Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






финансы

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина:

 

 

Тема:

Государственный долг Российской Федерации

 

 

РЕЦЕНЗИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:  
  Выполнил: студент 3-го курса, специальности бухучёт,анализ и аудит И. Н. Ишунина Проверил: ст. преподаватель ИВЭСЭП В.В.Борисов
 
 
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1.1 Виды государственного долга

1.2 Формы государственног долга

1.3 Государственные и корпоративные ценные бумаги,как источники покрытия государственного долга

2. Внутренний долг

2.1 Понятие внутреннего государственного долга

2.2 Структура и динамика внутреннего государственного долга

3. Внешний долг

3.1 Первые государственные займы,планы их погашения

3.2 Первое государственное долговое агентство

3.3 Политика в области выпуска и размещения госзаймов

3.4 Особенности долговой политики царской России

4. Состояние и динамика государственного долга

4.1 Советский долг

4.2 Распределение государственного долга СССР

4.3 Структура внешнего государственного долга

5. Заключение

6. Список литературы

 

Введение

Политика в области государственных заимствований,управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики.От её эффективности зависят международный имидж государства,отношение политиков,инвесторов,потенциальных партнёров по совместным крупным международным бизнес-проектам,международных финансовых организаций, а так же международный суверенный рейтинг.

Для понимания сущности госдолга важно определить причины его возникновения в экономике.

Всеобщими причинами образования госдолга принято считать:войны,стихийные бедствия,государственное предпринимательство,рост иностранных капиталов,социальную политику государства.Военное происхождение госдолгов известно испокон веков.Война и приготовление к войне,содержание армии в связи с ростом её размера и совершенствованием вооружения требуют таких расходов,которые не позволяют покрыть их за счёт текущих бюджетных доходов.

Со становлением рыночных отношений государство превращается в хозяйствующий субъект.На смену насильственным рычагам привлечения средств (увеличению налогов) приходит использование кредита.Власть создаёт государственные предприятия в отраслях,которые недоступны и непривлекательны для частного предпринимателя(из-за долгих сроков окупаемости инвестиций) или социально значимы.Возникает необходимость заимствований для их финансирования.

Внешний долг возникает и при переливе капитала из одной страны в другую.капитал стремится туда,где устойчивы прибыли,ниже риски инвестиций.Речь идёт о выпусках внешних ценных бумаг государства для нерезидентов.Для иностранных инвесторов такие вложения менее рискованы,чем приобретение корпоративных ценных бумаг.

Социальная политика государства связана с его дополнительными расходами.Социально-экономические преобразования,реформы государственного управления,экономического,политического устройства являются дорогостоящими.Для их реализации государство вынуждено осуществлять заимствования.Для долговой политики России характерно сочетание внешних и внутренних заимствований.Основными формами внутреннихзаимствований были выпуск облигаций,бумажныхАссигнаций,эмиссия процентных кредитных,доходных банковских билетов государственными банками.

Бюджетная,долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой:государственный долгвлияет на экономический рост,денежное обращение,уровеньинфляции,ставки рефинансирования,занятости,объёма инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики,приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике,нарушению воспроизводственных процесоов,снижению экономического роста.Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства,что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные,инвестиционные и другие цели,не связанные с погашением и обслуживанием долга.Необоснованная бюджетная,денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата,побуждая инвесторов к выдвижению требований боле высокой премии за риск.Это особенно касается стран,развивающихся и формирующих рынки ценных бумаг,где заёмщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств,что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте.Чрезмерный рост государственного долга несёт в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

Для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьёзный анализ структуры долга,возможностей по его погашению,срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктукризации.При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.

 

Цель контрольной работы-исследование сущности и понятия внешнего и внутреннего государственного долга России,экскурс в историю вопроса анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга.

1.1 Виды государственного долга

 

 

Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от

признака, положенного в основу данной классификации.

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых

обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть,

выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по

выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и

общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает

задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления

республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов

власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто

государственный долг.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий

государственный долг характерны на современном этапе для большинства

промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для

привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного

финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как

внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного

долга - внутреннего и внешнего.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие

в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются

долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте

Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства

обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на

иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по

существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать

те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний

заем может попасть в руки иностранцев и обратно.

1.2 Формы государственного долга

В соответствии с законодательством Российской Федерации в состав

государственного долга включаются:

- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени

Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными

государствами и международными финансовыми организациями;

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска

ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- договоры и соглашения о получении Российской

Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней

бюджетной системы Российской Федерации;

- договоры о предоставлении Российской Федерацией

государственных гарантий;

- соглашения и договоры, в т.ч. международные,

заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации

долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

1.3 Государственные и корпоративные ценные бумаги, как источники покрытия

государственного долга

Предлагаемые для использования в операциях по обслуживанию и погашению

источники покрытия внешнего долга, можно классифицировать следующим образом:

1. - наличные денежные средства;

2. - государственные ценные бумаги;

3. - корпоративные ценные бумаги;

4. - товарные поставки;

5. - долговые обязательства третьих сторон перед российским правительством;

6. - иные государственные активы.

Смотрите также таблицу 1. В реальной жизни, естественно, возможны их

сочетания в различных пропорциях.

Таблица 1

 

Средства платежа по внешнему долгу и их источники

 

Варианты

 

Средства платежа

 

Источники

 

1 Бюджетные доходы налоговые неналоговые Финансирование реалиизация госактивов запасов имущества собственности (приватизация) государственные займы внутренние, в том числе кредиты Центрального банка внешние Наличные денежные средства

2 Эмиссия нового государственного долга Государственные ценные бумаги

3 Государственные компании и принадлежащие государству доли в частных компаниях Корпоративные ценные бумаги

4 Государственные закупки Товарные поставки

5 Платежи российских заемщиков Долговые обязательства перед российским правительством (например, третьих стран)

6 Иные государственные платежи

 

Размещение государственных ценных бумаг может быть:

- Добровольным - размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном)

рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат

государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального

займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), еврооблигации;

- Вынужденным квазирыночным - рыночное оформление фактического

государственного долга. Так появились на свет облигации внутреннего валютного

займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина,

переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам,

предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен

портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки

собственно рынка.

Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или иного

средства платежа должно выступать соотношение их цен, как в момент платежа,

так и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается в том,

чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более

дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов,

дешевых в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно

откладывать до более позднего времени.

 

2 Внутренний долг

2.1 Понятие внутреннего государственного долга

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации приводится определение

государственного или муниципального долга, которым являются обязательства,

возникающие из государственных или муниципальных заимствований,

принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или

муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие

обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом

Российской Федерации или муниципальным образованием, обязательства третьих

лиц.

В этой же статье дается более узкое понятие – внутренним государственным

долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 98, в объем государственного

внутреннего долга Российской Федерации включаются:

- номинальная сумма долга по государственным ценным

бумагам Российской Федерации,обязательства, по которым выражены в валюте РФ;

- объем основного долга по кредитам, полученным Российской

Федерацией и обязательства,по которым выражены в валюте РФ;

- объем основного долга по бюджетным кредитам,

полученным Российской Федерацией;

- объем обязательств по государственным гарантиям,выраженным в валюте РФ;

- объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств РФ,оплата которыхв валюте РФ предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до

одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными

(свыше пяти лет до 30 лет).

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые

определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе

сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

[1]

Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации продекларировн порядок

обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации,

государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации,

муниципального долга

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств

Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации

производится ЦентральнымБанком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено

Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по

размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате

доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Выполнение Центральным Банком России, другим специализированным финансовым институтом

функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению

долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в

виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений,

заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным

Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента

государственных ценных бумаг.

Центральный Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию

государственного внутреннего долга безвозмездно.

Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации,

муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами,

законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного

самоуправления.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год» от 30.11.2011г. №

371-ФЗ установлен верхний предел государственного внутреннего долга

Российской Федерации на 1 января 2013 года в сумме 6 330 854 099,7 тыс. рублей.

Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и

методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми

обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не

приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга

Российской Федерации.

Обобщая изложенное, можно дать краткое определение внутреннего государственного

долга – это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов

государственных и не выплаченных по ним процентов.

Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета

государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его

доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия

денег и государственные займы. Последние осуществляются путем выпуска и

размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода

государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и

облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к

купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное

определение внутреннего долга.

Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из

классификаций – это способ пополнения государственной казны за счет займа

средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории

государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные

гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг.

Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок

в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др.

Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных

органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при

постоянном росте дефицита государственного бюджета.

Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты

процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют

повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства,

а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное

инвестиционное финансирование.

2.2.Структура и динамика внутреннего государственного долга.

 

таблица 2.

Структура и динамика государственного внутреннего долга (в части государственных ценных бумаг,номинированных в валюте РФ в период с 01.09.2012г. по 30.09.2012г.)

млрд.руб.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Виды гос. ценых бумаг по состоянию изменение гос.долга по состоянию

на 01.09.12 с о1.09.12 по 30.09.12 на 01.10.12

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ОФЗ-ПД 2015,700 22,688 2038,388

ОФЗ-АД 1048,584 1048,584

ГСО-ППС 521,550 132,000

ГСО-ФПС 132,000 132,000

ОВОЗ 90,000 90,000

итого 3807,834 22,688 3830,522

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

таблица 3.

Структура и динамика государственного внутреннего долга (в части государственных ценных бумаг,номинированных в валюте РФ в период с 01.09.2011г. по 30.09.2011г.)

млрд.руб.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Виды гос. ценых бумаг по состоянию изменение гос.долга по состоянию

на 01.09.11 с о1.09.11 по 30.09.11 на 01.10.11

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ОФЗ-ПД 1844,860 -25,521 1819,339

ОФЗ-АД 784,584 + 295,000 1079,584

ГСО-ППС 391,150 +30,000 421,150

ГСО-ФПС 132,000 132,000

ОВОЗ 90,000 90,000

итого 3242,594 299,479 3542,073

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сравнив данные таблицы 2 и 3,видно,что по состоянию на 01.09.12 и на 30.10.12 государственный внутренний долг возрос,по сравнению с тем же периодом 2011 года.

 

3.Внешний долг.

Согласно ст.98 п. 5 в объём государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ,обя-зательства по которым выражены в иностранной валюте;2)объём основного долга по кредитам,которые получены РФ и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям),привлечённым под государственные гарантии РФ;3)объём обязательств по государственным гарантиям Рф,выраженным в иностранной валюте.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год" от 30.11.2012 года №371-ФЗ установлен верхний предел государственного внешнего долга РФ на 1.01.2013 год в сумме 48,4 млрд.долларов США или 34,6 млрд. евро.

 

3.1 Первые государственные займы, планы их погашения

 

Российская система управления госдолгом стала складываться при Екатерине II, которая осуществила первый внешний государственный заем на сумму 7,5 млн. гульденов в 1769г. Целью займа было финансирование Русско-турецкой войны. Историки считают этот заем первым официальным внешним долгом России. В 1769г. был организован особый «Комитет уполномоченных для произведения денежных негоциации в иностранных землях», в компетенцию которого входило ведение всех дел, связанных с внешними займами. Комитет возглавил князь А.А. Вяземский, в состав комитета вошли русский посланник в Голландии князь А.А. Голицын и граф З.Г. Чернышев. Впоследствии этот комитет был переименован в комитет госдолгов. В 1784г. под руководством Вяземского был разработан первый в истории России конкретный план погашения внешнего долга к 1793г. Вяземский предлагал издать указ, «чтобы на платеж долга откладывать ежегодно потребныя суммы из госдоходов, не употребляя их никуда в расход», говорил о не-обходимости лучше учитывать валютный фактор, осу-ществляя накопление средств для погашения долга, когда курс рубля к основной валюте долга - голландскому гульдену будет более выгодным. Фактически речь шла о создании первого российского финансового резерва. Но реализации плана поме-шала II Турецкая война (1787-1791 гг.), заставив-шая прибегнуть к новым займам.

 

В 1792г. генерал-прокурор А.Н. Самойлов разработал новый план погашения всех внешних долгов в течение 15 лет. План был принят 23 июля 1794г. и предусматривал получение средств на погашение долгов в размере 4 млн. руб. ежегодно исключительно из внутренних источников - путем увеличения акциза на водку в размере 1 руб. с ведра. Однако и этот план не был реализован в части уплаты долгов, прибыль растворилась в госбюджете.

 

Еще при Екатерине II 11 мая 1796г. при комитете для разбора всех внутренних долгов была учреждена счетная экспедиция. Последняя в декабре 1796г. уже при Павле I в связи с упразднением самого комитета была преобразована в экспедицию для разбора и расчета го-сударственных долгов.

 

В 1797г. был разработан еще один проект погашения внешних госдолгов. Он также не был воплощен в жизнь, так как в 1798г. было принято решение о консолидации всех видов внешней задолженности. В связи с тем, что польские земли перешли в русское владение, а ими были обеспечены долги бывших польских королей и польского государства (около 16 млн. гульденов), Россия взяла на себя польские долги, объединив их с прежними русскими займами [25; 67].

 

В 1810г. при министерстве финансов была учреждена комиссия погашения долгов, которая должна была заниматься продажей государственного имущества для получения средств на погашение госдолга, а также обменом части государственного ассигнационного долга в облигации внутреннего процентного займа. В 1812г. комиссия была преобразована, она была сделана независимой от министерства финансов. Во главе ее был поставлен совет, в который вошли 3 члена Государственного Совета, 6 сенаторов и 10 выборных членов от петербургского, московского и рижского купечества.

 

Манифестом от 16 апреля 1817г. комиссия погашения долгов вновь была передана в непосредственное управление министерства финансов. 7 мая 1817г. для «высшего наблюдения» за комиссией погашения долгов и государственными банками был учрежден «Совет государственных кредитных установлений», который был независим от министерства финансов. Комиссия имела та-кие подразделения, как отдел срочных займов, серти-фикатный отдел или отдел удостоверений именной за-писи, купонный отдел, отдел бессрочных займов и вечных вкладов, доходный отдел [25; 67].

 

3.2 Первое государственное долговое агентство

 

Комиссия погашения долгов - первое государственное долговое агентство в России. Она осуществляла учет госдолга (внешнего и внутреннего), про-изводила прием, хранение и выдачу денег и ценных бумаг, оплату купонных доходов, взаимодействие с казначейством и другими го-сударственными органами, обеспечивавшими выплаты вкладчикам комиссии. Для операций по обслуживанию долга выделялись специальные ассигнования из бюджета. Манифестом 1817г. было предусмотрено выделение 40 млн. руб., а с 1818г. - 60 млн. руб. ежегодно «преимущественно перед всеми другими госрасходами». Комиссия занималась аккумулированием средств, поступающих от продажи госимущества, которые использовались для погашения долгов.

 

Важнейшим моментом в управлении внешней задолженностью стало учреждение в 1812г. «для наблюдения порядка в платежах, ясности и точности в счетах и для охранения прав каждого» при комиссии «общей книги всех обеспеченных государством долгов, срочных и бессрочных» - государственной долговой книги. В ней было 3 части: внешние долги, внутренние долги срочные, внутренние долги бессрочные. В каждом из этих разделов имелись подразделы. Так, во внутренних бессрочных долгах выделялись долги бессрочные обыкновенные; долги бессрочные на правах недвижимых имений, в долговой книге записанные; долги бессрочные неприкосновенные; родовые капиталы. Структура книги, просуществовавшая до 1918г., в связи с изменением классификации долгов менялась. Впоследствии в долговую книгу стали заноситься и по-явившиеся новые виды заимствований: гарантированные государством железнодорожные займы, городские займы и т.п. (за период с 1885 по 1912г. было выпущено 152 облигации). Эти облигации котировались на крупнейших европейских биржах (Лондонской, Парижской, Ам-стердамской и др.). Государственная книга внешнего долга воссоздана в РФ в 1994г. [25; 67].

 

3.3 Политика в области выпуска и размещения госзаймов

 

Выпуск новых займов в царской России был непосредственно в компетенции царя и министерства финансов. Министерство разрабатывало положение о займе, которое утверждалось «Высочайшим указом», и заключало соглашение с иностранными и российскими финансовыми структурами, занимавшимися размещением ценных бумаг. Но после революции 1905-1907 гг. и созыва Государственной Думы новая законодательная власть получила право утверждать заключаемый заем в каждом конкретном случае. Время и условия займа по-прежнему определялись «верховной властью».

 

Существенную роль играла агрессивная политика размещения российских займов за границей. Для обеспечения благоприятной информации о финансовом положении России, для оказания влияния на общественное мнение стран-кредиторов в 1895г. был создан «особый фонд» министерства финансов в 250 тыс. франков. Россия содержала в Берлине свое пресс-бюро, снабжавшее материалами 25 газет. Использовались и не совсем легальные методы продвижения ценных бумаг на зарубежные рынки: подкуп прессы, депутатов, видных политических деятелей, профсоюзных лидеров, для рекламной поддержки российских займов. В 1904г. на эти цели было истрачено свыше 3,3 млн. золо-тых франков. Крупные затраты на рекламу несли и сами банковские консорциумы, участвовавшие в распространении русских займов за границей. Работу по размещению займов во Франции координировал спецагент минфинансов России в Париже(в 1894-1917 гг.)А.Рафалович[25; 68].

 

Непосредственное отношение к управлению госдолгом имела и практика разработки обычного и чрезвычайного бюджетов. Чрезвычайный бюджет формировался из поступлений от внешних и внутренних займов и сумм, перенесенных из фондов каз-начейства, вкладов в Госбанк на вечное время, крупных единовременных поступлений от спе-циальных капиталов или от продажи крупной госсобственности, сумм, возвращаемых частными железнодорожными обществами в погашение выданных государственных ссуд. Доля чрезвычайных ресурсов в общих доходах российского бюджета в 1860-1916 гг. колебалась от 4 % до 75%. Удельный вес доходов от займов в чрезвычайных доходах сильно колебался, доходя до 90%-95%.

 

Чрезвычайный бюджет использовался для финансирования строительства железных дорог и портов, на военные потребности, выдачу ссуд частным железнодорожным обществам, погашение беспроцентного долга, вы-полнение военных обязательств, ликвидацию последствий народных бедствий (неурожаев, эпидемий). В связи с началом Пер-вой мировой войны значение чрезвычайного бюджета сильно возросло. При благоприятном финансовом поло-жении часть чрезвычайного бюджета шла на досрочную оплату госзаймов. Платежи же по займам (проценты и погашение) шли за счет обыкновенного бюд-жета. Если чрезвычайные доходы не покрывали чрезвы-чайных расходов, дефицит ликвидировался за счет ос-татков свободных средств из обыкновенного бюджета и остатков средств прошлых лет чрезвычайного бюджета [25; 68].

 

3.4 Особенности долговой политики царской России

 

К особенностям долговой политики можно отнести гибкое сочетание внешних и внут-ренних заимствований. В связи с неблагоприятны-ми условиями на европейских денежных рынках 25 марта 1809г. был издан указ, который определил главные условия размещения внутренних займов. Они осуществлялись в разнообразных формах - путем выпуска облигаций, бумажных ассигнаций, эмиссии процентных кредитных, непрерывно-доходных, металлических и других банковских билетов государственными банками. Для внутренних, железнодорожных гарантированных или городских займов кроме номинальной стоимости в рублях устанавливались стоимостные паритеты облигаций в иностранной валюте. В 1890-е годы рублевые облигации городских займов Москвы размещались в России и в Германии. Не существовало никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних займов для иностранцев. Ввиду международного характера российских займов, курсировавших в различных типах валют, их купоны можно было реализовать в том месте, где обмен был наиболее выгодным.

 

Правительство активно влияло на политику заим-ствований частных компаний. Их выход на международные финансовые рынки согласовывался с министерством финансов, которое участвовало в подписании соответствующих соглашений с иностранными банками. Особый порядок существовал и для выдачи госгарантий по частным ценным бумагам. Предоставление гарантий не было безвозмездным. Железнодорожные общества за гарантию должны были перечислять государству от половины до 2/3 своей чистой прибыли.

 

Информация о госдолге в царской России со второй половины XIX века стала достаточно транспарентной и доступной для инвесторов и аналитиков. Комиссия регулярно издавала сборники «узаконений и распоряжений», сборники «Займов правительственных или гарантированных правительством, котирующихся за границей» (с 1886г. по 1917г. было выпущено 25 сборников), списки долгов, занесенных в долговую книгу. Это способ-ствовало повышению авторитета России как добросовестного заемщика.

 

По величине госдолга до Первой мировой войны Россия занимала второе место после Франции. Внешний же его долг был самым большим в мире. Из развитых стран суверенный внешний долг кроме России имела только Япония, остальные государства-должники были зависимыми и полуколониальными. По ежегодным выплатам на обслуживание суве-ренного долга (около 0,4 млрд. рублей) Россия также опережала всех.

 

Рост внутреннего и внешнего долга существенно увеличился в го-ды Первой мировой войны. За три военных года внешние заимствования страны увеличились в 2,5 раза по сравнению с довоенным временем. Претерпела изменения и структура внешнего долга. Наибольшие кредиты нашей стране предоставили Англия, Франция, США и Италия. Вой-на привела к увеличению заимствований и на внутреннем рынке. К 1916г. доля госрасходов, покрываемых за счет внутренних займов, превысила 33%.

 

Обычно принято сопоставлять размер долга с государственным бюджетом. В начале XX в. Россия имела один из самых больших бюд-жетов в мире, который почти на 70% складывался за счет поступлений от винной монополии, госпредприятий и использования госимущества. Доля расходов на обслуживание госдолга в общих расходах бюджета была относительно небольшой - 17%. У развитых европейских стран (Италии, Германии) этот показатель доходил до 30%, хотя в абсолютном выражении размер долга у них был значительно меньше российского. Как и в других странах, в России не было официального разделения долга на внутренний и внешний в связи с отсутствием для этого какой-либо экономической или правовой основы. Формально выпускались займы, рассчитанные на внутренний рынок и ориентированные на иностранных инвесторов. Однако не сущест-вовало ограничений на приобретение иностранных бумаг гражданами России и внутренних долговых обязательств нерезидентами.

 

В дореволюционный период российское государство с целью привлечения кредитных средств в бюджет выпускало следующие обя-зательства: краткосрочные (от 3 месяцев до 1 года номиналом не вы-ше 500 рублей), долгосрочные (до 50--80 лет); бессрочные. Основу госдолга составляли долгосрочные и бессрочные долговые обязательства.

 

Российское правительство получало государственные кредиты на различные цели, связанные с крупными инвестиционными проекта-ми (например, строительство железных дорог), борьбой с неурожаями и засухами, ведением войн, осуществлением реформ в экономике (например, Столыпинской земельной реформы в 1906--1910 гг.).

 

В 1825г. госдолг России составлял около 358 млн. рублей и был примерно равен годовому бюджету государства, а в 1855г. - превышал бюджет более чем в 2 ра-за (доля заграничных долгов - 28,5%, а внутренних - 71,5%).

 

Внутренний и внешний долг России на 1 января 1914г. состоял из государственных и гарантированных правительст-вом процентных бумаг, находящихся в обращении внутри страны и за границей. Из 12744 млн. рублей гособяза-тельств на внутренний долг приходилось 7264 млн. рублей (57%), а на внешний - 5480 млн. рублей (43%). Госдолг России превышал доходную часть бюджета 1913г. (3453 млн. рублей) в 3,7 раза. Процентные платежи по нему в сумме 389 млн. рублей составляли 11,5% расходной части бюджета 1913г. (3383 млн. руб-лей), а по внешнему долгу -5,7% (194 млн. рублей).

 

В таблице 4 приведены данные, позволяющие сравнить структуру государственного долга дореволюционной России и сегодняшнего дня.

 

Таблица 4

 

Структура государственного долга органов госуправления Российской империи и Российской Федерации

 

Показатель

 

Российская империя*

 

Российская Федерация***

 

Госдолг, млрд. долл.

 

6,5

 

128,5

 

В том числе:

 

внутренний

 

3,7

 

20,0

 

внешний

 

2,8

 

108,5

 

Госдолг, уд. вес в %

 

100,0

 

100,0

 

В том числе:

 

внутренний

 

57,0

 

15,0

 

внешний

 

43,0

 

85,0

 

Обслуживание госдолга, млрд. долл.

 

0,2

 

9,0

 

В том числе:

 

внутреннего

 

0,1

 

2,0

 

внешнего

 

0,1

 

7,0

 

Обслуживание госдолга, %

 

100,0

 

100,0

 

В том числе:

 

внутреннего

 

50,0

 

20,0

 

внешнего

 

50,0

 

80,0

 

Доходы федерального бюджета, млрд. долл.

 

1,77

 

70,0

 

Отношение госдолга к доходам федерального бюджета, раз

 

3,7

 

1,9

 

Доля затрат по обслуживанию госдолга в расходной части бюджета, уд. вес в %

 

11,5

 

13,0

 

* Госдолг в долларах США по официальному курсу 1913г.: 1 долл. = 1,95 кред. руб.

 

** Госдолг в долларах США по текущему валютному курсу на 1 января 2003г.: 1 долл. = 31,8 руб.

 

Вся история российского госдолга свидетельствует о том, что Россия пользовалась неизменным доверием на международном рынке. В течение почти 150 лет у царской России имелись лишь единичные случаи нарушения условий выполнения иностранных займов. Доверие к российскому государству как к суверенному заемщику было связано с наличием у него большого золотого запаса, который за 30 лет перед Первой мировой войной увеличился в пять раз (август 1914г. - 1744 млн. золотых рублей, первое место в Европе по величине золотого запаса). Россия выступала в роли гаранта займов, предоставляе-мых другим государствам. Например, по от-ношению к Греции в 1833г., Китаю, Турции и др. стран [25; 70].

 

В Российской империи госкредит обрел заметную внешнюю направленность в период деятельности министра финан-сов Вышнеградского (1887--1892). Активно проводил политику внешних госзаимствований и министр финансов С. Ю.Витте (1892-1902).

 

XIX в. принято считать временем превращения России в одного из крупнейших в мире должников и одновременно периодом освое-ния инструментов управления госдолгом.

 

Выпуск ассигнаций был основной формой государственного кре-дита в начале XIX столетия. В соответствии с манифестом императора Павла I ассигнации были признаны госдолгом. Впоследствии они частично были выкуплены с целью уничтожения. Постепенно ассигнации были изъяты из обращения и заменены государственными кре-дитными билетами. С прекращением выпуска ассигнаций центр тяжести в финансовой политике был перенесен на внутренние заимствования через механизм выпуска облигаций. Внутренние займы 1817--1818 гг. явились началом систематических прямых заимствований государством средств у населения. Конец XIX в. считают периодом максимального поступления в бюджет средств за счет заимствований. На начало XX в. государственный долг России составлял 6 млрд. 210 млн. золотых рублей. [26; 111].

 

Глава 4. Состояние и динамика государственного долга

 

После Октябрьской революции советское правительство по существу объявило суверенный дефолт, поскольку отказалось платить по долгам царской России как иностранным, так и отечественным держателям государственных ценных бумаг (сумма взятых займов - 15 млрд. рублей по золотому курсу на начало 1917г.). Это - точка отсчета новой кредитной истории России, когда был официально при-знан внутренний госдолг (1992г.).

 

Широко распространено мнение, будто основным долговым бременем для России является долговое наследие СССР. Но недостаточно изучается новый долг, который трактуется как "встроенный стабилизатор" экономики. России действительно достался крупный внешний долг СССР. Однако и суверенный велик. Причем быстро растет внутренняя составляющая, что, противоестественно в ситуации улучшения в экономике и перехода к профицитным бюджетам. Ведь долг - это источник покрытия дефи-цита, но ежегодно по факту профицит значительно превосходит предусмотрен-ный законом о бюджете. Его суммарная величина за 2000-2002 гг. - 462,2 млрд. руб., на 2003-2004 гг. соответственно - 72,15 и 83,4 млрд. руб. Офици-ально декларируется улучшение структуры долга, но на инвестиции прак-тически не используются ни внутренний долг, ни внешние заимствования [18;30].

 

Формы, инструменты, механизмы реализации госкредита претерпевали существенные изменения по мере корректировки курса экономической политики советского правительства. Однако на протяжении всего советского периода государство активно использовало госкредиты в таких формах, как:

 

облигационные займы (часто принудительные) для различных

социальных слоев населения;

 

займы, размещаемые на предприятиях путем принудительно-

го включения государственных ценных бумаг в так называемые запасные и резервные капиталы предприятий и организаций (в 1929г. их

доля составляла почти 52% объема государственного внутреннего

долга);

 

гарантированные правительством займы государственных уч-реждений и местных органов власти;

 

перевод в государственные займы части вкладов населения в

гострудсберкассах;

 

кредиты Государственного банка.

 

Период с 1975 по 1986г. характеризовался стремительным воз-растанием объема внутреннего государственного долга в нашей стра-не. Колоссальные потребности бюджета на финансирование гонки вооружений, экономические реформы, ликвидацию экологических потрясений, природных катаклизмов, социальные программы, подъ-ем сельского хозяйства, незавершенное строительство могли обеспе-чиваться только при использовании заемных ресурсов. При дефиците государственного бюджета этого периода в практику прочно вошли кредиты Государственного банка СССР. К 1990г. впервые была обнародована сумма внутреннего госу-дарственного долга в размере 400 млрд. рублей (в 1975г. он составлял 62,4 млрд. рублей, в 1980г. -- 156 млрд. рублей, в 1992г. -- 940 млрд. рублей).

 

4.1 Советский долг

 

В 1950-е гг. внешние заимствования использовались в узких пределах: в форме краткосрочных и среднесрочных кредитов для финансирования импорта в относительно благоприятных условиях роста экономи-ческого потенциала страны, смягчения международной напряженности.

 

В 1960-е гг. при оплате импортного оборудования для крупных объектов активно привлекались прямые долгосрочные кредиты западных банков. В 1964-1965 гг. Внешторгбанк СССР заключил с английскими, французскими и итальянскими банками 9 долгосрочных соглашений о банковских кредитах сроком на 10 - 15 лет на общую сумму 480 млн. руб. Страна нуждалась в технологическом оборудовании для химической и легкой промышленности, развитие которых рассматривалось как важный фактор роста благосостояния. За счет кредитов оплачивалось 85% всех поставок, остальные 15% - из собственных средств. Такая практика стала устойчивой, что позволило постро-ить многие крупные промышленные предприятия, игравшие структурообразу-ющую роль в своих отраслях и ускорившие экономический подъ-ем. В 1966г. в СССР было подписано семь новых кредитных соглашений на общую сумму 449 млн. руб. Предусматривалась оплата товарных поставок и услуг, прежде всего, автомобильного концерна "Фиат" для строящегося автогиганта в Тольятти. Итальянский кредит объемом 333 млн. руб. предоставлял-ся Внешторгбанку на 14 лет из расчета 5,6% годовых. Затем была апробирована новая форма сотрудничества - компенсационные сделки по привлечению инвестиционных целевых кредитов на срок 10-15 лет, которые погашались поставками необходимой зарубежным партнерам продукции после вступления в строй предприятий, построенных с помощью кредитов.

 

Крупные займы - сделка "газ - трубы" - предоставили СССР запад-ноевропейские банки для покрытия импорта оборудования, труб для строительства газопровода в 1970-е гг. Реализация ее обес-печила поставки природного газа в ФРГ, Италию, Францию и Австрию, для чего СССР получил кредиты на 11 млрд. долл. В числе других кредитных сделок 1970-1980-х гг. - обеспечение ресурсами строитель-ства мощностей по производству аммиака и трубопровода до Одесского порта, автозавода в Набережных Челнах. Компенсационные сделки гарантировали возвратность кредита. По всем формам кредитования СССР был надежным партнером.

 

Начиная с 1960-х гг. целевые кредиты СССР предоставлялись государствами - членами СЭВ. В 1960-1980-е гг. было заключено более 20 многосторонних соглашений о сотрудничестве с использованием долгосрочных целевых кредитов: для строительства карьера по добыче фосфоритов в Кингисеппе, Никопольского, Ермаковского и Зестофанского заводов ферросплавов, Усть-Илимского целлюлозного завода, Киембаевского асбестового горно-обогатительного комбината, дополнительные мощности по добыче и переработке железосо-держащего сырья в Криворожском бассейне и районе КМА, построены Хмельницкая АЭС, линия электропередач Хмельницкая АЭС - Жешув (ПНР), Винница (СССР) - Альбертирша (Венгрия), Южно-Украинская АЭС - Исакча (Румыния), газопроводы Орен-бург - Западная граница СССР.

 

Названные формы сотрудничества имели и негативные послед-ствия - способствовали наращиванию сырьевого экспорта, который, хотя и превращался в основной источник финансирования экстенсивно развиваю-щейся экономики, но противоречил интенсивному наукоемкому росту. Это особенно проявилось после нефтяного кризиса 1972г. Многократное повыше-ние цен на нефть и другие сырьевые товары, при сохранении тенденции в течение 15 лет, потенциально позволяло получить в 1970-е - начале 1980-х гг. дополнительно около 200 млрд. долл. В конце 1980-х гг. экономическое положение СССР быстро ухудшалось. Резко сократились золотовалютные резервы - с 15,3 млрд. долл. в 1988г. до 7,6 млрд. долл. в 1991г. В 1990г. было продано золота на 2,7 млрд. долл. и в 1991г.- на 3,8 млрд. долл. Для решения платежных проблем непомерно тратились золотые запасы государства: если в середине 1980-х гг. они составляли около 2,5 тыс. т, то к концу 1991г. - всего 240 т, достигнув небывало низкого уровня за всю историю России XX в. Нарастали инфляционные процессы. В 1991г. кризис стал глубже и масштаб-нее: экспорт нефти сократился на 50%, снижение валютных резервов диктова-ло свертывание импорта. Давало о себе знать падение к 1986г. цены экспорти-руемой нефти (до 10 долл. за баррель, в конце 1970-х гг. она составляла 30 долл.) и газа. Экономические трудности диктовали внешние заимствования при необходимости скорейшего погашения прежних, поскольку процентная ставка по кредитам достигала в среднем 8% годовых. Выплаты задолженности ослож-нились весной 1990г., когда впервые несколько всесоюзных внешнеторговых объединений допустили просрочку платежей и в результате иностранные фирмы потребовали перехода на аккредитивную форму расчетов. Внешэкономбанк СССР, обслуживавший внешнеторговые операции в СССР, 19 ноября 1991г. объявил о своей непла-тежеспособности, а иностранные коммерческие банки практически прекра-тили предоставлять кредиты без гарантий правительства. В 1990 - 1991 гг. было получено внешних займов на 7,5 млрд. долл. уже под его гарантии. Положение несколько улучшилось вследствие выхода СССР в 1988г. на рынок еврооблигаций, где в 1988-1992 гг. было размещено ценных бумаг на 1,9 млрд. долл. [18;32].

 

Хотя с 1970г. - 1980г. внешняя задолженность страны выросла в 16 раз (с 1,6 до 25,2 млрд. долл.), объем долга был умерен-ным. Ситуация обострилась после 1985г.: в начале 1986г. СССР занимал 12-е место по размеру внешнего долга (после Польши, Аргентины, Египта, Ин-дии, Мексики, Бразилии, Китая, Венесуэлы, Индонезии, Южной Кореи и Тур-ции), а к 1992г. - второе после Бразилии. Отношение внешнего долга к экспор-ту поднялось с 52% в 1987г. до 164% в 1993г., а к объему ВВП - с 8 до 29%. Увеличивались заимствования у правительств иностранных государств. Доля кредиторов - правительств других стран выросла с 3,9% в 1987г. до 14,3% в 1991г. и 65,4% в 1993г. Это было обусловлено сокращением коммерческого кредито-вания, переоформлением части обязательств, в том числе просроченной кредиторской задолженности перед бывшими соцстранами, в задолженность перед государством. В связи с этим несколько улучшилась структура долга (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Структура внешнего долга СССР по видам задолженности (в млрд. долл.)

 

1987г.

 

1989г.

 

1991г.

 

Весь долг.

 

%

 

29,8 77,7

 

1,7

 

4,4 28,1 73,3

 

53,9 100 35,7 66,4

 

2,2 4,08 33,5 62,32

 

67,9 100 55,3 81,4

 

9,7 14,1 45,6 67,3

 

Долгосрочный долг.

%

 

В том числе кредиторам:

официальным

 

%

 

частным

%

 

Источник:World Debt Tables за соответствующие годы; Business Moscow News.1994. №50-51. P.19

 

4.2.Распределение государственного долга СССР

 

Распад СССР диктовал необходимость обоснованного распределения госдолга СССР. Итогом первого этапа этой работы было определение расчетных долей бывших республик СССР по ряду параметров. Следовало распределить порядка 81 млрд. долл. Из них на Россию приходилось около 49 млрд. долл. Однако этот проект реализован не был. К дележу долга подключилась "семерка". Не обошлось без давления со стороны ЕС. 28 октября 1991 года от имени Союза и восьми союзных республик в Москве был подписан Меморандум о взаимопонимании, который в ЕС рассматривался как предварительное условие для предоставления России финансовой помощи, поскольку в ЕС в перспективе ее видели как правопреемницу долга СССР. России было обещано предоставление отсрочки платежей по внешнему долгу СССР. Союзные республики принимали на себя "совместную и солидарную ответственность" по внешнему долгу СССР, т.е. все республики отвечали за погашение всего долга СССР. Если одна из них не платит, за нее это должны сделать остальные. Если же не платят республики, то Россия одна должна была обслуживать весь союзный долг.

 

Под Меморандумом первоначально поставили подпись только восемь республик, а три прибалтийские отказались, мотивируя это их насильственным присоединением к Союзу. Было решено пойти на "нулевой вариант" - передать России ответственность по внешнему долгу и права на внешние активы СССР (долги иных стран перед СССР). Это для России было невыгодно, ибо внешние активы значились за неплатежеспособными государствами. Первые соглашения о "нулевом варианте" были подписаны летом 1992г. с Беларусью, Туркменистаном и Кыргызстаном. В 1992г. главы СНГ подписали документ об отказе от многосторонних форм и механизмов управления союзным долгом и активами, вследствие чего все расчеты переводились на двусторонний уровень. В ноябре 1992 года было подписано соглашение с Узбекистаном и протоколы о "нулевом варианте" с Арменией, Казахстаном, Молдовой и Таджикистаном, согласно которым долги и активы передавались РФ в управление на неопределенный срок.

 

В сентябре - октябре 1992г. представителям "семерки" и Парижского клуба кредиторов удалось навязать России схему ее единоличной ответственности по долгам СССР. Россия оказалась единственным полномочным представителем большинства правопреемников СССР в отношениях с Парижским и Лондонским клубами кредиторов, столк-нувшись с трудностями оценки реальной стоимости государственных финан-совых активов в форме госкредитов, представленных Советским Союзом в основном странам социалистической ориентации. Существенная часть кредитов выделялась на основе политических решений под поставку военной техники и оружия, а суммы кредитов учитывались в переводных рублях. В странах-должниках СССР сменились политические режимы, так что требовались длительные переговоры для признания долгов.

 

 

4.3.Структура внешнего государственного долга по состоянию на 1.10.2012 год.

 

таблица 5.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

категория долга млн.долларов США млн. евро

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Гос.долг РФ 40 544,8 31 354,8

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задолженность перед официальными

кредиторами-членами Парижского

клуба 385,0 297,7

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задолженость перед официальными

кредиторами- не членами Парижского

клуба 1 131,1 874,7

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задолженность перед официальными

кредиторами-бывшими странами СЭВ 984,0 761,0

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Коммерческая задолженность

бывшего СССР(Лондонский клуб) 55,9 43,2

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задолженность перед международными

финансовыми организациями 2 097,0 1 621,7

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задолженность по внешним облигаци-

онным займам 34 910,4 26 997,5

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задолженность по ОВПВЗ 10,7 8,3

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Государственные гарантии РФ

в иностранной валюте 970,7 750,7

===========================================================================

 

График предстоящих выплат по внешнему долгу Российской Федерации по состоянию на

1.07.2012 года:проценты

таблица 6.

(млн.долларов

США)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

сроки платежей

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

7.2012 8.2012 9.2012 10.2012 11.2012 12.2012

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

всего 1719 1781 2695 2370 1662 2110

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Органы гос.управления 52 30 739 301 7 159

Федеральные органы

управления 51 28 736 274 4 156

Новый российский долг 51 28 736 274 4 148

Долг бывшего СССР 0 8

Субъекты РФ 1 1 3 27 3 3

Органы денежно-кредитного

регулирования 3 3

Банки 632 654 643 563 543 527

Прочие секторы 1035 1095 1314 1507 1109 1424

==============================================================================

 

4.Заключение

Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд осонвных бюджетных понятий,которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга.

Бюджетный дефицит-это превышение расходной части государственного бюджета над доходами бюджета.

Большинство правительств,как развитых так и развивающихся стран не могут покрыть доходами своих расходов,сводя госбюджет с дефицитом на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Непосредственным итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма за минусом бюджетных излишков -государственный долг.

Существуют различные экономические методы,применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

Существуют два различных способа,которыми федеральное правительство может финансировать дефицит:за счёт займов у населения (посредством продажи процентных бумаг,или за счёт выпуска новых денег его кредиторам).Встаёт вопрос,что является наиболее предпочтительным в покрытии инфляционных кризисных отрывов-правительственные расходы или налоги?В значительной степени этот вопрос решается по разному,в зависимости от взглядов и величины государственного сектора.

Существует три различных подхода к решению проблемы сбалансированности бюджета:

1.Ежегодно балансируемый бюджет;

2.Бюджет балансируемый на циклической основе;

3.Концепция функциональных финансов.

Современная фискальная политика признаёт использование бюджетных дефицитов для целей стабилизации экономики.А это может привести к образованию и росту государственного долга.

Важнейшим критерием для принятия решений об использовании того или иного средства платежа должно выступать соотношение их цен,как в момент платежа,так и в прогнозируемой перспективе.Использование для целей обслуживания и погашения долга более дешевыхсредств платежа при дальнейшем их неизбежном удорожании,к тому же при наличии более дорогих альтернатив,является неоптимальным и ведет к существенным экономическим потерям.

Задачи обеспечения экономического роста и интеграции в мировое хозяйство требуют от законодательной власти перехода на общепризнанные методические стандарты,разработанные,в частности,МВФ,Всемирным банком.Если для национального банка первостепенное значение приобретает деление государственного долга на рублевую и валютную составляющие,то для правительства крайне важно четко контролировать связь государственного долга с бюджетным дефицитом и источниками его покрытия.

Величина дефицита государственного бюджета отражает,как правило,размеры дефицита всеы системы государственных финансов:бюджета центрального правительства,региональных и местных бюджетов,бюджета системы социального страхования.Среди способов финансирования дефицита бюджета наиболее инфляционным является его финансирование за счет увеличения активов национальных денежных властей безотносительно к тому,каким конкретно образом это происходит -путем прямого эмиссионного кредитования правительства или в результате приобретения государственных ценных бумаг.

В качестведенежных властей выступают органы,ответственные за денежную эмиссию и денежное обращение,-центральные банки,валютные комитеты,в редких случаях сами правительства,если это предусмотрено соответствующим законодательством.

Величина дефицита государственного бюджета в известной мере является производной от экономического и политического положения страны и в то же время в немалой степени его и предопределяет.

 

 

Литература:

1.Бюджетный Кодекс РФ;

2.Федеральный закон"О федеральном бюджете на 2012 год" от 30.11.2011 №371-ФЗ;

3.Экономика России:учебное пособие.-М.:Юристъ,2002г.,320с.;

4.Борисов Е.Ф. Экономическая теория:учебник.-М.:Юристъ,2002г.,568с.

5.Минфин России:таблица ежемесячных значений;

6.www.cbr.ru/statistics.

 


<== предыдущая | следующая ==>
ГОСТ Р 52289-2004 | Вопрос 1. Предметом экономической статистики является качественно-количественная сторона жизнедеятельности общества

Date: 2015-07-23; view: 14183; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию