Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прагматические основы использования достижений психологического тестирования для развития творческой личности, ученого





Истоки психологического тестирования в глубокой древности. К тестированию вполне можно отнести все обряды инициации или испытания для перевода ребенка во взрослую жизнь (юноши, не выдержавшие их, не становились мужчинами и жили потом на женской половине.) Современное тестирование берет начало в XIX в., когда возник общественный интерес к пониманию и разведению феноменов умственной отсталости и душевной болезни. В 1836 г. Эспироль попытался провести это отличие через различное использование языка. В 1882 г. Ф. Гальтон начинает практику количественного антропологического измерения человека (острота зрения, мышечная сила, время реакции и др.). В 1890 г. Д. Кеттелл ввел понятие «умственный тест». В начале ХХ в. французским правительством была поставлена задача провести объективное разделение находящихся в интернатах отсталых детей по уровню их умственного развития. С 1904 по 1912 гг. этими вопросами занимались А. Бине и Симон. Они создают – в критике неоправданного внимания к исследованию сенсорных функций для определения умственных качеств – первые близкие к современным тестам задания. В их тест входили 30 заданий, соотносимых с возрастающей шкалой трудности. Уровень трудности был определен эмпирическим путем проведения этих тестов на 50 нормальных детях в возрасте от 3 до 11 лет с участием нескольких умственно отсталых детях и взрослых. В тестах акцент был сделан на способность к суждению, пониманию, рассуждению. В итоге тесты были распределены по уровню сложности, где «уровень трех лет» означал тесты, с которыми справлялись 80-90 % нормальных детей трехлетнего возраста. Отсюда же выводился «умственный возраст» испытуемых. В 1917 г. широкую известность получило групповое тестирование, которое проводилось в США для очень быстрой классификации 1,5 млн новобранцев по их мыслительному уровню, для распределения по родам войск, принятия наиболее способных в лагерь для подготовки офицеров. Американские психологи использовали все известные к тому времени наработки в области психологического тестирования и впервые ввели задачи с множеством выбора. Часть задач носила невербальный характер, поскольку ряд новобранцев были неграмотными или иностранцами. В результате были быстро и качественно выделены наиболее умственно развитые (альфа) и все остальные (бета). Успех армейского тестирования привел к тому, что в США в 1920-х гг. начинается бум прикладного использования тестирования. С этого времени психологическое тестирование стало достаточно популярно, и теперь оно широко используется во многих странах. В СССР психологическое тестирование, практически, не применялось, поскольку в философии и психологии господствовали представления о главенстве социального над биологическим. Сейчас в России, несомненно, растет внимание и использование психологических тестов.

На вопрос о возможности использовать психологическое тестирование для развития творческой личности, ученого, прежде всего, нужно дать отрицательный ответ. Во-первых, специалисты отмечают, что существующие тесты на определение творческих способностей не могут считаться надежными и объективными. Во-вторых, все другие психологические тесты, принципиально, исключают возможность как-то затронуть проблему творчества. Суть тестов провести сравнение людей по тем или иным четким основаниям, например, по способности запоминать один и тот же материал, за одно и то же время (тест на оперативную память). Результат так же должен быть однозначным – испытуемый сравнительно быстро/медленно запоминает этот материал. Тематика творчества здесь никак не отражается. В-третьих, если в тестировании затрагивается много переменных и результат дает общий итог, то последний может скрыть истинную талантливость, гениальность. Поясняющим примером может быть школьный аттестат. Формально, отличный аттестат лучше, чем аттестат троечный. Но этот формальный результат прячет содержательные знания о том, что этот троечник демонстрирует выдающиеся достижения в математике. В случае, если прием на математические специальности будет ориентироваться на формальные, общие результаты, то этот возможный будущий талантливый математик не поступит в вуз. В этом плане поиск и защита творческих личностей должны весьма насторожено относиться к психологическому тестированию. Примером последнего может служить деятельность одного талантливого ученого и организатора науки. Он с пристальным внимание относился к людям, показывающим провальные результаты по общему результату проверок, но блестящие – по одному, двум конкретным тестам, направлениям. Такие результаты давали этому научному организатору повод предполагать, что в этом одном, двух направлениях данный человек может очень многого достичь.

Полученный отрицательный ответ был бы окончательным, если бы дело касалось художественного творчества, возможно, творчества вообще. Но основой предмет нашего интереса – научное творчество. В этом случае, нам кажется, что мы обедним себя, если полностью исключим достижения психологического тестирования из поля нашего зрения. Другое дело, что мы должны очень точно разъяснить с какими ограничения, на каких условиях и в расчете на что мы может к нему обращаться. Введение психологического тестирования в курс МНТ, в тематику личностных основ творчества, прежде всего, не должно упускать из виду полученный выше отрицательный ответ, а именно, все результаты психологического тестирования не имеют никакого объективного значения для выявления творческих способностей. Но можно настаивать на том, что для молодого ученого и, вообще, для деятельности обычного успешного ученого (который не станет нобелевским лауреатом) обращение к психологическому тестированию будет иметь положительное значение. Это позволит молодому ученому, во-первых, более точно понять, узнать себя, во-вторых, получить объективную возможность для определенного развития или корректировки, системной реорганизации и для временного (возможно, всю жизнь продолжающегося) наблюдения за своими психологическими свойствами, характеристиками, в-третьих, получить возможность объективного сравнения себя с другими людьми, молодыми учеными, в-четвертых, быть готовым к ситуации, когда при приеме на работу будут задействованы психологические тесты, или когда в дальнейшей деятельности молодых ученых, они столкнутся с проблемой возможного применения тестов по отношению к другим молодым ученым, в-пятых, обогатить свое знание важным материалом, касающимся общих и конкретных вопросов психологического тестирования. В целом, в данном случае уместно сравнить использование достижений психологического тестирования для творческой жизни с занятиями физкультурой, которая, конечно, не гарантирует успеха в спорте больших достижений, но выступает подспорьем для возможных спортивных успехов.

Для поддержки, оптимизации научной, творческой деятельности полезными будут следующие группы психологических тестов: тесты на творческие способности, тесты на интеллект, тесты на психологические способности, тесты на практический интеллект и тесты на личностные особенности. Что касается тестов на творческие способности? Мы уже указали, что они не дают объективного знания. Но наряду с этим нужно признать их общую полезность будировать, освежать мысль. Особенно эффективно использовать их в группах, когда к решению проблем подключается соревновательный азарт. Что касается тестов на интеллект? Применительно к ним отметим общую полезность получения сопутствующей информации о психологических разработках понятия «интеллект». На вопрос, что такое интеллект, можно получить классический ответ Г. Айзенка – что измеряют с помощью теста на интеллект. Когда удивление от такого ответа пройдет, можно оценить его прагматическую ценность, когда интеллект определяется через точно обоснованные, проверяемые в опыте конкретные задания. До сих пор не решен вопрос, имеем ли мы один интеллект или интеллект это собирательное понятие для множества психологических способностей. В литературе выделяется до 120 независимых факторов интеллекта. Отразить и учитывать такое количество переменных вряд ли возможно. Поэтому в тестах на интеллект (общий интеллект) обычно используют задания на три признанных, достаточно независимых аспекта интеллекта: визуальный, математический (логико-математический), вербальный. Что касается тестов на психологические способности? Эти тесты – тесты на внимание, различные виды памяти, работоспособность и т.д. – органично понимать как тесты, позволяющие более точно и конкретно узнать о тех успехах и неудачах, которые выявились в ходе выполнения тестов на интеллект. На основе такого знания уже можно предпринимать определенные действия на улучшения ситуации. Что касается тестов на практический интеллект? Совсем недавно стали появляться авторы, подвергающие сомнению связь между классическими тестами на интеллект и профессиональной успешностью. Классический тест на интеллект они назвали тестом на «академический интеллект», измерение которого, может быть, помогает узнать, как успешно человек будет учиться в вузе, но не как успешно человек будет работать. На работе, в реальной жизни, подчеркивают эти авторы, требуются не академический, а практический интеллект, который, например, позволяет человеку успешно общаться, что никогда не исследовалось в рамках академического интеллекта. Без всякого сомнения, молодым ученым будет весьма полезно пройти и обсудить данные тесты. Что касается тестов на личностные характеристики, особенности? Как правило, хорошие, солидные тесты на личностные характеристики, особенности достаточно объемны и требуют значительного времени и сил на проведение и анализ результатов. Это выходит за рамки необходимости и возможности курса творчества. Но, нам кажется, что молодым ученым весьма полезно иметь в виду и как-то обращаться к существующим огромным пластам психологической информации по данным вопросам. Не исключено, что при дальнейшем развитии курса МНТ часть находящейся там информации будет уже в полной мере задействована. К примеру, учение К.Г. Юнга о четырех типах людей, различающихся тем, какая из психических функций (мышление, ощущение, чувство, интуиция) является у них преобладающей, и, с необходимостью, отмечающих в мире разное.

 

Date: 2015-07-22; view: 382; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию