструкции сделал Королев.

Через два года Королев пригласил его к себе в КБ. Видно, этот человек никогда не забывал таких, как Палло.

Нет, не были они друзьями в том смысле, как принято об этом говорить...

- А не пойти ли изучить местные увеселительные заведения? - услышал Палло. Предложил Комаров. Видно, парень он общительный. - Ознакомиться с достижениями кинематографии или танцевальной программой в клубе?

Комарова шумно поддержали.

- Отдыхайте, - разрешил Палло, - вылет утром, в восемь ноль-ноль. До этого времени все свободны.

- А сам? - спросил Комаров.

- Посплю. Замотался за эти сутки, - ответил Палло.

Он остался один. Допил чай. Убрал со стола. Хотел почитать - томик Лермонтова всегда возил с собой, - но так и заснул, не раскрыв книги.

- Вы товарищ Палло? - тормошил его человек в летной форме.

- Да. - Палло вскочил.

- Вот телефонограмма. - Летчик протянул конверт. - Самолет к вылету готов.

"Немедленно вылетайте. Королев".

- Куда вылетать? - не понял Палло.

- Не знаю, - ответил летчик, - Ил-14 начал прогревать моторы. А где товарищ Комаров и другие?

- Наверное, в клубе. Пошлите за ними. Пусть сразу к самолету. Я буду там. - Палло взглянул на часы. Было четверть первого.

Он быстро собрал рюкзаки. У окна стояла машина. Шофер отчаянно сигналил.

- В чем дело? - Палло недовольно взглянул на водителя. - Людей разбудите...

- Мне приказано доставить вас через десять минут, - смутился шофер. - Так и сказали: сигнальте.

- Раскомандовались... - Палло начал злиться. Происходило что-то непонятное. И казалось, все вокруг знали о случившемся, все, кроме него.

Его товарищи уже были в самолете. Едва Палло поднялся по трапу, самолет начал разбег.

- Что случилось? - Палло не привык, чтобы им распоряжались так бесцеремонно. Обычно было иначе: он прилетал, и все окружающие немедленно поступали в его распоряжение..Этот же летчик ещё вчера прислушивался к каждому его слову.

- Мне приказано доставить вас в город, - ответил пилот. - Любыми средствами и как можно быстрее. А по выполнению доложить самому министру... Ясно?

Палло не ответил. Он уже начал догадываться, что произошло. "А НЗ все-таки напрасно съели", - вдруг подумал он.

В городе ждал Ту-104. Рейсовый из Москвы. До Алма-Аты так и не долетел, посадили здесь. Пассажиров отправили в город, завтра за ними придет другая машина.

- К вылету готов! - доложил командир экипажа, потом, заметив удивленный взгляд Палло, добавил: - Мы поступаем в ваше распоряжение.

- Куда летим? - Палло попытался скрыть свое недоумение - эта гонка на самолетах была непривычной и за ней стояло нечто и некто, о ком Палло мог только предполагать. Хотя "некто" - это Королев, тут у Палло сомнений не было. В этих готовых к вылету машинах и той жесткой схеме гонки, где учитывалась каждая минута, чувствовалась воля и рука Королева, который в своем кабинете и Палло знал это - следит за его броском на восток. Именно туда взял курс Ту-104, а командир экипажа лишь подтвердил, что об аэродроме для посадки они узнают во время полета.

Палло заставил себя заснуть. Эта привычка отдохнуть хотя бы часок, когда есть такая возможность, выработалась за многие годы, пока Арвид Владимирович работал у Королева. Могло так случиться, что не придется спать и сутки, и двое, поэтому пока следовало отдыхать. Палло заметил, что Комаров тоже задремал.

В Новосибирске повторился "куйбышевский вариант".

Ил-14 ждал их, и через десять минут он уже летел к Красноярску. А там вновь рейсовая машина приняла их на борт, и только в аэропорту Красноярска Палло узнал о "загадочном радиопередатчике", который работал где-то на Нижней Тунгуске. К сожалению, пеленг ещё не взяли, было известно только направление, по которому следовало искать контейнер - именно он подавал свой голос из тайги. Самолет шел к Туре, где, как сообщили Палло, уже прочесывали тайгу несколько "Илов" м "Аннушек", пытаясь обнаружить "шарик".

- Рассвет. Через полчаса начнем выброску десанта. Предупреди их.

Командир повернулся, и Палло увидел усталое лицо, воспаленные от бессонницы глаза. Самолет задрожал, но болтать стало меньше, - значит, снова начали набирать высоту.

Палло вышел в салон. Глаза не сразу привыкли к темноте.

Кажется, ещё все спали, и он, постояв минуту, вернулся в кабину.

Командир начал десятый разворот. Самолет ле!" на правое крыло. Звякнула пустая фляжка, Палло забыл сунуть её в карман куртки. Он нагнулся и начал рукой шарить у кресла пилота.

- Оставь, - не оборачиваясь, сказал летчик. - Возьми мою.

Только там не вода... Пригодится. Проходим Туру. Жаль, что нет там хорошей площадки... Сейчас на земле несладко. Ветер сильный.

- Спасибо, - поблагодарил Палло. И хотя они с летчиком за пять часов перекинулись всего несколькими фразами, он почувствовал, что этот громоздкий человек, едва умещающийся в кресле, не очень хочет отпускать их с самолета. Здесь тепло, уютно, гул моторов убаюкивает, а внизу снежная круговерть и минус сорок.

- Опять пищит, - сказал штурман, - голос звонкий.. Как его могли потерять вчера?

- Здесь все возможно: Север. - Командир устал молчать или боялся заснуть и поэтому, как показалось Палло, вызывал на разговор.

- Да, нам повезло, - поддержал он - А в. Туруханске я очень сомневался, что найдем... Повезло.

- Я десять лет здесь летаю, - возразил летчик, - поэтому и говорил, что найду.

Их группу привезли в Туруханск в полночь. Но к этому времени самолет, дежуривший по "голосу" передатчика, потерял его. То ли штурман ошибся, то ли передатчик прекратил работу - никто сказать не мог, и самолет вернули. Штаб поиска уже хотел докладывать в Москву, но Палло потребовал ещё одного полета. Пока готовили самолет, он попросил собрать все руководство штаба поиска.

- Утром все доложим, - попытался возразить кто-то.

- У вас есть приказ? - отрезал Палло. - Выполняйте!

Начальник штаба поиска Ветров зло взглянул на Палло, но больше спорить не стал. Действительно, приказ был категоричен: полностью подчиняться этому человеку, выполнять все его распоряжения. Даже специальный самолет гнали из Красноярска за ним и его группой.

Они ввалились в штаб и бесцеремонно разлеглись на полу.

Через пять минут все уже спали, кроме этого чернявого, довольно молодого человека. "Судя по фамилии, эстонец или латыш", - подумал Ветров.

Люди измотаны. Сутки назад засекли этот передатчик, и вот уже двадцать шесть часов Ветров не сомкнул глаз. Подняли с постели и сразу сюда, в Туруханск. Пять самолетов, почти сотню человек перебросили. Наконец нашли эту "пищалку" за полторы тысячи километров от Туруханска, "держали" её с воздуха да вот потеряли. А как туда добраться? Тайга, мороз, снег - столько намело, что утонуть можно. А метеоролог погоду не обещает до следующей среды... В Туру надо перебраться, но там взлетная полоса не готова. Расчищают от снега... Завтра и начальство пожалует, значит, "пищалка" эта беспокоит Москву. Может, шпионы какие оставили? Но зачем так далеко в тайге? Впрочем, Ветрову уже было все равно, что там за "пищалка", достать бы её быстрее - и домой, в Красноярск.

Наконец в комнате собрались все. Пришел секретарь райкома. На его голову свалилось столько людей, техники, пришлось отменить даже занятия в школе, которую и отдали гостям.

- До точки более полутора тысяч километров. - Ветров показал на карту. Район нам приблизительно известен.

Но теперь главное - работает ли передатчик? Если да, то найдем, ну, а если молчит...

- Это не имеет значения, - перебил его Палло. - Надо найти. Нас выбросите, будем прочесывать тайгу. Метр за метром...

- Сейчас снега глубокие и метель, - попробовал возразить Ветров, - это же Север, а не... - Он замялся, хотел сказать "Эстония", но потом передумал.

- Знаю, что не Эстония, - неожиданно добавил Палло. - Но мы обязаны найти передатчик, обязаны. Ясно?.. А программа такова: тот вертолет, что есть в Туре, мы используем. Но могут потребоваться другие. Значит, надо гнать их туда. Это нужно сделать быстро. Далее, приготовьте десант - человек двадцать. Если потребуется, выбросите к нашей группе. Мы через час вылетаем.

- А связь? - поинтересовался Ветров.

- Рация у нас есть. Главное - летчики. Нужен опытный пилот на вертолет. Очень опытный, - повторил Палло. - Вес "шарика" довольно тяжелый - более двух тонн...

- Можно только одну, - заметил Ветров.

- Знаю, - вновь перебил Палло, - а там более двух.

- Это же свыше допустимого! Я не могу разрешить... И не перебивайте, вспылил Ветров, - я выполняю приказы, но никто не заставит меня отменять другие. У нас в авиации запрещено использовать вертолеты при подъеме тяжестей свыше одной тонны двухсот килограмм. Категорически запрещено, - подчеркнул он, - машина не выдержит.

Кажется, этот "эстонец" растерялся.

- Запросите свое командование, - сказал он. - Сейчас же, а я поговорю с вертолетчиками.

Ветров вернулся с пункта связи минут через двадцать, Красноярск ответил "нет", а так как он ждал ответа долго, значит, руководство управления запрашивало Москву. Ветров увидел "эстонца", который склонился над картой.

- Конечно же, нельзя, - торжествующе сказал Ветров. - Это было и так ясно. - Ему хотелось как-то задеть этого самоуверенного человека, способного, видно, только приказывать, хотя в авиации он не очень-то разбирается.

- Я знаю, - спокойно ответил Палло. - Да и пилоты сомневались, поговорил с ними. И Туру запросил - Козлов тоже говорит, нельзя. Сообща, значит, авиаторы - и там и здесь. Ну, ничего, разберемся попозже. Кстати, у вас неплохой летчик есть. - Палло заглянул на обрез карты, где была записана фамилия. - Он сказал, что найдет "пищалку", я с ним и полечу.

Все необходимые инструкции о дальнейшей работе получите по радио. А эту телеграмму, - Палло протянул листок бумаги, - передайте немедленно в Москву.

Ветров прочитал текст: "Москва, Королеву. Необходим опытный пилот вертолета. Груз на тонну выше допустимого.

Или пилить пополам? Вылетаю на точку".

- Королеву? - удивился Ветров. - Не знаю такого.

- Телеграмму в Москву, - отрезал "эстонец", - там найдут Королева.

- Но сейчас же ночь... - запротестовал полковник.

- Мне тоже жаль будить Эс-Пэ, - ответил Палло, - но другого выхода нет. Кстати, он ещё на работе... Найдут, не волнуйтесь.

Ответ пришел через полчаса.

"Шарик" доставить целым. К вам вылетает нужный человек. Жду результатов поиска. Королев".

Сергей Павлович тут же, ночью, позвонил М. Л. Милю. Тот сразу ответил, что вытащить "шарик" сможет Капрэлян.

- Почему только он? - не удержался от вопроса Королев.

- А Капрэлян все может, - ответил авиаконструктор, - даже то, что нельзя, Сергей Павлович. Я его сам попрошу об этом.

- Ну вот и северная заря, - сказал командир.

Самолет шел над рекой. В левом иллюминаторе встали красные столбы полярного сияния. Они уже оторвались от земли, и между ними и горизонтом появился просвет.

- Приготовьтесь. Пора, - добавил командир. - Выброшу вас аккуратно, чтобы поменьше ходить там, - он кивнул вниз.

Они шли к земле плотной группой. Палло машинально пересчитал: да, все. Он взглянул на землю. Уже проступили очертания реки, а слева и справа от неё черная, бесконечная тайга. "Грузовики уже сели, - подумал Палло. - Ветра почти нет, значит, искать их не придется".

Красный грузовой парашют он заметил метрах в пятидесяти, на полянке, которую уже успел выбрать для приземления.

Земля летела навстречу быстро, и Палло привычно собрался перед ударом. Но произошло что-то странное: стропы дернулись. "Зацепился", - мелькнула мысль, и вдруг Палло почувствовал, что висит неподвижно. Почему ничего не видно? Он сдернул маску, и на лицо поползла колючая белая каша.

"Снег", - догадался Палло.

Он освободился от парашюта, соскользнул вниз. Под ногой почувствовал твердое - земля. "Ничего сугробик, - усмехнулся он, - метра три-четыре".

Снег сползал на голову, и Палло понял, что медлить нельзя.

Словно крот, он начал рыться в этом белом месиве.

Выбрался из сугроба быстро. Но все-таки снег был глубокий - до пояса. Парашют действительно зацепился за два дерева. "Хорошо, - обрадовался Палло, ориентир для ребят".

Грузовой парашют где-то рядом. Память точно зафиксировала направление, и Палло уверенно пошел в сторону реки.

Снег приходилось разгребать руками.

Сначала он увидел красное пятно. Парашют частично был засыпан снегом. Почему? Ведь метели не было! Он потрогал материю, она захрустела. Образовалась складка... Неужели?

Палло лихорадочно заработал руками. Стропы... Да, вот он...

Из снега торчал черный, обгорелый "шарик".

Он поднял голову, надеясь услышать самолет. Хотел ещё раз поблагодарить того неразговорчивого пилота, который даже не представляет себе, какое большое дело сделал. Но самолет уже ушел в Туруханск - горючего оставалось в обрез.

Палло достал ракетницу.

Над тайгой загорелась красная звездочка, и вся группа поиска "поплыла" к своему начальнику. Они поняли, что "шарик" найден.

Козлов, хмурый, вечно не высыпавшийся человек, никогда не спешил. Он ещё раз просмотрел те два десятка телеграмм и радиограмм, которые пришли за последние сутки, и недоуменно пожал плечами. Лететь в тайгу, когда ночью было сорок и снегу намело столько, что вертолет утонет в нем? Они что там, в Туруханске, голову потеряли?.. Правда, среди этого вороха требований и приказов (кстати, никто из них не имел права ему приказывать) была радиограмма. Она пришла сегодня утром из Красноярска: "Козлов. Постарайся помочь. В тайге люди. Думаю, найдешь правильное решение".

Козлов распорядился готовить вертолет к вылету.

Две недели, как началась пурга. Посадочную площадку в Туре не успевали расчищать от снега. И как это бывало не раз, та тоненькая ниточка, что связывала поселок с Большой землей, прервалась. Ничего необычного не было, в прошлом году почти месяц не летали. Это же Север... Но, видно, где-то неподалеку что-то случилось, о чем пока Козлову не сообщили.

Требуют лететь, а зачем и к кому - молчат. Так работать Козлов не любил и не хотел.

Но в тайге оказались люди...

Два года сидит Козлов в Туре. С тех пор, как появился здесь вертолет. Привезли его пароходом, собрали. Машина была новая для этих мест, её берегли. Только в крайнем случае посылали - с геологами или за больным. "Потихоньку осваивай территорию, - сказал тогда начальник управления Аэрофлота, - скоро таких "стрекоз" у нас будет много. А пока ты один. Считай себя испытателем".

Козлов летал много. Но не рисковал. Понимал, что не только летчики с недоверием поглядывали на Ми-4, но и будущие пассажиры предпочитали оленьи упряжки.

Сегодняшний день выдался непривычно погожим. Просветлело, и, если бы посадочная площадка не была занесена снегом, ничто не напоминало бы о двухнедельном ненастье.

А на аэродроме творилось невообразимое. Словно весь поселок явился сюда с лопатами. Где они столько нашли их?

Козлов не знал, что и в райком партии пришла категорическая радиограмма: срочно помочь очистить посадочную площадку. Пошли слухи, что должно прилететь большое начальство, а на самом деле штаб решил перебраться поближе к месту событий.

Уже в воздухе Козлов получил ещё одно сообщение: площадка для его вертолета на точке будет готова через полтора часа. Он решил переждать у Мангулова. И поближе к месту, да и метеоролог, наверное, заскучал: последний раз его навещали месяц назад, когда Козлов завозил ему запасные детали к вышедшему из строя передатчику. У Мангулова всегда готова зимой площадка ветер сдувал снег со льда...

Диспетчер в Туре возражать не стал. "Вечно что-то выдумываешь, - проворчал он. - Не остуди машину, холодновато.

Тебя ещё придется вытаскивать..."

То ли Мангулов прослушал их переговоры, то ли его предупредили - он вышел встречать вертолет. Козлов заметил его черную фигуру на снегу и повел машину на нее. Мангулов, естественно, стоял на том месте, где снега почти не было.

Мангулов был разговорчив. Он мог рассказывать часами о тайге, о Нижней Тунгуске, о своей работе, если замечал, что его слушают. Впрочем, не очень обижался, когда перебивали, но, забывшись, вновь увлекался и говорил, говорил... Наверное, это черта всех, кто долго живет в одиночестве и наконец-то встречает нового человека. Ходили слухи - и женился он на эвенке потому, что она готова была слушать его всю жизнь.

Его совсем не тянуло в Туру, хотя, конечно, можно было бы добиться туда перевода, но как создали тут на берегу Нижней Тунгуски метеопункт, так и сидит на нем Мангулов безвыездно.

Сначала судили о нем строго, потом привыкли и оставили в покое.

- Ты не знаешь, есть ли среди них астрономы или хотя бы физики? - спросил Мангулов.

- Не слышал, - ответил Козлов. От горячего чая и теплав комнате, как всегда, было жарко натоплено - его немного разморило и тянуло ко сну.

- Наверное, есть, - продолжал Мангулов. - Сердцем чую - должны быть. У меня всегда так бывает: потребуется что-то, и тотчас нахожу. Только вчера подумал: давно Козлова не видел, позабыл он меня. И пожалуйста - сидишь ты за столом, беседуем, а разве вечером ты мог подумать о своем прилете сюда?.. Да не волнуйся, крутятся у твоего кузнечика усы, если моя там следит. Не беспокойся, она женщина надежная... Или вот, к примеру, два года назад пришла новая инструкция. В ней написано ясно: наблюдай, Мангулов, за серебристыми облаками и сразу же сообщай, если заметишь их. Ну, честно говоря, я плохо представлял себе, что это такое, попросил прислать книжки, ознакомился...

"А наверное, правду говорят, что те книги, которые есть у Мангулова, он наизусть учит, - вдруг подумал Козлов, - похоже на него".

-...Понятное дело, - продолжал метеоролог, - раньше я как-то на них не обращал внимания. Ну, а если поручено, значит, нужно. Лето как раз хорошее выдалось, начал вставать пораньше, когда солнышко ещё не взошло. Ну и вечером на рыбалке тоже поглядываю вверх... Тут у меня неплохое место есть, на скале, при желании обсерваторию соорудить можно - далеко видать. Дней двадцать хожу я туда, - смотрю. И заметил-таки: переливаются эти облака у самого горизонта. Красивые... Отбил сообщение, а тине благодарность объявляют: мол, первым заметил. Доброе слово поддерживает, вот и стал я пропадать в "обсерватории", ещё не раз видел. Однако уж не благодарят, привыкли, наверное... А ты знаешь про эти облака?

- Нет.

- Напрасно. Интересное это дело. Я зимой подучился немного, потом ребятишек своих настроил - тоже смотрят. Они ведь летом тут живут. Нечего целый день на речке торчать да в тайге, пусть и науке послужат... А о серебристых облаках совсем недавно узнали...

Козлов повернулся к окну, взглянул на машину. Лопасти вращались. Действительно, все жена Мангулова может...

-...Был такой астроном Витольд Цераский. Лет семьдесят назад, в конце прошлого века. Увидел он однажды у горизонта необычные облака. Астрономам хорошая погода нужна, вот и смотрят они на небо повнимательней, чем другие. И видит этот самый Цераский облака, о которых никто не знает. А работал он на Красной Пресне. Ты в Москве бывал?

- Учился.

- Мне не довелось, хотя, бывает, оттуда даже радиограммы передают: мол, посмотри на то или опиши поподробнее полярное сияние... Так вот, Цераский даже в Москве увидел облака, на самом же деле их только в наших краях заметить можно. Повезло ему... К чему я все это тебе говорю? Случилось мне в прошлом месяце увидеть большое серебристое облако, представляешь себе?

- Ну и что такого? - Козлов не удивился.

- В том-то и дело, - торжествующе сказал Мангулов. - Их все видят летом, а я зимой. Впервые - зимой. Чувствуешь?

Может, большое открытие в науке получится.

- Сообщил? - заинтересовался Козлов. Ему хотелось, чтобы этот странный, но очень милый человек действительно сделал открытие. Даже сон немного сняло.

- Они отвечают: не может такого быть! - Мангулов встал из-за стола, подошел к окну. - Как не может быть, когда я это облако несколько раз видел, и из этого окна тоже. Ты-то веришь мне?

- Конечно.

- А может, ты до вечера останешься? - с надеждой спросил Мангулов. Вместе посмотрим... если оно опять появится.

- Сегодня не могу.

- Я понимаю... - Мангулов огорчился, хотя знал, что скоро Козлову вылетать. - Поговори с этими, что в тайге. Может, кто из них у меня заночует.

- Обязательно. Сам привезу, - пообещал Козлов, - если, конечно, смогу забрать их.

- Я могу дойти, - предложил Мангулов, - здесь верст двадцать, не больше. Снег глубокий, но добраться можно. Бывало и не такое... А меня не прихватишь? В крайнем случае в поселке оставишь, там у меня дела всегда есть.

Козлов, ещё несколько минут назад решивший про себя не братй Мангулова ("Тот будет обязательно проситься, наверное, и разговор об облаках затеял для этого"), вдруг согласился.

- Подведешь ты меня, но начальство далеко... - сказал Козлов.

Мангулов не ожидал, что летчик сдастся так быстро, и даже растерялся.

- Можно объяснить производственной необходимостью, - серьезно сказал он. В моем районе падает ракета, должен же я поглядеть на нее.

- Какая ракета? - не понял Козлов.

- Обыкновенная. - Мангулов озорно подмигнул. - Думаете, от Мангулова можно скрыть?

Козлов теперь понял, почему так много радиограмм пришло в Туру за минувшие сутки.

Метрах в двухстах от "шарика" торчал бугорок, словно специально созданный для посадочной площадки вертолета.

Потребовалось каких-нибудь два часа, чтобы спилить и убрать десяток деревьев, и Палло передал радиограмму, что готов принять Козлова.

Теперь можно было заняться "шариком".

Когда вся группа собралась у контейнера, Палло, пытаясь перебороть свое любопытство и нетерпение, сказал:

- Торопиться некуда. Будем действовать так, словно ничего не произошло.

Он понимал нелепость сказанного, но привычка четко соблюдать инструкцию а именно в ней было определено не приступать к эвакуации "пассажиров", пока не придет вертолет, - все-таки победила, хотя Палло прекрасно понимал, что происходящее не укладывается ни в какие инструкции.

- Очень холодно, - добавил он, оправдываясь. - Она может замерзнуть.

- Неужто ты веришь? - удивился Симонов, тот самый Гриша Симонов, с которым Палло работал уже три года и с которым разыскивал "головки" ракет на Камчатке и спускаемые аппараты кораблей-спутников.

- Я безнадежный оптимист, - улыбнулся Палло, - но меня Эс-Пэ предупредил, чтобы там, - он кивнул в сторону "шарика", - все было сохранено по возможности так, как есть.

Короче, приказ таков: посадочная площадка. Ясно?

Конечно же, Палло не верил в чудо. Еще там, в расчетном районе посадки, где они ждали этот контейнер, стало ясно:

нерасчетная траектория спуска подразумевает гибель и собачки, и всей "начинки" аппарата. Баллистики быстро подсчитали: перегрузки плюс гигантская температура. "Шарик" должен рассыпаться и сгореть. То, что он, обуглившийся, весь в сплетении проводов, лежит сейчас перед ними на снегу, - это действительно чудо. Оболочка все-таки выдержала, и Палло воспринимал находку "шарика" как подарок. Прежде всего коллективу Королева. Ведь прошло хоть и не запланированное, но чрезвычайно важное испытание. Ну, а биологи и медики? Они тоже кое-что получат, если, конечно, что-то сохранилось внутри...

Вертолет завис над ними неожиданно быстро. Всего несколько минут назад Палло передал радиограмму, а над лесом уже слышался рокот мотора.

Летчик сделал два круга над ними, присматриваясь к площадке, а затем уверенно посадил машину.

Из вертолета первым вывалился кряжистый мужичок в оленьей шубе, подмигнул Палло и, ничего не сказав, вонзился в снег. Отчаянно работая руками, он напрямик поплыл к "шарику", хотя чуть в стороне уже пролегла тропа, протоптанная группой. Возможно, он не заметил её, так как она уходила к палатке, а оттуда тянулась к "шарику". Впрочем, Мангулов скоро сориентировался и, прежде чем Палло успел остановить его, уже добрался до контейнера.

- Он только посмотрит, - услышал Палло, - это наш метеоролог.

Арвид Владимирович недовольно взглянул на летчика.

- Туристов возите? - крикнул он.

Летчик сделал вид, что не услышал.

Палло забрался в кабину.

- Сможете взять его? - Палло показал на аппарат. Он решил не обострять отношений с летчиком.

- Сколько весит? - Козлову не понравился этот человек, который вел себя так, словно и вертолет и эта тайга принадлежат ему.

- Чуть больше двух тонн.

В голосе Палло звучали требовательные нотки, и это вызвало новую волну неприязни, хотя Козлов чувствовал, что оснований для неё нет. Но бывает так: не понравится человек с первого взгляда - и потом уж не пересилить себя.

- Во-первых, просеку прорубать надо, иначе не возьмешь, - сказал Козлов. Ну а во-вторых, у нас ограничение - до тонны. Да я уже передавал вам...

Нет, определенно долговязый - кажется, Палло, так он представился тогда из Туруханска - раздражал Козлова. Такие элементарные вещи, как грузоподъемность вертолета, знал в Туре каждый мальчишка. Козлов подумал, что этот неприятный человек, привыкший командовать - властные нотки чувствовались даже в его вопросах, - сейчас начнет его уговаривать. Однако тот коротко бросил:

- Ну что ж, найдем других... Ждите, через полчаса возьмете моего человека.

И выпрыгнул из кабины.

"Ну-ну, прыткий очень, - обиделся Козлов. - "Другого найдем"... Побегаешь за две тысячи километров, может, и найдешь..."

А Палло остался доволен летчиком. Сдержанный, упрямый.

Разозлился, что опять его спрашивали о грузе, но сдержался.

С такими людьми Палло срабатывался, не впервые его встречают в штыки. Ничего, потом привыкают. В их деле должен быть человек, слово которого закон. Пожалуй, он немного подражал Эс-Пэ, как и все, кто работал с Королевым. У других это не получалось, но Палло казалось, что суровость и резкость в их деле необходима. Как в армии. Единоначалие.

А распоряжения обсуждению не подлежат.

У "шарика" копошился тот самый метеоролог. Палло недовольно глядел на него, но мужичок спокойно продолжал отковыривать черные кусочки обмазки.

- Как уголь, - бормотал он. - Силища-то какая в воздухе!

Словно после пожара...

- Нельзя! - Палло схватил Мангулова за руку. - Ни в коем случае нельзя! Опасно... И идите к вертолету... Слышите?

К вертолету!

Мангулов послушался. Он попятился от этого человека, чье лицо покраснело то ли от гнева, то ли от мороза.

Но Палло уже забыл о нем. Волнение, которое он не раз испытывал при вскрытии аппарата, сейчас нахлынуло, и он коротко бросил:

- Инструменты!

Он не сомневался, что рядом Симонов.

- Не торопитесь, - услышал он голос Комарова. - Я отослал всех к вертолету. Да и ты отойди. С этим "шариком"

нельзя спешить.

Палло отшатнулся от аппарата. В тоне Комарова чувствовалось беспокойство, которое не было-свойственно ему. За эти сутки Палло неплохо узнал напарника.

- Тебя что смущает? - Палло, несмотря на свою категоричность, всегда выслушивал мнение других, даже если оно было ошибочно.

- Эти провода, - Комаров показал на аппарат. - Не дай бог, если они под током. Тогда может сработать моя система.

Это раз. И во-вторых, контейнер с животным не отделился, значит, пиропатроны... Их хватит, чтобы любого из нас разрезать пополам. Давай-ка ещё разок глянем на схему.

Совещались минут двадцать. Оказалось, что Комаров знает аппарат не хуже Палло, и Арвид Владимирович ругнул себя за то, что мог показаться Комарову мальчишкой. "Зачем сразу же полез х; инструментами?"

- Теперь тебе понятно, почему я должен работать? - сказал Комаров. - А ты от греха подальше стань за той сосенкой и записывай: я буду диктовать все операции. А если бухнет, там не зацепит...

- Нет, я начну...

Комаров улыбнулся.

- Я войну прошел сапером, привык, - сказал он. - Зря голову не подставляю.

- Не будем спорить. - Палло достал коробок спичек, обломил одну из них. Короткая - идешь ты, длинная - я. Согласен?

Комаров кивнул. Протянул руку и резко вырвал спичку.

- Короткая, - показал он. - Прикури-ка папироску. Пять минут не решают.

- Эй-эй-эй, - вдруг услышали они. - Радиограмма от какого-то Королева. Требуют срочно передать Палло.

Кричал Козлов.

- Докури, я узнаю, что там. - Палло направился к вертолету.

Он не оборачивался. А Комаров, втоптав в снег окурок, резко встал и шагнул к "шарику".

- Передали из Туры, - сказал Козлов, - что Королев предупреждает об опасности взрыва пиропатронов. Действуйте по собственному усмотрению... Перестраховывается, видно, ваш Королев.

- Не болтай ерунды, - разозлился Палло. - Он о нас заботится... Я пойду туда, а вы в случае чего следите отсюда, и никто не должен шагу ступить в нашу сторону. Понятно?

Комаров все-таки ошибся. То ли батарея от удара раскололась, то ли оборвался провод, но система была обесточена.

"Зря беспокоился, - подумал Комаров, - взрыва и не могло быть... И самолетная гонка теперь ни к чему".

Он махнул рукой. Палло подбежал к нему.

- Немного перестраховался... - Комаров оправдывался. - Извини за спички...

- Нет, браток, все же тебе придется постоять за сосной, - улыбнулся Палло. - Пиропатроны все же не сработали... Теперь моя очередь.

Комаров неохотно отошел: сейчас Палло имел право приказывать ему.

"Контейнер, упакованный в специальный чехол, находится в нижней части люка? 2 под рамой. При работе с контейнером соблюдать осторожность - он может быть выброшен из шара", - вертелись в голове строки из инструкции. Надо прежде всего добраться до разъемов, а они с той стороны, у самой земли. Палло просунул отвертку в щель, прижался к "шарику".

Да, если сейчас сработают пиропатроны... Разъем поддался легко... Теперь надо снять планку и отвернуть два болта...

И ввинтить ударную трубку, а потом гайку... Пиропатрон за ней...

- Я держу, - услышал он голос Комарова, - одному не справиться.

Работали молча. Болты пригорели, поддавались с трудом Вдвоем они вытянули из аппарата контейнер. И первое что увидел Палло, - большие, удивительно большие глаза собаки. Они смотрели на него доверчиво и, как ему почудилось с грустью...

Механик нашел командира в ресторане аэропорта. Они вылетели из Москвы на рассвете, и Капрэлян так и не успел позавтракать.

В Красноярске их уже ждал транспортный самолет, но Капрэлян выпросил полчаса, чтобы перекусить.

- Собачку привезли, - сказал механик, - можно взглянуть...

- Какую собачку? - не понял Капрэлян.

- Ту самую, из Туры. Забавная. А главное - жива... - Механик был возбужден. - Представляете?

- Ну и что?

- Нет, но очень интересно... - Механик не почувствовал иронии. - К ней никого не пускают, но я уговорил. Вам дадут взглянуть.

- Я много дворняжек видел. Спасибо за приглашение.

А вот такой шашлык, - Капрэлян показал на тарелку, - давно не ел. Сибирский шашлык. Не хочешь?

- Эх вы, - огорчился механик, - такой исторический момент пропустите... Потом пожалеете!

Долго потом вспоминали Капрэляну этот разговор в ресторане. Он опоздал, так и не увидел собачку. Ее отправили в Москву. А история о шашлыке расползлась, причем много лет спустя, даже уйдя на пенсию, однажды Капрэлян услышал:

"Больше всего Рафаил Иванович любит сибирские шашлыки он даже ради них на Нижнюю Тунгуску летал". Капрэлян ценил юмор, сам был не прочь пошутить, но за леность себя ругал: жаль, что так и не взглянул тогда на собачку. Уж больно популярность у дворняжек оказалась большая.

В Туре Капрэлян понял, что операция по спасению "шарика" продумана до мелочей И площадка есть, и просеку прорубили.

Машина тоже была в порядке. Козлов прогревал мотор.

Вот только Капрэлян сплоховал. Он это почувствовал, как только выбрался из самолета. Сигарета примерзла к губе, а по спине поползли мурашки. Мороз изрядный.

Ветров, командовавший на аэродроме, понял все сразу и приказал одному из своих сотрудников раздеваться. А сам вновь развернул карту.

- Хочу посоветоваться, товарищ Капрэлян, - сказал он. - Если вы вывезете объект сюда, мы его все равно не сможем отправить в Туруханск. Полоса здесь крохотная, транспортная машина не сможет сесть. Козлов, командир вертолета, предложил дойти по реке до Туруханска. Сможете?

Капрэлян удивился:

- Это же полторы тысячи! Без дозаправки нельзя.

- В тайге сидит один человек. Он подтолкнул к этой идее - приказал гнать сюда ещё вертолеты, и мы решили две промежуточные базы с горючим создать. Оленьи упряжки уже вышли из Туруханска. Вертолеты новые, наверное, будут не нужны?

- Мне хватит этого.

- Я тоже так думаю, - охотно согласился Ветров. - Так, может, через недельку и махнуть в Туруханск? Вдоль реки лететь, конечно, трудновато, но если впереди пустить Ан-2, чтобы тащил на хвосте? Как?

- Сначала вывезем "шарик" сюда, - сказал Капрэлян, - а потом и решайте.

- Хорошо, - вновь согласился Ветров. Капрэлян понял, что свою задумку тот будет отстаивать до конца. - Теперь ещё один вопрос: Козлов требует, чтобы вы его взяли с собой. Не возражаете?

- Я с ним сам поговорю. Мне он не нужен...

- Конечно, но опыт Козлову пригодится, - настаивал Ветров, - в данном случае вам никто приказывать не может.

Вы понимаете, что я имею в виду?

- Да, несу полную ответственность, - улыбнулся Капрэлян. - Так и передайте по начальству: "Капрэлян сам принял решение".

- Вы уж извините, - Ветров смутился, - но в данном случае ни мы, ни Красноярск не можем дать разрешения на вылет...

- Я работал с таким грузом, - успокоил Ветрова Капрэлян, - опасность, конечно, есть, но не так уж велика, как кажется. А Козлова я должен предупредить... Будем считать этот вылет испытательным.

Разговор обоим был неприятен. Рафаил Иванович подумал, - что будь воля самого Ветрова, наверное, тот, не раздумывая, сам поднял бы вертолет. Но как человек, получивший приказ ещё раз напомнить Капрэляну об ответственности, которая ляжет на него в случае неудачи, он обязан был говорить на эту тему, которую летчики обычно не затрагивают. Особенно перед вылетом.

Козлов ждал Капрэляна в кабине.

Они поняли друг друга с полуслова, и Рафаил Иванович не стал говорить о риске, об ответственности и обо всем остальном, что к их профессии, по сути, не имело отношения. А Козлов, хоть и немало был наслышан о знаменитом испытателе вертолетов, сразу почувствовал в Капрэляне товарища: громкие звания не имели никакого значения.

Эвакуация "шарика", как это и бывает в подобных случаях, заняла всего два часа и прошла гладко, без осложнений!

Капрэлян легко поднял аппарат, завис над просекой, словно проверяя трос на прочность, а потом повел вертолет в Туру напрямик. Встретился на пути холмик, но машина послушно взяла вверх. "Шарик" висел неподвижно, не раскачиваясь.

Пожалуй, лишь Козлов по достоинству оценил мастерство испытателя. Остальным, в том числе и Палло, подумалось, что напрасно, наверное, вызывали из Москвы Капрэляна, - справились бы и сами.

На аэродроме летчик разъединил замок рановато, и "шарик" приземлился не мягко, а с глухим ударом, который привел в бешенство Палло, хотя с аппаратом ничего не случилось.

Произошла ссора, о которой позже Палло горько сожалел.

- Вам не изделия возить, а.. - Палло подыскивал слова, -...а чугунные болванки. Бракодел!

Капрэлян обиделся на "бракодела", словечко-то не часто встречается в авиации. Вспылил:

- С этой обгорелой штуковиной ничего не будет! А вы, гражданин самозваный начальник, действительно правы:

у меня дела поважнее, чем возить ваши железки!

Через два часа Рафаил Иванович улетел в Красноярск.

Задание он выполнил, в Москве его ждала новая машина. Ее испытания надо было закончить к Новому году - график работы никто отменять не собирался.

Палло не провожал Капрэляна. Он попросил начальника аэропорта истопить баньку и, захватив с собой Ветрова и Комарова, отправился туда "поговорить о будущем".

Ветров сначала сопротивлялся: мол, не по-людски получилось с известным человеком. Но Палло резко оборвал его:

- То, что было, - позабыто. Нам работать надо, а не сентименты разводить. Ясно?

Спорить с ним было бесполезно, да и опасаться начал Ветров этого "эстонца" - лучше уж уступить ему.

В бане уже парился кто-то. На лавке лежала оленья шуба, галифе и гимнастерка без погон.

Палло недовольно поморщился, но смолчал. Дверь парной приоткрылась, и в щели показалось улыбающееся бородатое лицо. Палло узнал того мужичка, который прилетал вместе с Козловым в тайгу. "Метеоролог", - вспомнил он. Да, это был Мангулов.

- Что, прилипчивый я, как первый гнус? Да не дергайся, вижу, нос в сторону воротишь, - Мангулов говорил громко.

Лицо раскраснелось, раздалось от пара и теперь казалось совсем круглым. А разве без Мангулова настоящую баню сделаешь? На всей Тунгуске не сыщешь лучше, так что придется тебе мириться со мной... Зря косишься, эстонец, думал, с тобой кто из физиков или грамотных в нашем деле людей будет, но ошибка вышла. Раз так, значит, не вы мне, а я вам сгожусь. Ну, а если навяз сильно, то и в наше положение войди: сидим в тайге, на небо смотрим, за день двумя словами с женой перебросишься - и молчок. От людей отвыкать начинаешь, а тут ракета, вертолет, народу набилось в Туре столько, что на съезд больше не соберешь. Разве могу я у себя сидеть?

Иди-ка лучше погрейся в баньку, эстонец. Она как раз созрела в пору, Мангулов свое дело знает, раз его просят.

Палло почувствовал себя виноватым перед этим человеком.

- Кажется, вы что-то необычное видели, - начал он.

- Успеется... - Мангулов подмигнул Ветрову. - Прогреться вам надо, а о своем я расскажу. Обязательно. За этим дело не станет.

Банька была истоплена и впрямь хорошо. Она напомнила Палло ту, теперь такую далекую, в его родном Тарту. Далекую - нет, не из-за расстояний, - что по нынешним временам полдня лету? Вот уже три года не мог он вырваться в отпуск, съездить к своим, порыбачить на озерах, попариться в баньке с отцом, потолковать с ним за бутылкой пива. На весь вечер уходили они в баню, там и о завтрашнем дне поговорить можно, и о видах на урожай, и о московской жизни сына. И душевный идет разговор, откровенный, мужской... Да, давно не видел отца, скучал по нему.

- Что, Эстонию свою вспомнил? - вдруг спросил Комаров, и Палло вновь удивился, как этот в сущности мало знакомый ему человек так точно угадывал его мысли.

- Нет, - не признался Палло. - В тупик загнал он меня,

Палло кивнул в сторону Ветрова.

- Не сможет сесть ваш транспорт, - повторил тот, продолжая прерванный час назад разговор, - даже если всех летчиков-испытателей призовете сюда, - уколол он Палло. - Ну, допустим, посадим машину, погрузим ваш "шарик", но сам господь бог не взлетит с такой полосы. И людей и технику угробим.

- А если я разрешение получу? - не сдавался Палло.

- Знаю, что ваша организация и этот самый Королев многое могут, - спокойно ответил Ветров, - уже убедился на собственной шкуре. Однако, во-первых, через технику не перепрыгнешь, а во-вторых, обидно, если вся работа коту под хвост. Рисковать надо уметь, но со смыслом... Лучше разрешение для Козлова получи: мол, есть ему полное доверие, а разные инструкции пока недействительны. Тогда твой "шарик" и до Туруханска доберется

- Слышал я, что в Финляндии многие совещания в бане проводят, - рассмеялся Комаров. - И дела обсудят, и вымоются... Доля истины есть, Арвид, в его словах.

- Ветров из наших краев, соображает, - вмешался Мангулов.

- Ты мне характеристику не сочиняй, - вдруг обиделся Ветров - Но если свой транспортник все-таки в Туру пригоните, я на нем полечу. Без себя не выпущу, это точно. На "Иле" сажусь здесь - каждый раз сопочке кланяюсь: спасибо родная, не погубила. Красивенькая она, когда с земли глядишь, а стоит точно по курсу. Отсюда-то далеко вроде до нее, а в самолет сядешь - сразу стеной перед глазами вырастает.

Вот если бы её убрать...

- Ты ему такие идеи не подсказывай - Комаров улыбался. - Приведет сюда маленькую атомную бомбу и ахнет. Вот и нет твоей любимой сопочки. Имей в виду, за "шарик" этот обгорелый он горы свернет. Так что, пожалуйста, без идей.

Ну, а к вертолетному варианту душа у него не лежит: боится, что побьют "шарик", пока до Туруханска доберемся.

- Даже Капрэлян и тот... - Палло не сдержался, выдал свое опасение. Не очень-то теперь он доверял вертолетчикам. - А может быть, санный поезд организовать? - неожиданно пришла ему новая мысль. - И по реке до Туруханска?

- Пожалуй, две-три сотни оленей потребуется, - заметил Ветров. - А это не в моей власти.

- Оленей достанем, - уверенно сказал Палло, - райком поможет, колхозы. Но так надежнее будет, верно? И метеоролог с нами до Туруханска, договорились?

- Можно и до Туруханска, - охотно откликнулся Мангулов. - Тысяча верст туда и тысяча обратно, это для таежника не концы. Но только не пойду я с вами на оленях, не пойду...

Мангулов замолчал, потянулся за ковшом, набрал воды и плеснул её на раскаленные камни.

- Пожалуй, пока хватит... И никто не пойдет, - сказал он. - Не знаете вы Тунгуски нашей, а она река с норовом, озорная речка. И горячая, как этот пар. В два этажа лед на ней. Первый, что в начале зимы становится, ко дну ложится.

Река по нему течет, а потом снова замерзает. Вот и получается пирог: лед, вода и снова лед. Верхний слой с промоинами. Через полсотни верст в одну из них ваш поезд и угодит. Да и оленей не прокормить вдоль Тунгуски. Сейчас снег тяжелый лег, глубокий очень. Человек и тот тонет, сами испытали. Так что лучше лета подождать, пароход придет обязательно - вода в этом году высокая будет. Ну, а если бы я на твоем месте был, эстонец, доверился бы Козлову. Он хороший человек, таких в тайге любят.

В наступившей тишине они услышали нарастающий гул.

Палло, Комарову и Ветрову он был знаком. Мангулов удивленно посмотрел вверх, словно звуки доносились с потолка.

Они разом выскочили в предбанник и начали судорожно одеваться.

Над Турой кружил тяжелый транспортный самолет, тот самый единственный АН, который был специально приспособлен для перевозки кораблей-спутников.

Самолет сделал два круга над городом, а потом начал медленно снижаться. АН заходил на посадку. На несколько секунд он скрылся из глаз за сопкой, и Палло машинально схватил Ветрова за рукав.

- Это единственная наша машина, - прошептал он.

- Если он не возьмет сейчас ручку на себя, то её больше не будет. - Голос Ветрова сорвался. - И какой идиот приказал ему лететь?!

Ветров стряхнул руку Палло, отбросил тулуп и побежал.

Он что-то кричал, но разобрать слова было невозможно, потому что прямо из сопки, как показалось Палло, выросла махина Ан-26. Самолет шел над самым аэродромом с выпущенными шасси, но летчик, очевидно, уже понял, что посадить машину не сможет. Ан-26 пополз вверх. Летчик начал второй заход.

Палло понял, куда бежит Ветров. Теперь он молил об одном: чтобы тот успел, прежде чем транспортник вновь скроется за сопкой.

Ан-26 опять начал снижаться. Вот он уже над рекой, ещё небольшой поворот и... Самолет словно останавливается на месте, замирает на мгновение и резко уходит вверх. Он проносится над Турой, покачивает крыльями и исчезает. Даже звука двигателей не слышно.

- Как призрак, - вдруг слышит Палло. Рядом стоит побледневший Комаров.

- Если бы не Ветров, стал бы призраком, - говорит Мангулов. - Внушительный аппарат, таких не видали здесь. Теперь у эвенков новые легенды появятся, они любят их сочинять...

А мы выскочили шустро... - Мангулов рассмеялся. - Теперь и допариться можно без помехи.

Палло не ответил. Он застегнул куртку - мороз начал прибавлять - и, не оглядываясь, зашагал к зданию аэропорта

- Закрывай, таежный человек, свою парную. - Комаров протянул руку Мангулову. - Банька получилась отменной Век не забуду. Прощай.

Мангулов растерянно глядел им вслед. Он взял пригоршню снега, хлестнул им по лицу. Иголки больно укололи кожу.

- Ночью до пятидесяти дотянет, - сказал он вслух, - завтра уже баню не прогреешь.

Мангулов взглянул на удаляющиеся фигуры Палло и Комарова, хотел окликнуть их, но раздумал. Постоял ещё немного, а потом вернулся в баню. Топил её на совесть - не пропадать же добру.

* * *

Никто не видел его усталым, измученным, опустошенным.

Даже секретарша. Впрочем, не предупредив, она никогда не входила в кабинет.

В том гигантском ракетно-космическом механизме, в котором работали десятки заводов и институтов, испытательных полигонов и стартовых комплексов, не должно случиться ни единого сбоя, потому что до пуска Гагарина оставалось всего четыре месяца. Нет, пока даже он, Главный конструктор, не мог назвать точную дату, когда именно прозвучит ставшее потом таким знаменитым "Поехали!". Четыре месяца? Пожалуй, в этот первый день нового, 1961 года, если бы кто-то сказал об этом сроке, он бы услышал категоричное: "Не фантазируйте! Работать необходимо, только работать!"

Надо было изготовить, испытать, запустить, проверить в реальном полете два корабля-спутника и не получить ни единого замечания. Два! И только потом третий, с человеком.

Два корабля-спутника еще.

"А группа Палло что-то там возится", - недовольно подумал Королев, хотя сразу же остановил себя: сам когда-то побывал в таких краях. Это не Подмосковье. К тому же, безусловно, Арвид делает все возможное...

На столе лежала телеграмма:

"Срочно нужен спирт. Нечем заправлять вертолет. Ни Красноярск, ни Туруханск не дают. Палло".

Королев улыбнулся. Вовремя пришла телеграмма. Как раз первого января.

Он представил себе, как сейчас снимет трубку и скажет насчет этого спирта, и наверняка уже завтра над ним будут подшучивать: "А Королев-то к празднику потребовал двести литров спирта. Аппетит же у него..."

Странно, не похоже на Палло - он не сообщил, что спирт нужен для системы противообледенения. Неужели подумал о его, королевском, прошлом? О тех самолетах, об авиации.

Впрочем, наверняка так и есть. Вышли они из авиации, выросли с ней, и хоть сейчас совсем другими машинами занимаются, а самолеты где-то рядом, и в памяти и в душе...

И не только у него Ночью встречали Новый год, как обычно, в старой компании - только самые близкие друзья и соратники. Сели за стол за десять минут до двенадцати, подняли тост за минувший год. В общем-то, шестидесятый получился неплохим, хотя мог быть и лучше. А когда часы пробили полночь, встал Келдыш. Говорили о нем, что немногословен, суров, суховат. Но те, кого он считал друзьями, видели его иным - веселым, оживленным, разговорчивым. И не только на этих встречах в канун Нового года, но и на пусках.

- За космический год! - сказал Келдыш - И за полет человека!

Они чокнулись бокалами с шампанским и замолчали. Разом все. Каждый представил себе, как это будет.

А потом завели музыку. Королев дважды станцевал с женой.

Постепенно, как это бывало и раньше, образовалось две группы. Мужчины начали "праздничное рабочее совещание", хотя каждый раз договаривались, садясь за стол, что сегодня ни слова о делах. Ну, а жены - о своем. Они давно уже привыкли к этому сценарию праздничных вечеров. Изменить его было невозможно.

Королевы вернулись домой около трех. А в десять Сергей Павлович уехал на работу. В такие дни - выходные и праздники - он вызывал к себе тех, с кем в рабочие будни не удавалось встретиться, не хватало времени Вот и сегодня должны приехать инструкторы космонавтов и один из ученых, который обязательно хотел побеседовать с Главным. Королев машинально назвал ему дату - 1 января, а сейчас подумал, что этот астроном из Тарту, наверное, провел новогоднюю ночь в поезде, и почувствовал себя виноватым перед человеком которого он ещё ни разу не видел.

Минутное сожаление так же незаметно ушло, как и раздражение от телеграммы Палло о спирте, хотя Сергей Павлович прекрасно понимал, что тот просит о необходимом. Просто время было неудачное.

Королев снял трубку кремлевского телефо


<== предыдущая | следующая ==>
 | Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности

Date: 2015-07-23; view: 193; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию